Программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка»
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) по теме
Программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_kistochka.doc | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка»
I.Пояснительная записка
Искусство — форма познания мира. Изображая мир, люди учатся его понимать.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Заниматься с ребёнком художественной деятельностью — это значит активно способствовать его всестороннему гармоничному развитию. Задача программы - развивать ручную умелость детей через самые разнообразные движения. Наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Уровень развития речи детей напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. И поэтому стимулировать речевое развитие рекомендуется путём активных движений пальцев. Изобразительное искусство — универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького ученика.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования изучение изобразительного искусства в начальной школе должно быть направлено на достижение следующих целей: развитие способности к творческому самовыражению; освоение первичных знаний о мире пластических искусств; овладение умениями, навыками, способами художественной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства; знакомство с героическим прошлым России, ее культурой и историей, воспитание любви к родной природе, своему народу, Родине.
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству, направлена на формирование духовной культуры средствами художественно - творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Программа «Волшебная кисточка» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно – творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Цель данной программы – состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства, формировать художественную культуры у учащихся как неотъемлемую часть культуры духовной.
Целью курса является обще эстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.
Цель определяет следующие задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- Художественно - эстетическое воспитание учащихся, развитие их творческих способностей и вкуса;
- расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в жизни общества;
- влияние декоративно - прикладного искусства на жизненную среду человека;
- приобщение детей к наследию русского народного искусства и его традициям;
- развитие образного мышления, воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира;
- развитие творческой фантазии, индивидуальности и воображения;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно, использовать термины, формировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
- формировать у учащихся нравственно - эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формировать художественно - творческую активность школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
- расширение художественно-эстетического кругозора;
- приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
- освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
- создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
- освоение простейших технологий дизайна и оформления;
- воспитание зрительской культуры.
1.1. Общая характеристика курса.
Содержание программы «Волшебная кисточка» полностью соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования и уровнем образовательной программы по изобразительной деятельности.
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ребёнка средствами курса изобразительного искусства. Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати – двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в тоже время у многих из них существуют проблемы с эмоционально – образным мышлением и восприятием красоты мира.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
1.2. Описание курса «Волшебная кисточка».
Программа построена содержательными блоками, охватывающими как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получат не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениями о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.
По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, театры, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников, композиторов, артистов.
Важнейшим средством приобщения к художественной культуре являются художественные знания, умения и навыки. Яркие, красочные задания позволяют освоить многие художественные материалы (цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, акварель, гуашевые краски). В заданиях, наравне с индивидуальными формами работы, вводятся формы коллективной работы над общим панно. Коллективное творчество обучает ребят к сотрудничеству, умению договариваться, лучше понимать собственные намерения, создает общую атмосферу совместного игрового действия. Но главное - это радость результата, а также отсутствие безуспешных работ.
II. Результаты изучения курса программы «Волшебная кисточка»
Предметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.
- Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
- Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
- Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером и пр.), а также декоративного искусства и дизайна;
Личностными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться работать по предложенному плану;
- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а). донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
б). оформить свою мысль в устной и письменной форме;
- уметь слушать и понимать речь других;
- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях изобразительного искусства и следовать им;
- учиться согласованно, работать в группе:
а). учиться планировать свою работу в группе;
б). учиться распределять работу между участниками проекта;
в). понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г). уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
III. Содержание курса программы
1. Живопись. Дать начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, портретов, натюрмортов, бытовых сцен, сказочных животных, птиц, растений, трав.
2. Графика. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
3. Скульптура. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4. Аппликация. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами: с засушенными цветами, травинками. Что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например, с фантиками, обёртками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
5. Бумажная пластика. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
6. Работа с природными материалами. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержанием учебных задач.
IV. Тематическое планирование курса «Волшебная кисточка»
1 класс - 33 часа в год (1 раз в неделю)
Внеурочное занятие (тема, название) | Формы организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые умения |
1. Кто такой художник? Чем и как работают художники? | Рассказ, беседа, диагностика уровня и характера дошкольной подготовки. | Объяснительно – иллюстративная. | Индивидуальная, изображение радостного солнца. | Знать форму изображения солнца. Уметь рассказывать о своём настроении, рисовать форму круга (окружности). Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию. |
2. Учимся наблюдать, видеть, примечать красоту вокруг себя. | Экскурсия, рассказ, беседа, наблюдения, сбор природного материала. | Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. | Коллективная, индивидуальная. Практическая (сбор материала) | Умение слушать, наблюдать, работать индивидуально по заданию учителя. Учить высказывать своё отношение к природе осени. Развитие композиционного мышления и воображения, творческого личностного саморазвития. |
3. Цветоведение (основные цвета и их оттенки) | Рассказ, беседа, наглядность (цветовой модуль) | Объяснительно – иллюстративная. | Индивидуальная, изображение, работа по заданному алгоритму. | Умение участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение. Развитие чувства эстетического вкуса. |
4. Изображать можно и пятном. | Рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра «Сказка про превращения пятна в образ» | Объяснительно – иллюстративная, частично-поисковая, игровая. | Индивидуальная, изображение зверушки из произвольно сделанного краской пятна. | Уметь пользоваться языком изобразительного искусства, применять основные средства художественной выразительности (пятно) в рисунке на плоскости. Уметь воплощать замысел в своей работе, решать творческие задачи на уровне импровизаций, участвовать в диалоге, совместно обсуждать, анализировать произведения, работы. |
5. Изображать можно и пятном. Волшебные краски осеннего дерева. | Коллективная работа, рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. | Объяснительно – иллюстративная, частично-поисковая, игровая. | Коллективная работа, изображение осеннего леса. | Уметь пользоваться языком изобразительного искусства, применять основные средства художественной выразительности (пятно) в рисунке на плоскости. Уметь воплощать свой замысел в коллективной работе, участвовать в диалоге, совместно обсуждать, анализировать произведения, работы. |
6. . Изображать можно линией. | Рассказ, беседа, наглядные пособия. | Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. | Индивидуальная, изображение рисунка линией на тему «Расскажи нам о себе» | Уметь применять основные средства художественной выразительности на основе собственного замысла, использовать художественные материалы (карандаш, фломастер), участвовать в диалоге. |
7. Изображать можно в объёме. | Беседа, наглядные пособия, демонстрация, игра. | Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая. | Индивидуальная, лепка птицы из целого куска пластилина. | Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания. Умение участвовать в диалоге. |
8. Разноцветные краски осени «Волшебный ковёр красок». | Рассказ, наглядность. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, поисковая. | Индивидуальная, изображение. | Развитие первичных навыков рисования по памяти и воображению. Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства. |
9. Художники и зрители. Выставка работ. | Беседа, наглядные пособия. | Объяснительно-иллюстративная, поисковая. | Фронтальная, выставка. | Умение вступать в общение с произведением искусства, участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников. Умение узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В.М.Васнецов). |
10. Изображать можно то, что невидно. | Рассказ, беседа, наглядные пособия. | Объяснительно-иллюстративная, поисковая. | Индивидуальная, изображение музыки-создание образов, контрастных по настроению музыки. | Умение передавать настроение в творческой работе с помощью тона и композиции. Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства, умение участвовать в диалоге. |
11. Мир полон украшений. | Рассказ, беседа, наглядность, игра. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. | Индивидуальная, изображение сказочного цветка (по воображению). | Развитие навыков рисования по воображению. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства. |
12-13. Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях. Симметрия, симметричность. | Рассказ, беседа, наглядность. | Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая. | Индивидуальная, украшение крыльев бабочки. | Знание понятия о симметрии. Умение использовать художественные материалы для графического изображения (гелевая ручка), создавать творческие работы на основе собственного замысла. |
14-15. Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. Аквариум. | Рассказ, беседа, упражнения, наглядность. | Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая. | Индивидуальная, украшение рыбки узорами чешуи. | Умение строить коипозиции, использовать художественные материалы (гуашь, фломастеры). Начальное овладение техникой монотипии. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства. |
16-17. Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Анималисты. | Рассказ, беседа, наглядность, демонстрация. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. | Индивидуальная, изображение нарядной птицы. | Умение решать творческие задачи на уровне импровизации, знать понятие орнамент. Умение участвовать в диалоге. |
18. Как украшает себя человек. | Рассказ, беседа, наглядность. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная. | Индивидуальная, изображение любимых сказочных героев и их украшений. | Умение строить композиции, создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства. |
19-20. Создаём праздник сами. Проект. | Беседа, наглядность, демонстрация. | Репродуктивная. | Индивидуальная, коллективная. | Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном произведении, умение участвовать в диалоге, работать в группе. |
21. Народные промыслы России. Городецкая роспись, орнамент. | Беседа, наглядность, демонстрация. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. Презентация. | Индивидуальная, изображение узора. | Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Уметь создавать из элементов росписи композицию. |
22. Идём в музей (виртуальная экскурсия). Третьяковская галерея. | Наглядность, демонстрация. | Объяснительно-иллюстративная. Презентация | Индивидуальная, коллективная, диалог, обсуждение. | Знать в общих чертах историю Третьяковской галереи (произведения и авторов известных полотен). |
23. Народные промыслы: Филимоновская игрушка, Дымковская, Богородская игрушка. | Наглядность, демонстрация. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная. | Индивидуальная, изображение нарядной игрушки. | Уметь выполнять элементы росписи (филимоновская, дымковская, богородская). Уметь создавать из элементов росписи композицию. |
24. Постройки в нашей жизни. | Беседа, наглядность, демонстрация, игра. | Объяснительно-иллюстративная, поисковая, игровая. | Индивидуальная, изображение сказочного дома для себя и своих товарищей по воображению. | Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать художественные материалы. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства. |
25. Домики, которые построила сама природа. | Рассказ, беседа, наглядность, демонстрация, игра. | Репродуктивная, игровая. | Индивидуальная, лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов. | Умение использовать художественные материалы (пластилин), применять приёмы лепки с приставными деталями. Умение участвовать в диалоге. |
26. Всё имеет своё настроение. | Беседа, упражнения, наглядность. | Репродуктивная. | Индивидуальная, создание простых образов из простых геометрических фигур. | Уметь видеть конструкцию – построение предмета; использовать художественные материалы (бумага); применять навыки изображения в технике аппликации. Умение создавать творческие работы на основе собственного опыта. |
27. «Город, в котором мы живём». | Экскурсия в краеведческий музей. Беседа, рассказ. | Продуктивная. | Коллективная, индивидуальная. | Знать историю своего города, известных людей города (художников, поэтов, композиторов, героев ВОВ). |
28. «Город, в котором мы живём». | Беседа, наглядность. Коллективная работа. | Продуктивная. | Коллективная, создание панно «Город, в котором мы живём». | Знать жанр изобразительного искусства - пейзаж. Формирование представлений о пространственной композиции, умение воспринимать окружающий мир. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства. |
29. «Сказочная страна». Создание панно. | Беседа, наглядность, сказка. | Продуктивная | Коллективная работа, создание панно. | Формирование представлений о пространственной композиции, умение сформулировать замысел, участие в диалоге. Уметь использовать художественные материалы (бумага); применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах. |
30. Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В.М.Васнецова. | Беседа, упражнения, наглядность. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная. | Индивидуальная, создание образов по памяти. | Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном произведении, умение участвовать в диалоге, работать в группе. |
31. Пропорции и форма различных садовых цветов. | Рассказ, беседа, упражнения, наглядность. | Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая. | Индивидуальная, изображение цветка ( с натуры или по памяти). | Умение слушать, наблюдать, работать индивидуально по заданию учителя. Учить высказывать своё отношение к нежным краскам весны. Развитие композиционного мышления и воображения, творческого личностного саморазвития. |
32. Урок любования. Умение видеть. | Беседа, демонстрация. | Продуктивная. | Фронтальная, экскурсия в природу, зарисовки. | Умение использовать художественные материалы (цветные карандаши); применять основные средства художественной выразительности в рисунке ( с натуры). Умение применять навыки зарисовок с натуры. |
33. «Здравствуй, лето!» | Беседа, наглядность. | Продуктивная. | Индивидуальная, создание композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы. | Знать жанр изобразительного искусства-пейзаж. Уметь использовать художественные материалы, применять основные средства художественной выразительности. Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавть творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных в природе. |
2 класс - 34 часа в год (1 час в неделю)
Внеурочное занятие (тема, название) | Формы организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые умения |
1 - 2. Три основные краски, строящие многоцветие мира. | Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, цветовой круг. | Объяснительно-иллюстративная, игровая. | Индивидуальная, изображение цветов (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. | Развитие композиционного мышления и воображения. Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. Различать основные и составные цвета. |
3- 4. Тёплые и холодные цвета в живописи. «Краски осеннего листа». | Рассказ, беседа, демонстрация наглядных иллюстраций, рисунок. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. | Индивидуальная, изображение природных стихий крупными кистями. | Развитие композиционного мышления и воображения. Умение различать основные и составные цвета и смешивать их с белой и черной краской. Различать жанры произведений изобразительного искусства – пейзаж. |
5- 6. Пастель и цветные мелки, их выразительные возможности. «Живая клякса». | Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. | Индивидуальная, изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению). | Овладение навыками построения композиции, создание творческих работ на основе собственного замысла, использование художественных материалов. Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников. |
7. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников». | Рассказ, беседа, презентация. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, парная. | Коллективная, индивидуальная. | Умение вступать в общение друг с другом по поводу произведений искусства. Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников |
8 -9. Выразительные возможности графических материалов. «Осенний лес. Мы рисуем осень». | Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра. | Объяснительно-иллюстративная, частично- поисковая. | Индивидуально – коллективная, изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению), коллективная композиция фриз. | Умение вступать в общение друг с другом по поводу произведений искусства. Умение передавать настроение в творческой работе с помощью линии, используя художественные материалы. Различать виды изобразительного искусства – графика. |
10 – 11. Рисование с натуры. Овощи и фрукты. «Натюрморт в творчестве художников». | Рассказ, демонстрация наглядных пособий, рисунок. | Объяснительно-иллюстративная, частично- поисковая. | Групповая, коллективная, индивидуальная. | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке с натуры. Учить рисовать с натуры. Иметь представление о натюрморте, особенности композиции в натюрморте. |
12. Беседа «Художники анималисты». | Наглядность, демонстрация. | Объяснительно-иллюстративная. Презентация | Индивидуальная, коллективная, диалог, обсуждение. | Различать элементарные основы изобразительного языка художников – анималистов. Иметь представление о художниках анималистах и их творчестве. |
13 -14. Рисование с натуры животных. Заяц, бабочка. | Беседа, наглядность, наглядные пособия. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. | Индивидуальная, изображение животных или зверей. | Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. |
15. Беседа «Художники – сказочники». | Наглядность, демонстрация. | Объяснительно-иллюстративная, наглядная. | Индивидуальная, коллективная, диалог, обсуждение. | Различать элементарные основы изобразительного языка художников – сказочников. Иметь представление о художниках сказочниках и их творчестве. |
16 -17. Русские народные сказки (добрый и злой образ). | Беседа, наглядность, наглядные пособия. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. | Индивидуальная, изображение сказочных героев (по памяти и представлению). | Использовать различные элементарные основы изобразительного языка художников – сказочников. Создавать композицию иллюстрирующую русскую сказку. |
18 -19. Изображение и реальность. | Беседа, упражнения, наглядные пособия. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная. | Индивидуальная, коллективная, диалог, обсуждение. | Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. |
20 -21. Изображение и фантазия. | Беседа, демонстрация, наглядные пособия. | Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная, | Индивидуальная, коллективная, диалог, обсуждение. | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе. |
22 -23. Украшение и реальность. | Беседа, рассказ, наглядные пособия, игра. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. | Индивидуальная, украшение закладки для книги узором заданной формы. | Умение применять знания об орнаменте: ритм, цвет, семантика элементов, использование художественных материалов. Умение вести диалог. |
24 -25. Постройка и реальность. «Подводное царство» | Беседа, рассказ, демонстрация. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. | Индивидуально-коллективная, конструирование из бумаги. | Развитие художественного объёмного – пространственного мышления. Применение основных средств художественной выразительности в конструктивных работах; использование навыка конструктивной работы с бумагой. |
26 -27. Постройка и фантазия. «Необычные здания». | Беседа, демонстрация, макеты. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. | Индивидуальная, групповая, конструирование фантастического города. | Умение участвовать в диалоге. Развитие художественного объёмного – пространственного мышления. |
28 -29. Все работаем совместно. | Беседа, демонстрация, технологические карты, наглядные пособия. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. | Индивидуальная, конструирование (моделирование) и украшение. | Умение выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии. Умение вступать в общение друг с другом. |
30 – 31. Выражение характера (мужской и женский образ). | Рассказ, беседа, наглядные материалы, демонстрация, игра. | Объяснительно-иллюстративная, частично – поисковая. | Индивидуальная. Изображение доброго и злого воина, противоположные по характеру женские сказочные образы. | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Узнавать отдельные произведения выдающихся художников. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства. |
32- 33. Изображение природы в разных состояниях. | Рассказ, наглядные пособия, демонстрация. | Репродуктивная, объяснительно – иллюстративная. | Индивидуальная, изображение контрастных состояний природы. | Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета и композиции, узнавать отдельные произведения выдающихся художников. |
34. «Лето, ах лето!» | Беседа, наглядность. | Продуктивная. | Индивидуальная, создание композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы. | Знать жанр изобразительного искусства-пейзаж. Уметь использовать художественные материалы, применять основные средства художественной выразительности. Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных в природе. |
3 класс - 34 часа (1 раз в неделю)
Внеурочное занятие (тема, название) | Формы организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые умения |
1-2. Твоя игрушка (создание формы, роспись). | Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Уметь создавать форму постройки, находить нужную информацию и пользоваться ею. Различать образцы игрушек Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, Полхов- Майдан. |
3-4. Посуда. | Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Иметь представление о работе мастера по изготовлению посуды: конструкция, форма, украшение, роспись. Учить расписывать посуду элементами хохломской, городецкой, дымковской росписи. |
5. Мамин платок. | Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Находить разнообразие художественной росписей платков. Учить отличать платок от ткани. Иметь представление об искусстве росписи тканей, составлять простейший орнамент. |
6 - 7. Обои, шторы в твоём доме, в твоей комнате. | Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Выделять роль художников в создании обоев, штор. Учить разрабатывать эскиз для создания образа будущей комнаты в соответствии с её назначением ( используя технику трафарета или штампа). |
8- 9. Книжка – малышка, любимому братишке (сестрёнке). | Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Понимать роль художника в создании книг, многообразие видов книг. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации. Находить различие и роль обложки, шрифта, буквицы. Уметь самостоятельно оформлять обложку, используя придуманный шрифт. |
10. Поздравительная открытка (декоративная закладка). | Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Учить выполнять простую графическую работу, различать виды графических работ. Знать различие литографии от линогравюры. Учить выполнять эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). |
11 – 12. Наследие предков: памятники архитектуры (виртуальная экскурсия). | Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная | Индивидуальная, парная. | Учить находить нужную информацию в разных источниках, и пользоваться ею. Уметь находить памятники, посвященные событиям Гражданской и Отечественной войны. Знать памятники города, места их нахождения. |
13 – 14. Витражи и витрины. | Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог, поступок. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Коллективная, парная. | Иметь представление о создании витража и витрин, их оформление по назначению и уровню культуры города. Уметь отличать различные по назначению и оформлению витрин. Учить составлять проект оформления витрины. |
15 -16. Парки, скверы и бульвары в моём городе. | Рассказ, диалог, презентация. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Коллективная, парная. | Учить работать с разными источниками информации и пользоваться ими. Знакомство с работой художника – архитектора. Познакомить с понятием ландшафтная архитектура; что работа художника – архитектора – работа целого коллектива. Уметь создавать коллективный проект. |
17. Ажурные ограды. | Рассказ, диалог, презентация. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Познакомить с разными инженерными формами ажурных сцеплений металла. Учить «конструировать» свои собственные ограды. |
18. Фонари на улицах моего города. | Рассказ, наглядные пособия, демонстрация. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Познакомить с разными инженерными формами и видами фонарей. Учить придумывать свои собственные фонари. Развитие художественного объёмного – пространственного мышления. |
19 - 20. Транспорт | Рассказ, диалог, презентация. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Познакомить с историей изобретения транспорта. Различать виды транспорта – воздушный, наземный и его эволюцию. Учить изображать разные виды транспорта. Учить работать с разными источниками информации и пользоваться ими. |
21 - 22. Художник и театр (образ театрального героя). | Рассказ, наглядные пособия, демонстрация. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Познакомить с историей возникновения античного театра и деятельностью художника, раскрывая сущность театрального слова, показать, в чем проявляется фантазия художника и зрителя. Учить создавать эпизод театральной сказки. |
23 -24. Театральные маски (злые и добрые). | Рассказ, наглядные пособия, демонстрация. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Знакомство с историей происхождения театральных масок. Показать роль художника в создании маски, об условности языка масок. Учить конструировать выразительные маски из бумаги (бумагопластика) и расписывать, подчёркивая её характер. |
25. Театр кукол. | Рассказ, диалог, презентация. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Находить отличие кукольного театра от других видов театра. Познакомить с перчаточным театром. Учить создавать в паре голову кукольного персонажа. |
26 -27. Афиша. | Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог, поступок. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Знакомство с работой художников – графиков, с театральным плакатом; назначение афиш. Умение создавать эскиз афиши групповой или индивидуально без помощи учителя. Учить работать с разными источниками информации и пользоваться ими. |
28. Музей моего города (виртуальная экскурсия). | Рассказ, диалог, презентация. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, парная. | Коллективная, диалог, обсуждение. | Знакомство с историей создания городского музея, усадьбы Лыжина. |
29 -32. Картина –натюрморт, картина – портрет, картины – пейзаж, картины исторические и бытовые. | Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог, поступок. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Учить работать с разными источниками информации и пользоваться ими. Знать отличие натюрморта, пейзажа, портрета. Знать выразительные средства выражения, о роли цвета. Уметь самостоятельно создавать картину определенного и заданного жанра. |
33. День Семьи. | Рассказ, диалог. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Коллективная, диалог, обсуждение. | Уметь использовать художественные материалы, применять основные средства художественной выразительности. Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. |
34. Художественная выставка достижений. | Рассказ, диалог. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Умение вести диалог, рассказывать о своих достижениях, готовя выставку работ. Учить быть объективными в оценке работ своих товарищей. |
4 класс - 34 часа в год (1 раз в неделю)
Внеурочное занятие (тема, название) | Формы организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые умения |
1 -3. Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир. | Беседа, вхождение в контекст проблем ученика, презентация. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, коллективная. | Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им. Отличать русскую избу от других строений, знать её устройство, украшение. Уметь создавать образ избы (коллективная работа). |
4 -6. Образ красоты человека. | Беседа, вхождение в контекст проблем ученика, презентация. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Иметь представление о красоте русского человека, традиционной народной одежде. Уметь создавать женский, мужской, народный образ. Знать особенности характера сельского труда, образы, связанные с ним, роль головного убора в народном костюме. Учить изображать сцену труда в крестьянской жизни. |
7 – 8. Народные праздники. | Беседа, вхождение в контекст проблем ученика, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Иметь представление о своеобразии русской природы, деревенской местности, её жителях, специфике их труда. Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им. Уметь применять выразительные средства для реализации своего замысла. |
9 – 10. Древнерусский город – крепость и его жители. | Упражнения, лекция, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Уметь изображать крепостные башни, ворота. Иметь представление о том, как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот. Знать понятия вертикаль, горизонталь. Учить изображать город – крепость на фоне пейзажа. |
11 -12 Древние соборы. | Упражнения, лекция, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Уметь объяснять, почему собор является смысловым центром города; лепить из пластилина макет храма (в группе). Различать конструкцию, символику частей храма, украшения храма. Уметь выполнять групповую работу, знать особенности соборной архитектуры, пропорции соборов. |
13 -14. Древнерусские воины – защитники. | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им. Иметь представление, как жили князья и его люди, как одевались. Уметь изображать древнерусских воинов. |
15. Города русской земли (виртуальная экскурсия). | Диалог, рассказ, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Знать старинные русские города: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Уметь отличать эти города. Находить конкретный образ и облик каждого из этих городов. |
16 – 17. Страна восходящего солнца (Япония). | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Познакомить с особенностями легких построек и конструкций Японии. Иметь представление об особенностях японской культуры: графичность, хрупкость. Уметь сравнивать бытовую постройку и храм – пагоду. Уметь изображать природу через детали (ветка, трава). |
18 -19. Образ художественной культуры Древней Греции. | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им. Уметь находить и изображать греческий храм. Определять значение искусства Древней Греции, образ греческой природы, Акрополь. |
20 -21. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Иметь представление об образах готических городов средневековой Европы, готические витражи. Уметь цветом передавать пространственные планы; конструировать объемные формы. Уметь различать сословное разделение людей, средневековые готические костюмы (вертикальные линии, удлиненные пропорции). Учить конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями. |
22 -23. Все народы воспевают материнство. | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Иметь представление о том, что в искусстве всех народов есть тема воспевания материнства. Учить изображать мать и дитя. |
24 -25. Все народы воспевают мудрость старости. | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Познакомить с тем, что красота – это эстетическая и духовная категория; лучшие черты характера бабушки и дедушки. Уметь найти хорошее в повседневной жизни стариков, изображать любимых бабушек и дедушек. |
26 -27. Сопереживание – великая тема искусства. | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Понимать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние, что унижение, угнетение человека следует понимать как нарушение гармонии и красоты жизни человека. Знать, что героическая тема в искусстве имеет большое место. Уметь изображать рисунок с драматическим сюжетом. |
28 -29. Герои, борцы, защитники. | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Иметь представление об основных памятных событиях: война 1812 года, Сталинградская битва. Уметь выполнять коллективную работу на военную тему. Знать героев войны 1812 года, Сталинградской битвы. Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им. |
30 -31. Юность и надежды. Искусство народов мира. | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Знать о воплощении темы детства и юности в искусстве всех народов. Иметь представление об основных сюжетах и темах детства, юности. Уметь выполнять коллективный коллаж., самостоятельно подбирать его сюжет. Учить изображать радость детства. |
32 -33. Праздник искусства. Заочное посещение музеев мира. | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им. Учить анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства. |
34. Здравствуй, лето! | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Коллективная. | Уметь использовать в работе все полученные знания. Уметь использовать художественные материалы (бумага, краска); применять основные средства художественной выразительности в работах. Умение вступать в общение друг с другом, вести диалог, договариваться друг с другом. |
V. Описание материально – технического обеспечения курса «Волшебная кисточка»
- Павлова О. В. Изобразительное искусство. 1- 4 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.
- Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
- Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
- Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
- Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.
- Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 – 4 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
- Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
- Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
- Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
- Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 – 4 кл. – М.: Просвещение, 2007г.
- Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 – 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.
- Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 1 класс. – М., Просвещение, 2009.
- Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 1 - 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.
- Компьютер, проектор, магнитофон, звукозаписи для проведения физминуток, репродукции произведений Васнецова, Ван Гога, Врубеля,Ацвазовского.
- Приборы для рисования: кисти, краски, гуашь, крандаши, гелевые ручки, цветная бумага.
- Наглядные таблицы по ИЗО для 1 – 4 класса (Основные цвета, Цветоведение, Тёплые и холодные цвета, Натюрморт, Пейзаж).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР НИТОК»
Программа, тематическое планирование...
программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"
Описание программы и ктп....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Волшебный мир математики"
Программа кружка «Волшебный мир математики» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).А...
Программа внеурочной деятельности Волшебный карандаш 1-4 классы
Основными видами деятельности обучающихся на занятиях данной программы являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (расс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности«Волшебный мир оригами»5 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности « Волшебный завиток ». (3-6 классы)
работа с бумагой в технике "квиллинг"...
Программа внеурочной деятельности «Волшебная математика»
Основная цель программы: создание условия для побуждения и развития устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям, развитие творческого и логического мышления, подготовке к олимпиадам и ...
Комментарии
Огромное спасибо за материал!
Огромное спасибо за материал!!!