Профориентационные игры
учебно-методический материал (8, 9, 10, 11 класс)
Подбор игр по профориентации школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsionnye_igry.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ИГРЫ
Игровая развивающая среда «Навигатум: в мире профессий»
Основными инструментами, входящими в комплект ИРС являются:
- книга профисказок и альбом-иллюстрации к книге;
- карточки с изображениями различных объектов по отраслям;
- карта-пазл «Взросляндия»;
- мультфильмы.
Ключевая цель программы ИРС «Навигатум» - формирование системного представления о мире профессий, когда у ребенка складывается целостное представление о том, как устроен мир труда. Ориентируясь на возрастные особенности, знакомство с отраслями происходит в формате профисказок. Все сказки объединены единым персонажем и территорией. Например, «Откуда берется каша?» - это история про сельское хозяйство; «Как работает транспорт?» - подробное описание всех видов транспорта; «Как делают электричество?» - энергетика и все способы получения электроэнергии; «Как построить дом?» - тема строительства; «Кто такие инженеры?» - какие бывают инженеры, чем они занимаются и чем отличаются.
«Отраслевой» подход профисказок описывает профессии внутри их технологического процесса. Например, алгоритм сказки про сельское хозяйство: агроном решает, что, где и когда сеять – тракторист вспахивает поле – комбайнер собирает урожай с этого поля – водитель везет собранное зерно на мельницу – мельник делает муку – водитель везет муку в магазин – продавец продает муку повару – повар печет хлеб, торт, оладьи и т.д.
После прочтения профисказок можно использовать карточки в качестве настольных игр. Например, создать из карточек последовательность действий, для того. Чтобы вырастить кашу. Из карточек можно создать свою историю, которая может отличаться от профисказок. В качестве развлекательной игры, а также тренировки на внимательность, можно предложить детям найти изображения карточки на карте «Взросляндия». Другие игры с карточками: «Найди лишнее», «Разгадай ребус», «Найди пропущенное» и другие.
Мультфильмы используются для решения следующих задач:
- переключить внимание, осуществить смену деятельности;
- тематическая иллюстрация к отрасли или профисказке;
- проведение развивающего занятия.
Игровая программа по профессиям для школьников «Профи+»
Игровая программа «Профи+» включает в себя 5 мини-игр и решает следующие задачи:
- получить практические навыки по различию и применению терминов: «профессия», «специальность», «должность», «род деятельности»;
- разобраться в типологии профессий («человек-человек», «человек-природа» и т.д.) и применить ее по отношении к самому себе;
- расширить кругозор, познакомившись с известными представителями профессий и их достижениями; узнать про незнакомые специальности и профессии;
- превратить занятие по профориентации в интересную и познавательную игру.
Игра «Кто ты?».
Позволяет участникам погрузиться в профессию с разных позиций.
- «Хочу им стать». То есть, чем хороша эта профессия, каковы ее перспективы, в чем ее сложность и интерес, как много людей ей занимаются, что она может дать общественности.
- «Мой день». Рассказать, каким ты видишь свой день с позиции своей профессии (чем начинается день, какие дела тебе нужно сделать, с кем встретиться и т.д.)
- «Мой герой». Чем известен герой этой профессии в стране, мире. При этом нельзя говорить ключевые позиции и однокоренные слова.
- «Да, но!». Рассказать о профессии с сомнительной стороны: не понятно, хорошо это или плохо ( интересуют только плюсы и минусы профессии по мнению участников).
- «Я – клиент». Рассказать с позиции объекта профессии.
Игра «Ну-ка, покажи-ка!»
Также, как и в предыдущей игре, участники изучают специфику профессии изнутри, но задача усложняется тем, что нельзя разговаривать. Обмениваться можно только жестами.
Игра «Ошибочка вышла!»
Данная мини-игра закрепляет полученные представления о профессиональных терминах «профессия», «специальность», «должность», а также о типологии профессий по системе Климова. Педагог проговаривает фразы, связанные с терминологией профессия-специальность-должность, обучающиеся должны выявить ошибки. Например, «Профессия «администратор» очень интересная, потому что позволяет быть в курсе всего!». Ответ: «Администратор – это не профессия, а должность» и т.п.
Игра «Общее дело»
Задача: создать свою компанию, фирму, предприятие, в которой будут одновременно задействованы 5 профессий или специальностей и презентовать ее.
- название компании, отражающую суть ее деятельности;
- описание деятельности;
- презентация профессий, задействованных в компании + изложение каждым участником своих обязанностей на пользу общему делу;
- обозначить и обосновать дополнительные профессии, необходимые для наиболее эффективной работы.
Игра «Проф.набор!»
В игре предстоит быстро определять, какие предметы характерны для тои или иной профессии, уметь презентовать по этим предметам свою профессию и угадать чужую.
Игровой модуль «Карьерная лестница»
Цель: получение целостной информации об устройстве организации, осознание понятия «лестница карьерного роста».
Задачи:
- познакомить с устройством различных организаций, что такое карьерные ступени, что означает горизонтальная и вертикальная карьеры;
- повторить терминологию «профессия», «специальность», «должность»;
- рассмотреть различные типы. Виды и категории профессий;
- сформировать навык определения типа профессии;
- расширить кругозор о существующих профессиях и должностях.
Игра «Жизненный путь молодого специалиста»
Задача: придумать рассказ о молодом специалисте. На какую профессию он учился, какую специальность получил, куда пришел работать, как менялись его должности в организации. Где он еще может работать, если уйдет из этой организации.
Игра «Мэр города»
Задача: создать команду помощников, которые будут отвечать за разные направления работы учитывая их интересы и умения.
Игра «Строим город»
Задача: построить город, подбирая нужные профессии. Позволяет построить целостную картину, в которой профессии не только задействованы, но и взаимосвязаны: невозможно жить в городе, где нет какой-либо профессии. При анализе можно выделить «самые важные» профессии, в первую очередь социальные (врач, педагог и т.д.); «необходимые» (водитель, повар, продавец) и т.д. Игра становится дискуссией на тему, как устроен мир вокруг нас.
Игра «Профессиональная карта родственников»
Задача: построить профессиональную карту своих родственников (кем работали папа, мама, дедушка, бабушка, дяди, тети, братья, сестры) – как профессии, так и должности. Проанализировать схему, что в профессиях и должностях есть общее.
Игровой модуль «Профессионально важные качества»
Понятие профессионально важных качеств, как и понятие личных качеств – одно из фундаментальных в процессе самоопределения. Прежде всего потому, что базируется на ключевой форме – формуле выбора профессии и должности. Главная задача при выборе профессии – хорошо знать себя и профессионально важные качества рассматриваемых профессий и должностей.
Игра «Составь карту профессионально важных качеств профессии»
Задача: составить карту необходимых и желательных профессионально-важных качеств.
Игра «Профессия на букву»
Смысл данного упражнения - расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях. Упражнение можно проводить в круге (примерно с 10 - 15 участниками), а можно использовать и при работе с целым классом. Данная игровая методика очень компактна и занимает совсем немного времени (от 5-7 до 10-15минут) и носит скорее разминочный характер.
Ведущий называет главную букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется совершенно непонятная профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, убывает из игры и выходит на время из круга). При этом совсем не обязательно требовать – от участников официальных (безукоризненно «правильных») названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы. Опыт показывает, что у ведущего в данном упражнении имеются довольно большие возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях.
Игра «Цепочка профессий»
Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы «зацикливаясь» на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.
Проводить упражнение лучше в круге. Число участников от 6-8 до 15-20. Время проведения от 7-10 до 15 минут. Основные этапы следующие:
Инструкция: «Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д. По ходу игры ведущий иногда задает уточняющие вопросы, типа: «В чем сходство вашей профессии с только что названной?». Окончательное решение.
Игра «Собеседование с работодателем»
Цель: выработка навыков эффективной самопрезентации.
Каждый участник пробует себя в роли соискателя. Кто-либо из членов группы играет роль работодателя. Ведущий тренинга может дать установку на отказ "соискателю" или предъявление ему жестких требований. Это придаст игре более реалистичный и творческий характер. Члены группы, не принимающие участие в собеседовании, являются наблюдателями, которые анализируют и оценивают по ее завершении, дают обратную связь "соискателю" относительно эффективности его самопрезентации и поведения на собеседовании.
Игра «Знаешь ли ты свою будущую профессию?»
Цель: проверка сформированности личного профессионального плана.
Участникам раздаются листки бумаги и карандаши. Участники должны наверху листка написать профессию, которую они для себя выбрали, если выбрали. Если не выбрали - наиболее нравящуюся профессию. После этого участников просят ответить на вопросы анкеты ("да" или "нет"):
1. Знаешь ли ты основное содержание профессии?
2. Знаешь ли ты условия труда и оплаты, возможности повышения квалификации?
3. Знаешь ли ты какие учебные заведения готовят специалистов данной профессии?
4. Есть ли у тебя качества, необходимые для овладения профессией?
5. Считаешь ли ты уровень своих знаний достаточным для овладения избранной профессией?
6. Знаешь ли ты, какие школьные предметы необходимы тебе в большей мере для овладения профессией?
Если 40-60% ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнуты все поставленные цели.
Игровое упражнение «Лучший мотив»
Цель упражнения: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.
Инструкция: "Наша задача - выбрать наиболее правильный мотив выбора профессии, то есть ту главную причину, по которой все люди должны выбирать себе профессию. Для этого я буду зачитывать по 2 мотива. Вы путем обсуждения и, возможно, голосования должны прийти к мнению, какой мотив лучше.
Список мотивов включает 16 фраз:
1. Возможность получить известность, прославиться.
2. Возможность продолжать семейные традиции.
3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
4. Возможность служить людям.
5. Заработок.
6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
7. Легкость поступления на работу.
8. Перспективность работы.
9. Позволяет проявить свои способности.
10. Позволяет общаться с людьми.
11. Обогащает знаниями.
12. Разнообразная по содержанию работа.
13. Романтичность, благородство профессии.
14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.
15. Трудная, сложная профессия.
16. Чистая, легкая, спокойная работа.
Ведущий зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й ... 15-й и 16-й. После этого у него остается список из 8 мотивов, из которого он опять зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий профориентационной игры "В мире профессий"
Сценарий и мультимедийная презентация профориентационной игры "В мире профессий" . Данная разработка может быть полезна всем специалистам, занимающимся профориентационной работой в учр...
Профориентационная игра "Хочу работать!"
Предоставленная разработка профориентационной игры "Хочу работать!" , является итоговым занятием для детей 8 вида старших классов....
Профориентационные игры
Для занятий по профориентации школьников...
Профориентационная игра "Мир профессий"
Профориентационная игра "Мир профессии" проводилась для учащихся 5-7 классов. Цель иры: систематизация знаний о профессиях. Для проведения игры необходимо следующее: необходимо выбрать жюри, при...
Профориентационная игра для учащихся 10 - х классов
Профориентационная игра для учащихся 10 - х классов. Цель игры:получение обощенных предствлений л профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных то...
Профориентационная игра для учащихся 10 - х классов
Профориентационная игра для учащихся 10 - х классов. Цель игры:получение обощенных предствлений л профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных то...
Профориентационная игра для учащихся 10 - х классов
Профориентационная игра для учащихся 10 - х классов. Цель игры:получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных ...