Конспект открытого занятия "Дикие животные наших лесов"
план-конспект

Мизерова Любовь Борисовна

Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по развитию лексико-грамматического строя речи

для детей подготовительной группы

Тема: развитие лексико – грамматических категорий по теме «Дикие животные наших лесов»

Цель: создать условия для развития лексико – грамматической стороны речи в процессе закрепления представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Закреплять навык образования притяжательных  прилагательных;
  • Расширять знания по лексической теме (названия взрослых животных и их детёнышей);
  • Совершенствовать умение образовывать сложные слова;
  • Закреплять умение употреблять простые предлоги.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать фонематический слух, слуховое внимание и память;
  • Развивать дыхание и правильный речевой выдох;
  • Развивать связную речь при составлении предложений;
  • Развивать зрительное внимание; пространственные представления;
  • Развивать общую и тонкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать любознательность;
  • Воспитывать сострадание, умение сопереживать, умение работать в коллективе;
  • Прививать бережное отношение к вещам;
  • Развивать самооценку, самоконтроль.

Лексика: заяц, зайчиха, заячий, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисий, лисёнок, волк, волчица, волчий,  волчонок, медведь, медведица, медвежий, медвежонок, ёж, ежиный, ежонок, белка, беличий, бельчонок, дупло, берлога; короткохвостый, тонколапый, длинноухий, короткоусый, острозубый; ленивых – трудолюбивых, грустных – весёлых, трусливых – смелых,

Оборудование: макет «Зимний лес», модели диких животных (медведь, волк, лиса, заяц, белка, ёж), презентация, фонограмма (стук дятла, звук вьюги), ёмкость с искусственным снегом, картинки, фонарик, кармашки с половинками животных

Ход занятия

I этап – 5 минут

Организационный момент

- Ребята, я очень рада вас видеть. У нас сегодня много гостей, давайте с ними поздороваемся. Улыбнёмся всем вокруг. Улыбнёмся друг другу.

Психологический настрой

- Где мы с вами оказались?

- Какое время года изображено на картине?

- Давайте все вместе вспомним, как правильно вести себя в лесу?

слайд 1,

стоим,

смотрим на экран

Развитие фонематического слуха.

Игра «Дятел-шифровальщик»

- Прислушайтесь. Кто это стучит?

- Интересно, о чём он нам говорит?

- Давайте попробуем с ним поговорить. Для этого нам нужно выучить его язык. Садитесь на стульчики.

- Повторите за мной слоги, по очереди (цепочки слогов)

та-та-да                    та-да-та                    да-та-да

да-дА-та                   та-тА-да                    да-да-тА

Слайд 1, Звук 1 (фонограмма «стук дятла»)

слайд 2 (без звука)

Постановка проблемы

- Вы уже хорошо выучили азбуку дятла. Давайте послушаем, что он нам хочет сказать (голос за кадром)    

               «Срочно приходите, срочно помогите!

               Снежный вихрь нас напугал, нас он всех заколдовал.

               Поскорее, приходите, помогите, помогите!»

- Кто это зовёт на помощь? Как вы думаете? Что же делать?

- Ну что, отправимся на помощь к животным? Смотрите, они оставили нам подсказку, на которой видно, кого мы можем спасти.

- Чтобы справиться со всеми заданиями:

            Мы возьмём в путешествие не ленивых, а….

            Не грустных, а…..

            Мы должны быть не трусливыми, а …

Слайд 2 , звук 1

Дыхательная гимнастика

- Встали. Спинки прямые. Плечи не поднимаем.

- Давайте вдохнём в себя через нос силу и доброту, которые нам понадобятся в путешествии, а выдохнем через рот все страхи и сомнения (3 раза).

          1, 2, 3, 4, 5 – в лес идём зверей спасать

Встают

(Звучит фонограмма снежной бури. Слайд 3)

(переходим к столу №1)

II этап- 20 минут

Развитие тактильных ощущений

- На полянке много снежных заносов, каждый зверь оставил нам свой ключ, чтобы мы быстрее смогли их найти

- Пощупайте пальчиками, кто же под этим сугробом спрятался (под сугробом - ёжик)? Возьмите мячики в руки, катаем их по ладошкам.

 Что вы знаете про ёжика?

Возле старого пня ёжик устраивает себе норку и устилает её сухими опавшими листьями. Ёжик кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Ёж не делает запасов на зиму. Когда настанут холода, он заберется в свой тёплый уютный домик и крепко проспит до весны.

Стол 1, начало

(рассказывают и катают мячики по ладошкам)

Слайд 4

Игра «Исправь предложение»

- Ёжик приготовил нам задание  «Исправь предложения»:

Звери готовятся к зиме весной.

К зиме заяц сменил белую шубку на серую.

Лиса всю зиму проводит в спячке.

У волка зимой рождаются детёныши.

Зимой медведь ест веточки и кору деревьев.

Жилище белки называют берлогой.

- Молодцы! (мячики оставляем на подносе). А вот и первый ключ (половинка)

- Пойдём к следующему сугробу

Стоим, ответы на вопросы.

Слайд 4, звук

Игра «Угадай, кто потерял?»

- Что это? Как вы думаете, чьи это запасы? (ягоды, шишки, орешки, жёлуди).

Оказывается, белка готовит запасы и очень часто забывает, где их спрятала. Что ещё вы знаете про белку?

- У белки длинный пушистый хвост. Он служит ей рулём во время движения, парашютом во время прыжков с высоты. А ещё – он для белки – тёплое одеяло.

Слайд 5

Артикуляционная гимнастика

- Белка любит есть орешки.

Попробуем её изобразить, когда она сытая:

В сильнее морозы белка спит, худеет:

Белке надо спрятать свои запасы: - Молодцы! Белка тоже оставила нам свой ключ.

Стол №1, середина

 «Толстяк» «Худышка»
«Спрячь орешки»
Слайд 5 , звук

Развитие слухового внимания

- Этот зверь оставил о себе загадку: «Белый, но не медведь. Серый – но не волк. Грызёт кору деревьев – но не лось. Не спит зимой – но не лиса». Как вы думаете, кто это?

Что вы знаете про зайцев?

    Задние лапы у зайца длиннее передних. Поэтому заяц легко взбегает на горку, а вот спуститься ему гораздо труднее.
У зайцев острые зубы, поэтому им необходимо грызть что-нибудь твёрдое, чтобы их стачивать. Зубами он, как ножницами, срезает кору с деревьев.

Стол №1, конец

Слайд 6

Составление сложных слов

- У             У зайца короткий хвост. Какой заяц? (Короткохвостый)

- То              тонкие лапы (Тонколапый)

 - Д               длинные уши  (Длинноухий)

-                     короткие усы  (Короткоусый)

- О               острые зубы. Значит, он (острозубый)

- Вы ответили на все вопросы, поэтому заяц тоже дал нам свой ключ.

Слайд 6

Слайд 6, звук

Игра с фонариком «Кто спрятался в сугробе?»

- Идём дальше. Что-то потемнело. Нам срочно нужен фонарик. Давайте посмотрим, кто же спит в этом сугробе? Что вы знаете про медведей?

У медведя два слоя шерсти — один защищает от воды, другой помогает сохранять тепло. В берлоге медведи не сосут свою лапу, а обогревают её своим дыханием, чтобы она не замёрзла. А ещё у медведиц зимой рождаются медвежата.

Стол 2, начало

Слайд 7

Физминутка «Звериная зарядка»

- Медведь спит и ему снится, как зверята на полянке летом делают зарядку. Разойдитесь по полянке, встаньте ко мне лицом.

Зайчата делают зарядку. Раз – прыжок. Два – присядка.

А лисята любят долго потянуться, Обязательно зевнуть, Ну и хвостиком вильнуть,

А волчата спинку выгнуть  И легонечко подпрыгнуть.

Медвежонок косолапый,  Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе, Долго топчется на месте.

Какие зверята приснились медведю? Кто у них родители?

У зайчат – зайчиха и заяц.

У лисят – лисица и лис. 

У волчат – волчица и волк.

У медвежат – медведица и медведь.

- Медведь тоже оставил нам свой ключ.

Заняли удобные места

Слайд 7

Слайд 7, звук

Прочитай по схеме

- А этот зверь оставил нам свой след в виде схемы. К названию какого лесного зверя подойдёт эта схема? Давайте проверим. Что вы знаете про лису?

Лиса

С наступлением зимних холодов лисий наряд становится пышней и теплей. На лапках вырастает густая шерсть, кажется, что лисичка валенки надела.

Днём лиса прячется в глубокой норе, а ночью лисица выходит на охоту.

Стол 2, середина

Слайд 8

Игра «Чей хвост, чьи уши?»

У лисы острое зрение. (Дети по картинке определяют, чей хвост, чьи уши)

- Возьмите следующий ключ.

Слайд 8, звук

Составь слово из букв

- Этот зверь очень умён. Составьте его название из букв. Кто это? Что вы о нём знаете?

Волк

У волка острое зрение и прекрасный слух, он очень вынослив: может бежать без остановки много часов, несколько дней может обходиться без еды. Волки не делают запасов на зиму. Зимой волки сбиваются в стаи – и охотятся на крупных животных.

Стол 2, конец

Слайд 9

Работа в парах «Распутай следы»

- Волка спасает то, что он хорошо умеет читать по следам. А вы умеете?

- Найдите нужный коробок. Откройте и проверьте себя. Кто сделал без ошибок?

Слайд 9

III этап – 5 минут

Сенсорная коробка

- Вы слышите, буря совсем успокоилась. А вот и большой сугроб. Кто же там?

Стол 3

Достают из снега фигурки животных

Макет

Мы спасли всех зверей, теперь надо вернуть их на место. Кто, где сидит?

Белка сидит в дупле.

Заяц спрятался под куст.

Медведь спит в берлоге.

Лиса стоит под деревом.

Волк воет под деревом.

Ёжик спит в норке.

- Смотрите, и звери на картине тоже вернулись на свои места

Стол 3

Расставляют животных в свои «домики»

Слайд  10

Итог. Рефлексия

Давайте все вместе попрощаемся с жителями леса до весны.

А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова: 1,2,3,4,5- в группу мы пришли опять.

Вам понравилось наше приключение?

Где мы сегодня побывали? Какие трудности встретились у нас на пути?

Что нового вы узнали?

Кому мы сегодня помогли?

Каких зверей мы встретили?

А кто делает запасы на зиму?

Кто из зверей впадает в спячку?

Про каких животных леса мы сегодня не говорили, но они тоже вернулись?

Замечательно, вы всё запомнили.

Слайд 10

Слайд 10, звук

Дятел просил передать вам благодарность от всех лесных обитателей. Они считают, что вы самые умные, самые смелые. Вы согласны? Поэтому животные приготовили для вас небольшие подарки

Слайд 11

Он длинноухий, шустрый, скачет, грызёт

Серый, большой, рыскает, воет

Пушистая, рыжая, прыгает, грызёт

Пушистая, рыжая, бегает, тявкает

Серый, колючий, сворачивается, съёживается

Бурый, косолапый, спит



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема "Животные нашего леса" 4 класс Окружающий мир

Конспект урока на тему "Животные нашего леса" 4 класс Окружающий мир...

Конспект ООД в средней группе "Дикие животные наших лесов"

Конспект ООД для средней логопедической группы...

Конспект занятия по развитию речи ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ

зАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛГК В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...

конспект занятия по ОО "Познавательное развитие" "Дикие животные наших лесов" с использованием ментальной карты памяти (интеллект-карты)

систематизирование целостного представления о жизни диких животных на основе интеллект-карты....