Исследовательская работа
материал
Предварительный просмотр:
Введение
Дети, придя в школу, обязательно в 1 классе изучают алфавит. На уроках грамоты знакомятся с печатными буквами и их звуками, учатся читать. Сделать уроки по изучению алфавита интереснее нам помогают необычные задания. Нам их предлагает учитель.. Но однажды, увидев, как наш одноклассник слепил букву из пластилина, мы придумали себе задание – сделать буквы своими руками на начальную букву своей фамилии или имени. Я тоже выбрала букву «ф». Но почему , когда мы произносим эту букву, мы слышим два звука «эф».
Цель. Выяснить, почему произнося букву «Ф», мы слышим два звука.
Я перед собой поставила следующие задачи:
1.Выяснить, почему она так звучит
2. Изготовить модель буквы «Ф» для выставки.
Объект исследования – буквы, звуки.
Предмет исследования – изучение звучания буквы «Ф».
Гипотеза. Есть ли у человека любимая буква? Это буква, с которой начинается имя или фамилия.
Практическая значимость. Использование материала на уроках русского языка и литературы.
Эта странная буква «Ф»
На уроках русского языка и литературного чтения мы узнали, что в русском языке 33 буквы. Оказалось, что слово «алфавит» обозначает не только набор букв языка. Алфавит – это порядок букв, принятый в азбуке.
Нам стало интересно, почему буквы нашего языка стоят именно в таком порядке. Почему каждая буква занимает свое место, буква А самая первая, а буква Я заканчивает алфавит.
Поискав информацию в интернете, мы узнали, что все буквы нужны для написания слов. Только есть буквы, которые используются чаще других, а есть и такие, которые употребляются гораздо реже. Поэтому они даже по-особому расположены на клавиатуре. Есть буквы, самые используемые. Но меня больше всего заинтересовала буква «Ф». Почему, произнося букву «Ф», мы слышим два звука.
Оказывается, буква «Ф, ф» (называется: эф) является буквой всех кириллических славянских алфавитов (в болгарском - 21-я, в русском - 22-я, в белорусском - 23-я, в украинском и сербском - 25-я, в македонском - 26-я); применяется в письменностях также у ряда неславянских народов.
В церковно- и старославянской азбуках называется «фе́ртъ» (ц.-с.) или «фрътъ» (с.-с.). Смысл наименования этой буквы не понятен, но ряд исследователей предполагают, что "ферт" имеет звукоподражательное происхождение, наподобие звука "Ф-ррр", издаваемого лошадьми, поскольку в древности звук [ф] был абсолютно чужероден для славянского языка и славянские слова с ф подобрать было невозможно.
Обычно считается по счету 22-й в кириллице и имеет форму ; в глаголице по порядку 22-я, выглядит как либо (в более древнем начертании) как вертикально вытянутый прямоугольник, пересеченный горизонтальной линией с маленькими окружностями на концах. Соответствует числовому значению 500 в обеих азбуках. Происходят как кириллическая, так и глаголическая буквы от греческой «Φ, φ» (фи).
Буква «Ф» в словах
Букву Ф сперва использовали только, чтобы передавать звук [ф] в заимствованиях, и употреблялась она практически наравне с буквой «Ѳ, ѳ» (фита); позднее, с появлением в некоторых позициях в произношении звука [в] перехода в звук [ф], стала появляться и в непосредственно славянских словах, заменив, в соответствии с произношением, В или ХВ.
Когда в 1707—1708 гг. вводилась 1-я версия гражданского шрифта, букву Ф упразднили, а использовали только фиту; но во 2-й версии (1710) снова восстановили ферт, сохранив этимологическое различие употребления данных букв. Реформы орфографии 1917—1918 гг. фиту упразднили и, единственным вариантом выражения для фонемы [ф], осталась Ф.
Современный русский язык букву Ф использует почти исключительно в заимствованных словах, где она обозначает твёрдый глухой звук [ф] или (перед е, ё, и, ь, ю и я) — мягкий [ф`]. В словах, имеющих славянское происхождение, Ф можно встретить в звукоподражаниях (фыркать, фукать) или в сильно трансформированной в своем звучании и письме форме слов: Фили, филин.
Употребление
• Ф прописная — условно обозначает фараду (в системе СИ — единицу электрической ёмкости).
• ф строчная — как сокращенное от «фемто-» (масштабный коэффициент для 10−15).
• Славянское название буквы Ф — «ферт», совместно с её формой, стало основой происхождения оборота «ходить фертом», т. е., дословно — ходить подбоченясь (руки в боки), в переносном значении характеризует самодовольного щеголя, который держится с показным молодечеством и ухарством.
Слова, начинающиеся на букву «Ф»
Я решила выяснить, есть ли у детей буквы самые любимые.
Мы решили всем классом, что каждый выберет любую понравившуюся букву алфавита и изготовит ее модель любым способом в течение осенних каникул (можно было обращаться за помощью к родителям).
Творческие работы представлял 21 человек из 24. (приложение 1)
Мы не просто выставили свои буквы для просмотра, а каждый представлял свою букву. Ребята рассказывали стихи и сказки, загадывали загадки, читали сочинения (которые помогли написать родители), перечисляли длинные ряды слов на свою букву. (приложение 2)
Мы решили не просто изготовить «любимую» букву для выставки, но и обязательно объяснить свой выбор во время устного представления.
Перед выступлением мы предположили, что у большинства ребят «любимой» буквой стала первая буква имени или фамилии.
Заключение
Наша гипотеза «есть ли у человека любимая буква – это буква , с которой начинается имя и фамилия» подтвердилась. Все буквы нужны.
Работая над проектом, мы задались вопросом: чем интересна буква «ф»
Мы поставили цель: выяснить, почему произнося букву «ф» мы слышим два звука.
Работая над теоретической частью проекта, мы узнали, что каждая из 33 букв занимает свое место в русском алфавите и обязательно нужна для написания слов. Но оказалось, что буквы для ребят нашего класса не только необходимы, но еще и любимы. Определили место буквы и звука «ф» в словах. Обратили внимание на слова, которые начинаются с буквы «ф». Мы с родителями изготовили модели букв для выставки. Все представили работы из разных материалов. Мы получили продукт проекта: выставку моделей букв. Каждый рассказал о своей букве что-то интересное. В дальнейшем мы их будем использовать на уроках русского языка и литературного чтения.
Работая над исследовательской частью проекта, я выяснила, почему произнося букву «ф», мы слышим два звука. Я подготовила презентацию на странную букву «ф» и выяснила, как люди выбирают любимую букву.
Мы достигли своей цели: выяснили, почему, произнося букву «ф», мы слышим два звука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"
В течении 4 лет, с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской деятельности. Вела наблюдение...
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"
Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...
Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод проектов...
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
Основы научно - исследовательской работы (на примере участия в городском конкурсе исследовательских работ, посвященных 110-летию со Дня Рождения Д.Ф.Устинова)
Данный материал содержит основы научно - исследовательской работы и поможет в написании исследования....