Игра-викторина "Твои права" для обучающихся 2-4-ых классов
план-конспект
Игра-викторина для 2-4ых классов на тему "Профилактика правонурашений". Обучающиеся получают новые знания не в готовой форме, а в игровой форме делают самостоятельно выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий занятия. | 37.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
"Школа для обучающихся по адаптированным образовательным
программам №11 г. Балашова"
412311, Саратовская обл., г. Балашов, ул. Юбилейная, д.2
Контактный телефон 8(84545) 4-14-27 Электронная почта yunnat-balashov@mail.ru
«Твои права»
Игра-викторина с детьми 2-4-ых классов
на тему «Профилактика правонарушений»
Автор: Лавренюк Елена Николаевна,
ГБОУ СО «Школа АОП №11 г. Балашова»
Балашов 2019 год
Конспект
ТЕМА: «Твои права»
ЦЕЛЬ:
- сформировать представление о правонарушениях, познакомить с видами правонарушений;
- закрепить знания учащихся о правах ребёнка, учить применять их в жизненных ситуациях;
- воспитывать отрицательное отношение к нарушениям норм морали и прав человека.
МЕТОДЫ:
- беседа;
- метод наглядности;
- рассказ.
ПРИЁМЫ:
- активизация жизненного опыта;
- тестирование;
- игра.
ЛЕКСИКА ДЛЯ УСВОЕНИЯ: правонарушение, проступок, преступление, Декларация, Конвенция, Конституция, неприкосновенность.
ОБОРУДОВАНИЕ: экран, мультимедиа проектор компьютер, тесты, Конституция РФ
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
Ход беседы.
1.Организационный момент.
Сегодня, ребята, мы кладоискатели. Я думаю, в конце нашего занятия мы найдем для себя клад!
Нам не просто клад найти,
Испытанья ждут в пути.
Чтоб подсказки все собрать,
Нужно дружно отвечать!
Сначала я предлагаю вашему вниманию стихотворение о счастливой жизни.
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без сияющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
(М.Знобищева)
2. Мотивация учебной деятельности.
Итак, как же нужно жить на белом свете, что для этого делать? Это станет темой нашей беседы. А теперь внимательно послушайте мою притчу.
Притча об отце и сыне, который постоянно грубил и оскорблял окружающих людей.
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный мальчик. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, или совершит плохой поступок вбить один гвоздь в доску забора.
В первый день в доске было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился себя контролировать, и с каждым днём число забиваемых в доску гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что легче контролировать свое поведение, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он перестал ругаться и совершать плохие поступки. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из доски по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в доске не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в доске дыр? Она уже никогда не будет такой как прежде. Когда совершаешь зло, в душах людей, которых ты обижаешь, остается такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется!!!
Представьте себе, что доска, это ваша жизнь, а гвозди это ваши плохие поступки и слова. Все в этой жизни зависит от вас, от того какие поступки вы совершаете, от того как вы относитесь к себе и окружающим вас людям.
Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
4. Сообщение темы и задач мероприятия.
Сегодня мы попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность. Поговорим о правонарушениях, которые происходят среди ваших сверстников.
3. Актуализация опорных знаний.
Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились и главные вопросы:
* Что люди могут делать и что не могут?
* Что они обязаны делать и что не обязаны?
* На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь казалась монотонна и скучна. И люди взялись за решение этих главных вопросов в беседах между собой; с помощью различных религий; путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках… В конце концов людям удалось разрешить эти проблемы и на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека» (1959 г.). Если в точности соблюдать всё, что в ней указано, то порядок на земле восстановится. Правда, только в этом случае, если соблюдать…
Ребята, а вы как думаете, у нас в государстве есть ЗАКОН? Зачем его создали?
Правильно, чтобы не было нарушений, люди создали законы. В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем.
Где прописаны законы? Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
Ребята, а есть ли какие-нибудь права у детей?
Есть. И они записаны в очень серьёзном документе Конвенции по вопросам прав ребёнка. У вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.
И сейчас я познакомлю вас с основными правами детей.
Свои права должны мы знать
И никогда не забывать!
Основные права ребенка:
* Право на жизнь.
* Право на охрану здоровья.
* Право на любовь и заботу.
* Право на образование.
* Право на свободное высказывание своей мысли, вероисповедание, совести.
* Право на полноценное питание и чистую воду.
* Право на защиту от эксплуатации детского труда.
* Право на отдых и развлечения.
* Право на защиту от насилия, неприкосновенность личности.
* Особая забота о детях – инвалидах.
Игра «Свободный микрофон».
- Какие бы ещё права вам бы хотелось, чтобы внесли в Конвенцию по вопросам прав ребёнка?
2) Знакомство с понятием «Правонарушение».
Одно из сложных без сомнения
Задание – правонарушение.
Что плохо и что хорошо?
Должны мы постараться –
Во всём, ребята, разобраться!
Рассказ учителя с элементами беседы.
- Как вы думаете, как появилось слово «Правонарушение»?
Слово «Правонарушение» состоит из двух слов – право и нарушение.
Правонарушение – антиобщественный поступок, причиняющий вред обществу и другим людям.
Чтобы не было нарушений, люди создали законы. Все законы написаны в Уголовном кодексе РФ, все и взрослые, и дети должны беспрекословно выполнять эти законы. Нарушение этих законов приводит к правонарушениям, к преступлениям. А это – годы, проведенные за решеткой, горе близким и родным людям, болезни, одиночество и т.д.
Толкование слов из энциклопедии
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством. Обладает высшей юридической силой.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ, виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. Правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).
НАРУШИТЕЛЬ – лицо, не выполняющее, не соблюдающее что-либо условленное, установленное. Мешающий, нормальному состоянию, развитию.
ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО (человек), совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от 14 до 16 лет подлежит административной ответственности.
К АДМИНИСТРАТИВНЫМ НАРУШЕНИЯМ относятся: мелкое хищение, мелкое хулиганство, мелкая кража, мошеничество, присвоение чужого имущества, нарушение правил дорожного движения, нарушение пожарной безопасности, нарушение общественного порядка, нахождение на улице в позднее время.
3) Рассмотрим некоторые статьи Кодекса.
Статья 9.3. Оскорбление.
Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых единиц.
А случалось ли вам, дети, быть свидетелем ситуации, где нарушался Закон, Статья 9.3.?
Приведу пример «Дразнилки».
- Борька, Борис – на ниточке повис!
- Воображуля – первый сорт!
Куда едешь? На курорт?
Шапочка с пумпончиком,
Едешь под вагончиком!
- Борька, Борис – на сметане ты прокис!
Случалось ли вам быть участниками подобных конфликтов? Часто дети ссорятся, но важно, чтобы в итоге они помирились, а не переросло бы это в нарушение закона (Оскорбление).
Такие ситуации часто происходят на перемене. Давайте их разберем вместе.
- Перемена – перемена –
И всего десять минут!
Зазеваешься в проходе!
И тебе бока намнут!
- Леша наш на перемене
Занимается куреньем,
Был всегда румяный он,
Стал он желтый, как лимон.
- Вова наш на переменке
Проверял на прочность стенки.
Так усердно он старался,
Что весь в гипсе оказался!
- Говорит учитель Толе:
«Что ты носишься по школе?»
«А кому ж меня носить?
Что ли, завуча просить?»
- Для разминки тела Генке
Не хватило переменки.
Генка на литературе
Разминал кулак на Юре.
- Петя Катю колотил,
Даже притомился:
Хрестоматией лупил,
Может, он влюбился?
Ребята, а о каких нарушениях вы услышали в частушках? А если не соблюдать правила поведения, то недалеко до беды.
Статья 9.1.
Умышленное причинение телесного повреждения.
Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест.
- Какие правонарушения чаще всего происходят среди ваших сверстников?
(Ответы детей.)
*Нарушение прав неприкосновенности личности. (Дерутся, обзываются.)
- Что можно посоветовать тем детям, которые выясняют отношения при помощи кулаков?
*Нарушение прав неприкосновенности собственности. (Берут без разрешения, воруют.)
- Что можно посоветовать тем детям, которым трудно удержаться, чтобы не взять чужие вещи?
*Подслушивают, подсматривают в чужие дневники, тетради.
*Нарушают дисциплину в школе.
- Как вы думаете, все эти правонарушения можно назвать проступками или преступлением?
- Чем проступок отличается от преступления?
- Можно ли сказать, что проступок – младший брат преступления?
- Как вы понимаете пословицу: «От проступка до преступления – один шаг?»
Разбор ситуаций:
- Бывает так, что кто-то из ваших самых лучших друзей предлагает вам совершить некоторые поступки, и вы не знаете, как поступить, например: взять что – то в магазине, если нет по близости продавцов, если ругают взрослые за плохие оценки – убежать из дома, или подшутить над соседями – позвонить в квартиру и убежать … Согласиться – совершить правонарушение, отказаться – обидится друг и перестанет с вами дружить.
- Какие бы дали советы, как можно выйти из данной ситуации?
2. Семиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил. Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
ЗАПОМНИТЕ!!! Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
А теперь подумаем вместе, как можно проводить перемены, не навредив себе и окружающим. Конечно, интересно поиграть.
Игра: «Это я, это я, это все мои друзья!»
-Я читаю вопрос, а вы отвечаете, если так делаете – «Это я, это я, это все мои друзья!»
А) – Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?
….Это я……….
Б) – Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
В) – Знает кто, что красный свет –
Это, значит, хода нет?
Г) – Знает кто, что свет зеленый
Означает: «Путь открыт»?
Д) – А что желтый свет всегда
Нам «Вниманье!» - говорит.
Я вижу, вы хорошо знаете правила дорожного движения. Рассмотрим еще одну статью Уголовного кодекса РФ.
Статья 18.23.
Нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения.
Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевой повозкой или лицом, участвовавшим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти десятых базовой величины.
Дети! Все мы понимаем, как важно соблюдать правила дорожного движения, а иначе может произойти беда.
Просмотр видео «Уголовный кодекс РФ для школьников»
4. Первичное восприятие и осознание нового материала.
1) Беседа о нарушениях прав ребёнка.
- О каких нарушениях прав говорится в данных сказках?
Викторина по сказкам:
1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (три поросенка, зайка из русской народной сказки «Лубяная избушка»).
2. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (Дюймовочка).
3. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? (сказка о попе и его работнике Балде).
4. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка).
5. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? (лягушка-путешественница).
6. В какой сказке «хлебобулочный герой» несколько раз подвергался посягательствам на свою жизнь? («Колобок»)
- Кого призывать на помощь, если по отношению к вам происходит нарушение прав?
5. Закрепление и осмысление знаний учащихся.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
1) Игра «Весёлые человечки».
А сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Весёлые человечки», но не забывайте о правилах, которые мы разобрали на уроке. Приготовьте руки: указательный и средний пальцы будут изображать друзей.
Весёлые человечки увидели друг друга, улыбнулись, поздоровались и пошли вместе гулять. Вдруг увидели друг у друга красивую игрушку – забрали скорей!... (?)
Многие дети не захотели забирать, а попросили на время поменяться и поиграть. Вместе было весело, а потом они поссорились и … подрались!... (?)
А на следующий день они помирились и простили друг друга. Больше они ссориться не станут никогда!
Я очень рада, что не все дети подрались, а вместе вернулись с прогулки, поблагодарили друг друга за то, что вместе было весело, попрощались и разошлись по домам.
2) Вот теперь, дети, мне нужна ваша честность и откровенность. Мы проведём тестирование. Вам подпишите ваши листочки. Я буду читать вопросы, если вы согласны, то ставьте «+», а если не согласны, то «-».
- Взял (украл) бы я красивую ручку у своего одноклассника, если бы знал, что не попадусь?
- Если бы у меня была возможность отомстить моим обидчикам при помощи друзей – старшеклассников, сделал бы я это?
- Если бы не было машин, побежал бы я через дорогу на красный сигнал светофора?
- Если бы у меня появилась возможность застрелить лося, продать мясо и купить то, о чём я так долго мечтал, так, чтобы никто не узнал, сделал ли я это или нет?
- Если бы мои друзья предложили мне подшутить над жильцами подъезда – позвонить в дверь и убежать, сделал бы я это или нет?
- Оскорблял ли я , т.е. умышленно унижал честь и достоинства другого?
6. Рефлексия
«Сердце доброты». А сейчас я предлагаю собрать сердце доброты. У вас на партах лежат пазлы, попробуйте собрать сердце доброты в парах.
(Дети складывают «пазлы», получается большое сердце.)
Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать в учёбе. Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.
3) Работа над пословицей:
Таится в мудростях секрет
А мы должны найти ответ!
Один из самых известных французских писателей ХVII века, философ-просветитель Вольтер сказал: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны».
- Как вы понимаете эти слова?
7. Итог урока.
Встань смелее в красный круг,
Оглянись скорей вокруг.
Повернись к доске спиной
И шагай скорей со мной.
7 шагов пройди вперёд,
И направо поворот.
5 шагов ты пройдёшь
И бесценный клад найдёшь!
Очень трудный путь прошли
И сокровища нашли.
(Разворачивается лист – плакат, на котором написаны мудрые советы. Учащиеся хором их читают.)
СПОР УМЕЙ РЕШИТЬ УМОМ,
А НЕ В ДРАКЕ С КУЛАКОМ.
ЗАВИСТЬ, ЗЛОСТЬ – ЭТО БЕДА,
НЕ БУДЬ ГРУБЫМ НИКОГДА.
НЕ ХАМИ, НЕ ОБЗЫВАЙСЯ –
ЛУЧШЕ ЧАЩЕ УЛЫБАЙСЯ.
БРАТЬ ЧУЖОЕ ТЫ НЕ СМЕЙ,
И ПОДСЛУШИВАТЬ У ДВЕРЕЙ.
СУМЕЙ ДРУГУ НЕ ПОДДАТЬСЯ –
ОТ ПРОСТУПКА ОТКАЗАТЬСЯ.
ПРАВИЛ ДОРОЖНЫХ –
ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ НЕСЛОЖНО.
ЕСЛИ ИХ НЕ СОБЛЮДАТЬ –
МОГУТ ЛЮДИ ПОСТРАДАТЬ.
ЕЩЁ ОДИН СОВЕТ ПРОСТОЙ –
ЧИСТ БУДЬ СЕРДЦЕМ И ДУШОЙ!
Проблемная задача:
- Ребята, а являются ли данные советы сокровищем? Выскажите своё мнение.
Рефлексия
Покажите веселого смайлика, если классный час оказался полезным. Покажите грустного смайлика, если пользы от мероприятия не получил.
Что запомнилось?
Что понравилось?
Сделаем вывод: Правила нужно знать!
Правила нужно выполнять!
Окажем школе уваженье
Своим хорошим поведеньем!
По школе ты ходи спокойно,
По классу тоже не беги,
Всегда веди себя достойно,
Своё здоровье береги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Организация внеурочной исследовательской деятельности обучающихся 8-9-х классов как средство формирования регулятивных учебных действий"
Одна из приоритетных целей современного образования – развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои ус...
Обучающий тест для 4 класса на тему "Prepositions" в формате Micrisoft Excel
Тест с обучением, для проверки знания предлогов, выполнен в формате Microsoft Excel. Материал 4-5 класса. При правильном ответе на вопрос ученик автоматически переключается на сле...
Программа психолого- педагогического сопровождения деятельности обучающихся в 5-6 классах.
Конкурсный материал. Я работала над реализацией этой программы с гимназичским психологом. Надо было помочь детям легко перейти из начальной школы в среднюю....
Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...
Мастер-класс для обучающихся «Изготовление модели «Модель класса ФСР - 6,5»»
Мастер-класс для обучающихся«Изготовление модели «Модель класса ФСР - 6,5»»...