«ФГОС глазами учителя ИЗО : проблемы и перспективы.»
статья по теме

Маковская Анна Владимировна

 

        Являясь учителем «Изобразительного искусства» и руководителем районного методического объединения учителей «Изобразительного искусства», для принятия оптимальных управленческих решений в системе  внедрения новых технологий, мне понадобились точные сведения о состоянии педагогической системы в районе. Необходимо было знать, готовы ли кадры и система к переходу на новый уровень .  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_glazami_uchitelya_izo_problemy_i_perspektivy.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение.

МБОУ СОШ№1

                         

« ФГОС глазами учителя ИЗО :

 проблемы и перспективы. »

автор - Маковская Анна Владимировна,

учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 1 г. Кашира,

Кашира 2013

Содержание:

Введение: обоснование выбора темы, актуальность, цель и задачи работы, практическая значимость.

  1. Основное содержание: теоретико-методологические основания и методическая разработка по теме исследования, описание ее внедрения в  практику.
  2. а) Концепция ФГОС.
  3. б)  Особенность учебно-методического  комплекта (УМК)  по изобразительному искусству.
  4. в) Введение в практику педагогического мониторинга.
  5. г) Анализ полученной информации, полученной в ходе  мониторинга.
  1. д) основные выводы, характеризующие результаты работы .
  2. Заключение

        Приложения .Литература.

Введение.

       Тема  «ФГОС глазами учителя: проблемы и перспективы.» в условиях модернизации и реформирования образовательной системы является актуальной и востребованной . Контроль и диагностика введенных в обучающий процесс инновационных  разработанных  программ, предусматривающих развитие универсальных учебных действий в преемственность с начальной и старшей школой ,направленных на воспитание всесторонней личности, остается приоритетной и необходимой по сей день.

   Темой для изучения я выбрала одну из ниш системы образования  -  характеристику состояния педагогической системы предметной линии «Изобразительное искусство», ее педагогический мониторинг, который в последующем может служить основанием для принятия оптимальных управленческих решений и является средством обратной связи в реализации управленческих действий.

   Потенциалом данной темы мы , конечно, будем считать дальнейшее развитие образовательных технологических процессов, нахождение и пересмотр недостаточно проработанных инициатив . Развитие системы, точнее выполнение государственного заказа,  который не возможен без контроля результатов и статистики  педагогического мониторинга.

  В период внедрения новых стандартов образования, актуальными      вопросами педагогического коллектива, наравне с инновационными методами и практическими приемами, становятся исследования и мониторинг качества обучения.

     Введение данной методологии в педагогический процесс позволяет проследить качество разработанных занятий, последовательность подачи тематического материала, качество выбранной программы обучения и отображение на саморазвитии личности учащегося, готовность коллектива в введенным рабочим изменениям.

     Если наброски этих явлений уже и раньше проявлялись в образовании по основным предметам , то теперь инновационная модель требует более детального разбора качества полученных знаний, составляющих основу подготовки будущих профессиональных кадров и целостных личностей нашего государства .

      Впервые в стандарте появились требования к условиям обучения, которые должны быть обеспечены для достижения требуемого качества образования, что является одним из ключевых направлений президентской инициативы, обеспечивающей преемственность основных направлений  концепции модернизации российского образования.

      Но если мы можем оценить и просчитать качество получаемых знаний в точных науках, то что касается нравственно-эстетического направления  данного ответвления обучающего процесса , то в данном случае однозначного ответа на сей день нет и быть не может. Введение ФГОС в начальную школу , затронул такую нишу, как преемственность программ, но вместе с тем , эти программы оказались не готовы к переходу от младшей к средней школе. Разнообразие УМК привело к введению в процесс незавершенных программных линий, отличающихся друг от друга в теории и практике. Эти проблемы четко сфокусировались на предмете «Изобразительное искусство» , которое я преподаю в своей школе.

      Первые положительные моменты заинтересованности Государства в качестве получаемых знаний уже видны. Это обеспечение школ новым технологичным оборудованием, проведение качественных курсов повышения квалификации для учительского состава .

     Я надеюсь и на дальнейшую положительную тенденцию в образовании, надеюсь , что еще многие недостатки нововведений будут скорректированы и устранены,а технологичные возможности мониторинга КО помогут определить в свою очередь эти прорехи , и к началу нового учебного года мы будем еще ближе к возможности дать нашим детям самое лучшее нужное образование.

   

 

теоретико-методологические основания

и методическая разработка по теме исследования.

       Чтобы в полной мере окунуться в проблематику рассматриваемой темы, разберемся, что такое ФГОС.

       ФГОС — из закона РФ «Об образовании» Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

       Также ФГОС это - санитарно-гигиенические условия реализации программы. 

условия реализации ФГОС ООО на уроках и во внеурочной деятельности с учетом особенностей предмета описаны в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах :

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

Регистрационный N 19993

Настоящие СанПиН вводятся в действие с 1 сентября 2011 г.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПиН 2.4.2.2821-10

"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

(информация об изменениях )

C изменениями и дополнениями от:

29 июня 2011 г. (это тоже серьезная тема, разговор о которой может занять даже не один курсовой проект, по -этому мы не будем его затрагивать.)

        Главной задачей реализации ФГОС в современной школе выбрано  раскрытие способностей каждого ученика, готового к жизни в высокотехнологичном,     конкурентном мире.

        Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей , умело реагировать на разные жизненные ситуации.

       Это безусловно повлияло на изменение в методологии педагогических процессов .В приложении ( 1) можно ознакомиться с изменениями  в деятельности педагога, работающего по ФГОС, составленной коллегами в виде сводной таблицы.

        Являясь учителем «Изобразительного искусства» и руководителем районного методического объединения учителей «Изобразительного искусства», для принятия оптимальных управленческих решений в системе  внедрения новых технологий, мне понадобились точные сведения о состоянии педагогической системы в районе. Необходимо было знать, готовы ли кадры и система к переходу на новый уровень . 

       На современном этапе образования формой организации сбора, хранения, обработки и использования информации о состоянии педагогической системы становится педагогический мониторинг, который может служить основанием для принятия оптимальных управленческих решений и является средством обратной связи в реализации управленческих действий. Первым шагом обработки информации в ходе мониторинга  является ее упорядочение путем группировки, или, если возможно, классификации. Если анализ результатов проводится регулярно и с использованием компьютерной техники, то получить обобщенную оценку и собрать нужные сведения управленческим работникам не представляет особого труда.              

      Как мы знаем, главной особенностью учебно-методич. комплекта (УМК)  по изобразительному искусству состоит в том, что они обеспечивают преемственность курсов изобразительного искусства в начальной школе и в последующих классах основной и средней школы ,а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся; учебный предмет имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств : живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное ис-во, изображение в зрелищных и экранных искусствах;  учебный материал представлен в примерной программе блоками, отражающими деятельностный и коммуникативный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «роль ис-ва и художественной деятельности в жизни человека и общества», «духовно-нравственные проблемы жизни и ис-ва», «Язык пластических ис-в и художественный образ», «Виды и жанры пластических ис-в».;специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй — намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, третий — дает инструментарий для его практической реализации, а четвертый — содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник может получить художественно-творческий опыт. Также программа осуществляет взаимодействие с другими предметами общеобразовательной системы ( литературой, математико (алгеброй и геометрией) историей, географией, физкультурой, биологией).        Цель курса — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве  культуры.

    Изучение авторских программ по предмету «Изобразительное искусство» для  основной школы, Изучение характеристики личностных, метапредметных, предметных результатов художественного обучения в предоставляемых перечнем   программ различных УМК, изобилующих в младшей школе, в основном будут вводиться только в следующем учебном году в среднюю школу (исключение составляют пилотные оу) .

         Для ознакомления со сведениями о состоянии подготовки к работе по новым стандартам, были использованы пед. инструментарии, проведены анкетирование, тестирование и анализ информации о пед. Коллективе, авторских программах, используемых в работе , о потребностях и путях разрешения неблагоприятной ситуации , сложившейся в рассматриваемой системе.

        Необходимость проведения : неудовлетворенность сведениями о  состоянии педагогической системы по предметной линии «Изобразительное искусство»

        Цель мониторинга: сведениями о состоянии подготовки к работе по новым стандартам, анализ информации о пед. Коллективе

        инструментарии:   анкетирование, тестирование, социологические опросы и анализ информации о пед. Коллективе, авторских программах, используемых в работе , о потребностях и путях разрешения неблагоприятной ситуации , сложившейся в рассматриваемой системе.

       Итог: получение объективной информации.

    Реализация:  принятие оптимальных управленческих решений в системе  внедрения новых технологий.

анализ полученной информации, полученной в ходе  мониторинга:

  Входе мониторинга и анализа полученной информации было установлено, что на 1 сентября 2012 г. в образовательных учебных заведениях нашего района работают:

21 педагог «Изобразительного искусства.»

Из них:

имеют высшее образование по предмету -2 преподавателя;

средне-специальное образование по предмету -1 преподаватель;

высшую категорию имеют -5 преподавателей;

имеют высшее образование — 19 преподавателей.

Учителя совместители — 18 .

имеют высшее педагогическое образование — 17.

Рассмотрим полученную таблицу кадровой компетенции:

Всего пед. состав в % из них:

Высш. Образование по специальности%

Высшее пед. образование

Высшая категория %

Учителя совместители

100,00%

9,50%

81,%

24,00%

86,00%

График показал, что в данной дисциплине кадров, имеющих соответствующее образование, мягко не хватает. Основными направлениями анкетируемых стали такие дисциплины, как «Труд», «Английский язык», «Математика». Но по какой причине сложилась данная ситуация ? Рассмотрим следующий график :

Распределение кадров в средней и младшей школе:

преподают только в средней школе — 16;

преподают  в младшей и  средней школе — 5.

Всего преподавателей

Работают только в средней  школе

Работают в младшей и в средней  школе

21/100%

16/76%

5/24%

Полученные данные показали, что в младшей школе за ведение предметной линии «Изобразительное искусство» отвечает классный руководитель. Только переходя в среднее звено ученический коллектив будет получать качественное художественное образование . При этом только 9% из 100%  получат по настоящему «качественное» из уст профессионалов.

Нехватка часов ( в среднем звене это -5,6,7 классы, получается не более 6  часов.) привела к деградации всей предметной линии.

Введение ФГОС , в свою очередь, это не только уроки, но и внеурочная деятельность, направленная на реализацию государственного заказа. О каком качестве может идти речь?

     Практическая реализация вышеуказанных программ обеспечивается усилиями педагогической общественности. Вместе с тем, происходящие изменения в системе образования , как выявил мониторинг, показали неготовность значительной части педагогических кадров к осознанному выбору вариативной образовательной программы и её адекватной реализации с учетом возможностей и потребностей детей. Данные свидетельствуют об актуальности противоречия между востребованностью развивающих и личностно -ориентированных систем начального обучения и недостаточностью у учителей знаний для реализации потребности самореализации в выбранной системе обучения. Учитель получил свободу выбора ( учителя младшей школы), возможность проявлять инициативу и творчество, не зависимо от последующей реализации программы в среднем звене. Выбор- сложное дело , поэтому педагог должен быть компетентен, обладать определенным набором качеств личности, способной нести ответственность за предоставленную свободу.

      В последние годы изменения в начальном образовании проявились в совершенствовании и обновлении содержания начального образования, а также в появление альтернативных учебно- методических комплектов, которые позволяют учителю выбрать учебно- воспитательный процесс, соответствующий возможностям и потребностям учеников. В которых ориентировки для учителя и ученика выстраиваются в четком соответствие с особенностями УМК. Для начальной школы сегодня действительно существует уже около 14 вариативных УМК. Но каждый современный УМК отличается лишь различным расположением стандартного содержания и авторскими педагогическими методами, технологиями обучения.

    Учитель, который стоит перед выбором УМК, наверное, должен задаться вопросами другого порядка "выбираю не то, что будет удобно для меня и учащихся, а то, что позволит решать требования современного стандарта" , "готов(а) ли я сам (а) работать по новому".

      В современном начальном образовании России существуют учебно-методические комплекты (УМК):

- системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова,

- система общего развития Л.В.Занкова,

- образовательная система «Школа 2100»,

- «Начальная школа 21 века»,

- «Гармония»,

- «Перспективная начальная школа»,

- «Планета знаний»,

- «Школа России» и др.

   Учитель вправе выбрать УМК только в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. (Согласно статьям 32 и 55 Закона РФ «Об образовании»). Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года.

     Учителю  предметнику необходимо следовать выбранной программе

Рассмотрим полученную информацию о :

Рейтинг введенных в использование

программных УМК младшей школы:

Школа ХХ1 века

«Перспектива»

Классическая нач.школа

Школа России

Школа 2100

30,00%

20,00%

0

43,00%

7,00%

Рейтинг востребованности и популярности УМК:

по данным соц. Опроса :

Школа ХХ1 века

«Перспектива»

Школа России

60,00%

30,00%

10,00%

  Качественный анализ в данной ситуации наглядно показывает состояние системы в целом, также на основе данных мы можем скорректировать действия методического объединения :

- во-первых, необходимо наладить совместную работу  пед.коллектива младшей и средней  школы,

- во вторых, выбор единого ориентира для реализации качественного выполнения государственного заказа.

- в-третьих, повышение педагогической компетентности  коллектива по преподаваемой дисциплине ( проведение мастер-классов, приобщение к творческой активности и т. д.)

Проведенная работа также позволила сотавить график потребностей пед коллектива.

Рейтинг потребностей педагогического коллектива:

Мастер-классы по профильной деятельности

Разработка рабочих программ

Практическая реализация ФГОС

Обмен пед.опытом

Проектная деятельность

Методическая поддержка

основные выводы, характеризующие результаты  проведенной  работы.

    Поскольку анализ результатов обученности учащихся, то есть уровень развития репродуктивных и творческих умений и навыков, обязательных и дополнительных обще учебных умений по отдельным предметам и независимо от конкретной учебной дисциплиной как правило затруднен в связи с отсутствием необходимого инструментария, целесообразно систематизировать и накапливать данные о результатах в течение нескольких лет, чтобы можно было ответить, к примеру, на такие вопросы:

  -произошли ли изменения уровня и качества подготовки учащихся      одной группы;

 -каковы изменения уровня и качества подготовки учащихся одной группы по одной из преподаваемых умк;

 -повлияло ли изменение содержания образования на уровень и качество подготовки учащихся по предмету;

 -повлияло ли внедрение новых технологий на уровень и качество подготовки учащихся одного (нескольких) учебных умк по сравнению с уровнем обученности учащихся других учебных умк, обучающихся традиционно.

    Аналитический процесс происходящих явлений в образовательной сфере , показал себя как потребность для реализации положительных тенденций в развитии системы образования. Данный опыт в свою очередь и дальше будет вводиться в мою работу, систематизироваться и анализироваться .

  Проведенная же исследовательская работа оправдала свои возможности, помогла скорректировать и систематизировать предстоящую работу метод. объединения и повысить качество предоставляемых услуг ( в приложении №2 можно ознакомиться с планом работы РМО учителей «Изобразительного искусства» с учетом полученной информации ).

Заключение

      Введение системы ФГОС в обучающий процесс , позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных потребностей .Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире конечно реализуется в процессе изучения таких предметов , как «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры России», «Изобразительное искусство». Данные программы составлены в соответствии с  концепцией модернизации российского образования, на основе положений правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа и других народов страны.

    Инновация в преподавании предметов  школьного общего и внеурочного занятия заключается в прочном синтезе нескольких учебных программ, которые позволяют обеспечить углубленное изучение того или иного предмета.

    Особое место можно отвести предмету «Изобразительное искусство» .Культура, мораль и нравственность – это управляющие, долгоживущие параметры порядка, которые «держат» социум ,именно они лежат в основе  грамоты изобразительного искусства, независимо от того, с применением они классических или инновационных техник преподавания. Введение внеурочной деятельности в начальной и средней школе позволило ввести в деятельность декоративно-прикладное искусство и элементы дизайна. Возможность внесения арт-терапевтических методик в трудовой процесс поможет обучить воспитанников приемам саморегуляции, рефлексии и коррекции своего психологического состояния, что обеспечит личностный рост и творческое самовыражение. Проектная деятельность изостудии способствует расширению кругозора учеников по темам, близких к учебным, формирует у них умение работать с информацией, самостоятельно получать новые сведения по изученным темам.

   Социально значимой может оказаться любая инициатива, а социально полезной, как правило, альтруистическая. Это, конечно , касается и преподавательской деятельности. От педагога будет зависеть, каким видом деятельности он займет воспитанников для достижения той или иной цели. Урок может быть проведен в виде пленэра или музейной практики, работы на интерактивной доске или графическом планшете, главное, чтобы он нашел отклик в детских душах.

     Расширение возможностей сотрудничества  школы с культурными центрами выводит работу педагога и воспитанников на более значимый уровень, а технические возможности позволяют участвовать в общественной жизни не только своего города, края, но и своей страны.  

      Все новаторство, вся деятельность сферы просвещения направлена на личностно ориентированное обучение ребенка, поддерживает индивидуальность и создает условия для реализации творческих возможностей .

    Знакомство с  проблемами введения ФГОС в систему обучения в средней школе и пути их решения, повлияло на развитие профессиональной компетентности учителя ИЗО на основе изучения основных требований ООО, а изучение содержания программ и методологических основ ФГОС ООО, их нормативной базы, требований к структуре основной рабочей программе , получило отражение в написании рабочих предметных программ и в работе методического объединения.

Остается только пожелать терпения и желания работать в сфере просвещения моим коллегам , которым я посвящаю стихотворные строки :

Посвящается всему учительскому коллективу.

Тяжкие мысли бурлят и множатся

Ломкою нитью на стол мне ложатся.

Скажи, парадигма, где идеал,

Чтоб за систему народ постоял.

Как в реформации чтоб не погрязть,

Всю нашу сдерживать смелую власть.

Желания праздны, дела велики.

Мы все бы успели, но мы — старики...

Мегаполис — деревня, город — село,

С пространством, конечно, нам повезло.

Но культур — фейерверк и верований.

Готовы ли мы к стандартам для знаний?

Конечно, не дело , на месте стоять

И воду по ступе пером разгонять.

И ценности выше и компонент,

И ценит нас выше наш президент.

Пускай не готовы ни школы, ни мы...

Чего ты не сделаешь для страны?

Освоить пространство? В wi fi свой настрой!

По сайтам и схемам идем мы толпой...

И кто сейчас скажет, что  мы — старики,

Теперь у нас дома «висят» Дневники.

И пусть нет экрана , так на простыне

Фильм свой покажем на Оскар вполне.

Мы в социум нужные знанья введем,

По нормам , по актам урок проведем.
И все предусмотрим, распишем отчет.

Нам ФГОС наш покоя давно не дает.

И те ,кто нас выше, конечно, все знал,

Когда в это пекло нас загонял...

Жаль не оценят безвольный народ,

И все наши слезы, и нервы ,и пот...

А мы лишь надеждой красивой живем,

Что достойную смену себе накуем.

И будем ,потом, с облаков наблюдать,

Как будут высоты новые брать.

                                                       

                                                              А.Маковская

Литература

   1 Закон Российской Федерации «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами, последние изменения внесены Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 100–ФЗ). – С. 5-6.

       2 Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Кабанова и др.); под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С. 5-6.

3 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М.: Просвещение, 2011.

4 Приказ Министерства образования и  науки РФ №1241 от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373». – С.5.

5 Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год. Интернет-сайт: http://mon.gov.ru/ 

 Методические и учебные пособия –

1“Изобразительное искусство”. 1-9кл. (В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Э.И. Кубышкина, Н.М. Сокольникова и др.). 1994. “Просвещение”

2“Изобразительное искусство и художественный труд”. 1-9кл. (Под рук. Б.М. Неменского). 2008. “Просвещение”.

3“Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства”. 1-4 и 5-8кл. Для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. (Под рук. Т.Я. Шпикаловой). 1996, 1997. 2010“Просвещение”.

4 Сборник программ. 2010. “Просвещение”.

· “Рисунок”. 1-11кл. (В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, Э.И. Кубышкина, А.Е. Близнюк);

· “Живопись”. 1-11кл. (В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, Э.И. Кубышкина, П.Ю. Коваленко);

· “Композиция”. 1-11кл. (Н.М. Сокольникова).

5.Подготовка образовательных учреждении к введению Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.- МБОУ «Учебно-методический центр»./Кашира/ 2012

6.Изобразительное искусство. Планируемые результаты.- М.Просвещение.2013

7.Моделируем внеурочную деятельность обучающихся.-М.Просвещение.2013

  1. Тренинг- как форма активного обучения в процессе внедрения новых стандартов образования в старшей школе.- М.Перспектива.2011

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

[1]   Приложение составлено по материалам ГОУ “СОШ с углубленным изучением иностранного (английского) языка № 1297” г. Москвы. – Примеч. авт.

С.И. Сабельникова,

зам. директора окружного методического центра

Центрального окружного управления образования

Департамента образования города Москвы,

Н.М. Муреева,

зам. директора по УВР ГОУ "СОШ с углубленным изучением

иностранного (английского) языка № 1297", г. Москва

План работы РМО учителей «Изобразительного искусства»

на 2012/2013 учебный год.

Дата проведения

Время

Место проведения

Наименование работ

Ответственный










27.09.2012










13:30










УМЦ

1. Обсуждение плана работы на 2012/2013 учебный год.

2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2012/2013 учебный год по Изобразительному искусству.

3. Направления, основные мероприятия и параметры: ПНПО, РКПМО, «Наша новая школа».

4. Актуальные требования к профессиональной подготовке и повышению квалификации учителя предметной области «ИЗО» в условиях современного этапа модернизации образования.

Информация:

О конкурсе ученических проектов.

О Дне науки.

О муниципальном конкурсе методических разработок «Память о Холокосте – путь к толерантности».

О муниципальном конкурсе «Педагог года».

О муниципальном Педагогическом марафоне классных руководителей.

О районных Рождественских образовательных чтениях.

О муниципальном конкурсе методик реализации программы «Разговор о правильном питании».

О муниципальном конкурсе творческих работ в области педагогики, воспитания и работы с детьми.

О Дне православной книги.

О муниципальной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры.

О районном Форуме педагогического мастерства.



А.В.Маковская  



29.10.2012

















10:00



МБОУ «СОШ №1»

1. Перспективы художественно-эстетического образования в соответствии с проектом ФГОС нового поколения.

2.Организация внеурочной деятельности (содержание программ, тематическое планирование, художественно-эстетическая направленность, корректировка с учетом интересов учащихся, выставочная деятельность)

3.Планирование конкурсной деятельности.

4.Мастер-класс «Мир наших вещей. Натюрморт».




А.В.Маковская  








11.01.2013







10:00






МБОУ «СОШ №1»

1.Ценностные ориентиры содержания воспитания и создание на практике условий для развития и формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

2.Целесообразное использование  мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.), мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов во время учебного процесса.

3.Введение в учебную деятельность «Музейной практики».

4.Мягкий графический материал в учебном процессе.





А.В.Маковская




28.03.2013




10:00



МБОУ «СОШ №1»

1. Педагогические технологии в учебном процессе.

2. Технологии развития процессов восприятия  произведений искусства на уроках ИЗО и внеурочной деятельности.

3. Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках ИЗО.

4.Анализ конкурса ученических проектов.

5.Планирование работы в летних лагерях художественно-эстетической направленности.

6.Мастер-класс «Пейзаж-большой мир. Организация изображаемого пространства.




А.В.Маковская




16.05.2013




13:30




УМЦ

1. Процедуры диагностики успешности художественно-эстетического развития школьников.

2. Педагогические технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании.

3. Анализ работы РМО за 2012/2013 учебный год.

4. Составление и обсуждение плана работы на 2013/2014 учебный год.

5. Подготовка к работе на августовском педагогическом совещании.




А.В.Маковская

Планирование консультации РМО учителей ИЗО :




12.10.2012














14:30




Краеведческий музей.

1.Организация внеурочной деятельности по предметной области «Изобразительное искусство» при введении ФГОС общего образования.

2. Значение внеурочной деятельности в творческом раскрытии ребенка  на начальной ступени обучения.

3. Формы организации творческой деятельности на внеурочных занятиях.

4. Современные образовательные технологии выявления и развития одаренных детей. 5Посещение мастер-класса профессора Суриковской Академии  Е.Максимова на базе Каширского Краеведческого музея





А.В.Маковская  

29.11.12

МБОУ «СОШ №1»

Организация работы учителя ИЗО.





20.12.12

МБОУ «СОШ №1»

Мастер-класс «Введение в работу различных художественных материалов».




28.02.13

МБОУ    «СОШ №1»

Рекомендации к разработке рабочих программ по ИЗО.

25.04.13

МБОУ «СОШ №1»

Мастер-класс «Введение в работу различных художественных материалов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы и перспективы преподавания технологии в условиях перехода к ФГОС

Россия характеризуется динамично развивающимся многоотраслевым хозяйством, в котором большую и всё возрастающую роль играют индустриальные и информационные технологии. Главное преимущество высокоразви...

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

В статье представлены требования ФГОС, а также методы и приемы, которыми можно пользоваться на уроках для его успешной реализации....

Областной семинар по теме: «Реализация ФГОС ООО по физической культуре: проблемы и перспективы развития»

Проведение внеурочной деятельности по физической культуре в школе в соответствии с требованиями ФГОСосновного общего образования...

ЭССЕ Учителя географии + Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОС в процессе обучения школьников географии

Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОСв процессе обучения школьников географииС. В. Хиль,учитель географииМБОУ «Гимназия № 8», г. Сочи ,Краснодарский край...

ФГОС глазами учителя

Размышления на тему...

Опыт организации исследовательской деятельности детей "Город Новокузнецк глазами молодежи: проблемы и перспективы"

Научная статья посвящена анализу проблемы миграции молодых жителей Новокузнецка в другие города России для получения высшего профессионального образования и построения своей профессиональной карьеры. ...