Доклад на тему: Формирование толерантности как нравственной основы личности в детском доме для умственно отсталых детей.
статья по теме

Мартынова Наталья Викторовна

Проблема формирования толерантности у умственно отсталого воспитанника относится к числу наименее разработанных. Данная проблема привлекла к себе внимание, как только эту категорию стали выделять из всей массы детей с отклонениями в развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование толерантности как нравственной основы личности в детском доме для умственно отсталых детей.

Проблемы, связанные с воспитанностью детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, постоянно находятся в центре внимания педагогов, в том числе и задачи формирования толерантного поведения. Причем умственно отсталые дети должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Проблема формирования толерантности у умственно отсталого воспитанника относится к числу наименее разработанных. Данная проблема привлекла к себе внимание, как только эту категорию стали выделять из всей массы детей с отклонениями в развитии.

Слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть. При этом понимание толерантности было неоднозначно в различных культурах. Оно зависело от исторического опыта народа:

- в английском языке «толерантность» — это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;

​ - во французском – проявление свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических или религиозных взглядов;

​ - в китайском – проявление великодушия в отношении других;

- в русском языке «толерантность» — способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

В словаре В. И. Даля – это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру.

В словаре С. И. Ожегова толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.

Быть толерантным – значит уметь прощать, сострадать, уважать права других, принимать другого таким, какой он есть, уважать человеческое достоинство и сотрудничество.

Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров взрослых.

Основные черты личности:

Толерантная личность

— уважение мнения других;

— доброжелательность;

— желание что-нибудь делать вместе;

— понимание и принятие;

— чуткость, снисходительность;

— доверие, гуманизм,

— любознательность.

Интолерантная личность:

— непонимание;

— игнорирование;

— эгоизм;

— нетерпимость;

— пренебрежение, раздражительность;

— равнодушие, цинизм;

— агрессивность.

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей, ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья или 8% всей детской популяции, причем 600 тысяч из них – инвалиды. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы педагогической и социальной помощи и поддержки.

Умственно отсталые воспитанники со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила нашей морали от воспитателей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими в непривычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому и случается, что умственно отсталые воспитанники по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

Воспитанники детских домов менее успешны в решении конфликтов в общении с взрослыми и со сверстниками, чем учащиеся обычных школ. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину. Часто наблюдаемые у таких воспитанников негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство создают большие трудности их воспитания. Эти отрицательные черты — обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий среды: беспорядок требований, плохой пример, не соблюдение режима дня. Поэтому для воспитания воспитанников с умственной отсталостью так важна спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство, четкость и систематичность требований – все что создает и закрепляет у них необходимые привычки.

В связи с этим, одной из задач нашего детского дома является формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья толерантности как нравственной основы личности.

Воспитание толерантной личности – процесс сложный и может быть реализован как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в коллективе у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Мы должны научить ребенка правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Смысл деятельности воспитателя  в воспитании толерантности сводится к следующим моментам:

​ - к организации жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее в ком-то или в чем-то;

​ - к созданию доверительности, открытости взаимоотношений воспитателя и воспитанников;

​ - к проявлению воспитателя толерантности – это существенный фактор, воспитывающий толерантность воспитанников;

​- к воспитанию детей проявлять толерантность во взаимоотношениях друг с другом;

​ - к организации внеклассной работы, направленной на воспитание толерантности: беседы, тренинги и т.п.

Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности воспитателя реализуется ряд принципов:

1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого воспитанника, его самостоятельность и инициативу, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми;

2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс (т.е. особенностям экономики, политики, духовности общества). Воспитание толерантности должно строиться с учётом разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, религиозных, семейных, типа поселения, особенностей заведения и т.д.);

3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания индивидуального сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у воспитанника; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия;

4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у воспитанников осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках;

5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, т.е. предполагает взаимную ответственность воспитанников, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в группе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.

Изложенные выше принципы находят отражение в содержании, формах и методах воспитания толерантной личности.

Методы воспитания толерантности – это способы формирования у воспитанников готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. Выделяют большое количество методов воспитания толерантности (убеждение, самоубеждение, внушение, стимулирование, методы требования, коррекции поведения и др.) Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, т.е. педагогически оформленных действий. А как же это осуществляется на практике? Через какие приёмы можно формировать толерантность?

— Приём «Взаимопомощь». Деятельность воспитанников организуется таким образом, чтобы успех дела зависел от помощи друг другу.

— Приём «Акцент на лучшее». Воспитатель в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна, и опираться на конкретные факты.

— Приём «Прогнозирование развития ситуации». Воспитатель предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации.

— Приём «Добрые слова». Воспитанникам предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей).

Таким образом, процесс формирования толерантной позиции воспитанников с наибольшей эффективностью будет проходить в рамках гуманистической воспитательной системы детского дома с его открытостью внешней социокультурной среде; направленностью на освоение этой среды; с предлагаемыми ею вариантами общения и деятельности в среде; с его ценностными ориентирами.

Умственно отсталые воспитанники затрудняются в самостоятельном осознании и обобщении тех отношений и поведенческих актов, которые включены в специально организованную педагогом деятельность. Важная воспитательная задача — помочь воспитанникам выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности воспитанники были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке.

В нашем детском доме есть старшие дети и младшие, есть здоровые и есть больные (например, с нарушением координации и т.п.), среди взрослого персонала есть молодые и люди старшего возраста. Но многие наши дети не замечают возраста окружающих, не соотносят их возраст, здоровье, силы. Это не только особенность воспитанников, но и результат плохого воспитания. Сам ребенок не может осознавать чужого возраста, болезни, но если ему объяснить, научить его считаться с состоянием другого человека, то тогда он научится помогать малышам и взрослым. Если ему указать на это, то чаще всего он с удовольствием будет браться помогать, будет сопереживать чужому горю, т. к. во многих поступках воспитанника с умственной отсталостью нет злого умысла.

Какой возраст наиболее удобен для воспитания толерантного отношения к другому?

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней. Важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Приучение к соблюдению норм поведения также начинается с раннего возраста, причем в ряде случаев оно может предшествовать разъяснению и убеждению, поскольку младшие умственно отсталые воспитанники часто оказываются не в состоянии понять смысл той или иной поведенческой нормы. Во многих случаях важно обеспечить четкий, доступный показ образца поведения (например, демонстрация того, как себя вести в столовой, при встрече с взрослыми и т. п.). Воспитатель подсказывает детям «добрые», «хорошие» поступки.

Особое внимание обращается на воспитание толерантности в подростковом возрасте. Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. Подростковый возраст, как известно, всегда — возраст трудный. Поэтому полезно предлагать для анализа различные типы конкретных ситуаций-рассказов с нравственным или правовым содержанием. При этом выбор темы и материала, раскрывающего ее, должен соответствовать уровню нравственной или правовой информированности воспитанников, тематика должна динамично отражать реальные события жизни, в том числе жизни ученического коллектива, поведение отдельных воспитанников. Формы воспитательной работы могут быть разные (внеклассное чтение, экскурсии, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, игры и т. п.) круг знаний воспитанников о правовых нормах и ответственности за их несоблюдение — правонарушение — расширяется (например, знания о правовых аспектах природоохранительных норм, об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, уличного движения, пользования общественным транспортом и др.). И конечно же надо знакомить с вопросами уголовной ответственности за отдельные виды преступлений против жизни здоровья и достоинства личности, против общественного порядка (злостное хулиганство) против государственной и личной собственности. Это имеет особое значение в ранней профилактике противоправного поведения умственно отсталых детей.

Осуществляя работу по профилактике социальных отклонений в поведении детей с ограниченными возможностями здоровья следует, по-видимому, обратить серьезное внимание на вопросы антиалкогольной, антинаркотической пропаганды.

У старших воспитанников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности.

Но воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». Должно идти постоянное развитие таких составляющих толерантности, как симпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание.

Источники соответствующей информации – фольклорные и литературные персонажи и реальные люди, складывающиеся отношения часто совсем разных людей, идущих от настороженности, недоверия, даже враждебности к взаимному приятию.

Итак, если мы действительно хотим, чтобы наши воспитанники не только знали и понимали, в чем ценность терпимого, равноправного, уважительного отношения людей друг к другу, но и сами освоили такое отношение в качестве первичной модели поведения, в детском доме необходимо создать специальную систему взаимодействия детей и взрослых.

Большую роль в формировании стереотипов толерантного поведения воспитанников играют коллективные творческие дела, даже если они приурочены к самым разным событиям. Широкое распространение получают занятия милосердия, толерантности.

Навыки толерантного поведения можно формировать у воспитанников в процессе проведения организации целевых вне стен детского дома мероприятий. Недостаточно пробудить у воспитанников заботу только о себе, своем доме, которым является детский дом, необходимо еще воспитать умение относиться неравнодушно к происходящему за его стенами. Это могут быть различного рода благотворительные акции: забота об одиноких стариках, помощь ветеранам войны и труда, пенсионерам. Все эти дела оставляют след в душах воспитанников.

Стереотипы толерантного поведения вырабатываются не только во время целенаправленных действий, обучающих воспитанников умению сочувствовать, сопереживать. Выражать свои чувства без агрессии и насилия. Основой их формирования является, прежде всего, повседневная жизнь воспитанника в коллективе. И эта жизнь также должна стать объектом внимания воспитателей. Научить воспитанников конструктивно разрешать конфликтные ситуации, взаимодействовать с товарищами на основе равенства и согласия – актуальнейшая задача наших воспитателей.

Важнейшим условием закрепления стереотипов толерантного поведения является эмоциональный компонент.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда замечают, когда воспитатель чем-то расстроен, плохо себя чувствует. Воспитатель же не позволяет себе расслабиться настолько, чтобы его состояние стало очень заметным. Поэтому воспитанники не учатся быть внимательными, чуткими, улавливать состояние близкого человека. Не часто, но иногда воспитателю все-таки следует посвятить воспитанников в свои заботы. Форма участия воспитанников, их поведения должны быть подсказаны их воспитателем. Он может или просто посвятить воспитанников в событие, или предложить обратить внимание на отношение других воспитателей к томувоспитателю, в жизни которого что-то произошло. Сопричастность воспитанников к делам взрослых делает их членами одной семьи, где дела одних не остаются безразличными для других.

Одним из средств формирования толерантности и влияния на мировоззрение ребенка с ограниченными возможностями здоровья является этическая беседа, которая  может проводиться на воспитательском часе. Она широко применяется в работе с воспитанниками нашей группы. В педагогике она рассматривается и как средство привлечения воспитанников для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как средство формирования моральных представлений и понятий.

Например, нельзя допускать, чтобы дети мучили животных. Напротив, надо пробуждать у них сочувствие к животным, желание заботиться о кошке, собаке. Ни в коем случае нельзя допускать грубого отношения к ним.

Этические беседы в нашем детском доме проходят систематически, включаются в план воспитательной работы.

Безусловно, что проводить такие беседы трудно, ведь необходимо нашим воспитанникам в конкретно-образной форме раскрыть абстрактные понятия: совесть, достоинство, милосердие, гуманизм, дружба и др.

Поводом для выбора тематики могут быть

1.  нравственные познавательные интересы детей  (у детей существуют искаженные представления о нормах морали, очень часто они относят ложное товарищество к истинной дружбе, не различают честность и ябедничество. Это понятно, так как у детей нет достаточно целенаправленных наблюдений, знаний и социального опыта).

2. ситуации, сложившиеся в классе, коллективе (равнодушное отношение друг к другу, неприязнь к детям различных национальностей)

3. события, происходящие в стране и другом социуме.

4. просмотренный фильм, прочитанная книга (например, фильм «Белый Бим – черное ухо» — великолепный фильм для обсуждения. Повесть В. К. Железникова «Чучело» и др.).

Сегодня в работе с воспитанниками  можно использовать наиболее актуальные темы этических бесед:

«Совесть»

«Умей уважать других»

«Друг познается в беде»

«Милосердие начинается у себя в доме»

«Трудом славен человек»

«Что значит жить с достоинством?»

 «Это страшное слово – «равнодушие»

«Твоя ответственность перед собой и коллективом»

«Национальные традиции требуют уважения»

«Что такое толерантность?»

«Счастье и труд»

«Заветы предков»

«О равнодушии и добре» и многие другие.

Тема беседы зависит от возрастных особенностей воспитанников, от уровня их нравственной подготовленности.

Особенность проведения этических бесед заключается в том, что в них можно включить инсценировки, чтение отрывков из художественной литературы, но при этом важно не забывать, что в этической беседе должны преобладать живой обмен мнениями, диалог.

Также могут широко использоваться занятия нравственности. Мы знаем, что занятие – это основная форма учебно-воспитательной работы. Занятия нравственности могут включать в себя дискуссию, ролевые игры, просмотр отрывков из видеофильмов, чтение стихотворений, обсуждение пословиц, включать диагностические методики, направленные на определение уровня воспитанности. Темы таких занятий могут быть разными:

«Что значит жить по справедливости?»

«Честь и совесть. Существуют ли они друг без друга?»

«В чем красота человека?»

«Что значит – уважать национальные традиции?» и другие.

Стереотипы толерантного поведения вырабатываются не только во время целенаправленных действий, воспитанию детей умению сопереживать, выражать свои чувства без агрессии и насилия. Основой их формирования является, прежде всего, повседневная жизнь ребенка в детском доме. Научить детей конструктивно разрешать конфликтные ситуации, а они у нас случаются очень часто, взаимодействовать с товарищами на основе равенства и согласия – актуальнейшая задача воспитателей.

Для наших воспитанников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Для психологического комфорта ребенка необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушать воспитанникам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, которая называется коллективом. На этом этапе воспитатели формируют и развивают чувство сплоченности коллектива, обучают детей взаимодействию при решении проблем в коллективе, разделению труда при выполнении заданий, воспитывают у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением, а также формируют традиции коллектива.

Таким образом, мы убедились, что формировать толерантность у умственно отсталых воспитанников необходимо постоянно, в течение продолжительного времени, на всех занятиях, в процессе игровой деятельности, на примере жизненных ситуаций, близких детям, на внеклассных занятиях, при проведении режимных моментов. Чтобы у детей с нарушенным интеллектом «сердце становилось умным, а ум добрым», от воспитателя постоянно требуются огромные усилия, тщательная подготовка к каждому занятию, мероприятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика логопедической работы в условиях детского дома для умственно отсталых детей

"Специфика логопедической работы в условиях детского для умственно отсталых детей"СодержаниеВведение…………………………………………..……..……………………..3Глава I. Теоретические аспекты изучения умственно отсталых детей в ...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Доклад опубликован в сборнике, по материалам международной конференции "49-е Евсевьевские чтения", проходившей в г.Саранск...

"Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в школе".

Б.Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».      ...

Статья на тему: "Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности, обучающейся в современной школе".

Проблеме формирования гражданской позиции, воспитания толерантности уделяется особенно пристальное внимание......