Психопрофилактическая программа «На позитивной волне AktivиЯ»
рабочая программа (психология, 8 класс) по теме
Программа профилактики агрессивного поведения подростков 14-15 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактическая психология | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Директор ГБОУ ДПО ЦПК «Отрадненский Ресурсный центр» ____________Суханкина Л.В. «___»__________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГС (К) ОУ школы – интерната г. Отрадный _______________Рябов А.А. «_____»_______________20___г. |
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат г.Отрадный
Психопрофилактическая программа
«На позитивной волне AktivиЯ»
Выполнила:
Педагог-психолог ГС(К)ОУ
школа-интернат г.Отрадный
Круглова О.В.
Содержание
I.Аннотация...........................................................................................3
1. Научная обоснованность…………………………………………..3
2. Практическая направленность…………………………………….3
3. Цель программы……………………………………………………4
4. Задачи программы………………………………………………….4
5. Адресат программы………………………………………………...5
6. Продолжительность курса…………………………………………5
7.Ожидаемые результаты реализации программы………………….5
8. Сведения о практической апробации программы………………..5
8. Отзыв администрации……………………………………………...6
II. Учебный план работы по программе..............................................8
III. Учебно-тематический план………………………………………10
IV. Учебная программа……………………………………………….16
1. Пояснительная записка…………………………………………….16
2. Основное содержание………………………………………………22
V. Список литературы…………………………………………………83
VI.Приложение…………………………………………………………84
VII. Фотоматериал……………………………………………………..106
VIII. Отзывы……………………………………………………………107
Аннотация.
Научная обоснованность. Современная школа ориентирована в основном на решение вопросов образования. Обучению подрастающего поколения социальным навыкам, позволяющим успешно взаимодействовать в изменяющемся мире, уделяется, к сожалению, недостаточно внимания. В связи с этим становится актуальной задача разработки и внедрения тренингов по развитию социокультурной компетентности для социально-психологической службы школы. Комплексная психопрофилактическая программа профилактики агрессии в подростковой среде и посвящена данной теме.
Практическая направленность. В представленной ниже системе тренинговых занятий по профилактике агрессии в подростковой среде усилия были сфокусированы содержательно и технологически на трех аспектах: мотивационном, когнитивном и поведенческом.
1. Мотивационный аспект. Он предполагает развитие социальной чувствительности, социального интереса и любознательности подростков, осознание им ценности других людей и потребности в них, а также формирование позитивного настроя на взаимодействие с окружающими.
2. Когнитивный аспект. Известно, что неприязнь и враждебность можно уменьшить с помощью позитивной информации. Знакомя подростков с такими понятиями, как «толерантность», «агрессия», «установка», «личность», «рефлексия», «эмпатия» и др., необходимо чтобы выполняя конкретные упражнения, они почувствовали и осознали значимость психологических законов, лежащих за этими упражнениями и понятиями, управляющих нами иногда против нашей воли.
Развитие оптимального уровня социокультурной компетентности предполагает формирование у подростков гуманистического мировоззрения, осознание самих механизмов возникновения установок во взаимоотношениях между людьми, что позволит в итоге повлиять на агрессивные установки и постараться изменить их так, чтобы уменьшилась склонность подростков к жестокости.
3. Поведенческий аспект. Социокультурная компетентность предполагает наличие позитивных способов общения, норм социально приемлемого поведения.
В процессе тренинговых занятий предполагается формирование и закрепление тех навыков и умений, которые способствуют эффективному позитивному взаимодействию между людьми. Особое внимание уделяется проблемам межличностных и групповых контактов: развитию способности к гибкому общению, открытости новому опыту и людям, включенности во взаимодействие, умению проявлять уважение к окружающим и поддерживать позитивный контекст межличностных отношений.
В атмосфере тренинга создаются благоприятные условия для освоения позитивных поведенческих стилей, развития навыков выбора социально приемлемого поведения, понимании и постижения конструктивных стратегий разрешения конфликтов. Важной составляющей таких стратегий становится не только формирование умений находить положительные стороны в негативных явлениях или качествах, но и развитие способности видеть и использовать позитивные аспекты в любой ситуации.
Цель: снижение уровня агрессивности у подростков 14-15 лет путем формирования толерантного сознания, развитие навыков самоконтроля и конструктивных форм выхода из конфликтных ситуаций.
Задачи:
- Создание в группе условий для сплочения подростков.
- Осознание детьми собственной ценности и уникальности, развитие толерантного отношения к другим, понимая, что они имеют право на собственную неповторимость.
- Формирование у подростков толерантного сознания и развития навыков уверенного поведения, конструктивного разрешения межличностных конфликтов.
Адресат программы: подростки в возрасте 14-15 лет.
Продолжительность курса: программа содержит 15 занятий, которые проходят с периодичность 1 раз в неделю в среднем по 1,5 часа. Срок реализации: 4 месяца. Программа состоит из трех блоков:
- «Становимся группой» (1,2 занятие).
- «Я и мой внутренний мир» (занятия 3-5).
- «Взаимодействия, становимся увереннее» (занятия 6-14).
Ожидаемые результаты реализации программы: снижение уровня агрессии у подростков 14-15 лет путем формирование толерантного сознания, развитие навыков самоконтроля и конструктивных форм выхода из конфликтных ситуаций.
Сведения о практической апробации программы: данная программа по профилактике агрессии в подростковой среде прошла апробацию на базе ГС(К)ОУ школа-интернат г.Отрадный, в период с октября 2011г. по январь 2012г. Участниками являлись учащиеся в возрасте 14-15 лет.
II. Учебный план работы по программе:
Цель: снижение уровня агрессивности у подростков 14-15 лет путем формирования толерантного сознания, развитие навыков самоконтроля и конструктивных форм выхода из конфликтных ситуаций.
Категория обучающихся: подростки в возрасте 14-15 лет.
Срок реализации: 4 месяца.
Режим занятий: 1 раз в неделю.
№ п/п | Название тем | Всего минут | В том числе | Форма контроля | |
Лек. | Прак. | ||||
I. | «Становимся группой» | 195 | 44 | 151 | Рефлексия Набл. |
1. | «Знакомство» | 95 | 25 | 70 | Рефлексия Набл. |
2. | «Становимся группой и вводим правила» | 100 | 19 | 81 | Рефлексия Набл. |
II. | «Я и мой внутренний мир» | 275 | 56 | 219 | Рефлексия Набл. |
3. | «Какой Я и каким меня видят другие?» | 95 | 18 | 77 | Набл. Рефлексия |
4. | «Какой Я и какие они?» | 90 | 16 | 74 | Набл. Рефлексия |
5. | «Коллаж «Я и мой внутренний мир» | 90 | 22 | 68 | Набл. Рефлексия |
III. | «Взаимодействия, становимся увереннее» | 990 | 272 | 718 | Рефлексия Набл. |
6. | «Погружаемся в мир чувств» | 95 | 26 | 69 | Набл. Рефлексия |
7. | «Владеем эмоциями, выражаем чувства» | 95 | 18 | 77 | Рефлексия Набл. |
8. | «Поддерживаем друг друга» | 95 | 17 | 78 | Рефлексия Набл. |
9. | «Критикуем правильно» | 90 | 41 | 49 | Рефлексия Набл. |
10. | «Уверенность вместо агрессивности» | 105 | 27 | 78 | Рефлексия Набл. |
11. | «Как быть толерантным в общении» | 95 | 44 | 51 | Рефлексия Набл. |
12. | «Уверенность в ситуации ущемления личных прав, или Как отстаивать свои права» | 105 | 44 | 61 | Рефлексия Набл. |
13. | «Взрослые и дети – какие мы» | 85 | 15 | 60 | Рефлексия Набл. |
14. | «Путь к доверию» | 100 | 16 | 84 | Рефлексия Набл. |
15. | «Сделай себя счастливее, или погода в доме» | 125 | 24 | 101 | Рефлексия Набл. |
Итого | 1460 | 372 | 1088 |
III. Учебно-тематический план психопрофилактических занятий
Цель: снижение уровня агрессивности у подростков 14-15 лет путем формирования толерантного сознания, развитие навыков самоконтроля и конструктивных форм выхода из конфликтных ситуаций.
Категория обучающихся: подростки в возрасте 14-15 лет.
Срок реализации: 4 месяца.
Режим занятий: 1 раз в неделю.
№ п/п | Название тем | Всего минут | В том числе | Форма контроля | |
Лек. | Прак. | ||||
I. | «Становимся группой» | 195 | 44 | 151 | Набл. Рефлексия |
1. | Занятие 1. «Знакомство»
Разминка
Основная часть
Рефлексия
| 5 10 10 5 10 10 10 20 10 5 | 5 2 2 2 2 2 2 5 2 1 | - 8 8 3 8 8 8 15 8 4 | Рефлексия Набл. |
2. | Занятие 2. «Становимся группой и вводим правила» Разминка
Основная часть
Рефлексия
| 10 10 10 30 25 10 5 | 2 2 2 5 5 2 1 | 8 8 8 25 20 8 4 | Рефлексия Набл. |
II. | «Я и мой внутренний мир» | 275 | 56 | 219 | Набл. Рефлексия |
3. | Занятие 3. «Какой Я и каким меня видят другие?» Разминка
Основная часть
Рефлексия | 15 20 15 25 5 15 | 3 3 3 5 1 3 | 12 17 12 20 4 12 | Набл. Рефлексия |
4. | Занятие 4. «Какой Я и какие они?» Разминка
Основная часть
Рефлексия | 10 30 30 10 10 | 2 5 5 2 2 | 8 25 25 8 8 | Набл. Рефлексия |
5. | Занятие 5. «Коллаж «Я и мой внутренний мир» Разминка
Основная часть
Рефлексия | 5 50 15 10 10 | 2 5 3 10 2 | 3 45 12 - 8 | Набл. Рефлексия |
III. | «Взаимодействия, становимся увереннее» | 990 | 272 | 718 | Рефлексия Набл. |
6. | Занятие 6. «Погружаемся в мир чувств» Разминка
Основная часть
Рефлексия | 10 15 5 30 5 10 10 10 | 2 2 2 5 2 2 2 2 | 8 13 3 25 3 8 8 8 | Набл. Рефлексия |
7. | Занятие 7. «Владеем эмоциями, выражаем чувства» Разминка
Основная часть
Рефлексия | 15 10 20 15 20 5 10 | 3 2 3 3 3 2 2 | 12 8 17 12 17 3 8 | Набл. Рефлексия |
8. | Занятие 8. «Поддерживаем друг друга» Разминка
Основная часть
Рефлексия | 15 10 30 30 10 | 3 2 5 5 2 | 12 8 25 25 8 | Рефлексия Набл. |
9. | Занятие 9. «Критикуем правильно» Разминка
Основная часть
Рефлексия | 5 30 20 20 15 | 2 30 3 3 3 | 3 - 17 17 12 | Набл. Рефлексия |
10. | Занятие 10. «Уверенность вместо агрессивности» Разминка
Основная часть
Рефлексия | 15 25 25 30 10 | 3 12 5 5 2 | 12 13 20 25 8 | Набл. Рефлексия |
11. | Занятие 11. «Как быть толерантным в общении» Разминка
Основная часть
Рефлексия | 5 15 20 20 15 5 15 | 2 3 20 10 5 2 2 | 3 12 - 10 10 3 12 | Набл. Рефлексия |
12. | Занятие 12. «Уверенность в ситуации ущемления личных прав, или Как отстаивать свои права» Разминка
Основная часть
Рефлексия | 5 15 15 25 10 30 5 | 2 3 5 25 2 5 2 | 3 12 10 - 8 25 3 | Набл. Рефлексия |
13. | Занятие 13. «Взрослые и дети – какие мы» Разминка
Основная часть
Рефлексия
| 10 10 40 5 15 5 | 2 2 5 2 2 2 | 8 8 35 3 13 3 | Набл. Рефлексия |
14. | Занятие 14. «Путь к доверию» Разминка
Основная часть
Рефлексия
| 10 10 15 5 15 10 15 10 | 2 2 2 2 2 2 2 2 | 8 8 13 3 13 8 13 8 | Набл. Рефлексия |
15. | Занятие 15. «Сделай себя счастливее, или погода в доме»
Основная часть
Рефлексия
Чаепитие | 10 5 30 15 15 10 5 30 | 2 2 5 3 5 5 2 - | 8 3 25 12 10 5 3 30 | Набл. Рефлексия |
Итого | 1460 | 372 | 1088 |
IV. Учебная программа.
1.Пояснительная записка.
В настоящее время растет число подростков в возрасте 14-15 лет, которые в конфликтных ситуациях проявляют различные формы агрессии, не могут контролировать свое эмоции.
Тренинг по профилактике агрессии в подростковой среде как инструмент развития социокультурной компетентной личности — это эффективное средство изменения агрессивных установок личности и формирования толерантного сознания, особенно у подростков из семей с дисгармоничным типом воспитания.
Цель: снижение уровня агрессивности у подростков 14-15 лет путем формирования толерантного сознания, развитие навыков самоконтроля и конструктивных форм выхода из конфликтных ситуаций.
Задачи:
1.Создание в группе условий для сплочения подростков.
2.Осознание детьми собственной ценности и уникальности, развитие толерантного отношения к другим, понимая, что они имеют право на собственную неповторимость.
3.Формирование у подростков толерантного сознания и развития навыков уверенного поведения, конструктивного разрешения межличностных конфликтов.
В структуре проводимых тренинговых занятий можно выделись следующие блоки работы с подростками:
1. Разминка состоит из упражнений, способствующих активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности группы, а также подготовке к основной части занятия.
2. Основная часть включает следующие формы работы: лекции, игры, «мозговой штурм», групповые дискуссии, психотехнические упражнения и задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.
3. Рефлексия предполагает обмен мнениями, впечатлениями, чувствами, связанными с темой занятия, между участниками группы. Она проводится в конце каждого занятия. В тренинге необходима работа «здесь и теперь» с непосредственными чувствами и ощущениями. Таким образом подростки постепенно привыкают считаться с особенностями настроения других, у них развивается умение слушать и слышать другого, что является важным компонентом эмпатии.
Детальная проработка тренинговых занятий делает их доступными для проведения не только психологами, но и подготовленными педагогами и социальными работниками. В то же время структура и содержание тренинга оставляют большой простор для инициативы и эксперимента, поскольку ведущие могут самостоятельно модифицировать отдельные упражнения и занятия.
В процессе реализации для решения поставленных задач используются игры – социально-перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие и ролевые; методы – социодраматические, бихевиоральные, когнитивные, экспрессивные упражнения, предполагающие обратную связь и обмен чувствами; техники присоединения, фиксирующие состояние «здесь и теперь».
Основные принципы групповой работы
1. Предоставление детям полной информации о работе группы, ее целях, задачах, планируемых мероприятиях, требованиях, предъявляемых участникам. Желательно, чтобы каждый потенциальный участник дал свое согласие на участие в тренинге.
2. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц. Это естественное этическое требование является условием создания атмосферы доверия и безопасности, способствующей самораскрытию. Следует также объяснить подросткам, что в исключительных случаях ведущий может выносить информацию за пределы группы для сохранения благополучия самого ребенка или других членов группы.
3. Добровольность участия в группе. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях. В этом случае ведущий должен стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы. Любой участник может выйти из группы, заранее объявив о своем решении ведущему и всем участникам.
4. Доброжелательная, открытая атмосфера. Недопустимы агрессивные действия и высказывания участников по отношению друг к другу. Участники могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки (в первую очередь негативные) поведению и высказываниям друг друга.
5. Искренность. Участникам необходимо говорить о своих чувствах и мыслях без оглядки на мнения ведущего и других членов группы. Если кто-то не согласен с ведущим, нужно прямо заявить об этом.
6. Пунктуальность. Необходимо, чтобы участники не опаздывали и не пропускали занятия. Развитие группы во время проведения тренинга представляет собой целостный динамический процесс. Его невозможно покинуть на какой-то период без ущерба для групповой работы. Желательно ознакомить участников с правилами работы группы на этапе отбора. Следует помнить, что эффективность и слаженность работы группы зависят от умения ведущего давать четкие инструкции, понятные всем участникам.
Требования к ведущему тренинга:
• Ведущий несет ответственность за подбор участников группы и принимает решение о включении каждого участника на основе информации о его личностных особенностях с учетом собственных возможностей, поскольку исключение подростка из группы в процессе работы может сильно травмировать как его, так и других участников.
• Ведущий обязан знать этические правила групповой работы и придерживаться их, так как участие в группе оказывает достаточно сильное воздействие на личность подростка. Особенно это важно при проведении тренинга в группах, которые не распадаются (например группы, организованные на базе школы). Промахи ведущего в таких группах могут в дальнейшем негативно отразиться на их участниках.
Программа реализуется на основании основных принципов работы тренинговой группы - ненасильственность и непредвзятость общения, положительный характер обратной связи.
Психологическая служба, основными направлениями деятельности которой являются индивидуально-ориетированное сопровождение (диагностика, коррекция, просвещение, консультирование) воспитанников; психологическое просвещение сотрудников; организационно-методическая деятельность.
6. Материально-техническое обеспечение программы
1. Рабочее (светлое, просторное) помещение, позволяющее свободно перемещаться во время подвижных игр и содержащее рабочую зону (столы и парты);
2. кресла должны быть удобными. Кол-во кресел = кол-во участников + кол-во тренеров + кол-во гостей + 2 резервных;
3. столы необходимы для выполнения отдельных заданий и для размещения канцелярских принадлежностей, раздаточных материалов, технических средств;
4. доска для размещения наглядных материалов и листов бумаги для записи по ходу тренинга;
5. технические средства: аудио - и видеоноситель, диски с релаксационной музыкой, ПК;
6. канцелярия: тетради, блокноты с жесткой обложкой (для того, чтобы можно было писать сидя в кругу), ручки, папки для участников с раздаточными материалами (анкеты, тесты, информационные листы, буклеты), бэйджи/значки для имен участников, психолога, ватманы, маркеры разного цвета (1 набор для психолога), фломастеры, цветная бумага, краски, гуашь, кисточки, чистая бумага (формат А), скотч, ножницы, кнопки, скрепки.
7. мяч.
Сроки и этапы реализации программы: программа содержит 15 занятий, которые проходят с периодичность 1 раз в неделю в среднем по 1,5 часа. Срок реализации: 4 месяца. Программа состоит из трех блоков:
- «Становимся группой» (1,2 занятие).
- «Я и мой внутренний мир» (занятия 3-5).
- «Взаимодействия, становимся увереннее» (занятия 6-14).
Ожидаемые результаты реализации программы: снижение уровня агрессии у подростков 14-15 лет, формирование толерантного сознания, развитие навыков самоконтроля и конструктивных форм выхода из конфликтных ситуаций.
Результаты диагностики:
По данным первой сессии исследований по методике А.Басса – А.Дарки (в интерпретации Г.А. Цукерман) большинство испытуемых проявили небольшой уровень физической, косвенной агрессии и раздражительности, а также небольшой уровень вербальной агрессии (40%), средний уровень негативизма (30%) и обидчивости (40%). Кроме того, испытуемые показали средний уровень чувства вины (33,3%), в большей части группы отсутствовала подозрительность.
По данным второй сессии исследований, большинство участников совсем не имеют физической агрессии либо имеют небольшой уровень данного признака. Косвенная агрессия не наблюдается у большинства или же имеется небольшой ее уровень. У большей части испытуемых (71,4%) отсутствует раздражительность. По шкале «негативизм» количество опрошенных, результаты которых попали в категорию «нет негативизма» и «небольшой уровень негативизма», примерно одинаково (43% и 50% соответственно). Кроме того, члены группы показали небольшой уровень обидчивости по сравнению с первой серией исследований, когда у большинства испытуемых наблюдался средний уровень данного признака. Большая часть также отличается небольшим уровнем подозрительности, а у 35,6% испытуемых данная реакция отсутствует. Вербальная агрессия не выражена у 57% подростков, 43% имеют небольшой уровень данного признака. Более половины (57% испытуемых) проявили «средний уровень чувства вины».
По данным исследования по методике А. Басса—А. Дарки, до проведения тренинговых занятий у подростков наблюдались достаточно высокие показатели физической, косвенной, вербальной агрессии, а также негативизма, подозрительности и чувства вины, особенно у детей из неблагополучных семей. Однако после проведения тренинга было отмечено значительное снижение (почти вдвое) таких показателей, как физическая, вербальная агрессия и негативизм у мальчиков и косвенная агрессия, подозрительность и раздражительность у девочек.
Тренинг, в ходе которого участники обучаются конструктивным формам поведения в конфликтной ситуации, оказывает значимое положительное влияние на общую и социальную толерантность (экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова) и повышает соииокультурную компетентность личности подростка (см. приложение 1).
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
- количественные критерии: снижение индекса агрессии: вербальная агрессия - коэффициент 8 баллов, физическая агрессия – коэффициент 11 баллов); снижение индекса враждебности (подозрительность - коэффициент 11 баллов), раздражение - коэффициент 9 баллов. Повышение уровня толерантности у подростков со средним уровнем с 70% до 75% (61- 99 баллов), у подростков с высоким уровнем с 10% до 15% ( 100- 132 балла).
- качественные критерии: научить подростков контролировать свое эмоциональное состояние, в конфликтных ситуациях использовать методы сотрудничества и компромисса, повысить общую и социальную толерантность.
2. Основное содержание
Занятие 1
Занятие 1. «Знакомство»
Задачи:
— получение опыта самопрезентации;
— знакомство с другими членами группы;
— информирование о формах работы в группе;
— повышение сплоченности членов группы.
1. Вводная часть
Цель — выявление ожиданий участи и ков тренинга.
Необходимое время: 5 минут.
Материалы: чистые листы, тетради, ручки, бейджи (именные карточки).
Участники сидят в кругу, каждому раздается по бейджу (именной карточке).
Ход - занятия. Ведущий. «Здравствуйте! Я рада вас приветствовать. Наверное, у всех возникает вопрос: «А что мы будем здесь делать, зачем нам это нужно, что изменится во мне и в моей жизни после занятий в этой группе?** Сегодня мы все вместе ответим на эти вопросы. Но сначала нужно познакомиться. Каждому из участников предлагается взять бейдж и написать на нем свое имя. Важно сделать это самостоятельно. То, как будет оформлен бейдж уже даст возможность что-то говорить о вас: кто-то напишет имя по кругу, а кто-то дорисует цветочек. Кто-то — обычным шрифтом и ровно, кто-то по диагонали...На выполнение этого задания отводится 3 минуты».
2. Знакомство с ожиданиями участников
Необходимое время: 10 минут.
Материалы: тетради, ручки, набор открыток «Я верю, что я...».
Ход занятия. Ведущий. «Мне да было интересно: почему человек поступает так, а не иначе, зачастую не так, как хочет сам, почему нам бывает так трудно найти общий язык? Я увлеклась психологией,| это увлечение переросло в мою профессию. Теперь я не только ищу ответы на эти и аналогичные вопросы, но и помогаю людям понять и окружающих. Я буду рада, если помогу и вам.
Когда я шла на это занятие, немного волновалась. Надеюсь, нам удастся создать атмосферу дружбы и доверия. Ведь только в такой обстановке мы сможем говорить о своих проблемах, стать группой, которая не только поможет каждом жизненных трудностях, но сделает вас чуточку добрее, счастливее, сильнее. Чего же я жду от занятий? Взгляните на доску».
Участники должны прочитать и подумать, насколько правдивы высказывания по отношению к ним, потом записать в тетрадь в одну колонку те высказывания, которые относятся к ним, а в другую — те, которые не относятся. Не обязательно выписывать все высказывания.
После выполнения задания ведущий может обратиться к участникам: «Мне бы очень хотелось, чтобы после наших занятий вы смогли отнести к себе как можно больше высказываний».
Разминка
Цели:
— создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;
— повышение внутригруппового доверия
3. Упражнение
«Все — некоторые — только Я»
Необходимое время: 10 минут. Ход занятия. Ведущий. «Итак, друзья, начнем знакомиться! Я стою в центре круга и называю любой признак, который относится к некоторым участникам (а может быть, и ко всем), например: «Поменяйтесь местами все, кто проснулся сегодня рано!» Тот, кого это касается, вскакивает с места и бежит на другое, я тоже стараюсь занять чье-то место. Кто не успел занять место — водит».
После выполнения упражнения ведущий обсуждает игру с ребятами: «Эта игра называется «Все — некоторые — только Я». В каких случаях все менялись местами? Вот видите, мы уже нашли что-то общее для нас. Когда встал только один человек? Смотрите, у каждого из нас есть и отличительные черты, и это здорово! А что-то объединяет только часть людей. Сейчас мы посмотрим, что еще объединяет нас. Для выполнения этого упражнения нам надо разбиться на группы. Сделаем это интересно!»
4. Упражнение «Мяу — гав — му»
Задача — установление эмоционального контакта между участниками.
Необходимое время: 5 минут.
Материалы: карточки (по количеству участников группы), на одной трети которых написано слово «мяу», на другой трети — слово «гав», на оставшихся — слово «му».
Ход занятия. Ведущий объясняет участникам тренинга задание: «Сейчас каждый получит бумажку, на которой написано одно из трех слов: «мяу», «гав» или «му». Прочитайте это слово и никому не показывайте бумажку. Теперь все будут ходить по комнате, издавать звуки, характерные для этого животного, и искать своих сородичей. У вас есть 30 секунд, чтобы найти «свое» животное и объединиться в три группы».
Основная часть
5. Упражнение
«Что у нас общего?»
Задачи:
— осознание участниками общности друг с другом и собственной индивидуальности:
— ощущение единства группы.
Необходимое время: 10 минут.
Ход занятия. Ведущий радуется, обращаясь к группе: «Ура! Я вижу, у нас есть группа кошек, группа собак и группа коров и быков. Сейчас каждая группа за 5 минут должна найти как можно больше общего у всех ее участников. Например, у нас у всех светлые волосы, и мы любим мороженое. Если хоть к кому-то из группы это не относится, то признак не принимается. Я даю каждой группе листок, на котором вы составите список общих качеств. Выбирайте того, кто будет писать, и — за дело! Время пошло».
После выполнения упражнения каждая группа по очереди зачитывает один признак, потом также по очереди — второй и т.д. Выигрывает группа, которая нашла больше всего признаков. Аплодисменты.
6. Упражнение
«Что есть только у меня?»
Задачи:
— знакомство участников в микрогруппах;
— осознание собственной уникальности.
Необходимое время: 10 минут.
Ход занятия. Ведущий. «Итак, у нас получилось несколько групп. Разойдитесь, пожалуйста, по группам и найдите как можно больше отличий каждого члена группы от других. Только у Оли есть собака, только у Вани — карие глаза. Каждый записывает свои отличия. На всю работу — 5 минут».
После поиска отличий в группах участники собираются в круг, каждый по очереди зачитывает свое отличие. Постепенно выходят из игры те, у кого список закончился. Выигрывает тот, у кого больше всего отличий. Аплодисменты.
7. Упражнение «Цепочка»
Задача — повышение внутригруппового доверия.
Необходимое время: 10 минут.
Ход занятия. Участники садятся в круг. По команде все закрывают глаза и берутся за руки. Ведущий слегка пожимает руку соседа справа. Тот передает пожатие своему справа, который «отправляет» следующему участнику. Так происходит до тех пор, пока пожатие не вернется к ведущему. 8. Упражнение «Интервью»
Задача — получение интересующей информации о каждом участнике в процессе интервью.
Необходимое время: 20 минут.
Ход занятия. Ведущий. «Каждый из вас должен взять у партнера интервью. Можно спрашивать о всем, что вас интересует в этом человеке: о его любимых занятиях, местах, в которых он был, его хобби, любимых блюдах, мечтах и т. д. Через 5 минут вы меняетесь ролями, а через 10 минут мы соберемся в круг. Каждый из вас представит своего партнера, расскажет о нем. После этого ком говорили, скажет, согласен он с услышанным, и при желании что-то добавит. А теперь распределитесь по комнате так, чтобы пары не мешали друг другу, и начинаем интервью».
Рефлексия
9. Завершение круга
Необходимое время: 10 минут.
Ход занятия. В кругу все делятся впечатлениями от занятия. Предложите ребятам, передавая по кругу мячик, рассказать о том, что было для них наиболее значимым, важным, что понравилось или не понравилось; о том, что не успели сказать кому-нибудь из участников или всей группе. Ведущий может начать этот завершающий круг со своих впечатлений, но лучше сделать это в конце. Если подростки будут высказываться после ведущего, они могут не сказать об отрицательных впечатлениях или говорить, ориентируясь на мнение ведущего.
10. Прощание
Необходимое время: 5 минут.
Ход занятия. Ведущий. «Вот и закончилась наша первая встреча. Подойдите к людям, с которыми вам было приятно работать, скажите им об этом, поблагодарите их. Спасибо всем! До следующей встречи!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психопрофилактическая программа по формированию здорового образа жизни, культуры гражданина "Жизнь без сигарет"
В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с табакокурением. Особенно большое распространение оно получило в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние...
Презентация психопрофилактической программы "Волна"
Программа «Волна» направлена на обучение навыкам саморегуляции посредством диафрагмального типа дыхания, наиболее оптимального для организма как в условиях естественного функционирования и разви...
Программа развития позитивного самоотношения у старших подростков "Будь собой! Будь лучшим!"
Подростковый возраст относится к критическому периоду развития личности. Остро протекающий перелом психического развития обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. Наиболее важным ...
Программа формирования позитивного семейного поведения «Мы вместе». Презентация
Просвещение родителей в области семейного воспитания...
Презентация на тему: "Использование психопрофилактической программы "Волна" для обучения учащихся диафрагмальному дыханию на логопедических занятиях".
Программа "Волна" для обучения учащихся диафрагмальному дыханию на логопедических занятиях...
Программа "Школа позитивных привычек"
laquo;Позитивные привычки» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижа...
Дополнительная общеразвивающая программа по плаванию "Волна"
Дополнительная общеразвивающая программа «Волна» включает в себя обучение основным навыкам плавания посредством подвижных игр, является лучшим средством профилактики простудных заболеваний...