Понятийный аппарат народно-сценического танца
статья

Ильина Капитолина Валерьевна

Понятийный аппарат народно-сценического танца

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponyatiynyy_apparant_nst.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила преподаватель хореографических дисциплин

Детской школы искусств № 2 города Нижневартовска

Ильина Капитолина Валерьевна

Понятийный аппарат народно-сценического танца

В качестве учебной дисциплины народно-сценический танец очень молод в отличие от классического танца. Народно-сценический танец, как отдельная дисциплина, стал преподаваться в России с начала 20-х годов прошлого столетия.  Вместе с образованием и развитием профессиональных танцевальных коллективов возникает и утверждается бесчисленное количество больших и малых любительских ансамблей танца различных возрастных категорий. С появлением ансамблей народного танца появилась потребность в изучении отдельной дисциплины «Народно-сценический танец».  В балетных училищах и танцевальных школах начинают преподавать эту дисциплину отдельно, позднее открываются отделения народно-сценического танца.

Народно-сценический танец имеет свою систему образовательного процесса. За многие десятилетия обучения народному танцу в высших учебных заведениях, в средних учебных заведениях и в детских школах искусств  сложилась определённая методика его преподавания.  Французская терминология экзерсиса (классического танца) принята в хореографии всего мира. Она вошла в танцевальную практику в 1661 году, со времён создания Людвигом XIV Королевской академии танца в Париже.  Терминология народно-сценического танца заимствована у классического танца, но есть и свои специфические названия и особенности.[1] 

Урок народно-сценического танца состоит из трёх частей. Первая – это экзерсисы у станка, вторая - экзерсисы на середине зала, и третья -  работа над этюдами и танцами. Экзерсис (exercice (фр.) – упражнение), вырабатывает профессиональные качества, необходимые для выполнения танцевальной техники. Танцевальный экзерсис – эта художественная система обучения танцу, постижение сущности этого искусства, а не просто комплекс тренировочных упражнений. Он формировался на протяжении столетий как творческое освоение принципов исполнения народного, солонного и сценического танца наиболее одарёнными представителями этого искусства. Танцевальный экзерсис народно-сценического танца формирует танцевальную сообразительность, пластическую память, развивает силу мышц, эластичность связок, подвижность суставов, развивая тем самым танцевальные возможности, способности к танцу.  

Для обучения народно-сценическому танцу необходимо изучить понятийный аппарат дисциплины. Позиции ног имеют две школы – старую, которой пользовались во всех учебных заведениях до 1971 года, и новую, которой пользуются в наше время, принятой на всесоюзных семинарах по народно-сценическому танцу в 1966-1971 годах.[2]   

Позиции ног

1.        Пять открытых:

  • I, II, III, IV, V открытые позиции народно-сценического танца аналогичны пяти позициям классического танца.

2.        Пять прямых:

  • I прямая;
  • II прямая;
  • III прямая;
  • IV прямая;
  • V прямая.

3.        Пять свободных. Во всех пяти свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми и прямыми позициями.

4.        Две закрытые:

  • 1-я закрытая;
  • 2-я закрытая.

5.        Положения ног

1.        Нога вытянута – нога вытянута в колене и подъёме.

2.        Нога присогнута – положение на полуприседании.

3.        Подъём вытянут – нога вытянута в подъёме. Пальцы вытянуты.

4.        Положение скошенного подъёма – вытянутая стопа повёрнута в голеностопном суставе носком внутрь.

5.        Нога на ребре стопы – положение, когда нога ставится на ребро внешней или внутренней стопы.

6.        Нога на ребре каблука – согнутая в подъёме стопа касается пола ребром каблука.

7.        Низкие полупальцы – пятка слегка отделена от пола.

8.        Средние полупальцы – пятка приподнята над полом.

9.        Высокие полупальцы – нога стоит на кончике большого пальца. Подъём вытянут.

Перекрещенные положения ног

Перекрещенные положения ног достаточно часто употребляются в народно-сценической хореографии.

1-е перекрещенное положение – ноги перекрещены, стопы соприкасаются внешними сторонами на одном уровне.

2-е  перекрещенное положение – ноги перекрещены, стопы расположены параллельно друг другу на расстоянии стопы, носки и пятки (каблуки) – на одном уровне.

3-е перекрещенное положение – ноги перекрещены, стопы находятся рядом и соприкасаются внешними сторонами, пятка (каблук) одной ноги находится у середины другой стопы.

4-е  перекрещенное положение - ноги перекрещены, одна стопа впереди другой на расстоянии стопы вперёд и в сторону от носка опорной ноги. Стопы параллельны друг к другу, носки стоп направлены вперёд.

5-е перекрещенное положение – ноги перекрещены, пятка (каблук) одной ноги соприкасается с носком другой внешними сторонами. Стопы ног направленны вперёд.

Позиции и положения рук

1. Семь позиций:

  • 1-я, 2-я, 3-я позиции аналогичны 1-я, 2-я, 3-й позициям классического танца;
  • 4-я позиция – руки согнуты  в локтях. Кисти лежат на талии, причём большой палец сзади, четыре других, собранные вместе, спереди. Плечи и локти направленны в стороны по одной прямой линии;
  • 5-я позиция – обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются к корпусу. Пальцы, собранные вместе, лежат на плечах рук, чуть выше локтей;
  • 6-я позиция – обе руки согнуты в локтях, которые слегка приподняты и направленны в стороны. Указательные и средние пальцы прикасаются к затылку (кончики пальцев как бы придерживают головной убор);
  • 7-я позиция – обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талию. Запястье одной руки лежит на запястье другой.

1.        Подготовительное и два основных положения:

  • подготовительное положение – обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повёрнуты ладонью к корпусу;
  • 1-е положение – руки раскрыты в стороны ладонями вверх. Пальцы собраны и вытянуты;
  • 2-е положение – руки вытянуты в локтях и раскрыты в стороны на высоте между II и III позициями. Ладони повёрнуты вверх.  Пальцы вытянуты.

Положения кисти

  • кисть повёрнута ладонью вниз;
  • кисть опущена вниз; кисть повёрнута ладонью вверх;
  • кисть поднята вверх;
  • поворот кисти в запястье внутрь (к себе) – поворот в сторону большого пальца;
  • поворот кисти в запястье наружу (от себя) – поворот в сторону мизинца;
  • кисть в «обхват» - кисть в 4-й позиции, четыре пальца спереди, большой – сзади.

Положение головы

  • голова прямо (анфас);
  • голова повёрнута в право или в лево;
  • голова наклонена (вперёд, направо или налево);
  • голова отклонена назад.

Положение корпуса

  • корпус ровный;
  • корпус от талии наклонён вперёд;
  • корпус от талии наклонён назад;
  • корпус от талии наклонён в сторону (вправо или влево).

Различные положения локтей и кистей рук во всех семи позициях, подготовительном и двух основных положениях придают движению определённый национальный колорит.

Направления движения

  • вперёд;
  • назад;
  • вправо;
  • влево.

Особое место на уроке народно-сценического танца занимает подготовка (вступление, preparation) к движению, упражнению, комбинации. Preparation подготавливает исполнителя к дальнейшим действиям, вводит в ритм и характер музыки, дают исходное положение, с которого начинается упражнение, направляет внимание на само упражнение. Подготовка к началу движения заключается в движении руки, которое выполняется на музыкальное вступление, идущее в темпе и характере данного музыкального сопровождения.

При выполнении preparation необходимо проследить за следующими моментами:

  • корпус должен быть подтянутым;
  • плечо, как при открывании руки в сторону, так и при закрывании на талию, остаётся неподвижным;
  • голова сопровождает движения руки на протяжении всей подготовки;
  • в момент закрывания руки внутренняя сторона запястья кисти не должна касаться талии.

В подготовительном движении как бы должна быть заложена частица танца, заявка на танец. Зафиксированные положения рук к моменту начала движения или комбинации могут быть различными, но в любой позе должен чувствоваться характер исполняемого танца.

Терминология, применяемая при записи движений

1.        Опорная нога – та нога, на которую переводится центр тяжести корпуса исполнителя независимо от её движения.

2.        Работающая нога – называется нога, выполняющая движение, в то время, когда тяжесть корпуса исполнителя приходится на опорную ногу.

3.        Шаг ногой – такое движение, при котором одновременно с шагом переносится тяжесть корпуса на шагающую ногу.

4.        Шаг на ногу – применяется, если перед шагом нога была поднята.

5.        Приставить ногу к ноге – применяется при одновременном переводе тяжести корпуса на подставляемую ногу.

6.        Поставить – применяется при постановки ноги на носок или на пятку без переноса тяжести корпуса.

7.        Провести – применяется при движении ногой по трём направлениям: вперёд, вперёд – вправо, вперёд – влево, тяжесть корпуса -  на опорной ноге.

8.        Отвести – движение ноги в сторону (вправо или влево), затем назад, назад – вправо, назад – влево.

9.         Притопнуть – применяется при одновременном переносе тяжести корпуса на ударяющую ногу.

10.         Поднять – применяется при поднимании ноги с одновременным указанием положения колена и подъёма.

11.         Приподнять – применяется при незначительном поднимании ноги также с указанием колена и подъёма.

12.         Подвести ногу к ноге – применяется при движении работающей ноги к опорной без переноса тяжести корпуса на работающую ногу. Движение может исполнятся без отрыва от пола и поднятой ногой.

13.         Перескочить – применяется при подмене ноги прыжком.

14.         Бросок ногой – применяется при резком и быстром поднимании ноги.

15.         Вытянуть – применяется при одновременном  выпрямлении ноги в колене и подъёме.

16.         Подскочить (подскок) применяется при небольшом почти скользящем прыжке на месте, с продвижением вперёд, вправо, влево, назад -  вправо, назад – влево.

17.         Выпад – применяется при движении, имеющем характер падения на шагающую ногу с одновременным сгибанием колена работающей ноги.

Необходимо рассмотреть следующие понятия.

  1. Композиция танца – это организация его выразительных средств. У разных народов имеются свои особенности в композиционном построении танца.
  2. Архитектоника – построение танца. Архитектоника выявляет композицию танца, его смысловую основу, способствует эмоциональному восприятию танца.
  3. Лексика (язык) танца – типичные ходы, проходки, движения рук, корпуса и головы, позы и характерные положения, элементы своеобразной национальной виртуозности (вращения. Прыжки, присядки).
  4. Стиль танца – соответствующая содержанию устойчивая образная система, включающая своеобразные и типичные для данной группы танцев выразительные средства, приёмы. Взаимоотношения танцующих.
  5. Манера танца – это передача в исполнении наиболее типичных особенностей композиции, своеобразия лексики, взаимоотношений танцующих, отличительных качеств национального костюма, правил общения с ним. Важной особенностью в манере танца является поведение танцующих.  


[1] Вдовенко Н.Н. Народный танец и методика его преподавания. Методические рекомендации. – Ханты-Мансийск., 2007.  - С. 4-5.

[2] Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. М.,  2004 - . С. 6-13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МУЖСКИМ КЛАССОМ НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ"

Сценарий открытого урока по народно-сценическому танцу содержит информацию о различиях в работе с девочками и мальчиками, влиянии возрастных и психологических причин на результативность репетиционной ...

Музыкальное оформление уроков народно-сценического танца

Методические рекомендации для концертмейстеров отделения хореографии общеобразовательных школ...

Конспект открытого занятия танцевального объединения "Экспрессия" "Разнообразие композиций в народно-сценическом танце"

Конспект открытого занятия предназначен в помощь руководителям танцевальных коллективов для закрепления полученных теоретических и практических навыков....

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...

Открытый урок по народно-сценическому танцу "Башкирская народная хореография-жемчужина национальной культуры"

Представляем вашему вниманию открытый урок «Башкирская народная хореография – жемчужина национальной культуры», посвященный 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР и Респуб...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы народно-сценического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»

      Программа учебного предмета «Основы народно-сценического танца»разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельно...