«Активизация межведомственного взаимодействия администрации и социально-психологической службы ОУ в сфере гармонизации детско-родительских отношений»
методическая разработка
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malyh_o.a._trening_radost_obshcheniya.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 г.НОВОШАХТИНСКА
«Активизация межведомственного взаимодействия администрации
и социально-психологической службы ОУ
в сфере гармонизации
детско-родительских отношений»
Подготовила
педагог-психолог МБОУ ООШ №5
Малых Ольга Александровна
г.Новошахтинск
Вступительное слово.
С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.
В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.
И если школа не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:
- познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками),
- поддержка физического здоровья учащихся,
- дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей,
- поддержка одаренных детей,
Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.
Важными условиями успеха сотрудничества семьи и школы является “воспитание всем миром”, поддержка данного направления на городском уровне, т. е. создания единого образовательного пространства города.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Но практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.
Тренинговое занятие "Радость общения"
Цель:
1. Активизация межведомственного взаимодействия администрации и социально-психологической службы ОУ в сфере гамонизации детско-родительских отношений.
2. Создание условий для сотрудничества детей, их родителей и учителей в игровой ситуации, с целью обучения родителей эффективным способам общения с ребенком в сфере гармонизации детско-родительских отношений
Задачи:
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие доверительных отношений в детско-родительско-учительской триаде.
- Выработка навыков совместного конструктивного сотрудничества.
- Создание эмоциональной непринужденной обстановке в группе, атмосферы поддержки.
Участники: группа родителей с детьми дошкольного возраста, завуч по ВР, учителя-предметники.
Оборудование: мягкая игрушка, цветные карандаши, мешочек с карточками сюжетных сказок, лист ватмана, релаксационная музыка, “Волшебное дерево”, цветные ленточки. Необходимо свободное пространство для проведения подвижных игр и упражнений, наличие небольшого мяча, музыкального центра. Желательно использовать колокольчик для обозначения начала и окончания задания.
Время: 30-45 минут.
Структура тренинга:
- 1 часть: Приветствие. (разогрев, знакомство)
- 2 часть: Основная часть.
- 3 часть: Заключение. Рефлексия.
После прохождения тренинга каждый участник будет уметь:
- Устанавливать теплые, доброжелательные отношения в семье и школе и заботиться об их сохранении.
- Оказывать психологическую поддержку партнеру по общению.
- Учитывать при достижении собственных целей цели партнера по общению, даже если партнер – ребенок.
- Находить эффективные решения конфликтных ситуаций по типу “выиграть – выиграть”
- Выбирать продуктивную стратегию общения осознанно и компетентно.
ХОД ТРЕНИНГА
1 часть: ПРИВЕТСТВИЕ
№ 1. Знакомство
Цель: формирование положительной установки родителей, детей и учителей на совместную работу.
Задачи:
- определение целей работы группы и запросов к содержанию занятия;
- формирование группы как целое;
- формирование положительного настроя родителей, детей, учителей на занятие;
- формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками.
№ 1. 1. Упражнение "Приветствие"
Каждый участник группы (по кругу) встает с места, передают мягкую игрушку со словами: здоровается, называет свое имя и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: "Добрый день, меня зовут – Ваня..", "Желаю всем узнать много нового и интересного", и т.д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
№ 1. 2. Упражнение “Передай улыбку”
Участники рассчитываются на 1-й 2-й. образуя внутренний и внешний круг. Внутренний круг неподвижен. Каждый участник внутреннего круга стоит в паре с участником внешнего круга - положение “карусель”.Представители внутреннего круга неподвижны с застывшим выражением лиц - они “замороженные”. Их партнеры по внешнему кругу стараются их разморозить, т.е. рассмешить, заинтересовать, словом, вывести из оцепенения. Можно говорить, строить рожицы, принимать различные позы, не касаясь “замороженных”. Внешний круг перемещается вправо на 3 человека. Теперь внешний круг состоит из “замороженных”. Внутренний крут остается на месте.
Взявшись за руки, посмотреть соседу в глаза и подарить молча самую добрую улыбку. Задание выполняется по очереди.
№ 1. 3. Упражнение “Открой меня”.
Водящий в центре круга, остальные спиной к кругу. Водящий касается рукой плеча любого участника, называя его имя. При угадывании участник поворачивается лицом в круг. Он открыт. Задача: открыть как можно больше имен. (Повторить 3- 4 раза)
2 часть: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цель: формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми и учителями, коррекция эмоциональных и поведенческих реакций.
Задачи:
- актуализация семейных переживаний, изменение родительских установок и позиций;
- расширение сферы социального взаимодействия родителей, ребенка и учителй;
- формирование у родителей и будущих учащихся адекватного отношения к учителям;
- обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования, развитие вербальных форм проявления эмоций, развитие чувства эмпатии и доверия;
- формирование позитивных образов общения в школе, решения конфликтных ситуаций.
№ 2. 1. Упражнение “Воображаемый предмет”
Участники находясь в кругу должны передать друг другу воображаемый предмет:
- воздушный шарик
- тяжелый арбуз
- горячую картошку
- стакан до краев заполненный водой
- глину
А теперь помоем наши с вами руки в воображаемом водопаде и обрызгаем друг друга водичкой.
№ 2.2. Упражнение “Пять добрых слов”.
Участники разбиваются на подгруппы по 5 человек (произвольно). Каждый на листе бумаги обводит свою руку и на ладони пишет имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из “пальчиков” полученного чуждого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество его обладателя (например, “ты - добрый”, “ты - веселый”, “ты - остроумный” и т.д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Ведущий собирает рисунки и зачитывает качества. Все члены группы должны угадать адресата. В конце упражнения листы с ладошками забирают, как памятку “на черный день”.
№ 2.3. Игра “Карандашный мостик” (навыки продуктивной коммуникации между детьми и родителями, сплочение группы)
На вытянутых руках, каждому нужно удержать карандаши (собственный и соседа), выполняя инструкцию психолога:
- всем поднять руки вверх
- всем опустить руки вниз
- всем начать двигать вправо
- всем начать двигаться влево
№ 2.4. Упражнение “Мешочек сказок” (Приложение 1.)
Участники разбиваются на подгруппы по 5 человек (яблоко, груша, апельсин). Каждая группа из мешочка достает одну карточку с сюжетной сказкой. После того, как все достали карточки, все вместе в своих группах начинают показывать общую сказку, распределяя своместно между участниками роли (Приложение 2.).
№ 2. 5. Совместный рисунок группы “Наше настроение” (создание у каждого чувства принятия к группе, закрепление положительного настроения)
Всем вместе на листе ватмана нужно нарисовать ваше настроение под музыку. Затем происходит обсуждение того, что получилось.
3 часть: ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ
№ 3. 1. Упражнение “Скала”.
Вновь объединяемся в общий круг и рассчитываемся на 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й. Образуются 3 команды. Сначала одна команда - “скала” - участники встают в линию, плотно держась друг за друга. Другая команда - “скалолазы”. Они должны пройти поодиночке по краю пропасти, не заступив за черту, держась за скалу. Заступивший “срывается” в пропасть и делает еще одну попытку в конце очереди. Затем команды меняются ролями.
№ 3.2. Упражнение «Комплимент»
Каждый по кругу берет цветную ленточку и говорит доброе пожелание, слово друг другу. Ленточка привязывается на Волшебное дерево.
№3. 3. Завершить предложения. Рефлексия.
Участники образуют общий круг. Ведущий благодарит участвующих. Выслушиваются мнения и впечатления участников о тренинге.
- Мне сегодня понравилось...
- Мне запомнились следующие игры...
Участники расходятся.
Приложение 1.
Тексты для зачитывания:
«Лето. Море шумит и покачивается, Волны накатываются на берег и отбегают обратно. Дует легкий Ветер. На берегу сидит на камешке Философ, он погружен в свои мысли и не замечает ничего вокруг. На голове у него Шляпа. Вдруг Чайка с пронзительным криком бросилась к Философу и стала требовать у него хлебные крошки. Но Философ ничего не замечает, он все также погружен в свои мысли. Море шумит, Волны плещутся все сильнее. Поднялся и зашумел Ветер, он становится все сильнее, шумит все сильнее, и вот уже и Волны поднимаются все выше и выше. Вдруг сильный порыв Ветра сорвал с головы философа Шляпу. Шляпа полетела в море, Волны подхватили ее! Философ испугался и кинулся за ней. Волны плещут вокруг, и вот уже Философ весь промок, но все-таки он поймал свою Шляпу и, довольный, вылез на берег и пошел домой».
Роли для текста: Философ, Волны (2 карточки), Ветер, Чайка, Шляпа.
«Пустыня. Посреди нее стоят два Кактуса. За одним Кактусом спряталась Ящерица. По пустыне идет гордый лев. Он свысока посматривает на Кактусы. Он — царь зверей, поэтому он гордо вскидывает голову и рычит. Вдруг поднялся Ветер, он взметнул вверх целую пригоршню Песка. Песок попал на Ящерицу. Ящерица испугалась и кинулась из-за Кактуса ко Льву. Лев испугался Ящерицы, завопил и взобрался на Кактус, но Кактус оказался колючим, и Лев упал на Песок, отдавив Ящерице хвост. Ящерица убежала и зарылась в Песок, а Лев с испугу попытался взобраться на другой Кактус. Он очень сильно укололся, а Кактус не выдержал его тяжести и наклонился вбок. Лев выдернул из лапы колючки и, хромая, побрел дальше. Он вспомнил, что он — царь зверей, гордо вскинул голову, помотал гривой, зарычал и пошел дальше осматривать пустыню. Ветер шумит, Кактусы слегка покачиваются, Ящерица заснула в Песке».
Роли для текста: Кактус (2 карточки), Лев, Ящерица, Ветер, Песок.
«Школа. Звенит Звонок. Урок заканчивается. Учитель выходит из класса. В классе остаются Ученики. Они прыгают, веселятся, смеются. И вдруг им в голову приходит идея. Они радостно и хитро улыбаются, идут к учительскому Стулу, берут большую канцелярскую Кнопку и кладут ее на Стул. Звенит Звонок. Начинается урок. Учитель подходит к Стулу и, не замечая Кнопки, садится на Стул. Учитель подскакивает, вопит и машет руками. Ученики смеются. Тогда обиженный Учитель берет Стул, Кнопку и выбегает с ними из класса. Ученики радуются и прыгают.
Роли для текста: Учитель, Ученики (З карточки), Звонок, Стул, Кнопка.
Приложение 2.
Философ, Волны , Ветер, Чайка, Шляпа.
Кактус, Лев, Ящерица, Ветер
Учитель, Ученики , Звонок, Стул, Кнопка.
ЛЕТО
ПУСТЫНЯ
ШКОЛА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Пульс социально-психологической деятельности в МБОУ «ОСОШ №4» . Автор: Соколова Л.А.-психолог, руководитель социально-психологической службы МБОУ "ОСОШ№4"
Статья размещена в 2011-2012 учебном году на школьном сайте. О работе СПС во 2 полугодии учебного года....
Статья "ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ". Автор:СОКОЛОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА -РУКОВОДИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО –ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МБОУ «ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Положение о социально-психологической службе МБОУ «ОСОШ №4»...
Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации»
Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или...
«МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ взаимодействие при организации работы в отношении семей с детьми, опыт и перспективы развития»
В БУ «Когалымский комплексный центр социального обслуживания населения» состоялась рабочая встреча по вопросу межведомственного взаимодействия при организации работы с семьями несовершенно...
Методические разработка "Повышение эффективности межведомственного взаимодействия ТПМПК со специалистами служб сопровождения образовательных организаций"
Методические разработка "Повышение эффективности межведомственного взаимодействия ТПМПК со специалистами служб сопровождения образовательных организаций"...
программаРеспубликанский межведомственный научно-практический семи "Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних. Межведомственные подходы к организации психолого-педагогической, медицинской и социально-психологической помощи несовершеннолетним".
Пагбаева Билигма ЦыренжаповнаОператор СПТО результатах социально-психологического тестирования...
Принцип взаимодействия тьютора и сотрудников социально- психологической службы при проведении Дней профессиональной ориентации для абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ.
Принцип взаимодействия тьютора и сотрудников социально-психологической службы при проведении Дней профессиональнойориентации для абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ....