Понятийный аппарат народно-сценического танца
статья
Понятийный аппарат народно-сценического танца
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatiynyy_apparant_nst.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила преподаватель хореографических дисциплин
Детской школы искусств № 2 города Нижневартовска
Ильина Капитолина Валерьевна
Понятийный аппарат народно-сценического танца
В качестве учебной дисциплины народно-сценический танец очень молод в отличие от классического танца. Народно-сценический танец, как отдельная дисциплина, стал преподаваться в России с начала 20-х годов прошлого столетия. Вместе с образованием и развитием профессиональных танцевальных коллективов возникает и утверждается бесчисленное количество больших и малых любительских ансамблей танца различных возрастных категорий. С появлением ансамблей народного танца появилась потребность в изучении отдельной дисциплины «Народно-сценический танец». В балетных училищах и танцевальных школах начинают преподавать эту дисциплину отдельно, позднее открываются отделения народно-сценического танца.
Народно-сценический танец имеет свою систему образовательного процесса. За многие десятилетия обучения народному танцу в высших учебных заведениях, в средних учебных заведениях и в детских школах искусств сложилась определённая методика его преподавания. Французская терминология экзерсиса (классического танца) принята в хореографии всего мира. Она вошла в танцевальную практику в 1661 году, со времён создания Людвигом XIV Королевской академии танца в Париже. Терминология народно-сценического танца заимствована у классического танца, но есть и свои специфические названия и особенности.[1]
Урок народно-сценического танца состоит из трёх частей. Первая – это экзерсисы у станка, вторая - экзерсисы на середине зала, и третья - работа над этюдами и танцами. Экзерсис (exercice (фр.) – упражнение), вырабатывает профессиональные качества, необходимые для выполнения танцевальной техники. Танцевальный экзерсис – эта художественная система обучения танцу, постижение сущности этого искусства, а не просто комплекс тренировочных упражнений. Он формировался на протяжении столетий как творческое освоение принципов исполнения народного, солонного и сценического танца наиболее одарёнными представителями этого искусства. Танцевальный экзерсис народно-сценического танца формирует танцевальную сообразительность, пластическую память, развивает силу мышц, эластичность связок, подвижность суставов, развивая тем самым танцевальные возможности, способности к танцу.
Для обучения народно-сценическому танцу необходимо изучить понятийный аппарат дисциплины. Позиции ног имеют две школы – старую, которой пользовались во всех учебных заведениях до 1971 года, и новую, которой пользуются в наше время, принятой на всесоюзных семинарах по народно-сценическому танцу в 1966-1971 годах.[2]
Позиции ног
1. Пять открытых:
- I, II, III, IV, V открытые позиции народно-сценического танца аналогичны пяти позициям классического танца.
2. Пять прямых:
- I прямая;
- II прямая;
- III прямая;
- IV прямая;
- V прямая.
3. Пять свободных. Во всех пяти свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми и прямыми позициями.
4. Две закрытые:
- 1-я закрытая;
- 2-я закрытая.
5. Положения ног
1. Нога вытянута – нога вытянута в колене и подъёме.
2. Нога присогнута – положение на полуприседании.
3. Подъём вытянут – нога вытянута в подъёме. Пальцы вытянуты.
4. Положение скошенного подъёма – вытянутая стопа повёрнута в голеностопном суставе носком внутрь.
5. Нога на ребре стопы – положение, когда нога ставится на ребро внешней или внутренней стопы.
6. Нога на ребре каблука – согнутая в подъёме стопа касается пола ребром каблука.
7. Низкие полупальцы – пятка слегка отделена от пола.
8. Средние полупальцы – пятка приподнята над полом.
9. Высокие полупальцы – нога стоит на кончике большого пальца. Подъём вытянут.
Перекрещенные положения ног
Перекрещенные положения ног достаточно часто употребляются в народно-сценической хореографии.
1-е перекрещенное положение – ноги перекрещены, стопы соприкасаются внешними сторонами на одном уровне.
2-е перекрещенное положение – ноги перекрещены, стопы расположены параллельно друг другу на расстоянии стопы, носки и пятки (каблуки) – на одном уровне.
3-е перекрещенное положение – ноги перекрещены, стопы находятся рядом и соприкасаются внешними сторонами, пятка (каблук) одной ноги находится у середины другой стопы.
4-е перекрещенное положение - ноги перекрещены, одна стопа впереди другой на расстоянии стопы вперёд и в сторону от носка опорной ноги. Стопы параллельны друг к другу, носки стоп направлены вперёд.
5-е перекрещенное положение – ноги перекрещены, пятка (каблук) одной ноги соприкасается с носком другой внешними сторонами. Стопы ног направленны вперёд.
Позиции и положения рук
1. Семь позиций:
- 1-я, 2-я, 3-я позиции аналогичны 1-я, 2-я, 3-й позициям классического танца;
- 4-я позиция – руки согнуты в локтях. Кисти лежат на талии, причём большой палец сзади, четыре других, собранные вместе, спереди. Плечи и локти направленны в стороны по одной прямой линии;
- 5-я позиция – обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются к корпусу. Пальцы, собранные вместе, лежат на плечах рук, чуть выше локтей;
- 6-я позиция – обе руки согнуты в локтях, которые слегка приподняты и направленны в стороны. Указательные и средние пальцы прикасаются к затылку (кончики пальцев как бы придерживают головной убор);
- 7-я позиция – обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талию. Запястье одной руки лежит на запястье другой.
1. Подготовительное и два основных положения:
- подготовительное положение – обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повёрнуты ладонью к корпусу;
- 1-е положение – руки раскрыты в стороны ладонями вверх. Пальцы собраны и вытянуты;
- 2-е положение – руки вытянуты в локтях и раскрыты в стороны на высоте между II и III позициями. Ладони повёрнуты вверх. Пальцы вытянуты.
Положения кисти
- кисть повёрнута ладонью вниз;
- кисть опущена вниз; кисть повёрнута ладонью вверх;
- кисть поднята вверх;
- поворот кисти в запястье внутрь (к себе) – поворот в сторону большого пальца;
- поворот кисти в запястье наружу (от себя) – поворот в сторону мизинца;
- кисть в «обхват» - кисть в 4-й позиции, четыре пальца спереди, большой – сзади.
Положение головы
- голова прямо (анфас);
- голова повёрнута в право или в лево;
- голова наклонена (вперёд, направо или налево);
- голова отклонена назад.
Положение корпуса
- корпус ровный;
- корпус от талии наклонён вперёд;
- корпус от талии наклонён назад;
- корпус от талии наклонён в сторону (вправо или влево).
Различные положения локтей и кистей рук во всех семи позициях, подготовительном и двух основных положениях придают движению определённый национальный колорит.
Направления движения
- вперёд;
- назад;
- вправо;
- влево.
Особое место на уроке народно-сценического танца занимает подготовка (вступление, preparation) к движению, упражнению, комбинации. Preparation подготавливает исполнителя к дальнейшим действиям, вводит в ритм и характер музыки, дают исходное положение, с которого начинается упражнение, направляет внимание на само упражнение. Подготовка к началу движения заключается в движении руки, которое выполняется на музыкальное вступление, идущее в темпе и характере данного музыкального сопровождения.
При выполнении preparation необходимо проследить за следующими моментами:
- корпус должен быть подтянутым;
- плечо, как при открывании руки в сторону, так и при закрывании на талию, остаётся неподвижным;
- голова сопровождает движения руки на протяжении всей подготовки;
- в момент закрывания руки внутренняя сторона запястья кисти не должна касаться талии.
В подготовительном движении как бы должна быть заложена частица танца, заявка на танец. Зафиксированные положения рук к моменту начала движения или комбинации могут быть различными, но в любой позе должен чувствоваться характер исполняемого танца.
Терминология, применяемая при записи движений
1. Опорная нога – та нога, на которую переводится центр тяжести корпуса исполнителя независимо от её движения.
2. Работающая нога – называется нога, выполняющая движение, в то время, когда тяжесть корпуса исполнителя приходится на опорную ногу.
3. Шаг ногой – такое движение, при котором одновременно с шагом переносится тяжесть корпуса на шагающую ногу.
4. Шаг на ногу – применяется, если перед шагом нога была поднята.
5. Приставить ногу к ноге – применяется при одновременном переводе тяжести корпуса на подставляемую ногу.
6. Поставить – применяется при постановки ноги на носок или на пятку без переноса тяжести корпуса.
7. Провести – применяется при движении ногой по трём направлениям: вперёд, вперёд – вправо, вперёд – влево, тяжесть корпуса - на опорной ноге.
8. Отвести – движение ноги в сторону (вправо или влево), затем назад, назад – вправо, назад – влево.
9. Притопнуть – применяется при одновременном переносе тяжести корпуса на ударяющую ногу.
10. Поднять – применяется при поднимании ноги с одновременным указанием положения колена и подъёма.
11. Приподнять – применяется при незначительном поднимании ноги также с указанием колена и подъёма.
12. Подвести ногу к ноге – применяется при движении работающей ноги к опорной без переноса тяжести корпуса на работающую ногу. Движение может исполнятся без отрыва от пола и поднятой ногой.
13. Перескочить – применяется при подмене ноги прыжком.
14. Бросок ногой – применяется при резком и быстром поднимании ноги.
15. Вытянуть – применяется при одновременном выпрямлении ноги в колене и подъёме.
16. Подскочить (подскок) применяется при небольшом почти скользящем прыжке на месте, с продвижением вперёд, вправо, влево, назад - вправо, назад – влево.
17. Выпад – применяется при движении, имеющем характер падения на шагающую ногу с одновременным сгибанием колена работающей ноги.
Необходимо рассмотреть следующие понятия.
- Композиция танца – это организация его выразительных средств. У разных народов имеются свои особенности в композиционном построении танца.
- Архитектоника – построение танца. Архитектоника выявляет композицию танца, его смысловую основу, способствует эмоциональному восприятию танца.
- Лексика (язык) танца – типичные ходы, проходки, движения рук, корпуса и головы, позы и характерные положения, элементы своеобразной национальной виртуозности (вращения. Прыжки, присядки).
- Стиль танца – соответствующая содержанию устойчивая образная система, включающая своеобразные и типичные для данной группы танцев выразительные средства, приёмы. Взаимоотношения танцующих.
- Манера танца – это передача в исполнении наиболее типичных особенностей композиции, своеобразия лексики, взаимоотношений танцующих, отличительных качеств национального костюма, правил общения с ним. Важной особенностью в манере танца является поведение танцующих.
[1] Вдовенко Н.Н. Народный танец и методика его преподавания. Методические рекомендации. – Ханты-Мансийск., 2007. - С. 4-5.
[2] Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. М., 2004 - . С. 6-13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТЫЙ УРОК НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МУЖСКИМ КЛАССОМ НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ"
Сценарий открытого урока по народно-сценическому танцу содержит информацию о различиях в работе с девочками и мальчиками, влиянии возрастных и психологических причин на результативность репетиционной ...
«Закрепление умений и навыков координации движений рук и корпуса на основе элементов классического и народно-сценического танца»
Открытое занятие...
Музыкальное оформление уроков народно-сценического танца
Методические рекомендации для концертмейстеров отделения хореографии общеобразовательных школ...
Конспект открытого занятия танцевального объединения "Экспрессия" "Разнообразие композиций в народно-сценическом танце"
Конспект открытого занятия предназначен в помощь руководителям танцевальных коллективов для закрепления полученных теоретических и практических навыков....
Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)
Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...
Открытый урок по народно-сценическому танцу "Башкирская народная хореография-жемчужина национальной культуры"
Представляем вашему вниманию открытый урок «Башкирская народная хореография – жемчужина национальной культуры», посвященный 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР и Респуб...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы народно-сценического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Основы народно-сценического танца»разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельно...