Формирование гибких компетенций через программу «Летняя гроссмейстерская шахматная школа»
статья

Статья рассказывает о формировании гибких компетенций через дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу "Летняя гроссмейстерская шахматная школа", подготовленную педагогами по шахматам ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_letnyaya_grossmeysterskaya_shkola_shahmat.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование гибких компетенций через программу

 «Летняя гроссмейстерская шахматная школа».

Каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников. Компьютерные игры, сон, бесцельные прогулки с друзьями во дворе и социальные сети – вот основные занятия школьников на каникулах. А ведь этот период наиболее благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Необходимо это время занять такими видами деятельности, которые, с одной стороны, позволят закрепить полученные во время учебы культурные и нравственно-эстетические навыки, а с другой стороны, дать учащимся возможность выбирать понравившийся вид деятельности и через него формировать взгляды на жизнь, на восприятие окружающего мира.

Педагоги нашего клуба столкнулись с проблемой, чтов начале учебного года приходится тратить много времени на повторение ранее пройденного материала, т.к.  в каникулярный период дети, практически самостоятельно не занимаются. При этом в это же время начинается календарный план соревнований. Соответственно дети показывают худший результат, чем показывали в конце учебного года. Поэтому стали думать о непрерывности  образования во время летних каникул. Требование к обеспечению непрерывности занятий, призванных обеспечивать прогрессирование уровня подготовленности спортсменов, возникает, в первую очередь, из-за необходимости наслоения следовых эффектов, вызванных отдельными упражнениями, целыми занятиями и сериями занятий с целью закрепления и их усиления. Так появилась дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Летняя гроссмейстерская шахматная школа», которая является логическим дополнением к программам шахматного клуба "Петровская Ладья" ГБУ ДО Дома детского творчества Петродворцового района и направлена на реализацию принципа непрерывности обучения воспитанников шахматной игре в течение календарного года. Играя в шахматы, ребенок попадает в мир творческой деятельности, интеллектуальногообщения, яркого художественного переживания, спортивной борьбы, научного исследования. Шахматы – высокоинтеллектуальная игра. Но ими увлекаются дети различного уровня развития, возраста и силы игры.

Программа реализуется в условиях городского оздоровительного лагеря «Алые паруса" и на базах загородных лагерей более 7 лет. При этом сочетаются различныефункции каникулярного времяпровождения: обучающая, развивающая, воспитательная и оздоровительная.  

Программа  направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки.

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Летняя гроссмейстерская шахматная школа» ориентировано на развитие ключевых компетенций, создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения, а так же на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихсяв интеллектуальном, нравственном развитии.Программа включает в себя две направленности. Первая – это   физкультурно-спортивная, т.к. решает задачи подготовки детей к соревнованиям по шахматам высокого уровня. Вторая  - социально-педагогическая, т.к. дает возможность детям пережить и накопить положительный социальный опыт, развивает интеллектуальные способности, творческую активность, дает возможность сформировать профессионально значимые качества и умения, готовность применить их в различных сферах жизни общества.

В первую очередь, обучаясь по программе «Летняя гроссмейстерская шахматная школа», используя потенциал каникулярного времени, ребята приобретают компетенции будущего.На протяжении всей смены лагеря активно развивается коммуникативная компетенция,  направленная  на приобретение умения договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения. Участвуя во всех мероприятиях смены, в шахматных партиях, соревнованиях, турнирах  ребята овладевают способами  взаимодействия с окружающими людьми и событиями,  приобретают навыки работы в группе, овладевают различными социальными ролями в коллективе.Общение в творческом, с высокой познавательной активностью, мотивированном коллективе воспитывает коммуникативную культуру, умение отстаивать свою точку зрения, способствует гармоничному воспитанию.

Логично отметить, что развивается такая важная компетенция как  командность, то естьумение быть командным игроком, работать на общий результат, понимать свою роль и то, каков мой вклад в общее дело.  

Следующая не менее важная компетенция креативности, направленная  на  овладение эвристическими методами решения нестандартных ситуаций,  умением  оценивать ситуацию с разных сторон, принимать решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Ведь шахматы – игра творческая.

И, конечно,  шахматы как нельзя лучше  способствуют развитию  критического мышления, умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы.

В рамках данного цикла занятий педагоги осуществляют специальные тренинги по моделированию сложных эмоциональных ситуаций, возникающих в шахматной партии. Надо смоделировать ситуацию острой нехватки времени одного из участников, причем в ситуации и с добавлением времени на каждый ход, и с контролем времени до конца партии. Ситуация моделируется между двумя воспитанниками по выбору педагога, а после разыгрывания ситуации на тренинге всеми учениками обсуждаются действия каждой из сторон, вырабатываются рекомендации. Также моделируются ситуации на тему «Найдите сильнейший ход» (сложная позиция, дерево расчета); «Не попадитесь в ловушку» (дебютные ловушки, особое внимание на дебют); «Знание типовых и сложных позиций эндшпиля» (правило квадрата, оппозиция, «мостик», позиция Филидора, длинный/короткий угол, более сложные примеры и позиции).  Педагог на таких тренингах – прежде всего психолог, он обязан моделировать и регулировать зоны комфорта и зоны дискомфорта обучающихся с целью максимально диагностировать их поведение во время реальной партии и дать оптимальные рекомендации по моделям поведения, руководствуясь принципом А.В. Суворова «Тяжело в учении – легко в бою!».

Шахматные занятия способствуют раскрытию и развитию талантов, так как являются прекрасным «тренажером» для развития интеллекта. Раскрыть талантливого ребенка и качественно подготовить его к предстоящим осенним соревнованиям оптимально можно в условиях летней оздоровительной кампании. Одаренным детям составляется индивидуальный учебный план, что дает возможность совершенствовать свои творческие способности.

Содержание программы обогащено за счет подборки партий и фрагментов партий современных шахматистов, компьютерных программ, изучения партий и фрагментов партий воспитанников. Критерии подбора: яркость, оригинальность, экономичность, гибкость, учебное значение и другие.  Важнейшими особенностями методики преподавания шахмат является  наличие игрового момента, разделение всей игры на несколько элементарных игр, введение упражнений на скорость выполнения (соревновательность).

Программа решает и такую важную задачу, как занятость детей в свободное время.Благодаря своей доступности и многогранности (спорт, наука, искусство, военная игра), шахматы привлекают многих детей. Но большинство образовательных шахматных программ рассчитано на обучение вне летних каникул, когда дети загружены основной учебой и имеют мало времени на дополнительные занятия. При обучении по  данной программе учащиеся могут получить дополнительные более углубленные знания и подготовиться к шахматным соревнованиям, которые проходят в августе в Доме детского творчества  - это шахматный фестиваль "Петровская Ладья" и в сентябре (Первенство МО г. Петергоф среди школьников, командное первенство Санкт-Петербурга по шахматам среди УДО и шахматных клубов (10 + 2), первенство Санкт-Петербурга по разным номинациям, проходящим осенью в соответствии с календарным планом соревнований)

Следующая проблема, которую решает данная программа, это  организация полноценного досуга. Многообразная и интересная жизнь в творческом коллективе, проведение товарищеских матчей с шахматными коллективами других учреждений, участие в сеансах одновременной игры с международными гроссмейстерами, мастерами и кандидатами в мастера (в зависимости от уровня подготовки детей), а также организация сеансов одновременной игры учащегося старшей группы для учащихся младшей группы. Все это способствует воспитанию и развитию личности ребенка сразу по нескольким направлениям.

Шахматы оказывают многостороннее влияние на воспитание ребенка. Важную роль играют спортивная, интеллектуальная, эстетическая составляющая игры. Во время занятий шахматами развиваются все психические процессы, но и  формируются следующие черты характера и качества необходимые современному человеку: дисциплинированность, самостоятельность, ответственность, целеустремленность, настойчивость, решительность в принятии решений, творческая и познавательная активность.

Залогом успешной работы с детьми над выполнением программных задач является сотрудничество педагога с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребёнка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача. Тем более, речь идет о круглосуточном пребывании ребенка в оздоровительном лагере. Отправить ребенка в лагерь или на сборы родитель сможет только с теми педагогами, которым доверяет.

Индивидуальная работа с родителями позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка. Поэтому педагог включает в план воспитательной работы индивидуальные беседы с родителями, мастер-классы при подготовке семейных турниров и родительского дня; совместное определение перспектив и средств развития ребенка, педагогические консультации, индивидуальные поручения. Ежегодно по окончанию летней смены проводится мониторинг удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг, в том числе по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе«Летняя гроссмейстерская шахматная  школа». Анализ полученных результатов дает возможность совершенствовать воспитательный и образовательный процессы в летнем оздоровительном лагере и по программе.

        Отдельно стоящим и важнейшим элементом программы является введение шахматного маршрута здоровья для каждого юного шахматиста. Все ребята, по возможности, обеспечиваются шагомерами (специальный прибор или приложение к любому смартфону для получения информации о количестве сделанных за день шагов, измерению пройденного общего расстояния, потраченных килокалориях), с ними проводятся беседы о здоровом образе жизни, правильном питании, недопущению гиподинамии и сидячего образа жизни. В маршрут здоровья спортсмена– где фиксировать все пройденные маршруты входят совмещение интеллектуальной деятельности с прогулками по историческим местам на шахматных сборах, также  желательно вести вовремя проведения в лагере дневник педагогических наблюдений. Получается проведение интерактивного шахматного занятия на природе.

Дважды – в 2017 и 2018 годах – Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации», и Фонд президентских грантов поддержали «Маршрут шахматного здоровья» шахматного клуба «Петровская Ладья» и выделили на ее реализацию гранты Президента России. Затраты на реализацию программы состоят в том числе в компенсации расходов на проживание и питание детей и педагогов, организацию массовых фестивалей и турниров в каникулярный период. Это еще раз подчеркивает, что профилактика гиподинамии, сохранение физического здоровья, как для шахматистов, так и для всех детей и подростков, занятых умственным трудом, важная и новая государственная задача.

Также реализация программы исключительно важна с точки зрения вовлеченности потенциальных выпускников 16-17 лет в практическую деятельность по организации и судейству шахматных турниров, мероприятий и т.д., так называемую школу вожатых, когда молодые люди определяют, есть ли у них потенциал и желание заниматься педагогической и организационной деятельностью. Учитывая, что воспитанники шахматного клуба «Петровская Ладья» нередко поступают на отделение шахмат НГУ имени П.Ф. Лесгафта, где с 2016 года работает отделение шахмат, и успешно продолжают там обучение, можно говорить о начальном этапе профориентации для тренеров-преподавателей, педагогов и судей по шахматам в рамках данной программы.Пять воспитанников, обучавшиеся в разные годы шахматам в ДДТ  в настоящее время являются педагогами шахматного направления в ДТ.

В условиях летней смены необходимо уделять особое внимание работе с одаренными юными шахматистами, предоставить им возможность максимально раскрыть свои способности, заниматься своим любимым делом – шахматами - практически неограниченное количество времени.

При выезде в лагерь и формировании групп педагог заранее знает, кто из детей по итогам соревнований и итоговой диагностики нуждается в особом внимании с точки зрения одаренности, креативности, проблесков таланта. Именно в летних лагерях по данной программе оттачивали свое шахматное мастерство выдающиеся выпускники клуба «Петровская Ладья» - международный гроссмейстер экстра-класса, вице-чемпион мира по шахматам 2017 года Владимир Федосеев 1995 г.р., международный гроссмейстер, призер первенства Европы Максим Чигаев 1996 г.р., мастер спорта, чемпион Европы и России Кирилл Шубин 2003 г.р. и другие. Для таких учащихся педагог разрабатывает индивидуальный образовательный план-маршрут, по которому они обучаются во время учебного года и который будет реализовываться в период лагерной смены.

Следует отметить также, что при организации летнего отдыха детей необходимо ставить задачи социализации, военно-патриотического и гражданственного воспитания юного гражданина, и решать их через игровые, атрибутивные, коллективные формы организации деятельности детей и подростков. Поэтому, в течение 7 лет в нашем летнем оздоровительном лагере, который сами дети назвали в 2010 году «Крепкий Орешек», закреплено ряд традиционных мероприятий, посвященных памятным и историческим датам. В частности, это выезд на «Сестрорецкий рубеж» - военный музей под открытым небом, где во время Великой Отечественной войны был остановлен агрессор; это традиционный турнир с ветеранами войны и труда, посвященный международному дню шахмат 20 июля; это спартакиада отрядов, игра «Ажиотаж» и другие мероприятия. При проведении мероприятий шахматное направление не пользуется помощью лагерей и выездных баз, вожатые (в основном, из выпускников клуба) и педагоги клуба «Петровская Ладья» осуществляют данную программу собственными силами.

Отличительной особенностью программы также является цикл занятий - тренингов по теме программы «Мероприятия воспитательно-познавательного характера» на развитие эмоциональной устойчивости ребёнка. На тренингах дети учатся развивать такое важное спортивное качество, как эмоциональная устойчивость, слышать свои эмоции, не подавлять их, а управлять ими, учатся разрабатывать свои собственные способы и рекомендации того, как настраиваться на борьбу, как сделать личный эмоциональный фон своим союзником.

        Таким образом,  дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Летняя гроссмейстерская шахматная школа» уже только названием привлекает детей к участию в летней лагерной смене.Отдыхая в лагере, ребенок совершенствует навыки игры в шахматы,  а также формирует компетенции будущего,т.е. ресурсы, помогающие справляться с вызовами и задачами, которые предстоит решать нашим подрастающим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...

« Формирование ключевых компетенций , через метод проектной деятельности»

Проектная деятельность является сердцевиной технологического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг имеющих личную и общезначимую значимость. Теор...

Статья "Формирование читательской компетенции через урочную и внеурочную деятельность

В данной статье поднята проблема  развития  и поддержки общественного интереса к чтению и книге,  поддержания престижа чтения в сознании обучающихся, воспитания культуры чтения, во...

Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность учащихся

Понятие «ключевые компетентности» является центральным для научно-ме-тодологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную соста...

Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы

Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на  уроках  математики в старших классах специальной (коррекционной) школы...

Статья «Формирование гибких компетенций через программу «Летняя гроссмейстерская шахматная школа»

Каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников. Компьютерные игры, сон, бесцельные прогулки с друзьями во дворе и социальные сети – вот основные занятия школьников на каник...

«Проектная деятельность – стартовая площадка для формирования гибких компетенций у учащихся»

Современное образование все больше и больше внимания уделяет технологиям обучения навыкам, которые действительно необходимы в реальной жизни. Речь идёт о таких навыках, как:- коммуникация- целеполаган...