ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ МБОУДО «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА г. КЕМЕРОВО
статья

Афанасьева Светлана Алексеевна

Дистанционное обучение - процесс получения знаний, умений и навыков с помощью интерактивной специализированной образовательной среды, основанный на использовании модульных программ обучения и новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии и реализующих систему сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afanaseva_sa_kemerovo_statya.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

НА БАЗЕ МБОУДО «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»  ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА г. КЕМЕРОВО

С.А. Афанасьева,

(Кемерово)

Сегодня одним из ключевых направлений развития образования, определенных Национальным проектом «Образование» является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для обеспечения «равного доступа к образованию» в образовательных организациях создаются специальные условия. В качестве эффективного пути создания такой среды необходимо рассматривать  дистанционное обучение данной категории детей. Говоря о дистанционном  образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения, но и специфика образовательной деятельности, которая должна строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Для ребят с ограниченными возможностями мир меняется кардинально, поэтому важно создавать и использовать специальные образовательные программы, некоторые занятия можно предлагать  проходить дистанционно – через Интернет. 

Использование дистанционных форм при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить ребенка качественным образованием вне зависимости от места проживания, предоставляет возможность общения со сверстниками,  необходимого для социализации и адаптации в обществе.

Дистанционное обучение - процесс получения знаний, умений и навыков с помощью интерактивной специализированной образовательной среды, основанный на использовании модульных программ обучения и новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии и реализующих систему сопровождения.

Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Дистанционное обучение постепенно входит в нашу жизнь. Мировая практика констатирует педагогическую и экономическую целесообразность интеграции дистанционных форм обучения. А система дополнительного образования наилучшим образом приспособлена для создания доступной образовательной среды.

Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

1. потребность в интерактивном взаимодействии учащихся и педагогов;

2. работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;

3. выполнение проектов и исследовательских работ;

4. работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня).

Решение проблем внедрения дистанционного обучения в каждом учреждении будет индивидуальным, поскольку зависит от ряда условий, специфичных для каждого случая.

В каждом образовательном учреждении или организации можно выстроить приемлемую для себя стратегию внедрения и реализации такого важного и актуального инновационного процесса, как качественное дистанционное обучение.

При этом возникают следующие вопросы:

– На что следует обратить внимание администрации при организации дистанционного обучения – с чего начать и каким путем идти?

– Как и чему нужно дополнительно обучить педагогов для успешной работы с учащимися в режиме дистанционного обучения?

– Как сделать учебный процесс с использованием дистанционного обучения таким же эффективным, как очное обучение?

– Как отличить качественное дистанционное обучение от некачественного?

– Как учитывать и оплачивать труд педагогов в системе дистанционного обучения?

Цель и задачи работы в данном направлении в Центре детского творчества Центрального района г.Кемерово

Основной целью внедрения дистанционного обучения является повышение качества образовательных услуг.

  • повысить качество и доступность образования детей;
  • формировать ключевые компетентности педагогов через методическую поддержку в работе на данном направлении;
  • создать комплекс условий для организации сопровождения дистанционного обучения;
  • развитие навыков работы в сети;
  • развитие творческой активности педагогов в сфере ИКТ;
  • пополнение WEB-страницы на сайте ЦДТ.

Преимущества дистанционного обучения

1.Эффективность - улучшение соотношения достигнутого результата к затратам времени и другим ресурсам на его достижение.

2. Гибкость - возможность обучаться, выбирая время, место и темп обучения.

3.Модульность - возможность обучаться по индивидуальному учебному плану, отвечающему личным потребностям.

4.Новые информационные технологии - использование в образовательном процессе новейших информационных и телекоммуникационных технологий, основанных на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа системах, позволяющих осуществлять контролируемую самостоятельную работу учащегося.

5. Новая роль педагога дополнительного образования.

6.Новая роль учащегося - повышение ответственности за освоение темы и самоорганизация.

Процесс дистанционного обучения в МБОУДО «ЦДТ» Центрального района регламентируется федеральными, региональными, муниципальными и локальными нормативно-правовыми актами по данному направлению:

- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в РФ» ст. 16;

- Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 г., протокол № 36;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;  

- Нормативные документы и локальные акты МБОУДО «ЦДТ» Центрального района (далее – ЦДТ Центрального района).

Что сделано по направлению

Администрацией ЦДТ ЦР г.Кемерово были созданы условия для профессионального развития педагогов по  дистанционному обучению,         обновление системных блоков,  установка программ для работы по монтажу.

Администрация ЦДТ ЦР г.Кемерово заключила Соглашение с Центром дистанционного образования детей – инвалидов Кемеровской области.

В рамках Соглашения педагоги дополнительного образования прошли обучение на базе ЦДО КО и ЦДТ Центрального района г.Кемерово через систему:

  • информационно – обучающих семинаров - 5,
  • консультаций – 18,
  • репетиционных занятий - 5.

Методистом ЦДТ ЦР г.Кемерово был составлен план работы по предложенным темам, которые разработали педагоги дополнительного образования, с учетом специфики работы с детьми с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья, а также с учетом пространственной  разделенности учащегося и педагога.

Основные формы работы по дистанционному обучению в ЦДТ:

  1. Онлайн – занятие
  2. Видео занятие
  3. Мастер–класс с элементами практикума – форма, создана в стенах ЦДТ
  4. Дистанционная мастерская – форма, создана в стенах ЦДТ

Основные результаты по внедрению дистанционного обучения:

  • Охват детей Центрального района г.Кемерово, в том числе детей с ОВЗ – заболевания нервной системы  – около 80 человек – просмотр видео занятий в  дистанционной мастерской «Радуга детства».
  • Вовлечение в дистанционные формы учащихся из Кемеровской области: города Тайга, Мариинск, Белово, город Новокузнецк – 240 учащихся.
  • Охват формами дистанционного обучения детей через систему ЦДО КО с заболеваниями: нервной системы, ДЦП, опорно – двигательного аппарата, сосудистыми заболеваниями.

        В ЦДТ ЦР г. Кемерово взят курс на создание инклюзивного образовательного пространства. Анализируя сильные и слабые стороны, риски и возможности внедрения дистанционного обучения в систему дополнительного образования, видно, что главной задачей стала замотивированность всего педагогического коллектива:

•на изучение и практическое применение дистанционных технологий в работе каждого педагога;

•на разработку дистанционных курсов по предметам и постепенное внедрение их в образовательный процесс;

 •на усиление работы с родителями, развитие рекламной деятельности ЦДТ через дистанционное образование.

Литература:

  1. Андреева, Т. В. Досуг как форма социокультурной реабилитации инвалидов [Текст] /  Т. В. Андреева // Отечественный журнал социальной работы, 2009. - №1. - С. 74-77.
  2. Вачков, И. Дистанционное обучение для детей-инвалидов [Текст]  / И. Вачков // Школьный психолог, 2000. - №38. – С.13.
  3. Голованов В.П., Дополнительное образование детей: сущность, функции, тенденции развития [Текст] / В.П. Голованов// Дополнительное образование, 2004. - № 5. – с. 12-16
  4. Головчак, Е. В. Дистанционное обучение детей с особенностями развития [Текст] / Е. В. Головчак, Т. А. Строкова // Народное образование, 2011. - №7. - С. 175-182
  5. Домбровская, А. Ю. Социальная адаптация инвалидов [Текст] / А. Ю. Домбровская // Социологические исследования, 2011. - №11. - С. 71-75.
  6. Инновационные процессы в системе реабилитации инвалидов и модель ее дальнейшего развития [Текст] / А. В. Иванов // Отечественный журнал социальной работы, 2011. - №3. – С. 78-85.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внедрения дистанционного обучения в школе

Описаны цели внедрения ДО в школе, методическая модель для ДО, планируемые результаты....

Особенности мониторинга результатов воспитательно-образовательного процесса в МБОУ ДО «Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово» (проект)

Мониторинг образовательных результатов осуществляется в дополнительном образовании детей для отслеживания личностного роста каждого воспитанника. Форма мониторинговой деятельности,  принятая в на...

Традиционные профессиональные конкурсы внутри Дома детского творчества Рудничного района г.Кемерово

Традиционные профессиональные конкурсы внутри Дома детского творчества – один из факторов роста профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования. ...

Внедрение дистанционного обучение в образовательную среду как средство повышения мотивации к получению знаний учащимися

На данный момент достаточно широко изучен вопрос применения ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот вопрос контролируется государством и имеет его всестороннюю поддержку. Но сейчас с...

Методическая разработка из опыта работы "Организация урока физической культуры с использованием модели смешанного обучения и индивидуально-ориентированного подхода"

Разработка открытого урока с целью знакомства обучающихся 2-3 классов с комплексом ГТО, используя ИКТ-технологии и метод круговой тренировки. Данный урок разработан на основе рабочей программы по физи...

Публикация «Использование видеоконференции как инструмента внедрения дистанционного обучения в образовательном процессе Шарьинского аграрного техникума»

Дистанционное обучение - это такой способ получения знаний, который бы позволял независимо от времени и местоположения получать образовательные материалы и консультации преподавателей курсов. В настоя...

Из опыта работы "Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательном процессе с использованияем дистанционных форм обучения -2020"

Коррекционная работа узких специалистов (психолога, дефектолога) с детьми с ОВЗ в рамках дистанционного обучения -2020...