Статья на тему «Роль дидактических игр в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья
В современной психологии и педагогике игра рассматривается, как тот вид деятельности, который на разных этапах онтогенеза выступает в качестве средства передачи ребенку содержания общественно-исторического опыта. Среди разных видов игр особая роль в этом контексте принадлежит дидактической игре-игре обучающей, которая специально создавалась взрослыми с целью развития: активизации сенсомоторного развития, формированию представлений об окружающей деятельности, опыта практических и умственных действий, стилизации эмоционального опыта.
Дидактическая задача определяется взрослым и отражает направленность его деятельности в работе с детьми. Дидактическая задача тесно связана с содержанием воспитания и обучения детей, т.е. с реализуемой в учреждении образовательной программой. В связи с этим дидактические задачи в игре весьма разнообразны: ознакомление с окружающей действительностью, накопление сенсомоторного опыта, развитие восприятия (зрительного, слухового, тактильного и др.), памяти и внимания, развития речи и мышления, формирования элементарных математических представлений и др.
Каждая игра обеспечивает решение собственных дидактических задач, что отличает её от остальных. Любая игра, даже самая простая, дает возможность решать одновременно несколько дидактических задач (например: формировать знания о предметах и явлениях окружающего мира, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику, развивать восприятие формы и цвета, зрительное внимание, умение практически выполнять сравнение двух объектов и т.п.) Это позволяет оказывать воздействие на процесс одновременного развития нескольких функций. Например: складывание пирамидки из 4 колец позволяет осуществить развитие дифференцирующей способности зрительного восприятия, формирование приема практического сравнения колец (наложение), развитие точности и согласованности движений обеих рук, закрепление умения учитывать величину при нанизывании колец.
Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья особый ребенок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_didakticheskih_igr_v_obuchenii_detey_s_ovz.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему
«Роль дидактических игр в обучении детей
с ограниченными возможностями здоровья»
В современной психологии и педагогике игра рассматривается, как тот вид деятельности, который на разных этапах онтогенеза выступает в качестве средства передачи ребенку содержания общественно-исторического опыта. Среди разных видов игр особая роль в этом контексте принадлежит дидактической игре-игре обучающей, которая специально создавалась взрослыми с целью развития: активизации сенсомоторного развития, формированию представлений об окружающей деятельности, опыта практических и умственных действий, стилизации эмоционального опыта и др.
Понятием дидактические игры объединены разнообразные игры, требующие выполнения различных по своему характеру и степени сложности игровых действий - от простейших практических действий с погремушкой до сложных умственных действий со словесным материалом.
Специфика дидактической игры отражена в ее структурных элементах, к которым относятся: дидактическая и игровая задачи , содержание, игровые действия, правила игры и результат игры.
Характерной особенностью дидактической игры является наличие в ней двух видов взаимно друг друга дополняющих задач: дидактической (обучающей) задачи, которую ставит перед игрой взрослый, и задачи игровой, которая сообщается ребенку и которую он в процессе игры решает. Дидактическая и игровая задачи отражают взаимосвязь обучения и игры, внешней (практической) и внутренней (интеллектуальной) активности ребенка.
Дидактическая задача определяется взрослым и отражает направленность его деятельности в работе с детьми. Дидактическая задача тесно связана с содержанием воспитания и обучения детей, т.е. с реализуемой в учреждении образовательной программой. В связи с этим дидактические задачи в игре весьма разнообразны: ознакомление с окружающей действительностью, накопление сенсомоторного опыта, развитие восприятия (зрительного, слухового, тактильного и др.), памяти и внимания, развития речи и мышления, формирования элементарных математических представлений и др.
Каждая игра обеспечивает решение собственных дидактических задач, что отличает её от остальных. Любая игра, даже самая простая, дает возможность решать одновременно несколько дидактических задач (например: формировать знания о предметах и явлениях окружающего мира, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику, развивать восприятие формы и цвета, зрительное внимание, умение практически выполнять сравнение двух объектов и т.п.) Это позволяет оказывать воздействие на процесс одновременного развития нескольких функций. Например: складывание пирамидки из 4 колец позволяет осуществить развитие дифференцирующей способности зрительного восприятия, формирование приема практического сравнения колец (наложение), развитие точности и согласованности движений обеих рук, закрепление умения учитывать величину при нанизывании колец.
Вместе с тем при выборе игры педагог, как правило, ориентируется на какую-то одну конкретную задачу.
Перечень задач, которые позволяют решать дидактические игры, практически неограничен. Многообразие этих задач можно объединить в следующие группы:
1. Игры на сравнение и выбор предметов по одинаковым, различающимся или сходными признаками (« Найди такой же», « Найди пару» )
2. Игры на классификацию и распределение предметов или изображений по различным признакам (« Наведи порядок», « Что к чему подходит»)
3. Игры на определение предмета по нескольким или только одному признаку (на основе его описания: « Угадай, что это»)
4. Игры на упражнение внимания и памяти («Что звучит?», « Что изменилось?», « Найди различия», « Чего не хватает?»)
Отмечу, что содержание дидактических игр связано со всеми сторонами окружающей действительности – миром людей, их взаимоотношений, миром живой и неживой природы. Это подчеркивает их уникальный характер как метода, формы и средства формирования знаний и умений оперировать ими.
Основу дидактической игры составляют игровые действия. По характеру и степени сложности игровые действия весьма разнообразны. С одной стороны это практические действия ( рассмотреть, собрать, разобрать), с другой - это сложные умственные действия основанные на процессах восприятия, наблюдения, мышления, внимания, памяти.
Правила игры являются необходимой частью дидактической игры и её важным видовым признаком, поскольку дидактическая игра относится к играм с правилами. Правила игры четко указывают на то, как ребенок должен вести себя во время игры.
В дидактической игре правила выполняют обучающую, организующую и дисциплинирующие функции, которые тесно связаны друг с другом.
Обучающая функция правил состоит в том, что они раскрывают перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действий. Они направляют практическую и познавательную деятельность детей.
Организующие функции правил в том, что они определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. Они могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной.
Необходимость выполнения правил развивает у детей дисциплинированность.
Многообразие дидактических игр классифицируется по характеру используемого материала. Это:
1.Игры с предметами (игрушками, природным материалом)
2.Настольно-печатные игры
3.Словесные игры
Игра с предметами представляет собой разнообразные действия детей с предметами материальной и духовной культуры или их моделями, обусловленные их физическими свойствами или функциональным назначением. Для проведения дидактических игр используются: народная игрушка (матрешки, погремушки), игрушки, бирюльки, вкладыши, различные природные, различные природные материалы. Основными игровыми действиями являются: нанизывание, вкладывание, раскладывание, катание, собирание целого из частей и др.
Настольно-печатные игры – это большая группа игр, в процессе которых дети выполняют игровые действия, оперируя представлениями, активизируемые с помощью средств изобразительной наглядности. Они направлены на уточнение представлений об окружающем мире, систематизацию знаний, развивают память, речь, внимание.
К настольно-печатным играм относятся такие игры как:
-парные картинки, развивающие восприятие, внимание, анализ, сравнение и др.
-лото, обеспечивающие уточнение знаний детей, обогащение словаря.
-домино, развивающие сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера.
- разрезные картинки и картинки на кубиках. Они направлены на развитие памяти, восприятия, внимания, сосредоточенности, уточнение представлений об объектах и явлениях окружающего мира.
-Игры типа « Лабиринт» развивают зрительное восприятие, анализ, пространственные представления и ориентировки, зрительно-двигательную координацию, внимание.
Словесные игры наиболее сложные. В них отсутствует возможность непосредственного восприятия объекта. Дети должны оперировать представлениями и в речевой форме отразить полученный результат. В раннем возрасте они развивают слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, информации в словесной форме, повторять звукосочетания, слова. Они имеют большое значение для развития логического мышления и связной речи.
К словесным играм относятся такие игры, как: «Ладушки», « Сорока белобока», «Как сорока кашу варила» и др. В них детям предлагается имитировать движения, искать того кто позвал, выполнять действия по словесному сигналу, осуществлять разнообразные звукоподражания. Эти игры обеспечивают многократное повторение одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов, стимулирует развитие слухового и зрительного внимания, подражания, взаимодействия со взрослыми. Такого рода словесные игры находят свою нишу в процессе обучения и воспитания детей с проблемами интеллектуального развития.
Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья особый ребенок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация взаимодействия участников образовательного процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти се...
Статья "Использование музыки на уроках литературы и чтения при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья"
В своей статье я хочу рассказать об использовании музыки на уроках литературы и чтения для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением опорно-двигательн...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные коррекционные упражнения для конкретного урока. Важно сочетать разные виды коррекцион...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...
Статья "Личностно-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья"
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, в котором принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка. Именно личность ребенка является тем субъектом, на который и ...
Статья "Роль трудовой деятельности в обучении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Профильный труд...
Статья на тему: «Особенности работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»
Семьи особых детей отличаются от семей нормально развивающихся сверстников, не всегда выполняют свои функции, нуждаются в помощи специалистов в силу психологической травмированности родителей. Р...