Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания
методическая разработка
Предлагается использование разных приёмов на каждом этапе урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx | 42.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания».
« Если ученик в школе не научился ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать».
Л.Н. Толстой.
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Работа учителя направлена на формирование людей с новым типом мышления, людей инициативных и коммуникабельных, творческих. Личностей способных самостоятельно принимать решения и отстаивать свою позицию, повышающих своё образование и способных самостоятельно ориентироваться в быстро меняющейся жизненной ситуации. Эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности обучающегося при использовании учителем активных и интерактивных методов обучения. Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.
По мнению Г.Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю
Критическое мышление — это: способность ставить новые, полные смысла вопросы;
вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.
Думать критически:
- Проявлять любознательность
- Использовать исследовательские методы
- Ставить перед собой вопросы
- Осуществлять планомерный поиск ответов
- Вскрывать причины и последствия фактов
- Сомнение в общепринятых истинах
- Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами
- Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление
Особенности концептуальных подходов технологии заключаются в следующем:
- не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
- - коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
- - объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Что дает технология критического мышления обучающемуся:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Что дает технология критического мышления учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Специфика технологии развития критического мышления состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре:
Стадия вызова.
Основными функциями, реализуемыми на стадии вызова, являются:
мотивационная (побуждение к работе с новым информационным материалом, стимулированием интереса к теме);
информационная (актуализация имеющихся знаний по теме);
коммуникационная (бесконфликтный обмен представлениями, идеями, мнениями).
Приемы, используемые на стадии вызова:
- Показ иллюстрации
- Зачитывание отрывка из художественной книги
- Показ отрывка из фильма
- Работа с историческим текстом
- Рассказ-предположение по ключевым словам
- Ряды понятий (необходимо определить принцип построения рядов, найти лишнее понятие или одно обобщающее понятие.)
- Концептуальное колесо
На этапе вызова используется методический прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали». Затем называю тему и спрашиваю обучающихся, что они об этом уже знают. Их мы заносим в колонку «Знаем». Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока обучающиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию. Например, на уроке истории в 5 классе по теме «Военные походы фараонов» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом:
Что знаем | Что хотим узнать | Узнали |
Фараоны – правители Египта Ходили в походы, чтобы расширить владения, награбить богатства | В какие страны организовывали походы? Чем закончились эти походы? Какое вооружение имели египетские воины? Какие виды войск были в Египте? Легко ли жилось египетскому воину? |
Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Обучающимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например: при изучении темы «Великие реформы 60-70-х гг. XIX века», подбираем синонимы к слову «Реформа».
Приём “Корзина идей, понятий, имен”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Например, на уроке изучения «глобализация » можно предложить обучающимся высказать, что такое «Глобализация», причины и последствия появления данного явления, привести примеры.
Прием «До-После»
Данный приём формирует: умение прогнозировать события; умение соотносить известные и неизвестные факты; умение сравнивать и делать вывод.
В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой обучающийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
Например, Вопрос "Почему в Отечественной войне 1812 года победу одержала русская армия?"
"До" Я думаю, что русская армия была лучше вооружена, в армии были талантливые генералы.
"После" обучающиеся перечисляют все причины победы русской армии.
Вывод.
Я прав (не во всём прав), так как. »
Итак, в случае успешной реализации стадии вызова у детей возникает мощный стимул для работы на следующем этапе.
Приём : “Вопросительные слова”. обучающимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Пример. Урок истории по теме: «Крещение Руси. Владимир Святославич»
Вопросительные слова | Основные понятия темы |
Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково значение? | Информация Христианство Митрополит Искусство Государство Власть Крещение |
Для активизации познавательной деятельности на уроках используются анекдоты. Например, при изучении темы «НЭП» в 11 классе предлагаю обучающимся объяснить смысл анекдота 20-х годов и причину его появления.
Нэпман у нэпмана спрашивает: «Как дела?» Тот отвечает: «Как у картошки. Если не съедят, то посадят».
При изучении индустриализации предлагаю еще один анекдот с вопросом о том, какую сторону жизни он отражал.
На Страстной площади в Москве с пьедестала исчез памятник Пушкину. Москва пришла в ужас. Но через несколько дней Пушкин вновь оказался на прежнем месте. Москвичи бросились к нему:
- Пушкин, Пушкин, где ты был?
- На Лубянке в ОГПУ.
- Зачем ты им понадобился?
- Выпытывали адрес скупого рыцаря.
II стадия Осмысление содержания (realization of meaning):
- получение новой информации;
-корректировка детьми поставленных целей обучения.
Существуют эффективные приемы работы с текстовой информации, которые позволяют не только быстрее осваивать прочитанную информацию, но и способствуют развитию творческого мышления.
1 Прием маркировки текста «Инсерт».
«v» | «+» | «-» | «?» |
Поставьте на полях знак «v», если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете | Поставьте на полях знак «+», если то, что вы читаете, является для вас новым | Поставьте на полях знак «-», если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете | Поставьте на полях знак «?», если то, что вы читаете, непонятно или вы бы хотели получить более подробную информацию |
2 Приём Фишбоун. “Fish bone” – «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты. Например, по теме « феодальная раздробленность на Руси» обучающиеся , работая с текстом заполняют схему указывают причины возникновения и последствия, Главным условием при работе с этим приёмом является чёткое формулирование проблемы, причин, вывода
Развитию критического мышления способствуют вопросы. Формированию умения конструировать вопросы обращаю особое внимание. Обучающиеся должны составить как можно больше вопросов к тексту.
В старшей школе эффективным способом работы с новой информацией является SWOT – анализ (слайды
Проведение SWOT – анализ представляет собой заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы
S – сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths – сильный)
W – слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses– слабый)
О – возможности применения (англ. opportunities – возможности)
T – угрозы применения (англ. threats – угрозы)
Пример: урок экономики в 10 классе по теме “Типы экономических систем”.
Цель урока: создать условия для формирования представления о типах экономических систем и экономической культуры обучающихся.
После объявления темы и цели урока учитель говорит, что изучать новую тему обучающиеся будут самостоятельно, проводя при этом SWOT – анализ. Класс делится на группы. Каждая группа готовит анализ одного из основных типов экономических систем (традиционной, плановой, рыночной).
Первый этап урока. обучающиеся в группах читают материал параграфа и дополнительный материал, обмениваются новой информацией, выделяют сильные и слабые стороны основных типов экономических систем, предполагают, какие возможности и угрозы применения этих типов систем существуют в будущем.
Второй этап урока. Заполнение матрицы SWOT– анализа.
Третий этап урока. Выступление групп.
Четвертый этап урока. Оценивание работы в группах и подведение итогов.
На данном уроке SWOT– анализ явился еще и мостиком с следующему уроку. Обучающиеся сделали вывод о том, что ни один из основных типов экономических систем не является идеальным, и что необходима такая экономическая система, которая сочетала бы в себе элементы и командной и рыночной экономик. Таким образом, вводится понятие смешанной экономики и на следующем уроке организовывается ее изучение.
3 Приём «кластера» Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. Кластер используется, когда нужно собрать у детей все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).в курсе обществознания 9 класса по теме «Формы государства» составляем кластер, где систематизируем знания по формам правления, политическим режимам и формам государственно – территориального устройства..
4 Прием «Толстые и тонкие вопросы» Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Где? Когда? Что? Кто?
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Каковы последствия ? В чем состоят различия?
Пример. По теме урока "Церковный раскол" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.
Тонкий вопрос. Кто был автором церковной реформы? Кто такие раскольники?
Толстый вопрос. Какие причины церковного раскола можете назвать?
Вопросы оцениваю: самые сложные, самые интересные, оригинальные и обучающимся очень нравится отвечать на вопросы.
5.Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума»
Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что.?», «Если я правильно поняла, то.?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о.?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи с детьми относительно того, что он только что сказал.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей.
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?». Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между событиями.
Данные приемы позволяют сохранить активность ученика, делают чтение осмысленным
Воспроизведение | Простые | Кто? Когда? Где? Как? |
Понимание | Уточняющие | Правильно ли я понял..? |
Применение | Практические | Как можно применить..? Что можно сделать из..? |
Анализ | Интерпретационные | Почему? |
Синтез | Творческие вопросы | Что будет, если..? |
Оценка | Оценочные | Как вы относитесь ? |
III стадия Рефлексия (reflection): Обучающиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуальной цели учения. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстаивают причинно – следственные связи.
- Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)
- Прием «Толстые» и «тонкие» вопросы
3) Прием «Синквейн» Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях, состоит из 5 строк:
На первой строчке записывают одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записывают три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из четырех слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.
Последняя строчка – это слово – резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
4) Прием «Кластер»
Предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Прием можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.
5) Прием « Верите ли вы?»
Используется на стадии вызова с последующим установлением истины на стадии рефлексии. Придает занятию определенную «интригу», способствует формированию критически оценивать результат. Используется для проверки знаний и самопроверки.
6) Прием «Взаимоопрос».
Используется на разных фазах занятия .Прием эффективен при работе со «слабыми» обучающимися, он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ребёнка.
7) Таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно) (слайды
“П+” Позитивный характер | “М– ” Негативный характер | “И” Интересно |
Пример. Урок по теме: Научно– технический прогресс. (11 класс. Обществознание. Урок 3 в теме: Современный этап мирового цивилизационного развития), учебник Л.Н. Боголюбова “Обществознание”, ч. 2. – М.: Просвещение, 2006 г.
Цель: создать условия для усвоения знаний обучающимися о НТП и его положительной и отрицательной роли для человечества.
На стадии вызова с целью актуализации знаний по теме учитель обсуждает с обучающимися ряд вопросов (фронтальная работа):
– Что такое НТП? – Когда впервые в обществе стали говорить о НТП?
– Какие вы знаете примеры проявления НТП?
– В чем положительное и отрицательное значение НТП? Докажите, что НТП имеет противоречия? – Все ли вы знаете о НТП?
7) Прием «Эссе». Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Их нужно воспринимать как способ развития мышления и формирование культуры чтения. Различают 5-минутное эссе, 10- минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения. 10-минутное эссе: после чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10- минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит, в течение 10 мнут писать на предложенную тему. 5-минутное эссе: этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь обучающимся закрепить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому обучающимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Использование данной технологии позволяет активизировать деятельность обучающихся на уроке. Они задают больше вопросов, читают текст учебника более вдумчиво, лучше выделяют основные идеи, составляют кластеры и синквейны. В глазах светится живой интерес. Самое главное важно понять, что смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве учителя и воспитанников , работающих с использованием новых технологий обучения. Данная технология обучения гарантирует обучающимся освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Обучающийся имеет возможность самореализовываться и это способствует мотивации к учению. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний. Развивать мышление – значит развивать умение думать, а значить ребенку, как личности, надо сформировать и развить в себе ряд качеств: готовность, гибкость, осознание, поиск компромиссных решений. Настойчивость, способность исправлять свои ошибки. Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Учитель перестает быть главным источником информации и превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Список литературы
1. Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения», Санкт - Петербургский университет педагогического мастерства, 2001
2. Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах”. // “Преподавание истории и обществознания в школе” - 2005 № 3.
3. Долженко Ю.А. “Методическое сопровождение личностно- ориентированного образования”. Б., 2003г.
4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания
Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 - 11 классах....
Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания
Одной из важных современных образовательных технологий, применяемых в школе, на мой взгляд, является технология развития критического мышления. Мышления, опровергающего устоявшиеся представления...
Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать...
Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания как путь формирования творчески активной способной к саморазвитию личности на основе “альтернативных ситуаций”
Данная статья подробно раскрывает сущность творческого мышления, его особенности и отличия от критического типа мышления. Поэтому одной из целей является формирование личности творчески активной, спос...
"Приёмы технологии: «Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания».
Приёмы технологии: «Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания». Презентация по приемам работы над развитием критического мышления....
Методическая статья " Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания"
В работе представлены приемы и способы развития критического мышления на уроках истории и обществознания...
Мастер класс.Применение технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Мастер класс, презентация...