Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_odnknr_5_klass.doc | 377 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса разработана на основе:
- примерной программы по предмету «основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс; / авт.-сост. Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение», 2020;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 г. №4/15).
Календарно-тематическое планирование соответствует учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: 5 класс. Н.Ф. Виноградова. М.: «Просвещение», 2021.
Цель рабочей программы:
- формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи изучения предмета, в том числе воспитательные:
-воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
- воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
- готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
-формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
-формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
-способствовать духовно-нравственному развитию учащихся,
-содействовать формированию чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному краю, духовным истокам российской цивилизации, учитывает национальные, региональные и этнокультурные особенности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Виды контроля:
№ | Тема (раздел) | Кол-во часов | ||
Развитие речи (подготовка сообщений.) | Защита проекта | |||
1 | Введение | 1 | ||
2 | Культура России как диалог культур разных народов | 10 | 3 | |
3 | Нравственные ценности российского народа | 15 | 3 | |
4 | Интеллектуальная культура российского общества | 3 | ||
5 | Эстетическая культура общества | 6 | 2 | |
ИТОГО | 35 | 6 | 2 |
Форма промежуточной аттестации по предмету «основы духовно-нравственной культуры народов России» – проектная работа.
2. Планируемые предметные результаты
Ученик научится:
- проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определять общую цель и пути ее достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, традиции как основы культурной истории многонационального народа России;
- понимать основные нормы светской и религиозной морали, научится понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- осознавать ценности человеческой жизни.
Ученик получит возможность научиться:
- делать осознанный нравственный выбор;
- связывать мир духовной и социальной жизни народа с миром природы;
- обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
3. Основное содержание программы
Введение (1 ч)
Повторение пройденного в 4 классе. Традиционные религии России – неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.
Культура России как диалог культур разных народов (10 ч)
Определение понятия «культура». Культура первобытного общества. В мире культур. Узелковое письмо – один из древнейших видов письменности. Печатный двор при Иване Грозном. Искусство народов Кавказа. Татарское народное искусство.
Величие российской культуры. Российская культура – это плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей. М. В. Ломоносов, И. П. Кулибин, Ю. С. Рытхэу, Р. Гамзатов, Шолом-Алейхем, Ф. Г. Волков, Гомбожаб Цыбиков, Д. Д. Шостакович, Г. Уланова.
Выдающиеся личности, причисленные к православным святым: Александр Невский, Андрей Боголюбский, Гурий Казанский, Нестор летописец,.
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности - часть культуры общества .
Нравственные ценности российского народа (16 ч)
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности - часть культуры общества.
Определение понятия «нравственная культура». Быть справедливым – нравственный долг человека. Патриотизм – нравственное чувство гражданина. Страницы Великой Отечественной войны. Православные священнослужители – защитники Родины: священник Федор Пузанов, архимандрит Нифонт. «Любовь к Родине исходит из веры».
Гуманизм – высшее нравственное чувство человека. Благотворительность – проявление сострадания и милосердия. Нравственные ценности традиционных религий России. Религия и нравственность. Нравственные заповеди христианства. Нравственные заповеди ислама. Нравственные заповеди буддизма.
Труд как общечеловеческая ценность.
Интеллектуальная культура российского общества (3 ч)
Что такое интеллектуальная культура. История развития интеллектуальной культуры общества. Д.И. Менделеев – великий русский ученый-химик. А.Ф. Можайский – контр-адмирал и ученый.
Эстетическая культура общества (6 ч)
Эстетические ценности культуры. Эстетическая культура общества. Искусство и культура общества. Народное искусство. Орнаменты татарского народа. Ненецкая легенда.
Этическая культура, рожденная религией. Архитектура православных храмов. Внутреннее убранство храма. Иконы в культуре православия. Владимирская икона Божией Матери на охране Москвы. Мечеть – произведение мусульманской архитектуры. Каллиграфия в исламе.
4. Календарно-тематическое планирование
(1 ч в неделю; 35 учебных недель)
5 класс
Номера уроков | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения |
Введение (1 ч.) | ||||
Введение | 1 | 01.09 | ||
Культура России как диалог культур разных народов (10 ч.) | ||||
Что такое культура | 1 | 08.09 | ||
Культура первобытного общества | 1 | 15.09 | ||
В мире культуры народов России | 1 | 22.09 | ||
В мире культуры народов России | 1 | 29.09 | ||
Выдающиеся деятели российской культуры | 1 | 06.10 | ||
Выдающиеся деятели российской культуры | 1 | 13.10 | ||
Выдающиеся деятели российской культуры | 1 | 20.10 | ||
Выдающиеся личности, причисленные к православным святым | 1 | 27.10 | ||
Выдающиеся личности, причисленные к православным святым | 1 | 10.11 | ||
Выдающиеся личности, причисленные к православным святым | 1 | 17.11 | ||
Нравственные ценности российского народа (15 ч.) | ||||
Что такое нравственная культура | 1 | 24.11 | ||
Нравственный долг человека | 1 | 01.12 | ||
14. | Интеллигентность | 1 | 08.12 | |
15. | Патриотизм | 1 | 15.12 | |
16. | Отечественная война 1812 года | 1 | 22.12 | |
17. | Страницы Великой Отечественной войны | 1 | 29.12 | |
18. | Православные священнослужители – защитники Родины | 1 | 12.01 | |
19. | Православные священнослужители – защитники Родины | 1 | 19.01 | |
20. | Гуманизм | 1 | 26.01 | |
21. | Благотворительность | 1 | 02.02 | |
22. | Нравственные ценности традиционных религий России | 1 | 09.02 | |
23. | Нравственные заповеди христианства | 1 | 16.02 | |
24. | Нравственные заповеди ислама | 1 | 02.03 | |
25. | Нравственные заповеди буддизма | 1 | 09.03 | |
26. | Нравственные заповеди в современно мире | 1 | 16.03 | |
Интеллектуальная культура российского общества (3 ч.) | ||||
27. | Интеллектуальная культура | 1 | 23.03 | |
28. | Менделеев Д.И. – ученый-химик | 1 | 06.04 | |
29. | Можайский А.Ф. - ученый | 1 | 13.04 | |
Эстетическая культура общества (6 ч.) | ||||
30. | Эстетическая культура общества | 1 | 20.04 | |
31. | Народное искусство | 1 | 27.04 | |
32. | Архитектура православных храмов | 1 | 11.05 | |
33. | Мечеть – произведение мусульманской архитектуры | 1 | 14.05 | |
34. | Защита проектной работы | 1 | 18.05 | |
35. | Подведение итогов | 1 | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 1 класс
Рабочая учебная программа музыкальной студии для 1 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образов...
Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы...
Программа кружка «Духовно – нравственные традиции русского народа».
Интегрированный учебный курс, целью которого является восстановить «св...
Рабочая программа "Духовно-нравственная культура народов России"
Рабочая программа составлена на основе современных требований....
Отчет Дополнительной общеразвивающей программы духовно-нравственного развития культуры народов Ямала «Хозяйка чума» в рамках реализации МИП.
Отчет по программе...
Методическая разработка урока для обучающихся 8 класса в рамках Предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры
Методическая разработка урока для обучающихся 8 класса в рамках Предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры «К 350-летию со дня рождения Петра I: секуляр...
Конспект урока и слайдовая презентация по курсу ОДНКНР по теме "Духовно-нравственные ценности российского народа"
Материал урока разработан в соответствии в новой Федеральной программой основного общего образования по учебному курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России".Тематический блок...