сценарий интегрированного урока "Семейный бюджет"
методическая разработка (5 класс) по теме
интегрированный урок по обществознанию и математикена тему "Семейный бюджет" в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_byudzhet_b.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
III областной метапредметный
Фестиваль – конкурс педагогического мастерства
«Духовность и современность»
Номинация «Интегрированный урок»
Тема: «Семейный бюджет»
Обществознание + математика
5 класс
Подготовили:
Учитель обществознания и истории МОУ «СОШ с. Ириновка Новобурасского района Саратовской области»
Макеева Валентина Сергеевна,
Учитель математики МОУ «СОШ с. Ириновка
Новобурасского района Саратовской области»
Булатова Екатерина Дмитриевна
г. Петровск
2015 г.
Основная идея урока:
Выбор темы урока «Семейный бюджет» и форма его проведения определен желанием педагогов. Данный урок объединяет темы предметного курса «Обществознание» «Семейный бюджет» и предметного курса «Математика» «Вычисления на микрокалькуляторе» для учащихся 5 класса. Значимость данного урока в том, что он демонстрирует практическую направленность изучаемых тем по обществознанию и математике и их взаимосвязь, воспитывает обществоведческую, экономическую и математическую культуру школьников. На данном уроке затрагиваются такие ценности как семья, понимание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам семьи; принятие ценности семейной жизни. На уроке оцениваются правильные ответы учащихся, умение аргументировать свою точку зрения, активность работы в группе с помощью маршрутного листа. На уроке используются: проблемно –диалогическая технология, групповая форма работы, проектная технология.
Тип урока: урок открытия нового знания
Деятельностная цель: формирование у учащихся реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Воспитательная цель: развитие понимания того, что экономическое состояние семьи зависит от каждого из ее членов.
Задачи:
• Способствовать самоорганизации обучающихся, развитию личностных качеств, умению вырабатывать решения, аргументировать свою точку зрения; выработке коммуникативных компетенций; развитию инициативы учащихся.
• Создать условия для воспитания обществоведческой, экономической и математической культуры школьников.
Вырабатываемые УУД:
Познавательные: формируем
• умение пользоваться добытой информацией в практических целях;
• умение на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные: развиваем
• умение высказывать своё мнение на основе работы с учебным материалом;
• оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
• осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: развиваем
• умение слушать и понимать других;
• умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
• умение работать в группе.
Личностные:
- умения выказывать своё отношение к рассматриваемым фактам, выражать свои эмоции;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
- формирование осознанного понимания значения семьи в жизни человека и общества, уважительного и заботливого отношение к членам семьи; принятие ценности семейной жизни
Предполагаемый результат:
- к концу урока учащиеся смогут свободно оперировать понятиями по теме, рассчитывать бюджет семьи и определять его тип;
- учащиеся научатся понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций
Необходимое оборудование:
презентация к уроку «Семейный бюджет»,
раздаточный материал (маршрутный лист учащегося, карточки с дополнительным заданием, калькуляторы, словарики, денежные банкноты, магниты).
Словарик урока:
Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.
Экономика — в переводе с греческого «искусство ведения домашнего хозяйства».
Доход – это поступления денежных средств в семью из разных источников.
Расход – деньги, которые тратятся из бюджета семьи на товары и услуги
Заработная плата – деньги, которые платят за выполненную работу
Трансферты – доходы, которые не являются платой за произведенные товары или оказанные услуги и не связаны с владением собственностью
Пенсия – деньги, которые платят пожилым и нетрудоспособным людям
Стипендия – деньги, которые институт платит студентам за хорошую учебу
Детское пособие – деньги, выплачиваемые государством на содержание маленьких детей
Дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;
Профицит (экономия) – бережливое ведение хозяйства;
Жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;
Экономный – бережливо расходующий что-либо.
Организационный момент.
Входя в кабинет, учащиеся подходят к столу, где лежат карточки разных цветов (предлагается 4 цвета, в зависимости от количества семей). Взяв карточки, учащиеся рассаживаются по цветам, создавая группы (семьи) для совместного решения задач по ходу занятия. Проверка полной готовности класса и оборудования к работе на уроке.
Учитель обществознания: Давайте подарим друг другу свои улыбки и пожелаем хорошего настроения на сегодняшний день.
Учитель математики: Ребята, сегодня мы проводим необычный урок, т.к. это урок двух предметов – обществознания и математики, работать вам предстоит в группах.
Поэтому нам необходимо руководствоваться правилами:
• Работать чётко по инструкции учителей;
• В группе каждый отвечает за свою работу;
• Оценка за урок будет поставлена с учетом уже проделанной работы, а также активности и включенности в работу на данном занятии.
В ходе урока вы будете выполнять различные задания на развитие вычислительных навыков, при решении которых вы будете применять свои умения выполнения различных арифметических операций (сложение, умножение, вычитание, деление) с натуральными числами и десятичными дробями.
У каждого из вас есть маршрутный лист. На протяжении нашего занятия по команде учителя вы должны будете вносить в него информацию в колонку «Самооценка».
Начинаем урок!
1 . Определение темы урока.
Дорогие ребята, сейчас вам предстоит определить тему нашего урока и исходя из нее определить цели.
Сначала выполним задание на внимательность:
Внимательно рассмотрите рисунок (в течение 3-х секунд).
-Что вы увидели на рисунке?
- Кто успел заметить, сколько членов семьи?
-Перечислите, кто изображен на рисунке?
(Мама, папа, бабушка, дедушка, дочка и сынок)
Давайте поближе познакомимся с нашей семьёй. Проведем блиц-опрос. На столах у вас лежат карточки с ответами. Слушаем внимательно вопрос, думаем, находим правильный ответ в наборе карточек с ответами и показываем его.
Задание № 1.
Отец старше сына…
(варианты ответов на карточках)
Часто Всегда
Редко Иногда
Задание № 2. Когда моей маме было 27 лет мне было 6 лет. Сейчас мне 12 лет. Сколько лет моей маме?
(варианты ответов на карточках)
39 33
45 32
Задание № 3. День рождение у бабушки в седьмом месяце года. Как он называется?
(варианты ответов на карточках)
май июнь
июль август
Следующее задание- устный счет
На карточках даны примеры. Нужно решить их, найти полученные ответы в таблице и отгадать слово.
Примеры для решения
Буква 1 | Буква 2 | Буква 3 | ||
126 : 3 = 42 | 365 : 5 = 73 | 73 + 7 - 40 = 40 | ||
Буква 4 | Буква 5 | Буква 6 | ||
160 : 4 - 20 =20 | 25 ·5 + 8 =133 | 273 : 3 = 91 | ||
(БЮДЖЕТ)
42 | 40 | 61 | 50 | 91 | 15 | 43 | 133 | 11 | 20 | 73 | 81 |
Б | Д | И | А | Т | К | М | Е | Н | Ж | Ю | С |
Название нашего урока: “ Семейный бюджет”
Заполняем маршрутный лист- 1 пункт
2. Определение целей урока
Учитель обществознания Сообщение темы и задач урока.
А сейчас ответьте на вопрос - «О чем пойдет речь на нашем занятии?»
Скажите, пожалуйста, кто из вас ходит часто в магазин за покупками?
Сколько стоит буханка хлеба? 1 кг сахара? Пачка соли? Мыло? Зубная паста?
Все вы что-то да покупаете. А на что? Откуда берёте деньги? Кто из вас слышал, что такое « Семейный бюджет»?
Вот сегодня мы откроем вам тайны семейного « финансирования», т.е. узнаем, что такое «семейный бюджет» и из чего он складывается.
- Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы.
- И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.
Заполняем маршрутный лист- 2 пункт
Вот уже несколько раз я повторила - «семейный бюджет», а что это такое? (работа со словариком)
Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.
С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы.
Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.
Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.
Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.
От многого зависит счастье семьи - гармонии интересов ее членов, уровня бытовых условий, работы по душе – перечень будет длинным. Но не в последнюю очередь - и от экономического уклада семьи, экономической грамотности ее членов. В семейной экономической деятельности контролеров нет. Вы сами и рассчитываете, и совершаете экономические действия. И сами контролируете себя. Поэтому надо постичь науку рационального ведения семейного бюджета. Об этом и пойдет речь на уроке.
- Как связано понятие «бюджет» и математика? (Ответы детей) (чтобы рассчитать бюджет, надо хорошо знать математику).
Давайте поприветствуем наши семьи бурными аплодисментами.
Это семьи Ивановых, Соловьевых, Петровых, Сидоровых (куверты на столах с рисунками)
Мультфильм
Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм. Тетушка Сова и ее мультипликационные помощники расскажут нам об азах финансовой грамотности, формировании семейного бюджета, подскажут, как быть бережливыми и внимательными.
Просмотр мультфильма.
3. Игра «Семейная копилка»
— Сейчас мы с вами будем формировать семейный бюджет. Назовите источники пополнения семейного бюджета. Из каких доходов складывается бюджет вашей семьи?
(Ученики называют источники пополнения семейного бюджета и опускают монетку в банку с названием «ДОХОДЫ». По ходу выполнения задания на экране проектора появляется схема «Доходы семьи».)
Доходы
• Доходы от собственности
• Зарплата
• Пособия
• Стипендии
• Пенсии
• Доходы от предпринимательской деятельности
• Проценты по вкладам в банке
К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, денежный подарок на день рождение, находка, дополнительный заработок — продажа с огорода картофеля, яблок.
Итак, мы наполнили семейную копилку благодаря вашим знаниям, эрудиции.
Проблемный вопрос. Как вы думаете, семейная копилка-бюджет у нас останется постоянно заполненной? (Ученики предполагают, что необходимо будет осуществлять расходы.)
В каждой семье есть и расходы. Какие бывают виды расходов?
Виды расходов
• Обязательные — на питание, одежду, ЖКХ, транспорт, налоги
• Произвольные — на приобретение дорогостоящих предметов и предметов длительного пользования (бытовая техника, туристические путевки, транспортные средства, драгоценности)
- Непредвиденные (ремонт бытовой техники, покупка лекарств и т.п.)
Учитель математики
Давайте учиться расходовать семейный бюджет. На что обычно тратятся денежные средства? (Ученики берут монетки из банки «Доходы», называя вид расхода опускают её в банку с названием «РАСХОДЫ»)
Учитель обществознания:
По окончании игры (возможны варианты):
Вариант 1. У нас осталось несколько монеток. В таком случае мы говорим, что бюджет семьи является профицитным, или избыточным, т. е. денежные средства у нас остались после покупок.
Вариант 2. У нас в копилке не осталось монеток, а мы не осуществили все обязательные расходы. Бюджет семьи в этом случае является дефицитным.
Вариант 3. Бюджет семьи является сбалансированным, если доходы равны расходам.
Заполняем маршрутный лист- 3 пункт
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ — родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ — родительский дом.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Сегодня мы с вами потренируемся в ведении домашнего хозяйства, попробуем произвести некоторые расчеты, представим себя хозяевами или полноправными членами семьи.
4. Работа в группе по закреплению темы
Учитель математики
Ну, а так как семья маленькое общество вам сейчас необходимо в группе рассчитать доходы и расходы вашей семьи за месяц и узнать, как ваша семья расходует средства и указать вид бюджета. (Учащиеся в группах выполняют задания.)
1. Семья Ивановых
Доходы
Зарплата мамы – 9000 рублей
Зарплата папы – 14000 рублей
Детское пособие – 800 рублей
Итого:
Расходы
Коммунальные услуги – 4000 рублей
Питание – 10000 рублей
Кредит- 2800 рублей
Одежда – 3000 рублей
Прочие расходы –4000 рублей
Итого:
Бюджет:
2. Семья Соловьевых
Доходы
Зарплата мамы – 15000 рублей
Пенсия бабушки – 9000 рублей
Детское пособие- 800 рублей
Итого:
Расходы
Коммунальные услуги – 5000 рублей
Продукты – 10000 рублей
Лекарства – 3000 рублей
Одежда – 5000 рублей
Игрушки – 300 рублей
Прочие расходы – 2000 рублей
Итого:
Бюджет:
3. Семья Петровых
Доходы
Зарплата мамы – 17000 рублей
Зарплата папы –15000 рублей
Стипендия дочери- 3000рублей
Итого:
Расходы
Коммунальные услуги – 4000 рублей
Продукты – 8000 рублей
Одежда – 5000 рублей
Прочие расходы – 5000 рублей
Итого:
Бюджет:
4. Семья Сидоровых
Доходы
Зарплата папы– 18000 рублей
Зарплата мамы- 10000 рублей
Пенсия дедушки – 9000 рублей
Итого:
Расходы
Продукты – 15000 рублей
Коммунальные услуги – 5000 рублей
Одежда – 6000 рублей
Лекарства – 5000 рублей
Прочие расходы – 6000 рублей
Итого:
Бюджет:
Ивановы: 23800-23800=0 - сбалансированный бюджет
Соловьевы 24800-25 300= - 500 недостаток (дефицит бюджета)
Петровы 35000-22000=13000 экономия (профицит бюджета)
Сидоровы 37000-37000=0 - сбалансированный бюджет
Ответы детей.
Ребята, а почему одной семье средств не хватило? Что бы вы им посоветовали?
Заполняем маршрутный лист- 4 пункт
Учитель обществознания
А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?
--( Хорошо работать, хорошо учиться, экономить)
Что значит экономить?
Чем отличается экономный человек, от жадного?
– На чем можно сэкономить? (Сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги (экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)
А на чём нельзя экономить?
(На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.)
Я надеюсь, когда вы станете взрослыми, то будете хорошими хозяевами, умеющими планировать свой семейный бюджет.
Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался профицит или экономия? (можно делать сбережения.)
– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы?
– А непредвиденные расходы?
Физкультурная пауза
Учитель математики: Я предлагаю вам сейчас самостоятельно решить задачи, сюжет которых связан с семейным бюджетом. Каждой семье дается своя задача (По итогам решения задач идет обсуждение её решения и ответ).
Задача 1.
1 киловатт-час электроэнергии стоит 2 рубля 13 копеек. Счетчик электроэнергии 1 ноября показывал 12 625 киловатт-часов, а 1 декабря показывал 12 802 киловатт-часа. Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию за ноябрь?
Ответ: 377 рублей 1 копейка
Экономно расходуйте электроэнергию.
Задача 2. Стоимость проездного билета на месяц составляет 700 рублей. А стоимость билета на одну поездку 17 рублей. Аня купила проездной билет и сделала за месяц 45 поездок. Сколько рублей она сэкономила?
Ответ: 65 рублей
Задача 3.
В таблице указаны средние цены (в рублях) на некоторые основные продукты питания в трех городах России (по данным 2010 года).
Наименование продукта | Белгород | Липецк | Новгород |
Пшеничный хлеб (батон) | 11 | 14 | 11 |
Молоко (1 литр) | 23 | 23 | 26 |
Картофель (1 кг) | 10 | 13 | 11 |
Сыр (1 кг) | 205 | 215 | 230 |
Мясо (говядина 1 кг) | 240 | 240 | 245 |
Подсолнечное масло (1 литр) | 44 | 44 | 38 |
Определите, в каком из этих городов окажется самым дешевым следующий набор продуктов: 2 батона пшеничного хлеба, 3 кг говядины, 1 л подсолнечного масла. В ответе укажите стоимость данного набора продуктов в этом городе в рублях.
Ответ: 786 рублей
Задача 4. Семья из трех человек планирует поехать из Санкт-Петербурга в Вологду. Можно ехать поездом, а можно – на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 1260 рублей. Автомобиль расходует 13 литров бензина на каждые 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина равна 32 рубля за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?
Ответ: 2912 рублей
Заполняем маршрутный лист- 5 пункт
Учитель обществознания. Ребята, сегодня на уроке мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте, что Ваши родители не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что их потратить, а с чем можно подождать. Поэтому не обижайтесь на своих родителей, когда они говорят, что сейчас нет денег. Это не значит, что их нет в кошельке, просто они нужны для других целей.
Проведем тест (для индивидуальной оценки). Выберите правильные утверждения на вопрос. Проверим, как внимательны вы были на уроке.
1) Из чего складывается бюджет:
д) из заработной платы, пенсии и стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег.
2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:
я) расходы;
е) проценты;
ю) доходы.
3)Как называются деньги, которые получают пожилые люди?:
а) баранки
д) пенсия
м) стипендия
4) Деньги, которые тратятся из бюджета это:
ш) доходы;
ж) расходы;
х) прибыль.
5) Лучшим считается бюджет, в котором:
е) доходы больше расходов
и) доходы равны расходам
а) доходы меньше расходов.
6) Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:
т) доходов;
п) расходов;
Если вы правильно выполнили тест, то должно получиться слово, связанное с темой нашего урока. Что же у вас получилось? Бюджет. Молодцы!!!
Не забываем заполнять маршрутный лист, пункт 6. Определяем сумму набранных баллов и ставим оценку.
Учитель математики.
За всё приходится платить...
Как велика порою плата,
И всё нам хочется купить,
И то, что надо и не надо.
За свет, тепло и за жильё
Уплатим то, что набежало,
За сострадание своё - лишь то,
Душа что подсказала.
Долги вернём своим родным-
Они нам тоже помогали,
А деткам, внукам всем своим
Подарим то, что собирали.
И в храм копеечку внесём -
Тем самым щедрость проявляя,
Ведь наше то, что мы даём,
А не себе что оставляем.
Пусть невелик у нас доход,
Так и расход всё также скромен,
Все наши чувства выше квот,
Коли огонь души огромен.
Мы должны помогать друг другу. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется в деньгах. Если каждая семья будет помнить об этом, то и общество будет крепче.
Дома вы составите проекты «Наш семейный бюджет за месяц», опросите родителей о доходах семьи и расходах, дадите рекомендации, как экономить семейный бюджет.
Рефлексия.
Сегодня мы с вами многое успели.
Сожмите руку в кулак и: кому было интересно – разогните большой палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, – указательный, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе в группах – безымянный, кому урок понравился – мизинец.
– Всем спасибо за работу на уроке!
Семейного и финансового благополучия вам!!
Домашнее задание. Мини-проект «Семейный бюджет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-сценарий интегрированного урока-игры "Природно-климатические условия России как фактор победы в Великой Отечественной войне "
Предлагаемый урок может быть проведен как бинарный (история+география, география+краеведение в Петербурге) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели в параллели 8-х классов. Его ...
План-сценарий интегрированного урока-игры "Природно-климатические условия России как фактор победы в Великой Отечественной войне "
Предлагаемый урок может быть проведен как бинарный (история+география, география+краеведение в Петербурге) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели в параллели 8-х классов. Его ...
Сценарий интегрированного вечера "Да святиться имя твое"
Сценарий предназначен для учащихся 9-11 классов.В ечер посвящен историям любви великих людей.Дети слушают прекрасные стихи и песни,хнакомятся с жизнью английских и русских писателей.Вечер получается о...
Сценарий интегрированного урока литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя - Мир…» в 7 классе «О тех, кто не участвует…» Выбор и его последствия.
Предлагаемый урок разработан с учетом современных требований ФГОС по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Его цель - создать условия для формировани...
СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА «МАТЕМАТИКА - История» Тема урока «Деление натуральных чисел – Путешествие в Древний Египет»
В ходе совершенствования навыков выполнения действия деления натуральных чисел, и навыков решения текстовых задач, привести учащихся к пониманию роли и значения математических знаний в становлен...
Сценарий интегрированного урока математики и ОБЖ по теме «Квадрат суммы и квадрат разности. Некоторые экологические проблемы в жизни учащихся нашей школы».
Данный материал предназначен для закрепления темы "Формулы сокращенного умножения", а так же для воспитания нового экологического мышления у учащихся...
Сценарий интегрированного урока «Семейный совет по составлению бюджета»
Сценарий интегрированного урока «Семейный совет по составлению бюджета»Урок-игра является заключительным занятием темы «Человек и экономика», призван закрепить у учащихся ...