Планирование по учебному предмету "Математические представления и конструирование" для ученика 1 класса с ОВЗ.
календарно-тематическое планирование

Попова Татьяна Васильевна

Программа домашнего обучения детей построена концентрически, с естественным усложнением теоретических и практическихумений,навыков и приемов. Планирование по предмету рассчитано на индивидуальные качества ребёнка.Для поддержания интереса и повышения речевой активности используются приёмы: обсуждение, инструктирование, планирование.Полученные знания  и умения складываются в определённую систему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiepredstavleniya1bdop.odt28.07 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

Цель: формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Задачи:

  • сформировать представления о форме, величине; количественные, пространственные, временные представления;
  • сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

Учебный предмет «Математические представления» входит в образовательную область «Математика» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение в 1 классе отводится 2 часа в неделю,  64 часа в год.

Оценка результативности учебной деятельности.

Для оценки сформированности каждого действия используется метод наблюдения и выражается в баллах.

Содержание    

 Баллы    

Усвоил  

10-8

Знает хорошо, может применить на практике самостоятельно,  иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя              

7-5

Знает, усваивает и применяет с помощью взрослого, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя                                

4-3

Знает фрагментарно, усваивает с трудом, выполняет действие только по прямому указанию учителя, помощь принимает частично.  

1 - 2

Действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем

0

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Календарно-тематический план

Математические представления

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Виды деятельности

Материал

к  уроку

Дата

I четверть

1

 Большой - маленький

1

 Нахождение и показ предметов определенной величины

Блоки Дьенеша

2

 Сортировка предметов «Большие и маленькие»

1

Упражнения с блоками Дьенеша, игра обводка и раскрашивание по трафарету геометрических форм

Трафареты геометрических фигур, блоки Дьенеша

3

 Высокий  низкий

1

Нахождение предметов различной величины, работа со сборно-разборными игрушками

Сборно-разборные игрушки

4

Игровое упражнение «Разложи высокие и низкие елочки»  

1

Нахождение и показ предметов определенной величины, использование условной мерки, конструирование из палочек

Предметы различной величины, счетные палочки

5

Широкий  узкий

1

Нахождение и показ предметов определенной величины. Выполнение игровых заданий «собери дорожку»

Предметы различной величины, полоски разной величины

6

Игровое упражнение «Проложи широкие и узкие дорожки»

1

Практическая работа  со счетными палочками, конструирование   Графическая работа  в тетрадях.

 Счетные палочки, листы с графическими заданиями

7

 Тяжелый  легкий

1

Нахождение и показ предметов определенной тяжести

Разные по весу предметы, весы.

8

Игра «Кто тяжелее и что легче?»

1

Практическое измерение предметов с помощью весов

Разные по весу предметы, весы.

9

Глубокий - мелкий

1

Нахождение и показ предметов определенной величины. Практическая работа с посудой разной по объему.

Разные по объему емкости, сыпучий материал

10

Игра «Магазин посуды» (понятие глубокий -  мелкий)

1

Нахождение и показ предметов определенного объема

Разные по объему емкости.

11

Толстый - тонкий

1

Нахождение и показ предметов определенной величины

Блоки Дьенеша

12

Игровое упражнение «Сортировка предметов» (понятие толстый- тонкий)

1

Практические действия с предметами разной величины

Блоки Дьенеша, разные предметы

13

Представление «Мало-  много»

1

Определение количества предметов в группах. Графическая работа  в тетрадях

Счетный материал, листы с графическими заданиями

14

Преобразование множества (один – много)

1

Практические действия по преобразованию множества Графическая работа  в тетрадях

Счетный материал, листы с графическими заданиями

15

Представление «Несколько-немного»

1

Определение количества предметов в группах., выполнение графических заданий на листе бумаги

Счетный материал, листы с графическими заданиями

16

Закрепление пройденного материала

1

Игровые задания с опорой на изученный материал четверти

Блоки Дьенеша, счетный материал, листы с графическими заданиями

II четверть

17

Представление об изменение количества  

1

  Действия по изменению количества предметов

   Счетный материал, листы с графическими заданиями

18

Практические упражнения на изменение количества предметов

1

  Действия по изменению количества предметов

   Счетный материал, листы с графическими заданиями, блоки Дьенеша

19

Сравнение количества предметов

1

Упражнения с блоками Дьенеша   и счетным материалом

 Счетный материал, блоки Дьенеша,

20

Определение времени года по картинкам

1

 Нахождение картинок, с изображением признаков определенного времени года

Картинки, фотоматериалы

21

Игра «Что за время года?»

1

Распределение карточек с изображением определенных времен года

Картинки, лото «Времена года»

22

Время суток - утро

1

Распределение карточек с изображением определенного времени суток

Картинки, лото «Время суток»

23

 Утренний отрезок времени

1

Составление режима дня в утренний отрезок времени, рассматривание картинок с изображением утреннего отрезка времени. Графическая работа  в тетрадях

Картинки, пиктограммы, тетради

24

День здоровья

1

25

Время суток - ночь

1

Составление режима дня в ночное отрезок времени, рассматривание картинок с изображением ночного отрезка времени. Графическая работа  в тетрадях

Картинки, пиктограммы, тетради

26

Игра «Какое время суток?» (утро-ночь)

1

Распределение карточек с изображением определенного времени суток, сравнение.

Картинки, лото «Времена года»

27

Неделя

1

Составление с помощью картинок, пиктограмм визуального расписания дней недели, рассматривание календаря, знакомство с названием дней недели, просмотр обучающего фильма «Неделя»

Картинки, пиктограммы, календарь, обучающий фильм

28

Упражнение «Составляем расписание» (неделя)

1

Составление с помощью картинок, пиктограмм визуального расписания дней недели

Картинки, пиктограммы

29

Вверху  внизу

1

Ознакомление с понятием вверху- внизу, игровые упражнения «Разложи предметы по полкам», выполнение двигательного упражнения «Поднимитесь выше, выше, наклонитесь ниже, ниже»

Игрушки, предметы, магнитофон, аудиозаписи с музыкальными двигательными играми.

30

 Ориентация на листе бумаги: вверх, низ

1

Упражнения «Разложи геометрические предметы на листе бумаги», «Приклей солнышко и цветок», графические упражнения в тетрадях

Геометрические плоскостные фигуры, шаблоны солнца и цветка, клей, листы белой бумаги, тетради, ручки.

31

Игра «Вверху-внизу. Кто выше?»

1

Определение правильного расположения изображения на листе бумаги

Иллюстрации с изображением животных

32

Закрепление пройденного материала

1

Игровые задания с опорой на изученный материал четверти

Тетради, листы с графическим заданием, счетный материал

III четверть

33

 Впереди  сзади

1

Ознакомление с понятием впереди  сзади,  игровые упражнения «Разложи предметы по полкам», выполнение двигательного упражнения « Встань впереди…»

Игрушки, предметы, магнитофон, аудиозаписи с музыкальными двигательными играми.

34

Упражнение на формирование представления «впереди  сзади»

1

Упражнения «Расставь геометрические предметы», игры с мячом   графические упражнения в тетрадях.

 Игрушки, предметы, мяч,тетради

35

Слева  справа

1

Ознакомление с понятием  слева-справа, игровые упражнения « Положи игрушку справа…», практическая работа в тетрадях

Игрушки, предметы, тетради

36

Упражнение на формирование представления «слева - справа»

1

 Практическая работа в тетрадях, упражнение «Приклей кружок справа, а треугольник слева»

 Тетради, кружки, треугольники из бумаги, клей, листы белой бумаги

37

Ориентация на листе бумаги: слева -справа

1

Практическая работа на опорных листах, выполнение графических заданий на ориентировку в пространстве.

Опорные листы с графическим заданием

38

Вверху  внизу, в середине

1

Ознакомление с понятием   вверху  внизу, в середине, игровые упражнения «Разложи игрушки  », практическая работа в тетрадях

Игрушки, предметы, тетради

39

Первый  последний

1

Ознакомление с понятием    первый -последний,  игровые упражнения « Встань первым, встань последним  », практическая работа в тетрадях

Тетради, счетный материал, конструктор

12.02

40

Упражнение на формирование представления «первый -последний»

1

Выполнение упражнений на ориентировку в пространстве, двигательные упражнения «Кто у нас первый?», игровое упражнение «Прицепи вагончики»

Магнитофон, счетный материал, игрушки

41

Перед, после, между

1

Ознакомление с понятием  перед, после, между. Раскладывание игрушек. Упражнения на ориентировку в пространстве,      практическая работа в тетрадях

Тетради, счетный материал, игрушки

42

Упражнение на формирование представления «перед, после, между»

1

Выполнение упражнений на ориентировку в пространстве,  , игровое упражнение « Собираем бусы»

Магнитофон, счетный материал, игрушки

43

Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок».

1

Рассматривание и обследование геометрических тел , конструирование из геометрических тел

   Набор геометрических тел

44

Повторение пройденного материала

1

Выполнение игровых заданий по изученным темам

Геометрические фигуры

45

Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой.

1

Нахождение предметов определенной формы, игра «Геометрическое лото», конструирование из геометрического конструктора, рассматривание геометрических тел.

Набор геометрических тел, картинки с изображением предметов разной формы

46

Составление геометрической фигуры  из счетных палочек.

1

 Конструирование из счетных палочек разных фигур, работа в тетрадях: штриховка  геометрических фигур

Счетные палочки, тетради, блоки Дьенеша

47

Обводка геометрической фигуры  по шаблону (трафарету, контурной линии)

1

Игровые задания с опорой на изученный материал четверти

Блоки Дьенеша, счетный материал, листы с графическими заданиями

48

Построение геометрической фигуры  по точкам

1

Практическая работа в тетрадях. Составление из блоков Дьенеша с использованием рабочих тетрадей

Рабочие тетради к блокам Дьенеша, блоки Дьенеша, тетради с графическими заданиями

49

Рисование геометрической фигуры

1

Практическая работа на опорных листах. Сортировка геометрических фигур

Опорные листы с графическим заданием, цветные карандаши, блоки Дьенеша

50

Закрепление пройденного материала

1

Выполнение игровых заданий по изученному материалу

Блоки Дьенеша, тетради, счетный материал, сборно-разборные игрушки

IV четверть

51

Графическое упражнение «Обведи, заштрихуй и раскрась цифру 1»

1

Практическая работа в тетрадях, выполнение графических заданий на опорных листах, лепка цифры 1, складывание цифры 1 из счетных палочек, полосок бумаги

Тетради, счетные палочки, опорные листы с графическим заданием, счетный материал. пластилин

52

Узнавание и выделение цифры   2

1

Рассматривание цифры 2,лепка цифры, составление цифры из бумажных деталей.

Магнитные цифры, бумажные детали цифры, пластилин

53

Соотнесение цифры 2 с количеством предметов  

1

Практическая работа  со счетным материалом. Графическая работа  в тетрадях

Счетный материал

54

 Прорисовывание цифры 2 по трафарету, по точкам

1

 Графическая работа  в тетрадях

Счетный материал, тетради

55

Конструирования цифры 2

1

Конструирование цифры  2 из деталей, складывание разрезной картинки, лепка цифры ,обрисовывание цифры 2 по трафарету

Счетный материал, пластилин, разрезные картинки, трафарет

56

Работа в тетрадях «Обводим цифру 2»

1

Практическая работа в тетрадях

Тетради. Магнитные цифры

57

Узнавание и выделение цифры   3

1

Рассматривание цифры 3,лепка цифры, составление цифры из бумажных деталей.

Магнитные цифры, бумажные детали цифры, пластилин

58

 Прорисовывание цифры 3 по трафарету, по точкам

1

Соотнесение цифры 3  с количеством предметов.Практическая работа  со счетным материалом. Обрисовывание по трафарету, работа в тетрадях

Счетный материал,  тетради

59

День здоровья

1

60

Конструирования цифры 3

1

Конструирование цифры 3 из деталей, складывание разрезной картинки, лепка цифры ,обрисовывание цифры 3 по трафарету

  Счетный материал, пластилин, разрезные картинки, трафарет

61

Работа в тетрадях «Обводим цифру 3»

1

Практическая работа в тетрадях

Набор геометрических тел, мяч

62

Графическое упражнение «Гусеница»

1

Обведение кругов по контуру, работа в тетрадях

Тетради

63

Работа в тетрадях

"Геометрические фигуры"

1

Обведение фигур о контуру

Тетради

64

 Закрепление пройденного материала

1

Перемещение в пространстве класса с опорой на условные обозначения, выполнение графических заданий на листе бумаги

 Игрушки, счетный материал, опорные листы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ В 7 КЛАССЕ

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ В 7  КЛАССЕУчебник ФИЗИКА 7 класс автор Э.Т. Изергин...

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ В 8 КЛАССЕ

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ В 8 КЛАССЕУчебник ФИЗИКА 8 класс автор Э.Т. Изергин...

Примерное тематическое планирование к учебному пособию "Граждановедение.Брянская область.5 класс" 35 часов

Планирование содержит необходимый перечень учебных часов по курсу "Брянский край" в 5 классе для школ Брянщины....

Календарно-тематическое планирование по предмету "Математические представления и конструирование" 1 класс

Математические представления и конструирование. (2 часа в неделю)ДатаКол-вочасовТемаЦели и задачиВиды работОборудованиеИндивидуальная работаI ЧЕТВЕРТЬ 2«Большой»- «маленький»Знакомство с величино...

Календарно - тематическое планирование по учебному предмету (курсу) праву для 10 класса

Календарно - тематическое планирование по учебному предмету (курсу) праву для 10 класса ...

Календарно - тематическое планирование по учебному предмету (курсу) праву для 11 класса

Календарно - тематическое планирование по учебному предмету (курсу) праву для 10 класса ...