Программа кружка "Мир математики"
материал

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programm_kruzhka_mir_matematiki.doc353.5 КБ

Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОРОБОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«Рассмотрено »

Руководитель ШМО

___________ О.Л.Васильева

Протокол №_________

от «___» _________2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ Коробовской ООШ

_________________В.А.Васин.

«____» _______________2016 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ Коробовской ООШ

____________       Е.К.Малышева

Приказ № ____ от «___»________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

математического кружка

«Мир математики»

Составитель -  Васин В.А. ,

учитель высшей

квалификационной категории

2016 учебный год


Данная программа математического кружка «Мир математики» предназначена для системы внеурочной работы и принципиально отличается от урочной:

1. школьники  добровольно выбирают занятия математикой;

2. познавательный процесс становится непрерывным и не ограничен рамками урока;

3. созданы условия для системного развития творческих способностей детей в математике.  

Пояснительная записка

Программа составлена для обучающихся 5-8 классов. Срок реализации программы 3 года

Направленность программы:

Данная программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования по математике. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. 
Данная программа предполагает систему творческого развития. Данная программа является синтезом известных математических тем, дополняющих и расширяющих общую интеллектуальную и математическую культуру школьников 5-9 классов.

Актуальность программы:

Актуальность данной программы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Предлагаемая программа основывается на организации внеклассной работы школьников сельской школы, где в учебном плане не отведено время на дополнительное образование школьников. Учитель организовывает работу учащихся во внеурочное время с заинтересованной частью учащихся – в тесной связи с новым содержанием обучения по современным программам и учебникам математики. Используемый здесь учебно-методический материал призван повысить математическую подготовку учащихся основной школы и развить их самостоятельное творческое мышление. Ценность программы определяется разнообразием тематики и методов решения задач, новизной по отношению к содержанию урока математики в классе. Школьники учатся ориентироваться в незнакомых ситуациях и областях, решать задачи с непривычным для них математическим содержанием. Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.

Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого «среднего» ученика. Однако уже с первых классов начинается расслоение коллектива учащихся на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике; на тех, кто добивается при изучении материала лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом. Это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике в системе урочных и внеклассных занятий.

В то же время, с помощью продуманной системы внеурочных занятий, можно значительно повысить интерес школьников к математике.

Разнообразные формы внеурочных занятий открывают большие возможности в этом направлении.

Главное, что представляется важным подчеркнуть – теснейшая связь, в которой должны находиться кружковые и обычные занятия. Кажется необходимым регулярно задавать на уроках задачи со звездочкой по изучаемой на них тематике. Разбор решений этих задач может осуществляться на занятиях кружка. Там же должен проводиться анализ проведенных олимпиад, конкурсов.

Новизна программы:

Новизна программы: состоит в том, чтобы расширить зону ближайшего развития ребёнка и последовательно перевести её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Новизна программы кружка состоит в том, что она содержит тему из блока «Элементы логики, графы, принцип Дирихле, решение нестандартных задач».

Педагогическая целесообразность программы:

Педагогическая целесообразность в том, что основными принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.

Цель и задачи работы кружка:

Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  • Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям
  • Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
  • Воспитание высокой культуры математического мышления.
  • Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебой и научно-популярной литературой.
  • Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики.
  • Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
  • Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
  • Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса.

Математическая подготовка на занятиях кружка призвана решить следующие задачи обучения:

Обучающие задачи

- учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;

- учить быть критичными слушателями;

- учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;

- учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;

- учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.

- изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;

- демонстрировать высокий уровень предметных умений;

- достигать более высоких показателей в основной учебе;

- синтезировать знания.

Развивающие задачи

- повышать интерес к математике;

- развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

- развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;

- развивать эмоциональную отзывчивость

- развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.

Воспитательные задачи

- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;

- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления; развивать пространственное воображение;

- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;

- воспитывать трудолюбие;

- формировать систему нравственных межличностных отношений;

- формировать доброе отношение друг к другу.

Программа опирается на применение информационно-коммуникативных технологий.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:

Программа рассчитана для учащихся в возрасте 12-15 лет.

Сроки реализации  образовательной программы

Программа « Мир математики» рассчитана на три года обучения. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели.

На каждый год обучения предполагается 17 часов.

Формы проведения и режим занятий:

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части.

Занятия учебных групп проводятся:

1 занятие 40минут.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (школьнику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность 
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.

Режим занятий:

Четверг с 14 до 14

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

·  простое наблюдение,

·  проведение математических игр,

·  опросники,

·  анкетирование

·  психолого-диагностические методики.

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

·  занятия-конкурсы на повторение практических умений,

·  занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

·  самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

·  участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

·  результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

·  активность,

·  аккуратность,

·  творческий подход к знаниям,

·  степень самостоятельности в их решении и выполнении и т. д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

·  игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

·  собеседования (индивидуальное и групповое),

·  опросников,

·  тестирования,

·  проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Личностными результатами в работе кружка «Мир математики» является формирование следующих умений:

Самостоятельно определять,  высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая  самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков;

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач;

• умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач.


Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Контроль знаний, умений и навыков включает практические работы, игры-состязания, олимпиады.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся проводится в процессе защиты практико-исследовательских работ, опросов, выполнения домашних заданий (выполнение на добровольных условиях, т.е. по желанию и в зависимости от наличия свободного времени) и письменных работ.

Формы подведения итогов реализации дополнительной  образовательной программы:

Выход: творческие работы учащихся.

В ходе проведения занятий кружка следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:

  • решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения
  • исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического,    графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации
  • поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Календарно-тематический план

5 - 8 класс (51час)  (на 3 года обучения)


занятия

Наименование темы

Количество часов

Дата

по плану

Дата по факту

Примечание

1 год занятий

I. Решение олимпиадных задач

7 часов

1

Олимпиадные задачи, их особенности.

1 час

2

Математические софизмы, фокусы и головоломки.

1час

3

Простейшие преобразования графиков

1 час

4

Элементы теории множеств и математической логики. Логические задачи.

1 час

5

Различные уравнения и методы их решения.

1 час

6

Головоломки в картинках.

1 час

7

Головоломки, ребусы

1 час


II. Алгебраические задачи

10 часов

8

Задачи на равномерное движение.

1 час

9

Задачи на расход материалов и денежных средств.

1 час

10

Решение задач  на проценты

1 час

11

Решение задач на проценты

1 час

12

Старинные задачи.

1 час

13

Задачи с числовыми великанами.

1 час

14

Решение задач с помощью уравнений.

1 час

15

Расчет коммунальных платежей

1 час

16,17

Классические задачи

2 часа

2 год обучения

III. Занимательная геометрия

10часов

18

Простейшие геометрические задачи

1 час

19

Геометрия в лесу. Геометрия у реки.

Решение задач.

1 час

20

Геометрия в открытом поле. Площадь участка.

1 час

21

Геометрия в дороге. Решение задач.

1 час

22

Мини проекты: «Геометрия вокруг нас»

1 час

23

Между делом и шуткой в геометрии.

1 час

24

Большое и малое в геометрии. Геометрическая экономия.

1 час

25

Платоновы тела в геометрических задачах

1 час

26,27

Нахождение площадей фигур. Задачи на разрезания

2 часа


IV. Графы. Принцип Дирихле

7 часов

28

Что такое графы.  Основные понятия теории графов... Степень вершины. Полный граф и его свойства.

1 час

29

Маршрут, путь и цикл.

1 час

30

Дерево вариантов

1 час

31

Лемма рукопожатий. Решение логических задач с помощью графов.

1 час

32

Принцип Дирихле.. Задачи на принцип Дирихле

1 час

33

Выполнение собственной творческой работы

1 час

34

Выполнение собственной творческой работы

1 час

3 год обучения

Проектная деятельность

10 час

35

Программы «Word» и   «PowerPoint»

1 час

36

Программы «Word». Информация.  Как получить нужную информацию через сеть интернет.

1 час

37

Проблема ,цель проекта, задачи, актуальность, выдвижение гипотезы, работа над проблемой.

1 час

38

Оформление проекта

1 час

39

Работа на компьютере (вставка картинок)

1 час

40

«PowerPoint» Работа на компьютере. Создание презентации.

1 час

41

 Шрифты. Виды заголовков. Оформление работы.

1 час

42

Вставка в презентацию картинок, рисунков

1 час

43

Работа над групповым  проектом

1 час

44

Работа над групповым проектом

1 час

«Жизненные задачи» и их решения

7 часов

45

Задачи на проценты (понижение и повышение цены на  товары)

1 час

46

Задачи на проценты (платежи)

1 час

47

Расчеты, необходимые при ремонте квартиры

1 час

48

Расчет расхода материалов при выполнении ремонтных работ

1 час

49,50.51

Подготовка коллективного проекта. Защита проекта.

3 часа


Литература и средства обучения:

1. Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. Пособие для учителей. М.Просвещение, 1971

2. Генкин С.А., Итенберг И. В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки: Пособие для внеклассной работы. Киров: АСА, 1994 год

3. Депман И.Л. Рассказы о математике. ГИДЛМП Ленинград 1994 год.

4. Нагибин Ф.Ф., Канан Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение 1999 год.

5. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. Триада-Литера Москва 2000 год.

6. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры, М., Просвещение, 1990 год.

7. Приложение к учебно-методической газете «Первое сентября», Математика, издательский дом Первое сентября, 2007 год.

8. Совайленко В.К., Лебедева О.В. Математика. Сборник развивающих задач для учащихся 5-6 классов. Ростов – на – Дону.Легион, 2005 год.

9. Соколова И.В. Математический кружок в VI классе. Краснодар 2005 год.

10. Фарков А.В. Математические кружки в школе 5-8 класс. Москва. Айрис-пресс 2007 год.

11. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия: Учебное пособие для учащихся V –VI классов. М.МИРОС, 1995 год.

12. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учебное посбие для 5 – 6 классов общеобразовательных учреждений. М.Просвещение, 1995 год.

13. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. М. Просвещение 2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)

Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Рабочая программа по математике к учебникам "Математика 5" и "Математика 6" С. М. Никольский и другие

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к рабочей программе, содержит ссылки на дидактические материалы...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Примерная рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.5 класс Математика.

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Авторская программа по математике «Углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса по математике. Подготовка к ЕГЭ» 10-11 классы

Предлагаемая программа относится к предметным курсам, задача которого – углубление и расширение знаний по математике, входящих в базовый учебный план школы. Выбор этого курса позволит учащимся изучить...