Доклад "Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников младшего дошкольного возраста по вопросам духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"
методическая разработка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» филиал «Дружба»
Первомайского района Тамбовской области
Доклад на тему:
«Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников младшего дошкольного возраста по вопросам
духовно-нравственного воспитания
в условиях реализации ФГОС ДО»
Подготовила: воспитатель
филиала «Дружба»
МБДОУ «Первомайский детский сад»
Щетинникова Т.В.
2019 год
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
В. А. Сухомлинский.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым запросам и уделяет большое внимание работе с родителями.
Несомненно, семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Дошкольное воспитание - важнейший период в становлении и развитии личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений.
Актуальность: В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии и справедливости. В семьях вопросы духовно-нравственного воспитания зачастую (по результатам анкетирования) не считаются важными, и поэтому растет агрессивность и жестокость в обществе.
Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное, духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, культурных традиций России во взаимодействии с семьями воспитанников.
Духовно - нравственное воспитание младших дошкольников включает в себя целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,
их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Методы, приемы и средства духовно-нравственного воспитания младших дошкольников разнообразны, и определяются педагогом с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, опыта родителей, специфики каждой семьи в атмосфере доброжелательности и открытости.
Что же такое духовно-нравственное воспитание ребёнка? Это важнейшая проблема воспитания детей. Именно нравственность включает в себя такие понятия как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, то есть самые ценные, самые главные человеческие качества. И мы, взрослые, обязаны ежедневно, ежечасно, ежеминутно воспитывать их в наших детях. Кто-то может сказать: «Какая может быть нравственность у такой крохи, как младший дошкольник?» Это большое заблуждение. Воспитывать духовно-нравственные качества необходимо с самых первых шагов ребёнка, именно младший дошкольный возраст самый чувствительный и отзывчивый на всё доброе.
Духовно- нравственное воспитание – это процесс непрерывный. И дети вряд ли будут с удовольствием выслушивать наши нотации на эту тему. Поэтому в каждой лексической теме, в ООД, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, в продуктивной деятельности, досуговой деятельности мы включаем задачи по воспитанию у малышей духовно- нравственных качеств. Ищем наиболее понятные и интересные ребёнку формы общения, где ненавязчиво, заостряем его внимание на духовно-нравственные аспекты. В этом нам помогают: художественная литература, сказки, стихи, фольклор, доверительные беседы и конечно игры - то есть всё то, что делает детскую жизнь счастливой и интересной.
Нельзя добиться больших успехов в духовно- нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно- нравственное образовательное пространство: семья и дошкольное учреждение.
Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.
Именно поэтому мы уделяем большое внимание работе с родителями, помогаем укрепить статус семьи в духовном становлении детей.
Родители дают ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика человека. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат всего общества. Поэтому очень важно, какие моральные ценности преобладают в семье. Ведь семейные взаимоотношения становятся для ребенка «моделью», по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Задача педагогов в работе с родителями, заключается в том, чтобы стать партнерами и заложить фундамент духовно-нравственного воспитания ребенка.
Партнерские отношения строятся на доверии и взаимопонимании. Родительские собрания, диспуты, мастер-классы для родителей являются эффективной формой общения и обучения, и проходят в дружеской обстановке.
Духовно – нравственные качества детей младшего дошкольного возраста можно развить с помощью детского фольклора или устного народного творчества. Ведь эти произведения поучительны чистотой и непосредственностью. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Поэтому, можно сказать, что литература – богатейший источник, побудитель человеческих чувств - нравственных, интеллектуальных, эстетических. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка.
Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей.
В детском саду чаще всего используется такой вид устного народного творчества, как потешки. Потешка не только учит движению, она воспитывает, учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо». Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить. Данный вид устного народного творчества можно использовать во всех режимных моментах. Большую роль в воспитании духовно – нравственных качеств личности у детей играют пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. В детском саду пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы.
Например: одеваются на прогулку, медлительному ребенку говорят: «Семеро одного не ждут», на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе: «Поспешишь - людей насмешишь». Во время наблюдений можно использовать различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой». Загадки – полезное упражнение для детского ума.
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например: сказки «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными, трудолюбивыми; «Гуси лебеди», «Сестрица - Алёнушка и братец Иванушка» учат слушать родителей. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики». Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается - «Хаврошечка», «Царевна Лягушка».
В процессе работы по данному вопросу было выяснено, что детям фольклор близок и интересен. Приобщаться к фольклору, набираться ума- разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться с помощью детского фольклора – важная предпосылка на сегодняшний день.
Наша работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. На всех наших мероприятиях для детей мы рады всегда видеть родителей, бабушек, дедушек, не только в качестве зрителей, но и активными участниками.
Взаимодействие с родителями в рамках духовно-нравственного воспитания выстроено следующим образом:
1. Создание условий для благоприятного климата сотрудничества с родителями.
2. Установление доверительных и партнёрских отношений с семьями воспитанников.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
В ходе работы решаются следующие задачи:
1. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
2. Вызвать положительные эмоции от общения с детьми.
С родителями составляется план работы, выбираются активные формы и методы работы:
1. Общие и групповые собрания.
2. Родительский уголок.
3. Консультации.
4. Занятия с участием родителей.
5. Беседы с родителями и детьми.
6. Анкетирование.
7. Оформление стендов, папок-передвижек.
8. Дни общения.
9. Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.
10. Дни добрых дел.
Систематически оформляем тематические выставки, на которых особой популярностью пользуется раздел «Детский фольклор». Чтобы держать родителей в курсе событий, ведем папку «Учите и играйте вместе с детьми». В неё записываются потешки, поговорки, считалки, игры, в которые родители могли бы поиграть дома, закрепляя этот материал со своим ребёнком.
По традиции ежегодно проводим фольклорные праздники для младших дошкольников вместе с родителями: «Осенины», «Масленица» и другие. От каждой новой встречи с родителями дети получают радость и удовольствие.
Значимость духовно – нравственного воспитания в развитии личности младших дошкольников формирует у детей нравственные чувства, положительные навыки и привычки, основы моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения, побуждает нас педагогов на поиск новых эффективных форм работы.
Л. Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»
Список литературы:
1. Артёмова Е. И. Духовно – нравственное воспитание дошкольников // Дошк.
Педагогика. – 2012. – № 7.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2003.
3. Дорохина Н. Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников // Дошк. Воспитание. – 2007. – № 10.
4. Буренина А. И. Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования: метод. Пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2007.
5. Интернет ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» филиал «Дружба»
Первомайского района Тамбовской области
Доклад на тему:
«Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников младшего дошкольного возраста по вопросам
духовно-нравственного воспитания
в условиях реализации ФГОС ДО»
Подготовила: воспитатель
филиала «Дружба»
МБДОУ «Первомайский детский сад»
Щетинникова Т.В.
2019 год
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
В. А. Сухомлинский.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым запросам и уделяет большое внимание работе с родителями.
Несомненно, семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Дошкольное воспитание - важнейший период в становлении и развитии личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений.
Актуальность: В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии и справедливости. В семьях вопросы духовно-нравственного воспитания зачастую (по результатам анкетирования) не считаются важными, и поэтому растет агрессивность и жестокость в обществе.
Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное, духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, культурных традиций России во взаимодействии с семьями воспитанников.
Духовно - нравственное воспитание младших дошкольников включает в себя целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,
их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Методы, приемы и средства духовно-нравственного воспитания младших дошкольников разнообразны, и определяются педагогом с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, опыта родителей, специфики каждой семьи в атмосфере доброжелательности и открытости.
Что же такое духовно-нравственное воспитание ребёнка? Это важнейшая проблема воспитания детей. Именно нравственность включает в себя такие понятия как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, то есть самые ценные, самые главные человеческие качества. И мы, взрослые, обязаны ежедневно, ежечасно, ежеминутно воспитывать их в наших детях. Кто-то может сказать: «Какая может быть нравственность у такой крохи, как младший дошкольник?» Это большое заблуждение. Воспитывать духовно-нравственные качества необходимо с самых первых шагов ребёнка, именно младший дошкольный возраст самый чувствительный и отзывчивый на всё доброе.
Духовно- нравственное воспитание – это процесс непрерывный. И дети вряд ли будут с удовольствием выслушивать наши нотации на эту тему. Поэтому в каждой лексической теме, в ООД, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, в продуктивной деятельности, досуговой деятельности мы включаем задачи по воспитанию у малышей духовно- нравственных качеств. Ищем наиболее понятные и интересные ребёнку формы общения, где ненавязчиво, заостряем его внимание на духовно-нравственные аспекты. В этом нам помогают: художественная литература, сказки, стихи, фольклор, доверительные беседы и конечно игры - то есть всё то, что делает детскую жизнь счастливой и интересной.
Нельзя добиться больших успехов в духовно- нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно- нравственное образовательное пространство: семья и дошкольное учреждение.
Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.
Именно поэтому мы уделяем большое внимание работе с родителями, помогаем укрепить статус семьи в духовном становлении детей.
Родители дают ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика человека. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат всего общества. Поэтому очень важно, какие моральные ценности преобладают в семье. Ведь семейные взаимоотношения становятся для ребенка «моделью», по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Задача педагогов в работе с родителями, заключается в том, чтобы стать партнерами и заложить фундамент духовно-нравственного воспитания ребенка.
Партнерские отношения строятся на доверии и взаимопонимании. Родительские собрания, диспуты, мастер-классы для родителей являются эффективной формой общения и обучения, и проходят в дружеской обстановке.
Духовно – нравственные качества детей младшего дошкольного возраста можно развить с помощью детского фольклора или устного народного творчества. Ведь эти произведения поучительны чистотой и непосредственностью. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Поэтому, можно сказать, что литература – богатейший источник, побудитель человеческих чувств - нравственных, интеллектуальных, эстетических. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка.
Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей.
В детском саду чаще всего используется такой вид устного народного творчества, как потешки. Потешка не только учит движению, она воспитывает, учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо». Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить. Данный вид устного народного творчества можно использовать во всех режимных моментах. Большую роль в воспитании духовно – нравственных качеств личности у детей играют пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. В детском саду пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы.
Например: одеваются на прогулку, медлительному ребенку говорят: «Семеро одного не ждут», на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе: «Поспешишь - людей насмешишь». Во время наблюдений можно использовать различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой». Загадки – полезное упражнение для детского ума.
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например: сказки «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными, трудолюбивыми; «Гуси лебеди», «Сестрица - Алёнушка и братец Иванушка» учат слушать родителей. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики». Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается - «Хаврошечка», «Царевна Лягушка».
В процессе работы по данному вопросу было выяснено, что детям фольклор близок и интересен. Приобщаться к фольклору, набираться ума- разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться с помощью детского фольклора – важная предпосылка на сегодняшний день.
Наша работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. На всех наших мероприятиях для детей мы рады всегда видеть родителей, бабушек, дедушек, не только в качестве зрителей, но и активными участниками.
Взаимодействие с родителями в рамках духовно-нравственного воспитания выстроено следующим образом:
1. Создание условий для благоприятного климата сотрудничества с родителями.
2. Установление доверительных и партнёрских отношений с семьями воспитанников.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
В ходе работы решаются следующие задачи:
1. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
2. Вызвать положительные эмоции от общения с детьми.
С родителями составляется план работы, выбираются активные формы и методы работы:
1. Общие и групповые собрания.
2. Родительский уголок.
3. Консультации.
4. Занятия с участием родителей.
5. Беседы с родителями и детьми.
6. Анкетирование.
7. Оформление стендов, папок-передвижек.
8. Дни общения.
9. Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.
10. Дни добрых дел.
Систематически оформляем тематические выставки, на которых особой популярностью пользуется раздел «Детский фольклор». Чтобы держать родителей в курсе событий, ведем папку «Учите и играйте вместе с детьми». В неё записываются потешки, поговорки, считалки, игры, в которые родители могли бы поиграть дома, закрепляя этот материал со своим ребёнком.
По традиции ежегодно проводим фольклорные праздники для младших дошкольников вместе с родителями: «Осенины», «Масленица» и другие. От каждой новой встречи с родителями дети получают радость и удовольствие.
Значимость духовно – нравственного воспитания в развитии личности младших дошкольников формирует у детей нравственные чувства, положительные навыки и привычки, основы моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения, побуждает нас педагогов на поиск новых эффективных форм работы.
Л. Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»
Список литературы:
1. Артёмова Е. И. Духовно – нравственное воспитание дошкольников // Дошк.
Педагогика. – 2012. – № 7.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2003.
3. Дорохина Н. Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников // Дошк. Воспитание. – 2007. – № 10.
4. Буренина А. И. Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования: метод. Пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2007.
5. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему" Педагогическая компетентность педагога результаты освоения обучающимися,воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений как ресурс реализации ФГОС "
Выступление на педсовете МБОУСОШ№8 г.Ельца, 2012г-ноябрь....
Проект по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования "Душа России"
1. Паспорт проекта Наименование проекта: Проект по духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средня...
Работа классного руководителя и родителей по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации ФГОС ООО.
Задачи и направление содержательной деятельности с родителями, массовые мероприятия с родителями,организация совместной общественно-значимой деятельности. формы работы с родителями....
Внеклассное мероприятие на тему:« Воспитание духовно-нравственной личности в рамках реализации ФГОС»
Проблема воспитания духовно- нравственной личности, толерантности и нравственной идентификации младшего школьника была актуальна всегда. Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. ...
Преемственность логопедического сотрудничества в системе образования (дошкольное образования- начальная школа) как одно из условий реализации ФГОС
Логопедическое сотрудничество с воспитателями детского сада...
Проектный метод обучения на уроках технологи как средство формирования духовно-нравственной компоненты в рамках реализации ФГОС.
Обращение к фольклорным традициям раскрывает истоки нашего мировоззрения, является интересным и полезным досугом, позволяющим раскрыть способности личности, привить художественный и эстетический...
Выступление на методическом объединении: "Компетентность педагога ,проводящего реабилитацию с детьми младшего школьного возраста по вопросам воспитания"
Знать психологические особенности ребёнка,корректировать рабочую программу в соответствии с особенностями ребёнка,изучать и использовать технологии,расширять знание через применение межпредметных связ...