Методическая разработка " Программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры с элементами спортивных игр» 5 класса 2018 -- 2019
методическая разработка (5 класс)

Кулагина  Светлана Рудольфовна

Актуальность

данной программы определяется необходимостью достижения образовательных результатов в соответствии с требованиями современных нормативных документов, определяющих деятельность педагога в рамках предмета «Физическая культура». В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения  целью физического воспитания учащихся общеобразовательных школ является содействие всестороннему физическому развитию личности ребенка посредством обеспечения его необходимым уровнем общего физического образования и общей физической подготовленности. В основе физического воспитания школьников лежит формирование физической культуры лич­ности, которая достигается сочетанием следующих форм обучения – урок физической культуры и внеурочные занятия для учащихся. Физическое воспитание направлено на формирование мотивации и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, в овладении основными видами физкультурно-спортивной деятельности, в разносторонней физической подготовленности занимающихся.

Данная программа создана на основе государственной рабочей программы по физической культуре для учащихся 5 классов (под редакцией В.И. Ляха), в соответствии с требованиями освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования, с учётом особенностей образовательного учреждения, наличия материально-технического обеспечения, возможностей контингента учащихся.

Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных игр  с элементами спортивных через включение их в совместную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол от  «____» _________________ 201_года

№________

Принято

на педагогическом совете ГБОУ школа №23     с углубленным изучением финского языка Невского района Санкт-Петербурга

Протокол от от  «____» ________________ 201_года

        

Утверждаю

Директор

ГБОУ школа №23 с углубленным изучением финского языка Невского района Санкт-Петербурга

___________________ /Т.И.Бондарчук

Приказ от «____» _________________201_года №_______

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Подвижные игры с элементами спортивных игр»

 5 класса

Составила:

учитель физической культуры

2018-2019 учебный год

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №23

с углубленным изучением финского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включённый в Базисный учебный план, также ориентирована на достижение этой цели с учетом специфики предмета.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.

Актуальность 

данной программы определяется необходимостью достижения образовательных результатов в соответствии с требованиями современных нормативных документов, определяющих деятельность педагога в рамках предмета «Физическая культура». В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения  целью физического воспитания учащихся общеобразовательных школ является содействие всестороннему физическому развитию личности ребенка посредством обеспечения его необходимым уровнем общего физического образования и общей физической подготовленности. В основе физического воспитания школьников лежит формирование физической культуры личности, которая достигается сочетанием следующих форм обучения – урок физической культуры и внеурочные занятия для учащихся. Физическое воспитание направлено на формирование мотивации и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, в овладении основными видами физкультурно-спортивной деятельности, в разносторонней физической подготовленности занимающихся.

Данная программа создана на основе государственной рабочей программы по физической культуре для учащихся 5 классов (под редакцией В.И. Ляха), в соответствии с требованиями освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования, с учётом особенностей образовательного учреждения, наличия материально-технического обеспечения, возможностей контингента учащихся.

Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных игр  с элементами спортивных через включение их в совместную деятельность.

Задачи программы:

- оздоровительная работа с детьми, проявляющими интерес к физической культуре

и спорту;

- укрепление здоровья;

- повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;

- здоровьесбережение;

- снятие психологического напряжения после умственной работы на уроках.

Планируемые результаты:

Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Метапредметные результаты отражаются в умении самостоятельно определять цели и задачи своего обучения,  планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, работать индивидуально и в группе, разрешать конфликты.

Предметные результаты отражаются в понимании роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, в приобретении опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга.

Образовательный процесс по  физической культуре в основной школе направлен на решение следующих задач:

*содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

*обучение основам базовых видов двигательных действий;

*дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;

*формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

*выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;

*углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

*воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

*выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

*формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

*воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

*содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Принимая главную цель развития отечественной системы школьного образования и необходимость решения вышеназванных задач образования учащихся в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей.

Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.

Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.

Деятельный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения; в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.

Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов.

Формы и режим занятий 

Программа рассчитана на 34 часа - 3 кл (один час в неделю).

Осуществление целей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий:

- ролевые игры;

- работа в группах;

- работа в парах сменного состава.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

образовательной программы внеурочной деятельности

«Подвижные игры с элементами спортивных игр»

№ п/п

Наименование разделов программы

Всего часов

Теория

Практические занятия

Форма контроля

1.

Подвижные игры, техника безопасности на занятиях. Народные игры.

10

В процессе занятия

8

Учебная игра

2.

Подвижные игры с элементами баскетбола. Техника безопасности на занятиях.

8

7

Учебная игра

3.

Подвижные игры с элементами волейбола. Техника безопасности на занятиях.

8

7

Учебная игра

4.

Подвижные игры с элементами футбола. Техника безопасности на занятиях.

8

7

Учебная игра

ИТОГО:

34

5

29


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Содержание занятия

Дата

1

Подвижные игры. Народные игры. Техника безопасности на занятиях  (10 час)

1

Техника безопасности на занятиях. ОРУ, бег, СУ. Правила игры. «Пятнашки» «Ловишки»

2

1

Возникновение и развитие подвижных игр. ОРУ, бег, СУ. Правила игры. «Колдунчики»

3

1

ОРУ, бег, СУ. Правила игры Подвижная игра: «Северные и южные ветры»

4

1

ОРУ, бег, СУ. Правила игры Подвижная игра: «Казаки – разбойники!

5

1

Здоровый образ жизни ОРУ, бег, СУ. Правила игры. Подвижная игра: «Стоп»

6

1

ОРУ, бег, СУ. Подвижная игра: «Охотники и утки». Правила игры

7

1

ОРУ, бег, СУ. Правила игры Игра: «Петушиный бой»

8

1

ОРУ, бег, СУ. Правила игры Игра: «Снайперы»

9

1

ОРУ. Упражнения с ракеткой  и воланом. Бадминтон в парах

10

1

ОРУ, бег, СУ. Правила игры Игра: «Перестрелка»

11

Подвижные игры с элементами баскетбола. Техника безопасности на занятиях (8 час)

1

Техника безопасности на занятиях. Броски и ловля мяча. Правила игры: «Стоп»

12

1

ОРУ, бег, СУ. Броски и ловля мяча, Правила игры Игра: «10 передач»,

13

1

ОРУ, бег, СУ. Ведение и передача мяча. Правила игры Игра: «Играй, играй мяч не теряй»

14

1

ОРУ, бег, СУ. Ведение мяча и бросок. Правила игры Игра: «Мяч ловцу»

15

1

ОРУ, бег, СУ. Ведение, бросок мяча. Правила игры Игра: «Мяч ловцу»

16

1

ОРУ, бег, СУ. Правила игры Игра: «Пять бросков»

17

1

ОРУ, бег, СУ. Правила игры Игра: «Пять бросков»

18

1

ОРУ, бег, СУ. Эстафеты с баскетбольными мячами.

19

Подвижные игры с элементами волейбола. Техника безопасности на занятиях. (8 час)

1

Техника безопасности на занятиях. ОРУ, бег, СУ. Правила игры Игра: «Перестрелка»

20

1

ОРУ, бег, СУ. Передача мяча 2 руками. Правила игры Игра: «Мяч над головой»

21

1

ОРУ, бег, СУ. Правила игры Игра: «Мяч над головой», «Мяч перед собой»

22

1

ОРУ, бег, СУ. Эстафеты с элементами волейбола. «Поймай и передай»

23

1

ОРУ, бег, СУ. Правила игры Игра: «Волейбольные салочки»,

24

1

ОРУ, бег, СУ. Подача мяча Правила игры Игра: «Пионербол»

25

1

ОРУ, бег, СУ. Правила игры Игра: «Прими подачу»

26

1

ОРУ, бег, СУ. Правила игры Игра: Пионебол с элементами волейбола

27

Подвижные игры с элементами футбола. Техника безопасности на занятиях. (8 час)

1

Техника безопасности на занятиях. ОРУ, бег, СУ. Правила игры Игра: « Сабачки»

28

1

ОРУ, бег, СУ. Правила игры Игра: «Пятнашки»

29

1

ОРУ, бег, СУ. Правила игры Игра: «Передачи мяча ногами», «Передача мяча головой»,

30

1

ОРУ, бег, СУ. Передачи мяча ногами, головой», «Передай пас»

31

1

ОРУ, бег, СУ. Правила игры Игра: «Точно в цель»

32

1

ОРУ, бег, СУ. Правила игры Игра: «Светофор»

33

1

ОРУ, бег, СУ. Правила игры Игра: «Стрельба по мишени» «Охота на индюков»

34

1

Мини - футбол

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Подвижные игры, техника безопасности на занятиях. Народные игры.

Возникновение и развитие подвижных игр. Правила соревнований по подвижным играм. Народные игры, техника безопасности на занятиях.

Личностные результаты

- сформировать чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю

России, осознание своей этнической и национальной принадлежности по средствам

народной игры;

- развивать навыки сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций в ходе игры;

- развивать самостоятельность и чувство личной ответственности за свои поступки;

- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

 - сформировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 - определять общую цель и путь её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

  - сформировать первоначальное представление о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие организма.

  - овладеть умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность, подвижные игры.

- сформировать навык систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Игры: «Колдунчики», «Северные и южный ветер», «Казаки – разбойники», «Стоп!», «Охотники и утки», «Петушиный бой», «Снайперы», «Ловкие и меткие», «Перестрелка»,  «Эстафета по кругу», Народные игры.

«Охотники и утки» Играющие делятся на две команды, одна из которых – «охотники» - становится по кругу (перед чертой), вторая – «утки» - входит в середину круга. У «охотников» волейбольный мяч. По сигналу «охотники» начинают выбивать «уток» из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнёру по команде. «Утки», бегая внутри круга, спасаются от мяча, увёртываясь и подпрыгивая. Подбитая «утка» покидает круг. Игра заканчивается, когда в круге не остаётся ни одной «утки», после чего игроки меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая подстрелить «уток» за меньшее время. Учитель может установить время игры для метания мяча в «уток». Тогда итог подводится по количеству «уток», выбитых за это время. Во время броска мяча запрещается заступать за черту. 2. Находящиеся в круге не имеют права ловить мяч руками. Игроки не считаются выбитыми, если мяч попал в них после отскока от пола.

«Петушиный бой» -  На полу чертится круг диаметром 2 м. се играющие делятся на две команды и выстраиваются в две шеренги около круга (одна напротив другой). Играющие выбирают капитанов, которые посылают одного из своих игроков в круг. Каждый из них стоит на одной ноге, другую подгибает, а руки кладёт за спину. В таком положении участники поединка (по сигналу) начинают вытаскивать плечом и туловищем друг друга из круга, стараясь не оступиться. Побеждает игрок, который сумеет вытеснить соперника за пределы круга или заставит его оступиться, тем самым принеся команде победное очко. Побеждает команда, игроки которой одержали большое количество побед. Правилами запрещается снимать со спины руки. Поединок заканчивается вничью, если оба игрока оказались за пределами круга одновременно.  Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в роли бойцов.  Капитаны также сражаются между собой (последними).

«Снайперы» - Для игры нужны городки и теннисные мячи (желательно по количеству играющих). Участники игры строятся в одну шеренгу и рассчитываются на первый-второй. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Если ширина площадки не позволяет всем стоять в одной шеренге, то игроки образуют две шеренги, одна в затылок другой. В этом случае каждая шеренга - команда. Перед носками играющих проводится черта, за которую нельзя заходить при метании мяча. В 6 м от этой черты и параллельно ей ставится в ряд (в полутора шагах один от другого) вперемежку по 5 городков двух цветов. Согласно цвету городков командам дают названия (например, синие и белые). По сигналу учителя команды по очереди залпом (все игроки одновременно) метают мячи в городки из положения тоя, с колена или лёжа, по условиям игры. Каждый сбитый городок своего цвета отодвигается на шаг дальше, а сбитый городок команды противника - на шаг ближе. Выигрывает команда, сумевшая в ходе нескольких метаний дальше отодвинуть свои цели. Городки ставятся на новые места после залпа одной из команд.  Брошенные мячи подбираются игроками другой команды. Сбитые городки ставит на новые места помощник учителя.

 «Перестрелка» - Игру можно проводить на волейбольной площадке. В этом случае имеются средняя или лицевые границы площадки. Отступив на 1-1,5 м от лицевой линии внутрь зала, проводят параллельно ей другую линию, чтобы образовался коридор («плен»). Дополнительная линия проводится и на другой стороне. Играющие делятся на две равные команды, каждая из которых произвольно располагается в своём городе на одной половине площадки (от средней линии до коридора). В ходе игры нельзя заходить на половину противника. Учитель подбрасывает волейбольный мяч в центре, между капитанами, и те стараются отбить его своим игрокам. Задача каждой команды - получив мяч, попасть им в противника, не заходя за среднюю черту. Противник увёртывается от мяча и, в свою очередь, пытается осалить мячом игрока противоположной команды. «Осаленные» мячом идут за линию плена на противоположную сторону (в коридор). Пленный находится там до тех пор, пока его не выручат свои игроки (перебросив мяч без касания стены или земли). Поймав мяч, пленный перебрасывает его в свою команду, а сам перебегает из коридора на свою половину поля. Побеждает команда, у которой после 10-15 мин игры в зоне пленных окажется больше выбитых игроков. Игра заканчивается досрочно, если все игроки одной из команд оказались в плену. Салить мячом можно в любую часть туловища, кроме головы. Ловить мяч рукам можно, но если игрок выронил мяч, то но считается осаленным и идёт в плен. Не разрешается бегать с мячом в руках по площадке, но можно вести его. Мяч, вышедший за границы площадки, отдаётся команде, из-за линии которой он выкатился. За допущенные нарушения мяч передаётся противнику.

«Эстафета по кругу» - все играющие делятся на три - пять команд, и встают в середине зала наподобие спиц колеса, повернувшись правым (или левым) боком к центру круга. Получается своеобразное солнышко с лучами. Каждый луч - шеренга является командой. Игроки, стоящие крайними от центра круга, держат в правой руке эстафетную палочку (городок, теннисный мяч).По сигналу учителя те игроки, у которых в руках эстафетная палочка (городок или теннисный мяч), бегут по кругу (с внешней его стороны) мимо остальных «спиц» к своей спице и передают эстафету ожидающему с краю игроку, после чего встают на другой конец своей шеренги (ближе к центру). Все игроки делают полшага от центра. Получивший эстафету также обегает круг и передаёт её третьему номеру и т.д. Когда начинавший игру окажется с края и ему принесут предмет, он поднимает его вверх, возвещая об окончании игры его командой. Побеждает команда, закончившая эстафету первыми. Во время бега запрещается касаться стоящих игроков, а тем - мешать игрокам, совершающим перебежки.  За нарушения правил начисляются штрафные очки.

«Ловишки» - Данная игра дается по описанию профессора Е.А. Покровского (1884 г.).

Один из играющих с помощью прибауток выбирается ловить. Остальные разбегаются в разные стороны. Кого ловильщик изловил, тот присоединяется к нему и ловит вместе с ним остальных. Изловив третьего, они ловят четвёртого, пятого и т.д., пока не переловят всех. После этого игра начинается снова.

2. Подвижные игры с элементами баскетбола. Техника безопасности на занятиях.

Игры с передачей, ловлей мяча - «Играй, играй мяч не теряй», «10 передач», «Обгони мяч», «За мячом», Игры для обучения ведению мяча и броску - «Пятнашки с мячом», « Пять бросков», «Мяч капитану».»  «Мяч ловцу»

Личностные результаты

- сформировать чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю  

России, осознание своей этнической и национальной принадлежности по средствам народной игр;

- развивать навыки сотрудничества со сверстниками, уметь не создавать конфликты

   и  находить выходы из спорных ситуаций в ходе игры;

- развивать самостоятельность и чувство личной ответственности за свои поступки;

- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

 - сформировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 - определять общую цель и путь её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные результаты

-  сформировать первоначальное представление о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие организма.

 - овладеть умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность, подвижные игры.

 - сформировать навык систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

«Играй, играй, мяч не теряй» - Учить детей слушать сигнал, дать им почувствовать физические качества мяча, формировать умения управлять мячом и играть с ним не мешая товарищу, находить свободное место на площадке. Все учащиеся располагаются на площадке, и каждый играет с мячом по своему усмотрению. После сигнала учителя все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Варианты. После сигнала воспитателя все игроки должны правильно держать мяч или принять стойку баскетболиста.

«10 передач» - Учить детей передавать-ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами, воспитывать стремление помочь товарищу правильно выполнять движения. Дети становятся парами на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга. У каждой пары мяч. По сигналу дети начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча. Обращать внимание детей на то, что мяч необходимо ловить, не касаясь им груди, а бросать его партнеру на уровне груди.

«Обгони мяч» - Учить передавать, ловить мяч, воспитывать ответственность перед командой. Играют 2 или 4 команды. Игроки каждой команды становятся по кругу и выбирают водящих, которые имеют мяч. После сигнала воспитателя водящие отдают мяч игроку, стоящему справа от них, а сами бегут влево, обегают круг и становятся на свое место. Получившие мяч, передают следующим справа и т. д. Когда первый возвращается на свое место, бежит следующий игрок. Игра продолжается до тех пор, пока все не обегут круг, а мяч не возвратится к водящему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.

«За мячом» Учить передавать, ловить мяч двумя руками от груди, развивать умения ориентироваться на площадке, воспитывать ответственность перед командой. Дети делятся на несколько команд. Каждая команда делится на  две колонны, которые становятся одна против другой на расстоянии 2-3 метра. У водящего мяч. После сигнала водящий передает мяч противстоящему в колонне ученику по команде, а сам бежит в конец противоположной колонны, т. е. за мечом. Поймавший тоже передает мяч напротив стоящему, и отправляется за мячом. Игра продолжается, пока все игроки не вернутся на свои места, а мячи не окажутся у водящих. Дети быстрее поймут, куда бежать после передачи мяча, если им объяснить, что они должны передвигаться вслед за мячом, по тому направлению, куда они бросали мяч.

«Ловец с мячом» - Учить учащихся вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой бегом, меняя направление и скорость передвижения, воспитывать честность и справедливость. Учащиеся с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них водящий. Его цель, ведя мяч, задеть рукой кого-либо. Если ему это удается, то тот, кого он задел становится водящим, а водящий игроком.

«Пять бросков» - Научить учащихся бросать мяч в корзину, развивать меткость, точность движений, воспитывать честность и справедливость. Учащиеся располагаются на расстоянии 1,5-2 метра от корзины. По сигналу учителя все бросают мячи в корзину. Побеждает тот, кто быстрее попадет 5 раз в корзину, указанным способом.

«Мяч капитану» - Учить применять в игре разнообразные движения с мячом, согласовывать свои действия с действиями партнера. Учащиеся делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становится в кружок, нарисованный в конце чужой площадке. Учащиеся бросают мяч своему капитану, а противники стараются перехватить мяч и передать его своему капитану. Мяч можно вести, передавать товарищу по игре, нельзя бежать с ним.

3. Подвижные игры с элементами волейбола. Техника безопасности на занятиях.

Игры: «Мяч над головой», «Мяч перед собой»; игровые упражнения «Передача центральному», «Волейбольные салочки», «Завладей мячом», «Прими подачу», Эстафеты с элементами волейбола - «Мяч капитану», «Передача мяча с третьего темпа ». «Поймай и передай».

Личностные результаты

- сформировать чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю  

России, осознание своей этнической и национальной принадлежности по средствам народной игр;

- развивать навыки сотрудничества со сверстниками, уметь не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций в ходе игры;

- развивать самостоятельность и чувство личной ответственности за свои поступки;

- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

- сформировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 - определять общую цель и путь её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные результаты

 - сформировать первоначальное представление о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие организма.

 - овладеть умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность, подвижные игры.

 - сформировать навык систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

«Мяч над головой» - отработка техники верхней передачи. Занимающиеся делятся на команды. Время игры (обычно 1-1,5 мин.) объявляется заранее. Одновременно могут играть две, четыре и более команды. Каждый участник получает волейбольный мяч. По сигналу преподавателя все играющие начинают выполнять верхнюю передачу над собой. Обучающийся, уронивший мяч или поймавший его, выбывает из игры и садится на скамейку. Побеждает команда, у которой после сигнала об окончании игры на площадке осталось больше человек. Игру повторяют 2-3 раза. Не разрешается заступать на площадку команды-соперницы. Не разрешается подбрасывать мяч. Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры.

«Мяч перед собой» - отработка техники нижней передачи. Условия игры те же, что и в игре «Мяч над головой», только верхняя передача заменяется нижней.

«Мяч капитану» - команды располагаются на площадке, образуя два, три или более кругов. В середину каждого круга встает ученик — центральный — с волейбольным мячом в руках. Каждая команда выделяет ученика, контролирующего игру соперника. По сигналу учителя центральный посылает мяч любой передачей каждому игроку. Тот делает ответную передачу центральному. И так, соблюдая строгую очередь, мяч по кругу обходит всех игроков. Выигрывает команда, выполнившая в оговоренное время большее количество передач. Игру повторяют 2-3 раза, при этом желательно менять центральных игроков. Можно также играть, пока все игроки не побывают в роли центральных. В этом случае побеждает команда, набравшая большую сумму передач. Мяч передают игрокам строго по очереди. В противном случае передача не засчитываем и центральный должен выполнить пропущенную передачу. Если до окончания игры центральный успел передать мяч всем ученикам, он продолжает выполнять передачи по второму кругу. Падение или ловля мяча не считаются ошибкой, и счет передач сохраняется. В усложненном варианте падение или ловля мяча ведут к «сгоранию» предыдущих передач, и счет начинается с нуля.

«Волейбольные салочки» - команда делится на две группы. Водящая группа надевает цветные ленточки через плечо (или номера). Все игроки произвольно расходятся по площадке. По сигналу тренера игроки водящей группы передают мяч друг другу любой волейбольной передачей, ловят его и броском мяча стараются осалить соперников. Осаленные игроки садятся на скамейку. Через оговоренное время группы меняются ролями. Выигрывает группа, осалившая большее число игроков. Игроки обеих групп имеют право свободно перемещаться по площадке. Игрок водящей группы, получивший мяч, может передвигаться по площадке только после выполнения передачи или броска.  Упавший на пол мяч передают игрокам водящей группы. По предварительной договоренности игрок противоположной команды, поймавший мяч, может: не считаться осаленным и продолжить игру; принести своей команде очко, дающее право следующему осаленному игроку остаться в игре или вернуть на площадку ранее осаленного.

Варианты.

1. Игру проводят по тем же правилам, но до того момента, когда будут «осалены» все игроки. Выигрывает группа, закончившая игру за более короткое время.

2. Водящая группа имеет два или более мячей.

«Завладей мячом» - игроки делятся на две команды, которые еще раз делятся пополам (условно будем говорить «полная команда» и «половина команды»). Одна полная команда и половина команды соперников произвольно располагаются на площадке. Игроки «половинки» надевают через плечо цветные ленточки или номера. По сигналу учителя игроки полной команды начинают передавать мяч друг другу любой волейбольной передачей. Игроки «половинки» стараются перехватить мяч, а завладев им, передают его полной команде и получают очко. Через определенное время очки, набранные игроками половины команды, подсчитываются, и в игру вступает другая половина этой команды. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, набравшая обеими «половинками» большую сумму очков. Игрок полной команды, выполнивший вместо волейбольной передачи бросок, вновь получает мяч для выполнения передачи. Игроки полной команды могут ловить мяч перед очередной передачей. Запрещается вырывать или выбивать мяч у игроков полной команды. Упавшим на пол мячом могут завладеть игроки любой команды. При касании мяча игроком «половинной» команды она получает очко. Игроки обеих команд могут произвольно передвигаться по площадке. Игрок полной команды, владеющий мячом, может передвигаться по площадке только после выполнения передачи.

«Прими подачу» - игроки делятся на две команды. Первая произвольно располагается на одной стороне волейбольной площадки. Члены второй встают вдоль лицевой линии на другой стороне площадки, а ее направляющий получает волейбольный мяч. По сигналу учителя игрок второй команды выполняет подачу мяча через сетку. Любой игрок первой команды должен принять подачу и выполнить передачу одному из своих товарищей, который должен поймать мяч. Когда все игроки второй команды выполнят подачу, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Подачу выполняют только по сигналу учителя. В противном случае она не засчитывается, и первая команда получает очко. При неудачной подаче первая команда тоже получает очко. За каждую принятую подачу с последующей передачей и ловлей мяча первой команде присуждают очко. При падении мяча на пол после неудачной попытки его поймать очко первой команде не засчитывается. Первая команда перекатывает под сеткой мяч, когда он находится на ее площадке, второй команде. Игроки второй команды выполняют по одной подаче строго по очереди. Подачу можно выполнить любыми оговоренными в волейбольных правилах способами.

Варианты.

1. Ловить мяч игрокам первой команды разрешают только после второй передачи.

2. Подачу одновременно выполняют два игрока второй команды.

2. То же, но с передачей мяча через сетку. Если мяч не перелетел через сетку или не был принят разводящим на противоположной стороне площадки, во избежание недоразумений надо придерживаться следующих правил:

а) в любом случае разводящий должен выполнить передачу над собой;

б) игрок, совершивший при подаче ошибку, повторяет подачу, но уже без помощи разводящего.

«Поймай и передай» - на одной из разделенных волейбольной сеткой площадок выстраиваются в колонны две, три или четыре команды. Расстояние до волейбольной сетки определяет учитель, или оно обозначается ограничительной линией. На противоположной площадке напротив своих колонн и тоже за ограничительной линией стоят по одному ученику от каждой команды. Стоящие первыми в колоннах держат по волейбольному мячу. По сигналу тренера первые в колоннах выполняют подачу через сетку на противоположную сторону площадки и уходят в конец своих колонн. Стоящие на противоположной стороне площадки ученики стараются поймать этот мяч (или подбирают его с пола), после чего подбегают к ограничительной линии и выполняют передачу в свою колонну. Эстафета заканчивается, когда стоявшие первыми в колоннах игроки примут передачи. Побеждает команда, закончившая эстафету раньше других. Подачи и передачи выполняют только из-за ограничительной линии. По предварительной договоренности менее подготовленные ученики могут выполнять их с удобной для них точки. Если мяч не перелетел через сетку, совершивший ошибку игрок повторяет упражнение. При выполнении подачи мяч не должен касаться сетки.  Подачи выполняют по очереди все участники эстафеты. Направляющие в колоннах, приняв последнюю передачу, поднимают мячи над головой, фиксируя окончание эстафеты.

«Пионебол»  с элементами волейбола – задача команды перекинуть мяч через сетку, так чтобы противоположная команда ошиблась и не поймала мяч. Если команда поймала мяч она имеет право перекинуть его соперникам через сетку (игроки могут сделать бросок с места, 2 шага или прыжка и бросок или передать мяч другому игроку) Всего используется 3 касания (или 3 шага). Подача – одной рукой из –за лицевой линии, передача через сетку используется волейбольный прием. Мяч можно ловить 2 руками .

4. Подвижные игры с элементами футбола. Техника безопасности на занятиях. 

Подвижные игры: «Выбей мяч из круга», «Забей гол». « Собачки»,  Дриблинг и передачи - «Передачи мяча ногами», «Передача мяча головой», «Передай пас», «Точно в цель», «Передача мячей по кругу», «Светофор», «Топ-танец», «Охота на индюков», « Обманный мяч».

Личностные результаты

- сформировать чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю  

России, осознание своей этнической и национальной принадлежности по средствам народной игр;

- развивать навыки сотрудничества со сверстниками, уметь не создавать конфликты

   и  находить выходы из спорных ситуаций в ходе игры;

- развивать самостоятельность и чувство личной ответственности за свои поступки;

- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

 - сформировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 - определять общую цель и путь её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные результаты

 - сформировать первоначальное представление о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие организма.

 - овладеть умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность, подвижные игры.

 - сформировать навык систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

«Передачи мяча ногами» - игроки делятся на две команды (по 5-6 человек), каждая выстраивается по кругу на расстоянии вытянутых рук или шире. Получается 2 круга. Игроки в кругах рассчитываются по порядку номеров. Первые номера становятся в середину своих кругов и кладут перед собой мяч. Стоящие по кругу могут отметить свои места чёрточками или кружочками. По общему сигналу стоящие в центре игроки передают ногой мяч вторым номерам, получают его обратно и передают третьим. Получив от них пас, передают мяч четвёртым номерам и т.д.
Правила запрещают пропускать кого-либо из игроков, стоящих в кругу. Мяч можно передавать с обязательной остановкой его стопой или же с ходу без остановки, что быстрее, хотя и сложнее. Это оговаривается заранее.

«Передача мяча головой» - построение, как и в первой игре, но перед началом мяч находится не у центрального, а у второго номера, стоящего в кругу. По сигналу он выбрасывает мяч руками центральному игроку (первому номеру), а тот отбивает мяч головой в руки третьему номеру, который снова выбрасывает его центральному. Затем мяч отбивается головой четвёртому, пятому и т.д. Каждый игрок должен побывать в середине круга и потренироваться в точных передачах мяча.
Важно, чтобы величина кругов была одинаковой, а мяч, упавший на землю, был подобран игроком и с места падения послан по назначению.

«Выбей мяч из круга» - играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Водящий выходит с мячом в середину круга, кладёт мяч на землю и по сигналу старается выбить его ногой из круга, но так, чтобы он не пролетел выше коленей игроков. Стоящие по кругу задерживают мяч ногами и не дают ему вылететь из круга. Задержанный мяч игроки могут предавать ногами между собой, не давая его водящему. Если находящемуся в середине не удаётся выбить мяч из круга, то на его место идёт игрок, пропустивший мяч с правой стороны от себя. Каждый игрок старается защитить промежуток между собой и соседом справа.
Игрокам не разрешается задерживать мяч руками. Мяч, пролетевший высоко над кругом, возвращается водящему. Победителем считается тот, кто ни разу не был водящим или водил меньше всех.

«Забей гол» - расположение игроков такое же, как и в предыдущих играх. В середине круга находится баскетбольный мяч. Выбирается водящий, задача которого, находясь в круге, не дать остальным игрокам сбить футбольным мячом баскетбольный. Все передают мяч друг другу и бьют по цели только ногой, а водящий выполняет роль вратаря. Ему разрешается отбивать мяч ногами, головой, туловищем и руками. Он покидает середину круга тогда, когда баскетбольный мяч будет сбит. Новым вратарём становится тот, кто метким ударом ноги поразил цель.

«Передай пас» - каждая команда делится на две группы, которые выстраиваются напротив друг друга. Игрок ногой передаёт мяч через площадку партнёру. Тот, кому адресован мяч, останавливает его и посылает мяч следующему игроку. Последний, получив пас, берёт мяч в руки. Отрабатывая технику вбрасывания мяча из аута и приёма мяча, игру проводят следующим образом. Мяч бросают стоящему напротив двумя руками из-за головы, а тот останавливает его ногой или головой, после чего берёт мяч в руки и делает бросок следующему игроку с противоположной стороны.

«Точно в цель» - игроки обеих команд располагаются в затылок друг другу в 8-10м от стены, где начерчены два круга радиусом 70см. Круги расположены на расстоянии 1м от пола. По сигналу первые номера в командах делают удар по мячу сначала правой, а затем левой ногой, стараясь попасть в круг. В случае неудачи удары повторяются, пока цель не будет поражена (попадание в линию круга не засчитывается). Лишь после этого мяч переходит ко второму игроку и т.д. Выигрывает команда, игроки которой быстрее поразят цель обеими ногами. Можно увеличить размеры мишени и разметить её концентрическими кругами (120см, 80см, 40см). Тогда команды набирают очки в зависимости от точности попадания в цель.

«Передача мячей по кругу» - в центре площадки очерчивают круг диаметром 12-16м. Игроки становятся по кругу и рассчитываются на первый-второй. Каждая команда получает по мячу, которые находятся у игроков, стоящих рядом друг с другом. По звуковому сигналу каждая команда начинает как можно быстрее передавать мяч по кругу: первые номера – по часовой стрелке, вторые – против, пытаясь обогнать другую команду. Победителем становится команда, которой удаётся первой закончить передачу мячей. Мяч должен передаваться в строгой последовательности, игрокам не разрешается ловить мяч другой команды или затруднять передачу мяча.

«Светофор» - игроки ведут мяч по залу, как и куда они хотят; по команде преподавателя «зелёный свет» - только в указанном направлении, по команде «красный свет» игроки останавливают мяч. Можно применять зрительные сигналы в виде красных и зелёных кружочков.

«Топ-танец» - по команде игроки чередуют касания мяча подошвой обеих ног попеременно. Когда они уловят ритм движений, следует команда «поворот», игроки поворачиваются кругом, удерживая ногу на мяче.

«Стрельба по мишени» - между двумя игроками ставится мяч. Задача игроков пробить по другому мячу так, чтобы сбить мяч в центре. Оценивается количество попаданий.

«Охота на индюков» - по периметру площадки ставится, как можно больше кегель – «индюков». Задача учащихся – отправиться на охоту за индюками. Сбитые кегли – «индюки» ставятся обратно. Учитывается количество добытых «птиц» каждым «охотником».

«Обманный мяч» -  игроки, стоящие по кругу передают друг другу мяч. 2-3 водящих в середине круга пытаются поймать или коснуться мяча. Тот. Кто поймает мяч или коснётся игрока выходит из круга. Тот, от кого мяч пойман, становится водящим.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В соответствии с требованиями к результатам освоения  образовательной программы основной общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Деятельность педагога осуществляется на основе личностной ориентации педагогического процесса, активизации и интенсификации деятельности учащихся, эффективности управления и организации учебного  процесса, дидактического усовершенствования и реконструирования материала, с учетом выбранной педагогической технологии. Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение представляет достижение необходимого результата и имеет вероятностный характер.

Во внеурочной деятельности по физической культуре используются следующие педагогические технологии:

  1. Здоровье сберегающие технологии (внедрение адаптивной системы обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья).
  2. Технологии коллективного обучения (обучение в сотрудничестве, предполагающее организацию групп учащихся,работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса, обеспечение диалогического общения в процессе обучения не только между учителем и учениками, но и между учащимися, то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей, устанавливая социальные контакты с другими членами коллектива).
  3. Технологии разноуровнего обучения (создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся с учетом уровня обучаемости, необходимого времени для усвоения учебного материала, позволяющие приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения).
  4. Технология проблемного обучения (необходимость обеспечения более глубокого учета и использования психофизиологических особенностей обучаемых).
  5. Технология встречных усилий учителя и ученика (обеспечение свободы в выборе средств, форм и методов обучения, как со стороны педагога, так и со стороны детей, посредством создания атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи, возможность проектирования учебного процесса, организационных форм воздействия учителя на ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения).
  6. Компьютерные технологии(использование ЭОР в образовательном процессе).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Нормативные документы Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по Физической культуре, спорту и туризму, регламентирующие деятельность учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности. Письма МО и РТ от 18.08.2010 г. №6871/10 «О введении ФГОС НОО»
  2. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 г. »
  3. ФГОС  нового поколения.
  4. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ»
  5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М.: Просвещение, 2010.
  6. Комплексная программа физического воспитания учащихся 5-9 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: «Просвещение», 2016).
  7. Физическая культура (Физкультурно-оздоровительная работа в школе): Методическое пособие под редакцией В.С Кузнецова, Г.А. Колодницкого – М. «Издательство НЦ ЭНАС» 2003;
  8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  9. Мой друг – Физкультура, учебник для учащихся 1-4 кл. начальной школы /В.И. Лях М:  Просвещение , 2007  - 190 с
  10. Энциклопедия баскетбольных упражнений  (перевод с англ.) Пилтхолстер Г. М: ФиС,73
  11. Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и подвижные игры /авт.-сост. М.В.Видякин, Волгоград, 2007
  12. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей методистов / Г.А. Колодницкий и др. – М.: Просвещение, 2011. – 95с. (Работаем по новым стандартам)
  13. Железняк Ю.Д., Слувский Л.Н. Волейбол в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1989. - 128с.
  14. Фурманов А.Г. Играй в мини – волейбол. – М.: Советский спорт, 1989.- 48
  15. Колодницкий Г.А. , Кузнецов В.С., Маслов М.В. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол. Москва «Просвещение», 2011
  16.  Малькольм Кук « 101 упражнение для юных футболистов» Астрель ACT, М., 2001.
  17.  Мутько В.Л., Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини – футбол – игра для всех - М.: Советский спорт, 2008
  18.  «Правила игры в футбол » Сборник. Астрель ACT , М., 2001
  19. Внеурочная деятельность учащихся.Футбол : пособие для учителей методистов / Г.А. Колодницкий и др. – М.: Просвещение, 2011. – 95 с.- (Работаем по новым стандартам)
  20. Внеурочная деятельность Формирование культуры здоровья. 5-6 классы /А.Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2013. – 63 с.- (Работаем по новым стандартам)
  21. http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Badminton/topic/Azbuka-volana
  22. http://www.summercamp.ru  
  23.       http://ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Подвижные игры" на 2019 - 2020 учебный год

Неотъемлемой частью жизни ребёнка является игра.  С помощью игр дети познают мир, приобретают новые навыки, учатся общаться с окружающими, работать в команде.Игры помогают с пользой организовать ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Подвижные игры" 3-4 классы на 2018 - 2019 учебный год

Подвижная игра - естественный спутник ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление : спортивно-оздоровительное ( 4 классы )

 Программа курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» для 4 класса      относится к спортивно-оздоровительному направлению реализации внеурочной де...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Подвижные игры", 3 класс 2019-2020 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности " Подвижные игры", 3класс 2019-2020 учебный год...

Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов "Подвижные игры с элементами спортивных игр"

Программа характеризуется:Направленностью на комплексное решение задач обучения, тренировки и разностороннего физического развития. Предлагаемые общеразвивающие упражнения согласуются с существующими ...