Программа экологического лагеря "Эколята"
рабочая программа
Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной.
Программа «Эколята» нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде.
В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экология | 656.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю с. Визинга
Директор_________
Унгефуг С.В.
Программа
летнего пришкольного оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
«Эколята»
Программу разработала:
Панина
Марина Михайловна
Июнь 2018 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Эпоха НТП привела к истощению и загрязнению природной среды, причем с каждым десятилетием противоречия во взаимодействии общества и природы обостряются.
Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой.
А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Досуг, игры в лагере побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.
Лагерь размещается на базе МБОУ «СОШ» с. Визинга. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, новая деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Лагерь дневного пребывания выполняет очень важную миссию по оздоровлению и воспитанию детей. Кроме этого, лагерь способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, приобщение к активному отдыху на природе, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма.
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира; умело отдохнуть с пользой на здоровье.
Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.
Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной.
Программа «Эколята» нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде.
В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.
Одна из содержательных линий программы включает экологическое воспитание, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Новизна. Данная программа по своей направленности является комплексной, то есть включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления работы детей в условиях летнего экологического лагеря, может корректироваться в течение работы лагеря.
Программа разработана с учетом следующих ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ:
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Конституцией РФ;
- Законом РФ «Об образовании»;
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
- Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
- Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
- Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой.
Задачи программы:
- расширять экологические знания, полученные при изучении школьных предметов;
- воспитывать экологическую культуру учащихся: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей;
- организовать активный отдых и оздоровление детей;
- развивать творческие и коммуникативные способности детей.
Программа летнего оздоровительного лагеря «Эколята» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере «Эколята» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Планируемые результаты
- формирование у учащихся основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- развитие внутренней потребности любви к природе, участие в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора и их творческих способностей.
Основными методами организации деятельности являются:
- Метод игры (игры отбираемые воспитателем в соответствии с поставленной целью).
- Метод состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности).
- Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
- Метод интерактивного обучения (ролевые игры, дисскусии).
- Проведение воспитательно-профилактических бесед.
Формы работы о время организации деятельности:
- Беседа
- Наблюдение
- Прослушивание тематических сказок и рассказов
- Просмотр тематического мультипликационного фильма
- Викторины
- Игры, спортивные состязания
- Конкурсы, акции
- Прогулка, работа на природе
- Экскурсии
- КТД
Методы реализации программы
Методы оздоровления:
- Витаминизация
- Закаливание
- Утренняя зарядка
- Спортивные занятия и соревнования
- Беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма
Методы воспитания:
- Убеждение
- Поощрение
- Личный пример
- Вовлечение каждого в деятельность
- Словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог)
Направления деятельности летнего оздоровительного учреждения:
Экологическое направление
Задачи экологической деятельности:
Воспитать бережное отношение к природе. Обеспечить развитие экологического мышления:
- стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
- приобщение детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;
- изучение эколого-санитарной обстановки на территории парка с Визинга.
Основные формы работы:
Экологические беседы и экскурсии;
Операция «Чистый двор»
«Зеленый патруль» игра на местности
Участие в экологических акциях, конкурсах.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Оздоровительная работа.
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- коммуникативные игры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный ком»,
«Назовись»;
- Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».
- Игры на сплочение коллектива «Зоопарк», «Заколдованный замок»,
«Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!»,
«Хвост дракона».
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи:
«Правила пожарной безопасности»
«Правила поведения детей при прогулках и походах»
«Правила при поездках в автотранспорте»
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»
«Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»
«Правила поведения с незнакомыми людьми»
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».
Работа по развитию творческих способностей детей
- Оформление отрядных уголков, стенных газет;
- Ярмарка идей и предложений;
- Конкурсы рисунков на асфальте (предложенных в течение смены);
- Коллективно-творческие дела: Открытие лагеря, Посвящение в юных Эколят, Ярмарка талантов, Квест-игры;
- Разработка настольных игр;
- Создание сборника творческих работ.
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
«Эколята» С СОЦИУМОМ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Критерии эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми.
Соревнование между командами:
В начале смены у каждой команды есть только ствол дерева. Задача участников – вырастить крону своего дерева. Жетоны, заработанные в течение дня можно обменять у воспитателей на листья. 10 жетонов – 1 листок. В конце смены подводятся итоги. Выигрывает та команда, у которой дерево с самой густой кроной.
Начисление жетонов:
трудовой десант – максимально 5 жетонов команде;
подготовка и участие в мероприятии - 5 жетонов;
1 место в любом мероприятии – 10 жетонов;
2 место – 5 жетонов;
3 место – 1 жетонов;
хорошее поведение за день – 5 жетонов;
Снятие жетонов:
неудовлетворительное поведение – 5 жетонов.
Дополнительно для анализа работает Ларец откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Ларец откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены.
Материально-техническое обеспечение
Методическая литература, канцелярские принадлежности, музыкальный центр, игровая площадка, спортивный зал, спортивный инвентарь (мячи, сетки, обручи, канат, маты), настольные игры (шашки, конструкторы, головоломки и др.)
Режим дня
8.30 – 9.00 | СБОР ДЕТЕЙ |
9.00 – 9.15 | УТРЕННЯЯ ЗАРЯДК, ЛИНЕЙКА |
9.15 – 9.30 | ЗАВТРАК |
9.30 – 10. 00 | ПРОГУЛКА |
10.00 – 11.00 11.00 - 12.30 | ЧАС ОБЩЕНИЯ КТД |
12.30 – 13.15 | ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ |
13.15 – 13.30 | ОБЕД |
13.30 – 14.00 | ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДНЯ, УХОД ДОМОЙ |
Кричалка:
1, 2, 3, 4,
Мы живем в прекрасном мире!
5, 6, 7, 8,
Планету мы в беде не бросим!
Воду мы и воздух
Будем очищать!
Птиц, зверей, растения
Будем охранять!
Атрибутика лагеря «Эколята»
Наш девиз: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!»
Наш гимн: "Ты да я, да мы с тобой"
1. Ты, да я, да мы с тобой, 2.Ты, да я, да мы с тобой, 3.Ты, да я, да мы с тобой, |
ЗАКОНЫ «ЮНЫХ ЭКОЛЯТ»
Будь природе другом!
Принимай участие в охране окружающей среды.
Не оставляй непогашенным костер.
Не бросай мусор.
Подкармливай зимой птиц.
Старайся изучать и приумножать природные богатства родного края.
Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
Помыл руки – закрой кран.
Уходя из комнаты, погаси свет.
Соблюдай законы ВРЕМЕНИ, ТЕРРИТОРИИ.
Будь терпимым к другим.
Требуй от себя того же, что требуешь от других.
Узнал сам – расскажи другим.
Умеешь сам – научи другого.
Помни: лишней информации не бывает.
Стремись сделать что-нибудь сам.
От плохого настроения есть два лекарства – хорошая песня и друзья.
Знай! Будущее зависит ОТ ТЕБЯ!
Наша эмблема
План-сетка мероприятий
1 июня «День знакомств» 1.Беседа «Расскажи мне о себе». 2.Минутка здоровья «Мой вес и мой рост» 3. Беседа «Кто такие Эколята?» | 4 июня «День здорового питания» 1.Минутка здоровья «Правильное питание» 2.Подвижные игры на свежем воздухе (стадион) 3. Подготовка к открытию лагерной смены 4.Беседа «О пользе молока» | 5 июня «День экологии» 1.Минутка безопасности «У светофора нет каникул» 2.Праздничное открытие лагеря «Здравствуй, лето!» 3. Библиотека «Всемирный день охраны окружающей среды |
6 июня «Международный день очистки водоёмов» 1.Беседа «Зачем нужна вода?» 2. Конкурс на лучшую эмблему «Чистый водоём!» | 7 июня «День здоровья и спорта» 1.Военно-спортивная игра «Вымпел» 2. Отрядные дела 3. Беседа «Здоровье и экология» | 8 июня «Всемирный день океанов» 1. Минутка здоровья «Как вести себя на воде?» 2.Кинотеатр просмотр мультфильмов по экологии |
9 июня «Международный день друзей» 1.Беседа о празднике День семьи 2. Конкурс рисунков «Мои друзья» 3.Игра по станциям «Игры народов России» | 13 июня День «Лесное путешествие» 1.Минутка здоровья «Как вести себя в лесу?» 2. Спортивно-развлекательное мероприятие «Лесное путешествие (Весёлые старты с участием лесных героев) |
1.Квест-игра «Тропа сказок» КТД 2. Беседа «Смех – лучшее лекарство» 2.Минутка здоровья «Берегите зубы» |
15 июня «День создания юннатского движения в России» 1.Минутка здоровья «Зелёная аптечка» 2. Путешествие страну «Экология» 3.Музей | 18 июня «Всемирный день гармонии» 1.Минутка здоровья «Красивая осанка» 2.Изготовление и распространение листовок «Берегите природу!» | 19 июня «День защиты животных» 1.Минутка здоровья 2.КТД Выпуск листовок |
20 июня «Всемирный день защиты слонов в зоопарках» 1.Минутка здоровья «Бывают ли привычки невредными» 2.Конкурс рисунков «Дети против!» | 21 июня «Международный день цветка» 1.РДК мастер-класс 2.Минутка здоровья «Бывают ли привычки редными?» | 22 июня «Международный олимпийский день» 1.Проведение инструктажей по ТБ 2. Поездка г. Сыктывкар (посещение бассейна) |
1.Викторина «Знаешь ли ты деревья» 2.Занятия по интересам 3.Командное составление и иллюстрирование памятки «Берегите лес от пожара!» | 26 июня «День книги» 1. Конкурс на лучшую экологическую сказку 2.Заочная экскурсия в заповедник | 27 июня «Всемирный день рыболовства» 1.Музей 2.Викторина «Ловись рыбка» |
28 июня «День смеха» 1.Беседа «Смех – лучшее лекарство» 2. Игра по станциям «Летняя карусель | 29 июня «День книги» 1.Закрытие лагерной смены «Ярмарка талантов» 2.Подведение итогов смены |
1.Минутка здоровья «Мой друг велосипед» 2.Анкетирование |
Анкета (на входе)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
– Твои первые впечатления от лагеря?
– Что ты ждешь от лагеря?
– Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
– В каких делах ты хочешь участвовать?
– Что тебе нравиться делать?
– Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
– Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что___________________________________________
Я не хочу, чтобы_______________________________________________________
Я хочу, чтобы__________________________________________________________
Я боюсь, что___________________________________________________________
Пожалуйста, напиши также:
Имя_______________________Фамилия__________________
Анкета (последний день смены):
Что ты ожидал (а) от лагеря?
______________________________________________________________
Что тебе понравилось в лагере?
______________________________________________________________
Что тебе не понравилось?
______________________________________________________________
Изменился (ась) ли ты как личность за время пребывания в лагере?
______________________________________________________________
Если изменился (лась), то, что с тобой произошло?
______________________________________________________________
Какие из мероприятий лагеря оказали наибольшее влияние на тебя? На всех?
______________________________________________________________
Было ли скучно в лагере?
______________________________________________________________
Было ли тебе страшно?
______________________________________________________________
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
______________________________________________________________________
Что бы ты хотел (а) пожелать себе?________________________________________
Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?______________________________
Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам? _________________________________
Самое важное событие в лагере? Было или оно? ___________________________
Список литературы
- Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. М.. 2002 г.
- Детские праздники: Сценарии, игры, конкурсы. – М.: РИПОЛ классик, 2006.
- Журналы «Завуч начальной школы», 2002-2010 г.
- Загребина Г.В. Давай устоим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003.
- Коган М.С. С игрой круглый год в школе и на каникулах. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2004.
- Позывные лета. Калейдоскоп летнего отдыха детей. М., 2000 г.
- Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.А., Ярославль, 1998 г.
- Праздники в средней школе. Сост. Мельникова А.М., Волгоград, 2001 г.
- Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. М.. 1999 г.
- Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Автор-составитель Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005.
- .http://summercamp.ru/index.php5/ Категория: Лагерь_от_А_до_Я
- http://www.vozhatyj.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Природа - наш дом" - программа экологического просвещения
Эффективный путь освоения экологической культуры является формирование способа мышления, стиля поведения необходимых для решения существующих и прогнозируемых проблем, используя инструментарий совреме...
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Программа экологического лагеря "Ландыш"
Среди учащихся школы с одной стороны выделяется группа учащихся, увлеченных естественными дисциплинами, с другой стороны имеется группа социально незащищённых детей. Таким об...
Программа" Экологическое воспитание детей в условиях детского дома"
программа по экологии для воспитателей....
Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"
Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...
Программа внеклассной работы:«Реализация основных направлений программы экологического воспитания учащихся».
Основной целью представленной программы является формирование экологической культуры школьников. Програм...
Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»
Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...