Воспитательное занятие на тему "Кем быть?"
план-конспект занятия (9 класс)

Кучеренко Елена Филипповна

Цель: Познакомить обучающихся с профессиями, предлагаемыми средними специальными учреждениями  Белгородской области для выпускников школ-интернатов VIII вида: повар, мастер отделочных строительных работ, рабочий зеленого хозяйства, каменщик.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnoe_zanyatie_na_temu_kem_byt_.docx41.15 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательное занятие на тему «Кем быть?»

Цель: Познакомить обучающихся с профессиями, предлагаемыми средними специальными учреждениями  Белгородской области для выпускников школ-интернатов VIII вида: повар, мастер отделочных строительных работ, рабочий зеленого хозяйства, каменщик.

Задачи:

Образовательные:

Формировать у воспитанников представление о разнообразии профессий. Расширить представления детей о профессии повар, мастер отделочных строительных работ, рабочий зеленого хозяйства, каменщик.

Развивающие:

Развивать у детей умения общаться, выступать перед аудиторией.

Воспитательные:

Прививать уважение к труду, повысить мотивацию детей к приобретению какой-либо специальности. Воспитать интерес к профессиям,  любовь к труду.

Оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, проектор, экран, иллюстрации о профессиях, цитаты «Нет плохих профессий, но есть такие, которые мы уступаем другим», «Выбирая профессию, мы выбираем судьбу».

Ход занятия:

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Поприветствуйте друг друга и наших гостей, улыбнитесь. СЛАЙД 1.

II. Работа по теме занятия

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело.

Книги, чашки, стол и дом

Создал человек трудом.

Вот о тех, кто создаёт,

Строит, учит или шьет,

Мы сейчас поговорим,

Им занятие посвятим.

Тема, думаю, ясна.

О профессиях она.

Сегодня у нас с вами очень серьезное, важное, взрослое воспитательное занятие. Совсем скоро прозвенит для вас последний звонок, и перед вами станет серьезный выбор – кем быть? Жизнь человека - череда многочисленных выборов. Выбор профессии является одним из самых сложных. Я, думаю, что сейчас вы переживаете такое время, когда у вас возникает множество вопросов о своём будущем: «какую профессию выбрать?», «где учиться?», «справлюсь ли я?», «получиться ли у меня?». На эти вопросы у вас пока нет ответа. Поиск ответов на эти вопросы будет целью нашего занятия.

Итак, тема нашего занятия:  «Кем быть?». СЛАЙД 2.

- Ребята, подумайте и  скажите, что такое профессия?

СЛАЙД 3. - В Большом энциклопедическом словаре дано такое толкование:

«Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования» (читает ученик).

      Для того чтобы ответить на вопрос о том, кем вы хотите стать, вам необходимо, прежде всего, вспомнить какие профессии вы знаете.

Сколько разных есть профессий

Кто-то скажет ровно двести,

Кто-то скажет триста пять,

Трудно точно подсчитать

Только лишь одно известно.

Все профессии чудесны

Только надо постараться

Выбрать так одну мой друг,

Что бы было интересно

И тебе и всем вокруг.  

СЛАЙД  4.  Проведем игру - разминку «Профессиональный эрудит» СЛАЙД 5.

  1.  задание. Кто больше назовет профессий

Сейчас по цепочке каждый из вас называет какую-нибудь профессию, кто последний назовет, тот победил. 

СЛАЙД 6.

  1.  задание. Назовите другим словом представителей предложенных профессий.

Педагог - учитель, воспитатель

Врач – лекарь, доктор

Стоматолог - зубной  врач

Портниха - швея

Сторож - охранник

Лётчик - пилот

Шофёр - водитель

Повар - кулинар

Торговец – продавец  

СЛАЙД 7.   3 задание.  «Кто что делает?»

Врач – лечит, слушает, измеряет температуру, назначает лекарства.

Повар – режет, чистит, варит, жарит, печет, пробует, солит.

Парикмахер – причесывает, стрижет, моет волосы, делает прически.

Каменщик – кладет кирпич, строит, готовит раствор

Учитель – учит, рассказывает, ставит оценки

Маляр – красит, подбирает цвет краски

Озеленитель – высаживает растения, поливает, удобряет, полет, стрижет газон

СЛАЙД 8.   4 задание. Продолжить пословицы и поговорки о труде.

  • Дерево узнают по плодам,… а человека по делам
  • Была бы охота,… наладится любая работа
  • Пахарю земля – мать, … лодырю – мачеха
  • Скучен день до вечера,… коли делать нечего
  • Поздно встанешь,… мало сделаешь
  • Труд кормит,… а лень портит
  • Кто любит трудиться,…  тому без дела не сидится
  • Тяжело тому жить,… кто от работы бежит

Вот мы с вами поиграли, вспомнили разные профессии, а теперь переходим к серьезной части нашего занятия.

- Ребята, что нужно, чтобы получить профессию?

- Чтобы получить профессию необходимо хорошо учиться, получить прочные знания, приобрести нужные практические навыки.

Сегодня на занятии мы поговорим о профессиях, которые вы можете освоить в средне-специальных учебных заведениях нашей области. Это профессии: повар, мастер отделочных строительных работ, рабочий зеленого хозяйства, каменщик. Давайте поближе познакомимся с ними.

СЛАЙД  9. Профессия повар.

Повар — человек, профессией которого является приготовление пищи на предприятиях общественного питания.

Значимость этой профессии сложно переоценить. От того, как питается человек, зависит его здоровье, настроение и качество работы. Конечно, приготовить что-либо съедобное может практически любой человек. В чем же тогда отличие любителя от профессионала? Любитель не имеет специального образования и готовит дома для своих родных, друзей так, как хочет.

Повара-профессионалы имеют образование и работают в столовых, в ресторанах, кафе, кондитерских. Они занимаются приготовлением различных блюд и кондитерской продукции в соответствии с рецептами. Повар контролирует качество продуктов и соблюдение правил их хранения, следит за выполнением норм гигиены и санитарии.

СЛАЙД  10. Повар должен знать основы кулинарии, требования к готовке различных блюд и обработке продуктов, рецепты блюд, диетические рецепты, а также уметь работать со специальным оборудованием.

В обязанности повара входят следующие функции: 

- прием сырья и его переработка,

- приготовление холодных закусок, горячих блюд,

- оформление блюд для подачи и раздача блюд (если нет официантов). Кроме того, повару  необходимы знания о составе пищи и ее калорийности, хранении продуктов, о правилах питания, правилах составления меню.

СЛАЙД  11.   К плюсам данной профессии относится то, что работа повара очень востребована и всегда есть возможность стабильного дохода.

 К минусам можно отнести то, что труд повара физически тяжёлый. К тому же, чтобы работать в условиях жаркой кухни, нужно обладать хорошим здоровьем.

СЛАЙД  12. Профессия мастер отделочных строительных работ (отделочник).

К отделочным работам относятся штукатурные, малярные, облицовочные работы. Выполнение отделочных работ практически никогда не обходится без маляра и штукатура.

СЛАЙД  13. Штукатур покрывает особым составом – штукатуркой поверхности внутренних и наружных частей зданий и сооружений - стен, потолков, колонн, фасадов. Она повышает долговечность сооружения, защищает его от влияния осадков. Отштукатуренные стены меньше пропускают тепло и звук, деревянные стены становятся при этом огнестойкими. Штукатурка служит и архитектурно-декоративным целям - придает зданиям большую привлекательность и выразительность. Штукатур выполняет подготовку поверхности к нанесению краски или наклеиванию обоев.

СЛАЙД  14. В обязанности штукатура входит:

  • Произведение выравнивания рабочих поверхностей
  • Оштукатуривание и грунтовка поверхностей.
  • Изготовление строительных растворов из соответствующих строительных смесей и материалов.
  • Промывка и чистка инструментов и машин по окончании смены.
  • Наведение порядка на объекте после окончания ремонтно-строительных мероприятий.

СЛАЙД  15.

Маляр - приходит на стройку последним, когда строительство здания завершено. Он отвечает за последнюю стадию отделки, то есть от него зависит, как будет выглядеть построенный или отремонтированный объект, поэтому недочеты и ошибки здесь недопустимы.

СЛАЙД  16.  Маляр должен уметь рассчитать нужное количество краски, знать особенности разных видов отделочных материалов. Дополнительно, ему не обойтись без знания основных способов подготовки поверхностей. Также маляру надо знать технологию нанесения красок и отделочных материалов на подготовленную поверхность. Если для подготовки поверхности перед этим необходимо устранить небольшие дефекты (заделать мелкие неровности шпатлевкой, зачистить остатки старой краски), то такие работы может выполнить и сам маляр, без привлечения штукатура. Существует также профессия маляра-штукатура, который совмещает обязанности обоих специалистов.

Подобный специалист также должен обладать достаточно крепким здоровьем и физической выносливостью. Поскольку маляр постоянно работает с различными смесями, у него не должно быть никаких аллергий на их составляющие  и проблем с дыхательной системой.

СЛАЙД   17. Облицовщик-плиточник работает в составе строительной бригады. Облицовщик-плиточник покрывает стены и полы различными материалами: сайдингом, декоративным искусственным камнем, плиткой, кафелем, мрамором, гранитом. Чаще всего работы выполняются внутри зданий.

СЛАЙД  18. Плиточники должны уметь выполнять:

- демонтаж (удаление) старого покрытия

- подготовку поверхности к кладке (очистка, выравнивание, разметка)

- подготовку клеящих смесей по технологии

- нарезку плитки

- выполнять все виды кладки

- облицовку пола и стен кафелем или камнем

- затирку швов и стыков специальными растворами

- приведение поверхности плитки в безупречный вид

- уметь отремонтировать поврежденную облицовку.

Также хороший специалист может провести предварительные расчеты и проконсультировать заказчика относительно необходимого количества материала и его основных свойств.
Эту профессию могут освоить и мужчины и женщины, но в основном она считается более подходящей для сильного пола, поскольку во время ремонта приходится переносить большое количество тяжелой плитки.

СЛАЙД  19.  К плюсам профессии можно отнести ее востребованность и неплохую оплату.

Минусы – физические нагрузки, некомфортные условия работы, отсутствие необходимых удобств.

III. Физкультминутка СЛАЙД  20.  

Быстро встали, подтянулись,

Выше – выше потянулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, отпустите.

Вправо-влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели – встали, сели – встали

И на месте зашагали.

СЛАЙД 21.   Профессия рабочий зеленого хозяйства (озеленитель).

Работник зеленого хозяйства (озеленитель) - это сотрудник, прошедший специальное обучение, выполняющий работу, связанную с подбором, высадкой и уходом за растениями  в открытом грунте.

Профессия может быть и мужская и женская, только нужно помнить, что для этой профессии понадобятся  физические силы.

СЛАЙД  22. О профессии озеленителя я предлагаю вам посмотреть видеоролик.

СЛАЙД 23. Профессия  каменщик.

 Каменщик - это строительный рабочий, возводящий здания и сооружения из природных и искусственных строительных материалов. К природным строительным материалам относятся разные виды камня. Искусственные изготовляются из глины, шлака, известково-песчаных смесей и других материалов.

СЛАЙД  24. Каменщик производит кладку несущих стен, фундамента, арок, сводов, колонн, участвует в установке оконных и дверных коробок, производит конопатку и заливку швов в сборных железобетонных конструкциях.

Чтобы стены стояли прочно, каменщик выкладывает кирпич в особом порядке, для этого он использует половинки и четвертинки кирпича, разрубая кирпич молоточком-киркой. При кладке стен каменщик должен выдерживать необходимую толщину и ровность шва, проверять соответствие горизонтальности и вертикальности рядов. Каменщик может участвовать и в ремонте, он выполняет заделку «пустот» новым кирпичом, соблюдая «швы» и «стыки» старой кладки.

Каменщик может работать как в помещении, так и на открытом воздухе (возможно, на высоте).

К вредным условиям труда относятся: погодные условия (если строительство производится на открытом воздухе), шумность, воздействие применяемых материалов.

Необходимые качества: хорошо развитый глазомер при кладке кирпича, так как она производится на глаз.

СЛАЙД  25. Каменщик должен знать:

 правила техники безопасности;

приемы передачи сигналов, команд крановщику;

основные свойства природных и искусственных строительных материалов и растворов;

технологию возведения и монтажа частей здания;

назначение, устройство, правила эксплуатации инвентаря, инструментов, используемых при выполнении работ по кладке и ремонту каменных конструкций зданий.

Медицинские ограничения: работа противопоказана людям, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервно-психическими расстройствами, имеющим предрасположенность к простудным заболеваниям.

СЛАЙД 26.   Преимущества профессии каменщик

  • Каменщики нужны везде, где идет стройка.
  • За свой труд они получают хорошее вознаграждение.
  • При этом многие мастера нередко создают свою бригаду.
  • Для начала трудовой деятельности достаточно получить среднее специальное образование или отучиться под руководством опытного мастера.

Минусы у профессии тоже есть:

  • приходится трудиться при неблагоприятных погодных условиях, даже на высоте;
  • строители вынуждены дышать пылью, что может привести к развитию заболеваний дыхательной системы;
  • на плохо оборудованных объектах каменщикам сталкиваться с чрезмерными физическими нагрузками.
  • работа каменщика нередко сопровождается шумом, риском получения травм.

СЛАЙД  27. Чтобы не ошибиться с выбором профессии нужно соблюдать правила:

1. Уважение к любому труду.

2. Ориентация в мире современных профессий и учебных заведений.

3. Учёт состояния здоровья.

4. Учёт личных качеств, при выборе профессии.

Ребята, все профессии,  которые мы рассмотрели, вы сможете получить в средних специальных заведениях нашей области.  СЛАЙД  28. Профессию повара можно получить в Белгородском техникуме промышленности и сферы услуг. СЛАЙД 29.  Профессию мастера отделочных работ можно получить в Белгородском строительном колледже. СЛАЙД  30. Профессию рабочего зеленого хозяйства можно получить в Ракитянском агротехническом техникуме, СЛАЙД  31. профессию каменщика можно получить в Вейделевском агротехническом техникуме имени В.М. Грязнова.

В заключение нашего занятия давайте послушаем стихи о профессиях.

 1. Ухоженный, радужный, красочный сад…                        

Прекрасных и нежных цветов аромат…

Кустарники стройной изысканной формы,

Все так гармонично, нарядно, просторно…

Рабочий хозяйства трудился не зря.

Бывало, еще не проснулась заря,

А он поливает и холит растенья,

Чтоб в будущем видеть бутонов цветенье.  

2. Для строителя привычно                                  

Строить новый дом кирпичный.

Экскаватором Степан

Вырыл в поле котлован,  

В землю вбил большие сваи,

А теперь цемент мешает,

Ровно кирпичи кладет –

Ветер щелки не найдет.

Кирпичи с земли Степану

Поднимать сподручно краном.

Вот и новый дом готов,

Запускать пора котов!

3. Стол, за которым ты сидишь,        
Кровать, в которой ты уснёшь,              
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба – 
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем
 

VI.  Итог

Ребята вы сегодня много узнали интересного о профессиях, их особенностях. Сейчас для вас главным  является учеба, она основа вашей дальнейшей жизни. «Человек славен трудом» – гласит народная пословица.  Важна каждая профессия,  каждое дело. Очень важно, чтобы с детских лет каждый научился трудиться и привык добросовестно выполнять порученную ему работу.

- О каких профессиях мы говорили на занятии?

-Какая профессия вас заинтересовала? Кем вы хотите стать, где будете учиться?

СЛАЙД 32. 

Кем бы не  стали вы –

Поварами или артистами,

Каменщиками, трактористами

Есть одно пожелание важное:

Чтобы были вы

Хорошими гражданами.

Гражданин великой своей Родины

Должен быть добрым и благородным,

Умным, честным, великодушным,

Работящим, законопослушным.

Любить свою семью, своих близких,

Не допускать даже помыслов низких.

А если сказать вам все это проще!

Будьте, ребята, людьми хорошими!

Спасибо всем! Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное занятие по теме "Учимся строить отношения"

Воспитательное занятие из цикла: "Развитие межличностных отношений". Расчитано на  детей 5 - 6 классов. Цель занятия: Развивать умение договариваться....

Воспитательное занятие на тему: "Доброе слово, что ясный день"

Способствовать воспитанию культуры поведения через введение в активную речь «волшебных слов»; способствовать формированию умения различать добро и зло; создать условия для развития анализа и синтеза п...

Воспитательное занятие по теме " Сергий Радонежский"

Воспитательное занятие по теме " Сергий Радонежский"...

Конспект воспитательного занятия по теме "Выбор профессии - дело серьезное"

Конспект воспитательного занятия  по теме "Выбор профессии – дело серьёзное". Занятие позволяет формировать у воспитанников школы-интерната знания о профессиях;  активизирует  процессы ...

конспект воспитательного занятия по теме "Труд подростков с точки зрения закона"

Конспект воспитательного занятия по  теме: «Труд подростков с точки зрения закона», основными целями которого являются: 1.     Познакомить воспитанников с основными докум...

Конспект воспитательного занятия по теме "Сквернословие"

Внеклассное мероприятие в 7 классе Тема: «Сквернословие»...

воспитательное занятие на тему: Аппликация "Подсолнух"

Дети знакомятся с названием растений. Учатся составлять целое из частей....