Программа " Школьный театр"
рабочая программа по теме
Программа " Школьный театра" предназначена для детей 10-14 лет . Может быть реализована на занятиях дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkolnyy_teatr.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа « Школьный театр»
Пояснительная записка.
Театр – искусство коллективное. Спектакль – результат творческих усилий коллектива. Занятия в школьном театре, где возраст участников 10-14 лет, могут и должны воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим.
Влияние любого вида искусства, в т.ч. и театрального, на личность ребенка неоспоримо. Формирование нравственных начал происходит через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это в свою очередь способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. Все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Цель программы : развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.
Задачи программы:
- развитие творческого мышления;
- развитие художественно-творческих способностей учащихся;
- воспитание любви и интереса к культуре Отечества и мировой культуре;
- создание условий, позволяющих детям найти свое место в творчестве;
- воспитание эстетической культуры учащихся; развитие навыков общения.
Основой занятий является программа, которая предусматривает систематическое и последовательное обучение, развитие и воспитание.
Данная программа является модифицированной. Она составлена на основе Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Занятия театрального коллектива включают, наряду с работой над пьесой, проведение бесед об искусстве, совместные просмотры и обсуждения спектаклей, фильмов, подготовка афиш, программок, билетов, заблаговременная подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом и т.д. Ежегодный показ нового спектакля или композиции – необходимый завершающий этап работы.
В школьный театр принимаются все желающие. Число участников каждой группы 12-13 человек. Занятия проходят по 4,5 часа в неделю. Могут проводиться со всем составом, с подгруппой и индивидуально. Всего на год отводится 170 часов. Программа рассчитана на 2 года.
Ход занятия предусматривает чередование различных обучающих приемов: беседы, упражнения, игры-этюды, прослушивание звукозаписей, просмотр видеоматериалов.
Ожидаемый конечный результат : участники детского объединения чувствуют себя раскованно, свободно. Грамотно применяют знания основ актерского мастерства, этапов работы актера над ролью. Знают законы сценического действия, владеют элементами актерской выразительности, умеют анализировать произведение. Ориентируются в этических вопросах, стремятся к знаниям, умеют ценить труд в коллективе.
Главным критерием в оценке деятельности участника театрального объединения является его творческое проявление в процессе воплощения на сцене конкретного задания: исполнения роли в спектакле, участие в литературно-поэтической композиции или выступление в качестве ведущего концертной программы.
Программа
Учебно-тематический план .
Вид деятельности | Теория | Практика |
Беседы о театре | 1. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл); театр кукол. 2. Из истории русского театра. Народные обряды, игры, празднества. Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси. Кукольный скомороший театр о Петрушке. Рождение театра кукол. Зарубежные братья Петрушки. Виды кукольного театра. Знакомство с современным кукольным театром. Его художественные возможности. Особенности выразительного языка театра кукол. 3. Пьеса – основа спектакля. Составление сценария на основе небольшого литературного произведения. | Экскурсия в театральные студии школ города. Просмотр спектакля. Просмотр кукольного театра |
Работа на сцене. | Значение поведения в актерском искусстве. Сценическое внимание. Виды внимания. Органы внимания. Объекты внимания. Управление вниманием. Бессловесные элементы действия. Актёрское взаимодействие. | 1. Простейшие упражнения и игры, помогающие сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания. 2. Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия. |
Работа над голосом. | Рождение звука. Дыхание и голос. Дыхание и звук. Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение. Орфоэпия. Работа со словарем. | Упражнения артикуляционной гимнастики. Комплекс упражнений по дикции. Упражнения с текстами скороговорок, чистоговорок. Работа со словарем. Проверка ударения. |
Художественное чтение. | Логика речи. Анализ лирических, драматических, эпических произведений. Работа над выразительностью чтения. Чтение по ролям. | 1. Анализ произведения. 2. Логика речи. Логическое ударение. Логическая пауза. 3. Прослушивание записей выступлений профессиональных артистов. 4. Принципы построения концерта. |
Работа над спектаклем | Тематический анализ. Событийный ряд и действенный анализ. Предлагаемые обстоятельства. Линии действия персонажей. | 1. Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведение руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения. Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновения героев. Распределение ролей. Чтение пьесы по ролям. 2. Чтение пьесы (по событиям); Этюды – импровизации на событие пьесы (у каждого персонажа свои линии действия). Воспроизведение на сценической площадке. Анализ выступления. 3. Работа над словом. 4. Репетиция с деталями декораций. 4. Проигрывание пьесы целиком, с включением готового оформления, музыки и т.п. Хронометраж. Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия пьесы и закрепление последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций всей пьесы. Установление порядка перестановки деталей декорации, выделение ответственных за перестановку. |
Показ спектакля зрителям: учащимся, родителям, учителям. Обсуждение итогов работы. |
Список литературы для учащихся
Богуславская Н.Е., Кунина Н.А. Веселый этикет. Екатеринбург, 1997.
Карпов Н.В. Уроки сценического движения. М., 1999.
Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М., 1997.
Смоленский Я.М. В союзе звуков чувств и дум. М., 1976.
Что такое театр. Книга для детей и их родителей. М., 1997.
Список литературы для педагогов
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: Искусство, 1972.
Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998.
Артоболевский Г.В. Художественное чтение. М.: Просвещение. 1978.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М.: Школьная пресса. – 2000.
Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1978.
Немирович – Данченко В.И. Об искусстве актера и режиссера. Работа над спектаклем. Т. 1. М., 1952
Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1 - 11кл. М.: Просвещение. 1995.
Саричева Е.Ф. Сценическое слово. М.: Просвещение. 1963.
Станиславский К.С. Работа актера над собой. т 8. М., 1954.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театральных занятий младших школьников. М.: Владос. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа школьного театра "Радуга"
Школьный театр - особый мир в пространстве образовательного учрежденияВ школе происходит становление личностного самосознания ребенка. Для этого усилиями педагогов и родителей создаются разнообра...
Инновационная образовательная программа "Школьный театр как лестница успеха для учащихся с ОВЗ"
Данный материал предствавляет разработку инновационной образовательной программы "Школьный театр как лестница успеха для учащихся с ОВЗ" В этой программе представлен опыт школы по созданию школьного т...
Проект школьного театра исторической реконструкции "Исторический театр - развитие,гармония,будущее"
Проект содержит программу работы школьного театра. Работа получила гранд, в данное время в нашей школе идет реализация проекта....
Программа школьного театра моды «Парадиз». «Мы дарим людям радость и красоту».
Программа театра моды представляет широкие возможности для проявления талантов и дарований ребят. Выявляет модельеров, художников, конструкторов, стилистов, артистов. Формирует чувство прекрасн...
Программа школьного театра "Ревю"
Данная программа способствует развитию интереса к языку и литературе, а также искусству вообще, потому что театр-это синтетический вид искусства...
Анализ программы "Школьный театр "Петрушка"
Анализ программы внеурочной деятельности по ОВР...
Рабочая программа Школьный театр
Программа «Школьный театр» разработана в связи с необходимостью учёта индивидуальных, познавательных потребностей, возрастных ипси...