"Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в школе".
статья

 Б.Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

                 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете     "Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в школе".

                                                                                      Б.Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

                 

 «В далекие времена был на Земле один язык и одно наречие, все люди жили одной большой семьёй. Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами многих. Однажды собрались они вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли». Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой. Но богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя. И смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и браниться, дошло дело и до драки. Увидели они, что уже никакого дела не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны».     Возникает вопрос???

Отчего же людям так трудно договориться? Почему они забывают порой о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает…

С каждым днем все увереннее  набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперед. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, спокойнее. Но агрессия не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки отдельных людей. Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия, компромисса. Моделью для взаимоотношений людей, народов и стран в современном мире призвана стать толерантность. Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка, а это, в первую очередь семья, и, конечно же, школа.

Так что же означает это слово – толерантность? Я обратилась к различным словарям, источникам и вот что получила…

Слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть. При этом понимание толерантности было неоднозначно в различных культурах. Оно зависело от исторического опыта народа:

— в английском языке «толерантность» — это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;

во французском – проявление свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических или религиозных взглядов;

— в китайском – проявление великодушия в отношении других;

— в русском языке «толерантность» — способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

В словаре В. И. Даля – это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру.

 В словаре С. И. Ожегова толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.

 Быть толерантным – значит уметь прощать, сострадать, уважать права других, принимать другого таким, какой он есть, уважать человеческое достоинство и сотрудничество.

Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров взрослых.

 Основные черты личности:

       Толерантная личность

— уважение мнения других;

— доброжелательность;

— желание что-нибудь делать вместе;

— понимание и принятие;

— чуткость, снисходительность;

— доверие, гуманизм,

— любознательность.

    Интолерантная личность:

— непонимание;

— игнорирование;

— эгоизм;

— нетерпимость;

— пренебрежение, раздражительность;

— равнодушие, цинизм;

— агрессивность.

            За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей, ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья.    Проблемы, связанные с воспитанностью детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, постоянно находятся в центре внимания педагогов, в том числе и задачи формирования толерантного поведения.

Смысл деятельности педагога в воспитании толерантности сводится к следующим моментам:

  1. к организации жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее в ком-то или в чем-то;
  2. к созданию доверительности, открытости взаимоотношений педагога и учеников;
  3. к проявлению педагогами толерантности – это существенный фактор, воспитывающий толерантность учеников;
  4. к обучению детей проявлять толерантность во взаимоотношениях друг с другом;
  5. к организации внеклассной работы, направленной на воспитание толерантности: беседы, тренинги и т.п.

 Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов:

1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребёнка, его самостоятельность и инициативу, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми;

2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс (т.е. особенностям экономики, политики, духовности общества).    Воспитание толерантности должно строиться с учётом разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, религиозных, семейных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.);

3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания индивидуального сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребёнка; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия;

4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках;

5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, т.е. предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.

Изложенные выше принципы находят отражение в содержании, формах и методах  воспитания толерантной личности.

Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. Выделяют большое количество методов воспитания толерантности (убеждение,  самоубеждение,   внушение, стимулирование, методы требования, коррекции поведения и др.) Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, т.е. педагогически оформленных действий. А как же это осуществляется на практике? Через какие приёмы можно формировать толерантность?

— Приём «Взаимопомощь». Деятельность детей организуется таким образом, чтобы успех дела зависел от помощи друг другу.

— Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна, и опираться на конкретные факты.

— Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации.

— Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей).

Педагогических приёмов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый педагог из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.

Таким образом, процесс формирования толерантной позиции детей с наибольшей эффективностью будет проходить в рамках гуманистической воспитательной системы школы с ее открытостью внешней социокультурной среде; направленностью на освоение этой среды; с предлагаемыми ею вариантами общения и деятельности в среде; с ее ценностными ориентирами.    Какой возраст наиболее удобен для воспитания толерантного отношения к другому?

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Приучение к соблюдению норм поведения также начинается с младших классов коррекционной школы, причем в ряде случаев оно может предшествовать разъяснению и убеждению, поскольку младшие умственно отсталые школьники часто оказываются не в состоянии понять смысл той или иной поведенческой нормы. Во многих случаях важно обеспечить четкий, доступный показ образца поведения (например, демонстрация того, как себя вести в столовой, при встрече с взрослыми и т. п.). Учитель, воспитатель подсказывает детям «добрые», «хорошие» поступки.

Особое внимание обращается на воспитание толерантности в подростковом возрасте. Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. Подростковый возраст, как известно, всегда — возраст трудный. Поэтому полезно предлагать для анализа различные типы конкретных ситуаций-рассказов с нравственным или правовым содержанием. При этом выбор темы и материала, раскрывающего ее, должен соответствовать уровню нравственной или правовой информированности воспитанников, тематика должна динамично отражать реальные события жизни, в том числе жизни ученического коллектива, поведение отдельных воспитанников. Формы воспитательной работы могут быть разные (внеклассное чтение, экскурсии, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, игры и т. п.) круг знаний учащихся о правовых нормах и ответственности за их несоблюдение — правонарушение — расширяется (например, знания о правовых аспектах природоохранительных норм, об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, уличного движения, пользования общественным транспортом и др.). И конечно же  надо знакомить с вопросами уголовной ответственности за отдельные виды преступлений против жизни здоровья и достоинства личности, против общественного порядка (злостное хулиганство) против государственной и личной собственности. Это имеет особое значение в ранней профилактике противоправного поведения умственно отсталых детей.

Осуществляя работу по профилактике социальных отклонений в поведении детей с ограниченными возможностями здоровья  следует, по-видимому, обратить серьезное внимание на вопросы антиалкогольной, антинаркотической пропаганды.

У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности.

Но воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». Должно идти постоянное развитие таких составляющих толерантности, как симпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание.

Источники соответствующей информации – фольклорные и литературные персонажи и реальные люди, складывающиеся отношения часто совсем разных людей, идущих от настороженности, недоверия, даже враждебности к взаимному приятию.

Итак, если мы действительно хотим, чтобы наши дети не только знали и понимали, в чем ценность терпимого, равноправного, уважительного отношения людей друг к другу, но и сами освоили такое отношение в качестве первичной модели поведения, в школе необходимо создать специальную систему взаимодействия детей и взрослых.

Большую роль в формировании стереотипов толерантного поведения детей играют общешкольные коллективные творческие дела, даже если они приурочены к самым разным событиям. Широкое распространение получают уроки милосердия, толерантности.

Навыки толерантного поведения можно формировать у детей в процессе проведения организации целевых внешкольных мероприятий. Недостаточно пробудить у воспитанников заботу только о себе, своем доме, которым является школа-интернат, необходимо еще воспитать умение относиться неравнодушно к происходящему за его стенами. Это могут быть различного рода благотворительные акции: забота об одиноких стариках, помощь ветеранам войны и труда, пенсионерам.   Все эти дела оставляют след в душах детей.

Стереотипы толерантного поведения вырабатываются не только во время целенаправленных действий, обучающих детей умению сочувствовать, сопереживать. Выражать свои чувства без агрессии и насилия. Основой их формирования является прежде всего повседневная жизнь ребенка в школьном коллективе. И эта жизнь также должна стать объектом внимания педагогов. Научить детей конструктивно разрешать конфликтные ситуации, взаимодействовать с товарищами на основе равенства и согласия – актуальнейшая задача наших учителей.Важнейшим условием закрепления стереотипов толерантного поведения является эмоциональный компонент.

      Одним из средств формирования толерантности и влияния на мировоззрение ребенка с ограниченными возможностями здоровья является этическая беседа. Она широко применяется в работе с учащимися различных возрастных групп. В педагогике она рассматривается и как средство привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как средство формирования моральных представлений и понятий.

Особенность проведения этических бесед заключается в том, что в них можно включить инсценировки, чтение отрывков из художественной литературы, но при этом важно не забывать, что в этической беседе должны преобладать живой обмен мнениями, диалог.

    Также могут широко использоваться уроки нравственности. Мы знаем, что урок – это основная форма учебно-воспитательной работы. Уроки нравственности могут включать в себя дискуссию, ролевые игры, просмотр отрывков из видеофильмов, чтение стихотворений, обсуждение пословиц, включать диагностические методики, направленные на определение уровня воспитанности. Темы таких уроков могут быть разными:

  1. «Что значит жить по справедливости?»
  2. «Честь и совесть. Существуют ли они друг без друга?»
  3. «В чем красота человека?»
  4. «Что значит – уважать национальные традиции?» и другие.

В воспитании толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья особая роль отводится педагогу. Используя различные пути и средства в воспитании толерантности, очень важно, чтобы толерантным был сам педагог.    

Сенека      сказал: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого».

Нужно помнить, что мы строим культуру мира. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится    Человеком только благодаря другому человеку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Доклад опубликован в сборнике, по материалам международной конференции "49-е Евсевьевские чтения", проходившей в г.Саранск...

"Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе".

В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая, вражда между отдельными людьми и социальными группами. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда....

Доклад на тему: Формирование толерантности как нравственной основы личности в детском доме для умственно отсталых детей.

Проблема формирования толерантности у умственно отсталого воспитанника относится к числу наименее разработанных. Данная проблема привлекла к себе внимание, как только эту категорию стали выделять из в...

Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе.

Доклад на IX Всероссийской научно-практической конференции  посвященной 140-летию со дня рождения С.Д.Эрьзи.Поликультурное образование : опыт и перспективы.Тема:Формирование  этнотолерантнос...