Психологическое занятие «Сириус»
методическая разработка (10 класс)

Психологическое занятие «Сириус»

Цель: формирование опыта нравственного выбора учащихся.

Задачи:

Обучающая: способствовать формированию ценности «нравственность» через проигрывание жизненных ситуаций;

Развивающая: содействовать развитию способности анализировать ситуации и делать нравственный выбор;

Воспитывающая: воспитывать у ребят положительное отношение к ценностям человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sirius.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое занятие «Сириус»

Цель: формирование опыта нравственного выбора учащихся.

Задачи:

Обучающая: способствовать формированию ценности «нравственность» через проигрывание жизненных ситуаций;

Развивающая: содействовать развитию способности анализировать ситуации и делать нравственный выбор;

Воспитывающая: воспитывать у ребят положительное отношение к ценностям человека.

Адресат: учащиеся 9-го класса

Кол-во: 20 человек.

Возраст: 15 лет.

Время: 40 минут.

Инвентарь: нарисованный на листе ватмана «путь» для каждой предполагаемой команды от Земли до Сириуса, содержащий 12 игровых шагов, маркеры.

Ход занятия:

I Этап: Подготовительный

Цель: организация внимания учащихся.

Класс делится на три команды, и рассаживается так, чтобы ребятам было удобно общаться в команде. Группам предлагается 2 минуты, чтобы придумать название экспедиции, которое записывается на листе ватмана. Далее зачитывается игровая легенда.

Легенда: Земля полна пороков: жестокость, расовая и религиозная нетерпимость, падение нравственных устоев, аморальность, отсутствие уважения к общечеловеческим ценностям, наркомания, алкоголизм, нарушена экология пространства и отношений. Жить стало невозможно. Земля больше не пригодна для жизни.  Необходимо сформировать несколько экспедиций на ближайшую пригодную планету - Сириус. Команды пройдут подготовку в виде заданных ситуаций, с которыми они могут встретиться в пути. Команда, которая правильно решит все ситуации, сможет добраться до Сириуса. Путь дальний, поэтому количество людей и запасов строго ограничено. Сириус это планета надежда, туда не должен попасть ни один порок, иначе все вернется на круги своя.  

         Путь долог и полон препятствий. В зависимости от того, какое решение вы принимаете, ваш корабль будет двигаться быстрее или медленнее. Действие, которое экономит силы и ресурсы приносит 2 игровых шага, остальные по одному.

II. Основная часть: «Путешествие на Сириус».

Цель: проведение игрового действия.

После зачитывания каждого испытания, командам предлагается время для обсуждения. Ответы команд отмечается на игровом пути.

Испытания:

  1. Перед экспедицией выясняется, что один из высококвалифицированных специалистов, необходимых в пути, наркоман. Перед вами встает выбор воспользоваться его уникальными знаниями и взять его с собой или подвергнуть риску всю экспедицию. Как вы поступите?
  2. В первый же день обнаружилось, что один из детей незаметно в сумке пронес на корабль щенка. Очень скоро придется перераспределять запасы продовольствия, которых может в итоге не хватить на всех. У вас есть выбор усыпить собаку и этим решить все проблемы или оставить щенка и подвергнуть риску всю экспедицию. Как вы поступите?
  3. Одна женщина очень любит петь и делает это постоянно. Но так как поет она отвратительно, ее пение очень досаждает окружающим, мешая и отдыхать, и работать. Запретить ей петь или оставить все как есть?
  4. Один из детей на корабле очень непослушен. Его непоседливое поведение и гадкие проделки очень затрудняют работу на корабле. Родители ничего не могут с этим поделать, и поднимается вопрос о том, чтобы отнять ребенка у родителей и отдать на воспитание другим людям. Отберете ли вы ребенка у родителей или нет?
  5. Не умение одного из мужчин подчиняться общим требованиям и приказам руководителей, не позволяет ему эффективно участвовать в деятельности экспедиции. Он не желает работать вообще. Что вы предпримете?
  6. Пятнадцатилетний подросток пытается участвовать во всех взрослых делах, везде и всюду досаждая своими советами. Действует он очень настойчиво и навязчиво. Его необходимо унять, иначе может произойти конфликт. Ваши действия?
  7. В пути у одного мужчины умирает дальний богатый родственник, завещавший все наследство ему. Мужчина теперь просит (требует), чтобы ему выделяли дополнительную порцию, за которую он готов платить. Но поскольку все на корабле посчитано, выделение кому-либо дополнительной порции повлечет за собой уменьшение порций других людей. Дадите ли вы ему дополнительную порцию?
  8. Двенадцатилетняя девочка-мусульманка. Она очень часто отвлекается от общественно полезного труда для совершения религиозных обрядов. Это осложняет жизнь всей экспедиции. Вы можете запретить ей это делать или оставить все как есть.
  9. В поездке выясняется, что одна из женщин беременна и должна родить до того, как экспедиция достигнет Сириуса. Для ребенка необходимо будет перераспределить запасы на корабле. К тому же, женщина скоро не сможет работать в полном объеме. Корабль начнет двигаться медленнее и, возможно, не доберется до долгожданной планеты. Вы можете принудить женщину сделать аборт и решить проблему с запасами и рабочей силой или разрешить женщине родить и подвергнуть риску всю экспедицию. Ваши действия?
  10. Пожилой мужчина заболел: у него отнялись ноги, - то есть он больше не может работать, но его все так же необходимо кормить. Ресурсы корабля не рассчитаны на подобную ситуацию. Старик просит оставить его на ближайшей планете наедине с ядом и собственной смертью. Согласитесь ли вы его оставить или нет?
  11. На одной из планет корабль делает остановку, во время поиска подкрепления экспедиция двигается по планете. На пути встает глубокая, бурная река с обрывистыми берегами. Реку необходимо преодолеть, но не может быть и речи о том, чтобы перебраться в плавь или на плотах. Возможен только один вариант – перебраться по подвесному мосту, но веревки немного не хватает. Лучше всего для этого подходит крепкий ремень одного из мужчин, доставшийся ему от отца. Мужчина не хочет расставаться с подарком отца, которого уже давно нет в живых. Вы можете отобрать ремень у мужчины. Как вы поступите?
  12. На одной из планет корабль делает остановку, но планета оказывается не вполне гостеприимной. Становится ясно, что придется воевать. Но враг очень силен, возможно вы его не одолеете. Есть вариант сдаться, и тогда, выжив, возможно хоть кто-нибудь и когда-нибудь осуществит мечту людей и доберется до Сириуса. Но можно и принять бой, хотя, скорее всего вы его проиграете. Ваши действия?

После того, как команды поступают 3-4 раза этически, т.е. получают по одному шагу, В объявляется, что команда потратила ресурсы и замедляет свое движение, потому ей добавляется еще 2 игровых поля, которые она должна будет пройти. Таким образом можно поступать несколько раз, провоцируя играющих на двух балловые решения.

III. Дискуссия.

Цель: обсуждение вариантов ответа команд на каждом испытании.

Занятие предполагает разговор по его окончанию на тему выбора команд в разных ситуациях. Смогли они или нет сохранить в себе нравственные качества, есть ли у Земли шанс на выживание (он есть в том случае, когда команды не ставили себе целью достижение самого Сириуса, а сохранение своих внутренних этических качеств), в этом случае объявляется, что хотя команды и не достигли желаемого, но смогли внутри себя сохранить необходимые качества, а потому лететь никуда не надо, еще совсем не все потеряно, нужно будет только научить других на собственном примере, какими принципами руководствоваться при принятии решений, и тогда на Земле все исправиться.

III Заключительная часть

Цель: подведение итогов игры.

  1. Наркомании потакать нельзя!
  2. Жизнь другого – это твоя жизнь. Любое убийство – убийство!
  3. Запретить может каждый, или найти вариант или терпеть, т.к. запретив, поставишь в неудовлетворительное положение другого – и тогда он уже не сможет работать с полной отдачей – так и так будет хуже.
  4. Детей по своей воле отбирать нельзя, чаще всего дети любят даже самых безобразных своих родителей, а уж родители своих детей…
  5. Кто не работает - тот не ест!
  6. Назначить помощником и учеником на каком-либо участке, и научиться, и будет при деле, и будет потом резервом.
  7. Не все в мире решается деньгами – сейчас они не спасут ни экспедицию, ни Землю.
  8. У каждого вера своя и верит каждый по-своему.
  9. Отбирать ребенка, даже неродившегося, у матери против ее воли – брр…кошмар!
  10. А не похоже ли это на предательство? А забыть потом сможешь, что ты кого-то бросил в беде, даже обреченного - просто без твоего участия и сочувствия? А ведь можно наполнить ему последние его дни так, чтобы он и сам не пожалел, что их прожил с тобой.
  11. Не дает ремень, значит его как бы нет! Меняем на что-нибудь еще подходящее, а мужчину пускаем первым.
  12. Сдаться, чтобы потерять собственную волю и независимость? А зачем тогда было лететь?

IV. Рефлексия.

Цель: получение обратной связи.

  «Понравилось ли вам наше занятие?»

«Чем понравилось (не понравилось)?»

«Узнали ли вы для себя что-то новое?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое занятие по теме "Что такое темперамент?"

Использование данного проекта позволяет реализовать самые современные дидактические принципы коррекционно-образовательного процесса. Позволяет оптимизировать и интенсифицировать процесс обучения в спе...

Настроение - на "отлично"! Групповое психологическое занятие.

Обучение методам конструктивного общения и осуществлению самоконтроля. Формирование эмоционально-волевого развития....

Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов.

Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекоме...

Методическая разработка психологического занятия «Психологические основы самозащиты» для 5 класса (ОБЖ + психология)

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ЗАНЯТИЯ «Психологические основы самозащиты»   Автор занятия Фамилия, имя, отчество Гвоздева Оксана Владимировна Город, область Санкт – Петербург, Колп...

Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»

Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...