Программа школьного лесничества "Зелёная волна"
методическая разработка
Цель программы - расширение и углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии, развитие экологического мышления, воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность.
Задачи:
- формирование у учащихся научного мировоззрения, творческого воображения, экологической грамотности;
- воспитание бережного отношения к природе;
- вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу;
- расширение кругозора учащихся в области лесоведения и экологии,
- получение знаний о видовом составе растений и животных своего края,
- умение давать экологическую оценку состояния лесного хозяйства;
- пропаганда знаний о значении леса, его роли в природе и хозяйственной жизни людей;
- помощь в мероприятиях, направленных на сбережение и приумножение лесных богатств;
- изучение профессий, связанных с работой в лесном хозяйстве.
Формы организации образовательного процесса
Занятия проводятся в форме: традиционные занятия; практические занятия конкурсы; консультативная работа, разработка и защита проекта; выставки; экскурсии; акции; викторины; встреча с интересными людьми; круглый стол; лабораторное занятие; наблюдение; поход; мастерская; консультация; презентация; научно-практическая конференция. Основной формой организации учебного процесса является практические занятия.
Осуществляется работа по направлениям:
- Природоохранная деятельность:
- Охрана лесов от пожаров (патрулирование).
- Проведение природоохранных рейдов.
- Лесохозяйственная деятельность:
- Прополка посевов.
- Сбор лесных семян.
- Эколого-просветительская деятельность:
- Изготовление средств наглядной агитации (аншлагов, плакатов, листовок, видеофильмов и т.д.).
- Установка аншлагов, развешивание плакатов, листовок, создание видеофильмов.
Проведение экологических игр, викторин, вечеров
- Учебно-исследовательская деятельность:
- Теоретические занятия.
- Проведение опытов.
- Проведение исследовательских работ.
- Организационная деятельность:
- Оформление отчетов, документов о работе школьного лесничества.
Программа рассчитана на три года обучения и предназначена для детей 11-17 лет.
Режим занятий: Недельная нагрузка – 3 часа для каждого из трех курсов обучающихся, 34 недели, итого 102 часа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Семлевская средняя общеобразовательная школа № 1
_____________Вяземского района Смоленской области________________
215131 Смоленская область, Вяземский район, с. Семлево, ул. Советская, д. 1, тел.8(48131) 3-26-68
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете Приказом директора школы
Протокол
от 30 .08 . 2018 г. №1 Приказ от 31.08. 2018 г № 1
Программа
школьного лесничества «Зелёная волна»
на базе МБОУ Семлевской СОШ №1
Вяземского района Смоленской области
2018 г
Раздел 1. Содержание
Актуальность введения программы школьного лесничества бесспорна, лес является одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывающее огромное влияние на окружающую человека среду. Вместе с тем велики темпы сокращения площади лесов мира (за историю цивилизации сократились до 40-50%). Ведущим фактором сокращения лесных площадей является антропогенная деятельность – промышленные рубки, незаконные рубки, пожары и рекреационная деятельность.
Освоение программы является важным звеном в подготовке подрастающего поколения к труду, воспитании бережного отношения к природе, формировании у учащихся навыков правильного природопользования, а также получении подрастающим поколением профессиональных знаний, опыта в области лесоводческой деятельности. Данный курс позволяет формировать экологическую культуру, помогает ощутить взаимосвязь природы и человека, способствует возникновению гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.
Работа по данной образовательной программе ведется на основе индивидуальных и групповых технологий, предполагая организацию совместных действий, коммуникацию, общение. При этом используются передовые педагогические технологии и активные и интерактивные средства обучения (интеллектуальные марафоны, репортажи, ролевые и деловые игры, игры-путешествия, конференции, экологические выставки, олимпиады и др.)В содержание предусмотрены научно-исследовательская и практическая деятельность учащихся на местном материале своего города и края и междисциплинарность, предполагающая логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, лесоведения, экологии, геоботаники, географии, химии, дендрологии, почвоведения, информатики.
Цель программы - расширение и углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии, развитие экологического мышления, воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность.
Задачи:
- формирование у учащихся научного мировоззрения, творческого воображения, экологической грамотности;
- воспитание бережного отношения к природе;
- вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу;
- расширение кругозора учащихся в области лесоведения и экологии,
- получение знаний о видовом составе растений и животных своего края,
- умение давать экологическую оценку состояния лесного хозяйства;
- пропаганда знаний о значении леса, его роли в природе и хозяйственной жизни людей;
- помощь в мероприятиях, направленных на сбережение и приумножение лесных богатств;
- изучение профессий, связанных с работой в лесном хозяйстве.
Формы организации образовательного процесса
Занятия проводятся в форме: традиционные занятия; практические занятия конкурсы; консультативная работа, разработка и защита проекта; выставки; экскурсии; акции; викторины; встреча с интересными людьми; круглый стол; лабораторное занятие; наблюдение; поход; мастерская; консультация; презентация; научно-практическая конференция. Основной формой организации учебного процесса является практические занятия.
Осуществляется работа по направлениям:
- Природоохранная деятельность:
- Охрана лесов от пожаров (патрулирование).
- Проведение природоохранных рейдов.
- Лесохозяйственная деятельность:
- Прополка посевов.
- Сбор лесных семян.
- Эколого-просветительская деятельность:
- Изготовление средств наглядной агитации (аншлагов, плакатов, листовок, видеофильмов и т.д.).
- Установка аншлагов, развешивание плакатов, листовок, создание видеофильмов.
Проведение экологических игр, викторин, вечеров
- Учебно-исследовательская деятельность:
- Теоретические занятия.
- Проведение опытов.
- Проведение исследовательских работ.
- Организационная деятельность:
- Оформление отчетов, документов о работе школьного лесничества.
Программа рассчитана на три года обучения и предназначена для детей 11-17 лет.
Режим занятий: Недельная нагрузка – 3 часа для каждого из трех курсов обучающихся, 34 недели, итого 102 часа
Раздел 2. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- основные понятая о лесе и лесоводстве;
- причины нарушения лесных экосистем;
- последствия нарушения окружающей среды;
- роль биогенных элементов и органических веществах в живых организмах, биосфере;
- устройство светового микроскопа; ведущих естествоиспытателей и их заслуги;
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- представителей царств живой природы;
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям.
Метапредметные результаты обучения включают в себя:
- умение проводить наблюдения, измерения, опыты;
- постановка учебных задач самостоятельно и под руководством учителя;
- составление плана выполнения учебной задачи;
- систематизация и обобщение разных видов информации;
- использование дополнительных источников информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельная подготовка сообщений;
- участие в совместной деятельности.
Личностные результаты обучения:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- познавательных интересов и мотивов к обучению;
- навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
Раздел 3. Тематическое планирование
Тематический план занятий
1-й год обучения
Тема | Количество часов | Количество практических работ | |
Введение | 1 | 0 | |
Лес и его структура | 28 | 12 | |
Лес как часть биосферы | 24 | 8 | |
Экология леса | 10 | 6 | |
Лесопользование | 39 | 19 | |
ИТОГО | 102 | 45 |
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения
№ | Дата | Тема |
2.09 | Введение. Игра «Лес – источник чудес» | |
Лес и его структура | ||
4.09 | Понятие о лесе. Характерные черты леса. | |
6.09 | Компоненты леса | |
9.09 | Экскурсия в Вяземское лесничество | |
11.09 | Практическая работа «Описание компонентов леса» | |
13.09. | Практическая работа «Изучение компонентов леса на покрытых и непокрытых лесом землях (под пологом леса, вырубках, гарях)» | |
16.09 | Акция «Чистый лес» | |
18.09 | Практическая работа «Зеркало природы. Поделки из природного материала своими руками» | |
20.09 | Основы фитоценологии: ярусность, жизненность, обилие, внешний вид | |
23.09 | Лес как растительное сообщество. Растения елового леса | |
25.09 | Практическая работа «Описание фитоценоза Елового леса» | |
27.09 | Лес как растительное сообщество. Растения соснового леса | |
30.09 | Практическая работа «Описание фитоценоза соснового леса» | |
2.10 | Лес как растительное сообщество. Растения лиственного леса | |
3.10 | Практическая работа «Описание фитоценоза березовой рощи» | |
7.10 | Луг как растительное сообщество. Растения луга | |
9.10 | Практическая работа «Правила сбора и монтировки гербария». | |
11.10 | Сорные растения нашей местности | |
14.10 | Практическая работа «Сбор и монтировка гербария». | |
16.10 | Лекарственные растения нашей местности | |
18.10 | Практическая работа«Сбор и монтировка гербария». | |
21.10 | Практическая работа «Поэзия природы. Поделки из гербарного материала своими руками» | |
23.10 | Основные лесообразующие хвойные породы Сибири. | |
25.10 | Практическая работа «Определение семян хвойных растений. Правила сбора шишек» | |
28.10 | Основные лесообразующие породы | |
6.11 | Древесные породы в насаждениях в подлеске | |
8.11 | Животные нашего леса | |
13.11 | Практическая работа «Столовая для пернатых друзей» | |
15.11 | Акция развешивания кормушек «Синичкин день» | |
ЛЕС КАК ЧАСТЬ БИОСФЕРЫ | ||
18.11 | Краткий исторический очерк об экологии. Экологические факторы и их значение в жизни леса | |
20.11 | Лес и климат. Лес и тепло. | |
22.11 | Лес и свет. | |
25.11 | Лес и влага. | |
27.11 | Лес и атмосферный воздух. Лес и ветер | |
29.11 | Практическая работа «Метеорологические наблюдения в лесу» | |
2.12 | Лес и почва | |
4.12 | Практическая работа «Определение типа почвы мокрым методом Качинского» | |
6.12 | Практическая работа «Листовка в защиту леса» | |
9.12 | Лес и насекомые. Насекомые "краснокнижники". | |
11.12 | Представители наиболее опасных вредителей леса. Вредители молодняков. | |
13.12 | Практическая работа «Вредители молодняков». | |
16.12 | Представители наиболее опасных вредителей леса. Стволовые вредители. Методы борьбы. | |
18.12 | Практическая работа «Стволовые вредители». | |
20.12 | Представители наиболее опасных вредителей леса. Хвое- и листогрызущие вредители. Методы борьбы. | |
23.12 | Практическая работа «Хвое- и листогрызущие вредители» | |
25.12 | Практическая работа «Анализ повреждений растений разными группами насекомых (минёрами, галлообразователями, грызущими, сосущими, трубковёртами и др.)» | |
27.12 | Лес и фауна. Красная книга Смоленской области. | |
Лесные звери (Класс млекопитающие) | ||
Лесные птицы (Класс птицы) | ||
Практическая работа «Определение видов животных по следам» | ||
Определение птиц (до отряда, семейства и вида) по строению гнезда | ||
Грибы . Правила сбора грибов и ягод. | ||
Экология леса | ||
Глобальные экологические проблемы человечества. Региональные экологические проблемы. | ||
Лес и вода. Естественные водоемы. Качество воды. | ||
Методы изучения водных экосистем. | ||
Практическая работа Определение физических свойств воды в реке». (Морфометрические показатели водоёма: промеры глубин, определение скорости течения реки. Определение физических свойств воды: температура, прозрачность, цветность, запах) | ||
Практическая работа «Определение водородного показателя (pH) воды водоемов, сточных вод дождя, талой воды» | ||
Практическая работа «Определение общей жесткости образцов воды из водопровода (холодного и горячего водоснабжения), родника, колодца, реки (озера), минеральной воды, талой воды (от снега из парка и с проезжей части дорог) и т.д.» | ||
Практическая работа «Определение минерального состава природных вод (общая жесткость | ||
Практическая работа «Оценка загрязненности воды нефтепродуктами и органическими соединениями (визуальная, органолептическая, по окислению экстрактов серной кислотой)» | ||
Лес и воздух. Практическая работа «Определение экологического состояния воздуха по биоиндикаторам», | ||
Практическая работа «Измерение выпадения загрязняющих веществ из воздуха, определение их качественного состава с помощью микроскопа». | ||
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ | ||
Таксация леса. Древостой: состав, форма, возраст. | ||
Таксация леса. Древостой: бонитет, полнота, густота, запас. | ||
Лесотаксационные приборы и инструменты | ||
Практическая работа «Правила работы полнотомером» | ||
Практическая работа «Измерение длины линии на местности рулеткой (мерной лентой)» | ||
Практическая работа «Измерение диаметра ствола растущего дерева на высоте груди мерной вилкой». | ||
Практическая работа «Определите формулы состава насаждений» | ||
Рекреационное природопользование Древесные и кустарниковые породы для искусственных лесных насаждений и озеленения населенных мест | ||
Проведение декоративных посадок. Уход за посадками. | ||
21 марта – день леса. Экологическая игра «Лес – наш друг» | ||
Практическая работа «Дом для пернатых друзей» | ||
Акция «Пернатый новосел» | ||
Практическая работа «Правила посева растений» | ||
Лесная селекция | ||
Первоцветы | ||
Практическая работа «Выпуск листовок, газет, аншлагов по защите редких растений» | ||
Лесовосстановление. Естественное и искусственное возобновление лесов | ||
Лимитирующие факторы лесовозобнавления (засушливость, урожай семя). | ||
Лесосеменное дело и лесопитомники. | ||
Побочное пользование лесами. Виды лесного промысла (семена, ягоды, грибы, лектехсырье, охота, подсочка). | ||
Приоритетность использования, интенсивность ведения хозяйства, эффективность и организация пользования. | ||
Теоретические основы туризма. Техника безопасности во время похода, оказание первой помощи в полевых условиях. | ||
Практическая работа «Оказание первой помощи в полевых условиях». | ||
Экскурсия «Весенние явления в жизни леса» | ||
Лес и пожары. Лесная пирология. | ||
Виды лесных пожаров | ||
Противопожарная профилактика в лесах. | ||
Способы тушения природных пожаров. | ||
Экскурсия в пожарную часть | ||
Практическая работа «Анализ горимости территории лесничества». | ||
Практическая работа «Борьба с лесными пожарами» | ||
Практическая работа «Чем я могу помочь ? Создание листовок и буклетов против пожаров в лесу» | ||
Практическая работа «Оценка состояния покрытий дорожек и площадок, состояния малых архитектурных форм» | ||
Практическая работа «Оценка состояния газонов и цветников. | ||
Практическая работа «Исследование признаков деградации (изменение видового состава травяного покрова, исчезновение подроста древесных пород, количество больных и механически поврежденных деревьев)» | ||
Практическая работа «Планирование мест отдыха в лесу (предупредительные мероприятия по возникновению пожаров)» | ||
Практическая работа «Разработка маршрутов наземного патрулирования» | ||
Практическая работа «Картирование крупных муравейников. Расселение муравейников» | ||
Правила посадки растений, работа с посадочным инструментом Акция «Посади дерево» | ||
Практическая работа «Красивая клумба» |
Календарно-тематическое планирование 2 год обучения
Тематический план занятий
2-й год обучения
Тема | Количество часов | Количество практических работ | |
Введение | 2 | 0 | |
Лес и его структура | 14 | 8 | |
Учение о типах леса | 8 | 5 | |
Лес и климат | 11 | 6 | |
Почвоведение | 8 | 4 | |
Лесоводство | 27 | 10 | |
Лесопользование | 32 | 15 | |
ИТОГО | 102 | 55 |
№ | дата | Тема |
2.09 | Введение. Экскурсия Лес – наше богатство. | |
4.09 | Игра «Лесные Робинзоны» | |
ЛЕС И ЕГО СТРУКТУРА | ||
9.09 | Морфология леса. Понятие о лесе. Характерные черты леса. Компоненты леса. | |
11.09 | Тип леса | |
13.09. | Таксационные показатели насаждений | |
16.09 | Современные проблемы лесоведения (прогнозирование динамики лесов, конкуренция, биоразнообразие, эталонные леса) | |
18.09 | Акция «Чистый лес» | |
20.09 | Практическая работа «Зеркало природы. Поделки из природного материала своими руками» | |
23.09 | Лес как растительное сообщество | |
25.09 | Представители семейства сосновые | |
27.09 | Представители семейства березовые, ивовые, | |
30.09 | Практическая работа «Правила фенологических наблюдений за древесными и кустарниковыми растениями леса» | |
2.10 | Практическая работа «Краткая характеристика растений елового леса» | |
3.10 | Практическая работа «Краткая характеристика растений соснового леса» | |
7.10 | Практическая работа «Краткая характеристика растений лиственного леса» | |
9.10 | Практическая работа «Краткая характеристика растений луговых трав» | |
11.10 | Практическая работа «Оценка урожайности растений луга» | |
14.10 | Практическая работа «Оценка урожайности лекарственных растений» | |
16.10 | Практическая работа «Определение запаса лекарственных растений» | |
Учение о типах леса | ||
21.10 | Типология В.Н. Сукачева. Генетическая классификация типов леса | |
23.10 | Типы сосновых , лиственничных, березовых лесов | |
25.10 | Практическая работа «Изучение насаждений различных типов леса . | |
28.10 | Методика изучения насаждений различных типов леса и процессов лесовозобновления в них. | |
6.11 | Практическая работа «Определение интенсивности естественного возобновления леса (сосна)» | |
8.11 | Практическая работа «Изучение и процессов лесовозобновления в различных типах леса» | |
13.11 | Животные нашего леса | |
15.11 | Практическая работа «Столовая для пернатых друзей» | |
18.11 | Акция развешивания кормушек «Синичкин день» | |
ЛЕС И КЛИМАТ | ||
22.11 | Лес и климат. Солнечная радиация | |
25.11 | Лес и климат. Тепловой режим | |
27.11 | Практическая работа «Изучение динамики изменения температуры воздуха, в районе проживания за выбранный период времени (сутки, месяц, декада, год)». | |
29.11 | Практическая работа «Изучение динамики изменения температуры почвы, в районе проживания за выбранный период времени (сутки, месяц, декада, год)». | |
2.12 | Влияние растительного покрова на влажность воздуха. Типы осадков | |
4.12 | Практическая работа «Изучение динамики изменения влажности воздуха, в районе проживания за выбранный период времени (сутки, месяц, декада, год)». | |
6.12 | Влияние растительного покрова на влажность воздуха. Облака. Ветер. | |
9.12 | Особо опасные метеорологические явления и лес | |
11.12 | Практическая работа «Наблюдение за облачностью. Описание основных форм облаков». | |
13.12 | Практическая работа «Составление краткосрочного прогноза для своего населенного пункта, используя данные метеорологических элементов». | |
16.12 | Практическая работа «Изменение климата во времени в городе. Особенности климата вашего района» | |
ПОЧВОВЕДЕНИЕ | ||
20.12 | Минералогия. Типы минералов | |
23.12 | Строение почвы | |
25.12 | Структура и структурность почвы. Сложение почвы | |
27.12 | Механический (гранулометрический) состав почвы | |
Практическая работа «Диагностика почв по механическому (гранулометрическому) составу» | ||
Правила взятия почвенных образцов и монолитов | ||
Практическая работа «Техника заложения почвенного разреза» | ||
Практическая работа «Описание почвы» | ||
ЛЕСОВОДСТВО | ||
Значение леса и лесоводства. Предмет, цели и задачи лесоводства | ||
Лесоустройство (наука обустройства лесов, объекты лесоустройства, структура пользования лесом). | ||
Лесные питомники (назначение лесных питомников и их обустройство, виды лесных питомников, севообороты, расчет площади и пр.). | ||
Таксация леса | ||
Лесотаксационные приборы и инструменты | ||
Отвод и таксация лесосек | ||
Таксация лесосек при учете отпускаемого леса по площади. Сплошной, ленточный перечет. | ||
Материальная оценка лесосек | ||
Практическая работа «Настройка мерной вилки для перечёта растущих деревьев по ступеням толщины». | ||
Практическая работа «Определение формулы состава насаждений» | ||
Практическая работа «Определение класса бонитета» | ||
Практическая работа «Определение относительной полноты соснового древостоя» | ||
Практическая работа «Признаки древостоя с точки зрения их состава (чистые, смешанные) и возраста (одновозрастные, разновозрастные, класс возраста)» | ||
Категории защитности лесов. Рубки леса. Основные положения. | ||
Системы рубок спелых и перестойных насаждений | ||
Особенности и экологические аспекты сплошных концентрировнных рубок | ||
Технологические схемы разработки лесосек и возобновление леса | ||
Лесовосстановительные процессы на вырубках и под пологом сосновых насаждений в условиях Сибири | ||
Рубки ухода за лесом. Цели, задачи, виды рубок ухода. | ||
Практическая работа «Реакция деревьев на изменение условий освещения и обосновать рекомендации для отбора деревьев в рубку. | ||
Практическая работа «Лесоводственные и экологические требования к технологическим процессам рубок ухода» | ||
Практическая работа «Особенности проведения группово-постепенных рубок: в горных, засушливых условиях, в светло- и темнохвойных древостоях». | ||
Практическая работа «Техника метода выращивания бессучковой сосны путем выщипывания почек. | ||
Практическая работа «Необходимые действия лесозаготовителей, способствующие повышению производительности лесов.» | ||
21 марта – день леса. Экологическая игра «Лес – наш друг» | ||
Практическая работа «Дом для пернатых друзей» | ||
Акция «Пернатый новосел» | ||
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ | ||
Рекреационное природопользование | ||
Древесные и кустарниковые породы для искусственных лесных насаждений и озеленения населенных мест | ||
Уход за посадками | ||
Практическая работа «Анализ функционального зонирования территории объекта и её ландшафтный анализ». | ||
Практическая работа «Инвентаризационная оценка зеленых насаждений, расположенных на территории объекта». | ||
Практическая работа «Разработка рекомендаций по уходу за насаждениями. | ||
Практическая работа «Разработка санитарно-профилактических мероприятий на исследуемом объекте. | ||
Практическая работа «Разработка мероприятий по посадке деревьев и кустарников для привлечения животных и гнездования птиц. | ||
Естественное и искусственное возобновление леса | ||
Возбудители болезней древесных пород | ||
Разработка химических методов борьбы, основанных на использовании препаратов против насекомых и возбудителей болезней древесных пород. | ||
Экскурсия «Весенние явления в жизни леса» | ||
Лес и пожары. Лесная пирология. | ||
Виды лесных пожаров | ||
Противопожарная профилактика в лесах. | ||
Способы тушения природных пожаров. | ||
Экскурсия в пожарную часть | ||
Практическая работа «Анализ горимости территории школы и города». | ||
Практическая работа «Борьба с лесными пожарами» | ||
Практическая работа «Оказание первой помощи в полевых условиях». | ||
Практическая работа «Чем я могу помочь ? Создание листовок и буклетов против пожаров в лесу» | ||
Правила посадки растений, работа с посадочным инструментом | ||
Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике | ||
Органические и минеральные удобрения | ||
Практическая работа «Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике» | ||
Практическая работа «Разработка маршрутов наземного патрулирования» Акция «Посади дерево» | ||
Практическая работа «Картирование крупных муравейников. Расселение муравейников» | ||
Практическая работа «Красивая клумба» |
Тематический план занятий
3-й год обучения
Тема | Количество часов | Количество практических работ | |
Введение | 1 | 0 | |
Лес и человек | 4 | 1 | |
Деревья – основа леса | 8 | 5 | |
Растительный и животный мир | 13 | 6 | |
Экологические и социальные услуги леса | 12 | 5 | |
Лесовосстановление | 16 | 10 | |
Экология | 10 | 5 | |
Защитная санитарная безопасность в лесах | 15 | 6 | |
Охрана | 0 | 11 | |
ИТОГО | 102 | 49 |
Календарно-тематическое планирование 3 год обучения
№ | Дата | Тема |
2.09 | Введение. Экскурсия Лес – наше богатство. | |
ЛЕС И ЧЕЛОВЕК | ||
9.09 | Леса мира и Российской Федерации . Характеристика лесного фонда Вяземского района | |
11.09 | Лес человеку: ценности и услуги | |
13.09. | Лесу нужен человек, или как эффективно вести лесное хозяйство | |
16.09 | Экскурсия в питомник Вяземского лесничества | |
ДЕРЕВЬЯ – ОСНОВА ЛЕСА | ||
20.09 | Структура роста и развития деревьев в лесу. Конкуренция между деревьями | |
23.09 | Практическая работа «Деревья как отличительная особенность леса» | |
25.09 | Практическая работа «Основные хвойные и лиственные лесообразующие породы» | |
27.09 | Практическая работа «Определение отличительных признаков древостоя | |
30.09 | Практическая работа «Наблюдения за сезонным развитием деревьев | |
2.10 | Особенности деревьев как ресурса леса | |
3.10 | Рубки ухода за лесом. Цели, задачи, виды рубок ухода. | |
7.10 | Практическая работа «Отбор деревьев в рубку ухода» | |
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР | ||
11.10 | Практическая работа «Лесная флора как растительный элемент леса» | |
14.10 | Практическая работа «Изучение видового разнообразия живого напочвенного покрова как элемента лесной флоры» | |
16.10 | Лесная флора как индикатор типов леса» | |
21.10 | Практическая работа «Изучение видового состава подлеска как элемента лесной флоры» | |
23.10 | Практическая работа «Изучение разнообразия лесной флоры на вырубках» | |
25.10 | Лесная фауна как индикатор леса | |
28.10 | Практическая работа «Изучение видового разнообразия птиц и их поведение в лесу и на лесных водоемах» | |
6.11 | Лес как среда обитания животных. Разнообразие видов животных, обитающих в лесах. | |
8.11 | Связь животных с элементами леса (гнезда, норы, кормовые угодья, убежища). Парфюмерия зверей. Роль запахов в жизни животных | |
18.11 | Насекомые "краснокнижники". | |
22.11 | Муравьи. Их роль и значение в природных процессах. Значение рыжих муравьев в лесном хозяйстве. | |
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ЛЕСА | ||
27.11 | Традиционное использование лесов | |
29.11 | Практическая работа «Традиционное использование лесов» | |
2.12 | Практическая работа «Найти и оборудовать безопасное для леса и человека место для бивака (стоянки) | |
4.12 | Социальные и экологические услуги леса | |
6.12 | Практическая работа «Лес в поэзии и живописи» | |
9.12 | Лес –дом | |
11.12 | Практическая работа «Столовая для пернатых друзей» | |
13.12 | Акция развешивания кормушек «Синичкин день» | |
16.12 | Лесная рекреация | |
20.12 | Практическая работа «Оценка рекреационной нагрузки на участок леса» | |
23.12 | Роль гражданского общества в поддержании экологических и социальных функций лесов | |
25.12 | Игра «Круглый стол: Лес и гражданское общество» | |
ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ | ||
Мероприятия, обеспечивающие восстановление леса | ||
Практическая работа «Оценка урожая семян хвойных пород» | ||
Практическая работа «Оценка урожая желудей дуба» | ||
Выращивание посадочного материала в лесном питомнике | ||
Практическая работа «Определение всхожести семян хвойных пород» | ||
Практическая работа «Выращивание посадочного материала в лесном питомнике» | ||
Искусственное лесовосстановление: посадка лесных культур сеянцами, саженцами | ||
Практическая работа «Создание лесных культур» | ||
Естественное лесовосстановление: учет и оценка | ||
Практическая работа «УЧЕТ ПОДРОСТА ДРЕВЕСНЫХ ПОРОД ПОД ПОЛОГОМ ЛЕСА, НА ВЫРУБКАХ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБА ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЯ НА ВЫРУБКАХ» | ||
Лесная селекция | ||
Размножение сортового посадочного материала. Прививки | ||
Размножение сортового посадочного материала. Черенкование | ||
Практическая работа «Изучение изменчивости» | ||
Практическая работа «Проведение селекционной оценки деревьев» | ||
Практическая работа «Размножение селекционного материала» | ||
Практическая работа «Укоренение черенков» | ||
ЭКОЛОГИЯ | ||
Экологические проблемы России и нашего региона | ||
Классификация экологических факторов. Их влияние на организм. Основные среды жизни. | ||
Биологические ритмы. | ||
Практическая работа «Оценка экологического состояния водных объектов. | ||
Практическая работа «Оценка экологического состояния воздушной среды и почвы. | ||
Типы экосистем, их гомеостаз и динамика (сукцессии), продуктивность. Факторы, ограничивающие продуктивность экосистемы. | ||
Практическая работа «Изучение сукцессий. | ||
Воздействие человека на окружающую среду, ее загрязнение. | ||
Практическая работа «Выпуск листовок о проблемах леса» | ||
Практическая работа «Социологический опрос по экологическим проблемам села Семлево» | ||
ЗАЩИТНАЯ САНИТАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЛЕСАХ | ||
Какие знания нужны по теме «Защита леса и санитарная безопасность в лесах» | ||
Практическая работа «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ, ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕРЕВЬЕВ И КАТЕГОРИИ ИХ СОСТОЯНИЯ» | ||
Насекомые вредители леса (хвое- и листогрызущие, стволовые и корневые) их развитие и размножение. Признаки массового размножения насекомых в лесу. | ||
Наиболее опасные моменты для леса | ||
Болезни деревьев и кустарников. Меры борьбы и профилактика. | ||
Работа в лесу по нахождению пораженных деревьев и кустарников. Определение насекомых вредителей леса, оформление коллекции. | ||
Практическая работа «Планирование и проведение учета хвое- и листогрызущих насекомых» | ||
Энтомофаги и хищники. Болезни насекомых и их применение в борьбе с вредителями леса | ||
Зачем считать насекомых в лесу | ||
Краткосрочный прогноз повреждения | ||
Что такое «здоровый» лес? | ||
Категория санитарного состояния дерева и древостоя | ||
21 марта – день леса. Экологическая игра «Лес – наш друг» | ||
Практическая работа «Дом для пернатых друзей» | ||
Акция «Пернатый новосел» | ||
Лесопатологическая таксация, понятие и методы | ||
Практическая работа «ЛЕСОПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ТАКСАЦИЯ И УЧЕТ СТВОЛОВЫХ ВРЕДИТЕЛЕЙ | ||
Насекомые-ксилофаги, их влияние на состояние леса, особенности учета и прогноза | ||
Какие знания нужны по теме «Защита леса и санитарная безопасность в лесах» | ||
ОХРАНА ЛЕСОВ | ||
Что горит в лесу | ||
Почему горит лес? | ||
Лесные пожары, профилактика и борьба с ними, региональная специфичность | ||
Практическая работа «Разведение костров» | ||
Мероприятия, предупреждающие лесные пожары | ||
Практическая работа «Работа с компасом» | ||
Действия людей при обнаружении пожара | ||
Практическая работа «Первичные меры ликвидации пожара в лесу | ||
Требования к безопасности людей при пожаре | ||
Практическая работа «Обучение учащихся обращаться с ранцевым огнетушителем» | ||
Практическая работа «Выезд в район затушенного лесного пожара для выяснения причин возникновения и изучения последствий. | ||
Законодательство об охране лесов. | ||
Практическая работа «Противопожарные мероприятия для населения. Разработка памяток и листовок» | ||
Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике | ||
Органические и минеральные удобрения | ||
Практическая работа «Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике». Акция «Посади дерево» | ||
Практическая работа «Картирование крупных муравейников. Расселение муравейников» | ||
Практическая работа «Красивая клумба» | ||
Практическая работа «Правила посадки деревьев» | ||
Обобщение. Итоги года. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа школьной секции по волейболу.
Так как секционные занятия проводятся на базе средней школы, программа создана на основе общеобразовательной программы обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент для привлечения интереса школьников...
Программа школьного кружка литературного творчества
Данная программа является вариантом организации работы с учащимися в рамках дополнительного образования. Программа носит рекомендательный характер и может варьироваться в соответствии с уч...
Программа " Школьный театр"
Программа " Школьный театра" предназначена для детей 10-14 лет . Может быть реализована на занятиях дополнительного образования....
Программа школьного музея
Программа школьного музея МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы...
Психопрофилактическая программа «На позитивной волне AktivиЯ»
Программа профилактики агрессивного поведения подростков 14-15 лет....
Программа школьного кружка «Издательство школьной газеты».
Программа школьного кружка «Издательство школьной газеты»....
Дополнительная общеразвивающая программа по плаванию "Волна"
Дополнительная общеразвивающая программа «Волна» включает в себя обучение основным навыкам плавания посредством подвижных игр, является лучшим средством профилактики простудных заболеваний...