Целевая комплексная воспитательная программа "Здоровье"
методическая разработка по теме
Программа «Здоровье» призвана консолидировать усилия педагогов, администрации, школьных медиков и психологов, самих учеников по формированию здорового образа жизни», объединяет работу педагогического коллектива и родителей учащихся. Семья ребенка, находящаяся в тесном контакте со школой, играет значительную роль в реализации программы.
Программа является комплексной, органично включает обучение, воспитание и социальную адаптацию ребенка к окружающей среде, физическое развитие его личности, самовоспитание, самореализацию и оздоровление, охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
Республики Марий Эл «Школа-интернат среднего (полного) образования
с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»
«рекомендовано» Педагогический Совет ГОУ РМЭ «Школа-интернат среднего (полного) образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска» Протокол №_______________ «____» _______________ 2009г. | «Утверждаю» Директор ГОУ РМЭ «Школа-интернат среднего (полного) образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска» ______________ /Толстова Н.А./ «____» _______________ 2009г. |
целевая комплексная воспитательная программа
Авторы: Толстова Наталья Алексеевна,
директор ГОУ РМЭ «Школа-интернат среднего
(полного) образования с углубленным изучением
отдельных предметов г.Козьмодемьянска»,
кандидат педагогических наук.
Васина Лариса Александровна,
педагог дополнительного образования ГОУ РМЭ
«Школа-интернат среднего (полного) образования
с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 6-17 лет
Срок реализации программы: 2009 - 2012гг.
2009г.
Содержание
I. Пояснительная записка
I.1. Актуализация проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами …………………………………………………………3
I.2. Основание для разработки программы ………………………………………4
I.3. Законодательно-нормативное обеспечение программы…………………….4
I.4. Основные концептуальные понятия программы ……………………………5
I.5. Цели и задачи …………………………………………………………………5
II. Принципы осуществления программы ………………………………….7
III. Направления программы …………………………………………………7
III.1. Организационно-методическая деятельность по здравоохранению
и здравоукреплению обучающихся ………………………………………………8
III.2. Улучшение санитарных условий и совершенствование санитарно-оздоровительных мероприятий …………………………………………………..8
III.3. Организация питания ……………………………………………………….8
III.4. Инновационная деятельность по укреплению и сохранению здоровья
детей в школе …………………………………………………………………..…8
III.5. Обучение здоровью участников учебно-воспитательного процесса ……8
III.6. Решение оздоровительных задач средствами физической культуры
и спорта ……………………………………………………………………………8
III.7. Внедрение оптимальной системы медицинского обеспечения ………….9
IV. Этапы реализации ……………………………………………………….9
V. Механизмы реализации программы ……………………………………..9
VI. Оценка эффективности реализации программы ……………………10
VII. Способы отслеживания и контроля результатов …………………10
VIII. Обеспечение программы ……………………………………………….11
Список литературы
Приложение
1.Пояснительная записка
1.1.Актуализация проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
На сегодняшний день к одному из приоритетных направлений государственной политики отнесено здоровье населения в целом и особенно подрастающего поколения. Здоровье рассматривается как необходимое условие самосовершенствования, продуктивной творческой деятельности человека. Поэтому проблема здорового образа жизни приобретает первостепенное значение. Замечено, каждое следующее поколение обладает более низким потенциалом здоровья, чем предыдущее, а в последние годы отмечается устойчивое ухудшение состояния здоровья детей. Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несёт и система образования - малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население страны, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Значит, и задачи оздоровления детей должны решаться, прежде всего, в процессе обучения.
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические данные: физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей; 25-35 % детей, пришедших в 1-ый класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания; только 9- 10 % выпускников школ можно считать здоровыми. Поэтому проблема здорового образа жизни приобретает первостепенное значение и находит отклик в многочисленных научных исследованиях, а также в практической деятельности педагогов-практиков.
Всё это актуализирует проблемы здорового образа жизни детей в школе, а точнее, создания систем организованного педагогического влияния, способных нивелировать, а может быть и устранить отрицательное воздействие на ребенка, развивая физически и духовно его растущую личность. Жизнь требует не на словах, а на деле скоординированной работы всех участников учебно-воспитательного процесса.
Программа «Здоровье» призвана консолидировать усилия педагогов, администрации, школьных медиков и психологов, самих учеников по формированию здорового образа жизни», объединяет работу педагогического коллектива и родителей учащихся. Семья ребенка, находящаяся в тесном контакте со школой, играет значительную роль в реализации программы.
Программа является комплексной, органично включает обучение, воспитание и социальную адаптацию ребенка к окружающей среде, физическое развитие его личности, самовоспитание, самореализацию и оздоровление, охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга.
Результатом реализации программы «Здоровье» должно стать обеспечение государственных гарантий охраны здоровья детей и подростков, стабилизация, а затем и улучшение показателей здоровья.
База реализации программы: государственное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска». С 1992 года школа реализует программу среднего (полного) общего образования и художественно-эстетического развития учащихся на основе углубленного изучения предметов музыкального и художественного циклов.
Объекты программы: обучающиеся 1-11 классов; классные руководители; учителя; школьный врач; школьные специалисты (психолог, социальный педагог); воспитатели, родители.
Сроки реализации программы: 2009 - 2012 гг.
Организация контроля за выполнением программы: администрация школы. Служба здоровья. Совет школы, органы ученического самоуправления.
1.2.Основание для разработки программы
Предлагаемая Программа базируется на понимании ОБРАЗОВАНИЯ и ЗДОРОВЬЯ детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями и продиктована следующими основаниями:
1. Признанием в социальной практике и образовании здоровья как ведущей личностной и социальной ценности.
2. Потребностью родителей и учащихся в расширении здоровье-сберегающих возможностей школы для целенаправленной, углубленной подготовки школьников. Программа «Здоровье», конкретизируя одно из направлений Программы развития ГОУ РМЭ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска» на гг., находится в числе приоритетных направлений деятельности школы.
3. Выявлением целого ряда здоровьеразрушающих факторов. Углубленная музыкальная и художественная подготовка в школе, реализация инноваций, предполагаемых Программой развития школы, - все это требует особого внимания к сохранению и развитию здоровья участников образования.
4. Стремлением школы минимизировать хронические заболевания школьников, отклонения в физическом развитии, переутомления, трудности социально-психической адаптации.
5. Необходимостью формирования представления о здоровьесберегающей технологии как об «образе жизни» учителя и ученика.
1.3. Законодательно-нормативное обеспечение программы
Программа построена на основе государственных нормативных документов:
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании»,
- Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора.
- Концепция формирования здоровьесберегающей образовательной среды в Республике Марий Эл, 2009г.
- Декларация прав ребенка,
Основанием для разработки также является Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» Утверждена постановлением Правительства РФ от 11января 2006 года, № 7
1.4. Основные концептуальные понятия
Ведущими концептуальными понятиями выступают:
1) Здоровье участников образования.
При этом обращается внимание на такие виды здоровья, как
- Физическое (нормальное функционирование всех органов и систем организма)
- Психическое (уровень и качество мышления, развитие внимания и памяти, волевых качеств, степень эмоциональной устойчивости)
- Социальное (активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни)
2) Культура здоровья.
Показатели её сформированности выражаются в:
- знании и представлении учащихся о здоровье.
- наличии мотивации учащихся на познание основ здорового образа жизни, правил личной гигиены, на избавление от вредных привычек
- здоровом образе жизни (оптимальный двигательный режим; тренировка иммунитета и закаливание; рациональное питание; отсутствие вредных привычек)
3) Здоровьесберегающая образовательная среда
Формирование здоровьесберегающей образовательной среды предполагает:
• оборудование классных комнат и рекреационных помещений с учетом валеологических требований (эстетическое оформление, соответствующая мебель, зеленые, белые. коричневые доски, цветовая гамма, экологически чистые материалы);
- создание благоприятного психологического климата;
- организация диетического, рационального и сбалансированного питания;
- соблюдение питьевого режима - использование очищенной воды, фиточаев;
- световой и тепловой режим (СанПиН);
- санитарно-гигиенические условия согласно СанПиН;
- создание комнаты психологической разгрузки;
• создание здорового микроклимата в помещениях путем использования ионизаторов и увлажнителей воздуха, методов аромо- и фитотерапии.
1.5. Цели и задачи
Цель: разработка целостной социально-педагогической системы, здоровье-сберегающих технологий и применение их в целях коренного улучшения состояния и качества здоровья всех участников образовательного процесса; формирование мотивации и ответственности за сохранение собственного здоровья.
Задачи:
► В работе с учащимися:
1) Формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать
себя духовно и физически в течение всей жизни;
2) Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность, детально проработать программы для:
- учащихся специальной медицинской группы;
- учащихся, демонстрирующих значительные успехи в спорте.
► В работе с педагогическим коллективом:
1) Организовать серию профессиональных занятий, консультаций для учителей и воспитателей по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания детей на педагогических совещаниях, методических объединениях.
2) Подготовить и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия для
педагогического коллектива:
- совместные соревнования учителей, воспитателей и учеников с освещением результатов на школьных информационных стендах, в средствах массовой информации;
- занятия спортивных секций по видам спорта для работников школы.
3) Морально и материально стимулировать учителей и воспитателей, которые успешно ведут физкультурно-оздоровительную работу с учащимися и сами ведут здоровый образ жизни.
► В работе с родителями:
Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей через:
- совместное участие в туристских походах, спортивных соревнованиях;
- выступления учителей на родительских собраниях с тематическими сообщениями: "Если хочешь быть здоров...", "Я здоровье берегу, сам себе я помогу" и т. п.;
- консультирование (по специальному расписанию) родителей по вопросам здоровья детей, соблюдения оптимального двигательного режима;
- ознакомление родителей с требованиями программы посредством информационных писем или буклетов, выступлений на родительских конференциях и днях открытых дверей;
- разработку рекомендаций для родителей по оздоровлению их детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
II. Принципы осуществления программы
Программа базируется на основных положениях - педагогических принципах, выполнение которых обязательно для всех участников программы:
- принцип гуманизации и демократизации: создание комфортной среды и условий для самореализации личности;
- принцип соответствия целей, задач, содержания программы
национальной стратегии, интересам государственной и региональной политики;
- принцип научности: внедрять передовой опыт ученых и педагогов по
созданию здоровьесберегающих технологий;
- принцип включения:
- привлечение школьников к сознательному участию в деятельности по оздоровлению своего организма, рациональному использованию учебного и внеучебного времени,
- вовлечение родителей в целенаправленную деятельность по формированию у детей здоровых привычек, осуществление санитарно-просветительской работы,
-вовлечение педагогов в движение по созданию здоровой педагогической среды;
- принцип гарантий: реализация конституционных прав детей, подростков и
юношества на получение образования и медицинского обслуживания, выполнение госу дарственных гарантий, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения;
- принцип преемственности: обеспечение комплексного сквозного подхода в обучении здоровью между разными ступенями обучения и видами детской деятельности;
- принцип аксилогического подхода: основой жизнедеятельности человека является освоение общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией;
- принцип блочного подхода позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, повысить эффективность реализации программы.
III. Направления деятельности
III. 1. Организационно-методическая деятельность по здравоохранению и здраво-укреплению обучающихся.
- Мониторинг здоровья школьников, педагогов, травматизма детей, состояния физического развития обучающихся, диагностика зрения.
- Разработка программ: спортивно-оздоровительная работа, нравственное здоровье.
- Разработка методических рекомендаций: по работе спецгрупп на уроках физкультуры, проведение спортивно-оздоровительного часа в школе, динамические паузы на уроке, медико-экологическая реабилитация детей с хроническими заболеваниями.
- Организация работы с родителями по проблемам сохранения и укрепления здоровья их детей.
- Организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям.
- Разработка цикла семинаров для педагогического коллектива по здоровьесберегающим методикам.
Ш.2. Улучшение санитарных условий и совершенствование санитарно-оздоровительных мероприятий.
- Привлечение узких специалистов для проведения углубленных осмотров детей.
- Разработка и внедрение научно-методических рекомендаций по паспортизации здоровья детей и подростков как одной из форм контроля и личностно-ориентированной коррекции и здоровья обучающихся.
- Использование экспресс-диагностики по выявлению и профилактике наркомании, токсикомании и других вредных привычек.
- Определение группы детей с хроническими заболеваниями и разработка программы по их оздоровлению.
Ш.З. Организация питания
- Определение категории детей, нуждающихся в бесплатном питании.
- Охват всех обучающихся горячим питанием.
- Организация фитобара и витаминных столов.
Ш.4. Инновационная деятельность по укреплению и сохранению здоровья детей в школе
- Мониторинг адаптации детей, имеющих трудности при обучении, к учебному процессу.
- Подготовка рекомендаций по выявлению таких детей, системе учёта, профилактической работе.
Ш.5. Обучение здоровью участников учебно-воспитательного процесса.
- Контроль по выполнению программ ОБЖ, физкультуры.
- Организация занятий по ритмике, лечебной физкультуре, танцам.
- Организация кружковой работы, спортивных секций.
- Организация физкультурного досуга детей совместно с родителями.
- Организация мероприятий по безопасности в различных жизненных ситуациях.
- Организация отдыха во время перемен.
- Введение в систему уроков мероприятий по профилактике гиподинамии.
Ш.6. Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта
- Комплектация специальных групп для детей с ослабленным здоровьем.
- Введение спортивно-оздоровительных дней в школе.
- Организация массовых соревнований.
- Использование в учебном процессе комплексных физических упражнений для динамических пауз на уроке.
- Осуществление мер по модернизации системы физического воспитания на основе современных технологий и методик.
- Разработка рекомендаций по использованию естественных средств оздоровления и физкультуры в условиях семьи.
Ш.7. Внедрение оптимальной системы медицинского обеспечения по оказанию помощи детям.
- Контроль за расписанием уроков, за объёмом домашнего задания.
- Подготовка памятки о режиме дня и рекомендации для родителей по организации учебной работы ребёнка.
- Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школьных помещений.
- Профилактика болезней (близорукости, табакокурения, инфекционных заболеваний, сколиоза, алкоголизма, наркомании, СПИДа).
- Проведение санитарно-просветительской работы среди родителей.
- Проведение уроков здоровья, тренингов.
- Разработка рекомендаций по преодолению школьных стрессов.
IV. Этапы реализации
Для успешной реализации целей и задач работа организуется по этапам.
1 этап. Подготовительный (август - декабрь 2009 года)
Цель: мотивация
Содержание работы: изучение передового социального, педагогического, медицинского опыта по оздоровлению детей, обсуждение идеи программы, распределение заданий между основными участниками, планирование.
2 этап. Практический (январь 2010 - январь 2012)
Цель: получение результата программной деятельности.
Содержание работы: проведение плановых мероприятий, обработка получаемых материалов.
3 этап. Контрольно-коррекционный (январь 2012 - август 2012)
Цель: коррекция результатов деятельности по программе.
Содержание работы: сравнение планируемых и реальных результатов, анализ успехов и ошибок, поиск способов их коррекции.
V. Механизмы реализации Программы
Для успешной реализации Программы «Здоровье» предполагается проводить ее в общем контексте развития школы. Комплексная реализация содержания программы осуществляется на трех организационных уровнях:
1.Уровень организованного детского коллектива. Всесторонняя программа здоровья на данном уровне включает следующие компоненты:
- образование в области здоровья;
- физическое воспитание;
- школьная медицинская и психологическая служба;
- служба питания;
- социальная служба;
- формирование здоровой среды школы;
- вовлечение родителей и общественности.
2.Уровень педагогического коллектива. Программа на данном уровне включает:
- создание Службы здоровья;
- информационную поддержка;
- методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса в аспекте здоровьесбережения;
3.Уровень администрации. Программа на данном уровне подразумевает:
- экспертную помощь (привлечение высококвалифицированных специалистов);
- подготовку нормативных актов с ориентацией на повышении уровня здоровья детей и педагогов;
- создание школьной Службы здоровья.
VI. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха;
- отработать организационную модель проведения уроков и внеурочных
занятий и мероприятий на основе данных мониторинга здоровья детей:
- повысить уровень физического, психического и социального здоровья
обучающихся;
- уменьшить количеств поведенческих рисков, опасных для здоровья;
- повысить уровень лечебной и профилактической работы;
- приобрести новые знания, умения и навыки в области содержания понятий
«физическая культура» и «культура здоровья»;
- сформировать осознанное отношение детей и их родителей к состоянию
здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни
В качестве основных критериев эффективности реализации программы рассматриваются: позитивное отношение к ней участников, сформированность устойчивого интереса к ведению здорового образа жизни.
VII. Способы отслеживания и контроля результатов
В качестве показателей сформированности ЗУН выбраны:
□ мотивационный уровень (положительная динамика мотивации на здоровье сохранительное поведение);
□ информационный уровень (наличие знаний о культуре здоровья);
□ практически-действенный уровень (сформированность умений для осуществления двигательного режима; тренировка иммунитета и закаливание; рациональное питание, отсутствие вредных привычек).
Мониторинг результатов осуществляется через наблюдение, оценку состояния, анализ результатов 2 раза в год: на начало и конец учебного года.
Цель мониторинга: определение уровня воспитания культуры здоровья, состояние физического здоровья.
Для фиксирования динамики качественных изменений личности школьника в ходе воспитания культуры здоровья используется уровневое отображение.
УРОВЕНЬ | КРИТЕРИИ |
Низкий | - Отсутствие системных представлений о здоровье - Низкая мотивация здоровьесохранительного поведения - Склонность к рискованному поведению - Частые заболевания |
Допустимый | - Небольшой объем представлений о возможностях личности в сохранении и укреплении своего здоровья - Указывает на одну из составляющих здоровья (физическую) - Ограничивается общеизвестными знаниями о личной гигиене, режиме дня и питания. |
Средний | - Указывает не менее 2-3х составляющих структуры здоровья - Поведение и здоровье близкое к норме - Основные умения здоровье сохранительного поведения сформированы, но до автоматизма не доведены |
Низкий | - Достаточно полный объем понятия здоровья (3 составляющие) - Наличие представлений о способах сохранения и укрепления здоровья (называется не менее 8-9 факторов). - Осознание здоровья как средства для достижения высших жизненных целей |
Индивидуальные результаты воспитанника фиксируются записями в Дневнике здоровья. Главный показатель результативности участников - состояние физического здоровья, культура здоровья.
Показатель результативности программы - профессиональный рост педагога в процессе освоения ее методологии, педагогических основ, экспертиза его деятельности, оценка участия классного коллектива в мероприятиях программы.
VIII. Обеспечение программы
Обеспечение методическое:
- Реализация программы сквозной тематики классных часов;
- Реализация программ дополнительного образования детей (кружков);
- Реализация программы массовых спортивно-оздоровительных мероприятий;
- Реализация реабилитационно-восстановительной программы для учителей;
- Внедрение системы эффективных коррекционных мероприятий;
- Наличие методической литературы по организации спортивных игр, тренингов, праздников, КТД и т.п.
Обеспечение дидактическое:
- раздаточный материал (информационные плакаты, буклеты),
- реквизит (элементы театральных костюмов и пр.).
Обеспечение кадровое: медицинский работник, психолог, социальный педагог, педагог-организатор, руководитель Службы здоровья, руководитель методической службы учреждения.
Обеспечение материально-техническое: помещение, спортивный инвентарь и спортивное оборудование, мультимедийное оборудование
Медицинское обеспечение включает:
- профилактическую работу по предупреждению инфекционных заболеваний;
- распределение учащихся по группам здоровья;
- беседы врача, медицинской сестры о личной гигиене, вредных привычках;
- профилактические прививки учащихся и учителей;
- заполнение паспорта здоровья учащихся;
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оздоровительные мероприятия:
1. Профилактика и коррекция нарушения зрения у учащихся.
- Физкультминутки на каждом уроке по 3 минуты (для учащихся начальной школы)
- Гимнастика для глаз по 1 минуте на каждом уроке (для учащихся 5-11 кл)
2. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к естественному и искусственному освещению рабочих мест учащихся.
- Контроль над соответствием школьной мебели росту учащихся.
- Снижение перегрузки учащихся.
- Соблюдение принципа посадки учащихся.
3. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата:
- Гимнастика перед началом занятий (5 мин. для учащихся 1-11 классов).
- Динамические паузы на свежем воздухе между занятиями (для уч-ся 1 кл.)
- Двигательные разрядки во время игр на переменах (начальная школа)
- Введение занятий ритмикой (1-9 классы).
- Индивидуальное дозирование физической нагрузки и учёт уровня работоспособности каждого ученика на каждом уроке физкультуры.
- Использование дыхательных упражнений в комплексах упражнений гимнастики, физкультпаузах, физкультминутках.
- Организация спортивных игр для детей с ослабленным здоровьем в 1-4 классах.
4. Профилактика и коррекция психоневрологических нарушений у учащихся
- Нормализация учебной нагрузки учащихся.
- Использование в учебно-воспитательном процессе здоровье сберегающих методик
Медико-педагогическое просвещение родителей и учащихся:
Индивидуальные беседы с родителями учащихся, направленные на устранение трудностей в обучении и поведении.
Консультации психолога для родителей и детей по психологическим проблемам.
Организация лекций и бесед для родителей (тематика прилагается).
Организация лекций для учащихся (тематика прилагается).
Диагностические мероприятия:
Изучение уровня самооценки, тревожности у учащихся.
Изучение индивидуальных возможностей учащихся.
Диагностика состояния здоровья учащихся (заполнение карт здоровья учащихся)
Выявление степени загруженности домашними заданиями (Анкетирование)
Диагностика знаний, умений учащихся (мониторинг).
Диагностика системы семейного воспитания.
Информационно - нормативные мероприятия:
1.Введение рубрик в школьную газету «Консультации психолога», «Санбюллетень»
2.Составление учебного плана с учётом санитарно - гигиенических норм.
Профилактические мероприятия:
Организация спецгрупп, спортивных секций, кружков.
Проведение Дней здоровья в школе.
Организация разъяснительной работы классных руководителей по выполнению правил поведения для учащихся с целью снижения детского травматизма.
Меры по повышению роли курса ОБЖ в школе.
Обеспечение валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса (создание мотивации на сбережение и формирование здоровья)
1. Соблюдение требований валеологического подхода к уроку:
- Структура урока,
- Технологии, сберегающие здоровье.
- Выполнение санитарно-гигиенических условий.
- Дозировка домашних заданий (индивидуальные, творческие, облегчённые домашние задания по профильным предметам, рефераты и доклады по желанию учащихся, отсутствие домашнего задания на понедельник).
Обеспечение комфортного эмоционально-психического состояния учителя и учащихся.
2. Дифференциация и индивидуализация обучения.
3.Экскурсии и походы учащихся.
Тематика лекций и бесед с родителями
Конвенция о правах ребёнка,
Воспитание духовности - путь к здоровью детей.
Роль семьи в формировании здоровья детей, их нравственном воспитании.
Культура общения в семье.
Основы личной гигиены детей и подростков.
Инфекционные заболевания. Меры их предупреждения.
Конфликты у детей в период полового созревания. Пути их преодоления.
Физическая культура и здоровье детей.
Признаки наступления зависимости от алкоголя, психоактивных веществ.
Влияние на здоровье детей активного и пассивного курения.
Профилактика нарушений семейных отношений.
Особенности развития детского организма в период полового воспитания.
Подросток и закон. Ответственность родителей за правонарушения и преступления детей.
Аборты и их последствия.
Семейные праздники, семейный досуг. Распределение обязанностей в семье.
Рациональное питание.
Культура общения. Чувства, Культура их проявления. Культура одежды.
Демографические особенности современности.
Социальные проблемы ВИЧ / СПИД в мире, РФ. Профилактика заболеваемости.
Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек.
Здоровье семьи и будущего потомства.
Роль семьи в воспитании личности.
Типичные недостатки семейного воспитания.
Тематика лекций и бесед с учащимися
Проблема снижения зрения в школьный период.
Профилактика здорового образа жизни.
Органы дыхания. Профилактика заболеваний дыхательных путей.
Гигиена питания школьников. Экологически чистые продукты.
Действие тепла на организм человека. Польза и вред солнечных лучей для человека.
Профилактика простудных заболеваний.
Соблюдение правил дорожного движения.
Закаливание. Его значение для организма человека.
Изобразительное искусство и мир интересов человека. Представление о красоте человека
Меры по предупреждению травматизма.
Факторы, формирующие здоровье. Важнейшие гигиенические навыки.
Основы личной гигиены.
Питание и здоровье человека
Физическое и психологическое состояние здоровья. Физическая активность и здоровье.
Особенности психического состояния в период полового созревания.
Гигиенические требования для мальчиков и девочек в период полового созревания.
Трудности подросткового возраста,
Экология и здоровье.
Основы этикета
Основы межличностных отношений учащихся.
Просмотр и обсуждение видеофильмов вреде наркомании, венерических заболеваний.
Анкета (да, нет, иногда).
- Систематически задумываюсь над своим здоровьем.
- Регулярно занимаюсь своим здоровьем.
- Занимаюсь физической культурой.
- Активно отдыхаю.
- Воздерживаюсь от вредных привычек.
- Соблюдаю режим дня.
- Полноценный сон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-целевой мониторинг воспитательного процесса.
Выступление по организации и проведению воспитательной работы....
Целевая комплексная программа развития школы.
Целевая комплексная программа развития средней школы до 2015 года....
Целевая комплексная программа «Развитие информационно – образовательной среды школы»
"Развитие информационно - образовательной среды школы"...
Целевая комплексная адаптированная программа воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разновозрастной группы семейного типа №3 «Добрячки» « Я+ МЫ= ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»
Паспорт программыНаименование программы « Я+ МЫ= ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»Основаниядля разработки программыКонвенция о правах ребёнкаЗакон РФ об образованииЗакон РФ об основных гарантиях прав ре...
К О Н Ц Е П Ц И Я ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ»
Концепция Целевой комплексной программы «Региональный велосипедный спорт» (далее по тексту – Концепция) рассматривает региональный велосипедный спорт, как систему, т.е. совокупность государственных и ...
ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Программа до 2015 года...
Целевая комплексная программа «Здоровье в наших руках!»
Применение здоровьесберегающих технологий в современной школе....