СБОРНИК ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС
олимпиадные задания по биологии (9 класс)
В основе содержания олимпиадных заданий школьного этапа лежат образовательные программы основного общего и среднего общего образования, разработанные на основании действующих нормативных документов, регламентирующих организацию учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях.
Содержание олимпиадных заданий проверяет не только предметные знания школьников по биологии, но и их умение решать различные прикладные биологические задачи в т.ч. на метапредметном уровне.
Сборник составлен на основании методических рекомендаций по разработке заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в содержание заданий школьного этапа по каждой параллели необходимо включать задания, охватывающие блоки содержания не только по темам, изучаемым в данном классе, но и блоки содержания из предыдущих классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СБОРНИК ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС | 49.32 КБ |
Предварительный просмотр:
СБОРНИК
ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ
ПО БИОЛОГИИ
9 КЛАСС
Составитель Стяжкина Е.И.
учитель биологии высшей
квалификационной категории
2019 - 2020
Характеристика содержания школьного этапа
олимпиады по биологии
В основе содержания олимпиадных заданий школьного этапа лежат образовательные программы основного общего и среднего общего образования, разработанные на основании действующих нормативных документов, регламентирующих организацию учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях.
Содержание олимпиадных заданий проверяет не только предметные знания школьников по биологии, но и их умение решать различные прикладные биологические задачи в т.ч. на метапредметном уровне.
На основании методических рекомендаций по разработке заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников[1] в содержание заданий школьного этапа по каждой параллели необходимо включать задания, охватывающие блоки содержания не только по темам, изучаемым в данном классе, но и блоки содержания из предыдущих классов. Примерное распределение основных блоков содержания по классам представлено в таблице 1.
Таблица 1.
№ п/п | Блоки содержания | Класс |
Признаки живых организмов. | 5,6 | |
Царство бактерий | 6 | |
Царство грибов | 6 | |
Царство растений | 7 | |
Царство животных | 7 | |
Человек | 8 | |
Система органического мира | 9 | |
Организм и окружающая среда. Экология | 9 | |
Цитология | 9 | |
Биология как наука. Методы научного познания | 10 | |
Многообразие и эволюция живой природы | 10 | |
Микробиология и биотехнология | 10 | |
Биология клетки. Биохимия | 11 | |
Молекулярная биология. Генетика | 11 |
Учащиеся должны обладать следующими предметными знаниями и умениями, необходимыми для успешного участия в школьном этапе олимпиады:
- фактические, понятийные и теоретические знания
- умения классифицировать и систематизировать
- умения применять биологические знания, используя алгоритмы
- умения устанавливать причинно-следственные связи
- умения распознавать и определять, сравнивать и сопоставлять
- умение устанавливать межпредметные связи
- умение оценивать последствия деятельности человека в природе
- умение выделять общее и главное для характеристики процессов и явлений.
Примерное количество заданий для школьного этапа[2], исходя из длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут), представлено в таблице 2.Таблица 2.
Комплект | Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV |
5-6 классы | 10 | 5 | 5 | 1 |
7 классы | 15 | 5 | 10 | 1 |
8 классы | 20 | 5 | 10 | 2 |
9 классы | 25 | 10 | 15 | 2 |
10 классы | 30 | 10 | 15 | 3 |
11 классы | 35 | 10 | 20 | 5 |
Часть I. Предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных.
Часть II. Предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора.
Часть 3. Предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить.
Часть 4. Предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.
Примерные олимпиадные задания по биологии 9 класса Части I
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Эукариоты – это организмы, имеющие:
A) пластиды
Б) жгутики
В) клеточную оболочку
Г) оформленное ядро
2.Клеточная стенка отсутствует в клетках:
A)вирусов
Б) грибов
В) растений
Г) животных
3. Молекулы липидов состоят из:
A) глицерина и жирных кислот
Б) аминокислот
В)глюкозы
Г) нуклеотидов
4. Белок, выполняющий транспортную функцию:
A) фибрин
Б) гемоглобин
В) актин
Г) миозин
5. Вид соединительной ткани, осуществляющий гуморальную регуляцию организма:
A) костная
Б) жировая
В) лимфа
Г) хрящевая
6. Гладкой мускулатуры нет в составе:
A) сердца
Б) желудка
В) мочевого пузыря
Г) матки
7. Стенка сердца не имеет:
A) эпикарда
Б) перикарда
В) миокарда
Г) эндокарда
8. Иммунная реакция имеет место когда:
A) происходит переваривание пищи в пищеварительном тракте
Б) образуются мурашки при похолодании
В) происходит отторжение участка кожи при пересадке
Г) свертывается кровь, вытекающая из поврежденного сосуда
9. Из хрящевых полуколец состоит:
A) трахея
Б) бронх
В) пищевод
Г) мочеточник
10. Голосовые связки раскрыты наиболее широко, когда человек:
A) говорит шепотом
Б) говорит громко
В) кричит
Г) молчит
11. Вещество слюны, губительно действующее на бактерии:
A) амилаза
Б) муцин
В) лизоцим
Г) соляная кислота
12.Во время систолы предсердий:
A) створчатые клапаны закрыты, полулунные открыты
Б) створчатые и полулунные клапаны открыты
В) створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты
Г) створчатые и полулунные клапаны закрыты
13.Количество вторичной мочи, образующейся у человека за сутки, составляет примерно:
A) 2 л
Б) 10 л
В) 30л
Г) 150 л
14. Эмульгирование жиров осуществляется с помощью:
A) желчи
Б) соляной кислоты
В) пепсина
Г) липазы
15. Зубная формула молочных зубов человека:
A) 2123
Б) 2120
В) 1232
Г) 1220
16. В головном мозге имеют кору большие полушария и :
А) средний мозг
Б) промежуточный мозг
В) мозжечок
Г) мост
17. В рефлекторной дуге может отсутствовать:
А) чувствительный нейрон
Б) вставочный нейрон
В) двигательный нейрон
Г) участок ЦНС
18. Косточка среднего уха, связанная с мембраной овального окна внутреннего уха:
А) язычок
Б) наковальня
В) стремечко
Г) молоточек
19.Витамины в организме выполняют функцию:
А) энергетическую
Б) строительную
В) являются коферментами
Г) являются ферментами.
20. Компонентом внутренней среды человека является:
А) желчь
Б) слюна
В) желудочный сок
Г) межклеточная жидкость
21. Гипоталамус – особый отдел:
А) промежуточного мозга
Б) продолговатого мозга
В) среднего мозга
Г) мозжечка
22.Разрушение эритроцитов происходит в:
А) тимусе
Б) печени и селезенке
В) красном костном мозге
Г) желтом костном мозге
23.Иммунитет, сформировавшийся у человека после перенесённого инфекционного заболевания, называют:
А) естественным приобретённым
Б) искусственным активным
В) естественным врожденным
Г) искусственным пассивным.
24. Отдел головного мозга, в котором находятся центры, регулирующие процессы дыхания и сердечно – сосудистой деятельности:
А) средний мозг
Б) мост
В) мозжечок
Г) продолговатый мозг
25. Вегетативная нервная система человека регулирует работу мышц:
А) голени
Б) плеча
В) кишечника
Г) межреберных мышц
Примерные олимпиадные задания по биологии 9 класса Части I I
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
- Из названных заболеваний вызывается вирусом:
- чума;
- холера;
- оспа;
- гепатит;
- малярия.
- 1,3
- 2,3,4
- 3,4
- 2,3,5
- Светопреломляющий аппарат глаза включает:
- сетчатку;
- роговицу;
- стекловидное тело;
- хрусталик;
- радужку.
- 2,3,4
- 2,3,5
- 1,3
- 3,4,5
- Железами внутренней секреции вырабатываются:
- лизоцим;
- трипсин;
- тироксин;
- гликоген;
- адреналин.
- 1,2,5
- 3,4
- 3,5
- 3,4,5
- В женском организме возможен синтез гормонов
- эстрогена
- норадреналина
- окситоцина
- тестостерона
- трийодтиронина
- 1,2,3
- 2,4,5
- 1,3,5
- 1,2,3,4,5
- Функции рецептора:
- передача нервного импульса в ЦНС;
- восприятие раздражений из внешней и внутренней среды;
- преобразование раздражений в нервный импульс;
- передача нервного импульса от спинного мозга;
- передача нервного импульса от головного мозга.
- 3,5
- 2,3
- 1,2,4
- 1,2,5
- Относятся к вегетативной нервной системе:
- периферическая нервная система;
- головной и спинной мозг;
- парасимпатический нерв;
- симпатический нерв;
- центральная нервная система.
- 4,5
- 1,2,5
- 2,5
- 3,4
- Кости лицевого отдела черепа:
- лобная кость;
- височные кости;
- носовые кости;
- скуловые кости;
- челюстные кости.
- 3,4,5
- 4,5
- 1,3,4
- 2,3,5
- В ротовой полости пища:
- смачивается слюной;
- перетирается;
- расщепление белков;
- расщепление жиров;
- расщепление углеводов.
- 1,2,4
- 1,2
- 1,2,5
- 1,2,3
- Коленный сустав образован костями:
- бедренной;
- лучевой;
- большеберцовой;
- надколенником;
- малоберцовой.
- 1,2,4
- 1,3,5
- 1,3,4
- 1,3
- Какие органические вещества кишечника всасываются в лимфатическую систему:
- аминокислоты;
- глицерин;
- глюкоза;
- жирные кислоты;
- жиры.
- 1,2,3,4,5
- 2,4
- 1,2,3
- 4,5
Примерные олимпиадные задания по биологии 9 класса Части I I I
Часть I I I . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».
- Большой круг кровообращения начинается от правого желудочка.
- По артериям малого круга течет венозная кровь.
- В организме кислород усваивается митохондриями клеток.
- Наибольшую активность фермент липаза проявляет в кислой среде.
- К жирорастворимым витаминам относятся витамины А и Д.
- Гликоген – животный углевод печени.
- Конечными продуктами расщепления жиров являются углекислый газ, вода, мочевина.
- «Бери - бери» заболевание, связанное с недостатком витамина С.
- Действующим началом гормона тироксина является йод.
- К железам смешанной секреции относят поджелудочную железу.
- Железы внешней секреции выделяют гормоны.
- Спинномозговая жидкость обеспечивает обмен между кровью и тканями мозга.
- Тела вставочных нейронов находятся в задних рогах спинного мозга .
- Соматическая нервная система регулирует движение скелетных мышц.
- Слепое пятно сетчатки – это место наилучшего видения.
Примерные олимпиадные задания по биологии 9 класса Части I V
Часть IV. Вам предлагаются тестовое задание, требующие установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
- Установите соответствие между функцией ткани в организме человека и её типом.
ФУНКЦИЯ | ТИП ТКАНИ |
А) регуляция движений тела Б) отложение питательных веществ в запас В) передвижение веществ в организме Г) защита от неблагоприятных внешних воздействий Д) выделение пота Е) обеспечивает объединение функций всех частей организма | 1) эпителиальная 2) соединительная 3) нервная |
- Установите соответствие между отделом сердца и особенностями её строения и функций.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОТДЕЛОВ СЕРДЦА | ОТДЕЛЫ СЕРДЦА |
А) стенка желудочка относительно тонкая Б) стенка желудочка плотная, мощная В) из желудочка кровь поступает в легочную артерию Г) в желудочек открывается двустворчатый клапан Д) в желудочек открывается трехстворчатый клапан Е) из желудочка кровь поступает в аорту | 1) левый желудочек 2) правый желудочек |
МАТРИЦА ОТВЕТОВ
на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. 2014-15 уч. год. 9 класс
Задание 1. [25 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | г | г | а | б | в | а | б | в | а | г |
11-20 | в | в | а | а | б | в | б | в | в | г |
21-25 | а | б | а | г | в |
Задание 2. (по 2 балла за каждое тестовое задание) [20 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | в | а | в | г | б | г | а | в | в | б |
Задание 3. [15 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
прав. "ДА" | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
неправ "НЕТ" | + | + | + | + | + | + |
Задание 4.
- [мах. 3 балла – по 0,5 за каждый правильный ответ]
А | Б | В | Г | Д | Е |
3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 |
- [ мах. 3 балла– по 0,5 за каждый правильный ответ]
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Симпатическая нервная система – «система аварийной ситуации»
- ускоряет и усиливает работу сердца,
- повышает кровяное давление,
- сужение кровеносных сосудов,
- тормозит работу пищеварительной системы,
- стимулирует деятельность потовых желез,
- расширение зрачка.
Парасимпатическая нервная система – «система отбоя»
- ослабляет сердечную деятельность,
- расширяет кровеносные сосуды,
- снижает давление,
- снижает уровень глюкозы в крови,
- стимулирует деятельность органов пищеварения,
- зрачок сужается.
- У многих рептилий пол закладывается в зависимости от температуры - так называемая температурно-зависимая детерминация пола (TSD) и не зависит от половых хромосом.
- У крокодилов и некоторых чешуйчатых при более высокой температуре рождаются самцы.
Туляремия - острое инфекционное заболевание животных и человека; вызывается бактерией Francisella tularensis — по местности Туларе в Калифорнии, где она впервые выделена в 1911 от больных сусликов.
4.Якобсонов орган рудиментарен или отсутствует у ластоногих, некоторых рукокрылых, узконосых обезьян и человека.
- Сошниково-носовой орган, орган Якобсона, иногда также вомер — периферический отдел дополнительной обонятельной системы некоторых позвоночных животных.
- Его рецепторная поверхность находится на пути вдыхаемого воздуха непосредственно за областью обонятельного эпителия в проекции сошника.
- Орган назван в честь хирурга Л. Якобсона, который в 1811 году описал его у многих видов позвоночных.
- Сошниково-носовой орган, орган Якобсона, иногда также вомер — периферический отдел дополнительной обонятельной системы некоторых позвоночных животных.
- Его рецепторная поверхность находится на пути вдыхаемого воздуха непосредственно за областью обонятельного эпителия в проекции сошника.
- Орган назван в честь хирурга Л. Якобсона, который в 1811 году описал его у многих видов позвоночных.
Литература
1. Школьные олимпиады. Биология. 6 – 9 классы/ Г.А. Воронина.- М.: Айрис – пресс, 2007. – 1786 с. – (Школьные олимпиады)
2. Биология в схемах и таблицах/ а.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов. – М.: Эксмо, 2016.- 352с.
Интернет-ресурсы
3. Задания всероссийской олимпиады школьников по биологии прошлых лет, а также методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Биология» портала www.rosolymp.ru.
4. Официальный сайт Международной биологической олимпиады
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
олимпиадные задания по биологии 9 класс
задания для учащихся предназначены для подготовки к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы....
Сборник олимпиадных заданий по профессионально-трудовому обучению (5-7 класс)
В сборнике представлены задания для проведения Олимпиады по профессионально-трудовому обучению в школе для обучающихся с ОВЗ....
Сборник олимпиадных заданий по профессионально-трудовому обучению (8-10 класс)
В сборнике представлены задания для проведения Олимпиады по профессионально-трудовому обучению в школе для обучающихся с ОВЗ....
Сборник олимпиадных заданий по русскому языку
Сборник олимпиадных заданий по русскому языку...
Сборник олимпиадных заданий МЭ ВОШ по обществознанию
Сборник может быть использован при подготовке к выполению учащимися олимпиаднрых заданий...
Сборник олимпиадных заданий по биологии 6 класс
В основе содержания олимпиадных заданий школьного этапа лежат образовательные программы основного общего и среднего общего образования, разработанные на основании действующи...
Сборник олимпиадных заданий по биологии 7 класс
В основе содержания олимпиадных заданий школьного этапа лежат образовательные программы основного общего и среднего общего образования, разработанные на основании действующих нормативных документов, р...