ФГОС глазами учителя
статья
Предварительный просмотр:
Шумайлова Татьяна Алексеевна
учитель физики, заместитель директора по УР
МБОУ гимназии №1
Эссе на тему
«ФГОС глазами учителя» или «Взгляд изнутри»
Особенность идеологии русского общества –
максимум требований, утопизм ожиданий.
Лев Шестов
Год театра миновал, а вот банальная истина «весь мир – театр …» и т.д. – категория непреходящая. Иногда этот театр – театр комедии, иногда драмы, демократичный Буфф или эстетичная классика, экстравагантный авангард или … театр АБСУРДА (!). Последний жанр особенно неприятен, вреден для здоровья, прежде всего душевного, а оно основа здоровья и психического, и физического. И при этом именно этот жанр с пугающей регулярностью вторгается в сценарий нашей жизни (в конце этого предложения так и хочется вместо бесстрастной точки поставить анти-смайлик☹).
Увы, но «взгляд изнутри» почему-то фокусируется именно на этих критических точках абсурда. Хорошо бы посмотреть отстраненным взглядом со стороны («большое», как известно, видится на расстоянии), но так не получится, потому что ты не зритель, а главный герой всего этого действия и «маленькие», но «болевые точки» гораздо чувствительнее нежели большой эффект от «планируемого результата».
В основе большинства нововведений, назовем их авторским сценарием, конечно же самые благие намерения и благородные цели! В случае нашей темы-сценария это целевые установки введения новых стандартов:
«Главной целью ФГОС является раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи».
Ну кто же будет возражать против такого? Но от идеи до воплощения происходят такие метаморфозы, которые могут извратить её до абсурда.
Надо сказать, что в данном случае авторы всячески пытались оградить свое детище от подобных искажений, продумав систему требований не только к результатам и содержанию образования, но и к условиям реализации Стандарта. Именно средства реализации цели, в конечном счете, либо «оправдывают» её, либо извращают и дискредитируют.
Что же мы имеем на сегодняшний день? Возьмем для примера только несколько точек фокуса.
Первая точка – казуистика талмудов основных образовательных программ объемом минимум в сто с лишним страниц, которые не читает никто, кроме тех, кто вынужден их писать и тех, кто должен их проверять. По-настоящему рабочие элементы, которые, безусловно, содержатся в ООП, гораздо удобнее использовать в виде отдельных тематических локальных актов: Учебный план, рабочие программы, годовой календарный учебный график, система методической и система воспитательной работы в школе, Положения о промежуточной аттестации, о системе оценки достижения планируемых результатов и т.п.
Вторая точка – изменение представления о роли учителя, который из транслятора готовых знаний должен был превратиться (видимо по мановению волшебной палочки, а как же иначе?) в организатора, создающего необходимые условия для самостоятельной деятельности учащихся. Такое превращение не обеспечишь никакими курсами повышения квалификации, потому что это требует внутренних изменений и пересмотра своих профессиональных компетенций. Немногие из уже сформировавшихся учителей, мягко говоря, способны на это. Выпускников же нового формата из педагогических вузов пока что тоже не видно, да и не факт, что вузовские программы радикально перестроились на этот самый «новый формат».
Третья точка – внеурочная деятельность ребенка, которая стала неотъемлемой частью Стандарта. В соответствии с Методическими рекомендациями образовательная организация самостоятельно определяет объем часов (до!!! 10 часов), отводимых на ВД, но при этом объем средств финансирования, а, следовательно, и объем финансируемых часов определяется муниципальным заданием учредителя.
И еще: «право выбора направлений и форм внеурочной деятельности имеют родители (законные представители) с учетом мнения ребенка до завершения получения основного общего образования». Как вы думаете, каков преобладающий выбор родителей и мнение, а вернее желание, детей? К сожалению, в большинстве случаев он имеет контекст: «Оставьте нас в покое!» И я бы не стала однозначно критиковать эту их позицию, ведь находясь в центре города в шаговой доступности от учреждений дополнительного образования, в которых и соответствующие специалисты и соответствующая материально-техническая база, оставаться после шести - семи уроков в тех же классах и с теми же учителями – перспектива малопривлекательная.
Кроме того, чего уж там скрывать, и для учителя это далеко не самая желанная нагрузка: нужно написать программу курса, который, скорее всего, не соответствует его профилю; перестроить себя на иную форму организации занятий; придумать такую мотивацию, чтобы уставшие и проголодавшиеся дети (кстати, это относится и к учителю) захотели прийти на эти занятия.
Четвертая точка – в зоне воспитательных задач появляется духовно-нравственная составляющая, а в образовательной программе предметная область «ОРКСЭ и ОДНКНР». Что и говорить духовность – основа нравственной воли человека, его стремления к извечным ценностям веры, любви и добра. Небрежное отношение к созданию прочного духовного фундамента, особенно в современном обществе, в котором образцы социального поведения формируются всеядными средствами массовой коммуникации, неизбежно ведут к деформации ценностных ориентаций в направлении пассивного потребителя-конформиста глобальной массовой культуры. На мой взгляд, это сейчас вообще самая важная точка, на которой необходимо сосредоточить все силы и ресурсы! Только вот с ресурсами, прежде всего, кадровыми, большая проблема. Даже учитель-профессионал это не всегда личность, имеющая глубокие духовно-нравственные устои, а ведь он должен сформировать их у своих воспитанников!
И всё же, всё же, всё же: «Вечно стоящие – не презирайте идущих, даже если они спотыкаются» (С.Л. Соловейчик) С какими бы проблемами мы не сталкивались по пути к новому, а они неизбежны с нашим-то ментальным «максимализмом требований» и «утопизмом ожиданий», двигаться необходимо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Промежуточные итоги внедрения ФГОС глазами родителей в Центре развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева
Внедрение новых стандартов образования - это веление времени. Сейчас жизнь ставит перед людьми новые задачи, особенно требуя от каждого из нас творческого отношен...
Венгрия глазами учителя
Статья о европейской сране Венгрии. О традициях, культурных традициях и туризме....
«ФГОС глазами учителя ИЗО : проблемы и перспективы.»
Являясь учителем «Изобразительного искусства» и руководителем районного методического объединения учителей «Изобразительного искусства», для принятия о...
ЕГЭ глазами учителя. ЕГЭ глазами ученика.
Как показывает практика, в период подготовки и сдачи экзаменов родители и учителя зачастую сами создают атмосферу эмоционального напряжения, ведь многие воспринимают успешность чада на экзаменах, как ...
Методический семинар:"Современный урок литературы глазами учителя".
Самое главное на уроке литературы - живое общение учителя и ученика. Современные технологии должны быть только помощниками учителя, но не заменять его....
Современный урок физической культуры глазами учителя
Современный урок физической культуры глазами учителя...
Одарённость глазами учителя-тьютора
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не ...