Нормативно-правовые основы деятельности учителя-дефектолога.
материал

Швырева Надежда Александровна

Нормативно-правовые основы  деятельности учителя-дефектолога 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon normativno-pravovye_.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно-правовые основы  деятельности учителя-дефектолога и социального педагога.

     Учитель-дефектолог (относится к категории специалистов,  принимается  на работу и увольняется с работы приказом руководителя учреждения образования.  На  должность  учителя-дефектолога  назначается лицо,               имеющее высшее педагогическое     (дефектологическое) образование либо  высшее педагогическое   образование   и  сертификат  о  переподготовке  с присвоением квалификации «учитель-дефектолог»  без предъявления требований к стажу работы.   Учитель-дефектолог (относится к категории специалистов,  принимается  на работу и увольняется с    работы приказом руководителя учреждения  образования.   В своей деятельности учитель должен руководствоваться законодательством РФ и иными нормативно - правовыми актами РФ,    органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, приказами и распоряжением органов , осуществляющих управление в сфере образования, уставом образовательного учреждения, коллективным договором, локальными нормативными актами образовательного учреждения. 

  Учитель-дефектолог в пределах своей компетенции имеет право:
- принимать участие   в разработке стратегии развития учебного заведения, в разработке любых    управленческих решений;
- вносить   предложения   по  совершенствованию  работы,  связанной   с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями;
- знакомиться  с соответствующими  документами и информацией, необходимыми для качественного выполнения своих обязанностей;
- повышать свою квалификацию в установленном порядке.

   Учитель-дефектолог  несет ответственность:
- За   неисполнение  или ненадлежащее   исполнение без уважительных причин Устава внутреннего трудового распорядка УЗ, законных распоряжений директора и иных локальных нормативных актов,  должностных обязанностей,  предусмотренных  настоящей  должностной  инструкцией.
- За   совершенные   в   процессе   осуществления   своей  деятельности правонарушения  в   пределах,  определенных  действующим  административным, уголовным и гражданским законодательством  РФ.
- За  причинение  материального  ущерба УЗ или участникам образовательного  процесса.
- За применение, в том числе однократное , методов воспитания связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося.
- За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенической организации занятий.

  Должностные обязанности. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья). Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные программы. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. 
    Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. 
    Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы. 
 

         Социальный педагог – сотрудник образовательного учреждения (далее ОУ), который  создает условия для социального и профессионального саморазвития   обучающихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций города.

         Основной задачей социального педагога ОУ является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и ОУ.

            Обязанности социального педагога ОУ может выполнять работник, квалификация которого подтверждается дипломом о профессиональном педагогическом образовании, сертификатом социального педагога.

             Прием и увольнение социального педагога производится в порядке, установленном КЗоТ. Руководство деятельностью социального педагога осуществляется директором ОУ.

             Деятельность социального педагога осуществляется в соответствии с настоящими инструкциями и Уставом ОУ.

      Социальный педагог имеет право:

- требовать от директора ОУ создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

- представлять и защищать интересы обучающихся в органах законодательной, исполнительной и судебной власти.

- делать официальные запросы в общественные и государственные учреждения по поводу создания условий и решения личных проблем обучающихся.

- иметь доступ к документам ОУ в части дел, касающихся выполнения своих профессиональных обязанностей.

- собирать информацию, связанную с изучением  интересов детей и подростков.

- проводить социологические опросы, диагностические обследования условий жизни детей.

- отказываться от выполнения распоряжений администрации ОУ в том случае, если эти распоряжения противоречат профессиональным и этическим принципам деятельности социального педагога.

- повышать свою квалификацию.

- вносить на рассмотрение администрации ОУ различные предложения по совершенствованию образовательного процесса.

  Социальный педагог обязан:

- совместно с администрацией ОУ выделять приоритетные направления социально-педагогической работы и формировать конкретные задачи работы с детьми, подростками, педагогами и родителями.

- препятствовать принятию решений, ущемляющих права обучающихся.

- знать и использовать в работе законодательные и нормативные акты по защите прав ребенка.

- своевременно оформлять документацию социального педагога.

- планировать и вести учет своей деятельности.

- постоянно повышать свою квалификацию.

- использовать конфиденциальную информацию только в установленных законодательством случаях.

 Содержание работы социального педагога ОУ

 Содержание работы социального педагога определяется потребностями ОУ по решению социальных проблем обучающихся.

 Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:

  • Аналитико-диагностическую;
  • Коррекционную;
  • Функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам;
  • Охранно-защитную;
  • Психотерапевтическую;
  • Социально-профилактическую.

 Реализуя аналитико-диагностическую функцию, социальный педагог:

  -изучает и оценивает особенности социальной микросреды ОУ, прогнозирует возможные влияния среды на школьников;

  -выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»;

- изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника;

 - устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей.

 Коррекционная функция социального педагога заключается в том, что он:

- старается оградить обучающихся от негативных влияний социальной среды;

 - осуществляет коррекцию самооценки школьников и помогает им избавиться от вредных привычек.

- выполнение функции социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам побуждает социального педагога:

-   оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь обучающемуся в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации;

- устанавливать доверительные отношения с клиентом.

 Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он:

   - использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся и их объединений;

-  содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;

-взаимодействует с органами социальной защиты и помощи

 Реализуя психотерапевтическую функцию, социальный педагог:

-заботится об обеспечении положительного эмоционального состояния школьников;

-оказывает им помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;

-содействует в создании ситуаций успеха школьников.

 Выполнение социально-профилактичекой функции предполагает, что социальный педагог:

  - организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;

 -влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости;

  -организует систему мер социального оздоровления детей из семей группы социального «риска».

 Организационные вопросы деятельности социального педагога

- социальный педагог является равноправным членом педагогического коллектива. Он принимает участие в работе педагогических советов и методических объединений.

-социальному педагогу выделяется отдельное помещение.

-учитывая специфический характер социально-педагогической деятельности, режим работы социального педагога должен быть вариативным и гибким.

-социальный педагог работает в режиме исходя из 36-часовой недели по графику,  утвержденному директором ОУ.

   Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты решаются в соответствии с действующими законоположениями для ОУ.

   Перечень документации социального педагога ОУ

 -перспективный план работы социального педагога на год и календарный план работы на месяц

   -циклограмма или график работы, утвержденный директором ОУ

  -журнал учета групповой работы (тренинговые занятия, профилактические программы)

 -списки учащихся: состоящих на учете в ПДН; состоящих на внутришкольном учете; из многодетных семей, из неблагополучных семей.

 -план совместной работы ОУ с ПДН.

-список детей-инвалидов.

-журнал патронажа, включающий учет детей, находящихся на патронаже, учет патронажа.

-протоколы заседаний Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в ОУ.

 Должностные обязанности. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей). Изучает особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и их микросреды, условия их жизни. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Выступает посредником между обучающимися (воспитанниками, детьми) и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися (воспитанниками, детьми), способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей). Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся (воспитанников, детей), ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвует в организации их самостоятельной деятельности, в том числе исследовательской. Обсуждает с обучающимися (воспитанниками, детьми) актуальные события современности. Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, ворганизации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся (воспитанников, детей). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. 
    Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательнуюдеятельность; 
Конвенцию о правах ребенка; основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства; общую и социальную педагогику; педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы здоровьесбережения и организации здорового образа жизни, социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические методики; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п.; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. 
    Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика", "Социальная педагогика" без предъявления требований к стажу работы. 
  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовые документы по организации горячего питания

Нормативно-правовые документы, необходимые для организации горячего птания в школьной столовой...

Статья "Слагаемые работы учителя-дефектолога по повышению качества знаний учащихся" (Составили учителя-дефектологи Лигус О.А., Мошникова Е.Л.)

Статья содержит методические рекомендации для работы учителей-дефектологов на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися....

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

Правовое регулирование мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования в региональных нормативных правовых актах

В статье рассмотрены аспекты правового регулирования мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на федеральном и региональ...

Конспект индивидуального занятия с воспитанником со сложной структурой дефекта, синдром Дауна, собственная речь выражена короткими словами и эхолалиями. Конспект составили: учитель-дефектолог Женихова К.В., учитель-дефектолог Гусева И.В.

Конспект индивидуального занятия с воспитанником со сложной структурой дефекта, синдром Дауна, собственная речь выражена короткими словами и эхолалиями.Конспект составили: учитель-дефектолог Женихова ...

Информация для стенда учителя-дефектолога. Кто такой учитель-дефектолог?

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28831377","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...