Проект на тему:«Профилактика ненормативной лексики в молодёжной среде посредством рэп – культуры»
проект на тему

Федина Татьяна Михайловна

Проект, ставший победителем многих конкурсов различного уровня. Уникален тем, что очень прост в реализации, не требует материальных вложений, интересен для детей и даёт хороший результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx69.79 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Уссурийское суворовское военное училище»

Проект на тему:

«Профилактика ненормативной лексики в молодёжной среде посредством рэп – культуры»

Выполнили:

суворовцы Злобин Андрей, Кулешов Евгений, Раев Максим

Руководитель – педагог-организатор Федина Татьяна Михайловна

Уссурийск, 2012 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

  1. Истоки и причины сквернословия……………………………………6
  2. Исследования сквернословия учёными………………………………8
  3. Рэп как молодёжная субкультура ……………………………………10
  4. Констатирующий эксперимент………………………………………12
  5. Программа профилактики сквернословия (формирующий эксперимент)…………………………………………………………………………..16

Заключение (обобщение)………………………………………………….....20

Список литературы…………………………………………………………...22

Приложения…………………………………………………………………...23

Введение

Актуальность темы. Сквернословие – это лексика, одновременно запрещаемая и активно используемая обществом. Нет (и никогда не было) общества, в котором не существовало бы запрещенной лексики, как нет общества, не ведущего с такой лексикой борьбу. В последние десятилетия проблема сквернословия, как известно, приобрела в России - и не только в ней - особое значение. В жизни самых крупных культур – в русской, английской, китайской - сквернословие настолько распространилось, что оставаться равнодушным к этому явлению общество уже не имеет права.

Назначение брани состоит, прежде всего, в понижении говорящим социального статуса соперника (ведь высмеиваться, подвергаться оскорблению могут самые главные моральные ценности: дом, мать, семья, умственные способности и религиозные убеждения человека).

В современном обществе брань рассматривается обществом как оружие слабых, как некое подобие компенсации своего эмоционального равновесия, как невозможность ответить обидчику более ощутимыми средствами.

Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в приличное общество, старается больше молчать,  чтобы ненароком не сказать грубого слова.

Сквернословие охватило почти все возрастные слои общества. В детском саду подчас не знают, что делать с мальчиком, живущим в рабочем общежитии. Он учит «родному языку» всю группу. Не раз доводилось слышать, как, играя в хоккей, подростки 14 – 16 лет общались друг с другом, используя в основном ругательства.

Сквернословие стало печальным знаком нашей речи, зачастую исполняющее роль заменителей пауз в разговоре.

Скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас и наше подсознание. Известны случаи, когда, находясь под наркозом, ругаются интеллигентные люди.

Это не может не настораживать общество в целом. Некоторые исследователи усматривают связь роста популярности брани среди различных слоев населения множества стран и культур с утратой людьми идеалов, кризисом семейных устоев, катастрофическим падением авторитета правительства и вообще всех и всяческих авторитетов [6]. Это очень опасно, так как может вырасти поколение людей отчужденных, замкнутых в себе, порождающих асоциальную культуру (то есть культура не для человека, а против него). Формируется общество, лишенное крепких традиций, которые были бы способны цементировать любую нацию.

Вот почему все общество в целом и каждый человек в отдельности должны бороться с любыми проявлениями сквернословия и стать на защиту чистоты языка и моральных ценностей, не допустить падение мировой культуры, созданной веками.

Данная работа ставит своей целью привлечь внимание к «бранной эпидемии», свирепствующей в мире, поговорить об истоках и причинах ее возникновения, влиянии на здоровье человека  и по возможности заставить задуматься о дальнейших путях этического развития.

Проблема нашего исследования состоит в поиске эффективных способов профилактики сквернословия среди молодёжи.

Объект исследования – ненормативная лексика в молодёжной среде.

Предмет исследования – культура РЭПа как средство профилактики ненормативной лексики среди подростков.

Цель проекта - исследование проблемы профилактики сквернословия подростков посредством рэп – культуры.

Гипотеза – профилактика ненормативной лексики в подростковой среде будет эффективной, если:

- активно вести пропаганду здорового образа жизни;

- ориентировать подростков на нормативную лексику через создание ими рэперских текстов, перевод и исполнение этих текстов  на иностранных языках;

- организовывать создание буклетов, листовок, памяток,  докладов и презентаций на тему «Скажи «Нет!» сквернословию» в интерактивном режиме;

- привлекать подростков к участию в массовых РЭП – культурных мероприятиях (творческие встречи, РЭП-фестивали, конкурсы);

- проводить тренинги по использованию нормативной лексики.

Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:

1) проанализировать литературу по исследуемой проблеме и обосновать необходимость профилактики сквернословия в молодёжной среде;

2) диагностировать проблему среди воспитанников уссурийского суворовского военного училища;

3) выяснить отношение суворовцев к ненормативной лексике и молодежной субкультуре;

4)  разработать и реализовать программу профилактики ненормативной лексики в подростковой среде, включающую условия гипотезы.

Методы исследования:

- анализ литературных источников и диагностических данных;

- констатирующий эксперимент;

- реализация условий гипотезы (формирующий эксперимент);

- обобщение.

Новизна проекта состоит в том, что в нем впервые предпринимается попытка коррекции и профилактики ненормативной лексики подростков – воспитанников закрытого военно-учебного учреждения посредством молодёжной музыкальной субкультуры.

Практическая значимость проекта. Программа профилактики сквернословия среди подростков и диагностические методики могут быть использованы педагогами различных учебно-воспитательных организаций.

Экспериментальная база исследования – ФГКОУ «Уссурийское суворовское военное училище МО РФ» 180 подростков младшего, среднего и старшего звена.

1. Истоки и причины сквернословия

Согласно лингвистическим исследованиям (Земская Е.А., Ильясов Ф.Н.,  Сидоров В.), брань берет свое начало уже в истоках цивилизации, т.е. с первобытного общества. Уже тогда, во время ритуальных обрядов, она широко использовалась как средство выражения эмоций первобытного человека. Через бранные слова люди выражали гнев, страх, агрессию, и т.д.

В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

В первобытном обществе подобные ритуалы проводились исключительно мужчинами. Женщины и дети на них не допускались, а их присутствие на ритуале трактовалось как попытка посягнуть на чисто мужскую «привилегию» употребления бранной речи и могло обернуться для них немедленной смертью.

Видимо, этим объясняется, что до сих пор в обществе сквернословие характерно в разговорной речи именно мужской части населения. Разумеется, за женщинами остается «право» выразить свои негативные и агрессивные чувства, но исключительно своими, «не мужскими», средствами.

У восточных славян, как, впрочем, и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба как источник урожая. Да, на русских свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в будущей жизни), часто, на наш современный взгляд, непристойные. Естественно, подобные представления и ритуалы по необходимости должны были иметь свой особый словарь — однако тогда входящие в него слова не воспринимались как неприличные. И только по отношению к более поздним временам, когда с принятием христианской культуры плоть стали считать изначально греховной, а на лексику «телесного низа» был наложен запрет, можно говорить о ритуальном сквернословии, которое бытовало еще в прошлом столетии. Например, русский крестьянин, отпугивая нечистую силу, совсем не обязательно осенял себя крестным знамением, но, веря в то, что «черт матюгов боится», мог для «обереги» использовать нецензурную лексику [14].

В прежние времена русские люди отдавали себе отчет в том, насколько мерзко сквернословие, за него строго наказывали. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания наказывали их розгами. Потом пришли иные времена. Великий перекройщик России Петр Первый ввел пьянство в обычай русского народа. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. После революции мат вошел и в лексикон политических деятелей. Перед самой перестройкой он взял еще одну - последнюю ступень. Его подхватила «интеллигенция», особенно гуманитарная. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение, что, кажется, нисколько не волнует чиновников, занимающихся вопросами культуры, во всяком случае, их голосов протеста не слышно [16].        

2. Исследования сквернословия учёными

Многие ученые уже долгие годы заняты исследованием влияния нецензурной речи на наше здоровье (Геннадий Чеурин, Масару Эмото)

Наверное, мало кому известно, какой губительной силой является мат. В институте квантовой генетики кандидаты биологических наук П.П.Горяев и Г.Т.Тертышный,  в течение трех лет проводили исследования, позволяющие частично ответить на вопрос: что же происходит с родом человеческим? С помощью разработанной учеными аппаратуры человеческие слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК. Именно эти молекулы отвечают за наследственность человека. Поэтому содержание речи непосредственно влияет на человеческий геном. Например, человек постоянно использует в своей речи бранные слова. При этом его хромосомы начинают активно менять свою структуру. В этом случае, если речь человека насыщена отрицательными по смыслу словообразованиями, в молекулах ДНК начинает вырабатываться "отрицательная программа". Постепенно эти искажения становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это передается потомкам. Накопление таких негативных качеств может быть названо "программой самоликвидации". Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению. Слово может убивать и может излечивать, если оно доброе. Это обоюдоострый инструмент. Бранная, искаженная речь губительна.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И. Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. 

Чаще всего дети усваивают взрослый бранный репертуар и в определенном возрасте начинают им пользоваться. В раннем детском возрасте употребление бранных слов бессознательное; в подростковом же имеет определенную цель - «приобщить» подростка к обществу (во всяком случае, так думает сам подросток).  Другая причина употребления брани в подростковом возрасте - защита от характерных для этого возраста страхов сексуального или иного толка. Здесь в первую очередь кроется объяснение того, что именно в подростковой среде общение с употреблением бранных слов популярнее, чем во многих взрослых группах.

Известный психофизиолог, врач, член Всемирной экологической академии Леонид Китаев-Смык вот уже почти 40 лет занимается проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составляющей. Он действительно увидел, что мат снимает стресс у того, кто использует нецензурные выражения. Если речь идет не о стрессовой ситуации, то, как показали исследования, регулярное употребление нецензурной лексики может свидетельствовать о скрытых или надвигающихся психосексуальных проблемах. Злоупотребление матом - то, что мы наблюдаем сегодня, - медленно, но верно ведет к гормональным нарушениям.

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Таким образом, в разговоре со своими воспитанниками я попыталась еще раз доказать, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. В ответ инициативные суворовцы 8 класса предложили разработать  проект, реализация которого была бы интересна для воспитанников всех курсов. На заседании актива училища было принято решение использовать увлечение подростков рэпом для разработки программы профилактики и подключить к проекту преподавателей литературы, русского, английского и китайского языков, а также педагогов – психологов и социологов. Желание принять участие в создании проекта изъявили многие суворовцы, но, учитывая условия конкурса, выбор пал на самых активных участников внеклассной деятельности в каждом звене (младшем, среднем, старшем).

3. Рэп как молодёжная субкультура

Слова "хип-хоп" (обозначающее ритм музыки) и "рэп" (читка под музыку) основательно вошли в повседневную жизнь суворовцев. Слово «рэп» произошло от английского rap — стук, удар (намёк на ритмичность рэпа). To rap также означает «говорить», «разговаривать».

Как культурный феномен хип-хоп фактически самодостаточен. Он состоит из нескольких категорий, могущих существовать вполне независимо друг о друга. К основным составляющим хип-хоп культуры можно отнести: рэп, брейк, граффити, ди-джеинг, некоторые виды спорта.

РЭП – или читка – пожалуй главный способ воздействия этой субкультуры на сознание окружающих. Фактически, пользуясь музыковедческими терминами, рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. При умелом подборе звуков в рэпе достигается эффект мелодичности простого произнесения (начитывания) текстов. При кажущейся незамысловатости подхода стать мастером очень непросто, ибо чтение текстов должно быть не монотонным, а запоминающимся, поэтому громадное значение имеет правильный подбор рифм, интонаций, принцип аллитерации. Естественно, существует не только англоязычный рэп. Широко известны и французские, немецкие, испанские исполнители. Рэп постоянно набирал популярность и сейчас эта тенденция только усилилась. В данный момент в России наблюдается настоящий бум рэпа, потому что впервые русскоязычный рэп нашёл массового слушателя.

Идеология – смысл текста имеет решающее значение, так как хип-хоп изначально формировался как субкультура протеста, поэтому рэп принимал лозунговые формы. Думается, следует осветить этот момент немного подробнее. Весьма интересен тот факт, что если хип-хоп зарождался как музыка и субкультура негритянского гетто с резко агрессивным отношением к белому населению (причём это справедливо не только для США, но и, например, для Франции), то в России он появился как интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, белой частью населения, поэтому ни о какой субкультуре гетто в России не может быть и речи. В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странной ситуации, так как для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. Однако был найден выход из ситуации и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не на расовом признаке, а по социальным, культурным и другим категориям.

Брейк – это танцевальный элемент данной субкультуры. Описывать его довольно трудно, поэтому лучше один раз увидеть самому, тем более он присутствует почти во всех видеоклипах  рэперов (да и не только, а может уже и не столько в них). Это элемент акробатики в африканских ритуальных танцах.

Граффити – своеобразная, легкоузнаваемая роспись, сделанная с помощью красок, распыляемых из баллончиков, с почти обязательным присутствием текста. Делится в основном на роспись на стенах (домов, туннелей, переходов, мостов); так называемые бомбы (граффити в вагонах метро, другом общественном транспорте, отсюда происходит выражение бомбить или разносить, то есть расписывать что-либо, в основном общественный транспорт, краской) и скетчи, то есть эскизы граффити на бумаге.

Некоторые виды спорта, такие как скейтбординг, катание на роликах, сноуборде, баскетбол, бейсбол и другие, также ассоциируются с хип-хопом, хотя их связь является довольно спорным вопросом.

Однако, может сложиться впечатление, что  рэпер – это человек, обладающий хотя бы одним из умений, перечисленных выше. На самом деле, подавляющая масса  рэперов – это тусовщики, посещающие различные рэп-вечеринки и в лучшем случае знающие только самые элементарные основы этих умений, а чаще всего перенимающие лишь атрибутику и не вникающие в суть движения. Таковыми и являются суворовцы, область интересов которых распространяется на один или несколько элементов данной субкультуры.

4. Констатирующий эксперимент

Цель констатирующего эксперимента – выявление количества учащихся, использующих сквернословие и причин; выяснение отношения испытуемых к ненормативной лексике и молодёжной субкультуре.

Методы: наблюдение, анкетирование.

Наблюдение проводилось во внеклассной деятельности воспитанников с целью выявления частоты использования ненормативной лексики в общении и сферу их увлечений. В результате наблюдения было выявлено следующее:

- чаще всего суворовцы используют ненормативную лексику в общении со сверстниками, как правило, заполняя паузы в повседневном разговоре;

- иногда они делают это обдуманно с целью оскорбить или обидеть собеседника;

- сквернословят также для того, чтобы  быть лидером, тем самым демонстрируя принадлежность к «своим»;

- в некоторых случаях используют ненормативную лексику для эмоциональной разрядки в тяжёлых ситуациях;

- сдерживающим фактором является присутствие старших (преподавателей, воспитателей), но единичные случаи всё равно имеют место;

- подросток никогда не позволит себе ненормативную лексику в общении с представителями администрации училища и правоохранительных органов, а также в общении с родителями (если таковые имеются);

- одним из приоритетных увлечений суворовцев является субкультура «хип–хоп», а в музыке -  рэп-направление.  Уважением своих сверстников пользуются воспитанники, умеющие танцевать брейк, кататься на скейтбордах, сочинять и читать рэперские тексты.

К сожалению, в наше время подростки все чаще употребляют нецензурные слова. Нами было проведено анкетирование 180 суворовцев (по 60 человек в каждой возрастной группе) на тему: «Сквернословие в моей жизни» (Приложение 1). Опрос проводился анонимно.

Цель анкетирования: выяснить отношение суворовцев к ненормативной лексике и молодежной субкультуре.

Исследование выявило (Приложение 2):

  1. большинство подростков в наше время употребляют в своей речи ненормативную лексику;
  2. ненормативную лексику употребляют  люди, окружающие подростков (родственники, воспитатели, друзья и т.д.);
  3. подростки считают, что люди используют бранные слова, чтобы выпустить свои эмоции или снять стресс;
  4. большинство опрошенных используют в своей речи бранные слова достаточно часто, причем более половины из них делают это обдуманно с целью оскорбить или обидеть собеседника;  
  5. никому из подростков не нравится, когда в их присутствии употребляется ненормативная лексика;
  6. подростки считают, что нужно искоренять ненормативную лексику в обществе;
  7. ни один, из опрошенных подростков, не знает, что в Российском законодательстве существует закон о взыскивании штрафа за употребление ненормативной лексики;
  8. участники исследования догадываются, что бранные слова плохо влияют на их здоровье,  при этом не могут объяснить, в чем заключается плохое влияние;
  9. несмотря на это все анкетируемые сказали, что они перестанут употреблять бранные слова, если им приведут доказательства негативного влияния сквернословия на здоровье;
  10. все суворовцы в той или иной степени увлекаются культурой рэпа;
  11. подростки считают, что направление в музыке «рэп» не пропагандирует ненормативную лексику;
  12. так же было выявлено, что «рэп» может существовать и без употребления мата;
  13. что касается отношения к употреблению   бранных слов в речи, в музыке, в литературе все опрошенные подростки ответили, что это плохо, и они не хотят, чтобы их будущие дети слышали и использовали эти слова.

Анкетирование подтвердило данные наблюдения.

Статистика употребления ненормативной лексики суворовцами

Класс

Редко

Часто

Никогда

6 класс

28 (47%)

14 (23%)

18 (30%)

8 класс

20 (33%)

28 (47%)

12 (20%)

10 класс

20 (33%)

32 (53%)

8 (13%)

Итого:

68 (34%)

74 (45%)

38 (21%)

Вывод:  большой процент подростков использует ненормативную лексику в разговорной речи, а число суворовцев, кого шокирует сквернословие, меньше, чем тех, кто перестал обращать на это внимание.

Наиболее характерные причины:

- изменение роли бранной речи в подростковой среде;

- плохое воспитание, низкий уровень культуры, нехватка словарного запаса, неумение говорить по-другому;

- отрицательное влияние окружающих и неспособность противостоять ему;

- стремление быть лидером, демонстрация принадлежности к «своим»;

- отсутствие внутреннего самоконтроля;

- для эмоциональной разрядки в тяжёлых ситуациях;

- неправильная трактовка понятия «свобода слова».

Также по результатам анкетирования стало понятно, что большинству подростков очень симпатизирует образ  жизни  исполнителей «рэпа».

Если мы хотим попытаться искоренить ненормативную лексику в подростковой среде, то оружием профилактики может стать именно увлечение суворовцев рэп-культурой близкой им по духу, а не навязанной сверху. При грамотном управлении идейной группой из числа неравнодушных и пользующихся уважением среди сверстников  воспитанников и разнообразии форм предлагаемых мероприятий можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.  Ведь как показал  опрос – ни одному подростку не нравится, когда в их присутствии употребляется ненормативная лексика.

Как же можно уменьшить количество употребления нецензурной речи?

5. Программа профилактики

Проект Программы создан на основе проблемно-ориентированного анализа социологического опроса и рассчитан на применение его в училище.

Срок реализации – в течение учебного года.

Количество участников и возраст не ограничен.

Цель: коррекция и профилактика ненормативной лексики в подростковой среде.

Для эффективности достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1) включить в план работы мероприятия, направленные на популяризацию русского языка, повышение культуры общения, этики поведения;

2) использовать разнообразие форм проведения данных мероприятий;

3) привлечь активных суворовцев к планированию в рамках самоуправления;

4) разработать меры морального стимулирования для лиц, ведущих и пропагандирующих здоровый образ жизни, активно занимающихся вопросами нравственного и духовного совершенствования;

5) добиваться результативности воспитательной работы по искоренению сквернословия в подростковой среде.

Области реализации задач: расширение лексического словаря подростков, воспитание нравственного отношения к окружающим, развитие познавательных интересов и творческих способностей.

Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи? Надежных рецептов нет, но есть несколько положений, с которыми, если их принять, легче преодолевать эту беду.

1. Не говорить плохих слов самому. Вспоминаются слова А.И.Солженицына, сказанные по другому поводу, но здесь уместно их привести: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через меня». Человек может через свою речь влиять на состояние языка.

2. Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом. Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета, свой рейтинг.

3.  Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенность. Расслабляться совсем не значит пить вино и сквернословить.

4.  Как быть с теми, кто сквернословит? Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы можно.

5. Как молодых людей заставить бороться со своими же вредными привычками и пороками? Лучше всего использовать увлечения подростков как мотивацию к проведению различных мероприятий по профилактике ненормативной лексики.

6. Элементы несогласия в жизни, пожалуй, неизбежны. Ни разу не высказать своего огорчения, не поругать даже любимого человека, не выплеснуть обиду – возможно ли? Но и в таком состоянии следует помнить о неприкосновенности личности и о запрете на сквернословие.

7. В речевом поведении следует восстановить приоритет настоящего, приоритет «сегодня». Сегодняшний день - мой главный день. Сегодняшнее слово – мое лучшее слово.

План мероприятий.

Виды деятельности

Мероприятия

Исполнители

1

Организация конкурсов рисунков, обличающих сквернословие

Конкурс рисунков:

- «Кривое зеркало»,

- «Живой источник»

Конкурс карикатур:

- «О, бедный мой язык родной»

Граффити:

- «Наш дар бесценный - речь»

5 – 7 кл.

8,9 кл.

10, 11 кл.

2

Создание рэперских текстов, перевод и исполнение этих текстов  на иностранных языках;

Конкурс рэперских текстов:

- «Давай поговорим»

Конкурс сочинений по теме: - «Нормативная лексика – твой рецепт»

Конкурс социальных проектов:

- «Мир без сквернословия»

Ситуативные игры:

- «Как мы обращаемся друг к другу»,

- «Вежливость на каждый день»,

- «Почему слова портят жизнь»

5 – 7 кл.

8,9 кл.

10, 11 кл.

5 – 7 кл.

8,9 кл.

10, 11 кл.

3

Создание буклетов, листовок, брошюр, памяток,  докладов и презентаций

Темы:

- «Вежливость на каждый день»,

- «Молодежь и речевой этикет»,

- «Культура поведения, культура речи»,

- «Великий, могучий Русский язык»,

- «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»

По параллелям в  интерактивном режиме

4

Организация и проведение РЭП – культурных мероприятий

Творческие встречи:

- «Словом можно убить, словом можно спасти»,

Тематические дискотеки:

«На сайте МОЛОДЕЖЬ.RU»

РЭП-фестивали:

- «Чистое слово»,

- «Наше условие – долой сквернословие»

Познавательно-развлекательные программы:

- «Азбука этикета»,

- «Мы за чистоту речи!»,

- «Давайте говорить красиво»

5 – 7 кл.

8,9 кл.

10, 11 кл.

5 – 7 кл.

8,9 кл.

10, 11 кл.

5

Проведение тренингов по использованию нормативной лексики.

Интеллектуальные игры:

- «Доброе утро с добрым словом»,

- «Язык родной - дружи со мной»,

- «Живой источник»

5 – 7 кл.

8,9 кл.

10, 11 кл.

6

Организация встреч суворовцев со священнослужителями  

Тематические беседы:

- «Вначале было Слово и Слово было - Бог»,

- «Религия и наука предупреждают: сквернословие смертельно опасно для здоровья»,

- «Злоречивые царства божия не наследуют»

5 – 7 кл.

8,9 кл.

10, 11 кл.

7

Организация Недели речевого этикета «Наш дар бесценный – речь»

Проведение выставки детского художественного творчества:

- «Мы за чистоту речи»

Выпуск сборника стихов, частушек, шаржей:

- «Пиво и мат – не наш формат!»

Создание социальных видео реклам и ВЕБ-сайтов по профилактике сквернословия:

- «Моя речь – мое зеркало»

5 – 7 кл.

8,9 кл.

10, 11 кл.

8

Организация и проведение месячника по пропаганде духовно – нравственных ценностей и традиций в решении проблемы сквернословия среди подростков

Информационные часы, беседы, диалоги, круглые столы:

-  «Мир без сквернословия – твой рецепт»,

- «Культура поведения, культура речи»,

- «Речевой этикет – норма общения»,

- «Помни, что слово – начало жизни»,

- «Культура поведения и этика взаимодействия»,

- «Как слово наше отзовется» и т.д.

5 – 7 кл.

8,9 кл.

10, 11 кл.


6. Заключение.

В результате проведенной работы можно выделить некоторые факты. Многие бранные являются исконно русскими, а точнее славянскими. Их использовали как заклинания для вызова нечистой силы. Постепенно мат приник в разные слои общества. В настоящее время мы можем услышать бранные слова  в разных проявлениях: 1) привычная брань, как показатель полного бескультурья, так называемый мат «для связки слов», 2) сквернословие для выражения чувств и эмоций, 3) эпатажное сквернословие, как вызов обществу или намеренное стремление нарушить общепринятые правила.

Проблема сквернословия и его влияния на здоровье давно занимает людей. Разные ученые проводят исследования для того чтобы доказать, что  бранные слова оказывают негативное влияние на здоровье человека. Известные исследования  Масару Эмото, доказывают, что произносимые слова оказывают влияние на структуру воды, а так как наш организм примерно на     70 % состоит из воды, то эти исследования можно считать доказательством отрицательного влияния мата на здоровье человека. Другие исследования уральского ученого Геннадия Чеурина, проводимые на растениях, доказали, что ненормативная лексика постепенно губит все живое.  Генетики П.П.Горяев, Г.Т.Тертышный в своей работе доказали, что сквернословие оказывает необратимое влияние на генетический аппарат человека, приводя к серьезным наследственным нарушениям. Причем эти нарушения могут происходить не только, когда человек слышит или произносит матерщинные слова, но и даже когда просто читает их.  Доктор биологических наук И. Б. Белявский доказал, что люди, которые регулярно матерятся, живут меньше тех, кто никогда не использует бранные слова.  Известный психофизиолог, врач, член Всемирной экологической академии Леонид Китаев-Смык установил, что мат, сказанный в эмоциях, действительно снимает стресс, но  регулярное употребление матерных слов приводит к гормональным нарушениям, особенно у женщин. Нормальному, здоровому человеку ненормативная лексика не нужна.

Все выше перечисленные факты позволяют сделать вывод, что сквернословие, ненормативная лексика, бранная речь — все это приводит к серьезным проблемам со здоровьем, а в свете последних событий и к административным штрафам.  

Проведенные нами исследования показали, что сквернословие в подростковой среде распространяется от чрезмерного употребления, при этом оно утрачивает первоначальное значение, используется в качестве связки слов. Ненормативную лексику употребляют  люди, окружающие подростков, причем более половины из них делают это обдуманно с целью оскорбить или обидеть собеседника. И не смотря на это, все опрошенные считают, что нужно искоренять ненормативную лексику в обществе. Многие даже догадываются, что бранные слова плохо влияют на их здоровье,  при этом не могут объяснить, в чем заключается плохое влияние. Что касается отношения к употреблению   бранных слов в речи, в музыке, в литературе все подростки считают, что это плохо, и они не хотят, чтобы их будущие дети слышали и использовали эти слова. Именно это убеждение может в будущем исполнить главную партию в симфонии под таким удивительным названием  - «Жизнь».

Для того чтобы привычка сквернословить не стала нормой жизни и не привела к непоправимым изменениям здоровья нашего поколения и к вырождению нации в целом, нужно в учебных заведениях, в семье, в средствах массовой информации уделять больше внимания этому вопросу, привлекать общественность. И рассказывать, не только о вреде курения, алкоголя, наркотиков, но и о вреде сквернословия.

Круг здоровых интересов и позитивных увлечений  подростков в наше время достаточно обширен и охватывает различные области: музыка, спорт, изобразительное искусство, литература, моделирование, современные компьютерные технологии и т.д. Так почему же не использовать их в целях профилактики всех существующих негативных явлений, угрожающих жизни и здоровью всего человечества?

Список литературы

1. Влияние слова на механизм наследственности. http://festival.1september.ru/articles/579264/

2. Словарь В. И. Даля  

3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М: Изд-во "Наука", 1983. -
370 с.

4. Соколов Дмитрий. Сколь велико значение слова... URL: http://www.sunhome.ru/poetry/566234 

5. Эмото Масару. Послания воды: Тайные коды кристаллов льда. Перев. с англ. -М: ООО Издательский дом «София», 2005. -96 с.

6. Изъюрова Е. “Выражается сильно русский народ” – мнение известных литераторов и режиссеров об употреблении ненормативной лексики в произведениях искусства.// Ломоносовские студенческие и аспирантские научные чтения, г. Архангельск, 16–27 апреля 2001 г. //http://www.pomorsu.ru

7.  Хип хоп // Статья с сайта: http://sub-culture.ru/hip.php

8. Михаил Вершинин, Евгения Макарова «Современные молодежные субкультуры: рэперы» // точка Интернет доступа: http://psyfactor.org/rap.htm

9. Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи (вставные элементы в речевом потоке). дис. канд. наук. – М., 1985.

10. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987.

11. Ильясов Ф.Н.  Мат в три хода, Человек. 1990. №3. С. 198-204.

12. Сидоров В. Как бороться со сквернословием, или Здесь русский мат, здесь Русью пахнет… http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-3218/, дата обращения 15.10.2012Литература.

13. Андросова Ю. Вирус сквернословия // Школьный психолог. – 2008 - № 20.

14. Виноградов С. Сквернословие. // Наука и жизнь — 1993 - № 4.

15. Кравцова М. Плохие слова // Школьный психолог. – 2004 – № 15.

16. Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206 


Приложение 1. Анкета для обучающихся.

Вопрос по теме «Сквернословие в моей жизни»

да

нетнененене

нет

иногда

1

Употребляете ли вы ненормативную лексику в своей речи?

2

Случается ли такое, что ваши родственники (мама, папа, сестра, брат) употребляют  ненормативную лексику?

3

Слышите ли вы ненормативную лексику от воспитателей?

4

Используете ли вы бранные слова, чтобы выпустить свои эмоции или снять стресс?

5

Прибегаете ли вы к ненормативной лексике с целью оскорбить или обидеть собеседника?

6

Нравится ли вам, когда в вашем присутствии употребляется ненормативная лексика?

7

Нужно ли искоренять ненормативную лексику в обществе?

8

Знаете ли вы, что в Российском законодательстве существует закон о взыскивании штрафа за употребление ненормативной лексики? (да или нет)

9

Как вы думаете бранные слова плохо влияют на наше здоровье?  

10

Вы перестанете употреблять бранные слова, если вам приведут доказательства негативного влияния сквернословия на здоровье?

11

Слушаете ли вы РЭП?

12

Есть ли в вашем окружении люди, которые слушают подобную  музыку?

13

Вам нравится образ жизни рэперов?

14

Может ли РЭП, считаться  точным выражением  мыслей и желаний современного подростка?

15

Как вы считаете, РЭП пропагандирует аморальный образ жизни?

16

Могут ли люди в современном мире выражать свои мысли без ненормативной лексики?

17

Уместно ли употреблению   бранных слов в речи, в музыке, в литературе, кинофильмах?

18

Хотите, чтобы ваши будущие дети слышали и использовали эти слова?

19

Стоит ли  искоренять ненормативную лексику и пропаганду аморального образа  жизни в молодёжной среде?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Профилактика экстремизма в молодёжной среде»

Цель: информировать родителей о важности профилактических антиэкстремистских мер среди молодёжи.Задачи: -ознакомить родителей с некоторыми положениями Федерального закона «О противодействии экст...

Ненормативная лексика в молодежной среде.

Знакомство ребят со способами борьбы с ненормативной лексикой.Оказание ее на личность человека....

презентация"Ненормативная лексика в подростковой среде"

Помощь классному руководителю в проведении классного часа " Ненормативная лексика в подростковой среде"...

Выступление на родительском собрании ТЕМА «Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде»

Выступление на родительском собрании ТЕМА «Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде»...

Динамика культуры: проблемы общения в молодёжной среде

Динамика культуры: проблемы общения в молодёжной среде...