День Ангела урок по ОРКСЭ
материал (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок 24. День ангела
Планируемые результаты:
Предметные: умение отличать День рождения от праздника именин (День ангела).
Метапредметные: умение анализировать, сравнивать, проводить аналогию.
Ход урока:
1. Работа с открытками
1.1. Вступление педагога.
Сегодня мы поговорим об одном семейном празднике, который когда-то давно очень любили и ждали все мальчики и девочки, а также их родители. На этот праздник было принято дарить открытки. Давайте рассмотрим некоторые из них и попробуем предположить, о каком празднике идет речь.
1.2. Рассматривание и изучение старинных открыток.
Вопросы для рассматривания:
- Что вы видите?
- Что вы видите, что не назвали ваши одноклассники?
- Что вы еще заметили, что не заметили другие?
- О каких моментах еще не сказали?
- Какие еще детали привлекли ваше внимание?
- Что вы увидели такое, что позволяет вам сделать такой вывод?
- Почему ты сделал такое вывод?
- На основании чего, увиденного на открытке, ты так решил?
- Кто изображен на открытке?
- Что происходит?
- Какое событие изображено?
- Как вы полагаете, как называется этот праздник?
- Как относились к этому празднику?
- Что могли дарить в этот праздник?
Этот семейный праздник называется ИМЕНИНЫ или, как его еще называли ДЕНЬ АНГЕЛА.
Сформулируйте тему нашего урока («День ангела»)
Какой современный праздник похож на день Именин?
1.3. Работа в парах по рассматриванию и изучению современных открыток.
Продолжаем исследование. Достаньте из конверта открытки ко дню рождения.
Какие изображения часто встречаются на этих открытках?
На что указывают цифры?
Почему много цветов?
Какое изображение встречается на старинных открытках, но его не увидели на открытках ко дню рождения? (на современных открытках нет ангела) (слайд1)
Вывод: День рождение и Именины – это два разных праздника. У людей особое отношение ко дню своего рождения и ко дню Ангела. Если, конечно, человек отличает одно событие своей жизни от другого. Сегодня в нашу жизнь возвращается праздник Именин, и некоторые семьи отмечают его наравне с Днем рождения. Что же значит этот позабытый многими праздник?
Уберите, пожалуйста, открытки в конверт.
2. Тайна имени
2.1. Подберите однокоренное слово к слову «именины». (слайд 2)
2.2. Откуда у человека берется имя?
Обобщу ваши ответы: у каждого человека есть имя. Многих из нас назвали в честь бабушек, дедушек, других родственников, или в честь известных людей, кумиров, героев. А кто-то считает, что родители выбрали ему имя совершенно случайно.
2.3. Тайна состоит в том, что предки в старину случайных имен не давали. Каждое имя что-то значило. Имя – это спутник, который сопровождает каждого из нас на долгой дороге жизни. Поэтому выбор имени – дело ответственное.
В старину наши предки при выборе имени не полагались на себя, и выбирали имя младенцу по святцам.
Что такое Святцы, как вы думаете?
Святцы, или как их еще называют – месяцеслов – это список святых, чтимых Православной церковью. Святцы составлены в виде календаря, где каждый день приурочен к поминовению какого-либо святого.
Через несколько дней после рождения новорожденного приносили в церковь, чтобы крестить, священник открывал Святцы и выбирал из списка имя для младенца. В Святцах каждому дню соответствует свой список имен людей, заслуживших своими земными делами честь быть причисленными к лику святых. Как только младенца крестили – Святой становился его покровителем, охранял и оберегал его на жизненном пути, посылал Ангела приглядывать за ним.
Попробуйте аргументировать, почему книгу выбора имен для младенцев называли СВЯТЦЫ?
День крещения в церкви получил название «именины» и праздновали этот день, как день духовного рождения, а день телесного рождения нашими предками отмечать было не принято.
2.4. Работа с изображением. Святой Петр.
Давайте посмотрим, какие имена записаны в Святцах сегодня.
Кто увидел свое имя, встаньте.
Какое имя у ваших небесных покровителей?
Сегодня ваши именины. Почему? (сегодня день памяти Святых с такими именами)
А у кого-нибудь из Вас есть сегодня День рождения?
День именин и День рождения – это разные дни!
Посмотрим на имена в Святцах завтрашнего дня.
Есть ли среди Вас те, кто носит эти имена?
Кто он – ваш святой покровитель?
Считалось, что у ребенка будет больше защиты, если его охраняет ангел и святой покровитель, чьим именем он назван.
Человек, носивший имя святого покровителя, стремился узнать историю его жизни и в своих делах и поступках быть достойным его.
Среди вас нет Петра, давайте поговорим о нем. Например, мальчики носившие имя Петр, знали, что названы они в честь апостола св. Петра. Чем же он прославился?
Попробуем догадаться, рассмотрим эпизоды из жизни Петра в художественных произведениях.
- Каким видом деятельности заняты люди на картине?
- Как вы думаете кто из них Петр?
-А почему вы так решили?
Петр в своей земной жизни был простым рыбаком. Вы видите, как И. Христос призывает простых людей стать его учениками.
Прочитайте название картины
Кто такие апостолы? (Апостолы - ближайшие ученики и последователи Иисуса Христа)
-Петр изображен и на следующих двух картинах. Найдите его.
-Почему ты так решил?
- Что он делает? Зачем?
-Как называется 1 картина?
-Кого называют КАЛЕКОЙ? (больной человек)
-Как называется 2 картина?
- Что значит ВОСКРЕШАЕТ? (значит вернуть к жизни)
Чем же он прославился среди простых людей? (помогал людям).
Петр совершил очень много добрых дел, и когда от него потребовали прекратить помогать простым людям, отказаться от совершенных дел, отказаться от Иисуса Христа, он остался верен ему и предпочел смерть.
На следующей картине мы видим, как его умертвили. Как? (Петра распяли вниз головой).
- Объясните значение слова РАСПЯЛИ. (Распяли - пригвоздить руками и ногами к кресту (древний способ казни).
-А почему вниз головой? (возможно, Вниз головой, потому что хотели унизить)
- Петр отдал свою жизнь за веру. Не отрекся от дорогих ему людей. После смерти он был причислен к лику святых.
- Петр – не случайно это имя переводится как «камень». Родители верили, что если назвать сына Петр, то он вырастет надежным человеком, на которого можно положиться. Для этого он должен знать о земной жизни своего покровителя, стремиться быть достойным такого имени…. А святой Петр будет оберегать его.
-Рассмотрите следующую картину. (Иисус Христос доверил ему ключи от Рая).
*Почему их два?
1) один ветхозаветный, другой – новозаветный
2) золотой – духовная власть, серебряный – светская власть
3) небесный рая и земной рай
Вот мы и узнали историю Святого Петра, чем он прославился. Интересно! Его имя носят не только люди, но церкви, храмы, соборы и даже целые города.
Вы узнали изображения?
3. Традиции празднования
3.1. Согласитесь, интересно узнать, как справляли именины. Прочитайте текст, карандашом подчеркните опорные слова, которые помогут вам узнать историю праздника.
Самостоятельное чтение детей.
По традиции накануне праздника семья именинника пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день именин виновник торжества с родственниками ходил в церковь, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Друзьям и родным подносились именинные пироги, причём начинка и размер пирога имели под собой определённый смысл, исходящий из отношений именинника и его близких. Вечером собирались на праздничный ужин.
С утра именинник или именинница рассылали гостям именинные пироги; знатность лица, которому посылался пирог, измерялась величиной посылаемого пирога. Пирог служил своеобразным приглашением на именины. Принесший пироги ставил их на стол и говорил: «Именинник приказал кланяться пирогами и просил хлеба кушать». Крестным отцу и матери обычно посылали сладкие пироги в знак особого уважения. В некоторых губерниях Центральной России вместо пирогов родным рассылали так называемые именинники — большие сдобные булки без начинки, сверху утыканные изюмом. В каждый дом приносили по одному такому пирогу. Сходясь за праздничным столом, гости подносили виновнику торжества подарки; лица духовные благословляли именинников образами, а светские дарили отрезы материи, кубки или деньги.
Сейчас я вас прошу встать и задвинуть стулья.
Пока играет музыка, вы двигаетесь по классу, ХОДИТЕ, НЕ БЕГАЕТЕ, но как музыка закончится, вы сразу находите себе пару. Занимаем все пространство класса!
Тот, кто выше ростом, первым назовет одну из традиций празднования именин. Его партнер в ответ назовет другую традицию.
Закончили беседу.
Расскажи, о чем тебе сказал твой товарищ?
(так же спросить другого в этой паре)
МУЗЫКА
Тот, у кого длиннее волосы, расскажет 1 факт как празднуют День Ангела. Партнер расскажет свой факт. Информацию, услышанную с предыдущей музыкальной остановки НЕ ПОВТОРЯТЬ.
Закончили беседу.
Расскажи, о чем тебе сказал твой товарищ?
(так же спросить другого в этой паре)
МУЗЫКА
У кого меньше число дня рождения в паре рассказывает то, что еще не звучало про празднование ИМЕНИН.
- О чем ты узнал от своего одноклассника?
- А он что тебе рассказал?
Спасибо ребята, прошу занять свои места.
4. Подведение итогов.
Именины – это особенная греко-русская традиция, которой не знают, например, грузинская и болгарская православные церкви. Там человека называют не именем святого, а традиционными национальными именами, имеющими то или иное определенное положительное значение. Нам, жителям Великой России, необходимо ценить этот редкий обычай. Возрождение этого семейного и духовного праздника, как нить, связывающая нас с обычаями многих поколений наших прославленных предшественников.
В преданье старом говорится:
Когда родился человек
Звезда на небе загорится,
Чтобы светить ему на век.
Кто из вас захотел узнать о жизни святого, чье имя вы носите?
На память об уроке давайте сделаем ангелочков. (МУЗЫКА)
Какая была тема нашего урока?
Как вы поняли ее, я узнаю, проверив коротенький тест, в нем всего 3 вопроса.
Подписывать не нужно.
Тест
1.Какой современный праздник похож на день Именин?
А) 8 марта
Б) Новый год
В) День рождения
2. День рождения и Именины – это (ПОДЧЕРКНИ)
А) один и тот же праздник
Б) два разных праздника
3. Определи соответствие (СОЕДИНИ ЛИНИЕЙ)
День рождения | духовное рождение (душа получила защиту) |
День Ангела | |
Именины | телесное рождение (тело появилось на свет) |
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно- развивающего занятия "День ангела"
святочно духовно - нравственное развлечение...
Конспект коррекционно- развивающего занятия "День ангела"
авторская разработка конспекта занятия...
Праздники в нашем доме. Именины, день ангела.
Внеклассное мероприятие для начальной школы, которое знакомит детей с православными праздниками - именинами и днём Ангела....
Урок по ОРКСЭ модуль"Основы светской этики". Тема урока "Добро и зло"
В начальной школе важно не только обучать ребят общеучебным умениям, давать знания по предметам, но и формировать у детей представления об общечеловеческих ценностях, моральных нормах, гражданской поз...
Обобщающий урок по ОРКСЭ 1-20 урок в виде игры "Своя игра"
Обобщающий урок по ОРКСЭ 1-20 урок в виде игры "Своя игра"...
Открытый урок по ОРКСЭ 4 класс по теме "Заповеди" (конспект урока и презентация)
Тема:"Заповеди" к учебнику Данилюк А, Я....
Занятие День Ангела
День Ангела...