Прграмма внеурочной деятельности "Волшебный крючок
рабочая программа
Занятие по программе "Волшебный крючек" способствует ориентации школьников на профессии народных промыслов, развитию которых в настоящее время уделяется особое внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
brandt_o.i_programma_kruzhka_vyazanie.docx | 63.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Волшебный крючок» направлена на помощь детям в развитии творческой фантазии, стремления их к прекрасному, сделать жизнь эстетически привлекательной, свой – дом более уютным и самобытным, а также найти свой индивидуальный, изысканный стиль в одежде, научив ребят основным приемам вязания.
Когда обыкновенный клубок ниток превращается в самые разнообразные и нужные вещи: шарф, шапку, варежки, носки, свитер, забавные поделки – подарки, ребенок учится выражать свои индивидуальные художественные способности, делая, таким образом, свою жизнь более яркой, эмоционально насыщенной.
Овладение навыками, приемами рукоделия для одних – удовлетворение их художественных, эстетических потребностей, для других – может стать профессией, серьезным подспорьем в семейном бюджете, что немаловажно.
Программа «Волшебный клубок» предназначена для того, чтобы ребенок научился красиво и правильно вязать, проявляя старание, терпение, аккуратность.
Занятие вязанием дает целительные минуты, часы покоя среди ежедневной суеты, неотложных дел и вместе с тем приучает к сосредоточенности, тщательности выполнения начатого дела. Любое изделие, сделанное своими руками для родных и друзей, воспитывает чуткое, внимательное отношение друг к другу.
Обучаясь по программе «Волшебный клубок» дети научатся читать схемы, разбирать описание рисунков, что поможет им свободно ориентироваться в мире рукоделия самостоятельно, а изготовление конкретных изделий придаст уверенности в свои силы. У воспитанников появится интерес к занятиям, при постепенном увеличении сложности работы от простого приема и маленькой несложной вещи до более крупных и трудоемких.
Занятия следует начинать: с показа образцов, теоретической части (беседа, рассказ), игры, а также работы с литературой (справочники, журналы).
Основные положения и определения теоретического цикла обучающиеся заносят в рабочие тетради, образцы и схемы в копилку – альбом.
На занятиях возможно использовать различные формы обучения: диспуты, беседы, практические занятия, мини-выставки, встречи, праздники, включая игровые моменты.
Во время проведения практической части занятия следует отслеживать правила использования оборудования, обращать внимание на правильное положение рук при вязании, четкое выполнение приемов работы. Важное значение имеет демонстрационный показ приемов работы с инструментами, помощь педагога при разборе схем и рисунков. Закрепление приемов вязания рациональнее проводить на конкретных изделиях, а не на многочисленных образцах.
В процессе работы необходимо знакомить с правилами выбора цветовых сочетаний, используя спектральный круг. Например: подушка «семицветик».
Разработка и выполнение творческих эскизов – вариантов изделий способствует развитию творческих способностей воспитанников, их активности, самостоятельности. Для расширения кругозора детей большое значение имеют экскурсии на проводимые выставки к фестивалям, праздникам, юбилеям в районе, а также на выездные окружные экспозиции.
При реализации программы отдается приоритет воспитанию личностных качеств обучающихся. Воспитывая в детях дисциплинированность, чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности создаются условия качественной реализации программы «Волшебный клубок».
Актуальность и новизна. Занятия по программе «Волшебный крючок» способствуют ориентации школьников на профессии народных промыслов, развитию которых в настоящее время уделяется особое внимание. В последние годы вошли в моду, и пользуются спросом вязаные вещи.
Цели программы:
- Обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда.
- Способствовать формированию общей культуры и духовного наследия своего народа.
- Организация содержательного досуга детей.
Дидактические задачи:
- Ознакомить обучающихся с традициями декоративно – прикладного творчества, сформировать их целостное представление о нем, как о части культуры.
- Создать условия для освоения технологии работы с материалами для выполнения ручного вязания.
- Научить основам цветовосприятия, моделирования и дизайна.
Воспитательные задачи:
- Создать для каждого ребенка эстетическую развивающую среду с общей тематикой «Рукоделие».
- Организовать коллективную творческую работу детей на основе договора и взаимной поддержки.
- Стимулировать развитие рефлексивных способностей детей, их интерес к самому себе, как субъекту культуры.
Программа «Волшебный крючок» является специализированной, так как направлена на раскрытие и развитие способностей, приобретение специальных знаний и умений, ориентирует на углубление компетентности в отдельной области знаний, формирование трудовых навыков.
Программа рассчитана на 2 года обучения обучающихся младшего, среднего и старшего возраста ( 7 - 15 лет) с учетом индивидуального образовательного маршрута.
Наполняемость группы от 10 до 12 человек
При реализации программы используются технологии, адекватные целям и задачам.
Программа учитывает возрастные психологические и психофизические особенности детей. Занятия вязанием становятся одним из средств преодоления кризисов и противоречий, активного приобщения детей к самовыражению и самореализации в индивидуальной и коллективной деятельности.
Содержание образовательной программы и реализующие ее педагогические технологии ориентированы на зону ближайшего развития. В этой связи принципиально важным является психологическая и педагогическая диагностика индивидуальных личностных особенностей детей (темперамента, психических познавательных процессов, коммуникативных склонностей, способностей, интересов и др.), обученности (уровня знаний, умений и навыков опыта творческой деятельности). С этой целью используются методы диагностики: анкетирование, наблюдение, изучение творческих работ.
Полученные данные становятся основой для осуществления педагогом дифференцированного и индивидуального подходов к организации образовательного процесса, а обучающиеся получают необходимую информацию для самоанализа и самопознания.
Важными условиями творческого самовыражения детей выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора и успешности в обучении. Детям предоставляется право выбора изделий в рамках изучаемого содержания и способов их изготовления.
Педагогические технологии ориентированы на сотрудничество с обучающимися, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей – то есть на все, что способствует творческому самовыражению обучающихся.
Основными формами организации занятий являются индивидуальная, в малых группах, а так же работа со всей группой.
Ведущие методы обучения: инструктивно-репродуктивный, информационно-рецептивный, эвристический.
Путем инструктивно-репродуктивных методов формируются навыки и умения по применению полученных знаний на практике. Деятельность воспитанников по воспроизведению действий по образцу организуется с помощью инструктажа и заданий (инструктаж групповой и индивидуальный).
При информационно-рецептивных методах обучения информация передается от педагога к детям в виде рассказа, сообщения, объяснения с применением наглядных средств (таблиц, схем, образцов, готовых изделий; демонстрации приемов). Информационно-рецептивные методы – одни из наиболее экономных способов передачи знаний применяются при изучении самого разного материала и предшествуют репродуктивным.
Эвристические методы обучения основаны на беседах, диалогах, дискуссиях. Беседа состоит из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути к решению проблемы и требует от воспитанников не только воспроизведения своих знаний, но и осуществления небольшого поиска.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуации успешности, радости от преодоления возникших трудностей в освоении изучаемого материала и выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения хода выполнения заданий, образцов, изделий; поощрение, создание положительной мотивации, выставки работ (например, тематические, мини - выставки).
Поддержанию интереса к занятиям служат игры на тему вязания, которые разрабатываются педагогом. На занятиях широко используются наглядные пособия, методические разработки, образцы изделий, таблицы, чертежи, схемы.
В образовательном процессе используются игры и игровые приемы, направленные на развитие памяти, внимания, мелкой моторики рук, логического мышления.
Задачи самообразования и самовоспитания детей решаются через изучение журналов по вязанию, обзор книг по профилю
Курс первого года обучения
Обучение в первый год предполагает ознакомление ребят с инструментами, приемами вязания крючком, ознакомлением с видами узоров, овладение умениями составления и чтения схем, знакомство с понятиями: вязание геометрических форм, декоративные изделия, колер и цветовая гамма, реклама, маркетинг и функциональное назначение связанных изделий.
Ребята должны овладеть основными приемами вязания крючком, умениями по составлению и чтению схем, подбору инструментов в зависимости от используемых ниток, по выполнению изделий от простых до ажурных.
Задача педагога показать, что за сложностью некоторых приемов скрывается красота, создающая уют, уверенность в собственных силах, удовлетворение по окончанию изготовления изделия, радость.
Учебно-тематический план или Структура курса
1 год обучения
Содержание курса | Количество часов | Перечень универсальных действий обучающихся |
Вводное занятия. | 2 | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. |
Основные приемы вязания крючком | 6 | Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки; выполнять контроль точности разметки с помощью шаблона; Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; слушать и понимать речь других. |
Простые узоры | 6 | Регулятивные УУД: выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки; выполнять контроль точности разметки с помощью схемы; Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; слушать и понимать речь других. |
Вывязывание различных геометрических форм. | 6 | Регулятивные УУД: выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки; выполнять контроль точности разметки с помощью схемы; Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; слушать и понимать речь других. |
Игрушки | 20 | Регулятивные УУД: с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки; выполнять контроль точности разметки с помощью шаблона; Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; |
Уютный дом | 28 | Регулятивные УУД: с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки; выполнять контроль точности разметки с помощью шаблона; Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; |
Итоговое занятия | 2 | Регулятивные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: выполнять контроль точности Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять готовые изделиях; слушать и понимать речь других. |
Курс второго года обучения
Обучение на втором годе предполагает закрепление основных приемов вязания узоров и простых изделий, развитие умений в выполнении чертежей выкроек для изготовления вязаных изделий, моделировании, внесении изменений в конструкцию изделия в зависимости от модели, расчета материала (плотность вязания, используемая пряжа), изготовление вещей по собственным моделям и с использованием журналов мод
Учебно-тематический план или Структура курса
2 год обучения
Содержание курса | Количество часов | Перечень универсальных действий обучающихся |
Вводное занятие | 1 | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. |
Повторение основных приемов вязания | 4 | Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки; выполнять контроль точности разметки с помощью шаблона; Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; слушать и понимать речь других. |
Носки | 10 | Регулятивные УУД: с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки; выполнять контроль точности разметки с помощью шаблона; Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; слушать и понимать речь других. |
Вязание по схеме | 16 | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки; Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы Коммуникативные УУД оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; |
Сумка | 17 | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки; Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы Коммуникативные УУД оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; |
Кофта | 20 | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки; выполнять контроль точности разметки с помощью шаблона; Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; |
Итоговое занятие | 2 | Регулятивные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: выполнять контроль точности Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять готовые изделиях; слушать и понимать речь других. |
Учебно-тематическое планирование 1 год обучения
№ Начало года | № Начало темы | Тема занятия | Дата проведения | К-ство часов | Количество часов | Фактически проведено | Примечание | |
Теореи ческие | Практи ческие | |||||||
1. 2. | 1.1 1.2 | Вводное занятие | 2.09.19 | 2 | 2 | 2 | Ознакомление воспитанников с программой. Общая характеристика учебного процесса. Инструктаж по ТБ. Беседа о народном декоративном искусстве рядом с тобой(местный промысел). Показ иллюстраций | |
2 | Основных приемов вязания | 6 | 1 | 3 | ||||
3. 4. | 2.1 2.2 | Цепочка из воздушных петель | 9.09.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Петли, колечко, цепочка. Вязания полотна из полустолбиков |
5. 6. | 2.3 2.4 | Столбик без накида, столбик с накидом. | 16.09.19 | 2 | 0,5 | 1.5 | 2 | Накид, воздушная петля. Вязания полотна из столбиков |
7. 8. | 2.5 2.6 | Столбик с двумя накидами. Столбик с тремя накидами | 23.09.19 | 2 | 0,5 | 1.5 | 2 | Два накида. Три накида. |
3 | Простые узоры | 6 | ||||||
9. 10. | 3.1 3.2 | Узор в виде зубцов, листиков. | 30.09.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Листики, зубцы. |
11. 12. | 3.3 3.4 | Узор в виде пышных столбиков, букле. | 7.10.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Бугорок, Букле, пышныи столбик. |
13. 14. | 3.5 3.6 | Узор в виде зигзагообразной полосы.. | 14.10.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Столбики разной высоты ,длинные петли из рабочей нитки. |
4 | Вывязывание различных геометрических форм. | 6 | ||||||
15. 16. | 4.1 4.2 | Вывязывания круга и овала. | 21.10.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Отличительные особенности. |
17. 18. | 4.3 4.4 | Вывязывание образца прямоугольной формы. | 28.10.19 | 2 | 0,5 | 1.5 | 2 | Вязания полустолбиков. Применение столбиков и полустолбиков |
19. 20. | 4.5 4.6 | Особенности провязывания полотна квадратной формы. | 11.11.19 | 2 | 0,5 | 1.5 | 2 | Столбики разной высоты длинные петли из рабочей нитки. |
5 | Игрушки | 20 | ||||||
21. 22. | 5.1 5.2 | Изготовления карандашницы. | 18.11.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Вязания донышка, основы карандашницы. |
23. 24. | 5.3 5.4 | Изготовления карандашницы. | 25.11.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Вязания туловища. |
25. 26. | 5.5 5.6 | Изготовления карандашницы. | 2.12.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Приготовления каркаса. Вязания лапок, ушей. |
27. 28. | 5.7 5.8 | Изготовления карандашницы. | 9.12.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Вязания мордочки Сборка и оформления карандашницы |
29. 30. | 5.9 5.10 | Изготовления объемных игрушек (зайчик) | 16.12.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Размер цветовая гамма, подбор пряжи. Убавления и увеличения петель, пропорция игрушки соотношение размеров деталей. |
31. 32. | 5.11 5.12 | Изготовления объемных игрушек (зайчик) | 23.12.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Вязания туловища ,плотность. |
33. 34. | 5.13 5.14 | Изготовления объемных игрушек (зайчик) | 13.01.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | .Вязания лапок, ушей |
35. 36. | 5.15 5.16 | Изготовления объемных игрушек (зайчик) | 20.01.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Набивка игрушек. Сборка и Оформления объемной игрушки |
37. 38. | 5.17 5.18 | Самостоятельное изготовления игрушки по воображению | 27.01.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Вывязывание основных деталей. |
39. 40. | 5.19 5.20 | Самостоятельное изготовления игрушки по воображению | 3.02.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Сборка и оформления |
6 | Уютный дом | 28 | ||||||
41. 42 | 6.1 6.2 | Изготовления игольницы | 10.02.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Выбор схема, подбор ниток. квадрат, круг овал. Изготовления . |
43. 44. | 6.3 6.4 | Изготовления игольницы | 17.02.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Изготовления в сотвецтвий со схемой. Оформления. |
45. 46 | 6.5 6.6 | Декоративная прихватка. | 24.02.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Подбор пряжи по выбранной схеме. Квадрат ,круг ,ягодка ,груша. Работа повыбранои схеме |
47. 48. | 6.7 6.8 | Изготовления прихватка. | 2.03.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Работа повыбранои схеме. |
49. 50. | 6.9 6.10 | Изготовления прихватка. | 9.03.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Работа повыбранои схеме |
51. 52. | 6.11 6.12 | Салфетка. | 16.03.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Схема, разновидности пряжи, овал, круг, квадрат. Работа по схеме |
53. 54. | 6.13 6.14 | Салфетка. | 30.03.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Работа по схеме |
55. 56. | 6.15 6.16 | Салфетка. | 6.04.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Работа по схеме. Оформление |
57. 58. | 6.17 6.18 | Вязание цветов для декораций интерьера | 13.04.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Выбор схемы изготовления цветов. Подбор пряжи, работа по выбранной схеме. самостоятельной композиции из цветов. |
59. 60. | 6.19 6.20 | Вязание цветов для декораций интерьера | 20.04.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Изготовления цветов. Составление композиций их них по цвету, по размеру, по форме. |
61. 62. | 6.21 6.22 | Вязание цветов для декораций интерьера | 27.04.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Самостоятельной композиции из цветов. |
63. 64. | 6.23 6.24 | Вязание ваз для украшения интерьера | 4.05.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Закрепление основных приемов вязания крючком при изготовлении ваз.. |
65. 66. | 6.25 6.26 | Вязание ваз для украшения интерьера | 11.05.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Подбор пряжи, работа по выбранной схеме. Изготовление вазы на выбор детей |
67. 68. | 6.27 6.28 | Вязание ваз для украшения интерьера | 18.05.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Придание вазам формы |
69. 70. | 6.29 6.30 | Итоговое занятия | 25.05.19 | 2 | 2 | 2 | Подготовка к выставке , оформления работ. Выставка работ. |
Учебно-тематическое планирование 2 год обучения
№ Начало года | № Начало темы | Тема занятия | Дата проведения | К-ство часов | Количество часов | Фактически проведено | Примечание | |
Теореи ческие | Практи ческие | |||||||
1. 2. | 1.1 1.2 | Вводное занятие | 6.09.19 | 2 | 2 | 2 | Знакомство с курсом. История ручного вязания. Особенности вязания крючком. Материалы и инструменты. Инструктаж по технике безопасности. | |
2 | Повторение основных приемов вязания | 4 | 1 | 3 | ||||
3. 4. | 2.1 2.2 | Цепочка из воздушных петель – настенное панно. | 13.09.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Провязывание столбиками без накида. Тренировочные упражнения: цепочка из воздушных петель, столбики без накида.. Изучение условных обозначений.Создание эскиза, выбор основы, изготовление элементов панно, сборка. Столбик без накида, столбик с накидом. |
5. 6. | 2.3 2.4 | Самостоятельное выполнение модели. | 20.09.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Выбор материала, создание эскиза. Правило круговой вязки, «травка». Вогнутые и выпуклые столбики.Провязывание столбиками без накида.. |
3 | Носки | 10 | 2,5 | 7,5 | ||||
7. 8. | 3.1 3.2 | Выбор модели, пряжи | 27.09.19 | 2 | 0,5 | 1.5 | 2 | Определять свойства пряжи. Выбор модели Расчет петель |
9. 10. | 3.3 3.4 | Резинка 1х1 или 2х2 утопающей и возвышающейся петлей | 4.10.19 | 2 | 0.5 | 1,5 | 2 | Работать по описанию модели. Вязание резинки. |
11. 12. | 3.5 3.6 | Вязание носков | 11.10.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Вытягивание отверстия для пятки. |
13. 14. | 3.7 3.8 | Вязание носков | 18.10.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Провязывания ступни. |
15. 16. | 3.9 3.10 | Вязание носков | 25.10.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Оформления мыска,Стирка |
4 | Вязание по схеме | 18 | 4,5 | 13,5 | ||||
17. 18. | 4.1 4.2 | Накидка из мотивов (коллективная работа). | 1.11.19 | 2 | 0,5 | 1.5 | 2 | Выбор модели, пряжи, инструмента. |
19. 20. | 4.3 4.4 | Вязание мотивов. | 16.11.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Выбор схемы Подбор пряжи в соответствии с цветовой гаммой, |
21. 22. | 4.5 4.6 | Вязание мотивов | 23.11.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Работа по схеме соединение мотивов. Изготовление по образцу |
23. 24. | 4.7 4.8 | Вязание мотивов. | 30.11.19 | 2 | 0.5 | 1,5 | 2 | Работа по схеме соединение мотивов. Изготовление по образцу |
25. 26. | 4.9 4.10 | Вязание мотивов. | 6.12.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Работа по схеме соединение мотивов. Изготовление по образцу |
27. 28. | 4.11 4.12 | Вязание мотивов. | 13.12.19 | 2 | 0.5 | 1,5 | 2 | Работа по схеме соединение мотивов. Изготовление по образцу |
29. 30. | 4.13 4.14 | Вязание мотивов. | 20.12.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Работа по схеме соединение мотивов. Изготовление по образцу |
31. 32. | 4.15 4.16 | Вязание мотивов. | 27.12.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Работа по схеме соединение мотивов. Изготовление по образцу |
33. 34. | 4.17 4.18 | Оформления работы | 17.01.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Стирка. Оформление кистями |
5 | Сумка | 14 | 5 | 9 | ||||
35, 36. | 5.1 5.2 | Работа с литературой. | 24.01.19 | 2 | 2 | 2 | Работать с литературой. Создание эскиза Подбор пряжи, инструмента | |
37. 38. | 5.3 5.4 | Изготовление изделия | 31.01.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Выполнение модели. вязать в соотвецтвий выбранной схемы квадрату, кругу и овалу. |
39. 40. | 5.5 5.6 | Изготовление изделия | 7.02.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Выполнение модели. вязать в соотвецтвий выбранной схемы квадрату, кругу и овалу |
41. 42. | 5.7 5.8 | Изготовление изделия | 14.02.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Выполнение модели. вязать в соотвецтвий выбранной схемы квадрату, кругу и овалу |
43. 44. | 5.9 5.10 | Изготовление изделия | 21.02.19 | 2 | 0,5 | 1.5 | 2 | Выполнение модели. вязать в соотвецтвий выбранной схемы квадрату, кругу и овалу |
45. 46. | 5.11 5.12 | Изготовление изделия | 28.02.19 | 2 | 0.5 | 1,5 | 2 | Выполнение модели. вязать в соотвецтвий выбранной схемы квадрату, кругу и овалу |
47. 48. | 5.13 5.14 | Оформление модели | 6.03.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Пришивание деталей изделия, стирка. |
6 | Кофта | 20 | 6,5 | 13,5 | ||||
49. 50 | Работа с литературой. | 13.03.19 | 2 | 2 | 2 | Разрабатывать творческие эскизы вариантов изделий, Определение способов декоративной отделки. | ||
51. 52. | Выполнение модели | 20.03.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Мерки. Расчет конструкции.. Создание своей модели. Подбор пряжи, инструменты, рассчитать петли | |
53. 54. | Выполнение модели | 3.04.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Построение чертежа основы выкройки кофты. | |
55. 56. | Выполнение модели | 10.04.19 | 2 | 0.5 | 1,5 | 2 | Выполнение модели. вязать в соотвецтвий выбранной схемой | |
57. 58. | Выполнение модели | 17.04.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Выполнение модели. вязать в соотвецтвий выбранной схемой | |
59. 60. | Выполнение модели | 24.04.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Выполнение модели. вязать в соотвецтвий выбранной схемой | |
61. 62. | Выполнение модели | 1.04.19 | 2 | 0,5 | 1.5 | 2 | Выполнение модели. вязать в соотвецтвий выбранной схемой | |
63. 64. | Выполнение модели | 8.05.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Выполнение модели. вязать в соотвецтвий выбранной схемой | |
65. 66. | Выполнение модели | 15.05.19 | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 | Выполнение модели. вязать в соотвецтвий выбранной схемой | |
67. 68. | Оформление модели | 22.05.19 | 2 | 0.5 | 1.5 | 2 | Соединять и оформление деталей. Элементы украшения вязаных изделий Влажно тепловая обработка | |
69. 70. | Итоговое занятие | 29.05.19 | 2 | 2 | 2 | Выставка изделий. |
Содержание рабочей программы
Первый год обучения
Вводное занятие 2ч
Знакомство с курсом. История ручного вязания. Особенности вязания крючком. Материалы и инструменты. Инструктаж по технике безопасности.
Основные приемы вязания крючком 6ч
Воздушные петли 2ч
Цепочка из воздушных петель. Закрепление ряда. Провязывание полстолбика. Вязание образцов. Провязывание столбиками без накида. Тренировочные упражнения: цепочка из воздушных петель, столбики без накида. Первоначальное понятие о схеме вязания. Полу столбик Столбики с одним ,двумя и тремя накидками 2ч
Изучение условных обозначений. Виды столбиков. Изучение столбика с 1 накидом, с 2 накидами, с 3 накидами. Провязывание образцов с одним видом столбика, с двумя, с тремя. Вязание образцов по заданным схемам.
Самостоятельная работа 2ч
Провязывания изделия по желаемому образцу с применением воздушных петель и столбиков с различными накидами.
Простые узоры 6ч
Узор «Веер» «Лапки»2ч
Основные правила вывязывания узоров.
Растительные узоры 2ч
Изучение схем листик цветок, кружок, дерево Провязывание образцов по схеме. Зарисовка схем.
Свободный узор с применением всех столбиков.2ч
Выбор и разбор схемы вязания с применением всех взятых образцов вместе.
Вывязывание различных геометрических форм
Округлые формы2ч
Разбор схем круг, овал, отличительные особенности вывязывания каждой из них. Подбор крючка в соотвецтвии схемы. . Вязание образцов по заданным схемам.
Прямые формы: квадрат ,прямоугольник 4ч
Технология вязания образца прямоугольной формы. Самостоятельное провязывание прямоугольного образца столбиком без накида Особенности провязывания полотна квадратной формы. Вязание образцов по заданным схемам.
Игрушки 20ч
Карандашница 6ч
Применение карандашницы в быту. Декоративность карандашницы за счет ее стилизации под игрушечную собачку. Знакомство с технологией изготовления изделия, состоящего из нескольких деталей. Подбор пряжи, изготовления каркаса.
Провязывание каждой детали по схеме. Сборка деталей. Оформление игрушки-сувенира.
Вязание объёмных игрушек: Обезьяна, собака.14ч
Изготовление по образцу сказочных героев. Выбор схемы. Подбор пряжи в соответствии с цветовой гаммой, разборка схемы изготовления.
Расчет петель, изготовления выкройки. Вывязывания основных деталей. Набивка оформление игрушки.
Самостоятельное изготовление игрушки по воображению. Выбор схемы Подбор пряжи в соответствии с цветовой гаммой, разборка схемы изготовления, изготовления каркаса, зарисовка выкройки.
Уютный дом28ч
Игольница 4ч
Ее основное предназначение в быту. Изучение описания изготовления подделки. Разбор и прочтение схем. Подбор пряжи ,зарисовка выкройки.
Вязание игольницы по выбранной схеме. Декоративное оформление подделки.
Декоративные прихватки.6ч
Их функциональное использование в доме. Изучение описания работы, схем. Изготовление одного из предметов на выбор детей Подбор пряжи, работа по выбранной схеме
Салфетки.6ч
Вязание по готовым схемам и по схемам составленным самостоятельно. Различные виды декорирования салфеток. Начальное понятие о декоративной композиции.
Вязание цветов для декораций интерьера 6ч
Выбор схемы изготовления цветов. Подбор пряжи, работа по выбранной схеме. Изготовления цветов. Составление композиций их них по цвету, по размеру, по форме составления самостоятельной композиции из цветов.
Вязание ваз для украшения интерьера 6ч
Закрепление основных приемов вязания крючком при изготовлении ваз. Подбор пряжи, работа по выбранной схеме. Изготовление вазы на выбор детей. Придание вазам формы.
Итог 2ч
Предложить учащимся прорекламировать свое изделие, поделиться приобретенным опытом по пройденному курсу.
Второй год обучения
Вводное занятие 2ч
Знакомство с курсом. Техника безопасности. Материаловедение. Повторение условных обозначений и основных приемов вязания крючком.
Повторение основных приемов вязания 4ч
Цепочка из воздушных петель – настенное панно. 2ч
Провязывание столбиками без накида. Тренировочные упражнения: цепочка из воздушных петель, столбики без накида. Первоначальное понятие о схеме вязания. Изучение условных обозначений. Создание эскиза, выбор основы, изготовление элементов панно, сборка. Столбик без накида, столбик с накидом. Обложки для книг, тетрадей. Выбор материала, создание эскиза.
Самостоятельное выполнение модели.2ч
Первоначальное понятие о схеме вязания. Правило круговой вязки, «травка». Вогнутые и выпуклые столбики. «Клубочная» выполнение в виде плетенной корзинки. Провязывание столбиками без накида. Тренировочные упражнения: цепочка из воздушных петель, столбики без накида.
Носки 8ч
Выбор модели, пряжи.2ч
Подбор пряжи, определять свойства пряжи. Выбор модели Расчет петель.
Резинка 1х1 или 2х2 .2ч
Работать по описанию модели. Вязание резинки утопающей и возвышающейся петлей.
Вязание носков 4ч
Вытягивание отверстия для пятки. Провязывания ступни. Оформления мыска, стирка.
Вязание по схеме мотивов16ч
Накидка из мотивов. 2ч
Выбор изделия. Начальное понятие о декоративной композиции. Подбор пряжи в соответствии с цветовой гаммой выбор схемы функциональное использование в доме.
Вязание мотивов.12ч
Зарисовка эскиза. Работа по схеме соединение мотивов. Изготовление по образцу
Выравнивания столбиков разной высоты. Сокращение столбиков в верхнем положение.
Оформления изделия.2ч
Соединение деталей обметочным швом Влажно тепловая обработка
Сумка 12ч
Работа с литературой подбор схемы и пряжи 2ч
Изучения различных схем подбор пряжи с применением цветовой гармоний. Расчет петель
Изготовления изделия 8ч
Вязание сумок большого и малого размера с использованием основных приемов (воздушные петли, полу столбик, столбик с двумя и тремя накидами). Самостоятельный выбор схемы вязания сумки. Подбор пряжи. работа по выбранной схеме. Изготовления изделия.
Оформление изделия 2ч
Сшивание сумки удаления ненужных нитей. Элементы украшения вязаных изделий Влажно тепловая обработка.
Кофта 24ч
Работа с литературой2ч
Просмотр журналов и выбор схемы и пряжи. Снятие мерок. Расчет петель.
Конструирования Моделирование изделия.2ч
Мерки. Расчет конструкции. Определение способов декоративной отделки. Построение и изменения чертежа основы выкройки кофты и рукава.
Вывязывание переда и спинки.16ч
Работа по сделанной схеме. Вывязывания переда с применениям убавления и прибавления петель горловины и проймы в соотвецтвий с выкройкой.
Вывязывание вшивного рукава.2ч
Расчет петель Работа по сделанной схеме Вывязывания рукава, Оформление оката рукава. Прибавления и убавления петель. Ажурная вязание.
Соединения деталей 2ч
Совмещения швов. Соединение деталей переда, спинки, рукава, обметочным швом. Исправления всех недочётов. Влажно тепловая обработка.
Итоговое занятия.2ч
Предложить учащимся прорекламировать свое изделие, поделиться приобретенным опытом по пройденному курсу.
Предполагаемые результаты:
1-ый год обучения
Учащиеся должны знать:
- Историю техники вязания крючком;
- Правила поведения, правила техники безопасности;
- Виды инструментов и материалов, используемых для вязания крючком;
- Условные обозначения, понятие «раппорт»;
- Основные приемы набора петель и вязания крючком.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе с крючком, ножницами;
- правильно пользоваться крючком, ножницами;
- правильно читать условные обозначения;
- подбирать материалы для вязания;
- выполнять основные узоры;
- свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту.
2-ой год обучения
Учащиеся должны знать:
- Правила поведения, правила техники безопасности;
- Особенности вязания продольных и поперечных кружев;
- Понятие «прошва»;
- Современные тенденции в моде вязаной одежды;
- Особенности ухода за вязаной одеждой;
- Понятие пестрое вязание, способы замены нитей;
- Понятие орнамент, способы его выполнения;
- Виды украшения вязаных изделий;
- Понятия «пропорции фигуры», «выкройка-основа», «контрольный образец»;
- Особенности кругового объемного вязания;
- Особенности снятия мерок и особенности расчета для вязания носок перчаток, варежек, шапочек;
- Последовательность выполнения деталей изделия;
- Особенности сборки изделия, виды швов.
Учащиеся должны уметь:
- Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе;
- Вязать продольные и поперечные кружева;
- Вязать в брюггской, филейной и ирландской технике.
- Вязать узоры в технике пестрого вязания;
- Выполнять орнамент;
- Изготовливать помпоны, кисти, шнуры, вязать цветы;
- Снимать мерки и выполнять расчет для вязания носок, перчаток, варежек, шапочек;
- Вязать носки, перчатки, варежки, шапочки;
- Вязать по выкройке и по расчету;
- Определять плотность вязания;
- Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами при вязании вещей;
- Правильно соединять элементы между собой, выполнять швы различных видов;
- Выполнять заключительную отделку готовых изделий
Методическое обеспечение программы
При реализации программы используются технологии, адекватные целям и задачам.
Программа учитывает возрастные психологические и психофизические особенности детей. Занятия вязанием становятся одним из средств преодоления кризисов и противоречий, активного приобщения детей к самовыражению и самореализации в индивидуальной и коллективной деятельности.
Содержание образовательной программы и реализующие ее педагогические технологии ориентированы на зону ближайшего развития. В этой связи принципиально важным является психологическая и педагогическая диагностика индивидуальных личностных особенностей детей (темперамента, психических познавательных процессов, коммуникативных склонностей, способностей, интересов и др.), обученности (уровня знаний, умений и навыков опыта творческой деятельности). С этой целью используются методы диагностики: анкетирование, тестирование, наблюдение, изучение творческих работ.
Полученные данные становятся основой для осуществления педагогом дифференцированного и индивидуального подходов к организации образовательного процесса, а обучающиеся получают необходимую информацию для самоанализа и самопознания.
Важными условиями творческого самовыражения детей выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора и успешности в обучении. Детям предоставляется право выбора изделий в рамках изучаемого содержания и способов их изготовления.
Педагогические технологии ориентированы на сотрудничество с обучающимися, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей – то есть на все, что способствует творческому самовыражению обучающихся.
Основными формами организации занятий являются индивидуальная, в малых группах, а так же работа со всей группой.
Ведущие методы обучения: инструктивно-репродуктивный, информационно-рецептивный, эвристический.
Путем инструктивно-репродуктивных методов формируются навыки и умения по применению полученных знаний на практике. Деятельность воспитанников по воспроизведению действий по образцу организуется с помощью инструктажа и заданий (инструктаж групповой и индивидуальный).
При информационно-рецептивных методах обучения информация передается от педагога к детям в виде рассказа, сообщения, объяснения с применением наглядных средств ( схем, образцов, готовых изделий; демонстрации приемов). Информационно-рецептивные методы – одни из наиболее экономных способов передачи знаний применяются при изучении самого разного материала и предшествуют репродуктивным.
Эвристические методы обучения основаны на беседах, диалогах, дискуссиях. Беседа состоит из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути к решению проблемы и требует от воспитанников не только воспроизведения своих знаний, но и осуществления небольшого поиска.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуации успешности, радости от преодоления возникших трудностей в освоении изучаемого материала и выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения хода выполнения заданий, образцов, изделий; поощрение, создание положительной мотивации, выставки работ (например, тематические, мини - выставки).
Поддержанию интереса к занятиям служат игры на тему вязания, которые разрабатываются педагогом. На занятиях широко используются наглядные пособия, методические разработки, образцы изделий, чертежи, схемы.
С целью расширения кругозора детей и углубления знаний по предмету организуются экскурсии на выставки декоративно-прикладного искусства, в музеи, и т.д.
Поскольку заниматься вязанием чаще всего приходят не уверенные в себе, некоммуникативные девочки, для них общение со сверстниками приобретает первостепенное значение. В образовательном процессе используются игры и игровые приемы, направленные на развитие памяти, внимания, мелкой моторики рук, логического мышления.
Задачи самообразования и самовоспитания детей решаются через изучение журналов по вязанию, обзор книг по профилю.
Механизмы оценки получаемых результатов.
Контроль знаний и умений обучающихся является обязательным условием процесса. Проверка знаний и умений направлена не только на оценку теоретических знаний, но и на практические умения. Для оценки результативности учебных занятий применяются входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся в форме устного опроса, собеседования.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала посредством творческих заданий, индивидуального собеседования, викторин, конкурсов, кроссвордов, постоянно действующих выставок с периодическим обновлением экспонатов. Учитывая психологические особенности младшего школьного возраста, контроль осуществляется с помощью игровых методов.
Итоговый контроль – итоговые занятия один раз в полугодие, тематические и персональные выставки работ воспитанников, конкурсы.
Литература для педагога:
1. Волшебный клубок. Узоры для вязания крючком и спицами. - М.: АСТ, 2013. - 633 c.
2. Вязание крючком различных изделий. - М.: АСТ, Сталкер, 2008. - 917 c.
3. Вязание крючком. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2013. - 191 c.
4. Джонс, Сьюзи Вязание крючком для начинающих / Сьюзи Джонс. - М.: "Издательство АСТ", 2004. - 192 c.
5. Жук, С. М. Вязание крючком / С.М. Жук. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 944 c.
6. Паулин, Тернер Вязание крючком для начинающих / Тернер Паулин. - М.: Астрель, АСТ, 2013. - 116 c.
7. Буткевич Л.М. История орнамента : учеб. пособие. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 267 с,
8. Пантелеев Г. Н. и др. Декоративное искусство - детям. Пособие для воспитателя ст. групп дет. сада. М., «Просвещение», 1976 г.
Литература для детей:
- Журналы по вязанию крючком и спицами.
- Тарасенко, С.Ф. Забавные поделки / С.Ф. Тарасенко. - М.: Просвещение, 1992. – 200 с.
- Еременко, Т.И. Кружок вязания крючком / Т.И. Еременко. - М.: Просвещение, 1984. – 169 с.
- Фомичева, Э.А. Начинаем вязать крючком и спицами». -М.: Просвещение, 1991. – 212 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка»
Программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка»...
рабочая программа по внеурочной деятельности"Волшебный мир оригами"
рабочая программа для учащихся 1-4 классов.ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» для 1 класса
Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.Задачи:– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.–...
Внеурочная деятельность "Волшебный мир оригами"
Разработка программы с пояснительной запиской внеурочной деятельности для 1-4 классов (ФГОС)....
Программа курса внеурочной деятельности «Волшебный пластилин»
Программа курса внеурочной деятельности «Волшебный пластилин»...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР НИТОК»
Программа, тематическое планирование...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебный батик"
Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей с...