Сценарий интегрированного урока «Семейный совет по составлению бюджета»
материал (6 класс)
Сценарий интегрированного урока «Семейный совет по составлению бюджета»
Урок-игра является заключительным занятием темы «Человек и экономика», призван закрепить у учащихся полученные знания по экономике семьи, такие понятия, как «бюджет», «семейный бюджет», «реальные и номинальные доходы семьи», «личное подсобное хозяйство».
Игровой вариант обобщающего и закрепляющего занятия выбран не случайно. Дети этого возраста еще очень восприимчивы к такой форме работы, к тому же экономика для них – совершенно новый и на первом этапе не очень понятный предмет. Игровые формы позволяют раскрепостить учащихся и вовлечь их в удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой области.
Цель: повышение уровня финансовой грамотности обучающихся посредством систематизации и обобщения знаний о бюджете семьи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Семейный совет по составлению бюджета»
(интегрированный урок по математике и обществознанию, 6 класс)
Тамбов 2019
ВВЕДЕНИЕ
Современная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, и трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансовой грамотности. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения, и становится одним из главных условий жизни.
Что мы знаем о деньгах? Их зарабатывают и тратят. Как зарабатывают? Как тратят? Об этом надо говорить с детьми с младшего школьного возраста ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка.
Не секрет, что в России низкий процент информированности. Какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защитить в случае нарушений?
Человек, который уверен в своём будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, когда они будут во взрослой самостоятельной жизни.
Необходимость введения уроков финансовой грамотности обусловлена ещё и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, мобильными приложениями, то есть они с раннего детства оперируют денежными средствами и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует определённого уровня грамотности.
Представленная методическая разработка посвящена важному аспекту финансовой грамотности – семейному бюджету.
Бюджет - это финансовый план, который суммирует доходы и расходы (семьи) за определенный период времени.
Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей. Для составления семейного бюджета необходимо составление списка всех источников доходов членов семьи, это: зарплата, социальные пособия и проценты на сбережения. В статье расходов нужно перечислить все, за что надо заплатить в течение месяца: квартплата и услуги, питание, проезд, уплата налогов и взносов. В планируемые расходы так же включаются и сбережения на будущее.
В настоящее время проблема изучения формирования и расходования семейного бюджета становится особенно актуальной, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики.
Объектом исследования в проекте является качественно – количественная структура бюджетов семей.
Целью разработки проекта является составления семейного бюджета с учетом особенностей различных жизненных ситуаций.
Основные задачи проекта:
1. Определить понятие и вид семейного бюджета в зависимости от социального статуса семьи.
2. Определить понятие и структуру совокупных доходов семьи, источники их формирования, направленность социальной политики государства.
3. Проанализировать проблемы формирования бюджетов различных семей.
Форма проведения занятия – урок-игра, основной дидактической целью которого является обобщение и закрепление базовых знаний по модулю «Доходы и расходы семьи» и реализация полученных знаний и умений в игровой деятельности обучающихся.
Практическая значимость проекта. Данная методическая разработка может быть включена в методическую базу проектов по повышению финансовой грамотности школьников основной школы и позволяет обучающимся:
- обобщить и закрепить усвоенные знания по модулю «Доходы и расходы семьи» и реализовать их в ходе учебной игры;
- определить основные виды семейных доходов и расходов;
- отработать первоначальные навыки рационального распределения расходов;
- осознать личную ответственность при принятии решений о денежных тратах;
- повысить мотивацию к составлению семейных бюджетов.
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Характеристика условий реализации проекта
Объект: процесс обобщения полученных знаний по модулю «Доходы и расходы семьи» и применение их в условиях игры.
Обучающиеся: 6 класс
Место занятия в логике реализации образовательного процесса: 16 занятие по модулю «Доходы и расходы семьи» в курсе «Финансовая грамотность для 5-7 классов».
Вид деятельности учащихся: учебная деятельность.
Тип занятия: обобщение и закрепление полученных знаний по модулю «Доходы и расходы семьи».
Оборудование и/или характеристика образовательной среды: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), раздаточный материал: карточки - задания.
Учебно-методическое обеспечение:
Список основной литературы :
- Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018. — 40 с.
- Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 160 с
- Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с.
- Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 80 с.
5. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 240 с.
Дополнительная литература:
1. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.
2. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Евгения Блискавка. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.
3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика – 4-е издание, - М: ВИТА-ПРЕСС, 2013. – 336 с.
Интернет-ресурсы
- Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru
- Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru
- Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata
- сайт «Экономика для школьника» - www.iloveeconomics.ru
- Финансовая грамота – fgramota.org
- Дети и деньги – www.moneykids.ru
- сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам - www.nes.ru
- Сайт «Хочу. Могу. Знаю» - http://хочумогузнаю.рф
- Страница Федерального методического центра: https://fmc.hse.ru/
- Дружи с финансами - https://vashifinancy.ru/
2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: «Семейный совет по составлению бюджета»
Цель занятия: повышение уровня финансовой грамотности обучающихся посредством обобщения полученных знаний по модулю «Доходы и расходы» и применение их в условиях игры.
Учебные задачи:
1. Закрепление и обобщение базовых знаний по модулю «Доходы и расходы».
2. Сформировать умения составлять семейный бюджет.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты:
Познавательные
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов доходов и расходов, анализ информации об основных статьях расходов россиян;
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты:
• владение базовыми предметными понятиями: доход, расход, потребность, семейный бюджет, особая жизненная ситуация;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Описание учебного процесса
Этап занятия | Продолжительность | Деятельность обучающихся |
1. Организационно- мотивационный | 5 мин. | Проверка явки и готовности обучающихся к занятию, создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы. Выполняются интерактивные задание 1 и задание 2, Совместно с обучающимися формулируется тема урока. |
2. Введение в жизненную ситуацию и постановка практической задачи. | 5 мин. | Введение в жизненную ситуацию, через просмотр фрагмента мультфильма «Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет». Обсуждение ролика, формулировка практической задачи. |
3. Постановка и решение учебных задач. Решение практической задачи. | 30 мин. | Определяют цель и задачи учебного занятия. Обобщают основные понятия по теме, закрепляют базовые знания и овладевают первоначальными навыками составления семейного бюджета в процессе ролевой игры. Обучающиеся делятся на команды (семьи: Алексеевых, Борисовых, Васильевых и Григорьевых), для участия в игре. Решение учебных задач происходит в результате выполнения командами (семьями) заданий игры (задание 1, задание 2, задание 3). По результатам работы команды получают «монеты», команда набравшая большее количество монет, объявляется победителем. |
4. Рефлексия. | 4 мин. | Ученикам предлагается выполнить задание в интерактивной форме на распределение доходов и расходов семьи, с учетом различных жизненных ситуаций. Далее участники игры оценивают слаженность работы своей семьи и результаты занятия. |
5. Домашнее задание | 1 мин. | Предлагается разгадать кроссворд, используя полученные на уроке знания (работа с тематическим кроссвордом). |
Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися
Этап занятия | Метод | Виды заданий, контрольно-измерительных процедур |
1. Организационно-мотивационный | Словесный | Беседа, выполнение интерактивных заданий |
2. Введение в жизненную ситуацию и постановка практической задачи. | Словесный, наглядный | Формулировка выводов по групповому обсуждению, ответы на вопросы и формулировка практической задачи. |
3. Постановка и решение учебных задач, решение практической задачи | Игровой, словесный, информационный, деятельностный. Работа в группах, работа с раздаточным материалом | Работа с базовыми понятиями по теме, ответы на вопросы, выполнение заданий в командах. Формулировка выводов. |
4. Рефлексия | Словесный, анализа и обобщения | Выполнение интерактивного задания, формулировка выводов |
5.Домашнее задание | Работа с раздаточным материалом | Решение кроссворда |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Перечень технологий, рекомендуемых к использованию на занятии:
- технология сотрудничества;
- игровые;
- информационно – коммуникационные.
Перечень методических приемов, рекомендуемых к использованию на занятии:
- работа с понятиями;
- обсуждение видеороликов и жизненных ситуаций;
- выработка коллективных решений;
- доказательство и аргументация точек зрения;
- работа с раздаточным материалом;
- решение практических задач;
- проведение мини-исследования.
Методика оценки педагогической эффективности занятия
КРИТЕРИИ | БАЛЛЫ |
1. Успешность выполнения поставленных учебных задач и практической задачи | 1-5 |
2. Эффективность выбранных форм и методов обучения и воспитания | 1-5 |
3. Эффективность применения дидактических средств обучения | 1-5 |
4. Результативность педагогического взаимодействия | 1-5 |
5. Проявление творческого подхода к решению учебных и практической задач | 1-5 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная методическая разработка игрового занятия по теме «Семейный совет по составлению бюджета», может быть включена в методическую базу проектов по повышению финансовой грамотности школьников среднего звена.
Игра – форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая позволяет смоделировать имитационную ситуацию и обеспечить возможность приобретения реального опыта деятельности в области семейных финансов.
Цели игровых занятий заключаются в развитии практических умений вести учёт личных финансов, составлять простой семейный бюджет, личный финансовый план, определять пути достижения финансовых целей, договариваться о предпочтении того или иного финансового решения.
Работа также помогла понять, что такое семейный бюджет, понять из чего он формируется, какую помощь оказывает государство для его формирования и в дополнении к этому научиться правильно, распланировать свои расходы, не нанеся вреда семейному бюджету.
Игровые формы занятий обеспечивают:
- стимуляцию мотивации учебно-познавательной деятельности;
- воссоздание отношений в ситуациях, моделирующих реальные условия жизни, взаимодействия в области семейных и личных финансов;
- приближенность учебного материала к конкретным жизненным ситуациям;
- расширение и углубление процесса творческого самоопределения учащихся.
Занятие позволяет применить индивидуальный подход к обучающимся, выделение, распределение ролей внутри групп, реализовать в полной мере сформированные у них информативно-коммуникационные и деятельностные компетенции.
Занятие предназначено для обучающихся 6 класса, изучающих курс математики и обществознания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ
- Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018. — 40 с.
- Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 160 с
- Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с.
- Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 80 с.
5. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 240 с.
6. Райзберг Б.А. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых. Москва, 1995.
7. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика – 4-е издание, - М: ВИТА-ПРЕСС, 2013. – 336 с.
Интернет-ресурсы
- Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru
- Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru.
- «Достаток.ру» — сайт по основам финансовой грамотности http://www.dostatok.ru
- сайт «Экономика для школьника» - www.iloveeconomics.ru
- сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам - www.nes.ru
- Портал финансовой грамотности «Ваши личные финансы» (Томская область): http://vlfin.ru/
- Сайт «Хочу. Могу. Знаю» - http://хочумогузнаю.рф
- Страница Федерального методического центра: https://fmc.hse.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Семейный совет по составлению бюджета»
Состав Статус 1 Дедушка пенсионер и работает 2 Бабушка пенсионер 3 Папа работает 4 Мама работает 5 Дочь ученица 1 класса 6 Сын ученик 3 класса 7 Сын 2 года Семья Алексеевых
Состав Статус 1 Дедушка пенсионер 2 Бабушка пенсионер 3 Папа работает 4 Мама работает 5 Сын учится в магистратуре, получает стипендию 6 Сын ученик 9 класса Семья Борисовых
Состав Статус 1 Бабушка пенсионер 2 Папа работает 3 Мама работает 4 Дочь дошкольница 5 Сын ученик 3 класса 6 Сын Ученик 7 класса Семья Васильевых
Состав Статус 1 Бабушка пенсионер 2 Папа работает 3 Мама работает 4 Дочь Ученица 5 класса 5 Сын ученик 3 класса 6 Сын студент Семья Григорьевых
Рефлексия
Оцените работу своей семьи: - Мы поработали слаженно, дружно, успешно – желтая карточка - кошелек . - У нас не всегда была слаженная работа в семье – синяя карточка – кошелек . - К сожалению, нам не удалось поработать дружно – красная карточка – кошелек . Почему вы подняли именно эту карточку?
Домашнее задание Кроссворд на тему "Семейный бюджет" По горизонтали 2. издержки, затраты на необходимые покупки и услуги 7. средства на содержание детей, взимаемые с отца или с матери 9. по нему можно узнать цену товара в магазине, с помощью специального устройства По вертикали 1. общая сумма денег, зарабатываемых или получаемых людьми за определенный период 3. социальное пособие по уходу за ребенком 4. Схема доходов семьи, сообщества, области, государства 5. плата работнику за труд 6. регулярная финансовая помощь учащимся средних-специальных и высших учебных заведений 8. доход от бизнеса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-сценарий интегрированного урока-игры "Природно-климатические условия России как фактор победы в Великой Отечественной войне "
Предлагаемый урок может быть проведен как бинарный (история+география, география+краеведение в Петербурге) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели в параллели 8-х классов. Его ...
СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА «МАТЕМАТИКА - История» Тема урока «Деление натуральных чисел – Путешествие в Древний Египет»
В ходе совершенствования навыков выполнения действия деления натуральных чисел, и навыков решения текстовых задач, привести учащихся к пониманию роли и значения математических знаний в становлен...
сценарий интегрированного урока "Семейный бюджет"
интегрированный урок по обществознанию и математикена тему "Семейный бюджет" в 5 классе...
Интегрированный урок по технологии и информатике "Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета".
В данной папке представлены материалы для проведения урока: конспект урока, презентация к уроку, практическая работа и карточки для учащихся....
Технологическая карта интегрированного урока" Семейный бюджет".
Технологическая карта интегрированного урока"Семейный бюджет".В карте отражены этапы урока с целями, деятельностьучащихся и учителя....
Сценарий интегрированного урока в 6 классе (технология – история - литература) Тема урока: «Рыцарство как феномен Средневековья».
Сценарийинтегрированного урока в 6 классе(технология – история - литература) Тема урока: «Рыцарство как феномен Средневековья»....
Интегрированный урок "Семейный бюджет в задачах на части"
Интегрированный урок (математика и обществознание)...
- Мне нравится (4)