Отношение детей к ненормативной лексике
творческая работа учащихся (9 класс)

Васильева Лариса Владимировна

Отношение детей к ненормативной лексике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otnoshenie_detey_k_nenormativnoy_leksike.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:




ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ К НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКЕ

                                                                ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  

Основная часть

Анкетирование и проблемно- ориентированный анализ
данных анкетирования

Выдержки из сочинений учеников
Заключение    

                                                               ВВЕДЕНИЕ

      Выбранная тема очень актуальна в наступившее время. Мы видим, что сейчас происходит на улицах, в школах – везде можно услышать нецензурные выражения в свой адрес, да и просто в ходе общения людей. Кажется, что этому не будет конца… Очень бы хотелось узнать, что же является причиной употребления ненормативной лексики в речи и можно ли это устранить? Именно поэтому  мы выбрали такую тему нашей исследовательской работы. Задавая вопрос: «Почему вы ругаетесь матом?», часто слышишь такие ответы: «мы им не ругаемся, мы им разговариваем» или «Русский язык без мата превращается в доклад». Почему же люди так уверены, что без мата невозможно общаться? Почему они часто просто не обращают внимания на то, как совсем юные парни и девушки, а иногда даже дети, «украшают» свою речь нецензурными словами. Откуда они берут пример? Таких вопросов можно задать великое множество, а вот ответа можно не найти ни на один вопрос.

ЦЕЛИ:
Выявить факторы, влияющие на употребление ненормативной лексики учащимися;
определить возможность коррекции процесса распространения нецензурных слов в подростковой среде.

ЗАДАЧИ:
1) подобрать и изучить имеющуюся литературу по теме;
2) провести анкетирование среди учащихся 5–9х классов;
3) сделать проблемно – ориентированный анализ данных анкетирования;
4) обобщить полученные результаты в виде исследовательской работы. обобщить

 
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Подбор и изучение литературы, анкетирование, обработка статистических данных, сочинения  учащихся

                                       

                                                         ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
       В результате нашей исследовательской работы, нами было установлено, что изучением  происхождения, распространения нецензурных слов занимались многие ученые-лингвисты.
      Мы же провели анкетирование среди учащихся 5 -9 классов, учащиеся старших классов писали сочинения.
      Первый опрос, разработанной нами анкеты и предложенной 35 учащимся 5-9 классов нашей МОУ «Сятра- Лапсарской ООШ» , ещё раз доказал актуальность поднятой проблемы и необходимость поиска путей её разрешения. Результаты опроса представлены в диаграмме 1.  
                 1) «Часто ли вы используете нецензурные выражения в своей речи?»
                                             Всего опрошено 35 человек.
                                                     Результат опроса:

2) «Почему вы ругаетесь матом?»
Всего опрошено 35 человек.
Результат опроса:

       Анализ результатов данных по  этому пятому вопросу нашей анкеты позволил нам выявить причины использования ненормативной лексики.
     3) «Как относятся к мату ваши друзья?» 5 человек ответили: «поддерживают»,10
учеников, нами опрошенных ответили: «не обращают внимания». 20 учеников ответили: «плохо».  

       

4) «Из какой социальной среды мат попал в вашу речь?»
Результат опроса:

                                    5) «Ругаются ли матом в вашей семье?»
      Результаты опроса: 4 ученика ответили «да», «нет» ответили 22 ученика, «иногда» ответили 9 учеников. Из диаграммы видно, что в большинстве случаев родители стараются не «выражаться» в присутствии своих детей.

6) «Позволите ли вы своим детям ругаться матом?»
Результаты опроса:

       Большинство учащихся в будущем будут строгими родителями и, естественно, не разрешат своим детям непристойно выражаться, хотя им, в первую очередь, необходимо обратить внимание на себя, на свою речь, насколько она чиста!

 Я думаю, что результаты анкетирования имеют субъективный характер. Мне кажется, что учащиеся не на все вопросы отвечали искренне.
      А также учащиеся старших классов писали сочинения на данную тематику. Вот выдержка из сочинения ученицы 9 класса Кузьминой Галины: «Мне кажется, что мат-это выражение протеста против каких – то проблем, которые не можешь решить Всё плохо и ругань приносит облегчение. Также мат – это преувеличение, превосходная степень зла, удивления, восторга. Начинаешь употреблять слова, когда общаешься с людьми, среди которых это норма. Это не входит в привычку, я легко могу не ругаться. Дома мой лексикон меняется. Когда матерятся сверстники, мне это всё – равно режет ухо. Много детей в школе бранятся уже с первого класса, ругается матом примерно 15-20% учащихся. Девочки матерятся меньше».
      Увы, большинство терпимо относятся к нецензурной лексике.
Вот выдержки сочинения ученика 7 класса Васильева Андрея: «Я считаю, что раз уж существует ненормативная лексика – значит, она зачем – то нужна, - уверен один из учеников. И нужна она для эмоционального выражения в словесной форме. А если честно – мат моей жизни не мешает, не вызывает ни отвращения, ни удовлетворения».
Мат не несёт в себе такой уж психологической нагрузки, чтобы его нельзя было исключить. Мат рождается в безграмотности, там, где за незнанием огромного словарного запаса русского языка мы прикрываемся этими бессмысленными выражениями
Вот ещё одна выдержка из сочинения ученицы 9 класса Васильевой Евгении: «Я отношусь к нецензурной речи крайне отрицательно. Мне трудно воспринимать речь тех людей, которые используют ненормативную лексику. Ведь можно же обойтись без этих слов. Эти слова портят речь, делают её некрасивой. Воспитанные и культурные люди никогда не будут их употреблять. С такими людьми очень приятно разговаривать, общаться..
      Я не употребляю нецензурные слова в своей речи, но эти слова знают все, даже маленькие дети, в том числе и я. Мне очень хочется, чтобы люди не употребляли нецензурные слова. Без этих  мир станет добрее и светлее».

                                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Если не начать бороться с употреблением мата, то скоро это сделать будет невозможно. Нынешняя молодёжь может настолько привыкнуть к тому, что мат – явление повсеместное и встречающееся везде, что он станет нормой жизни. И если сегодня хоть кто – то стесняется мата, то в скором будущем… Но всё ещё можно изменить сейчас! И, возможно, наши дети никогда не услышат бесстыдных выражений, никогда не будут обижены и оскорблены. С матом нужно бороться, и нужно делать это нам как можно скорее, оперативнее. Нужно выяснить причину употребления мата и возможные способы предотвращения этого безобразия. Конечно, свою работу общество должно начать со взрослых людей, так как дети берут пример с них. А мы, в свою очередь, будем делать всё, зависящее от нас, в подростковой среде.

       Я считаю, что искоренить нецензурные выражения из лексики нашего общества будет очень трудно, но свести до минимума употребление ненормативной лексики в наших силах.

                                                             

ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ К НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКЕ


     
МБОУ «Сятра – Лапсарская основная общеобразовательная школа»
Чебоксарского района, 9 класс


ЦЕЛИ:
Выявить факторы, влияющие на употребление ненормативной лексики учащимися;
определить возможность коррекции процесса распространения нецензурных слов в подростковой среде.

ЗАДАЧИ:
1) подобрать и изучить имеющуюся литературу по теме;
2) провести анкетирование среди учащихся 5–9х классов;
3) сделать проблемно – ориентированный анализ данных анкетирования;
4) обобщить полученные результаты в виде исследовательской работы. обобщить

 
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Подбор и изучение литературы, анкетирование, обработка статистических данных, сочинения  учащихся

       Выбранная тема очень актуальна в наступившее время. Мы видим, что сейчас происходит на улицах, в школах – везде можно услышать нецензурные выражения в свой адрес, да и просто в ходе общения людей. Кажется, что этому не будет конца… Очень бы хотелось узнать, что же является причиной употребления ненормативной лексики в речи и можно ли это устранить? Именно поэтому  мы выбрали такую тему нашей исследовательской работы. Задавая вопрос: «Почему вы ругаетесь матом?», часто слышишь такие ответы: «мы им не ругаемся, мы им разговариваем» или «Русский язык без мата превращается в доклад». Почему же люди так уверены, что без мата невозможно общаться? Почему они часто просто не обращают внимания на то, как совсем юные парни и девушки, а иногда даже дети, «украшают» свою речь нецензурными словами. Откуда они берут пример? Таких вопросов можно задать великое множество, а вот ответа можно не найти ни на один вопрос.

        В результате нашей исследовательской работы, нами было установлено, что изучением  происхождения, распространения нецензурных слов занимались многие ученые-лингвисты.
      Мы же провели анкетирование среди учащихся 5 -9 классов, учащиеся старших классов писали сочинения.

Из анализа анкетных данных видно, что большинство учащихся в будущем будут строгими родителями и, естественно, не разрешат своим детям непристойно выражаться, хотя им, в первую очередь, необходимо обратить внимание на себя, на свою речь, насколько она чиста!

 Я думаю, что результаты анкетирования имеют субъективный характер. Мне кажется, что учащиеся не на все вопросы отвечали искренне.

        Я считаю, что искоренить нецензурные выражения из лексики нашего общества будет очень трудно, но свести до минимума употребление ненормативной лексики в наших силах.

       Выбранная тема очень актуальна в наступившее время. Мы видим, что сейчас происходит на улицах, в школах – везде можно услышать нецензурные выражения в свой адрес, да и просто в ходе общения людей. Кажется, что этому не будет конца… Очень бы хотелось узнать, что же является причиной употребления ненормативной лексики в речи и можно ли это устранить? Именно поэтому  мы выбрали такую тему нашей исследовательской работы.

ЦЕЛИ:
Выявить факторы, влияющие на употребление ненормативной лексики учащимися;
определить возможность коррекции процесса распространения нецензурных слов в подростковой среде.

ДЛЯ ЭТОГО РЕШАЛИСЬ ЗАДАЧИ:
1) Я подобрал и изучил имеющуюся литературу по теме;
2) провел анкетирование среди учащихся 5–9х классов;
3) сделал проблемно – ориентированный анализ данных анкетирования;
4) обобщил полученные результаты в виде исследовательской работы.

В РАБОТЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Подбор и изучение литературы, анкетирование, обработка статистических данных, сочинения  учащихся

        В результате нашей исследовательской работы, нами было установлено, что изучением  происхождения, распространения нецензурных слов занимались многие ученые-лингвисты.
      Мы же провели анкетирование среди учащихся 5 -9 классов, учащиеся старших классов писали сочинения.

       Первый опрос, разработанной нами анкеты и предложенной 35 учащимся 5-9 классов нашей школы, ещё раз доказал актуальность поднятой проблемы и необходимость поиска путей её разрешения. Результаты опроса представлены в диаграмме 1.(диаграммы)

         Большинство учащихся в будущем будут строгими родителями и, естественно, не разрешат своим детям непристойно выражаться, хотя им, в первую очередь, необходимо обратить внимание на себя, на свою речь, насколько она чиста!

        Я думаю, что результаты анкетирования имеют субъективный характер. Мне кажется, что учащиеся не на все вопросы отвечали искренне.

       А также учащиеся старших классов писали сочинения на данную тематику.

       Вот выдержка из сочинения ученицы 9 класса Васильевой Евгении: «Я отношусь к нецензурной речи крайне отрицательно. Мне трудно воспринимать речь тех людей, которые используют ненормативную лексику. Ведь можно же обойтись без этих слов. Эти слова портят речь, делают её некрасивой. Воспитанные и культурные люди никогда не будут их употреблять. С такими людьми очень приятно разговаривать, общаться..
      Я не употребляю нецензурные слова в своей речи, но эти слова знают все, даже маленькие дети, в том числе и я. Мне очень хочется, чтобы люди не употребляли нецензурные слова. Без этих  мир станет добрее и светлее».

       Мат не несёт в себе такой уж психологической нагрузки, чтобы его нельзя было исключить. Мат рождается в безграмотности, там, где за незнанием огромного словарного запаса русского языка мы прикрываемся этими бессмысленными выражениями.

Если не начать бороться с употреблением мата, то скоро это сделать будет невозможно. Нынешняя молодёжь может настолько привыкнуть к тому, что мат – явление повсеместное и встречающееся везде, что он станет нормой жизни. И если сегодня хоть кто – то стесняется мата, то в скором будущем… Но всё ещё можно изменить сейчас! И, возможно, наши дети никогда не услышат бесстыдных выражений, никогда не будут обижены и оскорблены. С матом нужно бороться, и нужно делать это нам как можно скорее, оперативнее. Нужно выяснить причину употребления мата и возможные способы предотвращения этого безобразия. Конечно, свою работу общество должно начать со взрослых людей, так как дети берут пример с них. А мы, в свою очередь, будем делать всё, зависящее от нас, в подростковой среде.

       Я считаю, что искоренить нецензурные выражения из лексики нашего общества будет очень трудно, но свести до минимума употребление ненормативной лексики в наших силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический классный час "Ненормативная лексика"

Разработка тематического классного часа по направлению: культура речи. Подборка материалов о ненормативной лексике....

Чем опасна ненормативная лексика.

Классный час .Цели: 1.Предупредить употребление в речи детей бранных слов, хулы,       ругательств, мата; познакомить с влиянием таких слов на человека,воду....

Чем опасна ненормативная лексик

Презентация к классному часу "Чем опасна ненормативная лексика"...

Проект на тему:«Профилактика ненормативной лексики в молодёжной среде посредством рэп – культуры»

Проект, ставший победителем многих конкурсов различного уровня. Уникален тем, что очень прост в реализации, не требует материальных вложений, интересен для детей и даёт хороший результат....

Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)

Классный час по теме?: "Что такое хорошо?".( использование ненормативной лексики подростками)Цели:1) Помочь учащимся задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения ...

Методическая разработка мероприятий по искоренению у детей ненормативной лексики.

Методическая разработка мероприятий по искоренению у детей ненормативной лексики. формирование образцового поведения на основе осознания красоты русского языка....

Рекомендации родителям по борьбе с ненормативной лексикой у детей

Использование нецензурной речи у подростков может иметь серьезные негативные последствия для их развития, отношений с окружающими и будущих возможностей. Материал содержит рекомендации для педагогов и...