Итоговый проект в 9-х и 11-х классах (методические рекомендации)
методическая разработка

Майорова Тамара Алексеевна

Проектная деятельность активно вошла не только в школьное образование, но и в повседневную жизнь каждого человека. Что же такое проект? Вообще «проект» имеет несколько определений. Например, временное предприятие, направленное на создание уникальных продуктов или результатов. Ключевое слово «временное», то есть у проекта есть начало и конец. Некоторые определения говорят о том, что проект выполняется отдельной группой людей, специально выделенной для этого мероприятия. Какое бы определение вы ни взяли за основу, есть четкие признаки, по которым можно определить, что происходящее – именно проект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговый проект в 9 и 11 классах: требования к содержанию и оформлению

Проектная деятельность активно вошла не только в школьное образование, но и в повседневную жизнь каждого человека. Что же такое проект? Вообще «проект» имеет несколько определений. Например, временное предприятие, направленное на создание уникальных продуктов или результатов. Ключевое слово «временное», то есть у проекта есть начало и конец. Некоторые определения говорят о том, что проект выполняется отдельной группой людей, специально выделенной для этого мероприятия. Какое бы определение вы ни взяли за основу, есть четкие признаки, по которым можно определить, что происходящее – именно проект.

Признаки проекта:

1. Есть конкретная дата начала.

2. Есть конкретная дата конца или конечный результат.

3. Результат проекта уникален. Уникальный не значит абсолютно новый для всех, он может быть уникальным для Вас.

4. Ресурсы ограничены.

Проект — это «пять П»:

ПРОБЛЕМА — ПЛАН — ПОИСК ИНФОРМАЦИИ — ПРОДУКТ — ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Шестое «П» проекта — его ПОРТФОЛИО, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и т.д.

Почему обучающиеся 9 и 11  классов должны писать итоговый проект?

ФГОС ООО предполагает обязательное ведение проектной и исследовательской деятельности в основной школе. В главных нормативных документах (ООП ООО и Положении о системе оценивания планируемых результатов) определены особенности итоговой оценки в 9 и 11  классах:

- оценка за выполнение итоговых контрольных работ по всем учебным предметам;

- оценка за выполнение итоговой комплексной работы на межпредметной основе;

- оценка за выполнение и защиту индивидуального проекта;

- оценки за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ОГЭ, ЕГЭ).

Именно поэтому каждый выпускник 9 класса обязан написать и защитить итоговый индивидуальный проект.

Какие сроки подготовки и написания проекта определены школой?

Срок

Мероприятие

Начало II полугодия 8 и 10 классов

Определение направления (естественно-научное, гуманитарное, информационно-математическое) 

Сентябрь (1-2 неделя), 9 и 11 классы

Выбор руководителя проектной работы

Ноябрь – 30 марта

Посещение консультаций (1-я с готовым планом проекта)

2 неделя апреля

Защита проекта на итоговой конференции обучающихся 9 и 11 классов.


Требования к содержанию проекта

Индивидуальный итоговый проект – учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Типы учебных проектов (по Е.С. Полат)

1) По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Данные проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов.

Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внеурочной работой.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для школьного музея, подготовить сборник материалов для решения экзаменационных вопросов и т.д.). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала продукт деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.)

Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Форма представления проекта может быть разнообразной: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама, презентация с использованием информационных программ.

2) По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

3) По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.

4) По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, коллективные.

Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.

Важное правило: результатом работы над проектом должен быть конкретный продукт.

Презентация проекта

Обучающиеся

Представляют результаты проекта, демонстрируют понимание проблемы, цели и задачи проекта, дают взаимооценку деятельности и её результативности.

Преподаватель (жюри)

Принимает теоретическую часть; оценивает умение выступать, общаться, слушать, обосновывать своё мнение; подводит итог обучения

Основная задача этого этапа — представить одноклассникам или специальному жюри результаты своей работы. Существуют различные формы презентации:

• устное сообщение на круглом столе, семинаре;

• публичная защита проекта;

• театрализованное представление;

• демонстрация видеофильма;

• презентация веб-сайта и др.

На презентации проекта должен быть представлен не только созданный продукт, но и подготовлен отчет, который содержит описание работы над проектом, постановку цели, самооценку и рефлексию автора проекта.

В рефлексии обучающийся должен отразить информацию о достигнутых целях, а также проанализировать чему научился и что узнал нового в процессе подготовки проекта.

Проекту придается большое значение, т.к. оценивается не только сам продукт, но и отчет автора.

Защита проекта может быть представлен в различных формах – отпечатанный текст, в виде презентации подготовленной в Power Point или устное сообщение.

Защита проекта поможет обучающемуся проанализировать свою работу, а также закрепить такие общеучебные умения и навыки как целеполагание, планирование, рефлексия и т.п. Защита проекта должна отражать основные этапы проектной деятельности: выбор темы и ее значимость для автора проекта, планирование деятельности, описание этапов работы над проектом, самооценка и рефлексия.

Устное сообщение обычно сопровождается иллюстративными материалами:

показом слайдов, рисунков, чертежей, эскизов и т. п.

Преподаватель: может предложить примерный план сообщения:

1. Представьтесь

(назовите своё имя, фамилию, какую творческую группу представляете, назовите состав группы и роль каждого в ней).

2. Назовите тему проекта.

3. Обоснуйте актуальность выполненной работы.

4. Расскажите, какую цель и ожидаемый результат вы поставили перед собой.

5. Расскажите о путях решения проблемы.

6. Расскажите этапы и описание хода работы.

7. Продемонстрируйте результат работы.

Окончательный вариант выступления можно обсудить с обучающимся накануне выступления, а также ознакомиться с подготовленной компьютерной презентацией.

Для публичной защиты проекта выбирается внеурочное время, подготавливается аудитория, отбирается жюри с привлечением администрации, педагогов, обучающихся, приглашаются все желающие.

Документация проекта обычно представляется жюри заранее для предварительного ознакомления. Процедура защиты включает собственно презентацию проекта (выступления участников ограничивают 7-10 минутами), ответы выступающих на вопросы жюри (вопросы слушателей). Для подведения итогов может быть использован оценочный лист.

Критерии оценки индивидуального итогового проекта

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый (1 балл)

Повышенный (2 балла)

Значимость и

актуальность

выдвинутых

проблем,

оригинальность

проекта

Проблема, на решение

которой направлен проект,

актуальна для обучающегося.

Работа стандартна, не содержит

авторской индивидуальности.

Проблема, на решение

которой направлен проект,

актуальна для обучающегося.

Работа оригинальна, в ней видны

авторские находки.

Знание предмета

Продемонстрировано понимание

содержания выполненной

работы. В работе и ответах на

вопросы по содержанию работы

отсутствуют грубые ошибки. В

основном представлены знания,

связанные с материалом

школьной программы.

Продемонстрировано свободное

владение предметом проектной

деятельности. Ошибки

отсутствуют. Продемонстрированы

знания, выходящие за рамки

школьной программы.

Регулятивные

действия

Продемонстрированы навыки

определения темы и

планирования работы.

Работа доведена до конца и

предоставлена комиссии;

некоторые этапы выполнялись

при поддержке руководителя.

Вносились существенные

корректировки в план

реализации проекта.

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована,

своевременно пройдены все

необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и

коррекция осуществлялись

самостоятельно.

Коммуникация

Продемонстрированы навыки

подготовки презентации для

представления проектной

работы. Автор отвечает на

вопросы

При выступлении тема ясно

определена и пояснена. Текст

выступления хорошо

структурирован. Все мысли

выражены ясно, логично,

последовательно,

аргументированно. Автор свободно

отвечает на вопросы.

Соответствие

требованиям

написания и

оформления

проекта

Проект структурно соответствует

требованиям, есть

незначительные ошибки в

структуре и оформлении проекта.

Проект полностью соответствует

требованиям к содержанию и

оформлению проектных работ.

Степень

достижения

результатов,

продукт

Результаты соответствуют цели.

Результаты проекта достигнуты

частично, проект реализован не в

полном объеме. Продукт

отвечает исходному замыслу.

Результаты соответствуют цели.

Результаты проекта достигнуты,

проект реализован в полном

объеме. Продукт отвечает

исходному замыслу.

10-12 баллов – проект выполнен на повышенном уровне

6-8 баллов – проект выполнен на базовом уровне

Менее 6 баллов – обучающийся не овладел проектными навыками

Оценочный лист

Критерий

Баллы

Набранные баллы

1. Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения, практическая ценность проекта (мах - 5 баллов)

Цель выполнения проекта не сформулирована.

0

Цель определена, но не обозначены пути ее достижения, нет плана работы.

1-2

Цель определена, ясно описана, дан подробный план путей ее достижения, проект выполнен точно и последовательно в соответствии с планом имеет практическую ценность

3-5

2. Полнота использованной информации, разнообразие источников информации (мах - 3 балла)

Библиография отсутствует.

0

Библиография содержит незначительный объем подходящей информации.

2

Работа содержит достаточно полную информацию из широкого спектра подходящих источников.

3

3. Творческий и аналитический подход к работе, объем разработок, новизна решений (мах -7 баллов)

Работа не содержит личных размышлений и представляет собой нетворческое обращение к теме проекта.

1

Работа содержит размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода.

2-4

Работа отличается глубокими размышлениями и анализом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта, новые решения.

5-7

4. Качество оформления отчета о работе над проектом и наглядных пособий (мах - 4 баллов)

Оформление отчета отсутствует.

0

Отчет представлен в виде устного сообщения без наглядных пособий.

1-3

Отчет представлен в виде презентации или текстового файла.

3-4

5. Анализ процесса и результата работы (мах - 6 баллов)

Анализ работы отсутствует.

0

Анализ работы выполнен формально.

1-2

Представлен исчерпывающий обзор хода работы с анализом складывавшихся ситуаций.

5-6

6. Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу, уровень самостоятельности (мах - 4 баллов)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора.

1-2

Работа самостоятельная, демонстрирующая личное заинтересованное отношение автора, собственные разработки и предложения.

3-4

Требования к оформлению проекта

Общие требования

1. Текст работы представляется на белой бумаге формата А4 (297*210), текст располагается только на одной стороне листа.

2. Ориентация – книжная, размер полей: левое – 3 см, верхнее и нижнее – 2 см, правое – 1,5 см.

3. Основной шрифт текста – Тimes New Roman.

4. Размер шрифта – 14 пунктов.

5. Межстрочный интервал – 1,5.

6. Абзацный отступ – 1,25 см.

7. Выравнивание основного текста по ширине, заголовки по центру.

8. Заголовки жирным шрифтом, точка не ставится.

9. Страницы должны быть пронумерованы. Нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не ставится. Далее все страницы работы, включая список литературы и приложения, нумеруются по порядку до последней.

10. Нумерация страниц справа внизу.

Оформление титульного листа

Сведения об образовательном учреждении (вид, название)

Название работы (тема) - жирным шрифтом, размер от 20 до 22 пунктов

Сведения об авторе (класс, Ф.И.)

Сведения о научном руководителе (должность, Ф.И.О.)

Год.

Образец титульного листа (см. Приложение №1)

Оформление списка литературы

Список литературы проектной работы составляют только те источники, на которые в тексте имеются ссылки. При составлении списка в научных кругах принято применять алфавитный способ группировки литературных источников, где фамилии авторов или заглавий (если нет авторов) размещаются в алфавитном порядке.

Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.

«Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления»: (М.: НПК Изд-во стандартов, 2004).

Правила оформления списков:

1. Для книг одного или нескольких авторов указываются фамилия и инициалы авторов (точка), название книги без кавычек с заглавной буквы (точка и тире), место издания (точка, двоеточие), издательство без кавычек (запятая), год издания (точка и тире), количество страниц в книге с прописной буквой «с» на конце (точка).

Пример: Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. — М.: Педагогика, 1991. — 248 с.

2. Для составительского сборника двух-трех авторов указывается название сборника (одна наклонная линия) далее пишется слово «Сост.» (точка) инициалы и фамилия составителей (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), название издательства (без кавычек, запятая), год издания (точка, тире), количество страниц в сборнике с прописной буквы «с».

Например: Советы управляющему / Сост. А. Н. Зотов, Г. А. Ковалева. — Свердловск.: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1991. — 304 с.

Оформление приложения

Приложения оформляются как продолжения основного материала на последующих за ним страницах. При большом объеме или формате приложения оформляют в виде самостоятельного блока в специальной папке, на лицевой стороне которой дается заголовок «Приложения», и затем повторяют все элементы титульного листа исследовательской работы.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа, должно быть пронумеровано в правом верхнем углу, пишут: Приложение 1 (2, 3 … и т. д.) без точки в конце.

Каждое приложение имеет тематический заголовок, который располагается по середине строки.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки словом «см.». Указание обычно заключается в круглые скобки, например: эмпирические данные (см. приложение 1) можно сгруппировать следующим образом.

Таблицы, диаграммы, рисунки, схемы и фотографии должны иметь подписи (см. Приложение №3).

Приложение – это:

таблицы вспомогательных цифровых данных;

содержание использованных в работе анкет;

описание аппаратуры и приборов, применяемых при поведении экспериментов,

измерений и испытаний;

рисунки, фотографии, диаграммы.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа №4

имени Героя Советского Союза О.А. Лосика

Индивидуальный итоговый творческий проект

«Развивающие игрушки для развития мелкой моторики руки, сделанные своими руками»

Технология

Автор проекта:

Кочнова Вероника,

обучающаяся 11 класса

Руководитель:

Майорова Тамара Алексеевна,

учитель технологии

Ярцево

2019 год


Содержание:

I. Паспорт проектной работы:

1.1. Титульный лист проекта                                                                1

1.2. Аннотация к проекту                                                                        3

1.3. Цель и задачи проекта                                                                        3

1.4. Целевая аудитория, заказчик                                                                3

1.5. Этапы и методы работы над проектом                                                3

1.6. Необходимое оборудование                                                                11

1.7. Отзыв руководителя                                                                        11

II. Выводы и самоанализ работы над проектом                                        12

III. Список источников информации по проекту                                        13

IV. Приложения                                                                                14


III. Список источников информации по проекту.

1. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с., ил.

2. Я познаю мсир: Дет. энциклопедия: Культура/ Авт.- сост. Н.В. Чудакова – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. – 480 с.

3. https://babyzzz.ru/0-1/care/16221.html

4. https://orechi.ru/razvitie-rechi/igrushki-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki

5. https://feminissimo.ru/home/idei-dlya-doma/igrushki-dlya-razvitiya-melkoy-motoriki-svoimi-rukami.html

6. https://www.livemaster.ru/topic/2873465-kak-poyavilas-pervaya-igrushka-istoriya-devochki-i-ee-pervoj-igrushki


IV. Приложения.

Приложение 1.

Приложение 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе Методические рекомендации

        Данное методическое пособие  поможет девятиклассникам эффективно подготовиться к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. В состав пособия в...

Подготовка к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе Методические рекомендации

        Данное методическое пособие  поможет девятиклассникам эффективно подготовиться к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. В состав пособия в...

Мастер-класс "Методические рекомендации по планированию воспитательной работы в классе"

Как создать воспитательную систему в классе?С чего начать?Какое направлениеи считать приоритетным?.......

Организация и проведение мастер-классов Методические рекомендации

Организация и проведение мастер-классов Методические рекомендации Мастеркласс это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, пока...

Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»

Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»...

Мультимедийное сопровождение при обучении лексике в 7-м классе (методические рекомендации)

Лексика в изучении английского языка занимает важное место.Уровень усвоения лексического материала учащимися будет зависеть от способов его  презентации.Использование информационных технологий по...

Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....