конспект занятия по ОО "Познавательное развитие" "Дикие животные наших лесов" с использованием ментальной карты памяти (интеллект-карты)
план-конспект по природоведению
систематизирование целостного представления о жизни диких животных на основе интеллект-карты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dikie_zhivotnye.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для подготовительной группы к школе по ОО «Познавательное развитие», тематический блок «Ознакомление с миром природы»
на тему «Дикие животные наших лесов»
с использованием ментальной карты памяти (интеллект карты)
Составила: Щербакова А.С.
воспитатель 1 квалификационной категории
Цель: систематизирование целостного представления о жизни диких животных на основе интеллект-карты.
Задачи:
1.Углубить представления детей о диких животных наших лесов: медведе, волке, лисе, зайце, лосе и белке.
2. Закрепить знания детей об их образе жизни и приспособлении к среде обитания, изменениях жизни в разные сезоны года
3.Закреплять умение создавать интеллектуальный продукт – карту памяти по теме «Дикие животные» и с ее помощью структурировать информацию.
4.Продолжать развивать умение при построении карты памяти охватывать материал «единым взором», воспринимать материал как единое целое; использовать в речи грамматически правильные формы притяжательных прилагательных, существительных в нужном числе и падеже, кратких и развернутых предложений.
5.Воспитывать гуманное отношение к диким животным, осознание их значимости и необходимости в природе.
Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие; художественно-эстетическое; физическое развитие.
Формы детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, речевая.
Материалы: листы А3 для работы в парах; картинки: жилища животных, питание, семья, способы защиты и приспособления к окружающему миру.
Методы и приёмы: Словесные: беседа, рассуждение; практические: составление интеллект-карты; наглядные: картинки диких животных; жилище, семья и т.д.
Словарь: хищники, травоядные, всеядные, жилище, способы защиты, карта памяти.
Ход занятия
1.Вводная часть:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я очень спешила на работу, чтобы поделиться с вами одной новостью. В Интернете я прочитала о том, что Большереченский зоопарк объявил конкурс на создание лучшего макета-схемы о диких животных наших лесов для детей, не умеющих читать. Хотите поучаствовать в этом конкурсе?
Дети: Да.
Воспитатель: А, что мы для этого можем сделать?
Дети (рассуждают, предлагают идеи): Можно сделать «умную» карту про диких животных, об их жизни, то есть собрать всю информацию об этих животных.
Воспитатель: Верно, ведь мы с вами уже много раз составляли интеллект-карту. Давайте вспомним, что нам для этого нужно?
Дети: большой лист бумаги, фломастеры, картинки животных, клей, салфетки и т.д.
Воспитатель: Предлагаю для работы объединиться в пары. Для этого возьмите на столе по 1 картинке в руки (картинки животных по 2 шт. перевернуты обратной стороной) и распределитесь на пары между собой. Каждая пара будет составлять свою карту об одном из диких животных для конкурса, а я буду составлять общую схему, по которой можно рассказать о любом диком животном.
Предлагаю вспомнить правила работы в парах: говорить тихо и спокойно, работать должны оба, относиться к товарищу с уважением, внимательно слушать друг друга.
-Молодцы. Напомните, пожалуйста, правила работы с клеем. (наносить на всю поверхность, излишки клея убрать салфеткой, после работы закрыть клей крышкой и вымыть руки).
2. Основная часть
- Начнём работу. Ребята, что мы поместим в центре листа?
Д.: В центре карты мы поместим картинку диких животных. (прикрепляю) Вы прикрепляете на своих листах каждый своё дикое животное. (дети приклеивают свою картинку с диким животным)
-От центра карты в разные стороны отходят ветки разного цвета. Каждая ветка обозначает что-то из жизни животных. Что мы знаем о жизни животных?
Д.- какая у них семья. Хорошо. Вот эта ветка розового цвета будет обозначать семью животных. Чтобы запомнить – кладем картинку «Семья» (прикрепляю). (Дети на своих листах проводят стрелку розовым фломастером и приклеивают картинку «Семья»)
-Сейчас мы с вами выполним задание для ветки «Семья».
Задание1
1.Игра «Назови семью». (словесная игра)
Воспитатель: У каждого животного есть семья.
- Я буду вам показывать картинки животных, а вы скажете, чья это семья и назовете членов семьи.
Показываю картинку медвежьей семьи.
- Назовите, чья это семья и членов семьи. (Это медвежья семья. Мама-медведица, папа-медведь, детёныши-медвежата) Далее аналогично.
- Теперь каждый возьмите на столе картинку семьи своего дикого животного и приклейте рядом с картинкой «Семья», проведя для этого розовую стрелочку рядом.
Ребенок берет картинку семьи и приклеивает ее к ветке «Семья». Молодцы. Справились с заданием.
Предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Нам надо отдохнуть,
Наши ручки встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, -
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадёмся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернём.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Садитесь на стульчики. Молодцы. Мышки-то норки свои нашли. Давайте и другим животным поможем найти свои дома.
- Мы с вами знаем где живут дикие животные?
Д.-Да. Хорошо. Вот эта ветка синего цвета будет обозначать жилища животных. Чтобы запомнить – кладем картинку «Жилища» (прикрепляю). (дети аналогично проводят синюю стрелочку и приклеивают картинку «Жилища»)
Задание 2
Д/и "Найди жилище".
-Посмотрите. На столе лежат картинки с изображением животных и их жилищ. Вы должны взять себе по одной карточке и приклеить изображение на свою схему. (дети, по одному от каждой пары, подходят и берут со стола по 1 картинке, приклеивают на схему.)
- Кто из вас сможет назвать жилище животных? (Один ребенок от каждой пары называет жилище животных).
В. Молодцы. Справились с заданием.
-Ребята, что еще мы знаем о животных?
Д.- чем питаются. (Наводящий вопрос: Им нужна пища?) Хорошо. Все животные нашли свои дома и теперь они могут пообедать.
Вот эта ветка оранжевого цвета будет обозначать пищу животных. Чтобы запомнить – кладем картинку «Пища» (прикрепляю). (Дети аналогично приклеивают картинку у себя)
- В. А вы знаете, чем питаются дикие животные? (Да)
Задание 3
Д/и «Кто что ест?»
-Сейчас мы поиграем в игру и узнаем, чем питаются дикие животные и как их различают по способу питания.
(На столе лежат картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д.)
-Возьмите со стола те картинки, которые обозначают пищу вашего дикого животного. (Дети выбирают картинки на столе)
-….. Что у тебя на картинках? Кто эти питается? Опрашиваю всех детей.
-А как различаются дикие животные по способу питания?» (травоядные, хищные или всеядные).
- Кто такие травоядные? (те, кто питается растениями).
-Кто такие хищники? (те, кто питается другими животными).
-Кто такие всеядные животные? (те, кто питается травой и другими животными).
-Молодцы. Приклеивайте картинки пищи животных рядом с оранжевой стрелочкой (дети дополнительно проводят фломастером оранжевые стрелочки по количеству картинок).
-Ребята, а что делают животные в случае опасности?
Д.- они защищают себя.
- Хорошо. Вот эта ветка коричневого цвета будет обозначать способ защиты и приспособления для жизни. Чтобы запомнить – кладем картинку «Когти» (прикрепляю).
-Животных в лесу подстерегает много опасностей. Поэтому у каждого есть свой способ защиты и приспособления для жизни. Давайте представим, что случилось бы, если бы у них не было бы способов защиты и приспособлений.
Задание 4
Игра ТРИЗ «Что было бы, если бы …?»
-Например, что было бы, если бы у зайца не было таких длинных лап?
Д. Он не смог бы убежать от лисы и волка
- Какие приспособления ещё вы знаете для облегчения жизни зайца?
Д. Длинные уши, чтобы хорошо слышать и охлаждаться при побеге от врагов, короткий хвост, чтобы не мешал во время побега.
- А, что было бы, если бы у лисы не было такого большого хвоста?
Д. Ей нечем бы было заметать следы, и охотники ее поймали бы.
-Ещё какие приспособления для жизни у лисы мы знаем?
Д. Вытянутая мордочка, чтобы лучше чуять опасность, хорошее зрение и слух.
- А, что было бы, если бы у лося не было таких больших рогов?
Д. Его смог бы съесть волк.
-Назовите еще приспособления для жизни лося в лесу?
Д. Копыта и длинные ноги.
В. А что было бы, если бы у медведя не было бы таких больших зубов?
Д. Он не смог бы охотиться на других животных.
-Назовите ещё способы защиты медведя?
Д. Длинные когти и сильные лапы.
-На все мои вопросы вы дали правильные ответы. Молодцы! Прикрепите на ваши схемы рядом с коричневой стрелочкой способы защиты и приспособления животных.
- Все задания выполнили. Ребята, давайте вспомним, для чего мы с вами создавали эти схемы? (Дети отвечают)
-А теперь попробуем проверить, сможет ли посетитель зоопарка, который не умеет читать, узнать информацию о жителях зоопарка, посмотрев на нашу схему. Мы сейчас будем рассказывать только о лисе, опираясь на составленную схему. Но в рассказе будут участвовать все дети. (вывешиваю на доску схему-карту о лисе). Пара под номером 1 начинает рассказ и далее по цепочке продолжаем.
Дети выходят к доске по очереди и составляют рассказ о лисе, опираясь на схему.
Рефлексия.
- Молодцы. Исходя из вашего рассказа, можно сделать вывод о том, что наша работа удалась. Я рада, что именно вы были моими помощниками при подготовке к конкурсу. Уверена, что она заслужит высокой оценки. Предлагаю вам, ребята, сейчас сложить все наши схемы в конверт и отправить в зоопарк по почте. Будем ждать результаты. Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Дикие и домашние животные"
Материал может быть использован для проведения занятий по развитию речи с детьми с ОВЗ....
Подгрупповое логопедическое занятие для детей с ФФНР: «Дикие животные нашего края»
Данное занятие позволяет расширять и активизировать словарь по теме "Дикие животные наших лесов и их детеныши"; закрепить знания о диких животных, проживающих в нашем регионе и их детенышах, зна...
Конспект занятия по предметам «Развитие речи и окружающий мир» и «Альтернативное чтение». Тема: «Дикие животные зимой».
Конспек интегрированного занятия в 6 классе "особый ребенок" в коррекционной школе 8 вида с использование альтернативной коммуникации и визуального рассписания....
Конспект занятия «В гости к диким животным»
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе...
Конспект открытого занятия "Дикие животные наших лесов"
Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи...
Конспект ООД в средней группе "Дикие животные наших лесов"
Конспект ООД для средней логопедической группы...
Конспект занятия по развитию речи ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ
зАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛГК В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...