На одном языке. Использование актуальных для школьников понятий, выражений и явлений на уроках русского языка и литературы.
методическая разработка
Каждый педагог сформулировал для себя правила эффективного общения с обучающимися. К ним можно отнести такие правила, как, к примеру, разговаривать правильно, следить за культурой своей речи, уметь контролировать эмоции, учиться слушать и слышать ученика, понимать его, уважать мнение высказывающихся и т.д. Я также сформулировала для себя основные принципы общения, которых придерживаюсь в работе. Мне 21 год, я только окончила университет, пять лет назад окончила школу и, на мой взгляд, очень близка к сегодняшнему поколению школьников, я понимаю их язык. Я также провожу много времени в интернете, ежедневно листаю ленту инстаграма, смотрю популярные ролики на ютьюбе и общаюсь в социальных сетях, используя смайлики. Я люблю это поколение детей, я сама являюсь частью этого поколения, и было бы глупо не использовать данный фактор в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 1.39 МБ |
доклад | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила эффективного общения с обучающимися: Следить за культурой своей речи Контролировать проявление эмоциональных состояний Поощрять желание учеников высказывать свое мнение Уметь слушать ученика Выстраивать общение так, чтобы ученик получал удовольствие
Юзать Хейтить Фиксить Хайп Нуб Лайфхак Спойлер Использовать Ненавидеть, унижать Исправлять Ажиотаж Новичок Совет Преждевременно раскрытая важная сюжетная информация
Уже не являются неологизмами! Бобллеист Плагиатор Планетолог Тинейджер Имидж Спонсор
Неологизмы блогер контент лайкер
«Тот, кто имеет язык, имеет мир» - Ханс Георг Гадамер
Заимствованная лексика ютьюб барбершоп инстаграм оверсайз
Словообразование Блог – блогер – блогерство Гугл – гуглить Лайк-лайкер Хейт - хейтер
Фанфики
Комиксы
Учитель не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто помогает раскрыть своему ученику то, что ему уже известно. (Пауло Коэльо)
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
На одном языке.
Каждый педагог сформулировал для себя правила эффективного общения с обучающимися. К ним можно отнести такие правила, как, к примеру, разговаривать правильно, следить за культурой своей речи, уметь контролировать эмоции, учиться слушать и слышать ученика, понимать его, уважать мнение высказывающихся и т.д. Я также сформулировала для себя основные принципы общения, которых придерживаюсь в работе. Мне 21 год, я только окончила университет, пять лет назад окончила школу и, на мой взгляд, очень близка к сегодняшнему поколению школьников, я понимаю их язык. Я также провожу много времени в интернете, ежедневно листаю ленту инстаграма, смотрю популярные ролики на ютьюбе и общаюсь в социальных сетях, используя смайлики. Я люблю это поколение детей, я сама являюсь частью этого поколения, и было бы глупо не использовать данный фактор в работе с детьми.
Тема моего выступления –«Использование актуальных для школьников понятий, выражений и явлений на уроках русского языка и литературы». Проблемный вопрос, которым я задалась в течение моей исследовательской работы, звучит так: «Можно ли включать в образовательный процесс на уроках словесности актуальные для школьников выражения и неологизмы (новые слова)?».
При изучении темы «Неологизмы» в шестом классе по учебно-методическому комплексу Ладыженской, Баранова, Тростенцовой, учебник предлагает следующие новые слова: бобслеист, плагиатор, планетолог, тинейджер, имидж, спонсор и т.п. «Какие же они новые?» - задает мне логичный вопрос ученик 6-го класса. Действительно, новизна этих слов уже не чувствуется учащимися, и для них эти слова являются обыденными. При изучении темы «Неологизмы» я предлагаю ученикам такие слова, как блогер, контент, юзать, гуглить, лайкер. Ученики, услышав знакомую лексику, активно включаются в работу и называют новые лексемы, которые берут из своей повседневной жизни. После проделанной работы мы вместе приходим к выводу, что язык – это отражение картины мира. Жизнь в 21 веке очень быстро меняется, на смену одних гаджетов приходят другие, появляются новые социальные сети, сайты, новые профессии. Все это обязательно находит свое отражение в языке. «Тот, кто имеет язык, имеет мир» - писал Ханс Георг Гадамер, и мы подтверждаем эту мысль на уроке, дети на наглядных примерах наблюдают появление неологизмов в языке и понимают причины данного явления.
Использование актуальных для детей примеров можно также включить при изучении темы «Заимствованная лексика». Конечно, нельзя игнорировать историю заимствований 18 - 20 веков. Следует объяснить причины и источники заимствований в разные эпохи, а вот говоря уже о 21 веке, стоит дать детям самим вспомнить, какими заимствованными словами они пользуются в повседневном общении и задать вопрос : «Почему сегодня иноязычная лексика в русский язык приходит в основном из английского языка?» Дети вспомнят и назовут слова инстаграм, ютьюб, влог, хайп и многие другие. Все эти слова пришли к нам из английского и все они связаны с интернетом, в котором на сегодняшний день дети проводят большую часть своей жизни.
При объяснении темы «Словообразование» я тоже могу включить новые слова. Например, словообразовательная цепочка «блог-блогер-блогерша-блогерство», на мой взгляд, имеет место быть в изучении этой темы. Или словообразовательная пара «гугл-гуглить». Конечно, не все примеры данного явления в языке я объясняю на актуальных и новых лексемах. Это всего 10 процентов от общего ряда слов, это небольшая изюминка, которая может вызвать интерес у всех учеников. Вызывает это интерес в связи с тем, что детям непривычно слышать от учителя новые слова. Да и в целом, зачастую учебный процесс бывает далек от повседневной современной жизни. В упражнениях из учебника даются примеры из классической литературы. И это правильно, но, на мой взгляд, недостаточно. Я, как организатор учебного процесса, сама вкрапляю нужные, способные заинтересовать примеры в учебный процесс. Я уверена, только «сухая теория» с примерами из учебников не сможет заинтересовать ученика настолько, чтобы он сам изъявил желание провести исследование в области языка. Чем наука ближе, понятнее, тем она интереснее. А русский язык, это, безусловно, наука. И в руках педагога стоит задача не только знать правило, но видеть в современных процессах, происходящих в языке, отражение того или иного правила и продемонстрировать это ученику. Вот как со словообразовательной цепочкой, например. Тогда обучающиеся поймут самую важную истину о языке – он никогда не стоит на месте. Язык постоянно развивается, совершенствуется, упрощается, и каждый из нас может наглядно видеть эти процессы даже в обыденной речи.
Язык всегда развивается, изменяется, литература - тоже. Как я уже говорила выше, язык – это отражение нашей жизни, и все изменения в языке мы чувствуем моментально. С литературой сложнее. Она тоже является в какой-то степени отражением жизни, но на уроках литературы мы знакомим детей только с классическими произведениями, не включая современные. Правильно это или нет – сейчас не об этом. Я о другом.
Существуют разные способы интересной подачи материала на уроках литературы, интересные способы осмысления прочитанных книг с детьми, подведения выводов. Однажды я проводила с детьми следующую работу – мы составляли фанфики. Фанфик – это любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений. Есть ценители, фанаты некоторых книг, они собираются в группы на просторах интернета и делятся своими фанфиками – альтернативными концовками того или иного романа, написанием небольшого рассказа с использованием героев любимого произведения. Они переносят персонажей в другие реальности и развивают свои сюжетные линии. Я предложила ребятам 7-го класса написать фанфик по роману «Дубровский», но, так как мы на уроке словесности, нужно быть наиболее близким к стилю написания романа, к языку автора. Дети с большим удовольствием подхватили эту идею и подготовились все! Данный вид работы, на мой взгляд, уместен на уроке литературы. Во-первых, чтобы написать альтернативную концовку, нужно знать оригинальную – всем детям пришлось читать роман, во-вторых, такая работа развивает навык написания текстов.
Среди детей и подростков сейчас очень популярны комиксы. Комикс – это рисованная история, рассказ в картинках с репликами персонажей. По комиксам снимаются фильмы, герои этого жанра становятся кумирами детей. Это действительно одно из важнейших явлений культуры нашего времени. Я думаю, детям будет интересно нарисовать комикс на какое-либо произведение, или же на какой-либо эпизод романа, повести. Это интересная, творческая работа. Мой опыт проведения данного вида работы принес только положительные впечатления. Понравилось как и мне, ведь я увидела очень красивые, яркие работы, так и детям: они почувствовали себя на месте создателей знаменитых вселенных из мира комиксов.
Я часто слышу от коллег, что с каждым днем становится все сложнее заинтересовать детей на уроках, это на самом деле так. На фоне многообразия развлекательных передач в интернете, ярких, увлекательных игр, литература и русский язык, в принципе, как и многие другие школьные предметы, кажутся детям, мягко говоря, менее интересными занятиями. Но это не повод нам, учителям, сдаваться, это – вызов. И мы должны его принять. Давайте понимать детей, давайте говорить с ними, хоть иногда, на одном языке, тогда мы увидим, что нас слышат, и, возможно, хотят с нами говорить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.
Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...
Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В.
Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В....
Некоторые вопросы изучения русского языка как неродного. Психолого-педагогические и методические требования к современному уроку русского языка как неродного.
Урок русского языка как неродного - наряду спрактической целью - реализует общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения: характеристика учащихся как возрастно...
Методическое пособие. Применяется технология педагогических мастерских. Урок русского языка в 8 классе по программе «Школа 2100» Тема: Происхождение слов русского языка.
Цель урока:- образовательные: познакомить учащихся с новым разделом науки о языке – этимологией, формировать умение пользоваться этимологическим словарём, определять этимологию слова, применять ...
Учебно-методическое пособие для учителей русского языка "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5--9 классов на уроках русского языка"
Цель данной работы – систематизировать работу по формированию коммуникативной компетенции у обучающихся 5-9 классов, показать пути решения конкретных вопросов методики развития речи....
Урок русского языка в 6 классе по теме: " Морфологические признаки глагола" по учебнику «Русский язык» М.М. Разумовская 6 класс.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:подготовительный — стадия вызова; восприятие нового — смысловая стадия;присвоение информации — стадия рефле...
Конспект урока русского языка в 6 классе "Повторение темы "Имя числительное" с презентацией. Учитель русского языка и литературы МБОУ "Школа-гимназия № 3" г.Армянска Баталова Светлана Викторовна
Урок обощения темы "Имя числительное" на основе краеведческого материала...