Аналитический отчет за 2018-2019
материал
Аналитический отчет за 2018-2019
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchet_za_2018-2019.doc | 416 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТАЗОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ |
ул. Кирова, д. 12, п. Тазовский, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350 тел./факс: (34940) 2-18-91, mkoutshi@mail.ru |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ________/Юсупова С.Р./ «___» ______________2019г. | «Утверждаю» Директор МКОУ ТШИ ______________/ Зятев И.А./ «___» ______________2019г. |
Аналитический отчет педагога-психолога
Барабановой Екатерины Викторовны
за 2018-2019 учебный год по старшей школе (5-11 классы).
В организационно-методическом плане деятельность школьного педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и должностными обязанностями, с учётом задач, определённых общешкольным планом учебно-воспитательной работы.
Основная цель педагога-психолога заключалась в сохранение и сбережение психического здоровья школьников, сопровождение всех участников образовательного процесса на различных этапах развития.
Общая направленность работы психолога определялась следующими практическими задачами:
- способствовать формированию личности учащихся на каждом возрастном этапе;
- содействовать становлению адекватной самооценки учащихся, снятию школьных страхов и тревожности;
- повышение уровня учебной мотивации учащихся;
- принимать активное участие в развитии познавательной и эмоционально – волевой сфер детей;
- обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при переходе на новую ступень обучения;
- создание благоприятных условий обучения и пребывания в школе для всех субъектов образовательного процесса;
- расширение компетенций учащихся в учебной и социальной сферах;
- психологическое сопровождение учащихся 5 классов в период адаптации к новым условиям;
- психологическое сопровождение учащихся 10 классов в период адаптации к новому коллективу;
- психологическая помощь учащимся в начальной профессиональной ориентации;
- психологическая помощь учащимся 9, 11 классов в подготовке к экзаменам;
- профилактическая работа с детьми из опекаемых семей, учащимися с ОВЗ, обучающимися, состоящими на профилактическом учете, родителями.
Служебные задачи решались психологом при реализации традиционных направлений психологической школьной службы.
В реализации системы психолого-педагогической поддержки учащихся были задействованы все субъекты образовательного процесса: учащийся, классный руководитель, учитель-предметник, педагог-психолог, школьный администратор, медицинский персонал, социальный педагог, родители, сотрудничающие со школой официальные лица и учреждения.
Психологическая служба школы строилась традиционно по следующим направлениям:
- психолого-педагогическая диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- психолого-педагогическое консультирование;
- методическая работа;
- просветительская деятельность.
В течение года была проведена следующая работа:
- проводились психологические тренинги, игры, лекции, беседы, психокоррекционные занятия, работа с учителями, классными руководителями и родителями;
- разрешались различные проблемные и конфликтные ситуации;
- были проведены традиционные и цикловые мероприятия (изучение потребностей в помощи, наблюдение за адаптацией школьников 5-х и 10 классов, психологическая помощь в период подготовки к единой государственной аттестации, помощь учащимся в профессиональной ориентации);
- изучение интересов и склонностей школьников, профориентационная работа, работа с учащимися, состоящими на учете в КДН, ГПДН и ВШУ, группа риска, были разрешены проблемы, установленные в ходе этой работы, совместно с социальным педагогом, родителями осуществлялась работа по выработанным рекомендациям.
- Диагностическое направление.
Психологическая диагностика является деятельностью по выявлению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности, на ее основе делается заключение о развитии ребенка и целесообразности той или иной коррекционной работы с ним. Основными формами психологической диагностики является анкетирование, тестирование, наблюдение.
Диагностическая работа включала индивидуальные и групповые исследования, проводилась по намеченному годовому плану, а также в соответствии с запросами педагогов, учеников, родителей и администрации школы, с целью определения хода психического развития, соответствие развития возрастным нормативам и адаптивности личности школьника; а также изучение различных отклонений в психическом развитии; проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к школе, диагностика самооценки психических состояний учащихся, для выявления личностных особенностей. Изучение уровня комфортности в школе, а также изучение готовности к выбору профессии и готовности к сдаче ЕГЭ и ГИА.
В 2018-2019 учебного года были проведены следующие диагностические исследования в рамках психолого-педагогического сопровождения:
- В сентябре 2018 года в МКОУ ТШИ была проведена диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению (Н.Г. Лусканова).
Цель исследования: изучение особенностей школьной мотивации как составляющей для формирования и развития склонностей ребенка к познавательной деятельности.
Объект исследования: изучение особенностей проявления школьной мотивации у учащихся школы.
Субъект исследования: учащиеся среднего и старшего звена (учащихся 5-11 классов) – 503 ученика.
Задачи исследования:
1. Определить уровень школьной мотивации.
2. Исследовать особенности школьной мотивации.
3. Изучить эмоциональное благополучие ребенка в школе.
4. Выявить учащихся группы риска по вероятности развития негативного отношения к школе.
Учение в школе — это основной род деятельности ученика, и его основная цель успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества. Поэтому каждого ученика можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.
Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждающих, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. Развитие учебно-познавательных мотивов школьников зависит от уровня познавательных потребностей, с которыми ребенок пришел в школу. Познавательная потребность рождается из потребности во внешних впечатлениях и
Класс | Кол-во уч-ся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 А | 22 | 2 | 5 | 7 | 8 | 0 |
5 Б | 23 | 0 | 3 | 8 | 12 | 0 |
5 В | 20 | 0 | 4 | 7 | 9 | 0 |
5 Г | 17 | 1 | 2 | 5 | 4 | 5 |
5 Д | 19 | 0 | 2 | 8 | 9 | 0 |
5 Е | 15 | 0 | 0 | 9 | 6 | 0 |
5 З | 11 | 0 | 0 | 4 | 7 | 0 |
5 Н | 17 | 0 | 2 | 9 | 5 | 1 |
6 А | 17 | 0 | 6 | 9 | 2 | 0 |
6 Б | 20 | 0 | 5 | 10 | 5 | 0 |
6 В | 15 | 0 | 6 | 5 | 4 | 0 |
6 Г | 17 | 0 | 7 | 8 | 2 | 0 |
6 Е | 9 | 0 | 0 | 4 | 5 | 0 |
7 А | 20 | 0 | 6 | 8 | 6 | 0 |
7 Б | 17 | 0 | 1 | 9 | 6 | 1 |
7 К | 20 | 0 | 5 | 56 | 9 | 1 |
7 Е | 8 | 0 | 0 | 6 | 2 | 0 |
8 А | 20 | 0 | 1 | 7 | 9 | 3 |
8 Б | 16 | 0 | 0 | 4 | 11 | 1 |
8 В | 10 | 0 | 1 | 5 | 4 | 0 |
8 Г | 7 | 0 | 2 | 2 | 2 | 1 |
8 Е | 13 | 0 | 3 | 6 | 4 | 0 |
8 З | 8 | 0 | 2 | 5 | 1 | 0 |
9 А | 15 | 0 | 0 | 7 | 8 | 0 |
9 Б | 14 | 0 | 2 | 9 | 3 | 0 |
9 В | 21 | 0 | 2 | 11 | 8 | 0 |
9 Г | 15 | 0 | 2 | 8 | 5 | 0 |
9 Д | 19 | 0 | 12 | 6 | 1 | 0 |
9 Е | 10 | 0 | 3 | 5 | 2 | 0 |
10 А | 16 | 0 | 3 | 7 | 6 | 0 |
10 Б | 17 | 0 | 0 | 12 | 5 | 0 |
11 | 15 | 0 | 1 | 12 | 2 | 0 |
Итого: | 503 | 3 | 88 | 227 | 172 | 13 |
потребности в активности и начинает проявляться рано, в первые дни жизни ребенка. В школе для формирования внутренней мотивации познавательных интересов необходимы соответствующее содержание и организация учебного процесса.
Изучение учебной мотивации учащихся среднего и старшего звена в школе показало, что готовность к обучению учащихся высокий уровень школьной мотивации равна 0,6%, хорошая школьная мотивация у 17,5%, положительное отношение к школе, но она привлекает внеучебной деятельностью у 45,2%, у 34,2 % низкая школьная мотивация и у 2,6 % негативное отношение к школе. Можно сказать, что дети, в основном, были готовы к школе. К сожалению, есть учащиеся, у которых негативное отношение к школе. С этими ребятами проводилась индивидуальная работа и даны устные рекомендации.
- 1-й уровень. Высокий уровень школьной мотивации. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
- 2-й уровень. Хорошая школьная мотивация. Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
- 3-й уровень. Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
- 4-й уровень. Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
- 5-й уровень. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.
Обобщая результаты диагностического исследования, следует отметить, что у учащихся наблюдается преобладание внутренней школьной мотивации над внешней. Это свидетельствует о том, что большая часть учащихся положительно настроена по отношению к школе, ими принята роль ученика, им присуща высокая учебная активность и устойчивые познавательные интересы. Также определена группа учащихся, с которыми педагогам и школьному психологу необходимо продолжить работу по формированию устойчивости познавательного интереса, развивать учебную активность, поднимать статусное положение в классе.
Одной из возможных причин снижения школьной мотивации учащихся является то, что по нормативам психологического развития учащиеся постепенно приближаются к подростковому возрасту. Происходит постепенное изменение ведущей деятельности ребенка: на смену учебной деятельности приходит интимно-личностное общение в учении.
Класс | Кол-во | Школьная тревожность | ||
Низкий | Повышенный | Высокий | ||
5 А | 22 | 20 | 2 | 0 |
5 Б | 23 | 18 | 5 | 0 |
5 В | 20 | 17 | 3 | 0 |
5 Г | 17 | 11 | 4 | 2 |
5 Д | 19 | 10 | 9 | 0 |
5 Е | 15 | 15 | 0 | 0 |
5 З | 11 | 11 | 0 | 0 |
5 Н | 17 | 10 | 6 | 1 |
Всего: | 144 | 112 | 29 | 3 |
- В рамках адаптации к новым условиям обучения с учащимися 5-х классов была проведена диагностика «Оценка уровня школьной тревожности» (Филлипс), позволяющая выявить уровень тревожности в различных школьных ситуациях и определить, в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность и какие конкретно формы принимает. Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что процесс адаптации, в основном, проходит в пределах нормы.
Цель: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Результаты были следующими:
Низкий уровень тревожности диагностирован у 77,7% учащихся. Их не слишком беспокоят отношения с людьми и успехи или неуспехи в школе. Возможно, все в жизни складывается так хорошо, что не беспокоят эти вопросы.
Повышенный уровень тревожности диагностируется у 20,1% учащихся. Умеренный уровень тревожности оказывает на человека стимулирующее действие. Однако следует учитывать, что внутренне состояние неустойчиво и зависит от влияния внешних факторов – успех или неуспеха в делах, отношений с близкими людьми, здоровья.
Высокий уровень тревожности диагностируется у 2% учащегося.
Интерпретация результатов.
Значения показателей тревожности, превышающие 50-типроцентный рубеж, позволяют говорить о повышенной тревожности, а превышающие 75 % — о высокой тревожности ребенка.
В пятых классах адаптация осложнялась страхом социального характера, ситуации проверки знаний и страхи отношений с учителями.
Расшифровка значений шкал данного опросника позволяет сделать выводы о качественном своеобразии переживания школьной тревожности каждым учащимся.
Класс | Общая тревожность | Переживания социального стресса | Фрустрация потребности в достижении | Страх самовыражения | Страх ситуации проверки знаний | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
5 А | 24 | 27 | 30 | 28 | 34 | 40 | 20 | 33 |
5 Б | 38 | 38 | 31 | 50 | 43 | 36 | 30 | 40 |
5 В | 20 | 30 | 34 | 31 | 40 | 33 | 29 | 32 |
5 Г | 49 | 44 | 38 | 52 | 60 | 49 | 52 | 46 |
5 Д | 48 | 40 | 33 | 50 | 60 | 47 | 42 | 48 |
5 Н | 42 | 43 | 32 | 50 | 58 | 38 | 44 | 39 |
1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения — негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
- Также в октябре 2018 года была проведена диагностика уровня школьной тревожности в школе, к новым условиям обучения учащихся 10 класса школы. В рамках адаптации было проведено психологическое исследование, которое позволило узнать об особенностях протекания процесса адаптации детей, о степени и особенностях приспособления детей к новой социальной ситуации.
Адаптация прослеживалась двумя путями: через наблюдения на уроках, переменах и через диагностику методики «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» Ч.Д. Спилбергера.
Данный метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Настоящий вариант дополнен шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки.
Цель исследования: выявить уровень адаптации учащихся 10 класса для проектирования дальнейшей работы.
Субъект исследования: в школе 2 десятых класса. В диагностике принимали участие 36 учащихся.
По итогам диагностики можно сделать следующие выводы:
Уровень мотивации:
Первый уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным отношением к нему;
Второй уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношении к учению, соответствие социальному нормативу;
Третий уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
Четвертый уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.
Пятый уровень – резко отрицательное отношение к учению.
№ п/п | Класс. Количество учащихся. | Инструментарий (наименование, модификация). | Результаты. | |||||||||||||||
Познавательная активность | Уровень мотивации учения и эмоционального отношения к учению. | |||||||||||||||||
Высокий | Средний | Низкий | 1 ур-нь | 2 ур-нь | 3 ур-нь | 4 ур-нь | 5 ур-нь | |||||||||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |||
1. | 10 кл. 16 чел. | «Методика диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» Ч.Д. Спилбергера. | 9 | 7 | 0 | 0 | 3 | 7 | 6 | 0 | ||||||||
2. | 10 кл. 20 чел. | 10 | 7 | 0 | 0 | 0 | 12 | 5 | 0 | |||||||||
Всего: | 19 | 14 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 19 | 11 | 0 | 0 |
В рамках адаптации было проведено психологическое исследование, которое позволило узнать об особенностях протекания процесса адаптации детей, о степени и особенностях приспособления детей к новой социальной ситуации. С помощью методики «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» Ч.Д. Спилбергера.
Данный метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Настоящий вариант дополнен шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки.
С результатами были ознакомлены все участники диагностики и классный руководитель. В целом учащиеся 10 класса мотивированы на учёбу, адаптированы к новым условиям работы в 10 классе.
Рекомендовано:
- оказывать поддержку при формировании у старшеклассников качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки отдельных качеств личности из которых складывается оценка своего целостного образа.
- контролировать протекание процесса адаптации и его результат во всех значимых сферах жизни ученика на социальном, социально-психологическом, психологическом уровнях.
- учителям, преподающим учебные дисциплины в 10 классе, выработать определённую педагогическую позицию по отношению к учащимся:
- не снижать планку требований, тем самым помочь учащимся повысить уровень самоуважения;
- ориентировать учащихся на создание в классе повышенного интеллектуального фона;
- не отсекать учащихся со слабыми знаниями, а формировать в классе определённую систему ценностных ориентаций, где приоритетным является достижение образованности.
В целом по итогам рекомендовано:
Учителям-предметникам:
- продолжить работу по формированию глубоких и прочных знаний, развивать у учащихся способность к самоанализу и к самооценке, разработать программы индивидуального развития на основе педагогического мониторинга;
- поддерживать на уроках атмосферу интеллектуального и эмоционального напряжения посредством активизации и дифференциации форм опроса;
- ориентировать внеклассную работу по предмету на развитие образовательных потребностей.
Классному руководителю:
- довести до сведения родителей итоги учебной деятельности класса;
- создать условия для развития разнообразных форм самоуправления учащихся;
- продумать систему работы с учителями-предметниками по повышению качества знаний учащихся, предупреждению неуспеваемости и подготовке к ЕГЭ.
- подвести предварительный итог по результатам 1-го триместра.
- Также в сентябре с учащимися 5-х классов была проведена социометрия. По результатам опросника была выявлена группа риска в составе 5 человек. С данными учащимися велись индивидуальные консультации, ознакомлены классные руководители и даны рекомендации по дальнейшей работе с данной категорией детей.
- В октябре 2018 года была проведена методика Г.В. Резапкиной «Определение уровня тревожности».
Тревожность — особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряжённости, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с
Класс | Кол-во | Низ. | Сред. | Выс. |
6 А | 17 | 13 | 4 | 0 |
6 Б | 20 | 11 | 9 | 0 |
6 В | 15 | 10 | 5 | 0 |
6 Г | 17 | 15 | 2 | 0 |
6 Е | 9 | 4 | 5 | 0 |
7 А | 20 | 11 | 9 | 0 |
7 Б | 17 | 10 | 7 | 0 |
7 К | 20 | 10 | 10 | 0 |
7 Е | 8 | 6 | 2 | 0 |
8 А | 20 | 5 | 14 | 1 |
8 Б | 16 | 8 | 8 | 0 |
8 В | 10 | 8 | 2 | 0 |
8 Г | 7 | 6 | 1 | 0 |
8 Е | 13 | 7 | 6 | 0 |
8 З | 8 | 5 | 3 | 0 |
9 А | 15 | 8 | 7 | 0 |
9 Б | 14 | 6 | 8 | 0 |
9 В | 21 | 7 | 14 | 0 |
9 Г | 15 | 9 | 6 | 0 |
9 Д | 19 | 3 | 14 | 2 |
9 Е | 10 | 9 | 2 | 0 |
10 А | 16 | 9 | 7 | 0 |
10 Б | 17 | 10 | 7 | 0 |
11 | 15 | 11 | 4 | 0 |
Итого: | 359 | 201 | 155 | 3 |
людьми. Тревожность может быть эпизодическим состоянием и быстро угасать, а может быть и чертой характера — и тогда человек испытывает существенные трудности. Важно уметь оценить состояние собственной тревожности. Показано существование двух качественно
различных разновидностей тревожности — личностной и ситуационной.
Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.
Цель исследования: состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей среднего школьного возраста.
Субъект исследования: учащиеся 6-11 классов – 359 учеников.
По результатам диагностики была получена информация по следующим шкалам: уровень тревожности по всем факторам, общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх несоответствия ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу и страх в отношениях с учителями.
Результаты диагностики показали, что низкий уровень тревожности имеют 55% учащихся, средний уровень у 43% учащихся и 2% учащихся имеют высокий уровень тревожности, такие дети часто испытывают нервное перенапряжение. С ними проводилась индивидуальная консультация и даны устные рекомендации: обратить внимание на режим дня, заняться спортом, пересмотрите свои привычки, определить, что для вас сейчас самое главное, и на время отложите второстепенные дела.
Выводы: По результатам диагностики можно сделать вывод о том, что учащиеся в основной своей массе имеют приемлемый уровень тревожности. Так же была проведена серия индивидуальных консультаций и разработаны персональные рекомендации. В ходе коррекционной работы выявились две основные причины появления тревоги среди учащихся старших классов: страхи вызванные отношениями в рамках «учитель-ученик» и семейные проблемы личного характера.
- В конце октября с целью выявления взаимоотношений между учащимися и педагогами, взаимоотношений между ребятами в классе и удовлетворенностью учебно – воспитательным процессом в школе было проведено анкетирование «Определение состояния психологического климата в классе», среди учащихся среднего и старшего звена.
Субъект исследования: в анкетировании принимали участие 33 учащихся 10 класса.
По результатам диагностирования можно сделать следующие выводы:
31 учащийся высоко оценивают психологический климат в классе. Им нравятся люди, с которыми они учатся.
2 учащимся скорее безразличен психологический климат класса, у таких детей, вероятно, есть другая группа, где общение для них более значимо.
Нет учащихся, которые бы оценивали психологический климат в классе как очень плохой.
Обобщая результаты диагностического исследования:
- Взаимоотношения между учащимися в классе уважительные, но не всегда дружеские, в некоторых классах присутствует неравенство, ученики разделены на микрогруппы внутри класса.
- Взаимоотношения между учащимися и педагогами доброжелательные, уважительные, но большинство не доверительные. Ни все учащиеся могут довериться учителям или классным руководителям в трудную минуту, не знают, как правильно поделиться с учителем своими мыслями, идеями.
- Почти все учащиеся удовлетворены уроками педагогов школы, воспитательным процессом.
С результатами были ознакомлены все участники анкетирования и классные руководители. Также были даны рекомендации по дальнейшей работе с классными коллективами.
Класс | Кол-во | Низ. | Сред. | Выс. |
8 А | 20 | 11 | 8 | 1 |
8 Б | 16 | 2 | 7 | 7 |
8 В | 10 | 0 | 5 | 5 |
8 Г | 7 | 0 | 3 | 4 |
9 А | 15 | 1 | 13 | 1 |
9 Б | 14 | 1 | 10 | 3 |
9 В | 21 | 0 | 21 | 0 |
9 Г | 15 | 1 | 14 | 0 |
9 Д | 19 | 3 | 14 | 2 |
10 А | 16 | 0 | 11 | 5 |
10 Б | 17 | 1 | 12 | 4 |
11 | 15 | 0 | 9 | 6 |
Итого: | 185 | 20 | 127 | 38 |
- В начале ноября с учащимися 8-9 классов проводилась методика «Уровень самооценки личности» (опросник Казанцевой Г.Н.). С целью изучения степени адекватности самооценки на разных этапах развития.
Результаты диагностики были следующими:
Высокий уровень самооценки у 20% учащихся. Человек оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
Средний уровень самооценки у 70% учащихся. Редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнения других.
Низкий уровень самооценки у 10% учащихся. Человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».
По результатам диагностики можно сделать выводы, что очень большой процент учащихся с заниженной самооценкой.
Рекомендации: необходимо формировать представления учащихся о себе, помогать корректировать самооценку; формировать умение правильно оценивать себя и других.
Полезные советы: принимайте ребенка таким, какой он есть, без оценивания и сравнивания его с другими детьми; говорите о своих чувствах сразу: выраженные позднее, они лишаются своей подлинности и им трудно поверить; говорите о своих проблемах и тревогах, выслушивайте мнение детей по этому поводу; принимайте ребенка, как бы тяжко он не провинился перед вами.
Класс | Кол-во | Слаб. | Сред. | Хор. | Выс. |
5 А | 22 | 6 | 13 | 3 | 0 |
5 Б | 23 | 10 | 13 | 0 | 0 |
5 В | 20 | 9 | 9 | 2 | 0 |
5 Г | 17 | 5 | 10 | 2 | 0 |
5 Д | 19 | 9 | 10 | 0 | 0 |
5 Н | 17 | 12 | 4 | 1 | 0 |
Итого: | 118 | 51 | 59 | 8 | 0 |
- В ноябре, в рамках адаптационного периода с учащимися 5-х классов был проведен тест на оценку самостоятельности мышления (Л.А. Ясюковой).
Цель: изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД.
По результатам теста было видно, что у 43% учащихся слабый уровень самостоятельности мышления. Ребенок может действовать только тогда, когда непосредственно перед работой получает подробную инструкцию, как именно надо действовать. Если ему сказали, что надо делать, но не объяснили, как надо делать, то работу он выполнить не сможет.
Средний уровень самостоятельности мышления у 50% учащихся. Ребенок нуждается в предварительных инструкциях, хотя и не абсолютно беспомощен. Если не дан четкий алгоритм, то он какое-то время может пытаться самостоятельно найти способ, каким надо действовать. Однако он чаще пытается припомнить, где ему попадались похожие задания, нежели идти путем логических рассуждений.
Хороший уровень развития самостоятельности мышления у 7% учащихся. Ребенок если и не сразу видит, как надо выполнять то или иное задание, то, вспоминая и рассуждая, может самостоятельно найти адекватный алгоритм и высокий уровень не наблюдается ни у одного учащегося.
И ни у одного учащегося самостоятельное мышление не развито на высоком уровне.
- Также в ноябре, с учащимися 5-х классов был проведен тест на оценку сформированности навыков чтения (Л.А. Ясюковой).
Цель: изучение сформированности навыков чтения, как одной из составляющих познавательных УУД.
Класс | Кол-во | Слаб. | Сред. | Хор. | Выс. |
5 А | 22 | 4 | 14 | 4 | 0 |
5 Б | 23 | 5 | 14 | 4 | 0 |
5 В | 20 | 5 | 11 | 4 | 0 |
5 Г | 17 | 3 | 8 | 6 | 0 |
5 Д | 19 | 1 | 16 | 3 | 0 |
5 Н | 17 | 6 | 8 | 3 | 0 |
Итого: | 118 | 24 | 70 | 24 | 0 |
По результатам теста было видно, что у 20% учащихся слабый уровень сформированности навыка чтения. Единицей восприятия текста выступает отдельное слово или части слова (слоги). Ребенок медленно разбирает каждое слово и с трудом понимает то, что читает. Может правильно воспринимать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз, написанных крупным шрифтом, и по объему не прочитает не только книги, но и тексты в учебниках.
У 59% учащихся навык чтения сформирован не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения ребенок понимает не сразу, а как бы складывает из двух-трех частей. При медленном чтении может разобрать любые тексты. Просто построенные тексты на знакомые темы понимает легко. Вполне адекватно может понимать только короткие тексты на незнакомые темы, так как «согласен» их читать медленно. Длинные, стилистически усложненные предложения ребенок понимает с большим трудом.
Навык чтения развит хорошо у 39% учащихся. Единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого ребенок схватывает сразу. Читает ребенок обычно много и с удовольствием, пониманию доступны любые тексты. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности.
И ни у одного учащегося навык чтения не развит очень хорошо.
- В конце ноября проведено психолого-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления социально дезадаптированных обучающихся, воспитанников, находящихся в состоянии эмоционального неблагополучия, 8-11 классы - Опросника суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой). 185 учащихся.
Цель исследования: экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.
По результатам психолого-педагогического обследования сформирован список обучающихся «группы риска», в который вошли 56 (30,2 %) учащихся, с которыми была проведена экспресс-диагностика суицидального риска «Сигнал» с помощью профессионального инструментария «Иматон».
Были выявлены следующие результаты:
• 129 (69,8%) учащихся показали отсутствие фиксации внимания на информации суицидального характера. Низкий уровень суицидальных реакций;
• 50 (27%) учащихся показали склонность к фиксации внимания на информации суицидального характера. Средний уровень суицидальных реакций;
• 6 (3,2%) учащийся показал выраженную фиксацию внимания на информации суицидального характера. Высокий уровень суицидальных реакций.
С результатами были ознакомлены все участники диагностики. С учащимися «группы риска», по итогам профессионального инструментария «Иматон» вошли 6 учащихся (3,2%), проводилась индивидуальная работа, направленная на понимание собственного «Я», выявление негативных эмоций, повышение самоуважения, тренировка умения успешного разрешения конфликтов и более активное общение со сверстниками. Информирование о суицидальных намерениях учащегося узкий круг лиц, которые могут повлиять на принятие мер по снижению риска (администрацию, классного руководителя, родителей). Согласование с ними дальнейших действий. При необходимости, согласование своих действий с другими специалистами.
- В январе 2019 года был проведён «Опросник для выявления готовности к выбору профессии» (В.Б. Успенский).
Выбрать профессию действительно трудно. Основным условием выбора профессии является обоснованность профессионального плана, в котором учтены интересы, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах. Условно эти составляющие формулы выбора профессии можно обозначить как "хочу", "могу", "надо".
Цель исследования: определение готовности учащихся к выбору профессии.
Субъект исследования: среди выпускников 8-9 классов, всего приняло участие 137 учащихся.
По результатам данного опросника учащиеся показали следующие результаты: неготовность к выбору профессии не выявлено ни одного учащегося, 31 учащихся показали низкую готовность к выбору профессии, 102 учащихся показали среднюю готовность и 4 человека показали высокую готовность к выбору профессии.
№ п/п | Класс | Кол-во учащихся | Знакомство с процедурой | Уровень тревоги | Владение самоконтроля | Уровень стрессоустойчивости | ||||||
Низ | Сред | Выс | Низ | Сред | Выс | Низ | Сред | Выс | бал | |||
1 | 9А | 11/15 | 0 | 3 | 8 | 5 | 6 | 0 | 0 | 3 | 8 | 39 |
2 | 9Б | 13/14 | 0 | 3 | 10 | 6 | 5 | 2 | 1 | 6 | 6 | 38 |
3 | 9В | 17/21 | 0 | 10 | 7 | 4 | 12 | 1 | 3 | 7 | 7 | 37 |
4 | 9Г | 11/15 | 3 | 4 | 4 | 1 | 8 | 2 | 2 | 6 | 3 | 35 |
5 | 9Д | 19/19 | 0 | 11 | 8 | 6 | 13 | 0 | 0 | 15 | 4 | 35 |
6 | 11 | 14/15 | 0 | 7 | 7 | 2 | 11 | 1 | 1 | 7 | 6 | 38 |
Всего: | 85/99 | 3 | 38 | 44 | 24 | 55 | 6 | 7 | 44 | 34 |
С результатами диагностики были ознакомлены все участники опросника и классные руководители. Также результаты обсуждались с учащимися, были даны устные рекомендации.
- В феврале 2019 года было проведено анкетирование среди учащихся 9-х, 11 классов, «Готовность к ГИА и ЕГЭ» Чибисова М.Ю., направленное на выявление уровня психологической готовности к ГИА и ЕГЭ. «Уровень стрессоустойчивости».
Субъект исследования: среди выпускников 9, 11 классов, всего приняло участие 85 учащихся.
Результаты показали, что в среднем все учащиеся знакомы с процедурой сдачи экзамена, высокий и средний уровень владения самоконтролем. Уровень тревоги в пределах нормы, но выявлены 9 учащихся с высоким уровнем тревожности, с которыми были проведены индивидуальные беседы и даны рекомендации.
- В марте 2019г. по запросу проведение и обработка результатов социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (293 человека). Результаты тестирования были направлены в электронном варианте в Департамент образования.
Профиль | Кол-во человек |
Гуманитарный | 27 |
Индустриально-технологический | 7 |
Социально-экономический | 5 |
Филологический | 5 |
Естественно-научный | 4 |
Художественно-эстетический | 3 |
Оборонно-спортивный | 3 |
Информационно-технологический | 2 |
- С марта по май 2019 года, для выявления профиля среди выпускников 8-х классов проводились следующие опросники: «Опросник профессиональных склонностей» (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной); Определение «Типа мышления» (в модификации Г.В.Резапкиной); Методика “Профиль” (”Карта интересов” А.Е.Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной).
Цель: определение профессиональных склонностей к различным видам деятельности, определение преобладающего типа мышления, изучение индивидуальных особенностей, склонностей к различным типам профессиональных занятий.
Субъект исследования: приняло участие 53 учащихся.
По результатам опросника были видны следующие результаты:
- В течении 2018-2019 учебного года по запросу, проводилась диагностика учащихся КРО классов (90 человека), после чего писалось психологическое представление на районную ПМПК.
Общие рекомендации: 1. совместно с учителями, родителями осуществлять проектирование учебной деятельности конкретного ученика; 2. обеспечивать самоанализ успешности школьника и дальнейшее личностное развитие; 3. дать шанс каждому ученику занять более высокую рейтинговую позицию; 4. педагогу-психологу провести с учащимися старших классов индивидуальные консультации, на которых ознакомить школьников с полученными данными, с сильными и слабыми сторонами интеллектуального и личностного развития; 5. направить работу на формирование адекватной самооценки учащихся; 6. выпускникам с проблемами в личностной сфере совместно с психологом наметить пути решения возникших проблем.
Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у учащихся. Однако в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк.
2. Преподавание психологических дисциплин.
За 2018-2019 учебный год с учащимися 5-11 классов проводились профилактические, коррекционно-развивающие мероприятия (классные часы, тренинговые занятия) по предотвращению суицидов и профилактики других форм девиантного поведения детей и подростков.
Педагогом-психологом проводились разнообразные формы и методы работы с учащимися школы. В работе с учащимися психологом внедрялись эффективные профилактические, коррекционно-развивающие методы, как формирование навыков позитивного жизненного стиля, интерактивные виды деятельности: тренинговые упражнения, методы расслабления, моделирование ситуаций, направленные на формирование ценностно-смысловых ориентаций подростков, самостоятельности, уменьшение эмоциональной зависимости.
В течение года велась групповая работа с учащимися с целью сплочения, самопознания, приобретения и совершенствования навыков саморегуляции, снятия напряжения и возбудимого поведения. Проводились групповые занятия на сплочение и развитие личности, подготовку учащихся к сдаче экзаменов, а так же упражнения на снятие напряжения, уменьшение тревоги и агрессии.
- С учащимися 5-11 классов проводились профилактические и просветительские занятия (профилактика тобакокурения, алкоголя, ПАВ, компьютерная зависимость, суицида, толерантность, пропаганда ЗОЖ) (21 ч). Проведено 217 часов, 513 учащихся.
Цели: 1. Развитие стремления к самопознанию и самовоспитанию. 2. Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся. 3. Ознакомить школьников с влиянием вредных привычек на здоровье. 4. Формировать представление о курении как о вредной привычке, влияющей на общее самочувствие и внешность человека.
Задачи: 1) расширить знания школьников о доброте и о её роли в жизни каждого человека; 2) формировать у учащихся стремление совершать добрые дела; 3) выявление детей «группы риска», обучение данной группы методам релаксации и саморегуляции; 4) формировать у детей стойкую неприязнь к вредным привычкам; 5) пропаганда здорового образа жизни, формирование у учащихся позитивного образа Я; 6) воспитывать умения сотрудничать в группе, слушать товарищей, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Рекомендации:
- Если ты не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей просто сказать «нет» без объяснения.
- Отказаться и объяснить причину отказа.
- Отказаться и уйти.
- Говорить как заезженная пластинка, на все уговоры отвечать «нет», «не буду».
- Не обращать внимания на предложение закурить
- Постараться объединиться с кем-то, кто тоже не курит.
- Постараться избегать курящих компаний.
- В рамках профориентации с учащимися 5-7 кл. проводились занятия. Цель: оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Проведено 65 занятий, охвачено 238 человек.
- Для более успешной адаптации учащихся 5-х классов к новым условиям образовательной среды я работала по программе адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс» Е.Г. Коблик. Занятия проводились еженедельно в 5А, 5Б, 5В, 5Д, 5Г, 5Н классах. (114 учащихся 180 часов).
Актуальность. Проблема адаптации учащихся актуальна на всех этапах развития, но практика показывает, что снижение успеваемости и рост проблем – учебных, социально – эмоциональных, проблем со здоровьем – особенно заметны при переходе учащихся из начальной школы в пятый класс.
Целью данных занятий было: 1. Предупреждение и преодоление трудностей в учебе учащихся 5 – классов; 2. Сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в 5 класс.
Задачи:
- Создание условий для социально-психологической адаптации детей к школе (создание сплочённого классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);
- Повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;
- Адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально-личностным возможностям и потребностям учеников.
4. Также с учащимися 10-х классов, в I триместре, в свободное от уроков время проводились адаптационные занятия «Старшая школа – что это?». Количество учащихся – 26 человек, 20 занятий.
Целью данных занятий было создание условий для активизации процесса успешной адаптации учащихся 10-го класса к условиям старшей школы.
Задачи: 1) обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций; 2) способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся; 3) формирование групповых норм партнерского общения; 4) формирование навыков взаимодействия в команде (группе); 5) развитие чувства “мы”; внутреннего единства класса; 6) способствование развитию благоприятного социально-психологического климата классного коллектива.
5. С учащимися 8-х классов проводились элективные курсы, с периодичностью 1 раз в неделю: «Я и моя будущая профессия», охвачено 67 учащихся, проведено 170 занятий. Данный курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Целью данного курса является: 1. оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; 2. выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
6. С учащимися 9-х классов проводились элективные курсы «Азбука профориентации ХХI века», (еженедельно в 9Д кл., в свободное от уроков время в 9А,9Б, 9В, 9Г кл), охвачено 83 учащихся, проведено 56 занятия. Данный курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Цель: Создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах; сформировать способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.
- С учащимися 10 - 11 классов (в свободное от уроков время), проводились профориентационные занятия «Твоя профессия и карьера». Проведено 12 занятий, охвачено 42 учащихся.
Цель курса: 1. Сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей; 2. Повысить компетентность обучающихся в области планирования карьеры; 3. Развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
- В рамках внеурочной деятельности проводились занятия «Работа с портфолио» (7А кл.), (еженедельно по расписанию), охвачено 9 учащихся, проведено 68 занятий.
Цели: Создание индивидуального образовательного рейтинга, основанного на компетентностном подходе, в котором отражены истинные, реальные достижения обучающегося.
- Проводились занятия с учащимися по индивидуальной программе (еженедельно) через ПМПК. Проведено 155 занятий, охвачено 16 человек.
Цель: Формирование учебно-познавательных мотивов, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Задачи: 1. Формирование у учащихся умений составлять сюжетный рассказ про какой-либо объект; 2. Сформировать умения устанавливать логику причинно-следственных отношений; 3. Развитие представлений предвидеть последствия взаимодействия объектов и явлений; 4. Развитие представлений понимать и применять приемы образного сравнения (аналогии).
- В рамках коррекционной работы проводились занятия «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе» с учащимися с повышенным уровнем тревожности и низкой самооценкой, охвачено 10 учащихся, проведено 28 занятий.
Цели: Снижение уровня тревожности и становление адекватной самооценки.
Вывод. Все проведенные занятия считаю удачными, так как у детей наблюдалась высокая активность и заинтересованность. Важная роль в профилактической работе педагога-психолога отводится психологической профилактике с обучающимися, которая проводится через групповые коррекционно-развивающие занятия и классные часы. Тематика их разнообразна, планируется и проводится в зависимости от возрастной категории, интересов и потребностей обучающихся, особенностей класса, заявке классного руководителя и администрации школы.
3. Просветительская работа.
Цель: повышение уровня психологической компетентности всех субъектов образовательного процесса.
Задачи:
- выступление на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах;
- оформление тематических выставок, информационных уголков.
Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах:
- 05.09.2018г. Педагогический совет «Подведение итогов 2017-2018 года»;
- 22.09.2018г. Выступление на общешкольном родительском собрании с темой: «Суицидальные группы в интернете», раздача буклетов;
- 19.10.2018г. Участие в круглом столе с родителями, психологический настрой на работу и заключительные слова. Раздача буклетов и листовок по профилактике;
- 29.10.2018г. Выступление на педагогическом совете по итогам адаптационного периода 5-х, 10 классов;
- С 29.10. по 05.03.2019г. Участие в следственных мероприятиях (11 раза);
- 12.12.2018г. Педагогический совет «Подведение итогов первого триместра»;
- 06.02.2019г. Педагогический совет «Подведение итогов второго триместра».;
- 07.02.2019г. Выступление на родительском собрании «Подготовка к выпускным экзаменам»;
- 19.02.2019г. Круглый стол «Семейные ценности»;
- 15.05.2019г. Педагогический совет «О переводе а следующий класси допуске к экзаменам»;
- В течение первого полугодия 2018-2019 учебного года проходили заседание совета по профилактике (5 раза).
Вывод. Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации.
4. Тренинги.
- Со второго полугодия (февраль-май 2019г.) с учащимися выпускных классов (9-х, 11) проводились занятия с элементами тренинга «Психологическая подготовка к экзаменам», которые проходили с периодичностью 2 раза в неделю. Учащиеся приходили по желанию, проведено 17 занятий.
Целью занятий было: психологическая подготовка выпускников к единому государственному экзамену.
Задачи: 1. Повышение сопротивляемости стрессу. 2. Отработка навыков поведения на экзамене. 3. Развитие уверенности в себе. 4. Развитие коммуникативной компетентности. 5. Развитие навыков самоконтроля. 6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок. 7. Обучение приемам эффективного запоминания. 8. Обучение методам работы с текстом.
5. Консультационная работа.
Психологическое консультирование преследовало следующие основные цели:
- способствовать изменению поведения учащегося, педагогов, родителей, таким образом, чтобы они могли жить продуктивнее, испытывать удовлетворение от процесса обучения, несмотря на все имеющиеся объективные трудности;
- развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с теми или иными обстоятельствами школьной жизни и требованиями школы;
- развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения, самостоятельно разрешать возникающие проблемы на разных уровнях общения;
- облегчать реализацию и повышение потенциала личности.
В 2018-2019 учебного года консультации велись по следующим направлениям:
- Проблемы преодоления трудностей в обучении, уточнение образовательного маршрута.
- Трудности в профессиональном самоопределении;
- Консультации по результатам групповой диагностики;
- Поведенческие проблемы;
- Эмоционально-поведенческие трудности;
- Проблемы в детско-родительских отношениях;
- Трудности в профессиональном самоопределении;
- Поведенческие проблемы.
- В течение первого полугодия за консультативной помощью к психологу, обратилось 33 учащихся, 14 обращений учителей. Со стороны родителей обращений было 5. Проведены групповые консультации (68 человека, 4 часа), которые в целом были направлены на самоопределение.
- С детьми «группы риска» поводилась консультационная работа (26 человек). 1 раз в неделю, проведено 150 бесед.
Цель - развитие социальных навыков и повышению социальной адаптированности, которая достигается с использованием различных приёмов по снятию агрессии, повышению самооценки, обучению навыкам саморегуляции, по развитию социального интеллекта, профилактике употребления алкогольной и табачной продукции.
Для выявления динамики в развитии обучающихся заполнялись личные карты детей «группы риска».
Во время бесед шла работа по снижению уровня тревожности, эмоционального напряжения, развитию эмоционально-волевой сферы, основных психических процессов, мыслительных операций и коммуникативных навыков.
Вывод. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано с недостаточной мотивированностью на дальнейшую работу. Стоит обратить внимание на низкое количество обращений за консультациями со стороны родителей.
6. Акции, экскурсии
- 18.02.2019г. и 19.03.2019г. Экскурсии в Тазовский центр занятости;
- 20.03.2019г. Экскурсия в Тазовский Архив.
Неделя профилактики и профориентации в МКОУ ТШИ
«Завтра начинается сегодня, будущее начинается сейчас»
В этом году в МКОУ Тазовской школе - интернате прошла традиционная, неделя психологии, посвященная профилактике и профориентации «Завтра начинается сегодня, будущее начинается сейчас», проводилась в соответствии с планом, разработанным и утвержденным социально-психологической службой школы – интерната с 04.03.2019г. по 09.04.2019г.
Каждый день недели состоял из нескольких параллельно протекающих акций, в которых были задействованы практически все учащиеся школы 5-11 классов. Часть акций проходили в форме экспромта и носили интерактивный характер, часть требовали предварительной подготовки.
В фойе школы, совместно с учащимися, в течение недели были оформлены стенды по профилактике, которые содержали много полезной информации, а также учащиеся могли узнать о предстоящих мероприятиях и конкурсах.
Каждый день на стенде менялся ежедневный план мероприятий, которые проходили в течение дня. В библиотеке была оформлена выставка книг и журналов на тему: «Позаботься о своём здоровье!».
В понедельник на общешкольной линейке, заместитель директора по воспитательной работе объявила учащимся о предстоящих мероприятиях. И объявила конкурс плакатов и коллажей «Я за здоровый образ жизни».
В течение недели, в фойе 1этажа по телевизору транслировались профилактические видеоролики. Также на переменах была проведена фото акция «Я за здоровый образ жизни».
В этот же день состоялась встреча со старшим инспекторам ГПДН с учащимися 5Б, 5Г, 5Н классов, «Живи по совести, поступай по закону», беседа направленная на разъяснение прав и обязанностей обучающихся, проживающих в образовательных организациях и профилактика употребления психоактивных веществ.
Со вторника по среду состоялась встреча с представителем МБОУ «Молодёжного центра» и учащимися 6А, 6Б, 6Г, 7А, 7Б, 8А, 8В, 8Г, 9А, 9В, 9Г, 9Д, 10Б, 11, классов. Дети узнали о врезе алкогольной продукции «Алкоголь-вред и последствия».
Утро вторника 1 смены и перед началом 2 смены, провелась с акцией «Радуга настроений», в которой приняли участие учителя и учащиеся школы. Итоги акции были подведены в течение дня и размещены на стенде в фойе.
Так же на переменах была проведена акция «Что мы знаем о вреде курения и алкоголя?». Благодаря этой акции можно было увидеть, насколько хорошо ученики осведомлены о вреде курения и алкоголя, а так же можно было выявить отношение подростков к вредным привычкам. Все кто оставлял записи высказывались негативно о курении и призывали к здоровому образу жизни.
На переменах состоялись интерактивная игра «Наше здоровье в наших руках» с учащимися 7-11 классов.
Во вторник и в среду учащиеся 9А, 10Б, 6Г, 7Б, 8Б классов встретились с врачом наркологом Тазовской ЦРБ Балакиревым Виктором Николаевичем, в процессе беседы ребята узнали о последствиях употребления ПАВ подростками. Так же Виктор Николаевич рассказал об опасности употребления курительных смесей – спайс.
Состоялась встреча с представителем МБОУ «Молодёжного центра» и учащимися 10Б, 11, 9А, 9Д, 9В, 9Г, 6Г, 8В классов. Дети узнали о врезе алкогольной продукции «Алкоголь-вред и последствия».
Среда началась акцией «Ларец радости!». Из разноцветной коробки учащиеся и учителя вытаскивали записки с необычными юмористическими высказываниями, пожеланиями на все случаи жизни. Эта акция дала позитивный настрой, подняла настроение всем участникам образовательного процесса.
Также в среду состоялась интерактивная игра с учащимися 5-6 классов - анаграмма «Места, где можно столкнуться с алкоголем», учащимся 7-11 классов ответить на вопросы «Викторина о здоровье». И написать на «заборе» мнения «Почему жить хорошо».
В этот же день состоялась встреча с гинекологом Тазовской ЦРБ. Девушки старших классах узнали об изменениях, которые происходят в организме девочек в период взросления. Данная встреча была направлена на сохранение репродуктивного здоровья и развитие навыков предотвращения заражения болезней передающихся половым путем.
В это же время с парнями старших классов, состоялась встреча с представителем следственного отдела. «Половая неприкосновенность», беседа, направленная на формирование законопослушного поведения юношей, разъяснение видам ответственности за совершённые преступления против половой неприкосновенности.
В четверг был объявлен день самоуправления. В течение дня, на переменах проходила акция «Сигаретка за конфетку», где учащимся предлагалось отказаться от курения и обменять сигареты на конфеты, некоторые ребята охотно приняли участие в акции.
Между 5-6 классами проведена игра «Следопыт». И проведение акции «Что мы знаем о вреде наркомании и токсикомании?».
В конце недели был объявлен день самовыражения.
На переменах раздавали буклеты и листовки, пропагандирующие здоровый образ жизни. Учащиеся могли написать на «заборе» мнения, отзывы и пожелания о неделе. Закончилась неделя классными часами «Путешествие в жизнь!». Каждый класс совместно с классным руководителем мог обсудить прошедшую неделю.
Подводили итоги в понедельник 11 марта 2019 года на линейке. Отметили, что все ребята были активны, узнали много нового. Были оглашены результаты конкурса и активные классы награждены грамотами.
При проведении недели каждый смог получить удовольствие и радость от нетрадиционных, интерактивных форм работы, так как при общении и работе людей – взрослых с подростками и детьми – существует огромный простор для развития креативности.
В целом неделя Профилактики проходила в благоприятной и дружеской атмосфере. Предложенные материалы носили не только профилактический и информационно-познавательный характер, но и юмористический, релаксационный.
Выводы и предложения:
1.Все мероприятия и задания для учащихся подобраны с учетом целей, задач данной формы работы, с учетом возрастных особенностей.
2. Активнее привлекать к этой работе родителей. Классным руководителям принимать участие во всех проводимых мероприятиях вместе с классом.
Профориентационная экскурсия на Новозаполярное месторождение с учащимися МКОУ ТШИ
В рамках сотрудничества между муниципальным образованием Тазовский район и ООО «Газпром добыча Ямбург», а также месячника военно-патриотического воспитания, с целью проведения профориентационной работы среди учащихся и воспитанников общеобразовательных организаций Тазовского района 16 марта 2019 года была проведена экскурсия на Новозаполярное месторождение.
Наша экскурсия проходила в КСК (культурно-спортивном комплексе). Особой гордостью является зимний сад посёлка Новозаполярный.
После зимнего сада детей повели в спортивный зал, где они с удовольствием поиграли в баскетбол и волейбол. Затем нас пригласили в концертный зал. После чего , пройдя инструктаж техники безопасности на воде, учещихся вовели в бассейн.
В 15:00, после водных процедур, дети получили чухой пайок и благополучно отправились обратно в посёлок.
По итогу экскурсии можно сказать, что детям очень понравилось, у них масса впечатлений, и желают почаще организовывать такие выездные мероприятия.
Общие рекомендации:
- Социальному педагогу и психологу тщательно продумывать все мероприятия, делать самоанализ после проведения каждого мероприятия, устранять свои недочеты, переходя к следующему мероприятию.
- Классным руководителям вовлекать себя и родительскую общественность в подобного рода мероприятия, обеспечивать явку на общешкольное собрание.
7. Методическая работа.
Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
- Участие в заседании школьного и районного МО.
- Участие в МО СПС
- 30.11.2018г. Участие в Районном МО «Адаптация 1,5,10 классов, анализ результатов деятельности».
- 18.03.2019г. Участие в Районном МО «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога».
- 14.05.2019г. Участие в Районном МО «Роль педагога-психолога в формировании половой и нравственной рультуре».
- Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ.
- Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей.
- Оформление документации педагога-психолога.
• Дополнение папок психолога.
• Разработка просветительских занятий различной тематики, а также развивающих занятий с учетом результатов, полученных при диагностике.
5. Повышение квалификации педагога-психолога:
- 12-17 ноября 2018г. Сертификат о повышении квалификации «Психологическая профилактика суицидального поведения детей и подростков с использованием Интернет-ресурсов» (80 часов).
- 20 ноября 2018г. Удостоверение о повышении квалификации в Негосударственном образовательном частном учреждении высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» по программе «Метапредметный подход в обучении и воспитании» (108 часов).
- с 21 декабря по 30 января 2019г. Удостоверение о повышении квалификации в ООО «Инфоурок» по программе «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» (72 часа).
- 25-26 февраля 2019г. Сертификат за участие в вебинаре «Проблемы содействия профессиональному и жизненному самоопределению подростков и юношества, отнесенных к группам особого внимания» (6 часов).
- с 06 февраля по 14 марта 2019г. Удостоверение о повышении квалификации в АНО «Академия дополнительного образования по программе «Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования » (144 часа).
- 11 марта 2019г. Сертификат о прохождении дистанционного обучения по учебному курсу: «Подготовка организаторов вне аудитории».
- 17 апреля 2019г. Сертификат за участие во Всероссийском семинаре «Профилактика наркомании среди детей и подростков» (2 часа).
- 18 апреля 2019г. Сертификат за участие во Всероссийском семинаре «Профессиональная опиентация обучающихся в образовательной организации» (2 часа).
- 18 апреля 2019г. Сертификат за участие во Всероссийском семинаре «Психологическое сопровождение реализации ФГОС: приоритетные направления содержание деятельности педагога-психолога в образовательной организации» (2 часа).
- 23 апреля 2019г. Сертификат за выступление на вебинаре по теме: «Психологическое сопровождение учащихся в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов».
6. Участие в конкурсах педагога-психолога:
- 15.09.2018г. Дистанционное участие в Региональной олимпиаде «Портал педагога» «Методики преподавания психологии» диплом победителя (1 место).
- Октябрь 2018г. Дистанционное участие во Всероссийской блиц-олимпиаде «Время знаний» «Профилактика и коррекция девиантного поведения школьников» диплом победителя (1 место).
- 06.10.2018г. Дистанционное участие во Всероссийском конкурсе «Умната» блиц-олимпиада «Работа с детьми «группы риска» в образовательном учреждении» диплом победителя (1 место).
- 16.10.2018г. Дистанционное участие в Международной олимпиаде для педагогов «Учитель-профессионал с точки зрения новых профессиональных стандартов» сертификат участника.
- Октябрь 2018г. Всероссийское тестирование педагогов «Социальные педагоги и психологи в образовательных организациях», диплом.
- Октябрь 2018г. Всероссийское тестирование педагогов «Основы детской психологии, обучения и воспитания», диплом.
- Октябрь 2018г. Всероссийское тестирование педагогов «Классный руководитель» в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС, диплом.
- Октябрь 2018г. Всероссийское тестирование педагогов «ФГОС ООО» в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС, диплом.
- 31.10.2018г. Сертификат о публикации статьи «Успешная адаптация в 5 классе».
- 22.11.2018г. Дистанционное участие в Международной интернет-олимпиаде по психологии, диплом (1 место).
- 27.11.2018г. Дистанционное участие во Всероссийском конкурсе «Мой помощник – кабинет» «Лучший кабинет психолога», диплом (1 место).
- 01.12.2018г. Дистанционное участие в Международной интернет-олимпиаде по возрастной психологии для педагогов-психологов, диплом (1 место).
- 04.12.2018г. Дистанционное участие во Всероссийском конкурсе «Внеурочная деятельность» «Моё портфолио», диплом (1 место).
- 22.12.2018г. Дистанционное участие во Всероссийском конкурсе «Портфолио педагога» «Портфолио педагога-психолога», диплом (1 место).
- 10.01.2019г. Дистанционное участие в Международной интернет-олимпиаде «Классное руководство», диплом (1 место).
- 08.02.2019г. Сертификат о публикации методической разработки «Презентация по психологической подготовке к ЕГЭ».
7. Участие в конкурсах учащихся:
- 14.10.2018г. Проведение дистанционной «Всероссийской олимпиады по психологии. Осенний сезон» от проекта Мега-Талант. В олимпиаде приняло участие 20 учащихся 8-9 классов. 19 учащихся получили сертификаты и 1 учащийся диплом призера 3 место.
Вывод. Можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.
8. Выводы и рекомендации.
Анализируя всю работу в 2018-2019 учебном году, можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.
Взаимодействие с учителями предметниками и классными руководителями велась через организацию совместных классных часов и индивидуальную работу с учителями, учениками и родителями. Со всеми, кто обращался, я проводила индивидуальные консультации, которые давали положительный результат.
Анализируя работу в целом, можно отметить, что поставленные задачи все выполнены. Основным недостатком своей деятельности считаю отсутствие возможности для реализации принципа системности в своих занятиях, поскольку школьный психолог не имеет собственных часов. Вследствие этого эффективность занятий значительна снижена. Стоит обратить внимание на работу с учащимися среднего звена, так как намечаются предподростковые и подростковые кризисы – при их упущении могут быть дезадаптированность учащихся. Также следует обратить внимание на недостаточную заинтересованность учащихся и родителей, отсутствие системы взаимодействия педагогов, родителей и психолога. Необходимость открыть сенсорную комнату психологической разгрузки для обучающихся.
В новом учебном году будут поставлены следующие цели и задачи:
Цель: Содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.
Задачи:
1. Держать под особым контролем переходные переломные моменты в жизни школьников с целью преодоления трудностей при переходе на новую возрастную ступень. Сопровождение 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Осуществлять диагностическую, коррекционно-развивающую работу с неуспевающими, недисциплинированными школьниками, работать по развитию познавательных процессов.
3. Продолжить диагностическую, профилактическую, коррекционную работу с учащимися по профилактике асоциального поведения, с обязательным привлечением их во внеурочную деятельность.
4. Осуществлять просветительскую работу и консультирование с администрацией школы, учителями, родителями по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.
5. Проводить индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
6. Продолжить и укрепить тесное сотрудничество семьи и школы в интересах ребёнка.
7. Продолжение сопровождения обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, детей-сирот, одарённых детей, детей «группы риска».
8. Продолжение сопровождения обучения выпускных классов в период подготовки и сдачи итоговой аттестации.
9. Продолжить проведение занятий по развивающим, коррекционным, профилактическим и просветительским программам.
Педагог-психолог Барабанова Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка за 2018-2019 г.
Деятельность учителя химии и биологии...
Отчет за 2018-2019
Качество знаний по русскому языку и литературе за 2018-2019 чебный год...
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ педагога-психолога за 2018-2019 учебный год
Психолого-педагогическая работа проводилась в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога.Цель: сформировать психологически комфортную развивающую среду в образовательной организации для у...
Аналитический отчет педагога-психолога ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянкая школа-интернат» Денисовой В.А. за 2018 – 2019 учебный год.
Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года согласно годовому плану работы школы и плану педагога-психолога...
Публичный отчет за 2018-2019 учебный год
В данном публичном отчете представлены результаты деятельности нашей образовательной организации за 2018-2019 учебный год. Выполняя муниципальное задание, мы эффективно старались использовать св...
Цифровой отчет за 2018-2019
Цифровой отчет за 2018-2019...
Отчет за 2018-2019 гг.
Отчет за 2018-2019 гг....