Литературное краеведение в школе: от замысла к проекту
материал

Горюшкина Наталия Витальевна

Литературное краеведение в школе: от замысла к проекту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное краеведение в школе: от замысла к проекту

Поистине земля Орловская богата талантами в разных сферах человеческой деятельности. Литературное творчество яркое тому доказательство. Изучение писателей — орловцев невозможно ограничить рамками уроков литературы. Широкие возможности открывает в этом направлении внеурочная и кружковая деятельность. Мы реализуем программу внеурочной деятельности «Литературное краеведение» с 2015 2016 учебного года. Литературное краеведение — это источник патриотического, нравственного и духовного воспитания, которых зачастую недостаёт современной молодёжи. Программа кружка разрабатывалась с целью дать возможность обучающимся расширить свой жизненный опыт, приобщаясь к творчеству писателей и поэтовземляков, а также научить их продуктивной творческой деятельности, исследовательской работе. Главным критерием реализации программы, на наш взгляд, является практикоориентированность процесса обучения, которая достигается непосредственным общением школьников с известными людьми, их родными и друзьями, погружением в атмосферу их быта и творчества. Конечно, подобная работа начинается с детей гуманитарноориентированных, которым интересен урок литературы, Затем вовлекается большее количество школьников, сначала как пассивных наблюдателей, затем многие из них становятся сами участниками кружковой исследовательской работы.

С точки зрения методики работа происходит поэтапно. Первый этап — это выбор писателя, обусловленный разными причинами: юбилей писателя или книги, конкурс, спегшфика работы школы на конкретный период и т. д. Главное, чтобы работа имела реальную практическую значимость на этапе изучения. Дети получают задание познакомиться самостоятельно с биографией писателя, его произведениями в целом. Учитель обосновывает повод для изучения конкретного писателя, выслушивает мнение обучающихся. После обсуждения, учитель рекомендует или совместно с детьми выбирает произведение для изучения. Следующий этап — это посещение писателя, если это возможно, беседа, интервью, Это могут быть родственники и друзья писателей. Когда дети получили достаточный практический и эмоциональный опыт, мы на базе школы организуем различные по форме мероприятия: читательские конференции, краеведческий час- портрет, конкурсы чтецов поэзии и прозы, литературные гостиные, фольклорные путешествия,

посещение городских и региональных библиотек и музеев, Дети, совместно с родителями, вносят свой посильный вклад, согласно своим талантам и учебным потребностям. Следующим важным этапом является знакомство обучающихся с правилами написания и оформления печатных изданий малой формы, а таюке с

видами научных работ в целом. Координацию работы школьников осуществляет педагогическая сл удия «Мастерская успеха», в которую входит зав. школьным музеем Трубицына Т. Б., педагог-библиотекарь Потапенко Т. В., зав. цен яром интеллектуального развития «Научный калейдоскоп» Евсеева И. С. Самым нролуктивным этаном работы считаем, непосредственно, создание проекта: исследовательской работы, буклета, па.мятки, альманама, эссе, стихотворения, отзыва о прочитанном произведении и др. Наглялность занимает особое место в •тчзорческо.м процессе: презентация. рисунки к своим работам, кроссворды. Заключительным этапом работы является обобщение и распространение опыта на школьном, муниципальном. региональном и всероссийском уровне. Педагоги и обучающиеся принимают активное участие в разного рода конкурсных мероприятиях, отмечены наградными знаками разного уровня.

В школьной библиотеке предоставлено отдельное место (стеллаж и витрина) краеведческому фонду, который пополняется работами педагогов и обучающихся. Вышеобозначенная деятельность широко освещается локальыми средствами массовой информации (Принт ТВ, Ливенская газета, газета Уездный город, авторские видеоролики для различных целей).

В заключении хотелось бы отметить, что работа по литературному краеведению непростая, занимает много времени и у учителей и у школьников., однако она заслуживает внимания, т. к. позволяет не только школьникам развивать свой потенциал, но и учителю совершенствовать свои педагогические и профессиональные возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проекта «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения». Презентация "Усадьба Дорожаево"

Материал  «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения»  представляет собой презентацию "Усадьба Дорожаево" , созданную учащимися 8 класса в ходе работы над пр...

Реализация проекта «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения». Научно-исследовательская работа «Дворянское воспитание в XIX веке» (по материалам архива помещиков Ковровского уезда Владимирской губернии Чихачевых)

Научно-исследовательская работа  учащейся 8 класса  «Дворянское воспитание в XIX веке» (по материалам архива помещиков  Ковровского уезда Владимирской губернии Чихачевых), написанная в ...

Проект по литературе "Литературное краеведение"

Проект по литературе "Литературное краеведение"...

Педагогический проект "Литературное краеведение на уроках литературы".

Проект содержит разработанный собственный опыт включения материалов краеведения в уроки литературы....

Литературное краеведение в школе

Занятия литературным краеведением обогащают кругозор учащихся, способствует воспитанию любви к родному краю, своей малой Родине. Работа по литературному краеведению проводится в различных формах. Это ...

Литературное краеведение в школе: современное состояние, проблемы и «точки роста»

Основные нравственные качества человека закладываются в школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть свой город  растущим и расцветающим – все эти чувства в основном зависят от того...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Возможности литературного краеведения в формировании читательской грамотности обучающихся основной школы»

Чтение и работа с информацией – основное метапредметное универсальное учебное действие, которое в ситуациях деятельности и общения на протяжении всей жизни человека будет совершенствоваться. Лит...