Нравственное воспитание в школе-интернате: единство воспитывающих и обучающих технологий
статья (9 класс)

   Внимание государства к работе  воспитателей приобрело в последние годы характер стратегический. Тому  причиной, на наш взгляд, является пришедшее понимание роли воспитателя в формировании личности молодого гражданина страны. Организатор и идейный вдохновитель вне учебной работы, воспитатель наряду с родителями оказывается главной фигурой в воспитании школьника. Находясь, порой, ближе всех к ребенку, нуждающемуся во внимание и участии взрослых. Воспитатель существенно влияет на отношение его воспитание к Миру, к Человеку, к Себе. А поскольку целенаправленное формирование системы реальных отношений к этим главным ценностям жизни составляет суть нравственного воспитания, то оказывается, что именно оно составляет значимую часть деятельности воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   

Обсуждение проблемы  «Нравственное воспитание в школе-интернате: единство воспитывающих и обучающих технологий»

   Внимание государства к работе  воспитателей приобрело в последние годы характер стратегический. Тому  причиной, на наш взгляд, является пришедшее понимание роли воспитателя в формировании личности молодого гражданина страны. Организатор и идейный вдохновитель вне учебной работы, воспитатель наряду с родителями оказывается главной фигурой в воспитании школьника. Находясь, порой, ближе всех к ребенку, нуждающемуся во внимание и участии взрослых. Воспитатель существенно влияет на отношение его воспитание к Миру, к Человеку, к Себе. А поскольку целенаправленное формирование системы реальных отношений к этим главным ценностям жизни составляет суть нравственного воспитания, то оказывается, что именно оно составляет значимую часть деятельности воспитателя.

    Позитивное отношение к ценности Семьи, одной из главных в жизни человека, формируется в каждом контакте школы с родителями. Ученик недобросовестно относится к учению- реакция школы: ты огорчаешь родителей; старшеклассник нагрубил своему однокласснику -  мы просим его вспомнить, с каким терпением и сдержанностью устанавливаются культурные отношения в семье … Не зря взаимодействие семьи и школы выделено в школьной программе экспериментальной работы в отдельное направление. Неоднократно проблема укрепления этого взаимодействия, желание педагогов стать союзниками семьи и приобрести в лице родителей школьников единомышленников в формировании в формировании нравственных качеств ребенка -  остановилось предметом обсуждения на педсоветах и в педагогических гостиных. Результатом такой целенаправленной  деятельности явилось возросшее доверие к школе со стороны родителей, сближение  позиции в вопросах воспитания.

     Нравственные ценности не всегда имеют должный вес в современном российском обществе- тем более школа должна настойчиво формировать позитивное отношение к ним, раскрывая их сущность, объясняя их значимость для становления личности человека. При этом осуществление целенаправленного воздействия на школьников должно происходить в условии их активного участия в воспитательной работе. Поэтому воспитательные технологии, используемые педагогами школы, выбираются с учетом поощрения активности детей, их самостоятельности и заинтересованности. На роль ведущей воспитательной технологии все более уверенно выходит проектная.

      Начиная с начальной  школы, где впервые предлагаются учащимися на уроках труда и ИЗО, появляются воспитательные проекты. Основой их выступают совместные действия, поступки, слова, суждения, эмоциональные реакции, чувства.

     В основной  школе нравственное воспитание происходит  единстве со становлением школьной системы самоуправления. В нашей школе тоже активно работает ученическое самоуправление. Регулярность и систематичность, обеспечивая занятость во второй половине дня учащихся, склонных к активной социальной позиции. Идея создания органов самоуправления школой оказалось непростой для нашей школы, где традиционно высоко ценились такие качества как исполнительность и дисциплинированность, ответственное отношение к учению, где часто не хватало инициативности стремления к лидерству. Поэтому реализация пошла по более длинному, но надеемся, продуктивному пути.  

Самая надёжная гарантия благополучия и прогресса – её интеллектуально-творческий и духовный потенциал. Создание условий для развития способностей личности является приоритетным направлением государственной политики. Внедрение в практику новых технологий позволит решить ряд задач в этом направлении.

Учебный и воспитательный процессы – это практическая реализация модели обучения и воспитания, где ведущее значение отводится педагогическим технологиям.

В практику теория внедряется с помощью технологии. Технология – это и способ, и результат внедрения научных достижений. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно они уступают место «коллективному мастерству», концентрированным выражением которого и является технология.

Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путём учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех. Специфика педагогической технологии в том, что учебный процесс гарантирует достижение поставленных ею образовательных целей.

Выбирая технологию, следует провести её предварительную экспертизу, установить пригодность для решения ваших задач в ваших условиях. Ведь с помощью новой технологии вы надеетесь получить обещанный прирост эффективности учено-воспитательного процесса. Без специальной подготовки провести экспертизу невозможно.

Технологий предлагается много – хороших и разных. Не всегда удаётся применить технологию целиком. Чтобы свести к минимуму риск ошибки и выбрать ту, которая вам нужна. Взвесьте свои возможности. Сопоставьте их с тем, что требуется для должной реализации технологии. Обычно сопоставление желаемого и действительного служит хорошим охлаждающим душем.

Постарайтесь понять прежде всего идеологию технологии. Определите социальную группу, которую она призвана обслуживать. Для учебных  заведений с коррекционным уклоном и для простых школ одинаковые технологии не подойдут;

чётко определитесь с тем, что вы будете заимствовать – технологию целиком или понравившиеся вам элементы. Обычно технология составлена так, что эффект достигается только при полной реализации всего комплекса действий и в определённых условиях. Элементы помогают мало;

Взвесьте свои возможности. Сопоставьте их с тем, что требуется для должной реализации технологии. Обычно сопоставление желаемого и действительного служит хорошим охлаждающим душем. Уповать на то, что всё со временем утрясётся, станет как нужно, не стоит. Обычно всё скорее ухудшается, чем само собой улучшается;

Технология обучения и воспитания должна:

обеспечить безусловную реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью;

быть посильной для осуществления в любом учебном заведении любым педагогом;

психологической сущностью новых технологий обучения должно стать планирование учебного процесса «от ученика», то есть психологически ориентированное обучение.

Педагогические технологии

Среди основных побудительных причин возникновения и практического использования новых  психо - педагогических технологий можно выделить следующие:

- необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических особенностей обучаемых;

- осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;

- возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;

- потребность снизить негативные последствия работы малоквалифицированного учителя.

В своей работе я опираюсь на три основные группы педагогических технологий:

-технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых информирование, учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них обще учебных умений и навыков;

-личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников;

-технологии развивающего обучения

Эффективность описанной педагогической технологии проявляется прежде всего в том, что у детей возрастает интерес к учению, они становятся более самостоятельными, происходят позитивные изменения в их личностном развитии, в мотивации обучения, направленности, самоопределении, повышаются самооценка и уровень притязаний. Всё это ощутимо отражается на усвоении учебной программы – оно становится более успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание в школе-интернате I и II вида

В презентации показаны мероприятия и методы  экологического воспитания детей с нарушением слуха....

Доклад «Проблемы воспитания в школе-интернате IV вида: между школой и семьей»

В данном материале представлены тезисы доклада о проблемах воспитательной работы в ГКОУ СКОШИ № 2...

Профессионально трудовое обучение и воспитание в школе - интернате

Профессионально трудовое обучение и воспитание в школе  - интернате....

Роль воспитателя в системе воспитания учащихся школы – интерната

Профессиональная деятельность воспитателя ответственная, потому что он является первым воспитателем в жизни ребенка после родителей, закладывает основы воспитания, и от его результатов работы ча...

Доклад "Патриотическое воспитание в школе-интернат"

Доклад "Патриотическое воспитание в школе-интернат"...

Средства реабилитации и социализации детей с ОВЗ в школе-интернате для слепых и слабовидящих обучающихся г. Троицка Челябинской области

Доклад в рамках Международных Алехинских чтений «Я вновь заклинаю живых: не забудьте!», посвященных творчеству незрячего курского писателя В.С. Алехина и 75-й годовщине Курской битвы, пров...