Районное методическое объединение 2019 год
материал
Предварительный просмотр:
Конспект ООД «Удивительные места нашей планеты»
Цель. Формирование первоначальных представлений дошкольников о планете Земля, особенностях ее природы.
Задачи.
Обучающие: ознакомление с необычными объектами и явлениями окружающего мира и их свойствами; расширение элементарных географических знаний детей; обогащение активного словаря; овладение речью как средством общения; упражнение в количественном счете.
Развивающие: расширение кругозора; развитие любознательности и познавательной мотивации детей, воображения и логического мышления; приобретение двигательного опыта в игровой деятельности; развитие мелкой моторики рук.
Воспитывающие: воспитание эстетического отношения к окружающему миру; формирование основ экологически правильного поведения в природе; становление межличностных отношений в детском коллективе.
Интеграция образовательных областей. Познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Словарная работа. Глобус, планета Земля, созвездие, чудеса света, карта мира, материки, Индийский океан, Африка, Евразия, Антарктида, Россия, Китай, озеро Байкал, скалы, пустыня, оазис, пресная вода, фламинго.
Материалы. Глобус, презентация Power Point «Удивительные места нашей планеты», аудиозаписи инструментальной музыки и звуков природы: лес, шум дождя; маленькие флажки на двухстороннем скотче всех цветов радуги; развивающие игры В. Воскобовича «Чудо-соты» и «Игровизор», маркеры на водной основе и салфетки на каждого ребенка; «следы» диких животных; для опыта: две емкости с пресной и соленой водой, ложка, два перепелиных яйца; большой круг голубого цвета, ладошки из цветной бумаги для аппликации.
Оборудование. Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, настенное панно «Звездное небо», стол для тактильной игры «Рисуем на песке».
Предварительная работа. Знакомство с глобусом, картой мира, материками, планетами Солнечной системы, природными зонами; разучивание двигательных упражнений «Радуга-дуга» и «Деревья», стихотворения Е. Шкловского «Шар Земной».
Ход занятия.
В течение занятия демонстрируется презентация «Удивительные места нашей планеты».
Дети с воспитателем рассматривают глобус.
Воспитатель. Что у меня в руках? (Глобус). Что такое глобус? (Это модель нашей планеты Земля). Что обозначают разноцветные пятна на глобусе? (Коричневым, жёлтым, зелёным цветами изображена суша. Синим – вода, белым –лёд).
Воспитатель. Наша планета – это уникальное место во всей Вселенной. Есть на ней захватывающие дух горные пейзажи, кристально чистые озера, изумительные тропические острова, хранящие вечное безмолвие пустыни, удивительные растения, необыкновенные животные, моря и океаны. (Слайды).
Воспитатель. Сколько неповторимых удивительных мест таят в себе самые отдаленные уголочки мира! Хотите побывать там? (Ответ детей). Не зря говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Как мы можем там оказаться? (Предположения детей).
Воспитатель. Я предлагаю вам совершить это необыкновенное путешествие необычным способом: с помощью радуги. (Слайд «Радуга»).
Двигательное упражнение «Радуга-дуга».
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
Здравствуй, радуга-дуга,
Разноцветный мостик!
Здравствуй, радуга-дуга!
Принимай нас в гости.
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком.
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу.
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком. (Н. Нищева)
Воспитатель. Сколько цветов у радуги? (Семь). Перечислите их. (Ответ детей). Отгадав радужные загадки, мы откроем новые чудеса света и посетим семь удивительных мест нашей планеты. (Демонстрируется схема передвижения). Итак, в путь!
Воспитатель загадывает загадку. (Слайд «Красный цвет»).
В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари – Фонарики
Меньше, чем комарики. (Звезды)
Воспитатель. Представьте себе, что ясным морозным вечером вы вышли на улицу и посмотрели на небо.
Включается настенное панно «Звездное небо».
Воспитатель. Сколько звезд! Какие они? (Ответы детей). Все звезды – огромные огненные шары. Как вы думаете, почему звезды кажутся нам маленькими, словно песчинки. (Звезды находятся от нас очень далеко). Какая звезда ближе всего к Земле? (Солнце). Куда пропадают звезды днем? (Они не пропадают. В ярких лучах Солнца мы их не видим).
Воспитатель. Раньше путешественники определяли свой путь по звездам. Но звезд на небе так много, что запомнить их расположение нелегко. Поэтому звезды соединяли линиями на специальных картах звездного неба так, чтобы образовывались простые фигуры, напоминающие людей или животных. Эти группы звезд назвали созвездиями. (Слайд «Карта звездного неба»). Какие названия созвездий вы знаете? (Ответы детей).
Чтобы нам легче было путешествовать, возьмемся за руки и составим свое созвездие. Как мы его назовем? (Предложения детей). Почувствуем тепло наших рук и поддержку друг друга. Раскрутим наш глобус и произнесем волшебные слова:
«Глобус, быстро закружись.
С нами чудом поделись!»
Воспитатель. Чтобы побывать в космосе, не обязательно становиться космонавтом – достаточно отправиться на удивительный остров Ваадху в Индийском океане. (Слайд «Индийский океан на карте мира»).
Это сказочное место известно благодаря такому чуду природы, как Море Звезд. (Слайд «Море Звезд»). Как только солнце скрывается за горизонтом и остров накрывает темнота, вода в океане и сам берег вспыхивают миллионами маленьких огней, которые точь-в-точь похожи на звезды. Это очень маленькие морские живые организмы излучают ярко-голубой свет, который озаряет морскую гладь и бесконечные пляжи. Именно поэтому это удивительное место называют небесами на Земле.
Дети отмечают на глобусе это удивительное место красным флажком. Путешествие продолжается.
Воспитатель загадывает загадку. (Слайд «Оранжевый цвет»).
Имя свое не скажет.
Где живет, не покажет.
Легко облако достает.
Всю жизнь песни поет. (Птица)
Слайд «Птицы».
Игра на внимание «Птицы».
Если птицу назову,
В ладоши надо хлопнуть.
А если что-то другое, -
То ногою топнуть!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Лисы, вороны,
Галки, макароны,
Воробьи и чайки,
Грачи и балалайки,
Чибисы, моржи,
Соколы, стрижи,
Снегири, кукушки,
Гуси и ватрушки,
Лебеди и совы,
Дятлы и коровы.
Прилетели под конец
Утка, щука и скворец!
Воспитатель. Ребята, давайте построим изображения птиц и попробуем угадать, какая птица у вас получилась.
Игра В. Воскобовича «Чудо-соты».
Дети по схемам выкладывают изображения птиц, после чего их рассматривают.
Воспитатель. Давайте соединимся в созвездие, раскрутим глобус и произнесем волшебные слова.
Воспитатель. В Африке можно отыскать множество прекрасных и удивительных мест. (Слайд «Африка на карте мира»).
Однако особой популярностью пользуется удивительное озеро Накуру. Именно здесь обитает огромное количество розовых фламинго. (Слайд «Фламинго»). Это грациозные, длинноногие птицы, признанные одними из самых красивых на планете. Фламинго густо покрывают землю, и прибрежные воды превращаются в сплошное розовое одеяло. Иногда на озере одновременно можно увидеть до двух миллионов этих птиц. То садясь на берег, то взлетая над водой, образуют они меняющиеся ярко-розовые узоры.
Живут на озере фламинго не просто так. Их привлекают водоросли, которые растут тут в изобилии. Благодаря веществу, которое содержится в этом лакомстве, фламинго имеют такой необычный для птиц цвет.
Дети отмечают на глобусе это удивительное место оранжевым флажком. Путешествие продолжается.
Воспитатель загадывает загадку. (Слайд «Желтый цвет»).
Он густой, зеленый,
Растут в нем липы, клены
И могучие дубы,
Есть в нем ягоды, грибы. (Лес)
Слайд «Лес».
Воспитатель. Как вы понимаете, что такое лес? (Ответы детей). Лес – это чей дом? (Ответы детей). Какую пользу приносит лес людям? (Люди в лесу собирают грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы, природный материал для поделок; охотятся на диких животных; поправляют свое здоровье в санаториях и лагерях; ходят на прогулки и в походы; катаются на лыжах; отдыхают, слушают птиц, наслаждаются тишиной, ароматами и его красотой).
Воспитатель. Давайте и мы с вами отдохнем на лесной полянке, послушаем звуки природы.
Слушание аудиозаписи «Звуки леса».
Воспитатель. Что вы услышали? (Ответы детей). А теперь продолжим наше путешествие.
Дети соединяются в созвездие, раскручивают глобус и произносят волшебные слова.
Воспитатель. Это удивительное место находится в Китае. (Слайд «Китай на карте мира»). В течение многих тысяч лет здесь работала сама природа – морская вода и ветер. В результате, получилось нечто фантастическое – высокие скалы, издалека очень похожие не только на диковинные деревья, но и напоминающие животных, птиц, растения и даже человеческие фигуры. (Слайд «Каменный лес Шилинь»).
Каменный лес Шилинь по праву считается «Первым чудом света». Среди тысяч каменных столбов можно почувствовать себя будто в причудливой волшебной стране.
Дети отмечают на глобусе это удивительное место желтым флажком. Путешествие продолжается.
Воспитатель загадывает загадку. (Слайд «Зеленый цвет»).
Нам в дождь и в зной поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево)
Слайд «Деревья».
Двигательное упражнение «Деревья».
Станем мы деревьями Сильными, большими. Ноги – это корни, Их расставим шире, Чтоб держали дерево, Падать не давали, Из глубин далеких Воду доставали. Тело наше – ствол могучий, Он чуть-чуть качается И своей верхушкой острой В небо упирается. Наши руки – это ветви, Крону вместе образуют. В кроне им совсем не страшно, Когда ветры сильно дуют. Пальцы - веточками будут, Листья закрывают их. Как придет за летом осень, Разлетятся листья вмиг. | Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе. Раздвигают ноги шире. Сжатый кулак ставят над другим кулаком. Наклоняются, складывают ладони чашечкой, разгибаются. Раскрытыми ладонями поводят вдоль тела сверху вниз. Покачиваются из стороны в сторону. Складывают ладони шалашиком, острым концом вверх. Поднимают соединенные руки вверх. Раскрывают ладони в поднятых руках, пальцы направляют от себя. Смыкают пальцы над головой. Качают головой. Качают поднятыми руками. Шевелят пальцами обеих рук. Прикрывают одну ладонь другой. Поднимают вверх правую руку, затем левую. Разводят руки в стороны. |
Чтобы оказаться в следующем удивительном месте, воспитатель предлагает соединиться в созвездие, раскрутить глобус и произнести волшебные слова.
Воспитатель. Остров Сокотра – знаменитое место в Индийском океане. (Слайд «Индийский океан на карте мира»).
Это одно из самых удивительных и необыкновенных чудес на всей планете. На острове немало уникальных деревьев, которых не найдешь больше нигде. Они поражают нас своим необычным видом. (Слайды «Деревья Сокотры»).
Одним из них является Пустынная Роза. Несмотря на свое красивое название, оно совсем не напоминает розу. Растение больше похоже на цветущую ногу слона. Очень необычное растение – Огуречное Дерево. Его плоды действительно похожи на огурцы, но только с шипами. Символом острова является еще одно дерево необычной формы. Какой формы, мы узнаем если выполним задание.
Графический диктант «Гриб».
Дети выполняют задания на «Игровизорах» под диктовку воспитателя.
Воспитатель. Что по форме напоминает вам это дерево? (Гриб). Это - Драконовое Дерево. (Слайд «Драконовые Деревья»). Свое название оно получило из-за сока красного цвета, который выделяется из его коры. Сверху эти деревья выглядят как огромные грибы, а снизу напоминают множество «летающих тарелок».
Остров Сокотра – место действительно уникальное и очень необычное.
Дети отмечают на глобусе это удивительное место зеленым флажком. Путешествие продолжается.
Воспитатель загадывает загадку. (Слайд «Голубой цвет»).
Живут они в лесах,
Горах, лугах, степях,
На воде и под водой,
В небесах и под землей.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют. (Животные)
Слайд «Дикие животные».
Воспитатель. Ребята, смотрите! Здесь какие-то следы! Давайте вместе отгадаем, кто же их оставил.
Дидактическая игра «Чьи следы?»
Дети определяют следы медведя, волка, зайца, кабана, лося.
Воспитатель. Это следы диких или домашних животных? (Ответ детей). Каких домашних животных вы знаете? (Ответы детей). Хотите узнать, как коза стала домашней? (Ответ детей). Тогда слушайте.
(Слайд «Коза»).
Сказка «Как Коза стала домашней».
«Жила-была дикая Коза. Увидела она, как домашние животные у человека хорошо живут, и захотела стать домашней Козой. Стала она думать, какую пользу она сможет приносить хозяину. Возить тяжелую повозку, как Лошадь, она не сможет. Не хватит ей сил даже сдвинуть тележку с места. Мышей ловить, как Кошка, у нее не получится. Коготков таких острых у Козы нет. А вот молоко давать, как Корова, попробует.
Пришла Коза к Человеку и говорит: «Возьми меня, Человек, к себе. Я буду тебе молоко давать. А ты мне – траву да сено душистое». Понравилось Человеку козье молоко: густое, сладкое. Оставил он Козу у себя. И стала Коза домашней.»
Воспитатель. Почему человек оставил у себя козу? (Ответы детей).
Воспитатель предлагает соединиться в созвездие, раскрутить глобус и произнести волшебные слова.
Воспитатель. Козы давно известны своим акробатическим мастерством и умением удерживать равновесие на отвесных скалах. Однако на этом их удивительные способности не заканчиваются.
В королевстве Марокко можно увидеть еще более необычное зрелище. (Слайд «Марокко на карте мира»). Десятки рогатых животных удобно устраиваются на деревьях, словно стая птиц. (Слайд «Пасущиеся на дереве козы»). Засушливый климат и острая нехватка пищи вынуждает коз покорять эти вершины. Они взбираются на самые высокие ветки, где занимаются размеренным поеданием зеленых листьев и плодов. Без капли страха поднимаются козы на 10 метров над землей в поисках лакомств. Пастись на такой "лужайке" могут даже козлята, ничуть не уступая в мастерстве своим старшим сородичам.
Дети отмечают на глобусе это удивительное место голубым флажком. Путешествие продолжается.
Воспитатель загадывает загадку. (Слайд «Синий цвет»).
Вот песчаный океан,
Раз бархан и два бархан.
Тут без дождика тоска,
Всюду горы из песка. (Пустыня)
Слайд «Пустыня»
Воспитатель. Ребята, от какого слова происходит слово «пустыня»? (От слова «пусто»).
Дети с воспитателем подходят к столу для тактильной игры «Рисуем на песке».
Воспитатель. Почему в пустынях мало растительности, животных, небольшое население? (Солнце палит своими иссушающими лучами, а дожди выпадают очень редко). Дети рисуют солнце.В песчаных пустынях гуляют ветры. Они переносят песчаные барханы (холмы из песка), словно морские волны. Дети ребром ладони рисуют барханы.
Но, удивительно! В безводных жарких, безлюдных песчаных пустынях сияют зеленью, цветами, плодовыми деревьями оазисы. (Слайд «Оазис»). Оазис – это небольшой участок земли, где есть вода. Иногда подземные воды выходят на поверхность, или вблизи протекает река. Дети рисуют реку. Вода орошает поля, сады, огороды, где пышно разрастается зелень. Дети рисуют траву. В оазисах свежий и прохладный воздух. Здесь селятся люди, растут чудесные цветы и деревья. Дети рисуют дом, цветы, деревья.
Ребята, как преобразилась благодаря вам пустыня! Вы сотворили настоящие чудеса. Но нам пора отправляться дальше!
Дети соединяются в созвездие, раскручивают глобус и произносят волшебные слова.
Воспитатель. Самое сухое место на Земле – это Антарктида. (Слайд «Антарктида на карте мира»). В это трудно поверить, но это действительно так. Даже в самых жарких пустынях мира выпадает больше осадков, чем на этом материке.
Сухие Долины – самая сухая пустыня на нашей планете. (Слайд «Сухие Долины»). Здесь не было дождя и снега на протяжении многих миллионов лет. Удивительно, но это единственная часть Антарктиды, которая не покрыта льдом. Климат Сухих долин настолько похож на климат Марса, что здесь постоянно проводятся испытания новых космических аппаратов.
Дети отмечают на глобусе это удивительное место синим флажком. Путешествие продолжается.
НАТ.АЛ. Воспитатель загадывает загадку. (Слайд «Фиолетовый цвет»).
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
Я летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
Воспитатель. В древности люди назвали свою планету Землей, и когда научились строить корабли и стали на них плавать по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем воды.
Звучит шум дождя.
Воспитатель. Поиграем в интересную игру. Я буду Тучкой, а вы – Капельками дождя.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Полетели Капельки на землю, запрыгали, разрезвились. (Прыгают, веселятся). Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Соединяются в тройки и движутся друг за другом, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке и попали в море. (Перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали Капельки в море и вспомнили, что Тучка наказывала им домой вернуться. Тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими и потянулись вверх. (Вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка и вернулись к Тучке. (Возвращаются к воспитателю).
Воспитатель. Может ли человек жить без воды? (Ответ детей). Кому еще нужна вода? (Ответ детей). Можно ли пить воду из моря, океана? (Нет, она соленая). Какую воду можно пить? (Пресную). Как определить, где морская вода, а где пресная? (Ответ детей). Решить эту проблему нам поможет опыт.
Опыт с водой.
Воспитатель. Вот две емкости: в одной обыкновенная вода, а в другой — морская, соленая. Но где какая, я не знаю. Мне известно только то, что в соленой воде яйцо будет плавать, а в пресной опустится на дно. Давайте проверим. Что случилось с яйцом? (Оно опустилось на дно. Значит, вода пресная). Теперь опустим другое яйцо в другую емкость. Что случилось с яйцом? (Оно плавает. Значит, вода соленая).
Воспитатель. Давайте отправимся с вами на поиски пресной воды.
Дети соединяются в созвездие, раскручивают глобус и произносят волшебные слова.
Нат ВАС Слайд «Материк Евразия на карте мира».
Воспитатель. Как называется этот материк? (Евразия). Какая самая большая страна расположена на этом материке? (Россия). Покажите ее на карте мира. (Показывают).
Воспитатель. Россия – необыкновенная страна. Есть в ней высокие горы, широкие реки, густые леса и бескрайние степи. Именно в России есть удивительное озеро. Озеро Байкал. (Слайд «Озеро Байкал»).
Его сегодня знают миллионы людей планеты. Это самое старое и самое глубокое озеро мира. Даже некоторые моря уступают ему. В Байкале содержится пятая часть всех земных запасов пресной воды! Нет на Земле озера, вода в котором была бы прозрачнее байкальской.
Дети отмечают на глобусе это удивительное место фиолетовым флажком.
Воспитатель. Ребята, вот и закончилось наше необыкновенное путешествие. Сегодня мы с вами смогли посетить некоторые удивительные места нашей планеты. Увидеть то, о чём даже никогда и не догадывались. Что вам больше всего запомнилось в этом путешествии? (Ответы детей).
Воспитатель. Сколько же чудес на свете? Бессчетное количество! Для того чтобы сохранить их, люди должны бережно относиться ко всему, что подарила нам природа. Будущее планеты Земля в наших руках!
Дети читают стихотворение «Шар Земной».
Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники,
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки!
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек.
В тебя мы верим - не сори,
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы, сберегу,
Я сберегу вас, сберегу! (Е. Шкловский)
Воспитатель предлагает детям украсить «Земной шар» своими ладошками.
Звучит веселая инструментальная музыка.
Дети выполняют аппликацию из цветных ладошек.
Список литературы
Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: беседы, досуги, рассказы / Авт.-сост. Т.А. Шорыгина, сост. М.Ю. Парамонова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя) (3).
Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах: методические рекомендации. / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с. – (Вместе с детьми).
Шорыгина Т.А. Беседы о пустыне и полупустыне: методические рекомендации. / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Вместе с детьми).
Байкальский заповедник: Фотоальбом. / Авт.-сост. К.Ф. Михалкин, сост. В.С. Бойченко. – М.: Издательство «Русская книга», 1993. – 190 с.
Вострухина Т.Н. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. / Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ СФЕРА, 2012. – 192 с. − (Детский сад с любовью).
Славное море – священный Байкал. // Я познаю мир. Чудеса света: энциклопедия. / авт.-сост. Н.З. Соломко. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. – С. 174-176.
Стихи и рассказы о растительном мире: дидактические материалы по развитию речи дошкольников / Авт.-сост. О.Е. Громова, Г. Н. Соломатина, И.В. Переверзева. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 176 с. – (Логопед в ДОУ).
Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: планирование и конспекты. / Е.А. Алябьева. − Кн. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с. – (Программа развития).
Куликовская Т.А. Дидактический материал по лексическим темам. / Т.А. Куликовская. − СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 240 с. – (Кабинет логопеда).
Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. / Н.В. Нищева. − СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 80 с. – (Кабинет логопеда).
Оплетаева О.В. Путешествие вокруг света. Интегрированное занятие в старшей группе. / О.В. Оплетаева // Воспитатель ДОУ. – 2014. - №8. – С. 34-36.
Голубь В.Т. Графические диктанты: практическое пособие для занятий с детьми. / В.Т. Голубь. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012. – 112 с.
Море звезд на Мальдивах: умопомрачительная романтика. − http://travel.tochka.net/8878-more-zvezd-na-maldivakh-umopomrachitelnaya-romantika-foto/
Озеро Накуру. Самые красивые места мира. − http://3rdplanet.ru/afrika/ozero-nakuru.html
Каменный лес, Китай. Топ 10 удивительных природных явлений. − http://detkam.e-papa.ru/zagadki/42/
Достопримечательности острова Сокотра. − http://fb.ru/article/176931/dostoprimechatelnosti-ostrova-sokotra-gde-nahoditsya-ostrov-sokotra
Козы, пасущиеся на деревьях, Марокко. − http://udivitelno.com/mesta/item/1005-kozy-pasushchiesya-na-derevyakh-marokko-20-foto
Сухие Долины в Антарктике: самое сухое место на Земле. − http://lifeglobe.net/entry/1044
Список литературы
по теме «Удивительные места нашей планеты»
- Я познаю мир. Чудеса света: энциклопедия / авт.-сост. Н.З. Соломко. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. – 398 с.
- Григорьева Е. Чудеса света: энциклопедия / Е. Григорьева, Е. Гуглина. – М.: ООО «РОСМЕН-ИЗДАТ», 2001. – 111 с.
- Светлова И.Е. Атлас Земли / И.Е. Светлова. – М.: Эксмо, 2012. – 72 с.
- Большой универсальный атлас мира / Д.Н. Бакун (науч. ред.). – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 224 с.
- Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника / Н.Н. Малофеева. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – 200 с.
- Афонькин С.Ю. Удивительные места нашей планеты. Школьный путеводитель / С.Ю. Афонькин. – СПб.: ООО «Балтийская книжная компания», 2012. – 96 с. - (Узнай мир).
- Фильшина А.Ю. Удивительная планета. Чудеса природы на планете Земля / А.Ю. Фильшина. – М.: ООО «Издательство «Доброе слово», 2015. – 47 с. – (ВсеЗнайка).
- Лесков И.А. Все о чудесах природы. Удивительные места мира: атлас-справочник / И.А. Лесков. – СПб.: ООО «СЗКЭО», 2008. – 208 с.
- Широнина Е.В. Чудеса света. Россия. / Е.В. Широнина. – М.: ЗАО «Росмэн-Пресс», 2008. – 96 с. – (Детская энциклопедия Росмэн).
- Батан Н. Удивительные места планеты. / Н. Батан. − М.: ООО «Издательский Дом «Азбукварик», 2011. – 12 с. − (СуперДетки открывают мир!).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы Районного методического объединения учителей иностранного языка Хабарского района
Тема: «Повышение качества образования на основе реализации принципов компетентностного подхода». Цель:эффективное использование метапредметных знаний как фактор повышения качест...
План работы районного методического объединения учителей технологии муниципального образования Туапсинский район на 2011-2012 уч.год
Представлен подробный план работы районного методического объединения учителей технологии на 1 год...
Анализ работы районного методического объединения учителей географии образовательных учреждений Пролетарского района и г. Пролетарска за 2012- 2013 учебный год.
В разработке представлен анализ работы районного методического объединения учителей географии образовательных учреждений Пролетарского района и г. Пролетарска за 2012- 2013 учебный год и протоколы зас...
Модульная программа по литературе и материал по русскому языку. Заседание районного методического объединения 28.08.2019 г.
Выступление Светланы Александровны Верткой, учителя русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения СОШ № 17 города Карталы, на заседании районного методического объед...
ПЛАН РАБОТЫ районного методического объединения учителей истории и обществознания на 2019 - 2020 учебный год.
ПЛАН РАБОТЫрайонного методического объединения учителей истории и обществознания на 2019 - 2020 учебный год....
Районное методическое объединение 2019-2021 год
Районное методическое объединение педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений (далее – РМО) создается для содействия функционированию и развитию системы общего образ...