Целевая комплексная программа по реализации Федерального проекта Национальный парк «Сенгилеевские горы» «Партнерство» на 2019 – 2022 г.г.
проект
Современное образовательное учреждение не может эффективно функционировать без установления взаимовыгодного социального партнерства. Здесь типичным является сетевое взаимодействие. Партнерство проявляется в совместной постановке задач развития, в подготовке и осуществлении конкретных мероприятий, в распределении ответственности и координации усилий. Сетевое взаимодействие учреждений сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет динамично развиваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnaya_tselevaya_programma.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тушнинская средняя школа
имени Ф.Е. Крайнова
Целевая комплексная программа
по реализации Федерального проекта
Национальный парк «Сенгилеевские горы»
«Партнерство»
на 2019 – 2022 г.г.
Паспорт комплексной программы МОУ Тушнинская СШ
по реализации Федерального проекта
Национальный парк «Сенгилеевские горы»
«Школьное лесничество»
на 2019 – 2022 г.г.
Образовательное учреждение | Муниципальное общеобразовательное учреждение Тушнинская средняя школа имени Ф.Е. Крайнова |
Юридический адрес | 4333390 Ульяновская область Сенгилеевский район село Тушна улица Школьная дом 4 телефон 8(8422)24-3-86 |
Название программы | Комплексная программа по реализации Федерального проекта Национальный парк «Сенгилеевские горы» «Партнерство» на 2019 – 2022 г.г. (далее - Программа) |
Заказчик программы | Педагогический совет школы |
Координатор программы | Директор МОУ Тушнинская СШ Смирнова Татьяна Александровна |
Разработчики программы | Т.А. Смирнова, руководитель творческой группы, директор, педагог-психолог. Члены творческой группы: Е.В. Комарова – заместитель директора по учебно-воспитательной работе Е.С. Пискарева – заместитель директора по воспитательной работе |
Обоснование программы | Современное образовательное учреждение не может эффективно функционировать без установления взаимовыгодного социального партнерства. Здесь типичным является сетевое взаимодействие. Партнерство проявляется в совместной постановке задач развития, в подготовке и осуществлении конкретных мероприятий, в распределении ответственности и координации усилий. Сетевое взаимодействие учреждений сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет динамично развиваться. |
Нормативная база | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 01.09.2013 г. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 г. №539 Распоряжение Правительства РФ от 17.03.2018 г. №449-р Комплексная целевая программа «Партнерство» |
Цель Программы | Создать условия для взаимовыгодного социального партнерства между ФГБУ «Национальный парк «Сенгилеевские горы» и МОУ Тушнинская СШ в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего успешную социализацию и накопление детьми социального опыта. |
Задачи |
|
Сроки и этапы реализации Программы | Программа будет реализована в 2019 – 2022 годах в несколько этапов: 1 этап – 2019 год. Этап методологического обоснования:
2 этап – 2020-2021 годы. Этап реализации:
3 этап – 2022 год. Этап аналитический:
|
Разделы Программы | Раздел 1. Актуальность разработки Программы социального партнерства между МОУ Тушнинская СШ и ФГБУ «Национальный парк «Сенгилеевские горы». Раздел 2. Основные цели и задачи Программы, принципы построения, сроки и этапы реализации. Раздел 3. Содержание деятельности по реализации Программы. |
Ожидаемые результаты |
|
Объемы и источники финансирования Программы | бюджетный |
Данные об учреждении, реализующем Программу | |
Дата регистрации | 01.09.1979 |
Организационно-правовая форма | Казенное учреждение |
Учредитель | Администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» |
Директор школы | Смирнова Татьяна Александровна |
Телефон (рабочий) | 8-84233-2-43-86 |
Факс | 8-84233-2-43-86 |
Специалисты, реализующие Программу | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, специалисты ФГБУ «Национальный парк «Сенгилеевские горы». |
Адрес учреждения | 4333390 Ульяновская область Сенгилеевский район село Тушна улица Школьная дом 4. |
Раздел 1. Актуальность разработки Программы «Партнерство» между МОУ Тушнинская СШ и
ФГБУ «Национальный парк «Сенгилеевские горы»
За последние 20 лет произошли заметные изменения в естественнонаучном образовании: антропоцентрическая концепция по отношению к природе вызвала к жизни более гуманную биоцентрическую (эксцентрическую) концепцию; системно-эволюционный подход постепенно уступает место эколого-эволюционному подходу; воинствующий атеизм в преподавании естествознания, противостоявший долгие годы религиозному фанатизму, сменился терпимостью к устоям веры и повышенным вниманием к соблюдению нравственных принципов и этических норм по отношению человека к природе; проблемы экологии стали рассматриваться не только в системе естественнонаучного, но и гуманитарного образования.
В настоящее время, в рамках принятой в качестве Повестки дня на XXI век концепции устойчивого развития (Рио-де-Жанейро -1992) и итогов десятилетнего мирового развития в области охраны окружающей среды (Йоханнесбург -2002), большое внимание обращается разумному решению экономических и экологических проблем природопользования, гармоничному развитию общества и природы.
Таким образом, для успешной реализации стратегии устойчивого развития в регионе, в национальном парке «Сенгилеевские горы» необходимы не только природоохранная деятельность человека, но и кардинальное изменение прежде всего психологии, мировоззрения, ценностей людей, основанных на идее коэволюции, ноосферного развития, экологической этики. Современный взгляд на процесс формирования экологической культуры школьников в условиях модернизации российского образования и с учетом ведущих мировоззренческих идей предполагает не только приобретение экологических знаний, но прежде всего воспитание личности с экологическим мировоззрением, активной природоохранной позицией, ответственным отношением к окружающему миру, природе в целом и того региона, где он проживает.
Самым сензитивным периодом для воспитания, сохранения и развития этих качеств у учащихся является подростковый возраст. Проявление любознательности и познавательный интерес в этом возрасте приобретают стойкий личностный характер. Подростки обладают уже достаточным чувством долга и ответственности, что необходимо в практикоориентированной экологической деятельности. Нравственные чувства характеризуются гуманным отношением к людям, друзьям, природе, заботой о сохранении красоты родной земли, сочувствием, соучастием, готовностью доставить радость, отношением к предметному миру и природе как ценности.
Формирование экологической культуры школьников становится актуальной проблемой не только в связи с сохранением уникальной природы, но и в связи с тем, что сама природно-заповедная территория становится той средой, которая оказывает огромное влияние на развитие личности в целом. Природно-заповедная территория, т.е. национальный природный парк, представляет собой не только природную, но социокультурную, этнокультурную, образовательную среду. Данная среда нами рассматривается как фактор развития личности ребенка. С другой стороны, в нашем исследовании особое место отводится роли сельской школы как социокультурного феномена, выполняющего функции формирования духовных ценностей нации, педагогического оздоровления сельской социальной среды. В связи с этим важное значение приобретает установление связей сельской школы с объектами социокультурной среды, т.е. с национальным природным парком, в целях воспитания экологической культуры как части общей культуры личности ученика.
В решении педагогических задач, раскрывающих роль природы в развитии личности, важное значение приобретает использование трудов выдающихся педагогов прошлого (Я.А. Коменского, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинско-го) и современности (С.Н. Глазачева, Н.С. Дежниковой, С.Д. Дерябо, А.Н. За-хлебного, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачева, Н.Н. Моисеева, И.Н. Пономаревой, Л.П. Симоновой, И.Т. Суравегиной, В.А. Левина и др.), в которых рассматриваются философские, общепедагогические и методические основы экологического образования.
Воспитание экологической культуры школьников в значительной степени зависит от окружающей среды. Особенности сельской школы как части социокультурной среды рассматривают такие авторы как М.П. Гурьянова, Р. За-харенкова, Л.А. Иванова, Ю. Исаев, Л.В. Левчук, П. Лузан, А.М, Цирульников и др.
Деятельность национального природного парка рассмотрена в трудах Н.Н. Забелиной, А.Г. Николаевского, В.Е. Соколова, Н.Ф. Реймерса, В.П. Чижовой и других. Накоплен богатый отечественный опыт по формированию экологической культуры школьников в учреждениях образования, общественных организациях, клубах, кружках, станциях юннатов, центрах и т.д. Велись исследования, которые раскрывают определенную роль заповедников и национальных парков в воспитании школьников. Вместе с тем, анализ изучения данной проблемы показывает, что, несмотря на определенный уровень ее теоретической и практической разработанности, недостаточно рассмотрены особенности формирования экологической культуры школьников в социопри-родных условиях. В настоящее время в науке, с одной стороны, созданы предпосылки, необходимые для ее решения, с другой - педагогическое осмысление проблемы свидетельствует о наличии ряда противоречий между:
- социальным запросом общества на формирование личности с соответствующей экологической культурой в условиях природно-заповедных территорий и недостаточной психолого-педагогической разработанностью данной проблемы;
- возрастающими тенденциями использования потенциала социоприрод-ной среды в экологическом воспитании школьников и отсутствием научно-обоснованной модели формирования их экологической культуры в этих условиях;
- возрастанием у школьников уровня теоретических знаний по экологии и ограничением практической реализации этих знаний в результате недостаточного использования воспитательных возможностей окружающей социоприродной среды.
Полноценная и развитая система экологического образования поставляет в информационное пространство государства точную и новейшую информацию об окружающей среде и связанных с ней экологических проблемах, формирует в доминанте общественного сознания экоцентрический тип, воспитывает граждан на основе экоимператива. В результате такого обучения общество и государство получает образованных людей, способных к разумному и конкурентному труду на любом рабочем месте. Усвоенный людьми в процессе обучения алгоритм экологически целесообразной деятельности делает обязательными последовательные шаги: выделение и обдумывание экологической проблемы, планирование своих действий, принятие решений, осуществление деятельности, анализ результатов, критическая оценка своих действий. В этом плане экологическое образование всегда профессионально, какую бы сферу трудовой деятельности ни избрал человек.
Формирование экологической компетенции старших школьников в условиях взаимодействия СШ и ООПТ строится на триединстве - семья, образовательные учреждение (СШ) и учреждение науки (ООПТ).
Согласно "Рекомендациям по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках Управления особо охраняемых природных территорий и правового обеспечения Росприроднадзора РФ работа со школьниками относится к числу важнейших направлений эколого-просветительской деятельности, осуществляемой специалистами по экологическому просвещению во всех заповедниках России. Работа со школьниками направлена на привлечение детей к природоохранной деятельности, расширение их экологического кругозора, развитие соответствующих знаний, умений, навыков, содействие профессиональной ориентации. Основными формами работы со школьниками в заповедниках являются:
- организация и проведение школьных лагерей и экспедиций;
- организация и работа школьных лесничеств;
- создание и организация работы детских экологических и юннатских кружков;
- содействие проведению полевых практик и экспедиций юннатских кружков в заповеднике;
- проведение школьных экскурсий на заповедной территории;
- проведение тематических занятий со школьниками;
- организация конкурсов, олимпиад, викторин, конференций;
- привлечение школьников к участию в экологических праздниках и акциях.
Эффективность эколого-просветительской деятельности в заповеднике усиливается, если ведется она в тесном сотрудничестве с образовательными структурами, прежде всего с педагогами местных образовательных учреждений.
Основными формами такой деятельности являются:
- организация и проведение тематических семинаров для учителей-естественников;
- участие в организации и проведении курсов повышения квалификации преподавателей;
- предоставление школам литературы по вопросам охраны биологического и ландшафтного разнообразия и заповедного дела;
- проведение методических консультаций для учителей как собственными специалистами так и сторонними (ВУЗов, Отделений РАН, иных ООПТ) ведущими свои работы в данном ООПТ;
- оказание содействия в оборудовании тематических классов, а также предоставление материалов для наглядной информации.
Приведенные формы взаимодействия общеобразовательной школы и ООПТ в системе экологического образования мы реализуем через созданную нами концепцию формирования экологической компетенции старших школьников в условиях взаимодействия школы и особо охраняемой природной территории.
Цель экологического образования в условиях взаимодействия СШ и ООПТ – формирование у учащихся экологического мировоззрения на основе единства педагогического процесса (СШ) и научно-методической базы научного учреждения (ООПТ) для получения новых научных и практических знаний, навыков и умений, для ответственного и положительного эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и окружающей среде, улучшения качества жизни, удовлетворения потребностей человека.
Для достижения этой цели стоят следующие задачи:
- формирование знаний, необходимых для понимания процессов, происходящих в системе "человек - общество - техника - природа", содействии решению локальных социально-экологических проблем;
- воспитание бережного отношения к природе и выработке активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социально-экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды;
- умение анализировать экологические проблемы и прогнозировать последствия деятельности человека в природе, способностей самостоятельного и совместного принятия и реализации экологически значимых решений;
- разработка методологических и научно-методических основ формирования нового мировоззрения и нового образа жизни, согласованных с законами природы;
- создание алгоритма формирования экологической компетенции я в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ на основе приоритетных ценностей гармоничного развития природы, человека и общества.
Основными принципами экологического образования школьников в условиях взаимодействия СШ и ООПТ:
- принцип экологизации рассматривает каждый объект с точки зрения взаимосвязи и взаимовлияния. Это сложный многогранный процесс, направленный на отражение в целях, содержании, методах, средствах и формах экологических проблем современности идей и понятий устойчивого развития. Подобный процесс направлен на разработку междисциплинарного, интердисциплинарного содержания обучения;
- принцип непрерывности и преемственности означает, что экологическое образование должно пронизывать все звенья системы непрерывного образования;
- принцип интегративности является одним из ведущих принципов экологического образования, предусматривающий превращение экологии в междисциплинарную науку, способствующую преодолению разобщенности учебных предметов и формированию более ясного представления об экологической реальности;
- принцип взаимосвязи глобального, регионального и локального уровней понимания экологических проблем способствует более широкому пониманию экологических проблем и процессов, а также экстраполирует это понимание на местные условия и природоохранную деятельность в различных регионах. Знания детей дошкольного возраста и школьников не окажутся формальными в том случае, если они смогут конкретизировать глобальные экологические проблемы, равно как и обобщить конкретные явления локального характера до уровня национальных и глобальных экологических проблем. В то же время предложить свои обоснованные варианты решения этих проблем. Принцип регионализации прикладной компоненты получаемых знаний в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, облегчает быстрое применение на практике теоретических сведений и усвоенных навыков с учетом местных природных, производственных и социально-экономических особенностей;
- принцип единства познания, переживания, действия предполагает органическое единство (глубокую взаимосвязь) интеллекта, чувств и деятельности. Современному обществу нужны граждане, обладающие не только системой экологических знаний, но и практическими навыками и умениями в области охраны природы, способностью к экологическому прогнозированию последствий хозяйственной деятельности человека. Кроме того, юные граждане должны обладать чувством сопричастности и ответственности за окружающую среду;
- принцип развития творческого, аналитического, критического мышления основан на потребности современного общества в воспитании людей, способных к анализу и прогнозу экологических последствий деятельности человека. Развитие мышления у молодого поколения существенно расширит возможности человечества по решению и предотвращению экологических проблем в будущем;
- принцип практической направленности обусловлен необходимостью получения учащимися практического опыта для их последующей природоохранной деятельности. В основу принципа заложены такие виды деятельности, как экспериментальные исследования, моделирование экологических процессов, а также организация практической деятельности по защите, охране и восстановлению окружающей среды через взаимное сотрудничество с ООПТ в дополнение к словесным методам обучения;
- принцип интерактивности подразумевает внедрение в экологическое образование интерактивных технологий, ориентированных на самоорганизацию, повышение личной ответственности и самостоятельности, способствующих раскрытию духовного потенциала личности через творческое вдохновение, свободную коммуникацию, совместную деятельность и игровую форму занятий;
- принцип единства и взаимосвязи экологического образования, экологического просвещения в области экологии и охраны окружающей среды посредством сотрудничества СШ и ООПТ;
- принцип практического значения приобретаемых знаний в части реализации их в повседневной жизни, выработке соответствующих навыков и стереотипов природоохранного поведения.
Для обеспечения развития системы экологического образования необходимо определить его статус в общей системе образования при переходе к Программе устойчивого развития. Его статус определяется следующими принципиальными положениями:
- экологическое образование человека - важнейшая составная часть мировой культуры, непрерывного процесса познания и преобразования окружающей действительности;
- экологизация содержания образования и, следовательно, формирования экологически правильного мировоззрения человека - стратегическая линия развития всей современной системы образования и воспитания учащихся;
- признание и утверждение экологической направленности образования как государственной и региональной политики и стратегии развития образования на всех его этапах;
- программа устойчивого развития общества - это прежде всего программа устойчивого, опережающего образования, в том числе и его экологического аспекта.
Что дает экологическое образование отдельной личности, системе образования, обществу и государству.
Значение для личности:
- формирование сознания в направлении поддержки безопасной среды обитания экологически целесообразным поведением на основе эксцентрического типа экологического сознания;
- формирование индивидуальных, субъективных ценностных отношений к природе и человеку путем его наполнения объективным содержанием. К объективному в экологическом образовании относится: научное и практическое содержание; естественно-научные традиции мирового и российского естествознания; общечеловеческие нормы и традиции нравственного отношения к природе;
- формирование личности обучающегося на основе логических структур научной картины мира выражающейся в следующих формах: интеллектуальная (выражается отраслями естественных наук и натурфилософией); нравственно-правовая (выражается в системе нравственно-правовых норм и законов по отношению к природе и человеку как части природы).
Раздел 2. Основные цели и задачи Программы, принципы построения, сроки и этапы реализации.
Эффективность экологопросветительской деятельности в учреждениях особо охраняемых природных территорий (ООПТ) усиливается, если ведется она в тесном сотрудничестве с образовательными структурами, прежде всего с педагогами местных образовательных учреждений.
Основными формами такой деятельности являются: организация и проведение тематических семинаров для учителей – естественников; участие в организации и проведении курсов повышения квалификации преподавателей; предоставление школам литературы по вопросам охраны биологического и ландшафтного разнообразия и заповедного дела; проведение методических консультаций для учителей как собственными специалистами так и сторонними (ВУЗов, Отделений РАН, иных ООПТ) ведущими свои работы в данном ООПТ; оказание содействия в оборудовании тематических классов, а также предоставление материалов для наглядной информации.
Назначение концепции: концепция - единый для всех участников экологического образования школьников документ по реализации целей, содержания, форм и методов социального партнерства в условиях взаимодействия школы и ООПТ на школьном этапе, направленный на формирование экологически грамотного мировоззрение и приобретения умений – ставить вопрос и находить его решение, думать и рассуждать, работать коллективно, для приобретения навыков участия в дискуссиях, ораторского искусства; концепция является основой для обеспечения конструктивного взаимодействия учреждений образования и ООПТ в области экологического образования; способствовать установлению высокого уровня экологической культуры в средней общеобразовательной школе (СШ); обеспечивать формирование экологической компетенции с учетом требований региона; развивать материальную базу для преподавания экологии.
Ожидаемые результаты: обеспечение повышения уровня экологической грамотности и культуры старших школьников через реализацию созданного алгоритма экологического образования в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ для эффективного решения обостряющихся проблем природопользования и охраны окружающей среды, воспитания граждан, способных к мобильной адаптации в период перехода общества на модель устойчивого развития.
Методологическая основа концепции в плане экологического образования опирается на следующие подходы: естественнонаучный - причина кризиса - в недостатке у людей знаний о природе, на природных взаимосвязях и последствиях влияния человека на окружающую среду; натуралистический - основная идея может быть сформулирована как «изучение природы на природе, а не через абстрактные теоретические знания»; глобально-биосферный – рассматривает экологический кризис как глобальное планетарное явление, отдельные моменты которого можно наблюдать на локальном уровне; проблемный – рассматривает настоящую экологическую обстановку как результат совокупного действия уже существующих экологических проблем: загрязнение окружающей среды, сокращение биоразнообразия, истощение природных ресурсов и т.п. Он нацелен на воспитание у учащихся чувства ответственности за тех, кто рядом и преодоления конкретно существующих проблем; ценностный - рассматривает настоящую экологическую обстановку как результат превалирования материальных интересов над духовными.
Исходные положения Концепции формирования экологической компетенции старших школьников в условиях взаимодействия школы и ООПТ: целенаправленный процесс воспитания и обучения с целью формирования экологической грамотности и культуры старших школьников на основе принципов Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 года № 440); основной целью экологического образования в условиях взаимодействия СШ и ООПТ является формирование экологического мировоззрения, основанного на представлении об единстве человека с природой содействующего устойчивому развитию общества; экологическое сознание должно стать мировоззренческой доминантой общественного сознания, при формировании которого катализатором должно стать сотрудничество ООПТ (заповедники и национальные парки) и СОШ; стратегическая задача экологического образования в условиях взаимодействия в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ обеспечение возможности получения учащимися ключевых представлений о естественном развитии природных систем и путях безопасного взаимодействия с окружающей средой; глобальный характер экологических проблем размывает четкие границы между областями знаний и, следовательно, требует нового подхода к охране окружающей среды на основе экологизации всех наук: как естественных, так и гуманитарных.
Правовая основа Концепции: Закон Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-ФЗ "Об образовании", Закон Российской Федерации от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях»(с последующими дополнениями и изменениями) и другие нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти на федеральном, областном и районном уровнях.
Организация экологического образования школьников в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ.
Цель экологического образования в условиях взаимодействия СШ и ООПТ - формирование у учащихся экологического мировоззрения на основе единства педагогического процесса (СШ), научно-методической базы научного учреждения (ООПТ), консолидации и активного использования теоретических, личностных и материальных ресурсов для получения новых научных и практических знаний, навыков и умений, для ответственного и положительного эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и окружающей среде, улучшения качества жизни, удовлетворения потребностей человека.
Для достижения этой цели стоят следующие задачи: формирование знаний, необходимых для понимания процессов, происходящих в системе "человек – общество – техника - природа", содействии решению локальных социально-экологических проблем; воспитание бережного отношения к природе и выработке активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социально-экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды; умение анализировать экологические проблемы и прогнозировать последствия деятельности человека в природе, способностей самостоятельного и совместного принятия и реализации экологически значимых решений; разработка методологических и научно-методических основ формирования нового мировоззрения и нового образа жизни, согласованных с законами природы; создание алгоритма формирования экологической компетенции я в условиях взаимодействия СШ и ООПТ на основе приоритетных ценностей гармоничного развития природы, человека и общества.
Основными принципами экологического образования школьников в условиях взаимодействия СШ и ООПТ: принцип экологизации рассматривает каждый объекта с точки зрения взаимосвязи и взаимовлияния. Это сложный многогранный процесс, направленный на отражение в целях, содержании, методах, средствах и формах экологических проблем современности идей и понятий устойчивого развития. Подобный процесс направлен на разработку междисциплинарного, интердисциплинарного содержания обучения; - принцип непрерывности и преемственности означает, что экологическое образование должно пронизывать все звенья системы непрерывного образования; принцип интегративности является одним из ведущих принципов экологического образования, предусматривающий превращение экологии в междисциплинарную науку, способствующую преодолению разобщенности учебных предметов и формированию более ясного представления об экологической реальности; принцип взаимосвязи глобального, регионального и локального уровней понимания экологических проблем способствует более широкому пониманию экологических проблем и процессов, а также экстраполирует это понимание на местные условия и природоохранную деятельность в различных регионах. Знания детей дошкольного возраста и школьников не окажутся формальными в том случае, если они смогут конкретизировать глобальные экологические проблемы, равно как и обобщить конкретные явления локального характера до уровня национальных и глобальных экологических проблем. В то же время предложить свои обоснованные варианты решения этих проблем. Принцип регионализации прикладной компоненты получаемых знаний в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, облегчает быстрое применение на практике теоретических сведений и усвоенных навыков с учетом местных природных, производственных и социально-экономических особенностей; принцип единства познания, переживания, действия предполагает органическое единство (глубокую взаимосвязь) интеллекта, чувств и деятельности. Современному обществу нужны граждане, обладающие не только системой экологических знаний, но и практическими навыками и умениями в области охраны природы, способностью к экологическому прогнозированию последствий хозяйственной деятельности человека. Кроме того, юные граждане должны обладать чувством сопричастности и ответственности за окружающую среду; принцип развития творческого, аналитического, критического мышления основан на потребности современного общества в воспитании людей, способных к анализу и прогнозу экологических последствий деятельности человека. Развитие мышления у молодого поколения существенно расширит возможности человечества по решению и предотвращению экологических проблем в будущем; принцип практической направленности обусловлен необходимостью получения учащимися практического опыта для их последующей природоохранной деятельности. В основу принципа заложены такие виды деятельности, как экспериментальные исследования, моделирование экологических процессов, а также организация практической деятельности по защите, охране и восстановлению окружающей среды через взаимное сотрудничество с ООПТ в дополнение к словесным методам обучения; принцип интерактивности подразумевает внедрение в экологическое образование интерактивных технологий, ориентированных на самоорганизацию, повышение личной ответственности и самостоятельности, способствующих раскрытию духовного потенциала личности через творческое вдохновение, свободную коммуникацию, совместную деятельность и игровую форму занятий; принцип единства и взаимосвязи экологического образования, экологического просвещения в области экологии и охраны окружающей среды посредством сотрудничества СШ и ООПТ; принцип практического значения приобретаемых знаний в части реализации их в повседневной жизни, выработке соответствующих навыков и стереотипов природоохранного поведения.
Основные направления научно-методического обеспечения: разработка научных основ целостной научной картины мира и эксцентрической доминанты в общественном экологическом сознании; формирование экологической культуры, этических норм по вопросам окружающей среды, выработка ценностного отношения к природе; разработка вариативных программ и дополнений базовых экологических программ, учитывающих как глобальные (загрязнение окружающей среды, истощение ресурсов, изменение климата, снижение биоразнообразия), так и местные локальные экологические проблемы.
Средства научно-методического обеспечения: научно-информационная поддержка ООПТ экологического образования в СШ, опирающаяся на новейшие технологии образования; развитие и внедрение новых методов обучения, в том числе методов дистанционного обучения и самообразования путем привлечения к занятиям ученых экологов и специалистов в области практической охраны природы через сотрудничество ООПТ и СШ; вовлечение сети особо охраняемых природных территорий в систему экологического обучения и воспитания; системный анализ состояния экологического образования в России с последующим применением полученных знаний.
Формирование экологической компетенции старших школьников в условиях взаимодействия СШ и ООПТ строится на триединстве - семья, образовательные учреждение (СШ) и учреждение науки (ООПТ).
- Уровень базисный.
Научные основы содержания экологического образования закладываются изучением цикла естественнонаучных, гуманитарных дисциплин и носят междисциплинарный, комплексный характер.
- Уровень вариативный.
В основу второго уровня положено взаимодействие ООПТ и СШ в рамках Программы устойчивого развития. Взаимодействие выражается в применении отдельных элементов программы работы эколого-просветительского и научного отделов ООПТ в образовательном процессе СШ и задействовании кадровых научных ресурсов ООПТ.
Алгоритм работы с учащимися: экологический кружок или факультатив; учебный природный полигон; профильный экологический лагерь школьников; экопроекты; экологический совет школы; экологическая конференция; экологические праздники и акции.
Алгоритм применяется полностью для одного класса в течение учебного года. На следующий учебный год программа вновь начинает работать с начала, но становится более сложной.
- Уровень семьи.
Цель данного уровня – формирование такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром. Экологическое образование в семье направляется на: обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям; обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания; формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов; осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей.
Реализуются эти направления через разработку и внедрение методик экологического образования, основанных на внимании к традиционным ценностям, культурным обычаям, накопленному, взаимному опыту поколений и передаче его членам семьи. В этом плане важно формирование правильного экологического мировоззрения старших школьников как будущих родителей и экопросвещение среди родителей направленное на активацию чувства уважения к национальным традиционным ценностям и культуре.
В учебном процессе СШ школьникам закладываются теоретические знания, в учреждении науки полученные знания закрепляются на практике как самостоятельной, так и путем наблюдения за работой профессионалов, в семье происходит экстраполяция полученных знаний и умений на повседневную жизнь, а так же их дополнение пучениями и воспитанием родителей.
Все уровни экологического образования рассматриваются в единой непрерывной системе как объединенные общей целью, взаимосвязанные и преемственные звенья. Успех каждого последующего звена будет зависеть от результатов, достигнутых на предыдущем уровне.
Управление и координация. Общее управление реализацией концепции находится в компетенции администрации СШ и методического объединения учителей естественников СШ. Координация реализации концепции осуществляется учителем биологии-экологии, сотрудниками научного и экологопросветительского отделов ООПТ в рамках плана работы по экологическому просвещению, экологическим советом школы.
Финансирование. Финансирование осуществляется за счет консолидации бюджетных средств СШ и ООПТ в объемах предусмотренных планами работ по экологическому просвещению.
Таким образом, разработанная нами Концепция призвана формировать общественно – экологическое мировоззрение, правовые позиции, комплекс научных знаний, способность воплощать знания в практику, умение сотрудничать друг с другом; поднимать уровень культуры человека, а, следовательно, и общества в целом.
Раздел 3. Содержание деятельности по реализации Программы
Государство и общество в настоящее время ставят перед родителями новую задачу – участвовать в управлении качеством образования и в оценке его качества. И здесь, конечно, необходима существенная помощь педагогов с целью повышения педагогической культуры родителей. Перед системой образования города ставится задача обеспечения согласованности совместных действий между дополнительным образованием и школой для реализации новых федеральных требований образования и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Необходимо внести изменения и организацию взаимодействия с предприятиями и учреждениями города, сделав акцент на системный и деятельностный характер сотрудничества.
МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Методы и средства реализации проекта сетевого взаимодействия:
Говоря о сетевом взаимодействии, важно отметить, что оно возможно при определенных условиях:
- возможность совместной деятельности участников сети; общее информационное пространство;
- механизмы, создающие условия для взаимодействия.
Такими механизмами система экспертной деятельности, программы методической поддержки педагогических кадров и другое.
Основными элементами механизма сетевого взаимодействия при
непрерывном образовании в области организации внеурочной деятельности в выстраивании методической работы на можно считать информационный обмен, сетевую экспертизу, сетевые образовательные программы и открытый характер предъявления своей деятельности.
- внедрение система региональных педагогических мастер-классов по направлениям;
- разработка дополнительной локальной нормативно-правовой базы сетевого взаимодействия и методических материалов по проблеме проекта;
- апробация системы показателей и индикаторов качества управления процессом сетевого взаимодействия;
- подбор управленческих решений на основе системы показателей и индикаторов;
- обобщение и систематизация разработанных материалов;
- анализ результатов реализации проекта.
Формы взаимодействия участников сетевого сотрудничества:
Взаимодействие в осуществлении процесса обучения:
- организация сетевых классов и групп на базе образовательных и других учреждений сети.
Взаимодействие в использовании материально-технических ресурсов:
- использование помещений, оборудования и т.д. образовательных и других учреждений.
Взаимодействие в использовании кадровых ресурсов:
- ротация кадров, работа сетевых преподавателей в реальных и виртуальных образовательных сетях.
Взаимодействие в форме виртуальных (например, компьютерных) и др. видов связей.
Принципы взаимодействия учреждения общего и дополнительного образования:
- коллегиальность управления моделью: построение отношений по принципу социального партнерства;
- координация деятельности;
- удовлетворение образовательных запросов обучающихся;
- гибкость сетевого плана, наличие резервов и возможностей для его изменения;
- предоставление более широкого спектра внеурочной деятельности;
- научность, системность, вариативность модели взаимодействия;
- открытость, информированность, доступность для всех участником модели взаимодействия.
Планируемый результат
- модель сетевого взаимодействия;
- содержательная модель интеграции основного и дополнительного образования;
- использование программ дополнительного образования в системе общего образования;
- выработка методических рекомендаций по организации модели взаимодействия по осуществлению внеурочной деятельности и направленности ее содержания;
- программы повышения квалификации педагогов и учителей;
- создание современной целостной многофункциональной и трансформируемой инфраструктуры, отвечающей условиям реализации дополнительных образовательных услуг, современным психолого-педагогическим требованиям.
Критерии эффективности:
- охват учеников внеурочной деятельностью;
- уровень усвоения образовательных модулей, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
- активизация участия школьников в конкурсном движении;
- удовлетворенность родителей качеством и объемом предоставляемых услуг по внеурочной деятельности;
- информационно-методическая обеспеченность;
- соответствие инфраструктуры.
Технология внедрения проекта.
Характер введения:
Расширение возможностей общего образования в сфере организации внеурочной деятельности, согласно требованиям государственного стандарта общего образования. Разработанный проект «Содружество» направлен реализацию модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
Создание динамичной системы связей между качественным разнообразием данных типов учреждений, посредством концентрации их образовательных ресурсов, для удовлетворения развивающихся потребностей и способностей личности и социума в образовании, предоставления каждому возможностей реализации собственной системы внеурочной деятельности.
Административные способы оценки результатов:
Психолого-педагогическая диагностика | 2 раза в год |
Наблюдение процесса реализации проекта | 4 раза в год |
Анализ результатов деятельности по итогам творческих отчетов | 1 раз в год |
Изучение социального заказа | 1 раз в год |
Этапы деятельности:
1 этап (2019 г.) |
Этап методологического обоснования:
|
2 этап (2020 – 2021 гг.) |
Этап реализации:
|
3 этап (2022 г.) |
Этап аналитический:
|
Основополагающими идеями построения сетевых образовательных программ являются:
- создание условий для появления новых видов деятельности участников образовательного пространства на основе сетевой совместной деятельности;
- создание условий для развития субъектов образовательного процесса через выстраивание индивидуальной траектории развития и образования;
В основу программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов «Партнерства»;
- системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Содержание примерных программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения.
Предполагаемые формы организации деятельности с учителями:
- Семинар – погружение, на котором происходит актуализация интересов, проблем педагогов, обусловленных внеурочной деятельностью, проявляются цели, смыслы учителей.
- Семинар – проблематизация, на котором обосновываются проблемы относительно теоретических подходов разработчиков модулей: индивидуализации обучения, совместной деятельности, образовательной деятельности, позиции учителя т.д.
- Педагогическая мастерская, где представляются способы и приемы организации внеучебной деятельности, организуется вовлечение учителей в построение сетевого взаимодействия
- Лаборатория – форма организации исследовательской деятельности педагогов, методистов и учителей, связанных с анализом ситуаций, выделение признаков внеучебной деятельности в образовательном действии.
- Проектный семинар, в котором учитель непосредственно в деятельности пробует разрабатывать замыслы (способы) организации внеучебной деятельности. Семинар - рефлексия, когда учитель включается в рефлексию внеучебной деятельности: работает с ее содержанием, этапами, результатами, особенностью ее организации на разных этапах.
- Модельное образовательное событие – форма, обеспечивающая учителю погружение во внеучебную деятельность и исследование ее содержания.
- Методологический семинар, на котором рассматриваются способы диагностики внеучебной деятельности. В описании разделов программы конкретизируется специфика данных форм относительно содержания каждого модуля программы сетевого взаимодействия.
Основные риски:
Сопротивление участников | Пути преодоления. |
Дети | |
Учебная перегрузка | Оптимизация программ внеурочной деятельности. |
Родители | |
Недооценка актуальности дополнительного образования | Привлечение средств массовой информации. Организация творческих отчетов. Выпуск собственной печатной продукции |
Педагоги | |
Нежелание участвовать в проекте | Мотивация |
Недостаточное обеспечение дидактическим и методическим материалом | Разработка программ, пополнение дидактического материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целевая комплексная воспитательная программа "Здоровье"
Программа «Здоровье» призвана консолидировать усилия педагогов, администрации, школьных медиков и психологов, самих учеников по формированию здорового образа жизни», объединяет работу педагогического ...
Целевая комплексная программа развития школы.
Целевая комплексная программа развития средней школы до 2015 года....
Целевая комплексная программа «Развитие информационно – образовательной среды школы»
"Развитие информационно - образовательной среды школы"...
Целевая комплексная адаптированная программа воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разновозрастной группы семейного типа №3 «Добрячки» « Я+ МЫ= ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»
Паспорт программыНаименование программы « Я+ МЫ= ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»Основаниядля разработки программыКонвенция о правах ребёнкаЗакон РФ об образованииЗакон РФ об основных гарантиях прав ре...
К О Н Ц Е П Ц И Я ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ»
Концепция Целевой комплексной программы «Региональный велосипедный спорт» (далее по тексту – Концепция) рассматривает региональный велосипедный спорт, как систему, т.е. совокупность государственных и ...
План работы с родителями на 2019-2020 учебный год (в рамках реализации федерального проекта «Современные родители»)
Разработка методических материалов для родителей по вопросам прав детей, семейного права, этики и психологии семейных и детско-родительских отношений, основам семейного уклада; оказание психолого-педа...
Рабочая программа учебного курса Физика 7-9 классы (на основе ФГОС ООО) Срок реализации 2019-2022 годы
Учебный план для школы отводит 242 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю и ...