Особенности учебно-воспитательного процесса в школах пенитенциарной̆ системы
статья
Одной из важнейших категорией пенитенциарной педагогики является ресоциализация – социально контролируемый процесс целенаправленного воздействия на правонарушителя посредством комплекса государственно-правовых, общественных, воспитательных мер для изменения его асоциальных установок, ценностных ориентаций, коррекции противоправного поведения, обеспечивающей в итоге устойчивость социализации личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_uchebno_vospitatelnogo_protsessa.docx | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности учебно-воспитательного процесса в школах пенитенциарной̆ системы
Пенитенциарная педагогика — отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осужденных к различным видам наказаний.
Одной из важнейших категорией пенитенциарной педагогики является ресоциализация – социально контролируемый процесс целенаправленного воздействия на правонарушителя посредством комплекса государственно-правовых, общественных, воспитательных мер для изменения его асоциальных установок, ценностных ориентаций, коррекции противоправного поведения, обеспечивающей в итоге устойчивость социализации личности.
В наше время Россия уверенно занимает лидирующие позиции в мире по количеству лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. И не в этом ли одна из веских причин того грустного рекорда, который страна установила за эти же годы: по данным ЮНЕСКО, Россия по интеллектуальному потенциалу молодежи скатилась с третьего места в мире (1953г.) на сороковое. Вопреки устойчивому мнению, что среди населения России грамотность практически поголовная, 40% заключенных у нас безграмотны. То есть сложить буквы в слова могут, но при этом не понимают смысла прочитанного. Выходя на свободу из пенитенциарных учреждений, эти функционально неграмотные бывшие заключенные никак не способствуют повышению интеллектуального уровня российского общества.
Проблемы обучения и воспитания осужденных в колонии, лежащие в плоскости пенитенциарной педагогики, требуют совершенствования системы исполнения наказаний, главным образом – гуманизации и оптимизации условий отбывания наказания, педагогизации воспитательно-реабилитационного процесса.
Значение общеобразовательного обучения лиц, лишенных свободы, определяется тем, что в соответствии со ст. 9 УИК оно является одним из основных средств исправления осужденных.
Правовое регулирование общеобразовательного обучения осужденных исходит из закрепленного ст. 43 Конституции Российской Федерации права граждан на образование.
В исправительных учреждениях (ст. 112 УИК РФ) организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста тридцати лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения полного среднего общего образования, администрацией исправительного учреждения и органами местного самоуправления создаются необходимые условия.
Осужденные старше тридцати лет, а также инвалиды 1 и II групп, получают среднее образование по их желанию.
Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде, что создает им необходимые условия для получения образования в местах лишения свободы.
Получение осужденными среднего образования, как важный фактор позитивного развития личности, поощряется и учитывается при определении степени их исправления.
Но есть причины, которые побуждают говорить о необходимости учитывать психологические особенности личности осужденных, особые условия их нахождения в исправительных колониях.
К таким особенностям относится следующее:
- изоляция воспитанников от общества по решению суда, жесткие правовые предписания, предусматривающие особый режим работы с рядом ограничений, как для воспитанников, так и для педагогических работников;
- жесткая регламентация режима отбывания наказания предусматривающая четыре его вида (обычные, облегченные, льготные и строгие);
- психологическая неготовность воспитанников к обучению и адекватному восприятию воспитательного воздействия на них. Низкий стартовый познавательный уровень, несоответствие биологического возраста воспитанника классу обучения становятся серьезными препятствиями на пути его эффективного обучения и воспитания. Школа и происходящие в ней процессы вызывают у подсудимых только отрицательные эмоции, что является прямым следствием их глубокой десоциализации. Поэтому нежелание продолжать учебу в школе – характерное явление среди подавляющего большинства воспитанников в адаптационный период, особенно среди лиц, находящихся в карантинном отделении;
- значительное отклонение в физическом и психическом развитии у большинства воспитанников. Все больше поступает в колонию нездоровых осужденных (алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ и т.д.);
- возросла и продолжает расти доля осужденных, отбывающих наказание за умышленное убийство, нанесение тяжкого вреда здоровью, разбой, грабеж, изнасилование;
- частая сменяемость контингента воспитанников, связанная с незначительными сроками осуждения, условно-досрочным освобождением, уходом на пребывание в колонию поселение и другим обстоятельствам;
- формирование классных коллективов из воспитанников разного возраста с различными условиями социальной дезадаптации;
- система межличностных отношений воспитанников, основанная на уголовной субкультуре;
- учебно-воспитательный процесс, который организован без учета особенностей развития сфер индивидуальности и личности воспитанника;
- разработка теоретически обоснованных учебных программ по основным учебным дисциплинам, способствующим обучению осужденных, биологический возраст которых не соответствует уровню их образования. Эта проблема, хотя и обозначена в ведомственных изданиях, тем не менее, до настоящего времени никем не исследовалась, а, значит, и не решалась. Как не исследовалась и проблема создания теоретически обоснованных образовательных стандартов по всем учебным дисциплинам для школ воспитательных колоний с учетом особенностей контингента и особых условий обучения. Очевидно, этот пробел в педагогической науке вскоре все же найдет свое разрешение. При этом следует заметить, что данная проблема носит дискуссионный характер и может иметь разнонаправленные векторы решения, что делает ее еще более актуальной для будущих исследователей.
В воспитательных колониях в настоящее время сосредоточена значительная часть сотрудников различных служб, включенных в общий педагогический процесс: начальники отрядов, воспитатели, инспекторы, оперативные работники, психологи, медицинские работники, администрация учреждения. Однако основная роль в педагогическом процессе принадлежит педагогическому коллективу школы. Организация эффективного учебно-воспитательного процесса в колониях является взаимодействие между школой и другими подразделениями с целью реального сотрудничества, которая диктует необходимость реформирования системы исполнения наказаний в отношении осужденных именно в направлении ее педагогизации и гуманизации.
Эффективный учебно-воспитательный процесс в современной школе воспитательной колонии невозможен без создания необходимой материально-технической базы. Наличие компьютерных классов, интерактивных досок, лабораторного оборудования, делают процесс обучения более продуктивным. Учебники при исправительных колониях приобретаются на средства образовательной субвенции, которую выплачивает Управление Образования.
Школа обладает большим интеллектуальным и культурным потенциалам. Именно учителя, как никто другой, в исправительных учреждениях профессионально владеют средствами, методами и приемами воспитательного воздействия. Влияние школы на осужденных сказывается непосредственно в процессе обучения. Ведь каждый школьный урок представляет учителю возможность воздействовать на эмоционально-нравственную сферу учащихся, учить их диалектическому мышлению, разъяснять нормы этики и морали. Вопросы трудового и нравственного воспитания учащихся являются ведущими в процессе обучения.
Общеобразовательное обучение не только дает осужденным сумму определенных знаний, но и развивает интеллект, нравственность.
Благодаря наличию в исправительных учреждениях школы в коллектив сотрудников вливается значительный отряд педагогов-специалистов, использование которых в воспитательной работе способно намного повысить эффективность процесса перевоспитания, облегчить труд начальников отрядов.
Педагоги школы принимают участие: в составлении комплексных планов воспитательной работы с осужденными; проведение уроков города, тематических классных часов, конкурсах, подведений итогов соревнования, клубной работе, оформлении наглядной агитации. В организации и проведении индивидуальной работы с трудновоспитуемыми, работе советов воспитателей и методических советов.
Нельзя все общеобразовательное обучение сводить только к средней школе. Пути получения осужденными общего среднего образования могут быть различны: вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; заочное обучение в средней школе; обучение с помощью учебно-консультационного пункта; обучение экстерном.
Каждая из вышеназванных форм получения общего среднего образования имеет право на существование. Но реализация некоторых из них возможна лишь при условии сохранения общеобразовательной школы, функции которой должны быть значительно изменены в сторону их расширения. В связи с этим необходимо пересмотреть учебные планы и программы, усилив прикладную направленность содержания естественно-технических учебных дисциплин и воспитательную роль гуманитарных предметов. С учетом специфики обучаемого контингента ввести в учебный план, например, курсы основ государства и права, этики и эстетики, психологии семейной жизни, проводить факультативные занятия по таким предметам, как иностранный язык, рисование, пение, физкультура и др. В рамках учебно-воспитательной работы школы организовать для осужденных предметные кружки и клубы по интересам. Занятия проводить как обычно, по расписанию, но по специальной программе.
И, наконец, школа на деле должна стать методическим центром воспитательной работы в исправительных учреждениях. Только гуманизация учебно – воспитательного процесса, широкое привлечение самих воспитанников к организации и управлению им, исключение из педагогической практики любых форм насилия могут привести к положительным результатам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированное обучение на уроках химии в школе пенитенциарной системы.
Использование форм и методов личностно-ориентированного обучения на уроках химии в школе пенитенциарной системы....
Рабочая программа по геометрии (7 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системы
Рабочая программа по геометрии (7 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системы...
Рабочая программа по геометрии (8 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системы
Рабочая программа по геометрии (8 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системы...
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа (10 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системы
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа (10 кл.), адаптированная для обучения осужденных школ пенитенциарной системыНастоящая рабочая программа по алгебре и началам математическ...
Подготовка выпускников к ГИА в форме ГВЭ в вечерней школе пенитенциарной системы.
Для того, чтобы успешно подготовить учащихся к сдаче ГИА, необходимо создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся не только по освоению и закреплению знаний, но и для ...
Организация учебной деятельности на уроках математики в условиях школы пенитенциарной системы.
Технология индивидуального продвижения - это авторская модель организации образовательного процесса в КГКОУ "КВСОШ №11". В данном материале обобщается опыт работы в школе при исправительном учреждении...
Особенности учебно воспитательной работы в малокомплектной школе
Особенности учебно воспитательной работы в ...