Активные формы и методы для самостоятельной работы
материал

Задания для самостоятельной работы занимают важное место в учебном процессе. Они способствуют активному восприятию учащимися учебного материала, стимулируют их познавательную деятельность на всех этапах урока и вне его. Применение задний не противоречит живому слову учителя, не исключает сообщения «готовых уроков», но может изменить соотношение источников знаний учащихся в сторону относительного соотношения удельного веса слова учителя. При этом обращение к другим источникам в значительной мере принимает характер «добывания» знаний, а не просто запоминания непонятного текста. Здесь следует подчеркнуть, что источник знаний, который не требует от учащихся умственного напряжения для усвоения, постижения им знания или подробнейшего разъяснения учителем учебного материала, на деле снижает умственные усилия школьника в познавательном процессе, вряд ли могут формировать самостоятельность ученика в добывании знаний. Поэтому задания для самостоятельной работы должно быть так составлено, чтобы оно стимулировало интеллектуальную деятельность учащегося, требовало от него серьезных размышлений, поиска того, что не лежит на поверхности, до чего нужно самому «докопаться». Это и есть процесс самостоятельной познавательной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_formy_i_metody_samostoyat.raboty.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ульдургинская общеобразовательная средняя школа им.Ц.Номтоева»

С О О Б Щ Е Н И Е

«Активные формы и методы

 для самостоятельной работы»

Выполнила: Климова Т.А.

2018 г.

Задания для самостоятельной работы занимают важное место в учебном процессе. Они способствуют активному восприятию учащимися учебного материала, стимулируют их познавательную деятельность на всех этапах урока и вне его. Применение задний не противоречит живому слову учителя, не исключает сообщения «готовых уроков», но может изменить соотношение источников знаний учащихся в сторону относительного соотношения удельного веса слова учителя. При этом обращение к другим источникам в значительной мере принимает характер «добывания» знаний, а не просто запоминания непонятного текста. Здесь следует подчеркнуть, что источник знаний, который не требует от учащихся умственного напряжения для усвоения, постижения им знания или подробнейшего разъяснения учителем учебного материала, на деле снижает умственные усилия школьника в познавательном процессе, вряд ли могут формировать самостоятельность ученика в добывании знаний. Поэтому задания для самостоятельной работы должно быть так составлено, чтобы оно стимулировало интеллектуальную деятельность учащегося, требовало от него серьезных размышлений, поиска того, что не лежит на поверхности, до чего нужно самому «докопаться». Это и есть процесс самостоятельной познавательной деятельности.

Задания для самостоятельной работы имеет широкий диапазон применения. Они могут быть использованы как в классной, так и во внеклассной работе. Эффективность заданий зависит от умения учителя отобрать и использовать их в учебном процессе. В процессе изучения нового материала задания для самостоятельной работы призваны стимулировать высокий уровень познавательной активности учащегося в восприятии и переработке им информации от любого источника; будь то слово учителя, статистический материал, средство наглядности и т.д.

В некоторых случаях выполнение заданий могут выполнять на уроке традиционное изложение материала, обеспечивая при этом высокую результативность учебно-воспитательного процесса. Особое значение имеет самостоятельное получение знаний из первоисточников философской и научной мысли.

Задания для самостоятельной работы могут быть эффективным средством закрепления изученного материала, способствуют более глубокому проникновению в суть учебного материала, помогают избегать механического заучивания непонятного текста, делают выполнение домашней работы более интересным, увлекательным, предотвращая тем самым перегрузку школьников. Также задание для самостоятельной работы могут быть эффективным средством проверки знаний и умений. Их применение дает возможность установить уровень их усвоения, способность осознанно их применять в новой учебной ситуации. Использование задания для самостоятельной работы вместо вопросов, меняет характер контроля за знаниями, за самостоятельной работой ученика.

Выбор того или иного задания определяется спецификой самого занятия. Так, при проведении школьной лекции используются задания, ориентирующие ученика на уяснения главного и выявления связей между отдельными частями ее содержания, на осознании логики изложения, соотношении между аргументами и выводами. Задания могут быть поставлены до начала лекции или в ходе ее изложения, с проверкой их выполнения в конце урока. При проведении семинарского занятия задания для самостоятельной работы могут быть использованы как в процессе подготовки к нему, так и в ходе самого семинара. В первом случае они способствуют творческой работе с источниками, во-втором, позволяют организовать дискуссию вокруг вопросов, включенных в план занятия.

На лабораторном занятии задания для самостоятельной работы нацеливают учащихся на тщательный, глубокий анализ текста первоисточников, раскрытию сути. На практических занятиях обсуждаются результаты выполнения опережающих заданий по сбору и обработке собранного материала.

Возможно использование заданий для самостоятельной работы и на уроке- собеседовании. Наряду с вопросами, могут быть предложены задания, позволяющие обобщить изученное, выявить уровень усвоения учебного материала, умение применять знания в новой ситуации.

Применение заданий для самостоятельной работы позволяет варьировать организацию учебного процесса, сочетая при этом фронтальную, групповую, индивидуальную учебно-позновательную деятельность.

 Так, за несколько недель до изучения очередной темы учащимся могут быть даны задания исследовательского типа, которые выполняются индивидуально или группами учеников. Выполнение таких заданий требует систематического контроля со стороны учителя, а в необходимых случаях и его консультации.

 При изложении материала учителем преобладает фронтальная организация, не исключающая и использование индивидуальных заданий. Создавая группы на основе интересов, важно так подобрать учащихся, чтобы в каждую группу входили ученики с различным уровнем эрудиции и успеваемости.  В таких группах наиболее эрудированные ученики могут быть использованы в качестве «консультантов», помогающих остальным учащимся в продвижении к цели. Создание групп по интересам целесообразно при проведении занятия с использованием заданий, основанных на межпредметных связях. Наконец, возможно формирование групп, куда отбираются только сильные учащиеся, имеющие устойчивый интерес к данному курсу.

Использование заданий для самостоятельной работы предполагает наблюдение следующих общих требований;

- отбор знаний должен соответствовать уровню подготовки учащихся. Непосильное задание вызовут у них негативную реакцию, а облегченнее - не вызовут интереса. Оптимальным вариантом является отбор таких знаний, которые соответствуют «зоне ближайшего» развития;

- ученик должен иметь возможность воспринимать задание не только на слух, но и зрительно. С этой целью целесообразно использовать классную доску, проектор, раздаточный материал с текстом, компьютер;

- учащиеся должны быть обеспечены достаточно количеством материалов, необходимых для выполнения заданий;

- руководство самостоятельной работы учащихся со стороны учителя должно быть непрерывным, но ненавязчивым. При введении нового вида заданий в недостаточно подготовленном классе необходимо демонстрация образца его выполнения. В этом случае задание предъявляется в обычном порядке, затем учитель раскрывает логику поиска ответа, показывает путь выполнения работы, вычленяя при необходимости его этапы. Вовлекая учащихся в ход выполнения задания, учитель разъясняет его содержание, ставит промежуточные вопросы, указывает на связь с учебным материалом, необходимым для получения опыта;

- выполнения самостоятельных заданий во всех случаях должно завершаться подведением итогов. При этом особое внимание необходимо уделит анализу способов, обеспечивающих правильное выполнения. Отсутствие анализа проделанной работы снижает ее эффективность.

Неподготовленность учащихся к выполнению заданий не должно служить препятствием к включению заданий в учебный процесс. Задача учителя, как организатора самостоятельной работы по общественно-гуманитарной тематике состоит в том, чтобы помочь школьникам овладеть различными приемами работы. По мере накопления у учащихся опыта, усиленная со стороны учителя будут оправданы тем, что затраты учебного времени сократятся, учащиеся обретут уверенность и почувствуют вкус познавательной деятельности. Поэтому целесообразно использовать любой вид заданий неоднократно для закрепления опыта работы с ними и чаще повторять трудные задания для развития способности учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования "Активные формы работы на уроках английского языка и во внеурочное время в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности учащихся"

По данной теме работаю уже третий год. Накоплено много интересных и занимательных находок. Работа опубликована в ежегодном школьном методическом сборнике за 2012 - 2013 учебный год....

Развития познавательной активности школьников посредством организации самостоятельной работы.

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критиче...

Виды, формы и методы самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов – это разнообразные виды деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя во (специально отведенное для этого ау...

«Активные формы работы на уроках иностранного языка как фактор развития учебных умений и творческой активности учащихся»

В данной работе рассмотрены традиционные и натрадиционные формы работы на уроке английского языка...

"Использование активных форм урочной и внеурочной работы для повышения мотивации учащихся к изучению иноязычной культуры"

Выступление на районном методическом объединении учителей иностранного языка, 2019 год. В выступлении отражены теоретические и практические рекомендации по подготовке уроков и внеурочных занятий для п...

Формирование математической грамотности на уроках математики и во внеурочное время с использованием активных форм обучения( из опыта работы )

В 2018 году девятиклассники нашей школы приняли участие в международном исследовании PISA. Наш опыт участия оказался успешным. Учащиеся показали достаточно высокий уровень компетенций по трем нап...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Статья по теме "ФОРМЫ И МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"     На современном этапе развития образования России меняются роль и задачи школьного математи...