"Приёмы технологии: «Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания».
презентация к уроку по истории на тему
Приёмы технологии: «Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания». Презентация по приемам работы над развитием критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 951.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тот , кто учится не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении. Конфуций
Что не является критическим мышлением? 1)простое запоминание, несмотря на то, что запоминание - важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс; 2)пониманием сложных идей, над которыми мы трудимся, чтобы осознать, а критическое мышление происходит тогда, когда новые, уже понятные идеи проверяются, оцениваются, взвешиваются и применяются. 3) творческое, или интуитивное , мышление.
Какие признаки есть у критического мышления? Критическое мышление есть мышление самостоятельное . Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации . Критическое мышление есть мышление социальное.
Что же такое критическое мышление ? Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Три стадии дидактического цикла: Вызов Осмысление Рефлексия
Как лучше организовать урок. Первая стадия – вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: -Актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; -Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; -Побудить ученика к активной работе на уроке и дома .
Вторая стадия-осмысление. Эта стадия позволяет ученику: Получить новую информацию; Осмыслить её; Соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: Целостное осмысление, обобщение полученной информации; Присвоение нового знания, новой информации учеником; Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Уроки анализа эпизодов Приём «Знаю – хочу узнать - узнал» Что знаю о герое? Хочу узнать Что нового узнал? Печорин Холодный светский молодой человек Равнодушный Высокомерный Умный смелый офицер Живет для себя Не может любить (сомневаюсь) Он всегда носит маску равнодушия (сомневаюсь) Может ли Печорин испытывать страсть и другие сильные чувства? Может в глубине души Печорин совсем другой человек? И др. ?
«Инсерт» - прием маркировки текста. "V" - то, что известно; "- - то, что противоречит представлениям читающих; "+" - то, что является новым; "?" - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано, более подробно.
Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями ? Критический ум, интеллект ? Смелый, собранный (???) Не испытывает сильных чувств (???) Не любит светское общество Князь, офицер, мечтающий о славе Андрей Болконский ? Критический ум, интеллект ? Смелый, собранный (???) Прорубил «окно в Европу» Участник великого посольства Реформатор Пётр I
Творческая форма рефлексии- Сиквейн . Сиквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово сиквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, сиквейн-это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания сиквейна: В первой строчке тема называется одним словом(обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка-это описание действия в рамках этой темы тремя словами(глаголы). Четвёртая строка-это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме(чувства одной фразой). Последняя строка-это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Например: Пётр Любознательный, решительный Воюет, строит, создаёт Поистине великий государь Император. Пётр Требовательный, жёсткий Диктует, повелевает, наказывает Самовластный крепостник Самодержец.
Приём «Учебный мозговой штурм». Основная цель «учебного мозгового штурма»-развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы. «Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек. Первый этап -создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент-15 минут.
Второй этап -коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное -найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. Третий этап –выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведён на следующем уроке.
Приём «Написания эссе». Смысл этого приёма можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо назаданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Методические приёмы критического мышления . Вызов. 1.Парная мозговая атака. 2.Групповая мозговая атака. 3.Работа с ключевыми терминами. 4.Перевёрнутые логические цепи(связать последовательность элементов информации в нужной последовательности). 5.Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения – нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания). 6.Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей). 7.Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).
Стадия осмысления. Маркировочная таблица (5-я так и думал, +-новая информация, +!- очень ценная информация,-- у меня по-другому, ?-не очень понятно, я удивлён). Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы). Двойной дневник(страница делится на две части: слева -что понравилось, запомнилось, справа -почему, какие ассоциации).
Рефлексия. Возврат к стадии вызова(обсудить, что совпало). Возврат к ключевым словам. Возврат к перевёрнутым логическим цепочкам. Возврат к кластерам (их заполнение). Возврат к ЗХУ.
«Критическое мышление» можно смело отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения. Важным аспектом работы является активизация основных операций мышления.
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, - достоин быть учителем. Конфуций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания
Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 - 11 классах....
Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания
Одной из важных современных образовательных технологий, применяемых в школе, на мой взгляд, является технология развития критического мышления. Мышления, опровергающего устоявшиеся представления...
Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать...
Мастер класс.Применение технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Мастер класс, презентация...
Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Современное общество диктует новые требования к обучению и воспитанию учащихся. Теперь цель урока это не только получение знаний, умений и навыков, но и подготовка школьника к реал...
Мастер – класс «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»
Мастер – класс«Технология развитиякритического мышленияна уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»...
Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
В современном обществе цель учителя выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...