Профориентационные игры
учебно-методический материал (8, 9, 10, 11 класс)

Кузнецова Галина Николаевна

Подбор игр по профориентации школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsionnye_igry.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ИГРЫ

Игровая развивающая среда «Навигатум: в мире профессий»

Основными инструментами, входящими в комплект ИРС являются:

- книга профисказок и альбом-иллюстрации к книге;

- карточки с изображениями различных объектов по отраслям;

- карта-пазл «Взросляндия»;

- мультфильмы.

Ключевая цель программы ИРС «Навигатум» - формирование системного представления о мире профессий, когда у ребенка складывается целостное представление о том, как устроен мир труда. Ориентируясь на возрастные особенности, знакомство с отраслями происходит в формате профисказок. Все сказки объединены единым персонажем и территорией. Например, «Откуда берется каша?» - это история про сельское хозяйство; «Как работает транспорт?» - подробное описание всех видов транспорта; «Как делают электричество?» - энергетика и все способы получения электроэнергии; «Как построить дом?» - тема строительства; «Кто такие инженеры?» - какие бывают инженеры, чем они занимаются и чем отличаются.

«Отраслевой» подход профисказок описывает профессии внутри их технологического процесса. Например, алгоритм сказки про сельское хозяйство: агроном решает, что, где и когда сеять – тракторист вспахивает поле – комбайнер собирает урожай с этого поля – водитель везет собранное зерно на мельницу – мельник делает муку – водитель везет муку в магазин – продавец продает муку повару – повар печет хлеб, торт, оладьи и т.д.

После прочтения профисказок можно использовать карточки в качестве настольных игр. Например, создать из карточек последовательность действий, для того. Чтобы вырастить кашу. Из карточек можно создать свою историю, которая может отличаться от профисказок. В качестве развлекательной игры, а также тренировки на внимательность, можно предложить детям найти изображения карточки на карте «Взросляндия». Другие игры с карточками: «Найди лишнее», «Разгадай ребус», «Найди пропущенное» и другие.

Мультфильмы используются для решения следующих задач:

- переключить внимание, осуществить смену деятельности;

- тематическая иллюстрация к отрасли или профисказке;

- проведение развивающего занятия.

Игровая программа по профессиям для школьников «Профи+»

Игровая программа «Профи+» включает в себя 5 мини-игр и решает следующие задачи:

- получить практические навыки по различию и применению терминов: «профессия», «специальность», «должность», «род деятельности»;

- разобраться в типологии профессий («человек-человек», «человек-природа» и т.д.) и применить ее по отношении к самому себе;

- расширить кругозор, познакомившись с известными представителями профессий и их достижениями; узнать про незнакомые специальности и профессии;

- превратить занятие по профориентации в интересную и познавательную игру.

Игра «Кто ты?».

Позволяет участникам погрузиться в профессию с разных позиций.

  1. «Хочу им стать». То есть, чем хороша эта профессия, каковы ее перспективы, в чем ее сложность и интерес, как много людей ей занимаются,  что она может дать общественности.
  2. «Мой день». Рассказать, каким ты видишь свой день с позиции своей профессии (чем начинается день, какие дела тебе нужно сделать, с кем встретиться и т.д.)
  3. «Мой герой». Чем известен герой этой профессии  в стране, мире. При этом нельзя говорить ключевые позиции и однокоренные слова.
  4. «Да, но!». Рассказать о профессии с сомнительной стороны: не понятно, хорошо это или плохо ( интересуют только плюсы и минусы профессии по мнению участников).
  5. «Я – клиент». Рассказать с позиции объекта профессии.

Игра «Ну-ка, покажи-ка!»

Также, как и в предыдущей игре, участники изучают специфику профессии изнутри, но задача усложняется тем, что нельзя разговаривать. Обмениваться можно только жестами.

Игра «Ошибочка вышла!»

Данная мини-игра закрепляет полученные представления о профессиональных терминах «профессия», «специальность», «должность», а также о типологии профессий по системе Климова. Педагог проговаривает фразы, связанные с терминологией профессия-специальность-должность, обучающиеся должны выявить ошибки. Например, «Профессия «администратор» очень интересная, потому что позволяет быть в курсе всего!». Ответ: «Администратор – это не профессия, а должность» и т.п.

Игра «Общее дело»

Задача: создать свою компанию, фирму, предприятие, в которой будут одновременно задействованы 5 профессий или специальностей и презентовать ее.

- название компании, отражающую суть ее деятельности;

- описание деятельности;

- презентация профессий, задействованных в компании + изложение каждым участником своих обязанностей на пользу общему делу;

- обозначить и обосновать дополнительные профессии, необходимые для наиболее эффективной работы.

Игра «Проф.набор!»

В игре предстоит быстро определять, какие предметы характерны для тои или иной профессии, уметь презентовать по этим предметам свою профессию и угадать чужую.

Игровой модуль «Карьерная лестница»

Цель: получение целостной информации об устройстве организации, осознание понятия «лестница карьерного роста».

Задачи:

- познакомить с устройством различных организаций, что такое карьерные ступени, что означает горизонтальная и вертикальная карьеры;

- повторить терминологию «профессия», «специальность», «должность»;

- рассмотреть различные типы. Виды и категории профессий;

- сформировать навык определения типа профессии;

- расширить кругозор о существующих профессиях и должностях.

Игра «Жизненный путь молодого специалиста»

Задача: придумать рассказ о молодом специалисте. На какую профессию он учился, какую специальность получил, куда пришел работать, как менялись его должности в организации. Где он еще может работать, если уйдет из этой организации.

Игра «Мэр города»

Задача: создать команду помощников, которые будут отвечать за разные направления работы учитывая их интересы и умения.

Игра «Строим город»

Задача: построить город, подбирая нужные профессии. Позволяет построить целостную картину, в которой профессии не только задействованы, но и взаимосвязаны: невозможно жить в городе, где нет какой-либо профессии. При анализе можно выделить «самые важные» профессии, в первую очередь социальные (врач, педагог и т.д.); «необходимые» (водитель, повар, продавец) и т.д. Игра становится дискуссией на тему, как устроен мир вокруг нас.

Игра «Профессиональная карта родственников»

Задача: построить профессиональную карту своих родственников (кем работали папа, мама, дедушка, бабушка, дяди, тети, братья, сестры) – как профессии, так и должности. Проанализировать схему, что в профессиях и должностях есть общее.

Игровой модуль «Профессионально важные качества»

Понятие профессионально важных качеств, как и понятие личных качеств – одно из фундаментальных в процессе самоопределения. Прежде всего потому, что базируется на ключевой форме – формуле выбора профессии и должности. Главная задача при выборе профессии – хорошо знать себя и профессионально важные качества рассматриваемых профессий и должностей.

Игра «Составь карту профессионально важных качеств профессии»

Задача: составить карту необходимых и желательных профессионально-важных качеств.

Игра «Профессия на букву»

Смысл данного упражнения - расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях. Упражнение можно проводить в круге (примерно с 10 - 15 участниками), а можно использовать и при работе с целым классом. Данная игровая методика очень компактна и занимает совсем немного времени (от 5-7 до 10-15минут) и носит скорее разминочный характер.

Ведущий называет главную букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется совершенно непонятная профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, убывает из игры и выходит на время из круга). При этом совсем не обязательно требовать – от участников официальных (безукоризненно «правильных») названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы. Опыт показывает, что у ведущего в данном упражнении имеются довольно большие возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях.

Игра «Цепочка профессий»

Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы «зацикливаясь»   на   одной-двух   профессиях  с  этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.

Проводить упражнение лучше в круге. Число участников от 6-8 до 15-20. Время проведения от 7-10 до 15 минут. Основные этапы следующие:

Инструкция: «Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и  повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д. По ходу игры ведущий иногда задает уточняющие вопросы, типа: «В чем сходство вашей профессии с только что названной?». Окончательное решение.

Игра «Собеседование с работодателем»

Цель: выработка навыков эффективной самопрезентации.
Каждый участник пробует себя в роли соискателя. Кто-либо из членов группы играет роль работодателя. Ведущий тренинга может дать установку на отказ "соискателю" или предъявление ему жестких требований. Это придаст игре более реалистичный и творческий характер. Члены группы, не принимающие участие в собеседовании, являются наблюдателями, которые анализируют и оценивают по ее завершении, дают обратную связь "соискателю" относительно эффективности его самопрезентации и поведения на собеседовании.

Игра «Знаешь ли ты свою будущую профессию?»

Цель: проверка сформированности личного профессионального плана.

Участникам раздаются листки бумаги и карандаши. Участники должны наверху листка написать профессию, которую они для себя выбрали, если выбрали. Если не выбрали - наиболее нравящуюся профессию. После этого участников просят ответить на вопросы анкеты ("да" или "нет"):

1. Знаешь ли ты основное содержание профессии?

2. Знаешь ли ты условия труда и оплаты, возможности повышения квалификации?

3. Знаешь ли ты какие учебные заведения готовят специалистов данной профессии?

4. Есть ли у тебя качества, необходимые для овладения профессией?

5. Считаешь ли ты уровень своих знаний достаточным для овладения избранной профессией?

6. Знаешь ли ты, какие школьные предметы необходимы тебе в большей мере для овладения профессией?

Если 40-60% ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнуты все поставленные цели.

Игровое упражнение «Лучший мотив»

Цель упражнения: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.

Инструкция: "Наша задача - выбрать наиболее правильный мотив выбора профессии, то есть ту главную причину, по которой все люди должны выбирать себе профессию. Для этого я буду зачитывать по 2 мотива. Вы путем обсуждения и, возможно, голосования должны прийти к мнению, какой мотив лучше.

Список мотивов включает 16 фраз:

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Ведущий зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й ... 15-й и 16-й. После этого у него остается список из 8 мотивов, из которого он опять зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий профориентационной игры "В мире профессий"

Сценарий  и мультимедийная презентация профориентационной игры "В мире профессий" . Данная разработка может быть полезна всем специалистам, занимающимся профориентационной работой в учр...

Профориентационная игра "Хочу работать!"

Предоставленная разработка профориентационной игры "Хочу работать!" , является итоговым занятием для детей 8 вида старших классов....

Профориентационные игры

Для занятий по профориентации школьников...

Профориентационная игра "Мир профессий"

Профориентационная игра "Мир профессии" проводилась для учащихся 5-7 классов. Цель иры: систематизация знаний о профессиях. Для проведения игры необходимо следующее:  необходимо выбрать жюри, при...

Профориентационная игра для учащихся 10 - х классов

Профориентационная игра для учащихся 10 - х классов.  Цель игры:получение обощенных предствлений л профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных то...

Профориентационная игра для учащихся 10 - х классов

Профориентационная игра для учащихся 10 - х классов.  Цель игры:получение обощенных предствлений л профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных то...

Профориентационная игра для учащихся 10 - х классов

Профориентационная игра для учащихся 10 - х классов.  Цель игры:получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных ...