Сборник олимпиадных заданий по биологии 6 класс
олимпиадные задания по биологии (6 класс)
В основе содержания олимпиадных заданий школьного этапа лежат образовательные программы основного общего и среднего общего образования, разработанные на основании действующих нормативных документов, регламентирующих организацию учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях.
Содержание олимпиадных заданий проверяет не только предметные знания школьников по биологии, но и их умение решать различные прикладные биологические задачи в т.ч. на метапредметном уровне.
Сборник составлен на основании методических рекомендаций по разработке заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в содержание заданий школьного этапа по каждой параллели необходимо включать задания, охватывающие блоки содержания не только по темам, изучаемым в данном классе, но и блоки содержания из предыдущих классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сборник олимпиадных заданий по биологии_6 класс | 34.54 КБ |
Предварительный просмотр:
СБОРНИК
ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ
ПО БИОЛОГИИ
6 КЛАСС
Составитель Стяжкина Е.И.
учитель биологии высшей
квалификационной категории
Характеристика содержания школьного этапа
олимпиады по биологии
В основе содержания олимпиадных заданий школьного этапа лежат образовательные программы основного общего и среднего общего образования, разработанные на основании действующих нормативных документов, регламентирующих организацию учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях.
Содержание олимпиадных заданий проверяет не только предметные знания школьников по биологии, но и их умение решать различные прикладные биологические задачи в т.ч. на метапредметном уровне.
Сборник составлен на основании методических рекомендаций по разработке заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников[1] в содержание заданий школьного этапа по каждой параллели необходимо включать задания, охватывающие блоки содержания не только по темам, изучаемым в данном классе, но и блоки содержания из предыдущих классов. Примерное распределение основных блоков содержания по классам представлено в таблице 1.
Таблица 1.
№ п/п | Блоки содержания | Класс |
Признаки живых организмов. | 5,6 | |
Царство бактерий | 6 | |
Царство грибов | 6 | |
Царство растений | 7 | |
Царство животных | 7 | |
Человек | 8 | |
Система органического мира | 9 | |
Организм и окружающая среда. Экология | 9 | |
Цитология | 9 | |
Биология как наука. Методы научного познания | 10 | |
Многообразие и эволюция живой природы | 10 | |
Микробиология и биотехнология | 10 | |
Биология клетки. Биохимия | 11 | |
Молекулярная биология. Генетика | 11 |
Учащиеся должны обладать следующими предметными знаниями и умениями, необходимыми для успешного участия в школьном этапе олимпиады:
- фактические, понятийные и теоретические знания
- умения классифицировать и систематизировать
- умения применять биологические знания, используя алгоритмы
- умения устанавливать причинно-следственные связи
- умения распознавать и определять, сравнивать и сопоставлять
- умение устанавливать межпредметные связи
- умение оценивать последствия деятельности человека в природе
- умение выделять общее и главное для характеристики процессов и явлений.
Примерное количество заданий для школьного этапа[2], исходя из длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут), представлено в таблице 2.Таблица 2.
Комплект | Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV |
5-6 классы | 10 | 5 | 5 | 1 |
7 классы | 15 | 5 | 10 | 1 |
8 классы | 20 | 5 | 10 | 2 |
9 классы | 25 | 10 | 15 | 2 |
10 классы | 30 | 10 | 15 | 3 |
11 классы | 35 | 10 | 20 | 5 |
Часть I. Предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных.
Часть II. Предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора.
Часть 3. Предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить.
Часть 4. Предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.
Примерные олимпиадные задания по биологии 6 класса Части I
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Наука, изучающая особенности живой природы, называется
а) ботаника б) экология в) природоведение г) биология
2. Кто обитает сразу в двух средах?
а) лягушка б) медведи в) сосна обыкновенная г) дождевой червь
3. Обеспечивает перемещение веществ по клетке
а) вакуоль б) хлоропласт в) цитоплазма г) оболочка
4. Тину на дне стоячих водоёмов образуют скопления
а) одноклеточных водорослей
б) одноклеточных и многоклеточных водорослей
в) многоклеточных нитчатых водорослей
г) всех водных растении
5. Изогнутые в виде запятой бактерии именуются
а) спириллы б) кокки в) вибрионы г) бациллы
6. Перегной в почве создаётся благодаря деятельности
а) бактерий гниения б) бактерий-паразитов в) болезнетворных бактерий г) бактерий симбионтов
7. Клетка гриба имеет прочные оболочки, способные противостоять большим нагрузкам, состоящие из
а) целлюлозы б) хитина в) крахмала г) клейковины
8. Антибиотики готовят из:
а) мукора б) дрожжей в) пеницилла г) спорыньи
9. Опорную функцию в организме растений выполняет ткань:
а) эпителиальная;
б) механическая;
в) соединительная;
г) проводящая.
10.Озоновый слой предохраняет:
а) планету от падения метеоритов;
б) живые организмы от губительного излучения;
в) планету от потери тепла;
г) от космического холода.
Примерные олимпиадные задания по биологии 6 класса Части I I
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1.Из перечисленных инструментов в биологических исследованиях используются:
1) лупа; 2) бинокль; 3) телескоп; 4) световой микроскоп; 5) электронный микроскоп.
а) только 1, 4
б) только 1, 4, 5
в) только 1, 2, 4, 5
г) только 2, 3, 4, 5
2. Жизнь на Земле невозможна без растений, так как они:
1) живые организмы; 2) дышат, питаются, растут, размножаются; 3) выделяют кислород; 4) образуют на свету органические вещества.
а) 1, 2
б) 3, 1, 2
в) 1, 2, 3, 4
г) 3, 4
3. Из семян подсолнечника получают:
1) растительное масло; 2) крахмал; 3) халву; 4) сливочное масло.
а) 1, 5
б) 2, 4
в) 2, 3
г) 1, 3
4. Растения, цветущие и плодоносящие один раз в жизни, после чего полностью отмирающие относятся к группе монокарпиков. Какие из перечисленных ниже растений, следует отнести к этой группе?
I. Агава. II. Осока. III. Бамбук. IV. Сахарный тростник. V. Финиковая пальма.
а) I, II, V;
б) I. III;
в) I, V;
г) I, III, IV.
5. Без дыхания не могут обходиться
I) семена растений; II) листья; III) споры бактерий; IV)гифы гриба
а) I, II, III
б) I, II, IV
в) II, III, IV
г) I, III, IV
Примерные олимпиадные задания по биологии 6 класса Части I I I
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».
- Можно ли «в ночь под Ивана Купалу» отыскать цветок папоротника на счастье?
- Правда ли, что космонавты назвали хлореллу «космическим хлебом»?
- Клубеньковые бактерии обогащают почву азотом.
- Мхи относятся к высшим споровым растениям
- Размножение у мхов не связано с водой
- У мхов развиты стебли и листья
- Среди мхов встречаются все жизненные формы
- Лишайники размножаются семенами
- Трутовики находятся в симбиозе с деревьями
- Органы вкуса у мухи находятся на лапках
Примерные олимпиадные задания по биологии 6 класса Части I V
Часть IV. Вам предлагаются тестовое задание, требующие установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
Названия растения
Группа
А) Сосна 1) Голосеменные
Б) Яблоня 2) Покрытосеменные
В) Кедр
Г) Тополь
Д) Можжевельник
Е) Тюльпан
Справочные материала по затруднительным вопросам курса
- Космическая роль растений[3]
Растения играют в жизни других организмов и в биосфере в целом очень важную роль. Хлорофилл растений выступает как посредник между Солнцем и Землей, выполняя на нашей планете космическую роль. Он поглощает и использует энергию солнечного света для синтеза органических веществ из неорганических.
Растения являются продуцентами органических веществ, которые потребляются другими организмами. Растения – основной источник кислорода на Земле. Большинство существующих организмов дышат кислородом, выделенным растениями. Озоновый экран защищает Землю от избытка ультрафиолетового излучения, губительно действующего на организмы. Растения и продукты их жизнедеятельности оказывают влияние на геохимическое строение Земли. Растительные отложения образуют такие полезные ископаемые, как уголь и торф.
- Таксономические единицы в классификации растений и животных[4]
- Систематические категории растений
Вид Клевер луговой
↓
Род Клевер
↓
Семейство Бобовые
↓
Порядок Бобоцветные
↓
Класс Двудольные
↓
Отдел Покрытосеменные (Цветковые)
↓
Царство Растения
- Систематические категории животных
Вид Медведь бурый
↓
Род Медведь
↓
Семейство Медвежьи
↓
Отряд Хищные
↓
Класс Млекопитающие
↓
Тип Хордовые
↓
Царство Животные
Приложение
Матрица ответов на примерные олимпиадные задания
Часть 1 за каждый правильный ответ участник получает по1 баллу.
Итого – 10 б
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
г | а | в | в | в | а | б | в | б | б |
Часть 2. за каждый правильный ответ участник получает по 2 балла.
Итого- 10 б
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
в | г | г | б | б |
Часть 3. за каждый правильный ответ участник получает по1 баллу.
Итого – 10 б
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
прав. "ДА" | * | * | * | * | * | |||||
неправ "нет" | * | * | * | * | * |
Часть 4.
за каждый правильный ответ участник получает по0,5 баллу.
Итого – 3 б
а | б | в | г | д | е |
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
ВСЕГО - 33
Литература
1. Школьные олимпиады. Биология. 6 – 9 классы/ Г.А. Воронина.- М.: Айрис – пресс, 2007. – 1786 с. – (Школьные олимпиады)
2. Биология в схемах и таблицах/ а.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов. – М.: Эксмо, 2016.- 352с.
Интернет-ресурсы
3. Задания всероссийской олимпиады школьников по биологии прошлых лет, а также методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Биология» портала www.rosolymp.ru.
4. Официальный сайт Международной биологической олимпиады
[3] Школьные олимпиады. Биология. 6 – 9 классы/ Г.А. Воронина.- М.: Айрис – пресс, 2007. – 1786 с. – (Школьные олимпиады)
[4] Биология в схемах и таблицах/ а.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов. – М.: Эксмо, 2016.- 352с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
олимпиадные задания по биологии 9 класс
задания для учащихся предназначены для подготовки к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы....
Сборник олимпиадных заданий по профессионально-трудовому обучению (5-7 класс)
В сборнике представлены задания для проведения Олимпиады по профессионально-трудовому обучению в школе для обучающихся с ОВЗ....
Сборник олимпиадных заданий по профессионально-трудовому обучению (8-10 класс)
В сборнике представлены задания для проведения Олимпиады по профессионально-трудовому обучению в школе для обучающихся с ОВЗ....
Сборник олимпиадных заданий по русскому языку
Сборник олимпиадных заданий по русскому языку...
Сборник олимпиадных заданий МЭ ВОШ по обществознанию
Сборник может быть использован при подготовке к выполению учащимися олимпиаднрых заданий...
Сборник олимпиадных заданий по биологии 7 класс
В основе содержания олимпиадных заданий школьного этапа лежат образовательные программы основного общего и среднего общего образования, разработанные на основании действующих нормативных документов, р...
СБОРНИК ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС
В основе содержания олимпиадных заданий школьного этапа лежат образовательные программы основного общего и среднего общего образования, разработанные на основании действующих нормативных документов, р...