Статья по теме "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания"
статья по обществознанию

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. В основных государственных документах об образовании делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию и дифференциацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Необходимо вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это – возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования. Уроки истории дают возможность развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания


Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. В основных государственных документах об образовании делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию и дифференциацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Необходимо вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это – возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования. Уроки истории дают возможность развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся.

Приступая к работе над данной темой, изучила работы выдающихся педагогов и психологов, Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», Д.Б. Эльконина, Г.Селевко и других.

Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В. Давыдов, В.А.Крутецкий, Д.Б. Эльконин, Л.Г.Петерсон и другие) подчеркивают значение учебной и внеурочной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Работа над развитием способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность. Именно поэтому одна из задач, которые ставит перед собой современный педагог, - это развитие творческих способностей ученика.

Система работы учителя по развитию творческих способностей учащихся ориентирует их на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.

Продуктивность опыта состоит в том, что учащиеся успешно овладевают системой знаний, практических умений и навыков; участвуют в самых разнообразных видах учебной и внеурочной деятельности, что постепенно приводит к привычке проявлять себя творчески; возрастает устойчивый интерес и потребность к познавательной деятельности; формируются взаимоотношения как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.

Цель: развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся

Задачи:

- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

- находить нестандартные решения любых возникающих проблем;

- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

Мой педагогический опыт – сплав элементов различных педагогических технологий, которые я применяю в зависимости от содержания материала, от уровня познавательной активности класса, от целей и задач уроков.

Активные методы обучения, формирование обстановки творческой активности позволяют достигнуть целей обучения, связанных с развитием интеллекта ребенка. Формирование интеллекта начинается с образных представлений об истории на эмоционально - нравственном уровне. На следующем этапе необходимо привести знания в простейшую хронологически-пространственную систему. Далее формируется аналитическое мышление, т.е. умения выявлять причинно-следственные связи. Развивающее обучение стимулирует такие процессы, как восприятие, внимание, мышление, память, развивает творческие способности. Логические схемы, трёхчастный дневник, синквейн, кластер, проекты, проблемные задачи, дидактические игры, эвристическая беседа, дискуссия, групповая работа, творческо - поисковые задания, используемые на уроках истории, позволяют включить учащихся в целенаправленный творческий процесс мыслительной деятельности и оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

Кластер графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое слово, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее. Может использоваться на разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности, на стадии осмысления – для структурирования материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Пример: при изучении темы «Реформы Петра I» - история России 7 класс, учащиеся составили кластер, в котором отображались основные реформы данного времени и их значение.

Синквейн - нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, причем этот дидактический прием может использоваться как на этапе изучения понятия, так и на этапе рефлексии. Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к историческому событию, личные чувства по отношению к историческому деятелю, подводить итоги размышления по проблеме.

Синквейн

1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна

2 строка – 2 прилагательных, характеризующих ключевое слово

3 строка – 3 глагола, показывающие действия понятия

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию

5 строка – одно слово, через которое человек выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием


Пример: урок «История Древнего мира», тема «Библейские сказания», синквейн использован в конце урока:

Библия

Священная, удивительная

Учит, объясняет, наставляет

Читайте Библию

История

Пример: «Новая история 1500 - 1800» 7 класс, тема «Усиление королевской власти в XIV – XVвв. Абсолютизм в Европе»

Синквейн использован на этапе изучения понятия:

Абсолютизм

Безграничный, единоличный

Назначает, решает, изменяет

Личная власть монарха

Власть

Прием «Инсерт» или пометки на полях, особенно нравится детям, так как эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления. А критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий и информации. Во время объяснения нового материала ученики помечают на полях «v» - если информация им известна; «+» - информация, которая услышана впервые; «-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями; « ?» - то, что осталось непонятным, вызывает желание узнать подробнее.

Эвристическая беседа - диалоговая форма общения учителя и учащихся, в процессе которой целостная проблема расчленяется на составные части и решается последовательно, поэтапно, усилиями всего класса под руководством учителя. В отличие от повторительно-обобщающей беседы, для ответов на эвристические вопросы школьникам недостаточно вспомнить и воспроизвести изученный ранее материал. Учитель, применяя эвристическую беседу, рассчитывает не только на умение учеников анализировать предъявленную информацию, но и на их интуицию, творчество, озарение. Этот прием логически продолжает проблемное изложение, когда школьники не могут самостоятельно найти способ решения проблемной задачи. Привожу пример такой беседы.

Урок истории Древнего мира в 5 классе по теме «В гаванях афинского порта Пирей». Основные понятия: афинские граждане и неграждане.

Сегодня демократия предполагает, прежде всего равенство всего народа. Можно ли говорить о равенстве населения в Афинах? Докажите.

Трёхчастный дневник - ученики делят тетрадь на 3 колонки, озаглавленные соответственно: «Знаю», «Хочу знать», «Узнал». На 1 этапе урока заполняется только первая колонка, остальные две по мере продвижение от одного этапа урока к другому.

Тема «В городе богини Афины» 5 класс. Что мы уже знаем по этой теме? Заполняем первую колонку. О чём мы ещё не говорили, что касалось бы жизни в Афинах? (заполняем вторую колонку)

Итак, в результате работы с документами, беседы, просмотра слайдов что вы узнали нового для себя? ( заполняем третью колонку)

Знаю

Хочу знать

Узнал

Афины – самый крупный полис в Аттике

594 г. до н.э. реформы Солона в Афинах – стала закладываться демократия

Почему Афины называли сердцем Греции?

  1. Скульптура

статуя богини Афины, статуя Ники бескрылой и т.д.

  1. Архитектура города

Храмы - Парфенон, Эрехтейон, Ники Бескрылой, Пропилеи, колонны трёх стилей - ионического, дорического, коринфского.

Три главных района города.

Что такое Агора, Акрополь

Ремесло

Краснофигурные и чернофигурные сосуды


Немаловажная роль отводится дидактическим играм на уроках истории - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитательной формами, которые действуют в органическом единстве.

Использование наглядных средств обучения и, прежде всего, условно – географических (карт, схем) может стать прекрасной базой для развития мыслительной деятельности школьников. Умело выстроенная работа с картой превращает учеников в «ученых». Например, при изучении темы «Древняя Греция» урок истории Древнего мира в 5 классе, учащиеся получают задание: используя карту заполнить таблицу «Природно – географические условия Древней Греции». В итоге работы в тетрадях появляется запись:

«Природно – географические условия Древней Греции»

Страна

Местоположение

Природные особенности

Древняя Греция

На юге Европы, юг Балканского полуострова

Окружена морями: Ионическим, Эгейским, наличие заливов, бухт – хорошие условия для мореплавания, рыболовства, морской торговли

Горная страна, горы крутые и обрывистые, изолируют области друг от друга, полезные ископаемые

Полноводных рек нет, отсутствует внутреннее судоходство

Недостаточное количество земли для выращивания зерновых культур и пастбищ скоту


Использую на уроках элементы технологии В.В. Шогана - элементы интеграции истории с живописью, литературой. Эти элементы позволяют создать эмоциональные образы - символы.

Пример: на уроке в 6 классе при изучении темы «Борьба Руси с западными завоевателями» использую отрывок из оперы «Александр Невский» А.Прокофьева и отрывок из стихотворения К.Симонова «Ледовое побоище».

Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология - это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

С учащимися 6 класса был разработан информационный коллективный проект «Рыцарский замок». Учащиеся разделились на 4 группы, каждая получила тему для изучения. С помощью дополнительной, справочной литературы и интернет ресурсов группы собрали информацию, подготовили выступления по своим темам.

В 5 -6 классах хорошие результаты дает использование кроссворда, в котором часть вопросов заменяется на рисунки, фрагменты картинок, символов, карт, репродукций и т.д. Тем самым привлекаются для составления кроссвордов самые разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки. Такая творческая работа требует большого объема времени и поэтому дается в виде домашнего мини-проекта, тем более что он требует индивидуальной творческой работы, создавая тем самым условия для самореализации учащихся с разным уровнем подготовки.

Огромное значение для развития творческих способностей учащихся имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа учащихся, которая способствует не только развитию способностей ребенка. Но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом, а самое главное способствует социальной адаптации в среде сверстников. Позволяет почувствовать собственную значимость. Исследовательскую деятельность школьников развиваю как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Основной урочной исследовательской деятельностью является самостоятельная деятельность учащихся по решению проблемных задач урока, поставленных учителем.

Например: урок «Новой истории» в 7 классе при изучении темы: «Повседневная жизнь», урок проходит в форме исследования. Учащиеся - это молодые ученые научно – исследовательской лаборатории, их задача исследовать условия жизни людей различных социальных групп нового времени, сделать сравнительный анализ.

Литература

  1. Алексеева Н. М. Игры на уроках истории // Преподавание истории в

школе. 1994. № 4.

  1. Барбенева Н.В. , Дворникова О.Л. Научно – исследовательская работа учащихся // Преподавание истории в школе. 2005. №9.
  2. Васяева И.Н. Нетрадиционные формы урока// Преподавание истории в школе. 2001. №6
  3. Ворожейкина Н.И. Вариативное моделирование уроков истории в основной школе /Н.И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - №5. - С. 19.
  4. Грицевский И.М. От учебника – к творческому замыслу урока. М., 1990.
  5. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной

технологии обучения // Классный руководитель. 2001. № 8.

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории/ М.В. Короткова. – М.: Изд – во ВЛАДОС – Пресс, 2001.
  3. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории/ И.Я. Лернер. – М.: Просвещение, 1968.
  4. Мирошниченко Н.П. Преподавание истории древнего мира по системе В.Ф. Шаталова// Преподавание истории в школе. 1990. №4. – С.76 – 91.
  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.
  6. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2007. – 156 с.
  7. Цыренова М.Г. Повторительно-обобщающий урок истории / М.Г. Цыренова // Преподавание истории в школе. - 2007. - №1. - С. 3 – 8

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания»

laquo;Развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания»Выступление на районном семинаре  учителей истории и обществознания  Курского ...

Проектная технология как эффективный метод развития творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС ООО.

Для меня как учителя истории и обществознания в моей работе самое главное это, как ученик размышляет, сопоставляет, анализирует, критически относится к историческим, социальным фактам и событиям. Для ...

«Развитие творческих интеллектуальных способностей обучающихся на уроках истории и обществознания»

На современном этапе общественного развития школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в современных условиях, для которых характерны состязательность и конкуренция, возрастающие т...

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории».

В наши дни особенно остро встает вопрос о новой системе подготовки подрастающего поколения, предполагающей целенаправленное развитие познавательных возможностей школьников, прежде всего, их...

Презентация Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий...