Сборник кейсов для уроков биологии в 8 классе
план-конспект урока (8 класс)
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Данный сборник является результатом работы над методической темой «Кейс – технологии как условие активизации самостоятельной работы учащихся на уроках биологии».
Мой педагогический опыт формировался за годы работы в МОУ Краснооктябрьской СОШ и, конечно, продолжает формироваться по сей день. На чем он основывается?
В программе «Образование: сокрытое сокровище» ЮНЕСКО называет следующие области знаний, которые будут наиболее актуальны в 21 веке. Наряду с информационными технологиями среди них дисциплины и естественно – научного цикла».
Если говорить о Концепции ТЕМП, принятой еще в 2014 г. в Челябинской области, одной из задач в образовании является формирование культуры комплексного применения обучающимися знаний в области естественно-математического образования.
Наряду с этим, исследования, проводимые мной ранее, показали недостаточный интерес обучающихся к таким предметам, как химия, физика, биология.
Именно этот факт подтолкнул меня к тому, что нужно было найти какие-то формы работы с детьми, которые способствовали бы тому, чтобы у детей сформировался интерес к моему предмету.
Актуальность выбора моей методической темы заключалась в противоречии:
С одной стороны, современному обществу, как известно, требуются самостоятельные выпускники школ, активные, инициативные, способные генерировать собственные варианты идей.
С другой стороны, практика показывает, что школьники теряют интерес к самостоятельному поиску и освоению информации, стремятся найти уже готовые ответы на те вопросы, которые ставит перед ними учительское сообщество.
Таким образом, данное противоречие позволило сформулировать проблему выбора методической темы: как и какие технологии можно использовать на уроках биологии для активизации самостоятельной работы учащихся? Как формировать у школьников интерес к своему предмету?
На организационном этапе мною было проведено анкетирование, результаты которого привели к пониманию того, что у обучающихся выбранных мною групп были недостаточно сформированы такие личностные качества, как: самостоятельность, настойчивость в достижении целей, инициативность в учебном процессе, сниженный интерес к дисциплинам естественнонаучного цикла.
Школьная программа «Биология», как известно, отличается от других дисциплин прежде всего содержанием в ней познавательного материала, который может быть применен и в повседневной жизни. Поэтому при изучении данного предмета у школьников в обязательном порядке необходимо формировать познавательную активность, умение работать самостоятельно.
Решить эту проблему можно посредством активного внедрения кейс-технологии, применение которой на практике позволяет развить у обучающихся аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные навыки и самоанализ. Кроме того, учащиеся: развивают презентационные умения; формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения; приобретают экспертные умения и навыки; учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы; изменяют мотивацию к обучению.
Отличительной особенностью метода «кейс-технологий» является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни, они объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач тем, что предполагают не одно, а несколько решений задачи и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающихся активизируется навык самостоятельного целеполагания, планирования деятельности, решения практических задач. Кроме того, обучающиеся получают навыки самоконтроля и самоанализа.
Работа с кейсом может выполняться как индивидуально, так и в группе.
При этом, у каждого участника образовательного процесса – учителя и обучающегося есть свои функции, которые они должны выполнить.
Для подготовки и реализации кейсов полезно использовать схемы, графики, аудио и видеоматериалов, опорные карты для составления тематического конспекта, кластеры.
Новая ситуация, в которую попадает ученик, активизирует его мышление, а решение творческих задач способствуют раскрытию творческого потенциала каждого ученика.
Развитие коммуникативных умений – еще один важный фактор активизации самостоятельности у обучающихся. Каждый ученик должен верить в себя, свои силы и возможности, чтобы почувствовать удовольствие от процесса познания окружающего мира.
Учебный труд интересен, если он разнообразен. А информация, полученная путем самостоятельной работы, более прочно «оседает» в памяти ребенка.
В рамках практической части Кейс-технологии были реализованы во внеурочной деятельности, на обобщающих уроках, при изучении новых тем, в виде опережающего домашнего задания, которое предполагает работу школьников с мини-кейсами, содержащими 1 – 2 вопроса, требующих неординарного решения.
Повторное наблюдение школьников позволило отметить рост показателей самостоятельной работы в экспериментальной группе, где были применены кейс-технологии.
Итогом проведенной работы является то, что дети научились самостоятельно работать, не боясь новой нестандартной ситуации. Они с интересом находят ее решение, добывают новые знания, оценивают результаты выполненной работы. Кроме того, я наблюдаю положительную динамику в формировании познавательных и учебных интересов. Дети задают нестандартные вопросы, иногда могут спорить, отстаивая свою точку зрения.
В настоящий момент я продолжаю работать над своей методической темой, систематизирую накопленный опыт и, как следствие, делюсь им с вами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_sbornik.docx | 764.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Малёва Полина Павловна,
Учитель биологии Муниципального
общеобразовательного учреждения Краснооктябрьской средней общеобразовательной школы
Аргаяшского района Челябинской области
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Данный сборник является результатом работы над методической темой «Кейс – технологии как условие активизации самостоятельной работы учащихся на уроках биологии».
Мой педагогический опыт формировался за годы работы в МОУ Краснооктябрьской СОШ и, конечно, продолжает формироваться по сей день. На чем он основывается?
В программе «Образование: сокрытое сокровище» ЮНЕСКО называет следующие области знаний, которые будут наиболее актуальны в 21 веке. Наряду с информационными технологиями среди них дисциплины и естественно – научного цикла».
Если говорить о Концепции ТЕМП, принятой еще в 2014 г. в Челябинской области, одной из задач в образовании является формирование культуры комплексного применения обучающимися знаний в области естественно-математического образования.
Наряду с этим, исследования, проводимые мной ранее, показали недостаточный интерес обучающихся к таким предметам, как химия, физика, биология.
Именно этот факт подтолкнул меня к тому, что нужно было найти какие-то формы работы с детьми, которые способствовали бы тому, чтобы у детей сформировался интерес к моему предмету.
Актуальность выбора моей методической темы заключалась в противоречии:
С одной стороны, современному обществу, как известно, требуются самостоятельные выпускники школ, активные, инициативные, способные генерировать собственные варианты идей.
С другой стороны, практика показывает, что школьники теряют интерес к самостоятельному поиску и освоению информации, стремятся найти уже готовые ответы на те вопросы, которые ставит перед ними учительское сообщество.
Таким образом, данное противоречие позволило сформулировать проблему выбора методической темы: как и какие технологии можно использовать на уроках биологии для активизации самостоятельной работы учащихся? Как формировать у школьников интерес к своему предмету?
На организационном этапе мною было проведено анкетирование, результаты которого привели к пониманию того, что у обучающихся выбранных мною групп были недостаточно сформированы такие личностные качества, как: самостоятельность, настойчивость в достижении целей, инициативность в учебном процессе, сниженный интерес к дисциплинам естественнонаучного цикла.
Школьная программа «Биология», как известно, отличается от других дисциплин прежде всего содержанием в ней познавательного материала, который может быть применен и в повседневной жизни. Поэтому при изучении данного предмета у школьников в обязательном порядке необходимо формировать познавательную активность, умение работать самостоятельно.
Решить эту проблему можно посредством активного внедрения кейс-технологии, применение которой на практике позволяет развить у обучающихся аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные навыки и самоанализ. Кроме того, учащиеся: развивают презентационные умения; формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения; приобретают экспертные умения и навыки; учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы; изменяют мотивацию к обучению.
Отличительной особенностью метода «кейс-технологий» является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни, они объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач тем, что предполагают не одно, а несколько решений задачи и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающихся активизируется навык самостоятельного целеполагания, планирования деятельности, решения практических задач. Кроме того, обучающиеся получают навыки самоконтроля и самоанализа.
Работа с кейсом может выполняться как индивидуально, так и в группе.
При этом, у каждого участника образовательного процесса – учителя и обучающегося есть свои функции, которые они должны выполнить.
Для подготовки и реализации кейсов полезно использовать схемы, графики, аудио и видеоматериалов, опорные карты для составления тематического конспекта, кластеры.
Новая ситуация, в которую попадает ученик, активизирует его мышление, а решение творческих задач способствуют раскрытию творческого потенциала каждого ученика.
Развитие коммуникативных умений – еще один важный фактор активизации самостоятельности у обучающихся. Каждый ученик должен верить в себя, свои силы и возможности, чтобы почувствовать удовольствие от процесса познания окружающего мира.
Учебный труд интересен, если он разнообразен. А информация, полученная путем самостоятельной работы, более прочно «оседает» в памяти ребенка.
В рамках практической части Кейс-технологии были реализованы во внеурочной деятельности, на обобщающих уроках, при изучении новых тем, в виде опережающего домашнего задания, которое предполагает работу школьников с мини-кейсами, содержащими 1 – 2 вопроса, требующих неординарного решения.
Повторное наблюдение школьников позволило отметить рост показателей самостоятельной работы в экспериментальной группе, где были применены кейс-технологии.
Итогом проведенной работы является то, что дети научились самостоятельно работать, не боясь новой нестандартной ситуации. Они с интересом находят ее решение, добывают новые знания, оценивают результаты выполненной работы. Кроме того, я наблюдаю положительную динамику в формировании познавательных и учебных интересов. Дети задают нестандартные вопросы, иногда могут спорить, отстаивая свою точку зрения.
В настоящий момент я продолжаю работать над своей методической темой, систематизирую накопленный опыт и, как следствие, делюсь им с вами.
Сборник кейсов для уроков биологии в 8 классе
КЕЙС 1
Предмет: биология
Тип урока: интегрированный, обобщение знаний
Типология кейса: аналитический (сюжетный, прогностический и текстовый макро-кейс), метод дискуссий (симпозиум).
Раздел: Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.
Тема: Терморегуляция организма. Закаливание или «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья?».
Способ создания проблемной ситуации: организация межпредметных связей.
Проблема: Всегда ли находит свое подтверждение в процессе закаливания всем известное выражение «солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»?
Общая структура кейса:
– Название: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья?
– Случай (это определенная вещь, которая нас интересует и как она связана с главным вопросом исследования).
В прошлом году в области зарегистрированы две водные вспышки ротовирусных заболеваний среди населения: в Сатке (люди купались в открытом водоеме в неорганизованных местах) и Еманжелинске (из кранов текла вода с высокой степенью микробного загрязнения). В 2014 году случаи заражения вирусным гепетитом А зарегистрированы в с. Аргаяш Аргаяшского района Челябинской области (известно, что люди заражались через употребление водопроводной воды) [2].
– Факты (объективная информация (статистика, отрывки из документов, результаты анкетирования, экспертные мнения, фото и пр.)).
Факт 1. Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в 2013 году на территории Челябинской области составили: 666,7 тыс. тонн (согласно информации Челябинскстата). Выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников (автомобильный и железнодорожный транспорт) в 2013 году на территории Челябинской области составили 276,9 тыс. тонн (согласно информации Федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу») [3].
Факт 2. В р. Миасс в створе д. Новое Поле в феврале, апреле, мае и ноябре было зарегистрировано 4 случая высокого загрязнения воды азотом нитритов, превышавшим допустимую норму в 14,7 – 19,1 раза с максимумом в апреле. Состояние водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (I категория) ухудшилось по санитарно-химическим показателям на 9,4 %, по микробиологическим показателям ухудшилось на 2,3 %;
Факт 3. Природное облучение населения Челябинской области вносит наибольший вклад в суммарное облучение населения РФ. Это объясняется тем, что в Челябинской области существуют аномалии природной радиоактивной минерализации литосферы и гидросферы, что обуславливает повышенное содержание природных радионуклидов в воздухе помещений и в воде подземных источников питьевого водоснабжения на отдельных территориях области [9].
– Вопросы к кейсу (при решении макро - кейса школьникам предлагается самостоятельно выбрать наиболее интересный для них кейс, а и из предложенного списка ответить на 3 вопроса. При этом оговаривается, что вопросы, предполагающие разработку практического решения, создания проекта, ответы оцениваются выше и имеют дополнительные бонусы (баллы).
Кейс 1 (a). Группа: Экологи
- Можно ли считать экологическую ситуацию в Челябинской области «благоприятной» для закаливания?
- Каким образом качество воды и воздуха может сказаться на здоровье жителей области?
- Каковы причины загрязнения почвы, воды и воздуха в вашем регионе?
- Какие меры, на ваш взгляд, могут кардинально изменить экологическую ситуацию в Челябинской области?
- Создайте проект очистки воздушных и водных ресурсов на территории своего населенного пункта.
Кейс 1 (b). Группа: Химики - биологи
- Химико – биологическая характеристика воды и воздуха Челябинской области, их влияние на организм человека.
- Каким образом влияют на качественный состав воздуха предприятия топливной энергетики, коксохимические, электродные и другие предприятия металлургического комплекса, находящиеся на территории Челябинской области?
- Подумайте и определите, каким образом может сказаться загрязнение водных ресурсов на качество процесса закаливания?
- На ваш взгляд, можно ли считать благоприятным химическое воздействие УФ лучей на организм человека во время приёма воздушных ванн?
- Предложите свой комплекс защиты от негативного воздействия факторов окружающей среды во время закаливания.
Кейс 1 (c). Группа: Аллергологи – иммунологи
- Чем можно объяснить факт общего снижения иммунитета у жителей Челябинской области?
- Можно ли считать эффективным закаливающее действие солнечных ванн, воздуха и воды в сложившейся экологической обстановке на территории Челябинской области?
- Как можно трактовать пословицу «Баня – мать наша: кости распаришь, все тело поправишь» с точки зрения процесса закаливания?
- Подумайте и определите, каковы правила использования природных факторов для эффективного оздоровления?
- Продумайте комплекс упражнений на воздухе для повышения иммунного статуса школьников.
Кейс 1 (d). Группа: Онкодерматологи
- Какова взаимосвязь между развитием рака кожи и такими факторами как: качество воды и воздуха, количество выхлопов движущегося транспорта и образ жизни.
- Каков механизм загара и его воздействие на фотостарение кожи?
- Связан ли процесс окисления и выделение свободных радикалов с интенсивным приемом солнечных ванн?
- Что безопаснее: солнечные ванны или солярий?
- Можно ли предупредить фотостарение кожи и развитие рака кожи посредством закаливания? Продумайте памятку для загарающих.
– решения (вариативная часть кейса которая может содержать рефлексию, например, подведение итогов мероприятия, создание общих правил закаливания). Каждая группа представляет результаты работы с кейсом в виде сообщения, презентации, рекомендаций и т.д.
Источники информации:
- Биология. Человек: учебник для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений [Текст] / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. –12-е изд., стереотипное, – М.:Дрофа, 2011, – 332с.
- Загрязнение среды (экология) Челябинской области [Электронный ресурс] / Гео – портал Южноуралья. – Режим доступа: http://www.uralgeo.net/polut_ch.htm, свободный.
- Карелина, И. В Челябинской области участились случаи массовых отравлений [Электронный ресурс] /–http://www.kp.ru/online/news/885035/, статья в интернете.
- Кнейпп, С. Водолечение: Средства для лечения болезней и сохранения здоровья [Текст] / С. Кнейпп, – М.: Познавательная книга плюс, 2001. – 352 с.
- Красота и здоровый образ жизни. Основные правила закаливания [Электронный ресурс] / Гид по здоровью. – Режим доступа: http://www.dhelp.ru/info/2799.html, свободный.
- Логвиненко, Ю.И. Интенсивное закаливание как средство неспецифической профилактики респираторных заболеваний у детей [Текст] / Ю.И. Логвиненко, Л.А. Матвеева, Т.А. Шемякина, Е.И. Кондратьева// Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры, – 2006. – № 6. – С. 21– 24.
- Лежнева, Т.И. С легким паром, или идите в баню! [Текст] / Т.И. Лежнева // Астма и аллергия, – 2004. – № 1. – С. 26– 27.
- Мониторинг природных лечебных ресурсов Уральского региона [Текст] /В.Ю.Курочкин // Медицина труда и промышленная экология, 2004. – № 9. – С. 45–47.
- Охрана окружающей среды [Электронный ресурс]/Министерство экологии Челябинской области. – Режим доступа: http://mineco174.ru/okhrana-okruzhajushhejj-sredy/, свободный.
- Рак кожи [Электронный ресурс] / Medical.net/– Режим доступа: http://nmedicine.net/nachalnaya-stadiya-raka-kozha/, свободный.
- Рывкин, Я.Р. Баня, банька, баенка: любителям и знатокам банного дела [Текст] / Я.Р. Рывкин,– Петрозаводск: Карелия, 1992. – 190 с.
- Сочетанное применение физических и спортивных упражнений, массажа, закаливания и трудовых занятий в лечении и реабилитации боль ных [Текст] / Ю.Н. Чернов // Лечебная физическая культура и массаж, –2005. –№ 6. – С. 41–46.
- Шумов, И. Водолечение в медицине и косметологии [Текст] / И. Шу-мов // Косметика и медицина, –2002. –№ 6. –С. 52–62.
КЕЙС 2
Предмет: биология
Тип урока: изучение нового материала
Типология кейса: Аналитический (тренировочный, текстовый микро-кейс).
Раздел: Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.
Тема: Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.
Способ создания проблемной ситуации: сталкивание жизненных представлений учащихся с фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний.
Проблема: Кожа является первой ступенью в защите организма человека от различного рода заболеваний. Можно ли считать этот барьер эффективным, если человечество находится под угрозой заражения огромным количеством кожных заболеваний?
Общая структура кейса:
– Название: Болезни кожи.
– Контекст [6]:
Рис.1 Рис.2 Рис.3
– Вопросы к кейсу:
- Определите, какие заболевания кожи изображены на фотографиях
(рис.1– рис.3).
- Какова, на ваш взгляд, вероятность вашего заражения данными
видами кожных заболеваний?
- Существует ли эффективная профилактика кожных заболеваний,
передающихся от человека к человеку?
- Изучив предложенную литературу, разработайте свой комплекс
мер профилактики кожных болезней.
Источники информации:
- Акимушкин, И.И. Занимательная биология [Текст] / – М., Про-
свещение, 2010,
- Биология. Человек: учебник для 8 кл. общеобразовательных уче
ных заведений [Текст] / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. –12-е изд., стереотипное, – М.:Дрофа, 2011, – 332с.
- Заболевания кожи [Электронный ресурс] / Медицинский портал
Здоровье Украины. – Режим доступа: http://www.health-ua.org/photo/tag/zabolevaniya-kozhi/4/, свободный.
- Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.
Пособие для учащихся / И.Д. Зверев. – М.: «Просвещение», 1971. – 390с.
- Ликум, А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей
[Текст]/ А. Ликум. – М.: АСТ, 1995, – 392с.
- Шулин, А. Основные пути заражения герпесом: 7 мифов о глав
ном. [Электронный ресурс] / – http://ztema.ru/soobshestvo/blogs/1075-osnovnye-puti-zarajeniya-gerpesom-7-mifov-o-glavnom/, статья в интернете.
КЕЙС 3
Предмет: биология
Тип урока: изучение нового материала
Типология кейса: Прогностический (тренировочный, сюжетный кейс средних размеров).
Раздел: Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.
Тема: Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.
Способ создания проблемной ситуации: преднамеренное столкновение жизненных представлений учащихся с научными фактами; побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, данных.
Общая структура кейса:
– Название: Болезни кожи
– Факты:
Факт 1. Сегодня герпес считается самым распространенным вирусным заболеванием в мире. По одним данным, им заражено около 90% населения планеты, по другим – с герпесом сталкивался каждый человек старше 4– 5 лет. Существует около 35 разновидностей этой вирусной инфекции, из которых, по разным данным, только 8– 10 несут потенциальную опасность для человека. Кроме привычного всем вируса первого (пузырьки на губах) и второго (вирус поражает гениталии) типа, существует вирус герпеса третьего типа, или ветряная оспа (ветрянка).
Факт 2. Сегодня герпес считается самым распространенным вирусным заболеванием в мире. По одним данным, им заражено около 90% населения планеты, по другим – с герпесом сталкивался каждый человек старше 4 – 5 лет. Существует около 35 разновидностей этой вирусной инфекции, из которых, по разным мнениям, только 8– 10 несут потенциальную опасность для человека. Этот же вирус становится причиной хронической усталости. Несмотря на различие проявлений, существует всего 2 основных пути заражения герпесом – воздушно – капельный и бытовой путь [6].
– Случай:
- Очень часто каждый из нас может наблюдать такую картину – у
крыльца школы, на стадионе или просто на остановке в компании молодых людей передается из рук в руки одна бутылка газированного напитка.
- На школьном вечере (дискотеке) выясняется, что только одна де
вушка взяла с собой косметику и, как это часто бывает, ее сверстницы решили оценить ее достоинства на себе.
– Проблема:
- Существует ли опасность заражения вирусом герпеса в обеих ком
паниях? Обоснуйте свой ответ.
- Подумайте, каким образом можно избежать заражения вирусом
первого типа?
Источники информации:
- Акимушкин, И.И. Занимательная биология [Текст] / – М., Про
свещение, 2010,
- Биология. Человек: учебник для 8 кл. общеобразовательных уче
ных заведений [Текст] / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. –12-е изд., стереотипное, – М.:Дрофа, 2011, – 332с.
- Заболевания кожи [Электронный ресурс] / Медицинский портал
Здоровье Украины. – Режим доступа: http://www.health-ua.org/photo/tag/zabolevaniya-kozhi/4/, свободный.
- Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.
Пособие для учащихся / И.Д. Зверев. – М.: «Просвещение», 1971. – 390с.
- Ликум, А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей
[Текст]/ А. Ликум. – М.: АСТ, 1995, – 392с.
- Шулин, А. Основные пути заражения герпесом: 7 мифов о глав
ном [Электронный ресурс] / – http://ztema.ru/soobshestvo/blogs/1075-osnovnye-puti-zarajeniya-gerpesom-7-mifov-o-glavnom/, статья в интернете.
КЕЙС 4
Предмет: биология
Тип урока: интегрированный, изучение нового материала
Типология кейса: обучающий (личностный, текстовый, сюжетный кейс - воспоминание, макро-кейс), метод анализа конкретных ситуаций.
Способ создания проблемной ситуации: побуждение учащихся к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений; сталкивание жизненных представлений учащихся с фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний.
Раздел: Обмен веществ и энергии
Тема: Энергозатраты человека и пищевой рацион.
Проблема:
Почему одни люди, стремясь к совершенству физическому, оказываются на грани истощения, а другие, стремясь к совершенству духовному, превращаются в недвижимые массы, но все они в итоге теряют себя? Так что нужно делать, чтобы нравиться себе и окружающим, оставаясь при этом самим собой?
Общая структура кейса:
– Название: Энергозатраты человека и пищевой рацион?
– Контекст:
Ожирение является серьезной медико-социальной и экономической проблемой современного общества. Актуальность ожирения определяется в первую очередь его высокой распространенностью. Ожирением страдают 7% населения земного шара. В большинстве стран Западной Европы от 9 до 20% взрослого населения имеют ожирение и более четверти - избыточную массу тела, в США– 25% и 50% соответственно. В России, в среднем, 30% лиц трудоспособного возраста имеют ожирение и 25% – избыточную массу тела. По прогнозам экспертов ВОЗ, при сохранении существующих темпов роста заболеваемости к 2025 г. в мире будет насчитываться более 300 млн. людей, страдающих ожирением.
Не менее печальными являются и данные о случаях анорексии. Анорексия является одним из самых распространенных нездоровых образов жизни, который выбирают подростки. Статистика подростковой анорексии в США пугает. Примерно 1– 2 подростка на каждые сто подростков борются с анорексией на каком-либо этапе своей жизни. У некоторых подростков причиной анорексии выступают эмоциональные проблемы, для других – давление со стороны сверстников или социальные проблемы. Около 5% от всех девочек – подростков США в настоящее время страдают от анорексии. 53% американских девочек 13 лет не довольны своим телом. 78% американских девочек 17 лет не довольны своим телом. Подростковой анорексии подвержены все социальные классы. 10% подростков с анорексии мальчики и юноши. Анорексия может начаться в возрасте 8 лет. Около 15% девушек-подростков имеют разные типы расстройств, связанные с пищевым поведением. Более 5 миллионов американцев страдают от расстройств пищевого поведения каждый год. Около тысячи женщин в США умирают от анорексии ежегодно[3].
– Случай:
Ситуация 1. В возрасте 26 лет Дэвид Смит (США) весил 268 кг. Парень с детства страдал ожирением и после смерти матери в 2001 году, испытав сильнейший стресс по этому поводу, компенсировал потерю перееданием. Он употреблял по 30 000 калорий в день и в возрасте 26 лет с трудом преодолевал расстояние в 200 метров без посторонней помощи (рисунок 1).
Ситуация 2. Постоянные зрители шоу «Comedy Club» в 2012 году заметили появление нового участника, которое никак не было прокомментировано, а среди перечисленных не прозвучало новых фамилий. Присмотревшись повнимательнее в «новеньком» узнали «старенького», но значительно похудевшего… Андрей Аверин похудел! Какое же чудо помогло богатырю в 125 кг превратиться в стройного принца? Разыскивая в интернете, как похудел Андрей Аверин ничего правдоподобного найти не удалось (рисунок
Ситуация 3. Близнецы Мария и Кэти Кэмпбелл.
Девочкам было 11 лет, когда они услышали разговор своих родителей.
Отец говорил маме, что девочки начинают постепенно "округляться" и с этим надо что-то делать. Обеспокоенные такой новостью, девочки вначале решили ничего не есть всего один день, но потом пища не попадала в их организм неделями. Когда родители кинулись по больницам, было уже поздно, детский организм не выдержал таких изменений и просто перестал развиваться. Борьба за их жизни продолжается уже более 20-ти лет, за все это время у девушек не было никаких отношений с противоположным полом и они уже не в состоянии меть детей (рисунок 3).
Ситуация 4. Экс-модель Kate Puncher худела из-за того, что ее бывший парень был постоянно недоволен ее весом. Но заболев анорексией, он ее бросил. Спустя некоторое время, девушка встретила другого возлюбленного, который предложил ей выйти за него замуж. Но, парень был обеспокоен ее весом, а так как она отказывалась поправляться, жених пошел на небольшую хитрость. Он купил ей свадебное платье на два размера больше и сказал, что если девушка не поправится - свадьбы не будет. Кейт начала есть три раза в день и постепенно пришла в норму. Свадьба состоялась в 2009-м году и сейчас пара воспитывает дочь (рисунок 4) [7].
– Факты:
Рис.1
Рис.2 Рис.3
Рис.4
– Вопросы(работа учащихся в группах по 5– 6 человек):
Кейс 4-1(1 группа): Подумайте и предложите способы рассчета норм питания, а затем подберите продукты рациона для учащихся среднего звена.
Кейс 4-2 (2 группа): Изучив различные источники, проанализируйте, какие продукты питания содержат больше незаменимых аминокислот, а какие – больше ненасыщенных жирных кислот?
Кейс 4-3 (3 группа): Каким образом распределяются количество и состав пищи в течение дня? Составьте примерный рацион питания для учащихся – отличников учебного процесса и учащихся, которые принимают активное участие в спортивной жизни школы.
Кейс 4-4 (4 группа): Каким образом можно достичь золотой середины в вопросе удержания веса в соответствии с возрастной нормой?
– решения: каждая группа представляет результаты работы с кейсом в виде сообщения, презентации, рекомендаций и т.д.
КЕЙС 5
Предмет: биология
Тип урока: интегрированный, изучение нового материала
Типология кейса: обучающий (личностный, текстовый, бессюжетный кейс, тренировочный микро-кейс), метод анализа конкретных ситуаций.
Способ создания проблемной ситуации: побуждение учащихся к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений; сталкивание жизненных представлений учащихся с фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний.
Раздел: Обмен веществ и энергии
Тема: Энергозатраты человека и пищевой рацион.
Проблема:
Почему одни люди, стремясь к совершенству физическому, оказываются на грани истощения, а другие, стремясь к совершенству духовному, превращаются в недвижимые массы, но все они в итоге теряют себя? Так что нужно делать, чтобы нравиться себе и окружающим, оставаясь при этом самим собой?
Общая структура кейса:
– Название: Заседание совета диетологов «Гигиена питания».
– Контекст: Работа в группах. Каждая группа на данном уроке знакомится с кейсами, содержащими информацию о различных системах питания, рекомендуемых специалистами, разрабатывают проект однодневного меню для учащихся 8– 9 классов по одной из предложенных систем питания. 1 человек выступает с сообщением. Остальные представители группы защищают проект.
1 группа – Вегетерианство.
2 группа – Система питания по Г. Шелтону (раздельное питание).
3 группа – Система питания П. Брега (рациональное питание).
4 группа – Рациональное питание по системе Семеновой.
Вопросы к кейсу:
- Всегда ли существует необходимость питания по какой-либо
системе?
- Изучив предложенную литературу по заданной теме, составьте
рекомендации (правила или наоборот, вредные советы) для учащихся вашего класса по организации правильного питания.
КЕЙС 6
Предмет: биология
Тип урока: интегрированный, изучение нового материала
Тип кейса: аналитический (итоговый, видео-кейс средних размеров).
Способ постановки проблемы: побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных; организация самостоятельной поисковой деятельности; постановка проблемных задач.
Раздел: Обмен веществ и энергии
Тема: Энергозатраты человека и пищевой рацион.
Проблема:
Почему одни люди постоянно придерживаются всевозможных диет, ограничивают себя в употреблении высококалорийных продуктов, но при этом систематически и довольно быстро набирают лишний вес, когда другие, напротив, могут позволить себе съесть что угодно и в каком угодно количестве, но, при этом, их масса в течение всей жизни сохраняется приблизительно на одном уровне?
Общая структура кейса:
– Название:
– Контекст: Анализ научного фильма «Жир. Ожирение» [3].
Вопросы к кейсу:
- Всегда ли при развитии ожирения возникает опасность развития у
человека заболеваний разных систем органов.
- Оцените вероятность развития ожирения у вас.
- Определите взаимосвязь процесса развития ожирения с образом
жизни, который ведет человек.
- Объясните, каким образом связан процесс развития ожирения со
скоростью протекания химических реакций в ходе обменных процессов организма.
Источники информации к кейсам 4-6:
- Биология. Человек: учебник для 8 кл. общеобразовательных учеб
ных заведений [Текст] / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. –12-е изд., стереотипное, – М.:Дрофа, 2011, – 332с.
- Брегг, П. Лучшие методики оздоровления [Текст] / П. Брегг. – М.:
АСТ, Сова, Харвест, 2007. – 224 с.
- Жир. Ожирение [Электронный ресурс] / Наука 2.0.– Режим дос
- Похлёбкин, В.В. Занимательная кулинария. [Текст] / В.В. Похлеб
кин. – М.: Агропромиздат, – 1986. – 128 с
- Семенова, Н. Счастье жить в чистом теле [Текст] / – М.; СПб.:
Диля, 2005. – 156
- Шелтон, Г. М. Ортотрофия: Основы правильного питания.
[Текст] / пер. с англ. и предисл. Л. Владимирского. /– М.: Молодая гвардия, 1992. – 351 с.
- Шокирующие случаи анорексии [Электронный ресурс] / Твой мод
ный клуб. – Режим доступа: http://trendyclub.org/znamenitosti/shokiruyuschie-sluchai-anoreksii-2009.html, свободный.
КЕЙС 7
Предмет: биология
Тип урока: интегрированный, изучение нового материала
Типология кейса: исследовательский (сюжетный, текстовый кейс), метод изучения реальных ситуаций.
Раздел: Обмен веществ и энергии.
Тема: Витамины
Способ создания проблемной ситуации: организация самостоятельной поисковой деятельности; постановка проблемных задач.
Проблема: Можно ли утверждать, что человек является тем, что он ест?
Общая структура кейса:
– Название: Витамины
– Случай: Народная мудрость гласит: «Мы являемся тем, что мы едим». А так ли это?
– Факты (объективная информация (статистика, отрывки из документов, результаты анкетирования, экспертные мнения, фото и пр.)).
Джузеппе Арчимбольдо был выдающимся живописцем и декоратором из Милана. Он жил в Италии в 16 веке, служа придворным художником. Джузеппе Арчимбальдо много знал о пользе продуктов, писал много картин созданных из овощей и фруктов, из них он также создавал портреты людей.
Друг художника, ученый и литератор Грегорио Каманини (Gregorio Camanini) так описал известную картину, на которой знаменитый художник изобразил императора Рудольфа II в образе бога времен года и земных плодов Вертумна (Вертумн был богом превращений, метаморфозов природного изобилия) картину: «Глаза похожи на звезду Олимпа, грудь – воздухом, живот – земля, ноги – бездна, а его одеяния кажутся сотканными из плодов и травы». В картине этого художника фрукты и овощи позволяют воплотить некую идею и задумку мастера [6].
Оказывается, древние предки человека, как выяснили учёные, питались преимущественно фруктами. Поэтому наш организм изначально приспособлен к употреблению фруктов. Однако, мало кто знает, как нужно их правильно употреблять, чтобы получить максимум пользы. В этой теме вы узнаете о полезных свойствах фруктов и правильном их употреблении.
Самыми известными картинами Джузеппе Арчимбальдо являются:
– «Лето», пышный мужчина радующий глаз своими щеками-персиками и многочисленными экзотическими фруктами. А если посмотреть в перевернутом виде?
–Картина «Осень» (рисунок 2) – еще одна картина-перевертыш – мужчина, состоящий из многообразия овощей.
– Картина «Весна» - множество тонко выписанных красочных цветов на черном фоне. Если посмотреть на них, немного издалека, то проявляется личико молодой улыбчивой девушки, только вот в качестве носа у красавицы бутон лилии, вместо уха – тюльпан, глазами служат цветы дикой вишни, а зубки у нее в виде колокольчиков ландыша (рисунок 3).
Рис.1
Рис.2
Рис.3
– Картины «Лето» (рисунок 4) – изобилие овощей и фруктов.
Рис. 4
– Картина «Зима» - представляет сухой корявый пень, рисунок сучков которого образует личину дряхлого старика (рисунок 5).
Рис.5
– Вопросы к кейсу:
- Какая, на Ваш взгляд, задумка была вложена в картины великим
художником?
- Определите по предложенным для анализа картинам потребность
нашего организма в витаминах, в соответствии с определенным временем года.
- Чем на ваш взгляд можно объяснить сезонность употребления овощей
и фруктов на Урале?
- Представив себя художником, создайте свой автопортрет или кар
тину из тех продуктов питания, которые вы употребляете в пищу в зимний период времени.
- Проанализировав состав пищи, определите, насколько эти про
дукты покрывают вашу суточную потребность в витаминах.
– решения (Каждый учащийся представляет результаты работы с кейсом в виде автопортрета (фотография, рисунок), собранного из продуктов питания, входящих в их ежедневный рацион в зимний период времени).
Источники информации:
- Акимушкин, И.И. Занимательная биология [Текст] / И.И. Аки
мушкин. – М.: Просвещение, 2010, – 394с.
- Биология. Человек: учебник для 8 кл. общеобразовательных
учебных заведений [Текст] / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. –12-е изд., стереотипное, – М.:Дрофа, 2011, – 332с.
- Доценко, В.А. Овощи и плоды в питании [Текст] / В.А. Доценко. –
Л.: Лениздат, 1988, – 288с.
- Зверев, И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигие
не человека [Текст] / И.Д. Зверев. – М., Просвещение, 1983. – 286с.
- Кановская, М.К. Фрукты [Текст] / М.К. Каневская. – М.: АСТ,
2006, – 160с.
- Портреты Арчимбальдо из реальных овощей и фруктов [Элек
тронный ресурс] / Достопримечательности мира. – Режим доступа: http://www.environmentteam.com/art/vegetables-and-flowers-human-portraits/, свободный.
- Синькова, Е.А. Витамины и витаминотерапия [Текст] / Е.А. Синь
кова, – М.: Феникс, 2009, – 320с.
КЕЙС 8
Предмет: биология
Тип урока: изучение новой темы
Типология кейса: исследовательский (личностный, сюжетный кейс средних размеров с естественной временной последовательностью событий), метод инцидента.
Раздел: Пищеварение.
Тема: Барьерная роль печени
Способ создания проблемной ситуации: организация межпредметных связей; сопоставление фактов и явлений.
Проблема: Говорят, что печень – «молчаливый убийца». Так ли это? Почему?
Общая структура кейса:
– Название: Барьерная роль печени
– Случай:
После празднования Нового года у человека по имени Х появились следующие симптомы: общая слабость, горечь во рту, рвота.
– Факты (объективная информация (статистика, отрывки из документов, результаты анкетирования, экспертные мнения, фото и пр.)).
Для новогоднего стола были приготовлены следующие блюда:
- Бутерброды с икрой мойвы (состав: хлеб черный, икра мойвы,
огурец соленый, крабовые палочки, оливки черные без косточек, укроп свежий).
- Заливное из языка (состав: язык говяжий, морковь, яйца, масли
ны, желатин быстроратворимый, соль, зелень).
- Курица, запеченная целиком в духовке с апельсинами (состав:
курица, апельсины, соевый соус, карри, мед натуральный, смесь перцев).
- Новогодний десерт с киви (состав: сметана, зефир, киви, шоколад
для украшения).
Напитки (морс из клюквы, coca-cola, чай) [5].
– Вопросы к кейсу:
- Изучив меню новогоднего стола, определите причину возникно
вения данных симптомов.
- Определите, работа какого органа была нарушена в сложившейся
ситуации и почему?
- Какие ошибки, на ваш взгляд, совершил человек Х, составляя ме
ню для новогоднего стола? Обоснуйте свой ответ, учитывая знания о химических свойствах некоторых веществ, входящих в состав использованных продуктов.
– решения (каждый учащийся представляет результаты работы с кейсом в виде ответов на вопросы, рекомендаций по правильному питанию, составление новогоднего меню с учетом норм питания и т.д.).
Источники информации:
- Биология. Человек: учебник для 8 кл. общеобразовательных
учебных заведений [Текст] / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. –12-е изд., стереотипное, – М.:Дрофа, 2011, – 332с.
- Акимушкин, И.И. Занимательная биология [Текст] / И.И. Аки
мушкин. – М.: Просвещение, 2010, – 394с.
- Анатомия, физиология и гигиена человека: карманный справоч
ник [Текст] / А.А. Каменский. – М.: Дрофа, 2010. – 296с.
- Зверев, И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигие
не человека [Текст] / И.Д. Зверев. – М., Просвещение, 1983. – 286с.
- Рецепты для новогоднего стола [Электронный ресурс] / Super –
bluda/ – Режим доступа: http://super-bluda.ru/buterbrody.html, свободный.
КЕЙС 9
Предмет: биология
Тип урока: интегрированный, изучение новой темы
Типология кейса: исследовательский (бессюжетный макро-кейс), игровое проектирование
Раздел: Анализаторы. Органы чувств.
Тема: Зрительный анализатор
Способ создания проблемной ситуации:
Проблема:
Общая структура кейса:
– Название: Глаз – уникальный оптический аппарат.
– Случай:
В 1896 г. американский психолог Дж. Стреттон поставил эксперимент. Он надел специальные очки, благодаря которым на сетчатке глаза изображения окружающих предметов оказались не обратными, а прямыми. И что же? Мир в сознании ученого перевернулся. Все предметы он стал видеть вверх ногами. Из-за этого произошло рассогласование в работе с другими органами чувств. У ученого появились симптомы морской болезни. В течение 3 дней он ощущал тошноту. На 4 сутки организм стал приходить в норму, а на 5-й день Стреттон стал чувствовать себя так же, как и до эксперимента. Мозг ученого освоился с новыми условиями работы, и все предметы он снова стал видеть прямыми. Но, когда снял очки, все опять перевернулось. А уже через полтора часа зрение восстановилось, и он стал видеть нормально. Любопытно, что подобная приспосабливаемость характерна лишь для человеческого мозга. Когда в одном из экспериментов обезьяне перевернули такие же очки, то она получила стресс и, сделав несколько шагов, впала в кому. Однако и человеческий мозг не всегда может справиться с анализом изображения на сетчатке глаза, вот тогда и возникает иллюзия зрения, т.е. предмет кажется не таким, каков он на самом деле. Почему это происходит?
– Вопросы к кейсу (при решении макро - кейса школьникам предлагается самостоятельно выбрать наиболее интересный для них кейс (роль), найти на него решение).
Кейс 9- 1. Биолог о строении глаза.
Есть такое выражение «Глаз – алмаз». Как можно объяснить данное сравнение?
Кейс 9- 2. Фотограф о фотоаппарате:
Современная жизнь немыслима без фотографий, но удивительный факт: фотоаппарат создан по образу и подобию человеческого глаза – гениального аппарата, созданного самой Природой. Если знаешь их устройство, то можно найти много общего. Итак, ответьте, пожалуйста, на вопрос: "Подумайте и объясните, в чем сходство глаза и фотоаппарата?".
Кейс 9- 3. Оптик о свойствах глаза.
«Береги его, как зеницу ока» – так принято говорить о необходимости сохранения чего-то важного. Так о какой составляющей глазного яблока в данном выражении может идти речь? В чем ее уникальность? Почему?
Кейс 9- 4. Специалисты Центра Микрохирургии глаза о дальнозоркости и близорукости («С использованием басни Крылова «Мартышка и очки»).
Кейс 9- 5. Зоолог о зрении животных:
Конечно, многих интересует ответ на вопрос: А как видят разные животные? Постарайтесь ответить на него.
Кейс 9- 6. Иллюзии зрения.
Чудес на свете не бывает? А может чудеса бывают? А обман зрения?! Глаз не всегда говорит нам правду. И в этом не трудно убедиться. Когда мы что-то видим, то обычно уверены, что наше зрительное восприятие правильное. Иначе говоря, мы доверяем своему зрению. Докажите, что выражение «Обмануть зрение» имеет место быть.
Кейс 9- 7. Специалист по охране труда.
В прошлом снежная слепота не только доставляла много страданий арктическим путешественникам, но и бывала причиной неудач целых экспедиций. Что вы знаете об этом заболевании? Какие способы сохранения зрения вы могли бы предложить?
– решения (Каждый учащийся, выбравший для исполнения определенную роль, представляет результаты работы с кейсом в виде сообщения, презентации, рекомендаций по гигиене зрения, например, комплекса упражнений для глаз и т.д.).
Источники информации:
- Артамонов, И.Д. Иллюзии зрения [Текст] / И.Д. Артамонов, – М.:
Наука, 1969, – 234с.
- Биология. Человек: учебник для 8 кл. общеобразовательных
учебных заведений [Текст] / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. –12-е изд., стереотипное, – М.:Дрофа, 2011, – 332с.
- Дюпра, Г. Зооптика. Мир глазами животных [Текст] / Перево
дчик: Ю. Амченков (редактор: Бологова Валентина Издательство). – М.: Махаон, 2014, – 38с.
- Зверев, И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигие
не человека [Текст] / И.Д. Зверев. – М., Просвещение, 1983. – 286с.
- Трофимов, С. К. Болезни глаз. Диагностика, лечение, профилак
тика [Текст] / С. К. Трофимов. – М.: Популярная медицина, 2010. – 282с.
КЕЙС 10
Типология кейса: исследовательский (сюжетный микро-кейс), анализ конкретных ситуаций.
Раздел: Анализаторы. Органы чувств.
Тема: Зрительный анализатор
Способ создания проблемной ситуации:
Проблема:
Общая структура кейса:
– Название: Слепота.
– Случай:
С.С.Смирнов в своей книге "Рассказы о неизвестных героях" описывает такой случай. Русский солдат 9 лет находился в подземелье Брестской крепости. Запасов продовольствия и воды у него было в достатке, а спичек и свечей хватило только на 4 года. Когда он вышел на свет тут же ослеп.
– Проблемная ситуация:
– Вопрос к кейсу:
- Как вы думаете, почему это случилось?
Источники информации:
- Артамонов, И.Д. Иллюзии зрения [Текст] / И.Д. Артамонов, – М.:
Наука, 1969, – 234с.
- Биология. Человек: учебник для 8 кл. общеобразовательных
учебных заведений [Текст] / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. –12-е изд., стереотипное, – М.:Дрофа, 2011, – 332с.
- Дюпра, Г. Зооптика. Мир глазами животных [Текст] / Перево
дчик: Ю. Амченков (редактор: Бологова Валентина Издательство). – М.: Махаон, 2014, – 38с.
- Зверев, И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигие
не человека [Текст] / И.Д. Зверев. – М., Просвещение, 1983. – 286с.
- Трофимов, С. К. Болезни глаз. Диагностика, лечение, профилак
тика [Текст] / С. К. Трофимов. – М.: Популярная медицина, 2010. – 282с.
КЕЙС 11
Предмет: биология
Тип урока: изучение новой темы
Типология кейса: исследовательско-прогностический (сюжетный, личностный, текстовый и видео-кейс средних размеров), метод конкретных ситуаций.
Раздел: Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.
Тема: Головной мозг, его строение и функции.
Способ создания проблемной ситуации: организация самостоятельной поисковой деятельности; постановка проблемных задач.
Проблема: Человечество издавна стремилось проникнуть в “тайну из тайн” – головной мозг. Почему мы обладаем сознанием? Как воспринимаем мир? От чего зависит речь? Почему видим?
Общая структура кейса:
– Название: Головной мозг – «Центр всех центров»
– Контекст:
Сотни вопросов, касающихся происходящих в организме человека вопросов, мучили людей во все времена. Но многие из них потребовали научного ответа, которые сумели найти основатели современной науки о мозге Сеченов Иван Михайлович и Павлов Иван Петрович (демонстрация портретов отечественных ученых). Но, еще задолго до их открытий, Гиппократ сказал: “Мозг – центр всех центров”. Вот этот главный орган мы и будем сегодня изучать. Узнав на уроке особенности строения и работы головного мозга, вы сможете понять и объяснить многие вещи, которые происходят с вами и близкими вам людьми каждый день.
Кейс 11-1. Оболочки головного мозга.
– Случай: В повседневной жизни вы много двигаетесь: бегаете, прыгаете, падаете, а головной мозг не касается стенок черепа. Какие факторы способствует этому?
– Факты: Видеофильм «Оболочки головного мозга».
– Вопросы к кейсу (просмотрев видеоролик, учащиеся дают ответ на вопросы кейса).
- Где располагается головной мозг?
- Какую роль выполняет черепная коробка?
- А как вы думаете, достаточно ли одной черепной коробки для за
щиты головного мозга? Обоснуйте свой ответ.
– решения (ответы учащихся на вопросы).
Кейс 11-2. «Большому уму и в маленькой голове места хватит».
– Проблема: Народная мудрость гласит: «Большому уму и в маленькой голове места хватит». Так ли это?
– Факты [1]:
- Масса головного мозга масса головного мозга у взрослого чело
века колеблется от 1100 до 2200 г, составляя в среднем 1300 – 1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой их тел.
- У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, т.к.
важно соотношение веса мозга к весу тела.
– Случай (это определенная вещь, которая нас интересует и как она
связана с главным вопросом исследования).
Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вес мозга И. С. Тургенева – 2012 г, Анатоля Франса - 1017 г, У Луи Пастера - не работала половина переднего мозга, как показало вскрытие после перенесенных болезней. Выскажите свое мнение на этот счет.
– Вопросы к кейсу
- Можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек? Обоснуйте свой ответ.
- У дельфина масса мозга больше, чем у человека. Но ведь человек
держит рыбу, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему?
– решения (каждый учащийся представляет результаты работы с кейсом в виде реальных примеров несоответствия массы головного мозга и достижений человека).
Кейс 11-3. Профилактика травм головного мозга.
– Факты:
Очень много травм происходит в школе во время перемен и на уроках физкультуры, когда вы активно двигаетесь. Бывает, что ученики ударяются затылком о твердую поверхность и их после этого тошнит - это верный признак сотрясения головного мозга.
– Случай:
– Вопросы к кейсу
- Каким образом могут повлиять на работу головного мозга режим
дня и употребление психоактивных веществ? (Данное задание было выдано учащимся за неделю до настоящего занятия. Основной задачей для них было составление памяток «За здоровый образ жизни», содержащих информацию в соответствии с заданной тематикой).
Источники информации:
- Акимушкин, И.И. Занимательная биология [Текст] / И.И. Аки
мушкин. – М.: Просвещение, 2010, – 394с.
- Анатомия, физиология и гигиена человека: карманный справоч
ник [Текст] / А.А. Каменский. – М.: Дрофа, 2010. – 296с.
- Батуев А.С. Загадки и тайны психики / А.С. Батуев. – М., Дрофа, 2010.
- Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в
вузы. – М., Дрофа, 2006.
- Биология. Человек: учебник для 8 кл. общеобразовательных
учебных заведений [Текст] / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. –12-е изд., стереотипное, – М.:Дрофа, 2011, – 332с.
- Зверев, И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигие
не человека [Текст] / И.Д. Зверев. – М., Просвещение, 1983. – 286с.
- Оболочки головного мозга [Видеозапись] / Атлас окланда. – Ре
жим доступа: www.youtube.com, свободный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое задание (кейс) к уроку химии 9 класса "Соединения кальция"
Кейс - метод последнее время приобретает все большую популярность. При изучении темы "Соединения кальция" можно предложить детям (решив задания кейса) самим изучить тему урока....
Кейс на урок для 6 класса.
Учитель математики предлагает обучающимся 6 класса обсчитать стоимость работ по укладке кафельной плитки на пол кухни для бабушки Агафьи, которая плохо разбирается в ценах на плитку, не знает, как опт...
Сборник олимпиадных заданий по биологии 6 класс
В основе содержания олимпиадных заданий школьного этапа лежат образовательные программы основного общего и среднего общего образования, разработанные на основании действующи...
Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"
Презентация к уроку "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....
Сборник олимпиадных заданий по биологии 7 класс
В основе содержания олимпиадных заданий школьного этапа лежат образовательные программы основного общего и среднего общего образования, разработанные на основании действующих нормативных документов, р...
СБОРНИК ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС
В основе содержания олимпиадных заданий школьного этапа лежат образовательные программы основного общего и среднего общего образования, разработанные на основании действующих нормативных документов, р...
«Применение методики кейсов на уроке биологии»
Доклад на заседании МО...