конспект занятия по ОО "Познавательное развитие" "Дикие животные наших лесов" с использованием ментальной карты памяти (интеллект-карты)
план-конспект по природоведению

Щербакова Анастасия Сергеевна

систематизирование целостного представления о жизни диких животных на основе интеллект-карты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dikie_zhivotnye.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для подготовительной группы к школе по ОО «Познавательное развитие», тематический блок «Ознакомление с миром природы»

на тему «Дикие животные наших лесов»

с использованием ментальной карты памяти (интеллект карты)

Составила: Щербакова А.С.

воспитатель 1 квалификационной категории

Цель: систематизирование целостного представления о жизни диких животных на основе интеллект-карты.

Задачи:

1.Углубить   представления детей о диких животных наших лесов: медведе, волке, лисе, зайце, лосе и белке.

2. Закрепить знания детей об их образе жизни и приспособлении к среде обитания, изменениях жизни в разные сезоны года

3.Закреплять умение создавать интеллектуальный продукт – карту памяти по теме «Дикие животные» и с ее помощью структурировать информацию.

4.Продолжать развивать умение при построении карты памяти охватывать материал «единым взором», воспринимать материал как единое целое; использовать в речи грамматически правильные формы притяжательных прилагательных, существительных в нужном числе и падеже, кратких и развернутых предложений.

5.Воспитывать гуманное отношение к диким животным, осознание их значимости и необходимости в природе.

Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие; художественно-эстетическое; физическое развитие.

Формы детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, речевая.

Материалы: листы А3 для работы в парах; картинки: жилища животных, питание, семья, способы защиты и приспособления к окружающему миру.

Методы и приёмы: Словесные: беседа, рассуждение; практические: составление интеллект-карты; наглядные: картинки диких животных; жилище, семья и т.д.

Словарь: хищники, травоядные, всеядные, жилище, способы защиты, карта памяти.

Ход занятия

1.Вводная часть:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я очень спешила на работу, чтобы поделиться с вами одной новостью. В Интернете я прочитала о том, что Большереченский зоопарк объявил конкурс на создание лучшего макета-схемы о диких животных наших лесов для детей, не умеющих читать. Хотите поучаствовать в этом конкурсе?

Дети: Да.

Воспитатель: А, что мы для этого можем сделать?

Дети (рассуждают, предлагают идеи): Можно сделать «умную» карту про диких животных, об их жизни, то есть собрать всю информацию об этих животных.

Воспитатель: Верно, ведь мы с вами уже много раз составляли интеллект-карту. Давайте вспомним, что нам для этого нужно?

Дети: большой лист бумаги, фломастеры, картинки животных, клей, салфетки и т.д.

 Воспитатель: Предлагаю для работы объединиться в пары. Для этого возьмите на столе по 1 картинке в руки (картинки животных по 2 шт. перевернуты обратной стороной) и распределитесь на пары между собой.  Каждая пара будет составлять свою карту об одном из диких животных для конкурса, а я буду составлять общую схему, по которой можно рассказать о любом диком животном.

Предлагаю вспомнить правила работы в парах: говорить тихо и спокойно, работать должны оба, относиться к товарищу с уважением, внимательно слушать друг друга.

-Молодцы. Напомните, пожалуйста, правила работы с клеем. (наносить на всю поверхность, излишки клея убрать салфеткой, после работы закрыть клей крышкой и вымыть руки).

2. Основная часть

- Начнём работу. Ребята, что мы поместим в центре листа?

Д.: В центре карты мы поместим картинку диких животных. (прикрепляю) Вы прикрепляете на своих листах каждый своё дикое животное. (дети приклеивают свою картинку с диким животным)

-От центра карты в разные стороны отходят ветки разного цвета. Каждая  ветка  обозначает  что-то из жизни животных. Что мы знаем о жизни животных?

Д.- какая у них семья. Хорошо. Вот эта ветка розового цвета будет обозначать семью животных. Чтобы запомнить – кладем картинку «Семья» (прикрепляю). (Дети на своих листах проводят стрелку розовым фломастером и приклеивают картинку «Семья»)

-Сейчас мы с вами выполним задание для ветки «Семья». 

Задание1

1.Игра «Назови семью». (словесная игра)

Воспитатель: У каждого животного есть семья.

-  Я буду вам показывать картинки животных, а вы скажете, чья это семья и назовете членов семьи.

Показываю картинку медвежьей семьи.

- Назовите, чья это семья и членов семьи. (Это медвежья семья. Мама-медведица, папа-медведь, детёныши-медвежата) Далее аналогично.

- Теперь каждый возьмите на столе картинку семьи своего дикого животного и приклейте рядом с картинкой «Семья», проведя для этого розовую стрелочку рядом.

Ребенок берет картинку семьи и приклеивает ее к ветке «Семья». Молодцы. Справились с заданием.

Предлагаю немного отдохнуть.

 Физкультминутка.

Нам надо отдохнуть,
Наши ручки встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, -

Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадёмся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,
И мы головки повернём.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.

Садитесь на стульчики. Молодцы. Мышки-то норки свои нашли. Давайте и другим животным поможем найти свои дома.

- Мы с вами знаем где живут дикие животные?

Д.-Да. Хорошо. Вот эта ветка синего цвета будет обозначать жилища животных. Чтобы запомнить – кладем картинку «Жилища» (прикрепляю). (дети аналогично проводят синюю стрелочку и приклеивают картинку «Жилища»)

Задание 2

Д/и "Найди жилище".

-Посмотрите. На столе лежат картинки с изображением животных и их жилищ. Вы должны взять себе по одной карточке и приклеить изображение на свою схему. (дети, по одному от каждой пары, подходят и берут со стола по 1 картинке, приклеивают на схему.)

- Кто из вас сможет назвать жилище животных? (Один ребенок от каждой пары называет жилище животных).

В. Молодцы. Справились с заданием.

-Ребята, что еще мы знаем о животных?

Д.- чем питаются. (Наводящий вопрос: Им нужна пища?) Хорошо. Все животные нашли свои дома и теперь они могут пообедать.

Вот эта ветка оранжевого цвета будет обозначать пищу животных. Чтобы запомнить – кладем картинку «Пища» (прикрепляю). (Дети аналогично приклеивают картинку у себя)

- В. А вы знаете, чем питаются дикие животные? (Да)

Задание 3

Д/и «Кто что ест?»  

-Сейчас мы поиграем в игру и узнаем, чем питаются дикие животные и как их различают по способу питания.

(На столе лежат картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д.)

-Возьмите со стола те картинки, которые обозначают пищу вашего дикого животного. (Дети выбирают картинки на столе) 

-….. Что у тебя на картинках? Кто эти питается? Опрашиваю всех детей.

-А как различаются дикие животные по способу питания?» (травоядные, хищные или всеядные). 

- Кто такие травоядные? (те, кто питается растениями).

-Кто такие хищники? (те, кто питается другими животными).

-Кто такие всеядные животные? (те, кто питается травой и другими животными).

-Молодцы. Приклеивайте картинки пищи животных рядом с оранжевой стрелочкой (дети дополнительно проводят фломастером оранжевые стрелочки по количеству картинок).

-Ребята, а что делают животные в случае опасности?

Д.- они защищают себя.

- Хорошо. Вот эта ветка коричневого цвета будет обозначать способ защиты и приспособления для жизни. Чтобы запомнить – кладем картинку «Когти» (прикрепляю).

-Животных в лесу подстерегает много опасностей. Поэтому у каждого есть свой способ защиты и приспособления для жизни.  Давайте представим, что случилось бы, если бы у них не было бы способов защиты и приспособлений.

Задание 4

Игра ТРИЗ «Что было бы, если бы …?»

-Например, что было бы, если бы у зайца не было таких длинных лап?

Д. Он не смог бы убежать от лисы и волка

- Какие приспособления ещё вы знаете для облегчения жизни зайца?

Д. Длинные уши, чтобы хорошо слышать и охлаждаться при побеге от врагов, короткий хвост, чтобы не мешал во время побега.

-  А, что было бы, если бы у лисы не было такого большого хвоста?

Д. Ей нечем бы было заметать следы, и охотники ее поймали бы.

-Ещё какие приспособления для жизни у лисы мы знаем?

Д. Вытянутая мордочка, чтобы лучше чуять опасность, хорошее зрение и слух.

- А, что было бы, если бы у лося не было таких больших рогов?

Д. Его смог бы съесть волк.

-Назовите еще приспособления для жизни лося в лесу?

Д. Копыта и длинные ноги.

В. А что было бы, если бы у медведя не было бы таких больших зубов?

Д. Он не смог бы охотиться на других животных.

-Назовите ещё способы защиты медведя?

Д. Длинные когти и сильные лапы.

-На все мои вопросы вы дали правильные ответы. Молодцы! Прикрепите на ваши схемы рядом с коричневой стрелочкой способы защиты и приспособления животных.

- Все задания выполнили. Ребята, давайте вспомним, для чего мы с вами создавали эти схемы? (Дети отвечают)

-А теперь попробуем проверить, сможет ли посетитель зоопарка, который не умеет читать, узнать информацию о жителях зоопарка, посмотрев на нашу схему. Мы сейчас будем рассказывать только о лисе, опираясь на составленную схему. Но в рассказе будут участвовать все дети. (вывешиваю на доску схему-карту о лисе). Пара под номером 1 начинает рассказ и далее по цепочке продолжаем.

Дети выходят к доске по очереди и составляют рассказ о лисе, опираясь на схему.

Рефлексия.

- Молодцы. Исходя из вашего рассказа, можно сделать вывод о том, что наша работа удалась. Я рада, что именно вы были моими помощниками при подготовке к конкурсу. Уверена, что она заслужит высокой оценки. Предлагаю вам, ребята, сейчас сложить все наши схемы в конверт и отправить в зоопарк по почте. Будем ждать результаты. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Дикие и домашние животные"

Материал может быть использован для проведения занятий по развитию речи с детьми с ОВЗ....

Подгрупповое логопедическое занятие для детей с ФФНР: «Дикие животные нашего края»

Данное занятие позволяет расширять и активизировать словарь по теме "Дикие животные наших лесов и их детеныши"; закрепить знания о диких животных, проживающих в нашем регионе и их детенышах, зна...

Конспект занятия по предметам «Развитие речи и окружающий мир» и «Альтернативное чтение». Тема: «Дикие животные зимой».

Конспек интегрированного занятия в 6 классе "особый ребенок" в коррекционной школе 8 вида с использование альтернативной коммуникации и визуального рассписания....

Конспект занятия «В гости к диким животным»

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе...

Конспект открытого занятия "Дикие животные наших лесов"

Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи...

Конспект ООД в средней группе "Дикие животные наших лесов"

Конспект ООД для средней логопедической группы...

Конспект занятия по развитию речи ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ

зАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛГК В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...