Литературное краеведение в школе: современное состояние, проблемы и «точки роста»
статья по краеведению

Соболева Елена Валентиновна

Основные нравственные качества человека закладываются в школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть свой город  растущим и расцветающим – все эти чувства в основном зависят от того, как они были заложены в детях в этот период. Чем  глубже, ярче и содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенными будут они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, любовь к литературе своей «малой родине».

Обращение к литературному краеведению является основой для современных подходов к изучению творчества писателей, художественных текстов.  Изучение литературы родного края - это одно из важных направлений преподавания литературы в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_kraevedenie_maou_sosh_5.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение «Центр развития образования»

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Краеведческий музей»

Научно-практическая конференция

«Патриотическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности как средство формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения»

Литературное краеведение в школе: современное состояние,

проблемы и «точки роста»

Автор

Соболева Елена Валентиновна,

учитель русского языка и литературы,

 МАОУ «СОШ № 5»

Усть-Илимск, 2022 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………....3

Литературное краеведение. Современное состояние и  проблемы……………………4

«Точки роста»………………………………………………………………………………...5

Заключение……………………………………………………………………………………9

Введение

             Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. Школа призвана постепенно формировать у учащихся любовь к своей Родине, постоянную готовность к её защите, активную гражданскую позицию, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа педагогов по воспитанию у школьников гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого.

Актуальность

             Основные нравственные качества человека закладываются в школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть свой город  растущим и расцветающим – все эти чувства в основном зависят от того, как они были заложены в детях в этот период. Чем  глубже, ярче и содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенными будут они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, любовь к литературе своей «малой родине».

Обращение к литературному краеведению является основой для современных подходов к изучению творчества писателей, художественных текстов.  Изучение литературы родного края - это одно из важных направлений преподавания литературы в школе.

Цель: Распространение краеведческих знаний, формирование у детей любви к родному краю, городу и его творческому наследию, воспитание патриотизма и толерантности у подрастающего поколения.

Задачи:

  • Формирование интереса учащихся через книгу к истории родного края (популяризация чтения литературы по краеведению);
  • формирование и развитие краеведческих информационных потребностей у детей и подростков;  
  • воспитание культуры чтения у подрастающего поколения;
  • привлечение внимания к своему городу и краю,
  • воспитание уважения и любви к своей малой родине.

Литературное краеведение. Современное состояние и  проблемы.

         Литературное краеведение – изучение местной литературной жизни, биографии писателей, связанных с той или иной местностью («литературные места»), где писатель родился, жил, бывал и т. п.; литературных произведений и художественных образов, навеянных природой, историческими событиями, бытом и людьми того или иного края.

             В настоящее время литературному краеведению в школах уделяется, на мой взгляд,   недостаточно внимания. Если еще недавно в региональном компоненте были выделены на это часы и в школах учителя успешно внедряли курс «Писатели Восточной Сибири», то сейчас мы и этого лишились.   Целью   курса «Писатели Восточной Сибири» было как раз  формирование представлений об истории и культуре родного края; воспитание патриотизма на основе представлений о литературе и культуре родного края. Данный курс  

расширял и дополнял знания учащихся о литературном процессе, давал представление о жизни народностей региона как в прошлом, так и в настоящее время.

               В настоящее время, к сожалению, из обязательной школьной программы убрали часы на изучения творчества русского прозаика, поэта и философа XVIII века Александра Николаевича Радищева, мы перестали праздновать юбилейные даты писателей-земляков, да и интерес к ЕГЭ не мотивирует учащихся на изучение литературы родного края.

              Учителей русского языка и литературы данные факты не могут не настораживать. Как воспитать в ребенке настоящего гражданина и патриота своей страны, если он не знает истории и традиций своего края, если в нем спит чувство любви к своему городу, литературе и культуре своей малой родины. Ведь история и культура родного края составляют единое целое с историей и культурой всего народа, страны.

«Точки роста»

             Как же изменить непростую ситуацию, связанную с литературным краеведением в современной школе? Как и, самое главное,  за счет чего ввести эту работу в учебный процесс?

                 Один из способов – интеграция учебного материала по литературе с краеведческим с целью формирования у учащихся чувства единения с родной землей, местной литературой. Например, при изучении на уроках литературы средств художественной выразительности (эпитеты, олицетворения, сравнения и т.д.) можно использовать стихотворения писателей Восточной Сибири. А при изучении фольклора использовать наряду с программным материалом местный и т.п.

           Уроки внеклассного чтения тоже целесообразно проводить на краеведческом материале. Например, в 6 классе ребятам после изучения произведения М. Пришвина «Кладовая солнца» предлагается прочитать рассказ В.Распутина «В тайге над Байкалом». На уроке анализируем произведение,  сравниваем природу западной России и Восточной Сибири, ищем  сходства и различия, используя художественные средства выразительности.

           Использование литературного краеведения на уроках литературы предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса. Познавательный интерес является одним из главных мотивов учебной деятельности, возникающей в процессе обучения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к предмету познания, помогает им усвоить любой учебный материал. 

              Введение в учебный план часов внеурочной деятельности – еще один способ усилить краеведческую работу в школе. Теперь у ребят появляется дополнительная возможность  заняться изучением родного края, прикоснуться к наследию писателей Иркутской области.

              На таких занятиях у нас преобладают нестандартные формы работы: заочные экскурсии, проведение конкурсов, викторин, создание кластеров. Здесь ребята узнают о  Марке Сергееве,  Анатолии Шастине, Геннадии Михасенко  и многих других наших писателях-земляках.

Многие книги сибирских писателей, написанные достаточно давно, как никогда стали актуальны в наши дни. Например, повесть Геннадия Машкина «Синее море – белый пароход» (о дружбе русских и японских детей на о. Сахалин)

Леонид Бородин «Год чуда и печали» (замечательная сказочная повесть о Байкале)

               Прекрасным подспорьем для учащихся 1-6 классов стал журнал «Сибирячок», выпускаемый в г. Иркутске. В журнале публикуются произведения литературной классики и современная проза для детей, устное народное творчество народов Сибири, драматургия,  краеведческие материалы, сказки, приключения, стихи и комиксы, игры, инструкции для поделок, кроссворды, ребусы, загадки, песни.

               К каждому номеру журнала прилагаются тематические вкладки: серия карт Сибирячка «Мир дикой природы» («Первоцветы Байкала», «Пернатые жители зимнего леса», «Живые цветы Байкала», «Гости весеннего леса», «Млекопитающие Восточной Сибири», «Дикорастущие ягоды Сибири»); «Детские писатели Сибири», «Сибирь мастеровая», а также вкладки, посвященные народной культуре и традициям. Тематические вкладки – это своеобразная проверка знаний, которые ребята получили из очередного выпуска журнала.

                Редакция журнала периодически проводит различные литературные квесты, викторины, творческие конкурсы, в которых ребята нашей школы активно принимают участие.

        В начальной школе ведутся занятия внеурочной деятельности «Наш друг – журнал «Сибирячок». Опыт сотрудничества школы с журналом представлен в 2021 году на творческой мастерской «Читаем с Сибирячком», организатор - ОГБУК «Редакция журнала «Сибирячок», 16.11.2021 г.

             Изучение учащимися 5-8 классов курса ОДНКНР (Основы духовно-нравственной культуры народов России) по региональной программе, разработанной ГАУ ДПО ИРО. – еще одна возможность для краеведческой работы. Ребята, в первую очередь изучают культуру, обычаи и традиции Восточной Сибири. Результаты этой работы – призовые места в олимпиаде по МХК и конкурсе «Искусство Отечества», который ежегодно организует и проводить городская Картинная галерея.

               Еще одним шагом по вовлечению детей в литературную краеведческую деятельность стало создание дополнительных секций (по краеведению) на научно-практической конференции (в разные годы) «Усть-Илим, твои ветры в дорогу зовут!», организуемых нашей школой.

Например, на секции медийного направления ребята демонстрировали свои буктрейлеры, видеоролики, видеопрочтения по произведениям писателей Иркутской области:  

- буктрейлер «Публицистика Распутина. Книга очерков «Сибирь, Сибирь…» (2 место).  Видеоролик  рассказывает об особенностях сибирского региона, его неописуемой красоте и богатстве. Невольно, с одной стороны,  возникает чувство гордости за родной край, с другой – ощущается некое чувство грусти.   Главная мысль – «хозяина бы тебе, хозяина…».

- Художественное видеопрочтение « … Людей должна помнить та земля, где они жили» по повести В. Распутина «Прощание с Матерой» (призер)

ТЕМЫ исследовательских работ на НПК «Усть-Илим, твои ветры в дорогу зовут!», секция «Краеведение»

- «Моя родословная. Петровы из рода П.П. Петрова, сибирского партизана и писателя»(призер)

- «Гордись! Ты строишь Усть-Илимскую ГЭС» (Г. Михасенко «Пятая четверть») (победитель)

«…От рожденья мне, видимо, в кровь беспокойство вливает Россия!»  (о поэте М. Рябикове) (победитель)

- «Я умею видеть то, мимо чего мы можем пройти». Поэтический мир М.М. Рябикова» (победитель)

- «Усть-Илим – судьба, мечта и счастье» (о поэте М.М. Рябикове) (призер)

-  «Утесы Николая Туркова» (призеры)

 - «Я родом из Усть-Илимска» (Максим Сергеевич Сафиулин) (победитель)

- «Максим Сафиулин и его социально-культурная деятельность» (победитель)

- «Добрые книги Владислава Огаркова» (призер)

- «История забытых книг (Н.С. Клестов-Ангарский)»

- «Образ дома в произведениях В.Г. Распутина» (победитель)

-« Концепт души в рассказах В.Г. Распутина» (призер)

- «Публицистика В.Г. Распутина. Книга очерков «Сибирь, Сибирь…»» (призер)

- «Жизнь и судьба: к 270-летию со дня рождения Александра Николаевича Радищева» (призер)

- «Деятельность А.Н. Радищева в Илимском остроге» (победитель)

               Учащиеся школы все чаще  стали выходить  на НПК «Шаг в будущее» с работами по литературному краеведению:

- «С чего начинается Родина» (призер)

История создания города.  «Письмо на Усть-Илим» - визитная карточка города.

- «Илимский острог – частичка души» (поощрительный диплом)

Жизнь А.Н.Радищева в остроге (ищет полезные ископаемые; организует в собственном доме школу, где обучает детей местных жителей; оказывает крестьянам «срочную юридическую помощь», составляя для них заявления на имя иркутского губернатора и пишет)

- «Три острова, три каменные брата: Легенда о Лосятах» (поощрительный диплом)

- В работе анализируются  стихотворения Марка Сергеева и А.Хоменко «Лосята». Поэты плачут, прощаясь с островами, понимая неизбежность такого вмешательства в природу. Лосята смиренно уходят под воду, уступая место человеку.

             Вот уже несколько лет ребятам предоставляется возможность участия в литературно-исследовательском конкурсе «ЛИК…», учредителями которого являются Иркутский государственный университет, Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций, Государственное автономное учреждение культуры Иркутской области:

- «ЛИК. Владимир Гуркин», 2020

- «ЛИК. Геннадий Михасенко», 2021

- «ЛИК. Валентин Распутин и Александр Вампилов», 2022 (призеры)

              Наша школа тесно сотрудничает с городской детской библиотекой «Родничок» и ЦГБ им. Н.С. Клестова-Ангарского. В этих библиотеках всегда оформлены выставки, собрано огромное количество материала по краеведению, чем пользуются наши учащиеся, например, при подготовке к конференциям или конкурсам. Сотрудники библиотек - частые гости нашей школы, проводят литературные встречи с учащимися.

              До пандемии школа систематически устраивала встречи  с Максимом Сафиулиным и Ольгой Фокиной - одаренными современными поэтами,  поднимающими  на страницах своих книг актуальные проблемы,  ставящими акценты на то,  что тревожит душу человека, —  любовь к близким и родным людям,  к своему родному краю и его богатейшей   природе. Частым гостем нашей школы был и Михаил Михайлович Рябиков, чье творчество навсегда вошло в фонд литературы Иркутской области.

              Опыт работы показывает, что изучение краеведческого материала очень увлекает детей. Кроме того, подобная работа способствует развитию гражданской позиции учащихся. У них возникает желание изучать историю, литературу родного края, проявляется интерес к проблемам охраны природы малой Родины. Таким образом, в современных условиях очевидна необходимость изучения краеведения, литературного краеведения, так как это способствует реализации гражданского и духовно-нравственного воспитания, стержнем которого является формирование гражданской ответственности, патриотизма, высокой нравственности, уважительного отношения к традициям и культуре как своего, так и других народов.

     

Заключение

              Знание истории и культуры родного края воспитывает стремление к высшей человечности, формирует у школьников патриотическое сознание и чувство патриотизма, воспитывает человека как гражданина. Знание истории и культуры своей малой родины является одним из определяющих качеств образованного человека, гражданина как субъекта национального самосознания, нравственно-правовой воли и ответственности. ... У них возникает желание изучать историю, литературу родного края, проявляется интерес к проблемам охраны природы малой Родины. 

              Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания учащихся о своей «малой родине», пробуждает интерес и любовь к родному краю, его традициям, литературе родного края, истории, помогает ощутить и осознать связь литературы с окружающей действительностью. Краеведение создает условия для исследовательской работы, помогает развитию активной проектной деятельности.  

             Курс литературного краеведения закладывает основы формирования у каждого обучающегося системы знаний о своеобразии своего региона, способствует формированию личности, которая могла бы ставить целью своей деятельности развитие и процветание родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу среди «проблемных» детей. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического пор...

Современное состояние проблемы формирования УУД при обучении биологии

Статья, опубликованная в сборнике материалов научно-методической конференции  "Инновации в естественно-нучно образовании" 18-19 ноября 2014, Красноярск...

«Современное состояние, проблемы и перспективы преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: "Современное состояние проблемы письменной речи""

Только начинаешь прекрасную работу? Эта презентация научит тебя большему!...

Организация работы объединения дополнительного образования «Школа журналистики School media». Возможности «Точки роста».

Организация работы объединения дополнительного образования «Школа журналистики School media». Возможности «Точки роста». 24 сентября 2019 года открылся Центр образования цифров...

Статья на тему: "Современное состояние проблемы изучения особенностей усвоения детьми с общим недоразвитием речи навыков языкового анализа и синтеза".

В современной логопедии одной из актуальных проблем является совершенствование методов и приемов, которые направлены на устранение нарушений языкового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием р...

Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек, общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Декоративное искусство в современном мире»

Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек,  общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жиз...